Дважды изображение К. встречается на рельефах Димитрия Солунского вмч. собора во Владимире (1194-1197): оба К. в коронах и рубашках, с конскими ногами, в одном случае хвост конский, в другом - звериный с кисточкой. Первый показан с мечом, держит себя за хвост, другой замахивается (часть рельефа отколота), в его левой руке заяц. Включение изображений К. в программу декора могло быть обусловлено главной темой резного убранства собора - темой власти: версия о том, что К.- брат Соломона и сын царя Давида, вероятно, имела на Руси большое распространение. Три похожих изображения К. есть на рельефах Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (1230-1234): один К. (на пилястре юж. притвора) - с конскими ногами и топором, 2 других (на зап. портале) - со звериными ногами, держат в руках булавы и зайцев. К. в архитектурном декоре, возможно, являются намеком на «соломоновскую мудрость» князей-заказчиков и ремесленников-исполнителей, подчеркивая профессиональный интерес мастеров и самолюбие князей ( Вагнер. 1964. С. 115). На створке серебряного браслета XII-XIII вв. из т. н. Тверского клада 1906 г. (ныне в Русском музее) К. указывает пальцем на лоб, что иногда трактуется как знак раздумий зодчего ( Рыбаков. 1957. С. 84). Одним из немногих изображений К., связь которого со сказанием очевидна, является клеймо Васильевских врат Софийского собора в Вел. Новгороде (1335/36, ныне - юж. вход Троицкого собора в Александрове). Крылатый коронованный К. держит в руках фигурку царя Давида, надпись: «Китоврас меце братом своим Соломоном на землю обетованную за сл…» К образу К. на Васильевских вратах близки изображения на новгородских паникадилах XV-XVI вв. Миниатюра с изображением К. помещена в рукописном сборнике, составленном мон. Евфросином (90-е гг. XV в., РНБ. КБ 11/1088. Л. 127), куда были включены произведения, объединенные темой мудрости, силы и власти. И. Д. Соловьёва приписывает авторство иллюстраций иконописцу Ефрему Требесу ( Соловьёва. 1989. С. 268). Несмотря на наличие в сборнике 2 вариантов апокрифа о Соломоне и К., эта миниатюра была помещена рядом с текстом «Александрии», в котором упоминаются люди с конскими ногами, вошедшие в состав войска Александра Великого. Миниатюра сопровождается монограммой мон. Евфросина, что позволяет нек-рым исследователям соотнести образ К. с личной эмблемой создателя рукописи ( Чернецов. 1981. С. 60). Близкие по иконографии изображения крылатого коронованного К., вынимающего из ножен меч, встречаются на монетах удельных рус. княжеств XIV-XV вв., а также на донышке сосуда, найденного в одном из погребений XV-XVI вв. в Московском Кремле.

http://pravenc.ru/text/1841151.html

Огромная заслуга в этом грандиозном начинании принадлежала прежнему келейнику патриарха Филофея (Коккиноса) Киприану, поставленному в 1375 г. митрополитом «киевским, русским и литовским» († 16 сентября 1406), благодаря которому и при участии афонских писцов сочинения патриарха Филофея получили широкую известность у русского читателя . С возникновением русского высокого иконостаса значительно изменяется состав праздничного ряда, в котором появляется икона Живоначальной Троицы, неизвестная в остальных памятниках поствизантийской ойкумены. Это событие зафиксировано в летописях под 1397 г., когда «бысть знамение в церкви Св. Бориса и Глеба (во Пскове): 2 иконы, Св. Троица и Богородица, снидоша с верхнего тябла и легоша на Восток образом» (здесь и далее выделено нами. — авт.) . Нахождение данного образа в конце праздничного ряда иконостаса 1408–1410 гг. из Успенского собора во Владимире, который по описям конца XVII b. насчитывал 25 праздников, отмечено в «Описи ветхого серебра» 1771 г. Для более раннего времени особого внимания заслуживает пластина с изображением Гостеприимства Авраама на «Васильевских вратах» 1336 г. ( илл. 5 ), которая после переноса врат в 1570 г. в Покровский собор Александровой слободы оказалась помещенной в праздничном цикле после пластины с изображением Сошествия Святого Духа . О первоначальном месте этой пластины ( илл. 6 ) в начале праздничного цикла, в левом верхнем углу на северной створке врат, позволяет судить пластина с образом Новозаветной Троицы, которая увенчала средний валик при переделке врат в 1530 г. мастерами новгородского архиепископа Макария. Именно при данном размещении пластины с изображением Гостеприимства Авраама непосредственно под ней тремя рядами ниже оказывается пластина с изображением Успения ( илл. 7 ), в верхнем сегменте которой представлен редкий образ Живоначальной Троицы в виде трех Ангелов. Ангелов, собирающихся принять на небо Богородицу, стали часто изображать в XIV b., особенно на сербских фресках ( илл. 8 ) . Над их фигурами в клейме «Васильевских врат» помещен престол с двумя крестами и голубем посредине, что не оставляет сомнения в идентификации центрального Ангела как Святого Духа.

http://bogoslov.ru/article/6192220

Вся церковная земля обнесена досчатым забором, а с западной стороны пред Благовещенской церковью устроена железная решетка в прямую линию на цокольном фундаменте, окрашенная зеленою краскою, 46 саж. длины и вышиною от фундамента 2 1/4 аршина; по концам ее железные ворота ранее на цокольных, теперь же на железных столбах. Престол в алтаре ранее был кипариснаго дерева, ныне же серебряный, вызолоченный чрез огонь и вычеканен под парчу. Поверхность его квадратная 1 1/2 аршина и 1 1/4 аршин вышины. Престол, как во всех единоверческих храмах, открытый, т.е. Антиминс его на холсте пришит к срачице весьма древний с надписью: «Освятися алтарь Господа Бога нашего Iucyca Христа в храме Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Присно Девы Марии Честнаго и Славнаго Ея Благовещения в лето 7101 марта 25 дня при Благоверном Государе Царе Великом Князе Михаиле Федоровиче Всея России и при митрополите Макарии Великаго Новгорода и Великих Лук. А святил храм Васильевскаго монастыря игумен Симеон, да с ним Николы Чудотворца Медведскаго монастыря диакон Леонид». Устроен престол этот в 1862 году, весу в нем чистого серебра 4 пуда 24 фун. 50 зол. По устному преданию устроителем серебряных риз и на престоле, и на Царских вратах, и на запрестольном образе «Деисус» был церковный староста в 1860-тых годах Петр Герасимов Самсонов»... Простосердов, Александр Иванович «Волковское единоверческое кладбище: к столетию его Благовещенской церкви 1816-1916». - Петроград, Тп. О-ва распр. религ.-нрав. просв. 1916. С. 27-32 Прим. мод. Текст статьи адаптирован формату Каталога. Придельный храм во имя Святого пророка Илии устроен под колокольнею Благовещенской церкви в 1843 году. Устроен этот храм на средства бывшего церковного старосты почетного гражданина Михаила Леонтьева, его старанием и иждивением. Освящен был он в том же, 1843 году, 3-го июня. Вход в храм один с северной стороны по колокольной лестнице. Храм очень небольшой, в нем от Царских врат до западной стены сего три сажени, но сравнительно широкий – 6 саженей. В нем кипарисовый престол, открытый антиминс древний, на нем написано тако: «Освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Iucyca Христа в церкви Святого и Славного пророка Илии. Освящена бысть церковь сия в лето 7157-е. Индикта 2-го октября в 15 день на память преподобного отца нашего Ефимия Новаго и Лукиана пресвитера. При благоверном Царе и Великом Князе Алексие Михайловиче всея Руси и при святейшем Iocuфe патриархе Московском и Всея России и при митрополите Варлааме Ростовском»...

http://sobory.ru/article/?object=34441

Работа заканчивалась промывкой, отделкой поверхности и шлифовкой. Эта техника, известная как Западу, так и Византии, была широко распространена на Руси при выполнении церковных врат. Наиболее обстоятельное исследование и описание врат произвел В.Н. Лазарев в 1953 году. Он пишет, что над вратами работали четыре мастера-новгородца. Один из них, вероятно, был Ипатий. Особенность новгородского говора нашла отражение в тексте под картинами. Большая часть пластин создана при архиепископе Василии, за исключением верхнего ряда. Причем Лазарев признает переделку врат в XVI, XVII и даже XIX веках. До Феофана Грека и Андрея Рублева новгородцы уже искали новые пути и формы для художественного отображения современной русской жизни. Они отходили от византийских образцов. Васильевские врата явились ранним и ярким примером нового направления в русском искусстве. Лики изображенных святых — русские. Таким образом, теперь нельзя представить себе первоначальный вид новгородских врат. Когда их устанавливали в Александровой Слободе, дверной проем оказался мал, и это вынудило произвести перемонтаж пластин, чтобы сократить высоту и ширину дверей. При сборке был выброшен ряд с тремя фигурными картинами и одна пластина с орнаментом, вместо которой в нижнем ряду (слева) поместили апокрифичную «притчу о сладости мира сего». В настоящее время высота врат около трех метров, ширина — один метр сорок сантиметров. На каждой половине врат по четырнадцати изображений в четырехугольных рамках (семь рядов). В стыках пластин — розетки с изображением святых, барсов, грифонов и орнаментом. На среднем столбике врат, вверху, перед изображением «Вседержителя, сидящего на престоле», коленопреклоненный апостол Василий Великий, патрон новгородского архиепископа Василия, ходатайствующий перед господом за своего подопечного. Расположение картин на вратах в настоящее время: Сюжеты картин Новгородских врат (по архим. Леониду Кавелину): 1. Иоаким, сидя под деревом, скорбит о бесплодии жены Анны. Ангел извещает, что молитва его услышана богом и у них родится дочь.

http://sobory.ru/article/?object=02082

Наибольшее внимание во всех образах Богоявления привлекают фигуры Спасителя и св. Иоанна Предтечи, который возлагает десницу на главу Христа. Этот жест перешёл в искусство из обрядовой церковной практики. В гимнографии праздника, как и в иконах, акцентируется тема принятия Господом Крещения от Своего раба: «како возложит раб руку на Владыку», - поется в тропаре на водоосвящении. Поза Христа бывает различна. В ранних памятниках Его фигура часто представала строго фронтально, в дальнейшем наиболее популярными становятся изображения в легком развороте и движении, как будто Христос делает шаг. Это напрямую связано с евангельским текстом, где говорится, что, крестившись, Иисус «взыде абие (то есть тотчас, немедленно) от воды» (Мф. 3, 16). Именно так показано Крещение на Васильевских вратах (ныне – в Троицком соборе г. Александрова, XIV век), иконах-«таблетках» из Сергиево-Посадского музея-ризницы и Софийского собора (XV век). Практически во всех иконах Богоявления Спаситель благословляет правой рукой. Крещение. Икона. Мастер Михаил. Начало XVII века. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. В русских памятниках XVI – XVII веков, несмотря на запрещение церковными соборами изображать Бога-Отца, в Богоявлении, в сегменте неба часто присутствует фигура Саваофа. Так, на иконе начала XVII века мастера Михаила Саваоф в белых одеждах изображен сидящим на престоле, по сторонам от Него шестикрылые серафимы. Из Его уст выходит луч, в котором изображен в виде голубя Святой Дух. В поздней иконописи XVIII – XIX веков Бог-Отец часто изображался сидящим на облаке со свитком в руках. Этот свиток с текстом: «Сей есть Сын Мой возлюбленный», - выполнял ту же функцию, что и в древних памятниках символ руки в небе. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001. С. 277. Лифшиц Л.И. Очерки истории живописи Древнего Пскова. М., 2004. С. 318-319. скрыть способы оплаты Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/415.html

О церкви в Правительствующем Сенате до 1809 г. не имеется письменных актов, но известно, что в 1809 г. был храм в здании Сената во имя св. благ. князя Александра Невского, только без причта: богослужение в ней совершал причт Исаакиевского собора. В 1810 г. утвержден особый причт из священника и двух причетников. Храм помещался на нижнем этаже, и вход в него был с Петровской площади. В 1829 г., по случаю перестройки здания, вместе с Сенатом переведена на Васильевский остров, в дом 12 коллегий. В 1834 г. церковь была совершенно перестроена по плану, высочайше утвержденному 26 мая 1832 г., и перенесена на средний этаж, а вход в нее устроен со двора, и 24 марта 1834 г. освящена митроп. Серафимом во имя св. благ. князя Александра Невского. План и фасад церкви, а равно и всего здания, составлены генерал-лейтенантом Опперманом и архитектором Штаубертом. Над церковью поставлен крест. Перед входом в церковь находится квадратная площадка, заключающаяся между 6 колоннами, стоящими на пьедесталах белого мрамора. На колоннах утверждены хоры, простирающиеся вокруг всего храма до алтаря. Иконостас устроен под белый мрамор и украшен резьбою и позолотою. Церковь имеет форму овальную; верх храма и алтаря выстроен сводами. Над храмом находится купол с двойными оконными рамами. На одном из средних зеркальных стекол этого купола вырезано изображение всевидящего ока. Стены и колонны белые, отделаны гипсовою штукатуркою и выполированы, колонны под светлый мрамор, а стены и карнизы под мат. Стенная и иконная живопись принадлежит разным живописцам. Так иконы Спасителя и Божией Матери и запрестольный образ Воскресения Христова написаны академиками Егоровым и Ивановым; иконы на боковых дверях - академиком Яковлевым, иконы св. Николая чудотв. и св. Александра Невского – Васильевым, Тайная вечеря – академиком Сазоновым, иконы крещения и моления о чаше – академиком Антонелли, иконы на царских вратах – академиками Сухих и Яненко. Церковная колокольня, на которой имеется 4 колокола, устроена на кровле сенатского здания. Церковь содержится на сумму, собираемую от посетителей и от продажи свеч. В составе причта в 1835 г. сделана так перемена, что один причетник заменен диаконом. На содержание причта положено: священнику жалования 571 руб. 73 коп., на наем квартиры 400 руб. и на отопление квартиры 30 саж. дров; диакону 428 руб. 85 коп. жалования и квартира с отоплением; псаломщику 214 руб. 41 коп. в год. Церковные суммы состоят в ведении хозяйственного комитета при Сенате. Метрические книги имеются с 1811 г., исповедные с 1821, обыскные - с 1819 гг.

http://sobory.ru/article/?object=08900

17.00 – отъезд в Донецк 31 июля, пятница 09.00 – отъезд в Свято-Никольский Васильевский монастырь 10.00 – посещение Свято-Никольского Васильевского монастыря 12.00 – отъезд в аэропорт Донецка 13.00 – отлет в Симферополь 14.00 – прибытие в Симферополь 14.45 – посещение Свято-Троицкого монастыря 16.00 – посещение строящегося Александро-Невского кафедрального собора. Освящение Крестов. 16.30 – подход к прессе 2 августа, воскресенье День памяти святого пророка Илии 08.00 – Божественная литургия в Свято-Владимирском соборе Херсонеса (Севастополь) 11.30 – торжественные мероприятия на площади имени Нахимова 14.30 – отъезд в аэропорт «Бельбек» Севастополя 16.00 – отлет из Севастополя в Ровно 17.15 – прибытие в аэропорт Ровно 17.30 – отъезд в Корец 18.30 – встреча в Свято-Троицком ставропигиальном монастыре – посещение Свято-Троицкого собора обители – заупокойная лития по почившим настоятельницам обители – посещение регентско-катехизаторского училища 3 августа, понедельник 09.00 – Божественная литургия в Корецком монастыре 12.00 – отъезд в Городок 13.15 – посещение Свято-Николаевского Городокского монастыря 13.40 – подход к прессе 15.15 – отъезд в г. Луцк 16.00 – прибытие в г. Луцк. Посещение строящегося кафедрального собора в честь Всех святых в земле Волынской просиявших 16.30 – отъезд в Свято-Успенский Зимненский монастырь 17.15 – встреча в Зимненском монастыре 17.20 – посещение Успенского собора монастыря 4 августа, вторник 11.50 – отъезд в г.Владимир-Волынский 12.00 – посещение Свято-Успенского Кафедрального собора г.Владимир-Волынского 14.00 – отъезд в Почаевскую Лавру 16.00 – встреча Святейшего Патриарха в Святых вратах Почаевской Лавры 17.00 – Всенощное бдение 5 августа, среда День празднования Почаевской иконы Божией Матери 08.45 – встреча Святейшего Патриарха в центральной привратне 09.00 – Божественная литургия. Молебен. Освящение колокола. 16.30 – отлет в Москву В программе возможны изменения Служба коммуникации ОВЦС 27 июля 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/31295.html

И. был значительным церковным писателем. Из фрагментов, сохранившихся в катенах, известно, что он написал толкования на Псалтирь, на книги малых пророков и на Евангелие от Луки. В сочинениях прп. Феодора Студита сохранились также отрывки из «различных вопросов» к Юлиану, еп. Адрамиттийскому. Прп. Феодор Студит приводит фрагменты текста И. об отношении к почитанию икон ( Theod. Stud. Ep. 499). Кроме традиц. аргумента, что изображения служат наглядным наставлением для неграмотных, у И. встречается идея, что созерцание священных изображений является средством учения духовного созерцания Бога. В 1904 г. при археологических раскопках на территории визант. Эфеса была найдена надпись, содержащая указания И. о погребении христиан в городе. Соч.: Diekamp F. Analecta Patristica: Texte und Abhandlungen zur griechische Patristik. R., 1938. S. 109-153. (OCA; 117). Ист.: Mansi. T. 8. Col. 795, 817-836, 1143; Grégoire H. Recueil des Incriptions grecques-chrétiennes d " Asie Mineur. P., 1922. N 108; Cyr. Scyth. Vita Sabbae. 70. Лит.: Le Quien. OC. T. 1. Col. 681; Duchesne L. L " Église au VIe siècle. P., 1925. P. 82 sq.; Alexander P. J. Hypatios of Ephesus: A Note on Image Worship in the Sixth Century//HarvTR. 1952. Vol. 45. P. 177-184; Gouillard J . Hypatios d " Éphèse ou du Pseudo-Denys à Théodore Studite//REB. 1961. T. 19. P. 63-75; Altaner. Patrologie. S. 475-476; Duval Y. M. Le livre de Jonas dans littérature chrétienne grecque et latine. P., 1973. Vol. 2. P. 565-567; Gero S. Hypatius of Ephesus on the Cult of Images//Christianity, Judaism and Other Graeco-Roman Cults: Studies for M. Smith at Sixty/Ed. J. Neusner. Leiden, 1975. Pt. 2. P. 208-216; Thümmel H. G. Hypatios von Ephesos und Iulianos von Atramytion zur Bilderfrage//Bsl. 1983. Vol. 44. P. 161-170; Grillmeier A. Jesus der Christus im Glaube der Kirche. Friburg i. Br., 1989. Bd. 2/1. S. 264-285; Baldwin B. Hypatios, bishop of Ephesos//ODB. Vol. 2. Col. 963-964; Hypatios I//DHGE. T. 25. Col. 537. Д. В. Зайцев Иконография Изображения И. чрезвычайно редки. Предположительно он вместе с соименным ему сщмч. Ипатием Гангрским представлен на т. н. Васильевских вратах , выполненных в 1335/36 г. в технике золотой наводки для собора Св. Софии в Вел. Новгороде (ныне в юж. портале собора Успенского монастыря в Александрове). Святые изображены в 3-м ряду, погрудно в медальонах; в обоих случаях надпись: «Eлnamui» ( Лазарев В. Н. Васильевские врата 1336 г.//Сов. Арх. 1953. Т. 18. С. 386-442).

http://pravenc.ru/text/673753.html

Сильвестр Коссов в своем Патерике польском, изданном в Киеве в 1655 году (стр. 181) свидетельствует, что еще митрополит Петр Могила древнюю церковь при бывших там градских вратах приказал откопать от развалин. А Печерский монах Афанасий Кальнофойский (в книге своей Тератургим издан. 1638 г. В Киеве, стр. 55) пишет, что там в 1636 г. найдены и мощи Владимировы. В Описании Киево-Печерской Лавры, изданной в 1817 году стр. 106 подробнее сказано, что митрополит Петр в недельном расстоянии от ныне существующей, бывшей тогда якобы во имя Св. Николая церкви (о коей однако ни Косов, ни Кальнофойский не упоминают) нашел два мраморные гроба, в которых по свидетельству надписей на них, почивали кости Великого Князя Владимира и супруги его и, взяв только главу его, положил в церкви Преображения Господня на Берестове близ Печерской Лавры, а потом того же года перенес в Лаврскую великую церковь, где она и доныне обретается. Но немецкий летописатель Мерзебургский епископ Дитмар, современник Великого Князя Владимира, умерший в 1018 году, пишет, что Владимир погребен был в церкви Св. Климента близ супруги своей Елены (Анны), и гробы де их (sarcophagi) посреди церкви: (Dithmarus riestitutus in Leibnitii Scriptor. Rer. Brunsvicensium. Hanuovcra in folis 1707 an Тот I„ pag. 418) . Для соглашения сего разногласия историограф Н. М. К. (в своей И. Г. Р. издан. 2. том I, прим. 488) думает, что в Десятинной церкви мог быть придел, Св. Клименту посвященный. Ибо там находились и мощи сего папы, как сказано в житии Великого Князя Владимира в Чет. Мин. В сей же церкви, по сказанию Степенной книги, Владимиром положено было и блаженной Ольги тело, которое во время Несторово было еще нетленно (Нестор, стр. 60) Обе церкви, Васильевская и Десятинная, складены из тонких четвероугольных кирпичей на толстой известковой с толченым кирпичом подмазке, как и Киево-Софийская. На южной стороне нынешней Могильной церкви Десятинной вставлены пять отломков гранитной полосы с греческими буквами, составляющими какую-то надпись, коей значение однако же за потерей прочих частей отгадать не можно.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Решением Священного Синода УПЦ от 14 апреля 2009 года из состава Запорожской епархии выведен Васильевский район Запорожской области и включён в состав Бердянской епархии. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Монастыри [ править править код ] Свято-Николаевский женский монастырь [ править править код ] В 1888 году произошло покушение на императора Александра III и его семью (в том числе и на будущего императора Николая II, страстотерпца) возле станции Борки в районе Харькова, Южной железной дороги. Чудом Самодержец и вся его семья спаслись. Так, как чтимым Святым Царя был Святитель Николай то на узловых станциях Южной железной дороги (в том числе на станции Александровск (Запорожье I)Цapckuм указом было дано повеление о строительстве храмов в честь Святителя Николая. На станции Александровск (Запорожье I) была установлена икона Святителя Николая и начался сбор пожертвований. Свято-Николаевский монастырь В 1891 году две семьи меннонитов пожертвовали свои участки земли под строительство церкви. И в этом же году началось строительство. 22 мая 1893года храм был освящён. На входных вратах храма была надпись:”В память 17 октября 1888года” (день спасения Царской семьи ). Церковь стояла на месте будущего трамвайного кольца возле железнодорожного вокзала «Запорожье I». 1930 году по генеральному плану реконструкции города для прокладки трамвайной линии к вокзалу Запорожье I церковь разрушили, разобрали по кирпичику, а в 1932 г. все сравнялось с землей. В 1991 году усилиями и настойчивостью бывшых (уже пожилых) прихожан Свято-Никольского храма городские власти выделили участок земли (в районе Южного рынка) под строительство новой церкви. На территории находился старый бывший магазинчик батюшка с прихожанами оборудовали в нём помещение с бассейном для крещения взрослых и детей и к 1997 году пристроили храм в честь Рождества Иоанна Крестителя и достроили второй этаж для сестринских келий. Параллельно шли работы по пристройке к Никольскому храму Богородичного придела в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» вместе с колокольней. Этот придел начали строить потому, что в храме появилась икона Божией Матери «Взыскание погибших» Она была изуродована, её реставрировали (ныне покойный) Владимир Осьмуха и Светлана Беспалая (ныне монахиня Тамара) во время реставрации обнаружили надпись, что икона писана на Афоне в 1904 году иеромонахом Иоаникием.

http://azbyka.ru/palomnik/Запорожье

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010