335 Это барское гостеприимство и хлебосольство приходились не по нутру жадному Медоксу, и он многим жаловался на Шереметева, что граф у него отбивает публику. Кто-то и говорит Шереметеву: – Есть человек, недовольный вашим гостеприимством, граф... – Кто же это, отчего? – спрашивает граф. – Да вот Медокс, содержатель театра, плачется на вас, что вы у него отбиваете публику... – Скорее же это я могу жаловаться на него, что он меня лишает посетителей и мешает мне тешить даром людей, с которых он дерет горяченькие денежки. Каждый, кто ко мне пришел, тот мой и гость, милости просим, веселись всякий, как ему хочется: я весельем не торгую, а гостя своего им забавляю. Для чего же он моих гостей у меня отбивает? Кто к нему пошел, может статься, был бы у меня… Этот Медокс по Москве расхаживал в красном плаще, и потому его прозвали кардиналом. Он был искусный механик, сделал премудреные часы с разными штуками, с музыкой и с фигурами, которые двигались и плясали. 336 Эти часы были потом у известного в свое время менялы Дмитрия Александровича Лухманова, который ценил их очень дорого. Когда приезжал в Москву из Персии известный Хозрев-Мирза, он был в лавке у Лухманова и торговал часы, давал за них какую-то очень большую сумму, Лухманов не отдал, и после того эти часы так у него и остались; куда они девались – не знаю. 337 Директором казенного театра около двадцатых годов был Ф. Ф. Кокошкин, женатый на падчерице (моей троюродной сестры) E. А. Архаровой, на Варваре Ивановне; ее мать была сама по себе Щепотьева. Этого Кокошкина я видала и у Архаровых, и у Апраксиных. Потом, когда он овдовел, он женился вторично на какой-то актрисе 338 и имел детей, а от Архаровой детей не осталось. До двенадцатого года театр был на Арбатской площади, построен в виде ротонды. 339 За год или за два до неприятельского нашествия приезжала в Москву известная трагическая актриса мамзель Марс и там играла. 340 Мне довелось ее видеть раза два или три; мы ездили с Титовыми и дивились прекрасной игре ее. Этот Арбатский театр во время французов сгорел, а временно устроили театр на Никитской, в доме Познякова 341 (принадлежавшем после того князю Юсупову).

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Мы видели, как Петр Великий сердился на Сенат за то, что, решив что-нибудь, не заботились о приведении в исполнение решенного; лет через 50 Екатерина II должна была среди Сената повторить требование Петра. 31 марта императрица присутствовала в Сенате; читали доклад о штрафовании судебных мест за неисполнение указов и за нескорое распоряжение. Екатерина приказала дополнить: «Репортовать как о сделанном определении, так и о действительном исполнении указа». Когда читали о штрафовании посланных из судебных мест, если поступят в противность инструкции и будут обижать кого-либо, императрица велела прибавить: «Оных, следуя по воинскому процессу, наказывать в силу указов». В конце прошлого года Екатерина обратила внимание Сената на беспорядки в новой коллегии Экономии, и Сенат по этому поводу издал наставления всем коллегиям, но беспорядки в коллегии Экономии не прекратились: один из ее членов, Позняков, подал в Сенат просьбу, что просился перед праздником в отпуск на 29 дней в Петербург (коллегия Экономии, как и многие другие, находилась в Москве), но отпуска не получил по разногласию между членами коллегии; по этому случаю Сенат сделал внушение, что в последний раз напоминает членам, чтоб они перестали ссориться и не оказывали упорства президенту, как произошло и в деле Познякова: президент подписал отпуск, а вице-президент и два асессора по ничтожным основаниям не подписали; в октябре прошлого года императрица уже сделала коллегии материнское увещание, но члены ее все продолжают несогласие. Императрица на этот раз не хотела более дожидаться и в том же заседании 31 марта объявила, что если не взять к поправлению коллегии Экономии надлежащих мер, то неминуемые последуют в ней всякие упущения, которые, чем далее, тем труднее будет исправить, и поэтому приказала, чтобы Сенат тех членов коллегии, которые просятся в отставку, отставил скорее, а прочих перевел в другие учреждения и на место их представил кандидатов; президенту князю Гагарину велела присутствовать в Сенате, причем отозвалась с похвалою о его честности и усердии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Воспользовавшись случаем, русское правительство в октябре 1558 г. отправило на Православный Восток многочисленное посольство с огромными дарами патриархам и монастырям. Руководители миссии архидиакон Геннадий и Василий Позняков получили, среди прочих задач, указание «обычаи в тех странах писати». 1475 Как видим, Россия начала внимательно присматриваться к поствизантийскому пространству. Архидиакон Геннадий умер в самом начале пути, в Стамбуле, и дальнейшее руководство посольством перешло к Познякову. В октябре 1559 г. он добрался до Александрии, где виделся с патриархом Иоакимом и рассказывал ему о величии и победах русского царя. Патриарх крестился на иконы и вспоминал о пророчестве, «яко восстанет царь от восточныя страны православной, и покорит ему Бог многие царства», и восточные христиане будут избавлены «рукою его от безбожных турок». 1476 Вместе с патриархом Позняков посетил Каир, а потом, в ноябре – Синайский монастырь, оставив трогательное описание своей встречи с иноками: «К нам же прииде игумен и прия нас и целова, захлипаяся от слез, и глаголаше: Благодарим Бога, сподобившего нас видети православного царя посланники! Потом же начаху нас братия обнимати и целовати и с любовию слезы испущаху от радости». 1477 Вернувшись в конце 1559 г. в Александрию, Позняков отплыл оттуда в Палестину. Патриарх Иоаким передал с ним адресованную русскому царю грамоту, где рассказывал «о великих печалях, нуждах и бедах, и срамотах и поношениях» своих и своей паствы «от державцев немилостивых и диких зверей, нечестивых агарян» и воссылал молитвы, чтобы Господь попрал врагов царя и рассеял их по земле, как прах от лица ветра. 1478 Как видим, Иоаким проделал заметную эволюцию от жестких поучений в связи с делом Максима Грека , до униженных славословий царю и желания узреть «благолепный зрак» его лица. 1479 Патриарх сориентировался в меняющейся политической обстановке и разглядел в Московском царстве могущественного покровителя ближневосточных христиан. Пасху 14 апреля 1560 г. Позняков встретил в Иерусалиме, где пробыл до июля. Патриарх Герман получил царскую милостыню: по росписи там значились соболья шуба, рухляди на 400 золотых угорских, столько же жертвовалось на Св. Гроб и 200 золотых – на Голгофу. Правда, патриарх при получении милостыни недосчитался 400 руб., в чем винил главу синайского посольства Иосифа. «Как он их рассыпал, – писал Герман царю, – сам о том разведаешь». 1480 Впредь патриарх просил присылать ему милостыню только с иерусалимскими чернецами. Среди прочего Герман испрашивал у царя митру, «ибо многие, – как пояснял патриарх, – здесь у Св. Гроба носят митры: армяне и хабези и прочие, только мы одни ее не имеем!» 1481

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Василий Позняков начинает повествование описанием приема у патриарха Иоакима в Александрии, куда он вначале был направлен царем. Русские послы (во главе с новгородским архидиаконом Геннадием) передали царскую грамоту патриарху Александрийскому Иоакиму, после чего последний стал интересоваться различными вопросами жизни Московского государства и его царя Ивана Грозного, Русской Церкви и ее предстоятеля митрополита Макария. Согласно тексту, патриарх Иоаким возлагает большие надежды на православного русского царя, который, согласно греческим пророчествам, освободит их «от безбожных турок» . Среди вопросов патриарха Иоакима купцу Василию и его спутникам присутствует и такой: «Есть у вас в земли в Государеве царстве иноверцы Жидове и бусурманы и еретики, Копти, Армени и прочия ихъ проклятыя ереси, живутъ ли домами своими?» . На это русские послы отвечают ему: «Никако, государь, у нашего Государя в царстве жилища им нет, а Жидом Государь и торговати не велел и не впущает их в свою землю» . Патриарх благословил царя и поблагодарил за защиту православных христиан, рассказав послам об их тяжелом положении среди иноверных. Описывая православные святыни иерусалимского храма Гроба Господня, Василий Позняков отмечает: «A по обе страны великия церкви престолы стоятъ еретическия приделаны к стенам. A се еретики сутъ называются християне: Латыни, Хабежи, Кофти, Армени, Арияне, Несторияне, Яковити, Тетрадиий, Маруни, и прочая их проклятая ересь» . Говоря об обрядовых традициях службы Великой Субботы перед Пасхой, связанных с сошествием благодатного «огня с небеси на гроб Господень», Василий отмечает, что, помимо иерусалимского патриарха, «со христианы» в крестном ходе ко гробу Господню за ними идут «Арменский игумен со Армяны; и за тем идут Кофти и Хабежи и Маруни и Арияне и Несторияне и прочая их проклятая ересь со своими попы» . Описывая богослужебные обычаи указанных конфессий, Василий Позняков определяет их как «еретиков бесящихся» . Не совсем понятно, почему на вопрос, есть ли в Московском государстве «бусурманы» и «Армени», русские послы говорят патриарху Иоакиму, что «у нашего Государя в царстве жилища им нет», ведь к этому времени в состав государства уже вошли Казань и Астрахань с многочисленным мусульманским населением, а также проживало много армян.

http://bogoslov.ru/article/6192778

и Синайского архиеп. Макария (датированы сент. или окт. 1556). От синайских старцев Иосифа и Малахии в России впервые услышали о том, как И. без вреда для себя выпил яд. Российское гос-во отправило на правосл. Восток архидиак. Геннадия и Познякова с огромной милостыней мон-рям и патриархам. И. фигурировал как самый важный из адресатов финансовой помощи. В грамоте царь Иоанн IV Васильевич называл его «исповедником Божия величия», сообщал о посылке патриарху «рухляди» на 1 тыс. золотых угорских и бархатной шубы на соболях и испрашивал молитвы патриарха о царской семье. Такая же сумма была направлена Синайскому мон-рю. Архидиак. Геннадий умер в самом начале пути, а Позняков в окт. 1559 г. прибыл в Александрию, где встречался с И., а потом вместе с ним посетил Каир и Синай. В ответной грамоте Иоанну IV И. писал, что молится о победах царя над «агарянами», и заявлял, что «на него упование всех, как на утверждение рода христианского». По словам Познякова, в беседе с ним И. вспоминал пророчество о грядущем торжестве вост. правосл. царя, к-рый избавит христиан от «агарянского» ига. Возможно, это самая ранняя фиксация распространенного в Вост. Средиземноморье предания о грядущем освобождении рус. царем К-поля. Время кончины И. определяется, согласно каталогу Александрийской Патриархии и «Сказанию о чуде...», как 1565 или 1566 г. В совр. греч. изданиях фигурирует также дата 17 сент. 1567 г., однако она не подкреплена ссылками на источники. Посох И., как драгоценная реликвия, в кон. XVI в. был послан в дар Московскому патриарху свт. Иову . Мощи И. погребены в Каире, в Патриархии; там же хранятся его митра, облачения и рукописи-автографы, в частности грамота, данная им нем. паломнику гр. Альбрехту Левенштейну в дек. 1561 г. В 2002 г. И. был канонизирован АПЦ, в 2003 г. его память была внесена в календарь РПЦ. Ист.: Порфирий (Успенский), еп. Александрийская Патриархия: Сб. мат-лов, исслед. и записок, относящихся до истории Александрийской Патриархии. СПб., 1898. Т. 1. С. 15-30; Позняков В.

http://pravenc.ru/text/468909.html

Трифон Коробейников, как и ранее Василий Позняков и позже Василий Гагара, путешествовал по Палестине и Синаю на верблюдах. Если Позняков употребляет по отношению к сборам, взимавшихся турецкими властями с паломников, только термин «мыто», то в «Хожении Трифона Коробейникова» также используется слово «тамга». Только Коробейников заметил, что в Мертвом (Содомском) море добывают горючую серу, которую продают купцам, и черную смолу, использующуюся для защиты виноградников от вредителей Серой конопатили торговые суда, плававшие по Красному («Чермному») морю. Это вызвало удивление купца-путешественника, поскольку на Руси для этого использовали смолу: «Корабли же в Раифе на Чермном море деланы без железного гвоздия, шиты веревками финиковыми; а конопачено серою горячею, а не смолою; гвоздия железного потому нет в кораблях, что в мори камени магнита много, и тот магнит привлачает к себе железо» Последнее объяснение, конечно же, не соответствует действительности. Путешествуя по Синаю, Коробейников обратил внимание на разведение там индеек, а, по словам пророка Давида, «мясо тех птиц сладчае всех мяс» В Синайском монастыре, у горы святой мученицы Екатерины, его поразил монастырский сад: «Бе велми предивен и велик, и много в нем винограду и миндалов, и груш, и яблок; груши же мы не видали таковых великих и сладких ни в котором царстве» Впрочем, в литературе высказывались сомнения не только по поводу авторства Трифона Коробейникова, происходившему, судя по фамилии, из мелких торговцев-коробейников, но и относительно его принадлежности к купечеству (по предположению Х. М. Лопарева, Коробейников был не купцом, а подьячим) . Как бы то ни было, он участвовал в 1582 г. в посольстве купца И. М. Мишенина, отправленного в Царьград и на Афонскую гору с милостыней на помин души убитого Иваном Грозным старшего сына, а в 1593–1594 гг. сопровождал дьяка Михаила Огаркова в поездке с «заздравной милостыней» в столицу Османской империи и Иерусалим по случаю рождения у царицы Ирины и царя Федора Иоанновича дочери Феодосии.

http://sedmitza.ru/lib/text/6251265/

—725— городе и белгородском уезде во всех церквах в день недельный по литургии прочитать вслух народу и послать в белгородское духовное правление при указе, а для ведома и во все духовные правления Белгородской епархии распубликовать указами и о вышеписанном представить Святейшему Синоду доношением». Был составлен акт отлучения. 3408 Последний, впрочем, не был опубликован за смертью святителя Иоасафа; а при его преемнике дело кончилось мировой между истцом и ответчиком, в 1759 г. Святейший Синод снял епитимью и с Выродова и с дочери попа Пелагеи. 3409 Строгий в отношении к преступникам против церкви, —726— святитель Иоасаф был истинным отцом для обидимых и угнетенных; блюдя о восстановлении попранной правды, он оказывал им твердую и стойкую защиту. Дьячок села Ясенового жаловался святителю, что управляющий селом выгнал его из прихода. На следствии священник помянутого села показал: «за недачу дьячком прикащику Познякову пяти рублей, прикащик похвалялся бить дьячка до полусмерти и приказал, чтобы его в селе не было, и имеющуюся в поле рожь и пшеницу атаман Стефан Кациной забрал в дом княжий». Показание священника подтвердили и другие свидетели. По расследовании святитель определил «дьяку быть при церкви по-прежнему, приказчику и атаману объявить, дабы они дьячка не изгоняли и дьяческой части не отнимали, ежели-же впредь таковые напасти будут чинить дьячку и не в свою команду мешаться станут, то того села церковь запечатана будет». Кроме того, святитель писал об обидах дьячку владельцу села князю Юсупову, требуя немедленного и полного удовлетворения потерпевшему от приказчика и атамана. 3410 Б. Гречев (Продолжение следует). Виноградов В.П. О литературных памятниках полуарианства [VI. μιλα Μελετου VII. Староникейцы, омиусиане и новоникейцы (опыт сближения их догматического учения о Святой Троице). VIII. Addenda. Примечания на русский перевод памятников полуарианства]//Богословский вестник 1911. Т. 3. 12. С. 727–761 (3-я пагин.). (Окончание.) —727— VI. μιλα Μελετου

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Князь велел бить и Василия без пощады; быв шумен от вина и рассвирепев, он взял стрелу и пустил ее в Василия. Оба друга скончались в следующую за тем ночь. Спустя не много времени и сам Мстислав застрелен был на городской стене по пророчеству Василия. Он бился с Давидом Игоревичем и тогда узнал стрелу, которою застрелил Василия: «умираю, сказал он, за преподобных Василия и Феодора». Так повествует блаж. Поликарп. 920 По летописи, печерский монастырь сожжен был половцами в 1096 г.; 921 а Феодор, уже состарившийся построил после того келью в обители и жил уже не долго; кн. Мстислав, по летописи 15 июля 1099 г. на стене Владимирской крепости, неожиданно «сквозь отверстие доски поражен был стрелою под пазуху и в следующую ночь скончался». 922 По этому видно, что блаж. кончину св. Феодора и Василия надобно отнести к 1098 г. и согласно со святцами к 11 августа. 923 Мощи св. Феодора и Василия похоронены были в варяжской пещере, в которой подвизались они, а потом перенесены были в Антониеву пещеру, где и ныне покоятся. 924 Заложенный вход в варяжскую пещеру ныне видят близ затвора пр. Лаврентия. Недавний и неоднократный осмотр этой пещеры показал, что в ней было довольно затворнических келлий с седалищами. Составленные из разноцветных песков келлии и седалища представляются как бы покрытыми полосатою материей. Итак там, где прежде скрывались бродяги, занимавшиеся грабежом, подвизались потом рабы Божии и освятили разбойнический притон своими молитвами и подвигами. 925 История св. Феодора и Василия представляет нам в опыте мысли св. писания: «те, которые хотят обогащаться, впадают в искушения и в сети, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и гибель» ( 1Тим.6:9 ). «Как трудно имеющим богатство, войти в царствие Божие» ( Лук.18:24 ). «Любостяжатель есть идолослужитель» ( Ефес.5:5 ). Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко о себе думали и уповали не на богатство ненадежное; но на Бога живого, – чтобы они благодетельствовали, обогащались добрыми делами, были щедры и общительны» (Тим.6:17–18).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

13. Вернулся тогда из плена и юноша Василий. Пленен он был при императоре Льве и Михаиле Аморийце 1010 , а вернулся при императоре Феофиле, когда ему было 25 лет 1011 . Возвратившись же в свою землю, он поступил на службу к стратигу Македонии по прозвищу Цандз, но, не получив от него никакой платы, пришел в Город, к Золотым воротам. Войдя, он, уставший от путешествия (а было воскресенье, и солнце клонилось к закату), прилег в галерее Святого Диомида, ведь тогда эта церковь была соборной 1012 , и был в ней пономарь по имени Николай. 14. В эту ночь божественный голос позвал пономаря: «Встань, введи в храм императора». Тот, поднявшись, не нашел никого, кроме этого самого Василия, лежащего как нищий, и, вернувшись, упал на свою постель. И вот снова второй раз пришел к нему такой же голос. Он, выйдя, осмотревшись и никого не найдя, вернулся, закрыл ворота и лег. И тотчас некто ткнул его мечом в бок со словами: «Это и есть император!» Тогда, быстро выйдя в трепете и найдя Василия с сумой и посохом, он ввел его внутрь церкви. На второй день, отправившись с ним в баню, он переодел его и, придя в церковь , устроил братотворение, и они радовались друг с другом. 15. А у этого Николая был брат врач, который служил у Феофилицы. Придя по случаю к своему брату, врач увидел Василия и, поразившись его росту и отваге, спросил брата, откуда он. А тот рассказал ему обо всём и попросил хранить тайну. Когда врач сидел за столом с Феофилицей, и тот рассуждал про себя: «Не могу я найти подходящего человека для своих коней», врач встал и сказал своему господину об отваге Василия и то, что «он такой, какого ты желаешь и ищешь». Тогда тот, послав, быстро призвал его. И вот, увидев, что у него кудри и большая голова, он прозвал его Кефала 1013 и поручил ему ухаживать за своими конями. Таким вот образом, как было сказано, по этой самой причине он и передал его императору Михаилу. Досюда о возрастании Василия. 16. Император же, введя Василия, сказал своей матери с радостью: «Ступай, посмотри, мать, какого молодца я нынче заполучил». Она же, выйдя и увидев его, повернулась и сказала своему сыну: «Это, сын мой, тот, кому предстоит уничтожить наш род». Но он нисколько не поверил своей матери, сказавшей такое, и даже не стал слушать ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1652 году при воеводе Игнатии Степановиче Корсакове гроб Ва­силия с нетленным телом показался поверх тины. Мангазейцу Степану Ширяеву, который еще раньше того заметил этот гроб, но оставил без внимания, явился в видении молодой человек, без бороды, со светлыми волосами и в белой рубашке; другие промышленники получали разные исцеления у гроба. Предание сказало, какою страдальческою смертью и за что умер скрытый во гробе. Гроб вынули и поставили в сухое место, а над ним выстроили часовню. Здесь многие получали помощь в нуждах и болезнях, совершая панихиды о покое убиенного Василия. В марте 1670 года старцу Тихону, основавшему за 10 лет пред тем монастырь на Енисее, является молодой человек с белокурыми волоса­ми, без бороды, в белой одежде и приказывает идти в Мангазею за его телом. «Я – тот самый Василий, – говорил явившийся, – о котором много говорят в народе и который замучен воеводою Пушкиным». Тихон за 500 верст отправился в Мангазею, которая теперь уже прихо­дила в запустение и уступала свое значение новой Мангазее 460 . Он обрел в указанном месте нетленное тело и 10 мая принес его на себе в обитель. Житие рассказывает об исцелении многих больных, призывав­ших имя Василия в обители или на месте кончины. В часовне на месте древней Мангазеи и теперь видят звериные шкуры, – приношения юраков и других инородцев, и каждый считает святотатством взять что-нибудь из часовни в собственность. У поселенцев Туруханского края с 1672 года сохраняются иконы святого Василия Мангазейско- го. На одних он представляется свежим, белокурым юношею, в белой рубашке, а сбоку представлено истязание ему при купце и воеводе; на других изображен Троицкий Туруханский монастырь, а над ним молящийся Василий, в рубашке и без обуви; в 25 день марта в обители Троицкой совершается всенощное служение в честь святого Василия 461 . Почитая память святого Василия, повторим учение апостола о до­бродетели, за которую пострадал Василий. Храни себя чистым, – поуча­ет Апостол ( 1Тим. 5, 22 ). Заботься о том, чтобы быть святым телом и душой (см. 1Кор. 7, 34 .). Не обманывайтесь: ни блудники, ни идо- лослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют ( 1Кор. 6, 9–10 ). Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела ( 1Кор. 6, 13 ). Блуд и всякая нечистота и любо­стяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым ( Еф. 5, 3 ). Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение ( Кол. 3, 5 ). День двадцать четвертый. Страдание Стефана и Петра, мучеников Казанских

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010