Рафаиловский или Рафаилов Троицкий монастырь 3 класса мужской. Находится в Тобольской Епархии при реке Исеть на правом берегу, расстоянием от Тобольска к юго-западу в 325, от Тюмени к югу в 85, от Исетского острога по реке Исеть вверх в 5 верстах. Построен в 1651 году по прошению пустынника старца Рафаила, а по дозволению бывшего в Тобольске Боярина и Воеводы Василия Борисовича Щербатова. Но откуда помянутый пустынник Рафаил пришёл, и кто он такой чином был, сведений не имеется. Первая церковь во имя Живоначальной Троицы началась строиться в 1665 году при Строителе Филарете, по грамоте Преосвященного Симеона, Архиепископа Тобольского и Сибирского, и в том же 1665 году определённому вновь Преосвященным Корнилием, Архиепископом Тобольским и Сибирским, Строителю старцу Протасию предписано: «монастырь и церковь со всякими строениями строить радетельно». С 1682 года находились в том монастыре, по определениям Епархиальных Преосвященных Архиереев, Игумены и Архимандриты; а монастырь до 1706 года стоял за речкой Ялынкой на самом нижнем устье и на берегу речки Исеть, от нынешнего места саженях в 200. Перенесён же на нынешнее место в 1707 году после пожара, от молнии случившегося, и по неудобности места, по грамоте Преосвященного Филофея, Митрополита Тобольского и Сибирского. Церквей в этом монастыре находятся три: 1) Церковь каменная во имя Живоначальной Троицы, двухэтажная о четырёх престолах. Начата строением в 1761 году коштом Оренбургской Губернии Челябинского купца Василия Познякова, и окончена в 1780 году на сумму, из Государственной коллегии экономии ассигнованную. В верхнем этаже этой церкви – храм во имя Св. Иоанна Предтечи, а в нижнем – храм Казанской Богоматери с приделом Покрова; 2) Церковь деревянная во имя Святой Троицы; 3) Церковь деревянная же во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Кельи и ограда также деревянные. До штатов 1764 года было за этим монастырём крестьян 534 души, а по штатам положен в 3 классе степенью 40 с настоятельством Игуменским, которое и доныне продолжается.

http://sobory.ru/article/?object=58419

95 ...при царевичех Иванне и Феодоре... – Иван (1554–1584) и Федор (1557–1598) – сыновья Ивана IV и Анастасии Романовны (ум. в 1560 г.). 97 ...при архиепископе новгородском Пимине... – Пимен Черный, архиепископ новгородский с 1552 по 1570 г. 98 ...во Царьгород... – В Царьграде (русское название Константинополя) после турецкого завоевания столицы Византийской империи (в 1453 г.) находилась константинопольская патриархия. 99 ...во Иерусалим и во Египет... – В Иерусалиме и Египте – центрах православного Востока – находились иерусалимский и александрийский патриархи, обменивавшиеся посольствами и подарками с московским царем и митрополитом. 100 ...в Синайскую гору... – Синайская гора – центр православного Востока на Синайском полуострове в западной части Азии. 101 ...новгородцкого архидьякона Генадия... – Геннадий, архидиакон новгородского Софийского собора. 102 ...гостя Василия Познякова... псковитина. – Судя по летописным известиям в числе спутников архидиакона Геннадия фигурировали другие лица – гость Мустоха Андрей и Яков, названные в Новгородской Второй летописи (ПСРЛ, т. III. СПб., 1841, с. 159). Однако в официальных царских грамотах, адресованных церковным деятелям стран, лежащих на пути к восточным центрам православия (волошскому воеводе Александру, турецкому султану Селиму и др.), названы Геннадий и Василий Позняков с сыном. 103 ...в Раифе... – Раифа – средневековое название современного города Тора в западной Азии, на восточном берегу Красного моря. 104 ...к папе и патриарху Иакиму александрийскому... – Иоаким, патриарх александрийский (то ли с 1529 г., то ли с 1486 по 1565 г.). Известны грамоты, адресованные патриархом Иоакимом царю Ивану IV Грозному: в 1545 г. – ходатайство об освобождении из заточения афонского монаха Максима Грека ; в 1556 г. – прошение об оказании помощи Синайскому монастырю (РГАДА, ф. 52, оп. 4, 1, л. 126–134), в ответ на которое и было составлено посольство с участием Василия Познякова. С этим посольством патриарху Иоакиму была отправлена грамота (послание) царя Ивана IV.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Его банды даже захватили Пинск и Игумень (ныне Червень). Банды Булак-Булаховича грабили, насиловали, убивали путем повешения мирных людей, особенно еврейское население, за счет собственности которого стремились поживиться. На всех валунах во дворе «музея» прикреплены портреты в виде образков отличившихся в националистическом плане белорусов. Первой представлена писатель Зоська Верас. Это она хранила на своей даче архив БНР в Вильнюсе.  Братья Луцкевичи этот архив сохранили до нашего времени. Имеется образок и Василия Быкова. Этот обласканный властями, Народный писатель БССР, Герой социалистического труда, много раз лауреат с помощью Позняка З.С. и братьев Луцкевичей сочинил и осуществил постановку трагедии «Куропаты». Его прикрывали и вдохновляли на этот подвиг агенты ЦРУ США Горбачев М.С. и Яковлев А.Н. Для защиты и поднятия авторитета своих белорусских агентов в Минск в январе 1994 года приезжал Президент США Билл Клинтон. Он посетил Куропаты, встретился с Позняком З.С., лично поддержал и поблагодарил своих белорусских агентов. Фальшивка о куропатах расколола советское общество, торпедировала СССР, способствовала разрушению государства, «прихватизации» народной собственности. Был создан класс олигархов. Правящая олигархическая верхушка в благодарность увековечила имя Василия Быкова, присвоением его имени одному фрегату Краснознаменного Черноморского Флота. Наличествует во дворе и портрет Николая (Миколы) Ермоловича. Как без него? Он жил в Молодечно. Считался историком и писателем. Основная идея его творчества в области истории сводится к попытке доказать, что белорусы происходят не от славянских племен, а являются выходцами из некого балтского субстрата. Это утверждается вопреки генетическим экспертизам, доказывающих родство славянских народов Великой, Малой, Белой Руси. Нечто подобное приходилось читать в книгах, изданных в Белоруссии прислужниками германских нацистов в годы оккупации. Последователи гитлеризма желали вывести происхождение белорусов из арийских племен, стать кровными братьями немцев.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/03/rz...

георгиевского попа Ивана села Супонева, Шамоновых. л. 230. Роды: Ждана Фёдорова сына Яковленкова, Истомы Иосифовича Безобразова, Севрюкá Лазорева, Ждана Боровитинова, убиенных Якова и Григория – лучаня. Роды: Томилы Борисова, слугы Трофима Дмитреева, Василия Медведева, 370. Ивана да Онтипа Констентиновых, Дмитрея Постригичева, села Островского Удилова, Артему Рогозы изо Брянска, Свинского монастыря братия:.. инока-схимника Александра – Ожегов, трубченин, и инока Пахомия – Толочанова человек. Роды: старца Измаила, Фёдора Кокорева Комарицкой волости, Меркуши Фёдорова села Чемлижа, Власья Иванова сына Овечкина, из Комарич Некрасов да Ситников. Здесь же: Никифора Долгошеевъ 380. Роды: Чектаевых из Ревен, Потаповых из Подбужья, Прокофьевых изъ Меркулова, Пятницкого попа Алексея, Анны Борышниковы жены, Ивана дьяка Храмова, Фёдора Шамордина, Алеиных из Меркулова, Ивана Мурзина, села Болдыжа попа Никифора Зиновьева, л. 390. Роды: Богдана Хрипонова, Матвея Козловского, Ефремов из Которя, Здесь же: Анну Волконскую приказ, Роды: Ивана Тегинева, Андрея Бойкова, Фёдора Белова, Шиковых из Подбужья, Артёма Кожюхова, Андрея Иванова сына Исупова, Ниикиты Уродкова Игнатьева, 400. Офанаса Савина из Воилова, Ивана Познякова изо Брянска, Семёна Пролыского, Ермока Радина из Коростовок, Гаврилы Сорокина из Чайкович, ольшаницкого попа Петра, Свинского монастыря старца Иосифа беского (белев…). Филякин из Коростовок:… Панфилия, Домникею, Улиты – три сия родители старца Иосифа же, Ивана Аксёнова, Андрея Брынцова да Кости Жихальца. 410 . Степана Несыпова, Лавров, чюдовского казначея Иосифа, Козьмы Кучина из Шустова, Здесь же Чеснихины, Ивана Подонева. карачевца Василия Елиоуферьева, другова Рындина, Семёна Козловского. 247 Л. 418. Роды: Козьмы Кулакова, Невежи Яковлева сына Козелкина, Прохора Потресова, Влсилия Тургенева. Ивана Стракинà, келаря чюдовского Прокофья Акулина, донского казака Василья Ревякина, слуги Богдана Суслова. Здесь же записан Стефан – слуга-жь Чоглыков. Роды: казака Герасима Немчина, Ивана Тимофеева , Данила Зуева из Самовской волости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

807 Прокофьев Н. И. Хождение Агрефения в Палестину//Литература Древней Руси. М., 1975. Вып. 1. С. 136–151. 808 Хождение архимандрита Грефения обители Пресвятыя Богородицы/Ред. Арх. Леонид//ППС. СПб, 1896. Вып. 48. Т. 16. Вып. 3. С. 5–6. 810 Арсеньев С. В. Вступительная статья к «Хождению Игнатия Смольнянина»//ППС. СПб, 1887. Т. 4. Вып. 3. C. I-II. 817 Ченцова В. Г. О причинах путешествия русского паломника XV в. Зосимы на христианский Восток//Иностранцы в Византии. Византийцы за рубежами своего отечества. М., 1997. С. 52–54. 819 Прокофьев Н. И. Хождение Зосимы в Царьград, Афон и Палестину//Вопросы рус ской литературы. Уч. зап. МГПИ. Т. 455. М., 1971. С. 12–42. 833 ПСРЛ. М., 2005. Т. 22; Хронограф 1512 г....//Шахматов А. А. Путешествие М. Г. Мисюря-Мунехина и Хронограф редакции 1512 г. СПб., 1899. С. 18. 836 Каштанов С. М. (ред. ). Россия и греческий мир в XVI в. М., 2004. Т. 1. С. 191. Житенев С. Ю. Указ. соч. С. 300–303. 838 Панченко К. А. Россия и Антиохийский Патриархат: начало диалога (сер. XVI в. – пер. пол. XVII в. )//Россия и христианский Восток. М., 2004. Вып. II-III. С. 204. 839 Послание царя Ивана Васильевича к Александрийскому патриарху Иоакиму с купцом Васильем Позняковым и Хождение купца Позднякова в Иерусалим//ЧОИДР. 1884. кн. 1. 840 Бантыш-Каменский H. Н. Реестры греческим делам Московского архива Коллегии иностранных дел. М., 2001. С. 16. 854 Белоброва О. А. Позняков Василий//Словарь книжников и книжности... Л., 1989. Вып. 2. Часть 2. С. 296–297. 855 Лопарев X. М. [Вступительная статья]. Хождение купца Василия Позднякова по Святым Местам Востока в 1558–1561 гг.//ППС. СПб., 1887. Вып. 18. T. VI. Вып. 3, C. III-IV. 857 Хождение на Восток гостя Василия Познякова с товарищи//Повести и сказания Древней Руси. Перев. и комм. О. А. Белобровой. М. СПб. 2001. С. 471–472. 866 Опарина А. А. Сравнительно-текстологический анализ сочинений Древней Руси: опыт исследования памятника конца XVI столетия «Хождения купца Трифона Коробейникова по святым местам Востока. Киров, 1998. С. 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В дни проведения конференции участникам и присутствующим была представлена книга, выпущенная в свет непосредственно к празднованию знаменательной даты 900-летия паломничества Даниила: «“Хожение” игумена Даниила в Святую Землю в начале XII века» (отв. ред. Г.М. Прохоров; СПб., 2007). Издание представляет собой наиболее полные на данный момент публикацию и исследование «Хожения». Публикуются две редакции этого древнерусского памятника: первая и вторая. Первая – древнейшая и наиболее близкая к оригиналу, хотя и не сохранившая полностью авторского текста, – известна всего в нескольких списках, самые ранние из которых восходят ко второй половине XV века. Вторая редакция, сохранившаяся в списках также не ранее второй половины XV века, была наиболее распространена на Руси. Эта редакция вошла в середине XVI столетия в Великие Минеи Четии митрополита Макария, а в XVII веке была проиллюстрирована. Тексты «Хожения» публикуются на древнерусском языке с параллельным переводом на современный русский. Издание снабжено предисловием и комментариями Г.М. Прохорова, а также тремя новейшими исследованиями памятника М. Гардзанити, И.В. Федоровой, О.А. Белобровой. Книга содержит разнообразный иллюстративный материал. Продолжением торжественных мероприятий, посвященных юбилею паломничества игумена Даниила, стало открытие 29 марта выставки «И то все видел своими очами…» в Государственном музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева. На выставке представлены древнейший список «Хожения» – рукопись последней трети XV века из собрания Российского государственного архива древних актов; единственный известный иллюстрированный список «Хожения» (XVII век, Государственный Исторический музей); другие рукописи XVI–XIX веков, сохранившие повествования о паломничестве в Святую Землю как игумена Даниила, так и его последователей – иеромонаха Варсонофия, Василия Познякова, Василия Гагары, Трифона Коробейникова, Арсения Суханова; паломнические реликвии; иконы; гравюры, литографии, планы Святой Земли; модели палестинских храмов. Выставка продлится до конца июня 2007 года.

http://pravoslavie.ru/511.html

Соч.: Самарово, село Тобольской губернии и округа: Хроника, восп. и мат-лы о его прошлом. СПб., 1892; Византийская печать с именем рус. княгини//ВВ. 1894. Т. 1. С. 159-166; Старое свидетельство о Положении ризы Богородицы во Влахернах в новом истолковании применительно к нашествию русских на Византию в 860 г.//Там же. 1895. Т. 2. С. 581-628; Описание некоторых греч. Житий святых//Там же. 1897. Т. 4. С. 337-401; Повесть об имп. Феодосии II//Там же. 1898. Т. 5. С. 63-90; Житие св. царицы Феофании и его позднейшие пересказы//ЖМНП. 1899. Ч. 325. Окт. Отд. 2. С. 343-361; Брак Мстиславны (1122)//ВВ. 1902. Т. 9. С. 418-445; Об униатстве имп. Мануила Комнина//Там же. 1907. Т. 14. С. 334-357; Агиография VIII-IX вв. как источник визант. истории//Визант. обозр. 1916. Т. 2. Вып. 1. С. 167-176; Моя биография//Подорожник: Краеведческий альм. Тюмень, 2010. Вып. 11. С. 22-26; Материалы для моей биографии//Там же. С. 26-35. Изд.: Хождение купца Василия Познякова по Святым местам Востока. СПб., 1887. (ППС; Т. 6. Вып. 3(18)); Ioannis Comneni medici Vita Ioannis Cantacuzeni Romaeorum imperatoris. Petropoli, 1888; Хождение Трифона Коробейникова (1593-1594). СПб., 1889. (ППС; Т. 9. Вып. 3(27)); Слово о некоем старце: Вновь найденный памятник рус. паломнической лит-ры XVII в. СПб., 1890. (СбОРЯС; Т. 51. 2); Житие прп. Стефана Комельского. СПб., 1892. (ПДП; 85); Послание митр. Климента к Смоленскому пресв. Фоме: Неизд. памятник лит-ры XII в. СПб., 1892. (ПДП; 90); Кирилл Туровский, свт. Слово в Великую субботу. СПб., 1893. (ПДП; 97); Анонимное иерусалимское хождение нач. XVIII в. СПб., 1912. Лит.: Срезневский В. И. Х. М. Лопарев: Припоминания о его жизни и трудах//РИЖ. 1918. Кн. 5. С. 327-342; Сперанский М. Н. Хрисанф Мефодьевич Лопарев (1862-1918)//Научные изв. М., 1922. Сб. 2: Философия, литература, искусство. С. 333-335; Михеева Г. В. Лопарев Хрисанф Мефодиевич//Сотрудники РНБ - деятели науки и культуры: Биогр. словарь. СПб., 1995. Т. 1. С. 329-333; Самаровский петербуржец: Письма сибиряков к Х. М. Лопареву/Сост.: В. К. Белобородов. Ханты-Мансийск, 2008; «Искренно делюсь с Вами как с другом...»: Из переписки Х. М. Лопарева и Ю. М. Поповой/Сост.: В. К. Белобородов. Тюмень, 2011; Танкова Е. В. Письма Х. М. Лопарева к членам Об-ва любителей древней письменности//Мат-лы III Лопаревских чт., Ханты-Мансийск, 28 сент. 2011 г. СПб., 2011. С. 6-10; Рафиенко Л. С. Уроженец села Самарово Х. М. Лопарев - выдающийся российский ученый//Мат-лы IV Лопаревских чт., Ханты-Мансийск, 24 окт. 2013 г. Ханты-Мансийск, 2013. С. 6-15; Цысь В. В., Цысь О. П. Сотрудничество Х. М. Лопарева с Имп. Православным Палестинским Об-вом//Вестн. Сургутского гос. пед. ун-та. 2013. 6(27). С. 131-139.

http://pravenc.ru/text/2110722.html

В «Путевых записках» Ильи Сысоева эта тема получила многоаспектную реализацию, отразившись в бытовых зарисовках посещенных стран, в отмеченных паломником особенностях мусульманской архитектуры и местной природы, в рассказе об обычаях и в описании костюмов местных жителей. Особое место в «Путевых записках» занимает тема турецкого присутствия на Святой Земле, проявившаяся как в запрете на посещение паломниками храма Соломона, превращенного в мечеть, в присутствии турецкой стражи в храме Гроба Господня, в передаваемых паломником местных легендах на эту тему, а также в отмеченных богомольцем межконфессиональных спорах за право владения святыми местами в храме Гроба Господня, обострившихся в XIX столетии. Чужим для Сысоева, как и для паломников эпохи Средневековья, оказался и обычай местных христиан-арабов громкими криками и плясками встречать в храме извещение о сошествии Благодатного огня на гроб Господень в Великую субботу. Первым из наших паломников сообщение об этом в XV веке оставил иеродиакон Троице-Сергиевой лавры Зосима; им этот обряд не был понят и назван «срамным». А в XVI веке, в Хождениях Василия Познякова и Трифона Коробейникова, это действие было подробно описано под названием о «беснующихся в церкви еретиках» (см. наст. изд. Т. 10). Своими впечатлениями от этого обычая, не понимая его природы, делились не только средневековые паломники, но и многие богомольцы XIX века, ставшие его свидетелями в Великую субботу: отозвались на него Илья Сысоев и его современники Яким Васильев и Анна Алексеевна (см. наст. изд.соответствующие главы в этом томе, а также коммент. к публикуемым текстам). Описание паломничества Ильи Степановича Сысоева сохранилось в рукописи РНБ. ОЛДП, Q.623. 1711 На полях приведены пометы, ориентирующие читателя в предмете описания и по структуре напоминающие названия глав, на которые традиционно делился паломнический текст эпохи русского Средневековья. Такой средневековый тип организации текста характерен для описаний Якима Васильева и Анны Алексеевны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По всей видимости, К. так и не смог восстановиться после этого трагического события. Угасание мон-ря совпало с общим социально-демографическим кризисом ближневост. христианства в позднее средневековье. Аль-Макризи упоминал, что в его время в К. оставался только 1 служитель. В 1559 г. рус. паломник и дипломат Василий Позняков описал этот мон-рь (называя его монастырем св. Арсения), находившийся, по его словам, в 7 верстах от Ст. Каира, как полностью заброшенный. Руины К. посещал ряд путешественников нач. XVIII в. В наст. время развалины мон-ря находятся в закрытой военной зоне, и их изучение затруднено. Согласно единственному описанию топографии К. (1963), комплекс монастырских зданий, по форме близкий к квадрату, располагался по обе стороны скального гребня, частично разрушенного, поскольку в древности на этом месте была каменоломня. Гребень был пробит туннелем, соединявшим 2 части обители. Главный вход размещался с сев. стороны, здесь же находились цистерны для воды. В юж. части обнаружены остатки жилых строений и церковь с квадратным наосом и опорами утраченного свода. Это совпадает с описанием конструкции ц. св. Саввы у Абу-ль-Макарима. К востоку от огороженного пространства была открыта пещерная церковь с большой апсидой. Южнее мон-ря более чем на 1 км протянулись древние каменоломни, вырубленные в скалах полости, бывшие жилищем монахов-отшельников в раннехрист. эпоху. Ист.: Eutych. Annales. Pt. 1. P. 52; Pt. 2. P. 197, 228-229, 233 (рус. пер.: Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам. СПб., 1897. Т. 2/1. С. 369-370, 383-385. (ППС; Т. 17. Вып. 2/2)); Churches and Monasteries of Egypt and Some Neighbouring Countries Attributed to Abû Sâlih, the Armenian/Ed., transl. B. T. A. Evetts. Oxf., 1895. P. 145-153; al-Mak r z , Ah mad ibn ‘Al . Kita  b al-h  ita  t al-makrziyya. Bayru  t, 1959. Т. 3. P. 421, 425-432; Хождение купца Василия Познякова по святым местам Востока, 1558-1561 гг. СПб., 1887. C. 16. (ППС; Т. 6. Вып. 3(18)).

http://pravenc.ru/text/2462329.html

9, прилож. V). Житье и хоженье Данила русськыя земли игумена (1106–1108 гг.) Изд. под ред. А. В. Виневитинова. Ibid. вып. 3 и 9. Мы имели под руками то же путешествие и в издании археографической комиссии под редакциею А. С. Норова . СПБ. 1864. Ιωννου το Φοκ κρασις ν συνψει τν π» ντιοχεας μχρις Ιεροσλμων κστρων κα χωρν Συρας Φοινκης κα τν κατ Παλαιστνην γων τπων (конца XII века). Изд. в подлиннике и в русском переводе И. Троицким (Ibid. вып. 23). Путешествия святого Саввы Архиепископа Сербского (1225–1237 гг.). Изд. под редакциею Архимандрита Леонида (Ibid. вып. 5). Хождение Игнатия Смолнянина (1389–1405 гг.). Изд. под ред. С. В. Арсеньева (Ibid. вып. 12). Хожение инока Зосимы (1419–1422 гг.) Изд. под ред. Хр. М. Лопарева (Ibid. вып. 24). Хожение гостя Василья (1465–1466 гг.). Изд. под. ред. Архим. Леонида (Ibid. вып. 6). Рассказ и путешествие по святым местам Даниила, Митрополита Ефесского (1493–1499 гг.). Изд., перев. и объясн. Гавриилом Дестунисом (Ibid. вып. 8). Хождение купца Василия Познякова по святым местам востока (1558–1561 гг.) и его пересказ – Хождение Трифона Коробейникова 1593–1594 гг. Изд. под ред. Хр. М. Лопарева (Ibid. вып. 18 и 27). Сербское описание святых мест первой половины XVII века. Изд. под ред. Л. В. Стояновича (Ibid. вып. 14). Проскинитарий Арсения Суханова (1649–1653 гг.). Изд. под ред. Н. И. Ивановск ого (Ibid. вып. 21). Странствования Василья Григоровича-Барского по святым местам востока с 1723 по 1747 год. Изд. по подлинной рукописи под ред. Н. Барсукова. СПБ. 1885. Наконец, мы имели возможность просмотреть памятник (почти исключительно, впрочем, литургического характера), недавно открытый А. А. Дмитриевским в библиотеке крестной богословской школы в Иерусалиме и издающийся в «Православном Собеседнике» под заглавием: Богослужение страстной и пасхальной седмиц в св. Иерусалиме по уставу IX–X в. В борьбе с вышеуказанными трудностями, исследователь должен обратиться за помощью к довольно обширной литературе, в которой затрагивается та или другая сторона нашего вопроса.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/arheolo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010