Древнейший из наших паломников во св. землю о Гефсимании говорит так: «Гепсимания же есть село, идеже есть гроб святыя Богородицы близь града Иерусалима на потоце Кидарьстем в удоле плачевнем, и есть от Иерусалима межи востока лиць летним и зимным» 35 . В «сказании» Иоанна Фоки 36 , в «хождении Игнатия Смолнянина» 37 , в «хожении инока Зосимы» 38 , в «хожении гостя Василья» 39 , в «рассказе о путешествии по св. местам Даниила митрополита Ефесского» 40 , в «хождении купца Василия Познякова» 41 , в «Проскинитарии Арсения Суханова » 42 и во многих других памятниках место великих событий, окончившихся предательством Иуды, указывается то в долине Иосафатовой, то за потоком Кедрским, то на пути из Иерусалима на гору Елеонскую, т.е. различными выражениями, но, по существу дела, одинаково: приблизительно там же, где указывают его и теперь; причем место это, как и теперь, ставится в связи с храмом Успения Пресвятой Богородицы. Несмотря на такую древность и такое постоянство предания относительно места евангельского Гефсиманского сада, недавно было высказано мнение, отрицающее подлинность нынешней Гефсимании. Три года назад в одном английском журнале было помещено «сообщение» Эдуарда Фалькенера под заглавием «The site of Gethsemane» 43 , сущность которого состоит в следующем. Независимо от библейского рассказа, свидетельство в пользу (нынешнего, всеми признаваемого) положения Гефсимании дается только восемью оливковыми деревьями, огороженными на берегу Кедрона. Эти деревья, без сомнения, очень большой древности, но никто не решится сказать, что они существовали 1887 лет назад 44 . Поэтому, для установления подлинного места Гефсимании, автор статьи обращается исключительно к евангельскому рассказу и – надо отдать честь его изобретательности – толкует слова св. бытописателей совершенно оригинально. Три первые евангелиста говорят, что после тайной вечери Господь с учениками пошел «на гору Елеонскую» 45 , между тем, относительно нынешней Гефсимании, которая «находится в долине, у самого потока, проходящего в центре этой долины», никоим образом нельзя сказать, что она находится на горе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/arheolo...

На основании повествования евангельского мы не в состоянии точно определить те отдельные пункты в Гефсиманском саду, которые упоминаются здесь. Где теперь то место, на котором Господь оставил 8 учеников? Где уснули апостолы Петр, Иаков и Иоанн? Где страждущая и томящаяся душа Спасителя в мучительной борьбе молила Отца об избавлении от чаши страданий? Ни одного из этих мест евангельского Гефсиманского сада нельзя указать с точностью и достоверностью теперь. Местом душевных мучений Господа одно предание, как мы уже видели, считает нынешний грот агонии, а скалу, где спали апостолы, указывает в ограде нынешнего Гефсиманского сада. Но предание это не имеет устойчивости. Правда, Бордоский путник, как мы уже знаем, видел какой-то камень близ виноградников, которым обозначали в его время место предательства, но зато после него мы встречаем другое предание и лишь в позднейшее время местом предательства называется сад 63 . Это другое предание говорит нам, что в гроте оставались спящие апостолы и потому здесь был взят под стражу Господь Иисус Христос. Неизвестная паломница IV века уже застает не только это предание, но и церковь над пещерою, в которой совершилось предательство 64 . Видел эту пещеру и наш древний паломник, игумен Даниил. «От гроба святыя Богородицы есть сажень 10, – говорит он, – до пещеры, идеже предан бысть от Июды жидам на 30 сребреницех. И есть пещера та обон пол потока Кедарьского при горе Елеоньстей» 65 . С этим указанием Даниила согласны свидетельства его современника Зевульфа, Фоки, Виллебранда, Мандевиля, Иоанна Вюрцбургского 66 , а также Игнатия Смолнянина 67 , Инока Зосимы 68 , Даниила Ефесского 69 , Василия Познякова 70 и др. Что касается места кровавой молитвы Спасителя, то уже в IV веке та же паломница находила его отмеченным особою изящною церковью, хотя, к сожалению, из ее слов не видно, какое отношение имела эта церковь к пещере, нынешнему гроту агонии 71 . Беда, ничего не говоря о пещере, упоминает, как мы уже знаем, камень на месте молитвы Спасителя 72 . Игумен Даниил опять очень определенно обозначает и это место. «И ту есть место, – говорит он, – близ пещеры тоя (в которой был предан Господь), яко довержет человек каменем малым, и есть к полуденью лиць место то, идеже помолился Христос Отцу Своему в нощи, в нюже предан бысть на распятие Июдеем и рече: «Отче, аще возможно есть, да минет чаша си от Мене». И есть на месте том ныне создана церквица мала» 73 . Фока говорит о двух храмах на месте первой и второй молитвы Спасителя 74 . По свидетельству Инока Зосимы, место кровавой молитвы – на вержение камня от пещеры предательства 75 . Даниил Ефесский указывает его направо от пещеры, «если посмотреть на восток, как бы на расстояние брошенного камня» 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/arheolo...

Описание св. мест безымянного конца XIV в. – Описание св. мест безымянного конца XIV в. СПб. 1890. Павел Алеппский. – Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским. Т. 1–5. М. 1896–1900. Паисий Агиапостолит. – Паисия Агиапостолита митрополита родского описание Св. горы Синайской и ея окрестностей в стихах, написанное между 1577 и 1592 гг СПб. 1891. Панченко К.А. Митрополиты и епархии православной Антиохийской церкви в описании патриарха Макария III аз-За’има (1665 г.). Текст и комментарий/Вестник церковной истории. 2012. 1–2 (25–26). С. 116–157. Парфений Афинянин. – Рассказ Парфения Афинянина, митрополита Кесарии Палестинской, о распрях между православными и армянами/Материалы для истории Иерусалимской патриархии XVI–XIX вв. Т. 1. СПб. 1901. С. 189–275. Патриаршие документы. – Патриаршие документы (1592–1735)/Материалы для истории архиепископии Синайской горы. Т. 2. С. 264–442. СПб. 1909. Письмо Цимисхия – Кучук-Иоаннесов Х. Письмо императора Иоанна Цимисхия к армянскому царю Ашоту III/ВВ. Т. 10. СПб. 1903. С. 91–101. Плещеев С. – Дневниковые записки путешествия из архипелагского России принадлежащего острова Пароса в Срию и к достопамятным местам в пределах Иерусалима находящимся с краткою историею Алибеевых за-вое-ваний Российского флота лейтенанта Сергея Плещеева в исходе 1772 лета. СПб., 1773. Позняков В. – Хождение купца Василия Познякова по святым местам Востока. 1558–1561 гг. СПб. 1887. Полосин Вл.В. Записка Павла Алеппского. – Полосин Вл.В. Записка Павла Алеппского о поставлении митрополитов антиохийским патриархом Макарием/ХВ. Т. 2 (8). 2000. С. 329–342. Порфирий Успенский . Александрийская патриархия. – Порфирий Успенский . Восток Христианский. Александрийская патриархия. Сборник материалов, исследований и записок, относящихся до истории Александрийской патриархии. СПб. 1898. Порфирий Успенский . Второе путешествие. – Второе путешествие архимандрита Порфирия Успенского в Синайский монастырь в 1850 году. СПб. 1856.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Источником данной надписи послужил сильно переработанный текст Проскинитария Арсения (Суханова) , что нетипично для большинства плит «путеводителя», где текст источника приводится дословно. Арсений (Суханов) писал: «На горе Голгофе, идеже Крест Христов стоял, и та гора покрыта вся мрамором, а идеже Крест стоял, и то место оставлено кругло, обложено сребром, а в глубь, идеже Крист стоял, будет с локоть, по левую страну Креста разселася гора... Нецыи же глаголют, яко тою скважинею сниде кровь на главу Адамову» 952 . Ср. также интерпретацию этой надписи в «Известии о рождении и воспитании и о житии святейшего Никона, патриарха Московского и всея Руси» Иоанна Шушерина (завершено в 1682 году): «В Иерусалимском храме та церковь высечена из камня на месте, где при распятии Христовом расселась гора и по расщелине спасительная кровь из ребра Иисусова истекла на погребённую там главу Адама» 953 . Составитель отказался от описания Голгофы, приведённого в Проскинитарии Арсения (Суханова) . Собственно, от его текста осталась заключительная фраза – разселася гора – за чем следует слегка изменённый текст Евангелия от Матфея (стк. 1–4): Надпись Евангелия Стк. 3–4: возопи гласом велним исп//сти дхъ Мф. 27:50–51 : же, паки взопивъ гласомъ испст дхъ... и земл потрсес: и распадес. Во вторую часть надписи (стк. 4–6) вошёл небольшой фрагмент из Проскинитария («нецыи жи глаголют, яко тою скважинею сниде кровь на главу Адамову»). Он основан на апокрифических преданиях о погребении Адама на Голгофе, что отмечается почти во всех хождениях в Святую землю. Возможным источником этого придания, скорее всего, было «Сказание о крестном древе», приписанное св. Григорию Богослову 954 . Одним из первых древнерусских книжников, упомянувших об этом, скорее всего, был игумен Даниил: «Исподи же под тем каменем лежит перьвозданаго Адама глава. И в распятие Господне, егда на кресте Господь наш Исус Христос предастъ дух свой, и тогда раздрася церковная катапетазма, и камение распадеся: тогда ж и тъ камень проседеся над главою Адамлею, и тою разселиною сниде кровь и вода из ребер Владычень на главу Адамову и омы вся грехы рода человеча» 955 . Это предание было известно и Василию Познякову: «и ту розсядеся гора каменная от крове той, и истече кровь Господа Бога нашего Исуса Христа на Одамову главу: в той бо горе Голгофе глава Адамова сокровенна» 956 . Близость текста Проскинитария Арсения (Суханова) данному отрывку показывает, что, по-видимому, последний использовал сочинение Василия Познякова в качестве одного из источников. Видимо, этим и была обусловлена ссылка Арсения (Суханова) на то, что «нецыи же глаголют, яко тою скважиною сниде кровь на главу Адамову».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Бог мне свидетель и гроб Господен, что я во всех местах никогда не забывал русских князей и княгинь, их детей, игуменов, бояр и детей моих духовных и всех христиан. Но во всех местах поминал их, вначале молился за всех князей, а потом и о своих грехах. Хвалю Бога, что сподобил меня, худого, записать в поминальную книгу в лавре Саввы имена князей русских, и ныне поминаются они на службах с их женами и детьми. Вот имена князей: Михаил-Святополк, Василий-Владимир, Давид Святославич, Михаил-Олег, Панкратий Святославич, Глеб Минский. Записал имена только тех князей, каких помнил, о других всех русских князьях и о боярах молился у гроба Господня и во всех местах. Заказывал пятьдесят литургий за здравствующих русских князей и всех христиан, и сорок литургий отпели за умерших. Пусть все читающие с верой и любовью это описание гроба Господня и всех Святых Мест примут мзду от Бога равно с ходившими в Святые Места. Блаженны тс, кто видел и веровал, трижды блаженны те, кто не видел, но уверовал. Верою пришел Авраам в землю обетованную; поистине вера равна добрым делам. Ради Бога, братья и господа мои, не осуждайте мое худоумие и мою глупость. Да не хулите описание ради меня, гроба Господня и ради Святых Мест. Кто с любовью прочтет, тот мзду примет от Спаса Иисуса Христа. И Бог даст мира всем вам во веки веков. Аминь. Путешествие московских купцов Трифона Коробейникова и Юрия Грекова. 9 Московский купец, а есть предположение, что подьячий, Трифон Коробейников которому приписывалось авторство этого «хожения», был участником посольства Ивана Грозного в Царьград и на Афон, отправленного в 1582 г. с милостыней на помин души убиенного отцом царевича Иоанна Иоанновича. В 1593–1594 гт. Коробейников побывал в Царьграде и в Иерусалиме с дьяком М. Огарковым, посланным опять с милостынею, но уже заздравной, на рождение у царя Федора Ивановича царевны Феодосии. Но самое популярное на Руси «хожение» Трифона Коробейникова (известно около 400 его списков) па самом деле лишь позднейшая обработка сочинения Василия Познякова (2-я половина XVI в.). Это установил историк И. Б. Забелин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

491): лишь немногочисленные рукописи небольшого отрывка сделанного патриархом Макарием Антиохийским перевода «Хрисмологиона» свидетельствуют об известности этого единственного переведенного с греческого на арабский язык сочинения владыки 9 . Афанасий Даббас не сообщает дату кончины сына Макария Антиохийского, архидиакона Павла Алеппского (С. 518, примеч. 171), а лишь указывает, что архидиакон был отравлен. Некоторые пробелы имеются и в библиографии. Так, не был использован труд С. А. Белокурова об Арсении Суханове и его контактах с восточным духовенством 10 , в то время как в нем опубликован и ряд грамот Иерусалимского Патриарха Паисия, и сделаны важные наблюдения о связях России с Иерусалимским патриархатом. В некоторых случаях при ссылках на Первую Посольскую книгу по сношениям с Грецией К. А. Панченко привлекает пересказы вошедших в нее документов, сделанные А. Н. Муравьевым и Н. Ф. Каптеревым, или указывает ее архивный шифр, в то время как было бы целесообразнее использовать новое издание этого важного источника (в частности, при изложении известий о контактах с Россией Иерусалимского Патриарха Германа и матери Александрийского Патриарха Иоакима инокини Макрины, о деле прп. Максима Грека, о посольстве Василия Познякова и др.: С. 237, 321, 347–348) 11 . Представляется, что в гораздо большей мере могли бы быть использованы и опубликованные работы Б. Л. Фонкича об архивных документах и рукописях, имеющих отношение к связям России с Христианским Востоком (в том числе о новоспасском келаре Иоанникии, о признании восточными патриархами царского титула Ивана IV Грозного, о грамотах Иерусалимского Патриарха Феофана и др.). Немаловажной для исследуемой К. А. Панченко темы могла бы стать и работа А. Рахеба, которому удалось собрать и опубликовать некоторые архивные материалы о контактах православных Антиохийских патриархов с Римом 12 . Впрочем, нельзя не отметить, что указанные мелкие неточности или желательные дополнения к использованной библиографии, обнаруживаемые в огромной по объему работе, ни в коей мере не влияют на стройную и аргументированную концепцию автора, на те важные наблюдения и выводы, которые были им сделаны в процессе ее подготовки.

http://sedmitza.ru/lib/text/4157261/

Странствование по святым местам Востока с 1723 по 1747 г. СПб., 1800. Ч. 1; Tischendorf K., von. Reise in den Orient. Lpz., 1846. 2 Bde; Grotefend C. L. Die Edeiherren von Boldensele oder Boldensel//Zeitschrift des Hist. Verein fur Niedersachsen. Jg. 1852. Hannover, 1855. S. 209-287; Иона (Гедеванишвили), митр. Странствование. Тифлис, 1852 (на груз. яз.); Tobler T. Topographie von Jerusalem und seinem Umgebungen. B., 1854. Bd. 2; Вардан Великий. Всеобщая история Вардана Великого/Пер. с арм. яз.: Н. Эмин. М., 1861; Frescobaldi L. Viaggi in Terra Santa. Firenze, 1862; Даниил, игум. Путешествие игум. Даниила по Святой земле в нач. XII в. (1113-1115)/Ред.: А. С. Норов. СПб., 1864 (на рус., франц., древнерус., лат. яз.); он же. Житье и хождение Данила, Русьскыя земли игумена, 1106-1108 гг. СПб., 1883. (ППС; Т. 1. Вып. 3(1)); Досифей II Нотара, патр. Послания Иерусалимского патр. Досифея в Грузию/Ред.: П. Иоселиани, пер. с греч. яз.: еп. Порфирий (Успенский). Тифлис, 1866; Серапион, инок. Путник, или Путешествие во Св. землю Матронинскаго мон-ря инока Серапиона//Паломники-писатели Петровского и послепетровского времени, или Путники во град Иерусалим/Сост.: архим. Леонид (Кавелин). М., 1874. С. 78-128; Quaresmius F. Historica Theologica et moralis terrae sanctae elucidatio. Venetiis, 1880. Vol. 1; Савва I (Неманич), архиеп. Путешествие св. Саввы, архиеп. Сербского, 1225-1237 гг. СПб., 1884. (ППС; Т. 2. Вып. 5(2)); Зевульф. Путешествие Зевульфа в Святую землю. СПб., 1885. (ППС; Т. 3. Вып. 3(9). Прил.); Цагарели А. Сведения о памятниках груз. письменности. СПб., 1886. Т. 1; он же. Памятники груз. старины в Святой Земле и на Синае. СПб., 1888. (ППС; Т. 4. Вып. 1(10)); Позняков В. Хождение купца Василия Познякова по св. местам Востока. СПб., 1887. (ППС; Т. 6. Вып. 3(18)); Зосима, иером. Хожение инока Зосимы, 1419-1422. СПб., 1889. (ППС; Т. 8. Вып. 3(24)); Иоанн Фока. Сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о св. местах Палестины, конца XII в.

http://pravenc.ru/text/2459035.html

54 Православный палестинский сборник. Т. 6. Вып. 3: Хождение купца Василия Познякова по святым местам Востока/Под ред. Х. М. Лопарева. СПб., 1887. С. 1; ПСРЛ. Т. 3. С. 159. 55 Окозрительный устав архиепископа Новгородского Геннадия/Публикацию подготовил архимандрит Макарий (Веретенников). Б. м., 2000. С. 37. 57 Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел. Ч. 1. М., 1813. С. 484, 485, 486. 177. 58 Там же. С. 503, 505. 182; Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Историко-литературное исследование. Киев, 1901. С. 729; Опись архива Посольского приказа 1626 года. Ч. 1. М., 1977. С. 63. 61 Архимандрит Макарий (Веретенников). Новгородский архиепископ Феодосий (1542–1551; †1563)//Альфа и Омега. 2000. 3(25). С. 192–194. 63 Крушельницкая Е. В.; Тутова Т. А. Старцы Соловецкого монастыря XVI в. по упоминаниям в грамотах ризничной коллекции и другим документам (указатель имен)//Книжные центры Древней Руси. Соловецкий монастырь. С. 70, 131. 64 Архимандрит Макарий (Веретенников). Жизнь и труды святителя Макария Митрополита Московского и всея Руси. М., 2002. С. 425. 65 Послание известно в единственном списке XVI в. (ГИМ. Собр. Хлу­дова. 82), где оно завершает постановления Собора 1551 года. По этому списку оно было опубликовано в издании Стоглава профессора Н. Субботина (Цар­ские вопросы и Соборные ответы о многоразличных церковных чинех (Сто­глав). М., 1890. С. 416–424). 67 Сообщение о назначении поповских старост в Москве см. Архимандрит Макарий (Веретенников). Стоглавый Собор 1551 года//Альфа и Омега. 1996. 1(8). С. 103. 68 РИБ. Т. 6. СПб., 1908. Стб. 86. См. также слово епископа Серапиона Владимирского (Библиотека литературы Древней Руси. Т. 5: XIII век. М., 1997. С. 375). 69 Дополнения к актам историческим. Т. 1. СПб., 1846. С. 366–370. 221. Следует отметить, что с XI и по XVII век, то есть “за семь столетий на долю населения Руси выпало более 200 голодных лет” (Борисенков Е. П., Пасецкий В. М. Тысячелетняя летопись необычных явлений природы. М., 1988. С. 194).

http://pravmir.ru/novgorodskiy-arhiepisk...

К 1335 г. относится 1-е упоминание о хранящейся в И. П. м. в кипарисовом ковчеге левой руке св. Иоанна Предтечи (Le pèlerinage du moine augustin Jacques de V é rone. 1902. Р. 211). По-видимому, эта реликвия была перенесена туда после 1187 г. из кафедрального собора Севастии (в 10 км от Наблуса). Примерно в это же время Стефан Новгородец (1348 или 1349), упоминая при описании святынь К-поля десницу св. Иоанна Предтечи, говорит, что его левая рука хранилась в И. П. м. ( Majeska G. P. Russian Travelers to Constantinople in the 14th and 15th Cent. Wash., 1984. P. 45). Архим. Агрефений (ок. 1360 или 1370) считает, что вышеупомянутая реликвия - «рука левая по запястие никоего святаго старьца» не сгорела, когда сарацины бросили монахов в печь, потому что за нее старца держал св. Иоанн Предтеча (Хождение архим. Агрефенья обетели Пресвящыя Богородица//ППС. 1896. Т. 16. Вып. 3(48). С. 17). По словам этого автора, И. П. м. находился на расстоянии полверсты от Иордана, а руины ц. Св. Троицы на месте Крещения - на противоположном берегу (Там же. С. 16). В 1384 г., по сведениям флорентийских паломников Л. Фрескобальди и Дж. Гуччи, в мон-ре оставались всего 1-2 монаха (Visit to the Holy Places. 1948. Р. 78, 134). В 1421 г. диак. Зосима уже застал мон-рь заброшенным: «Ту стоит церковь святая Троица, был монастырь, ныне же от злых арапов разорена» ( Прокофьев Н. И. Хожение Зосимы в Царьград, Афон и Палестину: Текст и археогр. вступление//Вопросы рус. лит-ры. М., 1971. С. 35. (УЗ МГПИ; 455)). По словам Ф. Фабера, в нач. 80-х гг. XV в. в мон-ре жили араб. разбойники (The Book of the Wanderings of Brother Felix Fabri. 1887. Vol. 2. Р. 35). В 1515 г. И. П. м. находился в запустении, но в 1561 г. в нем снова проживали греч. монахи (Хождения купца Василия Познякова по святым местам Востока, 1558-1561 гг./Ред.: Х. М. Лопарев//ППС. 1887. Т. 6. Вып. 3(18). С. 61). В кон. XVI в. мон-рь был окончательно заброшен и постепенно разрушался. Неизвестно почему местные арабы стали называть эти развалины Каср-эль-Яхуд, т. е. «замок евреев».

http://pravenc.ru/text/577918.html

См.: Житин ев С. Ю . История русского православного паломничества в X–XVII веках. М., 2007. С. 323–325. Православный палестинский сборник. Т. 9. Вып. 3: Лопарев Х. М . Хождение Трифона Коробейникова. СПб., 1889. С. 44–45; Там же. Т. 6. Вып. 3: Хождение купца Василия Познякова по святым места Востока/Под ред. Х. М. Лопарева . М., 1887. С. 60–62. Прим. Эти же сведения в изложении очевидца XV века см.: Православный палестинский сборник. Т. 16. Вып. 3: Хождение архимандрит[а] Агрефенья обители Пресвятыя Богородица/Под ред. архимандрита Леонида . СПб., 1896. С. 13. Сказание о Святой афонской горе игумена русского Пантелеимонова монастыря Иоакима и иных Святогорских старцев. СПб., 1882. С. 9. См.: Рындина А. В . Древнерусские паломнические реликвии. Образ Небесного Иерусалима в каменных иконах XIII–XV вв.//Иерусалим в русской культуре. М., 1994. С. 63–77. В 1541 году, перед праздником Благовещения, в Великий Новгород прибыли к архиепископу Макарию два старца из Иерусалима — иеромонахи Арсений и Досифей. Они привезли с собой грамоту от Иерусалимского Патриарха Германа II (1534–1579). В ней перечислены различные святыни из Палестины (ГБЛ. Ф. 113. 571. Сборник XVI в. Л. 104–109 об.). Публикацию грамоты см.: Макарий (Веретенников), архим . Грамота Иерусалимского Патриарха Германа Новгородскому архиепископу Макарию//Иерусалим в русской культуре/ Сост. А. Баталов, А. Лидов . М., 1994. С. 205–211). См.: Пентковский А. М . «Святой свет» и возжжение огня в Великую субботу в Иерусалиме//Иеротопия Огня и Света в культуре византийского мира. М., 2013. С. 200–215; Мусин А., диакон . Археология древнерусского паломничества в Святую Землю в XII–XV веках//Богословские труды. М., 1999. Вып. 35. С. 104–105. Стягнути — затянуть, соединить края (Словарь русского языка XI–XVII вв. М., 2008. Вып. 28. С. 229), т. е. заживить. Триодь постная. М., 1974. Л. 321. Дебольский Г., прот . Православная Церковь в ее Таинствах, Богослужении, обрядах и требах. М., 1994. С. 510. Словарь библейского богословия. Брюссель, 1990. С. 334.

http://bogoslov.ru/article/6193608

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010