После Адрианопольского мира 1829 г. проникновение России на Православный Восток принимает взрывообразный характер. Паломничества А.Н. Муравьева (1830 г.) и А.С. Норова (1835 г.) всколыхнули интерес русского общества к забытым единоверцам. Учреждение русского консульства в Бейруте (1839 г.) и Духовной Миссии в Иерусалиме (1847 г.) стали зримыми вехами культурно-политического закрепления России в регионе. Как представляется, это «новое открытие» Россией Православного Востока, всплеск интереса к палестинским святыням и делам ближневосточных христиан стали возможными вследствие явственного внутреннего перерождения Российской империи. Русское общество, оправившееся после культурного шока петровских реформ, начало вспоминать о своих корнях и обретать забытую идентичность. Одним из проявлений этой идентичности была иррациональная тяга к Св. земле, такая же, как у современников Василия Познякова и Арсения Суханова . В XIX в. Православный Восток выступает почти пассивным объектом русской политики. Однако приоритеты этой политики были сформулированы еще в XVII века при участии ближневосточных иерархов, таких как Паисий и Досифей. 1458 Среди новейших работ, где затрагивается эта проблематика, отметим монографию В.Г. Ченцовой «Икона Иверской Богоматери (Очерки истории отношений греческой церкви с Россией в середине XVII века по документам РГАДА)». М. 2010. 1459 История связей Православного Востока и России неизменно привлекала и привлекает внимание исследователей. На эту тему написано немало, прежде всего, касательно греко-российских отношений XVI–XVIII вв., так что весьма непросто отобразить северный вектор во внешней политике ближневосточного православного мира, не вдаваясь в излишние повторы чужих исследований. Но, так или иначе, данная глава обязательно должна присутствовать в монографии, потому что внешняя политика левантийских патриархов является одной из самых ярких страниц истории ближневосточного православия в османскую эпоху. При обращении к этому сюжету более, чем где-либо, нам придется поневоле выходить за рамки сиро-палестинского региона, потому что, как было сказано, нельзя искусственно отделять политику иерусалимских и антиохийских патриархов от устремлений остальных православных церквей Восточного Средиземноморья, столь тесно взаимосвязанных и взаимозависимых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Они просят Господа и Божью Матерь, чтобы они даровали православным Благодатный огонь. Достаточно подробно «арабское беснование» («беснование еретиков»), как называли поведение православных арабов наши средневековые паломники, не понимая природы этого обряда, описано в Хождении Василия Познякова (см. наст. изд. Т. 10). 1251 ...Евангелии читали по-стиховной на разных языках. – На Пасхальной утрене в память о завете Христа проповедовать слово Божие всем народам принято читать Евангелие на разных языках. 1254 Сандал – устаревшее название растительных пигментов, получаемых из ряда деревьев, а также красок на их основе. Получили название по сандаловому дереву, дающему красный пигмент. 1257 ...к развалинам бывшаго некогда монастыря святаго Евфимия. – Речь идет о монастыре, основанном палестинским аскетом преп. Евфимием Великим (память 20 января/2 февраля) в V в. Монастырь был расположен на перекрестке важных дорог, по которым проходили паломники в Иерусалим. В нач. XII в. монастырь посетил игумен Даниил и в своем Хождении сообщил, что видел мощи преп. Евфимия (см. наст. изд. Т. 4). 1260 На другой стороне дороги противолежит сей горе Мертвое море, арабами называемое Багем. – См. коммент. 845. 1261 ...спустились мы под гору Елисееву, по току у коего находятся на пространном равнине развалины древняго города Иерихона... – По описанию трудно понять, что паломник называет «горой Елисеевой». Возможно, речь идет о месте вознесения пророка Илии – горе в Иордании, откуда, по библейскому свидетельству, Илия был взят на небо ( 4Цар.2:11–12 ). Свидетелем этого события был ученик Илии, пророк Елисей, которому Илия оставил свою милоть (верхнюю одежду), сбросив ее с огненной колесницы, как своему преемнику. Иерихон – город, расположенный на севере Иудейской пустыни, многократно упоминаемый в Библии (см. к примеру. 2Пар.28:15 ). 1262 Иосиф Флавий – знаменитый еврейский историк и военачальник, автор «Истории Иудейской войны». Русский перевод этого сочинения с греческого языка был осуществлен еще в XI–XII вв (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1354 ...в том же доме и Богородица жила после Христа, у Иоанна Богослова... тело ея апостоли отнесли в Гепсиманию на погребение. – Согласно христианскому преданию, в доме Иоанна Богослова жила и преставилась Богородица. 1355 ...воротам Сионским. – Сионские ворота – одни из восьми ворот Старого города, построены в 1540 г. в период правления султана Сулеймана Великолепного. Арабы их называют «ворота царя Давида», так как недалеко от них находятся гробница, где, по преданию, похоронен царь Давид. Дорога от Сионских ворот идет к святым местам на горе Сион. 1356 ...место, где Амони жидовин хотел гроб Богородицин с телом ея опрокинуть, когда несли на погребение... Толко вид был отрубленых мест: препоясана черным. – Апокрифический рассказ о жидовине, взявшемся за одр Богоматери при ее погребении, или легенда об Иофонии-жидовине, в описаниях наших паломников встречается со времен игумена Даниила (см. наст. изд. Т. 4). У Якима Васильева приведен своеобразный, неизвестный по другим текстам вариант предания, очевидно, восходящий не к литературному источнику, а к его устной версии (традиционно говорится об усыхании рук нечестивца, об этом же сообщается и в песнопениях об Успении Богородицы). 1357 ...здание, где был дом царя Давида, а ныне пуст... и ноги его ушли в камень, аки в воск. – Башня (цитадель) библейского царя Давида расположена недалеко от Яффских ворот (ворот Давида) у входа в Старый город в Иерусалиме. По преданию, отсюда царь Давид увидел красавицу Вирсавию, жену Урии, купающуюся в бассейне, и велел привести к себе на ложе ( 2Цар.11:2–4 ). Здесь же, по преданию, царем была составлена Псалтирь. Легенду об отпечатке ноги Давида другие паломники не передают, но некоторые из них отмечают отпечаток на камне, сохранившийся в цитадели, называя его отпечатком локтя царя, появившимся в то время, когда он сочинял псалмы. 1359 А близ болшей соборной церкви кругом монастыри... кроме Патриаршего болшаго монастыря. – Традиция перечислять, а в ряде случаев и кратко характеризовать христианские церкви разных конфессий, расположенные в Иерусалиме, в русской паломнической литературе восходит к Хождению Василия Познякова, где рассказ о них выделен в главу «О моиастырех» (см. наст. изд. Т. 10). Яким Васильев, как и средневековые паломники, называет самые известные обители: находящиеся к западу от храма Гроба Господня монастыри Св. Екатерины и Св. Георгия, а между ними церковь архангела Гавриила; армянская церковь Св. Феодора. В северо-западном углу Старого города расположен монастырь Святого Николая, а к югу от храма Гроба Господня церковь Иоанна Предтечи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 . монастырь Пресвятой Богородицы Одигитрии; 2 . монастырь святого Иоанна Предтечи; 3 . монастырь святого великомученика Георгия Победоносца; 4 . монастырь святого великомученика Димитрия Солунского; 5 . монастырь святителя Николая Чудотворца; 6 . монастырь святого мученика Феодора Тирона; 7 . монастырь святого Василия Кесарийского ; 8 . монастырь святого Иоанна Иерусалимского; 9 . монастырь святого архистратига Михаила; 10 . монастырь святой великомученицы Екатерины; 11 . монастырь святой Анны, матери святой Богородицы; 12 . монастырь преподобного Евфимия Великого; 13 . монастырь святой великомученицы Феклы Иконийской; 14 . монастырь преподобного Харитона; 15 . монастырь Воскресения Христова; 16 . монастырь святых мучеников Севастийских; 17 . монастырь святого апостола Иакова, брата Господня. Кроме того, послы-паломники посетили монастырь Герасима Иорданского, Гефсиманию, Вифанию, Кану Галилейскую, Вифсаиду, Эммаус, реку Иордан, Тивериадское озеро, Мертвое море. Русское посольство побывало затем в Дамаске, где находился Антиохийский патриарх. На обратном пути из Святой Земли посольство от всех патриархов получило грамоты, с которыми 11 апреля 1561 г. вернулось в Москву. В Посольской книге приведены тексты ответных грамот Ивану Грозному от Константинопольского, Иерусалимского, Александрийского и Антиохийского патриархов с сообщениями о получении «милостыни» и подарков и с ответными посылками даров. Сначала следует запись о возвращении посольства в Москву (л. 157–157 об.): 861 «И лета 7069-го апреля в 11 день Васка Позняков изо Царягорода к Москве приехал, а посылай Васка во Царьгород и во Иерусалим, и во Александрию, и во Антиохию к патриархом с милостынею с архидиаконом Геннадием, и Геннадий, идучи с Москвы, умре во Царегороде, и Васка милостыню отвез к патриархом. И привез ко царю и великому князю грамоты от Александринскаго патриарха, да от Антиохискаго. Да от Цареградского, да от Ерусалимского...». Затем приведена грамота Иоасафа II Константинопольского, датированная ноябрем 1560 г. (л. 157 об. – 159): 862 «А се грамота ко царю и великому князю от Иасафа. Цареграцкого патриарха, с Васкою с Позняковым.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кулаковский Ю.А. – Кулаковский Ю.А. История Византии. Т. 3. СПб. 1996. Лаврентьев А.В. – Лаврентьев А.В. Ковчег Е.И. Украинцева из собрания ГИМ/Россия и Христианский Восток. Т. 1. М. 1997. С. 185–196. Лебедев А.П. Исторические очерки. – Лебедев А.П. Исторические очерки состояния Византийско-восточной церкви от конца XI до середины XV века. СПб. 1998. Лебедев А.П. История. – Лебедев А.П. История греко-восточной церкви под властью турок. От падения Константинополя (1453 г.) до настоящего времени. Т 1–2. Сергиев Посад. 1896, 1901. Леонид. Сербская община в Палестине. – архим. Леонид. Сербская иноческая община в Палестине/Чтения в императорском обществе истории и древностей российских. 1867. Кн. 3. III. С. 42–65. Леонид. Три статьи к русскому палестиноведению – архим. Леонид. Три статьи к русскому палестиноведению/ППС. Т. VI. Вып. 1. СПб. 1889. Лопарев Х.М. Византийские жития святых. – Лопарев Х.М. Византийские жития святых VIII–IX вв./ВВ. Т. XVII. С. 1–223. Т. XVIII. С. 1–147. Т. XIX. С. 1–151. Лопарев Х.М. Приложение. – Лопарев Х.М. Приложение/Хождение купца Василия Познякова по святым местам Востока. 1558–1561 гг. СПб. 1887. С. 65–79. Лопарев Х.М. Хрисанф. – Лопарев Х.М. Иерусалимский патриарх Хрисанф (17071731) и его отношение к России/Труды восьмого археологического съезда в Москве. 1890. М. 1895. Т. 2. С. 20–27. Макарий (Веретенников) . Грамота патриарха Германа. – архим. Макарий (Веретенников). Грамота Иерусалимского патриарха Германа Новгородскому архиепископу Макарию/Иерусалим в русской культуре. М. 1994. С. 205–211. Малышевский И. – Малышевский И.И. Александрийский патриарх Мелетий Пигас и его участие в делах русской церкви. Киев. 1872. Манаш Дж. – Манаш Дж. Ни‘ма ибн аль-хури Тума аль-Халяби аш-ша‘ир ан-насир (Ни‘ма ибн аль-хури Тума аль-Халяби, поэт и прозаик)/аль-Машрик. V 1902. С. 396–405. Матвеевский. – (Матвеевский). Очерк истории Александрийской церкви со времен Халкидонского собора/Христианское чтение. СПб. 1856. С. 188–271, 358–419. Медников Н.А. – Медников Н.А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов. Т. 1–2. СПб. 1897–1903.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

983 Истрин В. M. Хроника Иоанна Малалы в славянском переводе. Кн. 11, 14//СОРЯС. 1914. Т. 19. 2. С. 1. 984 Истрин В. М. Книги временьныя и образныя Георгия Мниха. Хроника Георгия Амартола в древнем славянорусском переводе. Текст, исследование и словарь. Т. 1. Текст. Пг., 1920. С. 332. 987 Русский хронограф. Ч. 1. Хронограф редакции 1512 года//ПСРЛ. Т. XX. Ч. 1. СПб., 1911. С. 263. 992 Лакуна (в узком смысле, т. н. языковая лакуна) – отсутствие в лексической системе языка слова для обозначения того или иного понятия. – прим. эл. ред. 995 Медынцева А. А. Грамотность в Древней Руси. По памятникам эпиграфики X – первой половины XIII века. М., 2000. С. 174, 176. Рис. 51. 996 Святославский А. В., Трошин А. А. Крест в русской культуре. Очерк русской монументальной ставрографии. М., 2000. С. 118, 120 (окрестности Изборска), 121–122 (Псковская губерния), 151–I52 (Новгород), 155–156 (Изборск), 164–166 (Изборск). 997 Корзухина Г. Ф., Пескова А. А. Древнерусские энколпионы. Нагрудные кресты-реликварии X–XIII веков//ТрИИМК РАН. Т. VII. СПб., 2003. С. 51, 53. 3. 1006 ПСП. Вып. 1. С. 39, 45. Нечто подобное мы видим и в западноевропейской традиции: аббревиатура « INRI » вначале появляется при изображении Распятия и пергаменных кодексах в Раннее Средневековье, на резных Распятиях не ранее XII–XIII веков и в большинстве случаев приходится на XVIII век (Münz Р. J. Archäologische Bemerkungen… S. 169). 1007 Последняя, судя по энколпионам, появляется на Руси после татаро-монгольского нашествия (Корзухина Г. Ф., Пескова А. А. Указ. соч. С. 33). 1011 Хожение на Восток гостя Василия Познякова с товарищи//БЛДР. Т. 9. Конец XV – начало XVI века. СПб., 2000. С. 70. 1015 Чернецов А. В. К изучению эволюции архиерейского посоха и его символике (так называемый посох Никиты Новгородского)//СА. 1991. 3. 1016 Интересно, что сам патриарх Никон после своего ухода с престола, по-видимому, не отдавал предпочтения новой форме навершия архиерейского посоха. Об этом говорят, например, сохранившиеся посохи, которыми патриарх пользовался после оставления Москвы. С одним из них, без змей, Никон повелел изобразить себя на парсуне « Патриарх Никон с братией Воскресенского монастыря» начала 1660-х го­дов (Музей «Новый Иерусалим». КП 9805. Ж-98).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Иоанном IV в ответ на просьбы о милостыне было отправлено на Ближ. Восток многочисленное посольство с беспрецедентными дарами патриархам и мон-рям. Глава этой миссии Василий Позняков осенью 1559 г. прибыл в Египет и вместе с патриархом Иоакимом посетил Е. в. м., передав братии царскую милостыню (Хождение купца Василия Познякова. 1887. С. 17-31). Значительные суммы направлялись в мон-рь рус. царями в 1571, 1586 и 1593 гг. В 1605 г. ко двору Бориса Годунова прибыло синайское посольство с новыми просьбами о помощи ввиду тяжелого положения мон-ря, вынужденного заложить священные сосуды и ризы. Но из-за событий Смутного времени синаиты вряд ли успели получить милостыню. После Смуты связи России с правосл. Востоком возобновились. В 1623 г. в Москву прибыло синайское посольство во главе с бывш. родосским митр. Иеремией. Однако его пребывание в России было омрачено скандалом: монахи - члены посольства, поссорившись с митрополитом, донесли рус. властям, что он был в Риме и служил с папой. На следствии митрополит вероотступничество отрицал, но сознался, что собирал милостыню для Е. в. м. в Зап. Европе и получал пожалования от папы и европ. королей ( Каптерев. 1881. С. 372-379). Митр. Иеремию выслали из Москвы, запретив впредь обращаться за милостыней к католикам. Следующая делегация Е. в. м. в 1627 г. привезла грамоты вост. патриархов с извинениями за происшедший инцидент; нормальные отношения были восстановлены. В 1630 г. синайское посольство получило жалованную грамоту о приезде в Москву за милостыней каждый 4-й год, в 1648 г.- каждый 6-й год. Согласно этой грамоте, в сер.- 2-й пол. XVII в. Е. в. м. неоднократно направлял в Россию своих представителей (Там же. С. 380-384). В 1666 г. Синайский архиеп. Анания прибыл в Москву вместе с Александрийским и Антиохийским патриархами для участия в процессе над патриархом Никоном и Соборе РПЦ 1667 г. В сент. 1682 г. архиеп. Анания вторично посетил Москву во главе синайского посольства. Жалуясь на бедствия мон-ря, он просил взять Синай на царское попечение, пожаловать мон-рю вотчины в России и подворье в Москве.

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

16)     Путешествие антиохийского патриарха Макария в Москву в середине XVII. СПб., 1898. 17)     Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. Выпуск 1 (От Алеппо до земли казаков)//Чтения в обществе истории и древностей российских. Книга 4 (179). 1896. 18)     Русские хождения XII–XV вв.//Ученые записки Московского государственного педагогического института. 362. Литература Древней Руси и XVIII век. М., 1970. 19)     Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2, ч. 1. Л., 1988; вып. 2, ч. 2. Л., 1989. 20)     Иванов Н.А. Система миллетов в Арабских странах XVI–XVII вв.//Восток. 1992, 6. 21)     Путешествия в Святую Землю. Записки русских паломников и путешественников. М., 1995. 22)     Панченко К.А. Османская империя и судьбы православия на Арабском востоке (XVI – начало XIX в.). М., 1998. 23)     Александрийская Православная Церковь. — В кн.: Православная энциклопедия. Т. I. М., 2000. 24)     Антиохийская Православная Церковь. — В кн.: Православная энциклопедия. Т. I. М., 2000. 25)     Хождение на Восток гостя Василия Познякова с товарищи. — В кн.: Библиотека литературы Древней Руси. Т. 10: XVI век. СПб., 2000. 26)     Кобищанов Т.Ю. Христианские общины в арабо-османском мире. (XVII – первая треть XIX в.). М., 2003. 27)     Базили К.М. Сирия и Палестина под турецким владычеством в историческом и политическом отношениях. М.—Иерусалим, 2007. 28)     Иерусалимская Православная Церковь. — В кн.: Православная энциклопедия. Т. XXI. М. 2009. 29)     Православные арабы и Московское царство в XVI–XVII вв. — В кн.: Панченко К.А. Православные арабы: Путь через века. М., 2013.     ПРИМЕЧАНИЯ   За рамками статьи остались взаимоотношения с Константинопольским Патриархатом, которые целесообразно рассматривать в отдельном исследовании. В 2003 г. Александрийская Православная Церковь причислила Иоакима I к лику святых, и в том же году решением Священного Синода его имя было внесено в диптих святых Русской Православной Церкви (празднования памяти — 17 сентября по юлианскому календарю). http://www.patriarchia.ru/db/text/2025397.html

http://radonezh.ru/analytics/o-mezhtserk...

княг. Евфросинии архим. м-ря Иоанну на село Верзневское, Дмитров. у.), 136, 98 (жал. грам. 1451 г. В. кн. Вас. Васильев. архим. Геронтию на село Борисовское и две варницы; отпечатана в “Сборн. палеограф. снимков Иванова”, стр. 12, а снимок на л. 19), 137, 106 (данная 1453 – 60 г. дьяка Андрея Ярлыка архим. Афанасию на село Быльцино), 140, 143 (подтвердит. грам. 1463 г. архим. Антонию на сел. Быльцино), 144 (подтвердит. грам. 1463–74 г. архим. Евсевию на село Кортинское), 146 (купчая 1463–74 г. Ив. Стрелы Лопатова на дер. Трофимовскую), 112, 170 (судный список 1471 г. по делу м-ря с Карпом Булгаковым о земле), 145, 193 (жал. грам. 1477 г. кн. Мих. Андр. архим. Симеону на освобожд. людей, поселенн. в 3 деревн. по Шексне, от пошлин и суда), 146, 207 (жал. гр. около 1481 г. кн. Ивана Вас. архим. Аарону на село Вотелинское, Можайск. у.), 216 (грам. 1484 г. кн. Андрея Вас. Познякову о невъезде в монастыр. лес Ваталинский и Пархачевский по борти), 148, 234 (купчая 1485–90 г. братьев Константиновых архим. Зосиме на село Титовское), 235 (тоже, Гаврила Чемеса на селище Лопаткино), 149, 243 (разводная 1491 г. земле м-ря села Троицкого с землею Ив. Осокина), 244 (правая грам. после 1491 г. м-рю по иску Нелединского о дер. Кузминской), 150, 268 (жал. гр. 1499 г. кн. Фед. Борис. архим. Феогносту на оз. Сыраменец и Корегощь, Ржев. у.); Бычков, “Опис. рукоп. И. П. Библиот.”, I, 289, 13 (послан. 1378 г. митр. Киприана игум. Феодору касательно архим. Митяя); “Древн. акты Вятск. края”, 155, 128 (наказ 1666 г. келарю м-ря старцу Иосифу, назначенн. ехать в Вятку за игумен. Феоктистом); “Древн. Росс. Вивлиоф.”, I, 380 (у духовной В. кн. Софьи Витовт. 1453 г. свидетелем был архим. Геронтий), 424 (у духовной В. кн. Василия Вас. 1462 г. свидетелем был архим. Афанасий); II, 1773 г., 311 (духовн. грам. 1486 г. кн. Мих. Андр. Верейского о даче вотчин); 1774 г., V, 372 (архим. Павел подписал акт об избрании ц. Мих. Феод. в 1613 г.), VI, 16 (духовн. грам. 1462 г. В. кн. Василия Вас.; свидетелем был архим.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В Москве пройдет конференция, посвященная православному паломничеству 28 ноября 2005 г. 11:19 Москва, 28 ноября. Вторая общецерковная конференция «Православное паломничество: традиции и современность» проходит 28-29 ноября в Паломническом центре Московского Патриархата. «Цель предстоящей конференции — обсуждение проблем, накопившихся у паломнических служб, а также проведение «общего ликбеза» в этой сфере», — сообщил в преддверии форума зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП)епископ Егорьевский Марк. По его словам, многие еще не отделяют паломничество от обыкновенного туризма, и на конференции будет идти речь не только об отдельных аспектах паломничества, но и о его сути как «особой религиозной практике». В минувшем месяце Межрелигиозный совет России, объединяющий духовных лидеров православия, ислама, иудаизма и буддизма, выступил с инициативой законодательно разграничить паломничество и туризм. Ожидается, что с докладом на форуме выступит глава ОВЦС МП митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. В числе участников конференции также представители Кипрской Православной Церкви и министерства туризма Кипра, Элладской Православной Церкви и министерства туризма Греции. На форуме состоится презентация картины Игоря Машкова «Паломничество купца Василия Познякова и святителя Иоакима, Патриарха Александрийского, в Синайский монастырь в 1559 году». Кроме того, к форуму приурочено открытие Второй выставки-ярмарки «Православие и российские традиции» в выставочном центре на Тишинской площади. Паломнический центр Московского Патриархата учрежден по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1999 году. РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/60537.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010