332 Dr. Ed. Mahler. Chronologisehe Vergleichungs – Tabellen nebsl ciiiur Anleitung zu deu Grundziigen der Chronologie. Wien 1889. В. 1, S. 45. Автор составлял свои таблицы по поручению 8-го международного кон­гресса ориенталистов 1886-го года в Вене. 333 Jdeler. Ilandbuch Chronologie В. II. S. 461. Cnf. Schmoger. Grundriss der christlichen Zeit – und – Festrechnung in ihrer Entwicklung und gegenwartigen Gestaltung. Halle. 1854. S. 94. 337 До сих пор с точностью наука не знает, с какого именно года началось обозначение лет по индиктам у древних и почему образова­лось такое отношение между индиктами и летами от Р. Хр., какое мы застаем в истории уже как готовый факт. Подробности об индиктах см. у Ideler " a Handbuch Chronologie В. II. S. 347–365. Все существенные сведения о них сообщены также Визелером – кратко, но точно и прав­диво. (Wieseler. Real – Encyklopadie Herzog – Hauck. В. 1. S. 201.) 339 Такое предположение Дионисий допускает потому, что он считает за действительное начало индиктов 313-й год; 312-й, следовательно, будет 15-го индикта; считая так назад до Р. Хр., мы увидим, что 1-й год нашей эры должен был бы приходиться в 4-й индикт. 340 Ideler. Handbuch Chronologie. В. II. S. 356–357. Wieseler a. a. 0. S. 201. Cnf. Schmoger. a. a. 0. S. 35 и др. 344 Останавливаемся на этом случае потому, что в нем мы видим одно из самых лучших оправданий того взгляда на дело, который сло­жился у нас и который будет изложен немного ниже. 346 Васильевский ibid. стр. 276. Подчеркнем при этом замечание проф. Васильевского, следующее за указанием мнения Геймбаха: «если бы Геймбаху в самом деле удалось доказать свое положение, то результат его соображений мог бы иметь важность и для русской истории, в которой существует такая же проблема относительно мартовского года». 351 Васильевский ibid. стр. 277. Проф. Васильевский совершенно отвергает гипотезу Геймбаха и замечает, что «здание, возведенное Геймбахом, рушится при первом прикосновении критики». Критика эта, однако, не очень сильна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

собора, о коем у г. Васильевского нет ни строчки. После этого где же заимствование, где списывание? Про вторую мою беседу г. Васильевский на стр. 96–97 рассказывает целую легенду: как я приходил к нему за книгами для бесед и за руководством для ведения их. Себя самого рассказчик выставляет знатоком раскола, имеющим полную возможность поделиться нужными сведениями, а пишущего эти строки – полным невеждой, не умеющим приступить к собеседованию, не понимающим смысла цитируемых свидетельств и т. д. За книгами я обращался к Васильевскому потому, что у него, как епархиального миссионера, склад выписанных для общего пользования казанских миссионеров книг. Беря у г. Васильевского книги, я однако не просил у него каких-либо указаний и конспектов. Он сам, как оказывается сейчас – с задней мыслью, дал мне бумажку цитат из бесед его с А. Коноваловым о Церкви Христовой и её священстве, заставив меня для этой записки рисковать своевременным выездом на срочные беседы в Уфимской епархии. Одна лишь вежливость заставила меня ждать тот длинный для отъезжающего получас, в продолжение коего он, г. Васильевский, искал вручённую им самим ненужную мне, а ему, как видим, весьма „пользительную“ бумажку. Рукопись казанского епархиального миссионера представляла ряд цитат из бл. Иеронима, бл. Феодорита, св. Ефрема Сирина , Нила Синайского , Киприана Карфагенского , Климента Римского , Ипполита, И. Златоустого и других оо. и учителей Церкви. Выдержки из бл. Иеронима мне были известны самому. Книги бл. Иеронима были у меня в руках для чтения и до этого времени. Сам г. Васильевский давал их мне зимой 1903 года. Потом выдержки из бл. Иеронима приведены в беседах прот. К. Крючкова с Коноваловым, описанных Обтемперанским в „Мисс. Обозр.“ за 1902, и в брошюре г. Обтемперанского, в его собеседовании с слепцом от 6 ноября 1902 г. Г. Василевский напрасно претендует на открытие Америки в деле новейшей полемики с расколом. В беседах с Коноваловым он лишь повторяет названных миссионеров. Особенно это нужно сказать по вопросу о Церкви и её священстве.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кроме цитат из. бл. Иеронима в рукописи г. Васильевского находились цитаты из бл. Феодорита и других указанных оо. и учит. Церкви. Но они известны не одному лишь Казанскому епархиальному миссионеру. Большинство из них приведено даже в выписках Озерского. В записке г. Васильевского есть, наконец, ссылки на старопечатные книги, которые тоже известны миссионерам независимо от г. Васильевского. В 1903 году в „Миссионерском Обозрении“ напечатан ряд моих бесед с начетчиком Черчимцевым, где не мало выдержек из бл. Августина и бл. Иеронима. Напрасно г. Васильевский не считает и их своими? Книги бл. Иеронима и бл. Августина я у него же брал. Следовательно, у него же списал! В виду моей независимости от рукописи г. Васильевского, я решился напечатать свои беседы, не смотря на все его застращивания. Его предупреждение опозорить меня в печати вызвало у меня, как он сам говорит, лишь одно недоумение; не что иное, как только недоумение выражаю и сейчас. Миссионер решается публично лгать на священника и лгать притом по давно задуманному плану, составленному ещё до ведения мной описанных в 1904 году бесед. Миссионер пишет, что прежде оглашения дела в печати он делал мне обличение (sic!) – наедине. Ничуть не бывало. Незаслуженное обличение было сделано умышленно в трамвае электрической дороги при большом стечении народа, громким голосом, привлекшим внимание всех сидящих в вагоне. Не удовольствуясь этим, г. Васильевский, согласно своему, прежде замышленному проекту, решился даже загрязнить только-что обновлённый „Православный Собеседник“. После этого как же не выразить недоумение! Подстрочные примечания, сделанные мной в 17 стр. 1034 и 18 стр. 1246, появились по разным причинам. Первое ради того, чтобы показать, что А. Коновалов нисколько не убеждается доводами прежних бесед, в том числе и Казанского епархиального миссионера, а второе также не ради дружбы, как думает г. Васильевский. Второе сделано „не за службу и не за дружбу“, а единственно из опасения быть забрызганным грязью. Рад отступиться от своего, лишь бы только не поносили.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Прежде чем двинуться в путь, надо было предупредить собравшихся, на что идут. Предупредить разброд в случае каких-нибудь неожиданностей. Гапон так ослабел и охрип, что сказать ничего не мог. От его имени я предупредил рабочих, что солдаты в них, может быть, будут стрелять и ко дворцу не пропустят. Хотят ли все-таки идти? Ответили, что пойдут и во что бы то ни стало прорвутся на площадь Зимнего дворца. Я объяснил, какими улицами идти, что делать в случае стрельбы. Сообщил адреса ближайших оружейных лавок. Когда раздалось последнее «с Богом», люди стали усердно креститься. Дрогнули хоругви. Дрогнула толпа. Суетливо сжалась у мостика. Еще раз сжалась, стиснутая у ворот. И вылилась на широкое шоссе. Мои предупреждения о возможности стрельбы, об оружии обратили внимание толпы, но не пристали к ней, не проникли в душевную глубь ее. — Разве к Богу можно идти с оружием? Разве к царю можно идти с дурными мыслями? — Спа-си, Го-ос-по-ди, лю-уди Тво-я и бла-го-слови до-сто-я-ние Тво-е... — разрезало звонкий морозный воздух криком последней надежды и веры десятков тысяч исстрадавшихся грудей». ( Рутенберг П.М. Убийство Гапона. Ленинград. 1925 ) 7. Пока Гапон по ходу дела пытался придать акции вид крестного хода, на Васильевском острове строили баррикаду Баррикады на Васильевском острове. Неизвестный художник//Wikimedia Commons/СС BY 2.0 «Огромные толпы народа, с разных концов города, начали направляться к центру столицы (…) Гапон, продолжая действовать на религиозные и верноподданнические чувства народа, предварительно начала шествия, отслужил в часовне Путиловского завода молебен о здравии Их Величеств и снабдил вожаков толпы иконами, хоругвями и портретами Их Величеств, для придания демонстрации в глазах народа характера крестного хода, в это же время в другом конце города, на Васильевском острове, незначительная группа рабочих, руководимая действительными революционерами, сооружала баррикаду из телеграфных столбов и проволоки и водружала на ней красный флаг. Такое зрелище было настолько чуждо общему сознанию рабочих, что тут же из направлявшейся к центру города громадной толпы раздавались восклицания: «Это уже не наши, нам это ни к чему, это студенты балуются»».

http://foma.ru/gapon-i-gaponovshhina-kak...

Беседа о психологии веры в чрезвычайной ситуации прошла в Благовещенской церкви на Васильевском острове февраля 2016 В Благовещенской церкви на Васильевском острове 28 февраля состоялась встреча с доктором психологических наук, профессором кафедры психологии риска, экстремальных и кризисных ситуаций Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России Светланой Ивановой. Светлана Петровна прочитала прихожанам храма небольшую лекцию на тему " Крушение стереотипов и психология веры в условиях чрезвычайной ситуации " и ответила на их вопросы.   Хотя речь шла о чрезвычайных ситуациях, оказалось, что все сказанное имеет отношение и к повседневной жизни.   Например, Светлана Петровна рассказала, что у каждого человека с первых лет жизни есть набор базовых иллюзий, которые влияют на его картину мира. Основных иллюзий три: иллюзия собственного бессмертия (невозможность физической смерти), иллюзия справедливого устройства мира и иллюзия простоты его устройства. Когда человек оказывается в кризисной ситуации, эти иллюзии разрушаются. По словам Светланы Ивановой, после различных катастроф и аварий психологи работают с тремя группами людей: самими пострадавшими, теми, кого эта ситуация затронула (родственниками погибших) и свидетелями. Есть и еще одна группа " пострадавших " , самая большая - это зрители и читатели СМИ, пользователи сети Интернет. К сожалению, члены этой группы обычно остаются без психологической помощи… Самое главное для человека, пережившего чрезвычайную ситуацию, - расплакаться и рассказать о своих переживаниях. Слезы облегчают душу и, возможно, даже действуют как легкое обезболивающее. Но есть и другие варианты реакции на произошедшее: истерика, агрессия, психомоторное возбуждение, апатия, ступор… Если в такой ситуации пострадавшему не поможет психолог, может начаться острое стрессовое расстройство, которое иногда длится достаточно долго, а порой завершается алкоголизмом, наркоманией, разрывом с близкими. Светлана Петровна рассказала, что вера помогает людям выжить в чрезвычайной ситуации и найти ресурсы для того, чтобы продолжать жить после нее. Она процитировала слова святителя Феофана Затворника: " Мы слепы и не видим сего... А не видевши, ропщем... и хульно о Боге думаем, будто Он не прав. А Он все устрояет наилучшим образом " .

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Лапина Елизавета Ильинишна Свечной пер., д. 5, кв. 19 23 .III Муравьев Валериан Николаевич Садовая ул., д. 9, гостиница Дамар Возобновить Синакевич Надежда Семеновна Лесной остров, Лесная ул., д. 12 23 .III Ксения П и В.А. Флерова Блох Элеонора Абрамовна Васильевский остров, 3 линия, д. 6, кв. 7 23 .III Г. Гордон Открытка Троицкий А. Васильевский остров, 14 линия, д. 37, кв. 48 23 .III А.В. Тыркова, Д.В. Философов Письмо к Д.В. Вильдович Берта Ефимовна 3-я Рождественская ул., кв. Лурье 23 .III Марголин и М.И. Туган- Барановский Записка Гаршва Мечислав Иосифович Морская ул., д. 32 Русский для внешней торговли банк 23 .III Ф. Крамер Письмо к Ксении П от 9. Клопотовский Елевферий Мефодьевич Морская ул., д. 32, Русский для внешней торговли банк 23 .III Клопотовская Мария Николаевна Морская ул., д. 32, Русский для внешней торговли банк 23 .III Крайзмер Леонид Филиппович Петроградская сторона, Малый прт., д. 76–78, кв. 14 23 .III И. Книжник Письмо к Ксении П от 26. Крайзмер Клавдия Федоровна Петроградская сторона, Малый прт., д. 76–78, кв. 14 23 .III Тарарыкова Мария Афанасьевна Васильевский остров, 8 линия, д. 61, кв. 46 23 .III А. Карташев Визитная карточка Дембская Вера Евгеньевна Жуковского ул., д. 11 23 .III Э.К. Кейхель Визитная карточка Сытин Иван Дмитриевич Москва, Тверская ул., д. 48 23 .III Лично через Д.С. Мережковского Рабинович Лидия Альфредовна Загородный прт., д. 12 23 .III Д.В. Философов Визитная карточка Рождественский Григорий Александрович Казанская ул., д. 36, кв. 71 23 .III Алмазова Записка Заварицкая Надежда Семеновна Угол Грязной и Успенской ул., д. 15/5, кв. 6 23 .III Кондурушкин Записка Скрипко Нина Петровна Новая Деревня, Набережная ул., д. 36, кв. 32. Новый адрес 23 .III А. Карташев Записка Симонова Вера Александровна Ковенский пер., д. 28, кв. 5 23 .III В.В. Гиппиус Записка Гринберг Савелий Исаакович Загородный прт., д. 13, кв. 36 23 .III В.В. Гиппиус Записка Вейденгаммер Юрий Алексеевич Николаевская ул., д. 16, кв. 18 А. Карташев Записка Иванова Елена Васильевна

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

Обитали они на обочинах двух питерских островов — Васильевского и Голодая, если официально, то острова Декабристов. На нём тайно захоронили казнённых аристократических революционеров, а несколько позже к ним присоединили повешенного на Смоленском поле цареубийцу Каракозова. Остров Голодай, как звали его в народе, по одной из городских легенд подарен был императрицей Екатериной II английскому купцу-врачу за тороватость в торговле и медицине. А врача-купца звали Холидэем — что русско-чухонская шантрапа со временем переделала в Голодай в соответствии со своим житейским положением. С тех пор это прозвище укоренилось в головах местных жителей и до 1930х годов считалось официальным названием. Большой и маленький острова отделяются друг от друга речкой Смоленкой, на берегах которой с двух сторон расположены три старинных питерских кладбища: с Василеостровской стороны — Смоленское православное, напротив, с Голодая, — два других: армянское и лютеранское. В этом месте река несколько изгибается, и как раз на её излучине стоит Смоленский мост, соединяющий два острова и три кладбища вместе. 17я линия Васильевского острова, пересекая Камскую улицу, выходит через этот мост к лютеранскому немецкому, а сама Камская улица, практически являясь продолжением набережной реки Смоленки, заканчивается Смоленским кладбищем. Наверное поэтому островные жильцы в то советское время острили, что все дороги Васильевского ведут на 17ю линию. Да, ещё одна интересная подробность: названия улиц в этих краях остались дореволюционными. Советская власть почему-то не переименовала здесь ни одного переулка. Места, как говорят в городском народе, окраинные, занюханные, злачные, и сами понимаете, кто в таких местах селится: маклаки, воры, проститутки, ханыги, городские и кладбищенские певцы Лазаря — нищие и прочие отбросы нашей цивилизации. Знаменитостью этой территории в ту далекую пору являлся «приставленный к жизни грех человеческий», как он себя именовал, а по-людски — Гоша-летописец, или, как величало его островное пацаньё, Гоша Ноги Колесом.

http://azbyka.ru/fiction/angelova-kukla/

Советники и асессоры, будучи вызваны в Петербург, на первых порах не имели здесь своего пристанища. В первом же заседании, 14 февраля 1721 года, при своем открытии, Синод напомнил государю, что советники и асессоры не получили указа о дворах, где им жить. Государь написал на докладе Синода: «которые могут монастырским иждивением построить, строить самим, на Васильевском острову, а которые не могут, подать росписи» 1001 . Тот же ответ разрешал и всеподданейшее прошение советников и асессоров о даче им денег на покупку дворов 1002 . По справке, оказалось: за Симоновым монастырем 2,493 двора, за Ипатским 3,684, за Высокопетровским 519, за Донским 1,427. В соответствие с указом 9 апреля 1719 года сенат рассчитал, что Симоновский Архимандрит должен выстроить на Васильевском острову два каменных дома, ипатский три, Донской два и Петровский – один 1003 . Синод сделал другой Расчет. По Синодскому Расчету, Симоновский и Ипатский Архимандриты могли строиться сами на Васильевском острову, когда получат в свои руки вотчины и доходы на основаниях, бывших до монастырского приказа, а Петровский и Донской Архимандриты, за малостью крестьян, сами строиться не могли. Также не могли строиться сами Кондоиди и Овсяников, которые ниоткуда не получали доходов 1004 . Из последующего оказывается, что почти все советники и асессоры, оставшиеся в Петербурге, обзавелись своими домами. Симоновский Архимандрит Петр купил было сначала себе дом на малой морской, на свои келейные деньги. Дом этот, почему то, был сломан по распоряжению правительства, а Петру отведен другой дом – от кабинета, по Неве. Уезжая в Москву, Петр оставил в этом доме дворника для охраны. Случилось, что Петербургский полициймейстер засадил этого дворника «в каторгу» за то, что он не строил бичевника против дома, по Неве. Но так как дом этот дан был Архимандриту Петру только во временное пользование, а не в собственность, то Петр и не считал себя обязанным строить бичевник, почему и просил освободить ни в чем не повинного дворника.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Лекция о мышлении животных состоялась в Благовещенской церкви на Васильевском острове февраля 2016 В Благовещенской церкви на Васильевском острове 21 февраля состоялась лекция " Проблема сознания и мышления животных с точки зрения православного биолога " . Ее повела прихожанка храма - нейрофизиолог, кандидат биологических наук Ольга Зубарева.   Многих людей интересует вопрос, думают ли животные, есть ли у них душа... Отчасти ответить могут знания по зоопсихологии и сравнительной психологии. Лектор рассказала, что, начиная вести этот курс, не знала, как ей, православному человеку, говорить о теории Дарвина, эволюции психики, и пришла за советом к духовному отцу. " От его ответа мне стало весело и легко: " Говоря о теории Дарвина, ты так и говори - что это теория. А есть практика! На практике все может быть по-другому " .   В православной среде нередко можно услышать мнение, что способностями к сознанию и мышлению обладает только человек. Но это заблуждение. Ольга Зубарева рассказала об экспериментах  над животными - в основном, обезьянами. В результате этих экспериментов стало ясно, что обезьяна способна создавать план своих действий, может предсказывать развитие ситуации, даже обманывать. Она способна обучиться языку-посреднику, задавать вопросы, использовать слова в переносном значении,  " говорить " о том, что находится вне поля ее зрения (например, одна обезьяна спрашивала о своей подруге-собаке, которой в тот момент не было в комнате). У обезьян возможна даже культурная преемственность. И все же ни одна, даже самая умная обезьяна не может подняться выше уровня развития двух-трехлетнего ребенка. Было рассказано, какими признаками сознания обладает высокоразвитое животное (сознание в данном случае понимается как способность к рефлексии, контакту с самим собой, осознанию того, что есть " я " - и есть " другие " ).   Оказывается, животные и к этому способны: например, многие из них понимают, что в зеркале они видят именно себя, а не другое животное. Если обезьяне нарисовать мелом на голове крестик и подвести ее к зеркалу, она тут же начнет стирать его у себя. Узнают себя в зеркале и слон, и ворона - и, если видят в своем облике что-то необычное, начинают приводить себя в порядок.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Признавая, что «до сих пор не написано ещё византийской истории, сколько-нибудь удовлетворяющей современным требованиям исторической науки и по возможности представляющей цельное изображение всех сторон византийской жизни», он, однако, находил ещё преждевременным приступать к составлению византийской истории и несколько раз говорил об этом в статьях «Материалы для истории византийского государства». Собирание и опубликование новых материалов, а равно объяснение уже изданных, но мало изученных, памятников считал он пока насущной потребностью византийских занятий. Это даёт нам ключ к объяснению выбора тем, какими занимался Васильевский. Известно, что большинство его прекрасных исследований составлено в виде комментария к какому-либо памятнику или в виде исследования по частному специальному вопросу. В одном месте, в статье о Метафрасте (Журнал Министерства Народного Просвещения, июль 1897, стр. 333) он делает драгоценное научное признание, характеризующее его систему и метод. «Когда мы писали свою первую статью о Метафрасте, то, конечно, по наружности всё направляли к разрешению важного в критическом отношении вопроса о времени, когда именно он жил, но (?) в действительности настоящее удовольствие и надежду на благодарность читателей и учёных мы почерпали в самом процессе исследования, так как он заключался в изучении и подробном изложении доселе недоступных, а между тем весьма любопытных памятников, содержащих даже очень яркие черты прошлой действительности, или же не лишённые значения подробности тогдашнего быта и нравов». Но в своих специально византийских статьях Васильевский задавался разными задачами, направляя исследование на освещение или специально византийских, или общеисторических, или славяно-русских проблем. Во всяком случае, классифицируя статьи по разным отделам, мы предпочли руководиться собственными целями автора, а не следовать какому-либо другому методу, например, хронологическому. Прежде всего предлагаем обзор статей, в которых трактуются общеисторические темы.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010