«И вызвал царь Василий из ссылки Варду Фоку, сына Леона, брата Никифора, после того как он провел на острове семь лет, и назначил его доместиком и военачальником, и послал его навстречу Склиру. И когда произошло столкновение, обращен был в бегство Варда Фока, в одиннадцатый день Дулькиада 367 года 75 , после того как с той и другой стороны многие были убиты. «И послал Склир одного патриция из своих приверженцев, по имени Абдаллу Мунтасира, родом из Малатии, в город Антиохию, так как военный округ и область восточная принадлежали Склиру 76 . И был в Халене один епископ, по имени Агапий (Agabius), и просили его Антиохийцы, чтоб он был их патриархом, и послали его к самому царю 77 . И когда он пришел к царю, то дал ему знать о расположении города и о том, что жители были готовы ему повиноваться и имели большую любовь к нему. И послал его царь к Абдалле Мунтасиру, чтобы склонить его к послушанию, и обещал ему (то есть, Агапию), что, если возвращена будет Антиохия, то он поставит его патриархом в ней на все время его жизни, а Абдалле даст все, что б он (Агапий) ни обещал ему. И таким образом отправился Агапий, никем не знаемый, в монашеском одеянии, и вошел в Антиохию, и говорил с Абдаллой, и покончил с ним дело так, чтобы Абдалла отдался во власть царя и восстановил царскую власть над городом, отвергнув имя Склира. Таким образом, Агапий сделался патриархом в Антиохии, в воскресенье, 23-го дня второго канона года Александрова 1287. «И когда услышал об этом Склир, то послал в Антиохию некоего Бахрама, чтоб он привел к нему умы граждан; и не позволили ему Антиохийцы войти в город; и он осадил их и овладел всем тем, что было имения и скота вокруг города, и после отступил и воротился назад 78 . «И послал Склир дары к Адудаддауле 79 и красивые вещи, и просил у него, чтоб он дал ему помощь против царя. И послал Адудаддаула с этою целью большую часть своего войска. Но прежде чем оно к нему достигло, напал на него во второй раз Варда Фока, военачальник царский, и обратил его в бегство – в воскресенье за восемь дней прежде конца месяца Шабана (21-го Шабана) 368 года, и принудил его удалиться в Майяфарикин 80 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Мария, Серафима, Наталья Бондарева, С.П.Б., Васильевский остров, 18 линия, дом 7, кв. 20. Игуменья Вировская Сусанна. Посылать. Икры паюсной поел я с чиновником Преображенским, вина красного попил, и меня закрепило, и железа моя чрезвычайно меня мучила весь вечер и всю ночь. И октября 1908. Господи! Согрешил я пред Тобою, вторично причастившись дома (после церковной службы) тремя частицами, оставшимися после причастниц в дому моем. – Спав после обедни дома, я видел крайне неприятный сон, от диавола мне представленный, касательно матери моей, давно покойной, будто она живая приехала ко мне в ненормальном виде. Господи, помилуй мать мою, Феодору. Будто какой-то крестьянин дорогой обидел ее. На некоторые слова Спасителя надо обращать особенное внимание, например на слова: если с зеленеющим деревом [...] так поступают, то что будет с сухим? [ Лк.23:31 ]. А эти сухие дерева – мы грешные. Или: когда Я вознесен буду от земли (на Крест), всех привлеку к Себе... если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода (колос) [ Ин.12:32,24 ]. Оправдися премудрость от чад своих всех (праведных людей) [ Лк.7:35 ]. 12 октября. Ночь на воскресенье. Кто достоин Небесного Царствия из людей? Тот, кто старается всеми силами уподобиться в святости, благости, милости к падшему, подобно Богу Отцу, Сыну и Духу Святому, кто старается уподобляться святым в покаянии, молитве, воздержании, терпении, кротости, тихости, послушании, смирении, любви нелицемерной, а мы все склонны к лицеприятию, особенно я, многострастный. На небе – место только святости, любви, единомыслию, единой воле, святой и непорочной. Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе [ Рим.14:17 ]. Господи! Непрестанно согрешаю я пред Тобою и пред людьми отсутствием живой и деятельной любви, самолюбием, сластолюбием, недоброжелательством, завистью, гордостью, лицеприятием, жестокосердием, скупостью, корыстолюбием, нетерпением, ропотом, леностью, маловерием, иногда сомнением, непослушанием, презорством, блудными помыслами и движениями плотскими. Ветхий человек живет и царствует еще во мне, и я, непотребный, есмь раб Твой, достойный всякого осуждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Мария Серафима. Наталья Бондарева. С.П.Б., Васильевский Остров, 18 линия, дом N 7/кв. 20. Игуменья Вировская Сусанна. Посылать. Икры паюсной поел я с чиновником Преображенским, вина красного попил, — и меня закрепило, и железа моя чрезвычайно меня мучала весь вечер и всю ночь. 11 Октября 1908. Гди! Согрешил я пред Тобою, вторично причастившись дома (после церковной службы) тремя частицами, оставшимися после причастниц в дому моем. — Спавши после обедни дома, я видел крайне неприятный сон, от диавола мне представленный, касательно матери моей, давно покойной, — будто она живая приехала ко мне в ненормальном виде. Гди, помилуй мать мою, Феодору. Будто какой-то крестьянин дорогой обидел ее. – На некоторые слова Спасителя надо обращать особое внимание: напр., на слова: если с зеленеющим деревом (Христом) так поступают, то что будет с сухим? А эти сухие дерева мы — грешные. Или: если Я буду вознесен от земли (на Крест), то всех привлеку к Себе (Ин. 12, 32). Если зерно Пшеничное, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода (Ин. 12, 24) (колос). Оправдися премудрость от чад своих всех (праведных людей). 12 Октября. Ночь на воскресенье. Кто достоин Небесного Царствия из людей? Тот, кто старается всеми силами уподобиться в святости, благости, милости к падшему, подобно Богу Отцу, Сыну и Духу Святому, кто старается уподобляться святым в покаянии, молитве, воздержании, терпении, кротости, тихости, послушании, смирении, любви нелицемерной, а мы все склонны к лицеприятию, особенно я многострастный. На небе — место только святости, любви, единомыслию, единой воле святой и непорочной. Царство Божие не есть пища и питие, но правда и мир, и радость в Духе Святом (Рим. 14, 17). Гди! Непрестанно согрешаю я пред Тобою и пред людьми отсутствием живой и деятельной любви, самолюбием, сластолюбием, недоброжелательством, завистью, гордостью, лицеприятием, жестокосердием, скупостью, корыстолюбием, нетерпением, ропотом, леностью, маловерием, иногда сомнением, непослушанием, презорством, блудными помыслами и движениями плотскими. Ветхий человек живет и царствует еще во мне, и я, непотребный, есмь раб Твой, достойный всякого осуждения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2341...

" Начало спасения " апреля 2019 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Благовещенском храме на Васильевском острове " За Всенощным бдением сегодня мы слушали прокимен " Благовестите день от дне спасение Бога нашего " , - сказал владыка в проповеди. - Это значит - благовествуйте изо дня в день спасение, которое совершил Господь наш, благовествуйте ради добра, ради счастья, ради спасения всем людям, потому что они в большинстве своем ничего не знают о том, что совершил наш Господь Иисус Христос " . " Благовещение - это начало нашего спасения, - продолжил архипастырь. - Господь открыл тайну спасения двум существам: людям и ангелам. Он дал направление для людей на то, как им жить и куда стремиться. Это направление, как известно верующим, - только к Господу Иисусу Христу. Оно единственно правильное. Все остальное, куда бы мы не двигались, ложно, все перейдет от душевной боли к боли совести, к несчастьям, потере здоровья, благополучия. Господь дал нам ориентир, показал, в чем человек может раскрыть себя как личность. На примере Своей жизни Он показал, что только в любви есть смысл. Бог есть любовь. Поэтому мы сами себе не принадлежим, а принадлежим другим, все, что имеем, - не наше. Кто-то не соглашается и эту цель жизни не считает правильной, от чего она не меняется. Просто потом человек предстанет ущербным перед Богом, и будет ясно, что он зря прожил жизнь " . " Вот так жило человечество 5508 лет, пока, наконец, не нашлась Дева в городе Назарете, которая правильно поняла направление человеческой жизни, дала обет душевного и телесного целомудрия, кротости и смирения, ожидая спасения дома Израилева, - напомнил правящий архиерей. - И в тот день, который мы сегодня отмечаем, к Ней пришел архангел Гавриил и сказал: " Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою " (Лк. 1:28). " Ты обрела благодать у Бога; И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус " (Лк. 1:30-31). Пресвятая Дева немного смутилась, но ангел сказал ей: " Дух Святый найдет на Тебя, сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим " (Лк. 1:35). Тогда Мария сказала: " Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему " (Лк. 1:38). Так человек ответил Небу. И вот, открылась дверь, и Господь вошел в историю нашу, и возглавил наш мир. Дева Мария сразу после этого пошла в Иерусалим на то место, где сейчас находится наш Горненский монастырь, и там встретилась со своей родственницей Елисаветой, которая, увидев ее, тут же пророчествовала: " И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? " (Лк. 1:43). Видите - Дева Мария, еще только в самом начале нося Младенца, уже называется Матерью. Поэтому нельзя делать аборты, ведь мы убиваем живых детей. И Иоанн Предтеча возрадовался тогда и тоже пророчествовал о том, что встречает Мессию " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Но когда потом Склир воротился, чтобы снова видеться с Фокою, то Фока схватил его и держал его в оковах в одной крепости, где была жена Фоки 91 , и сказал ему: «Я всегда боялся тебя; итак, ты останешься в этом замке, пока я достигну моих желаний и овладею царством; и тогда я отдам тебе, что было условлено, и не обману тебя». И взбунтовался открыто Варда Фока, и приглашал людей признать его за царя во втором Джумада 377 года 92 , и овладел всеми землями Рум (Греков) до берега моря. И стало важным дело его, и боялся его царь Василий боязнью великою. И истощились богатства го, и побудила его нужда вступить в переписку с царем Русов; они же были его врагами; и он просил у него помощи. И царь Русов согласился на это, и просил свойства с ним. И женился царь Русов на сестре Василия, царя Греков, после того, как он (Василий) поставил условием принятие христианства и отправил к нему митрополитов, которые обратили в христианство его и весь народ его владений. И не было у них до этого времени религиозного закона и не веровали они ни во что. И они – народ великий, и с этой поры все они стали христианами по сие время. И отправился царь Русов со всеми войсками своими к услугам царя Василия и соединился с ним. И они оба сговорились пойти навстречу Варде Фоке и отправились на него сушею и морем и обратили его в бегство, и завладел Василий всем своим государством и победил Варду Фоку и убил его 3-го Мухаррама 379года 93 ; и была голова его принесена в Константинополь и там выставлена. И была продолжительность бунта его один год и семь месяцев. И когда узнала об этом жена Фоки, то она выпустила Склира из темницы, и пристали к нему все враги царя, которые были с Фокою, и он старался присвоить себе царство и надел пурпурную обувь. Но потом послал к Константину, брату царя Василия, и просил у него, чтобы он снова привел его в милость у своего брата, и обещал возвратиться к повиновению, если ему будет прощена вина его. И он сделал это, и отрекся Склир от своей власти в начале месяца Реджеба 379 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

" Одолеть препятствия " ноября 2019 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Благовещенском храме на Васильевском острове " За утренним богослужением мы слышали сегодня евангельское чтение о том, как святые жены-мироносицы рано утром после иудейской субботы решили пойти на гроб, чтобы слезами и миром помазать тело Спасителя, - сказал владыка в проповеди. - Это была особая, слезная суббота для апостолов и всех последователей Иисуса Христа. И вот, суббота заканчивалась, святые жены решили идти. Они думали о том, кто отвалит им камень от гроба. Так всегда: как только человек начинает идти к Богу, обязательно появляются какие-то препятствия. Для них первым препятствием был камень. Камень - выше сил женских, отвалить его было невозможно. Они шли и думали о том, кто же отвалит его. Но не знали, что там было еще одно препятствие - стража, которую поставили первосвященники. Но к тому времени ее уже не было и камень был отвален. Иногда нам кажется, что есть препятствия на пути к Богу, но их не нужно бояться. Сила Божия сильнее препятствий. Так Господь, видя желание святых жен, заранее послал Своего ангела, который отвалил камень " . " Когда, к примеру, мы хотим построить храм в Санкт-Петербурге, нужно взять участок, - продолжил архипастырь. - Это трудно сделать, так много препятствий возникает. Или хотим освободить какой-то храм от нынешних посторонних хозяев - снова множество препятствий. И так, за что ни возьмись, кругом одни препятствия. Но мы должны в любом случае, движимые любовью ко Господу, идти к цели, что бы ни случилось. Святые жены пришли и увидели, что камень отвален. Кроме того, увидели ангела в образе юноши (вообще весь ангельский мир - юный, на небе никто не стареет, там всегда все молодые). Юноша предстал перед женами, и они ужаснулись, увидев незнакомца. Ангел сказал им: " Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого? Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам " (Мк. 16:6-7). Ангел выделяет апостола Петра, потому что тот уже не надеялся ни на какую радость от воскресшего Христа, помня свое отречение и зная, что радоваться ему не придется. Но мы знаем, что Спаситель простил все. Так жены-мироносицы, получив благовестие, побежали сообщить ученикам Христовым, что Он воскрес " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

– Раньше, чем немцы придут, мы вас всех перережем, – холодно сказал рабочий и пошел прочь. Солдаты подтвердили: “Вот это верно!” – и тоже отошли». «“Мы вас всех перережем”, – холодно сказал рабочий и пошел прочь. Солдаты подтвердили: “Вот это верно!”» А вот 10 февраля. Со времени октябрьского переворота прошло всего лишь два с половиной месяца. «Мир, мир, а мира нет. “Между народом Моим находятся нечестивые; сторожат, как птицеловы, припадают к земле, ставят ловушки и уловляют людей. И народ Мой любит это. Слушай, земля: вот Я приведу на народ сей пагубу, плод помыслов их”. Это из Иеремии – все утро читал Библию. Изумительно. И особенно слова: “И народ Мой любит это… вот Я приведу на народ сей пагубу, плод помыслов их”. Потом читал корректуру своей “Деревни” для горьковского книгоиздательства “Парус”. Вот связал меня черт с этим заведением! А “Деревня” вещь все-таки необыкновенная. Но доступна только знающим Россию. А кто ее знает? Потом просматривал (тоже для “Паруса”) свои стихи за 16 год. Хозяин умер, дом забит, Цветет на стеклах купорос, Сарай крапивою зарос, Варок, давно пустой, раскрыт, И по хлевам чадит навоз… Жара, страда… Куда летит Через усадьбу шалый пес? Это я писал летом 16 года, сидя в Васильевском, предчувствуя то, что в те дни предчувствовалось, вероятно, многими, жившими в деревне, в близости с народом. Летом прошлого года это осуществилось полностью: Вот рожь горит, зерно течет,– А кто же будет жать, вязать? Вот дым валит, набат гудет,– Да кто ж решится заливать? Вот встанет бесноватых рать И как Мамай всю Русь пройдет…» Еще из февральских «засечек»: «Приехал Д. – бежал из Симферополя. Там, говорит, “неописуемый ужас”, солдаты и рабочие “ходят прямо по колено в крови”. Какого-то старика полковника живьем зажарили в паровозной топке. Извозчик возле “Праги” с радостью и смехом: “Что ж, пусть приходит. Он, немец-то, и прежде все равно нами владал. Он уж там, говорят, тридцать главных евреев арестовал. А нам что? Мы народ темный. Скажи одному “трогай”, а за ним и все».

http://pravoslavie.ru/134768.html

был основан орган рус. византиноведения - ж. «Византийский временник» (1894). Учениками В. были все византинисты и медиевисты - выпускники С.-Петербургского ун-та 70-90-х гг. XIX в. (В. Э. Регель, П. В. Безобразов , Х. М. Лопарёв , Д. Ф. Беляев , А. А. Васильев , Б. А. Панченко и др.). Соч.: Труды. СПб.; Л., 1908-1930. 4 т. Лит.: Майков Л. Памяти В. Г. Васильевского//РС. 1899. 6. С. 581-585; Бузескул В. Памяти В. Г. Васильевского//Харьковские ГВ. 1899. 132; Успенский Ф. И. Акад. В. Г. Васильевский//ЖМНП. 1899. Ч. 325. С. 291-342; Записка акад. А. А. Куника об ученых трудах чл.-кор. Имп. АН В. Г. Васильевского. СПб., 1890; Безобразов П. В. Г. Васильевский//ВВ. 1899. Т. 6. С. 636-658 (со списком трудов); Гревс И. М. В. Г. Васильевский как учитель науки//ЖМНП. 1899. Ч. 324. С. 27-74; Лавров П. А. Труды В. Г. Васильевского по истории славян. Львов, 1901; Модестов В. И. В. Г. Васильевский: Время высш. образования и приготовления к кафедре//ЖМНП. Ч. 339. 1902. С. 134-168; Жебелёв С. А. В. Г. Васильевский в изучении визант. древностей//ВДИ. 1939. 1. С. 216-222; Курбатов Г. Л. Из истории науч. связей рус. византинистики: В. Г. Васильевский в Германии//ВВ. 1971. Т. 31. С. 79-83; Цамутали А. Н. Петербургская школа византиноведения//ВИД. 1991. Т. 23. С. 18-13; Литаврин Г. Г. В. Г. Васильевский - основатель санкт-петербургского центра византиноведения//ВВ. 1994. Т. 55. С. 5-21; Медведев И. П. Honor sepulcri: размышления А. А. Васильева у могилы В. Г. Васильевского//Там же. С. 24-26; Заливалова Л. Н. В. Г. Васильевский: ученый в свете мат-лов архивных собраний Москвы и Петербурга//Архивы рус. византинистов. СПб., 1995. С. 36-44; она же. В. Г. Васильевский: Мат-лы к биогр. Кострома, 1998; Герд Л. А. В. Г. Васильевский: портрет ученого в свете его неизд. переписки//Рукописное наследие рус. византинистов. СПб., 1999. С. 52-67. Л. А. Герд Рубрики: Ключевые слова: АЛЛЯЦИЙ Лев (1586 или 1588-1669), греч. эллинист и эрудит, один из основателей византиноведения, католич. богослов БАНК Алиса Владимировна (1906-1984), д-р истор. наук, специалист в области культуры и искусства Византии ВИЗАНТИНОВЕДЕНИЕ комплексная гуманитарная дисциплина, изучающая историю, язык, религию, право и культуру Византийской империи

http://pravenc.ru/text/149825.html

Отдавая дань благодарной памяти основателю «Византийского временника», а по сути дела российского научного византиноведения, мы счастливы сознавать, что закладка фундамента нашей науки произведена великим ученым и великим учителем, труды которого не утратили ни научного, ни дидактического значения. Чтение их по-прежнему доставляет интеллектуальное наслаждение. Васильевский обозначил высокие критерии науки, которых оказалась достойной российская византинистика в лице его ближайших учеников и последователей. Достойным их должно быть российское византиноведение и впредь. 1 Васильевский В.Г. Политическая реформа и социальные движения в древней Греции в период упадка. СПб., 1869. 2 Васильевский В.Г. Жена (Анна Святославна) Витовта//Виленский вестник. 1870. 19; Он же. Обращение Гедемина в католичество//ЖМНП. 1872. Ч. 159; Он же. Очерк истории города Вильны//Памятники старины в западных губерниях империи, издаваемые Батюшковым. 1872. Вып. 5; 1874. Вып. 6. 4 Васильевский В.Г. Византия и печенеги (1048–1094)//ЖМНП. 1872. Ч. 162. С. 116–165, 243–332 (Далее: Он же. Труды. СПб., 1908. Т. 1. С 1–175). 5 Причисленного к министерству Василья Васильевского отчет о новых сочинениях по римской истории//ЖМНП. 1864. ч. 121. 12 Васильевский В.Г. Граф И.Д. Делянов//ЖМНП. 1898. Ч. 315 (начало тома: некролог не имеет постраничной нумерации). 17 Васильевский В.Г. Взгляд Грота на историю Афинской демократии//ЖМНП. 1867. Ч. 134. С. 110–111. 21 Васильевский В.Г. Византия и печенеги... С. 79, 94–95; Он же. Союз двух империй (1148–1155 гг.)//Славянский сб. 1875. Т. III. С. 210. (Далее: Он же. Труды. 1930. Т. 4. С. 18–105). Сила мусульман состояла, по мнению ученого, в разобщении сил христианского мира. 22 Васильевский В.Г. [Рец.] Всеобщая история в четырех томах Оскара Иегера//ЖМНП. 1898. Ч. 318. С. 168; Он же. Визант. врем. за 5 лет. С 139. 24 Васильевский В.Г. Варяго-русская и варяго-английская дружина в Константинополе XI и ХП вв.// ЖМНП. 1875. Ч. 178 (см.: Труды. 1908. Т. 1). С. 319 и след.; Он же. Очерки истории г. Вильны. С 78; Он же. Предисловие к Рейнольда Гейденштейна запискам. о Московской войне (1578–1582)/Пер. с лат. Изд. Археограф. комиссии. СПб., 1889. С XXVII.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Последний год пребывания В. Г. Васильевского в университете совпал с большим общественным подъёмом в жизни России, которым отличаются 60-е годы и который отразился на студенчестве и на самом В. Г. Васильевском , также увлекавшемся в силу этого общественно-политическими вопросами своего времени. В 1860 г. В. Г. Васильевский закончил университет и получил звание старшего учителя. В 1862 г. он уехал «с учёной целью», как говорили тогда, в заграничную командировку на два года. Остановился он в Берлине, где тогда вели занятия Моммзен и Дройзен, лекции которых В. Г. Васильевский стал посещать. Заграницей В. Г. Васильевский провёл два года и в 1864 г. вернулся в Россию. Здесь его ожидали разочарования: дело с его диссертацией не ладилось, у него возникли разногласия с руководителем его научными занятиями М. С. Куторгой. Тяжёлым было и материальное положение В. Г. Васильевского. Последнее обстоятельство заставило его принять место учителя гимназии в Вильно и уехать из Петербурга. В Вильно, помимо преподавательской работы, В. Г. Васильевский занялся разработкой местных архивных материалов. Результатом этой работы явились его исследования по истории Литвы и города Вильно. В 1870 г. В. Г. Васильевский получил возможность защищать свою магистерскую диссертацию. По тому времени это была одна из выдающихся работ по истории Греции на тему «Политические реформы и социальное движение в древней Греции в период её упадка». После защиты диссертации В. Г. Васильевский занял кафедру в Петербургском университете и не покидал её до самой смерти (май 1899 года). Он читал общий курс истории средних веков, сделав историю Византии предметом своих специальных исследований. Как профессор и руководитель студенчества, В.. Г. Васильевский зарекомендовал себя с самой лучшей стороны. Выше уже упоминалось, что В. Г. Васильевский придавал большое значения византийско-русским отношениям. В этой области он и начал своя изыскания. Рассмотрению взаимоотношений древней Руси и Византии посвящены следующие работы В. Г. Васильевского : «Византия я печенеги», «Варяго-русская и варяго-английская дружина в Константинополе в XI и XII веках», «Русско-византийские отрывки».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010