Нельзя почесть этой чашки и сосудом, в коем подают вино брачующим­ся при венчании; в старину для этого употре­блялась сткляница, которая, по вкушении вина, растаптывалась 14 . Сосуды домашнего обихода нередко освящаемы были ликами святых или запечатлевались духовными и нравственными из­речениями, кои напоминали о христианском бра­толюбии, умеренности и смерти. Переходя от отцов к детям, как заветное наследие, они составляли семейную святыню. 2 См. рукопись Микулинская летопись, составленная Г. Головиным из документов Архива старых дел и других актов. Сведения о самой церкви доставлены им же. 3 Слово, произнесенное Преосвящ. Гавриилом, Архиепископом Тверским и Кашинским, по случаю обновления Михаило-Архангельской церкви в селе Микулино Городище, Сентября 17, 1850 г. Тверь. 1850, в 12. На сие духовное торжество помещица Микулина Вера Петровна Головина на­писала следующие стихи, кои здесь помещаем: Ликуй в радуйся Сион! Дань воздаем твоей святыне, Наш древний храм возобновлен, И освящает его ныне Преосвященный Гавриил, Среди молитв, среди курений, Как в первый раз его святил Угодник Господа Арсений! Была доступна небесам Мольба святого человека И существует древний храм Четыре с половиной века. И мы усердием горя Стеклися в храм возобновленный Семнадцатого Сентября, В тот самый день благословенный, Когда и Вера и Любовь , София с кроткою Надеждой Одели с Гавриилом вновь Престол священною одеждой! Возрадуйтесь на Небесах Владыки древнего княженья, Которых здесь хранится прах, Которых душ поминовенье Обряд церковный сохранил: Князь Петр, Княгиня Евдокия И благоверный Михаил, Димитрий, Александр, София, Ирина, Федор Симеон: Вы здесь в Микулине княжили, Вы чтили здесь Творца закон И здесь же с миром вы почили, – А ты святый князь Михаил! Заступник всех и утешитель, Твой внук нам храм соорудил, Будь нашей церкви покровитель! 17-го Сентября, 1850 года. 6 Die Korsunische Tlniren in dor Kalhedralkirche zur II. Sophie in Nowgorod, von Adelung. Berlin, 1823, in 4. 10 В Шата освецоного княжати Е. М. Пана Илии Свято­полка Четверти-Четвертинского, в Тимоновце, 1641. 11 Путешествие Геннадия Архидиакона Софийского и купца Василия Познякова XVI века, рукоп. полууст. XVII века, в 4. N. 12. (212), сообщении мне Князем М. А. Оболенским. 14 См. свадьба Князя Андрея Андреевича 1533 г. и дру­гих. Древн. Росс. Библиофика, изд. 2, т. XIII. Читать далее Источник: Собор в селе Микулино Городище/[Снегирев И.М.]. - Москва : в Тип. В. Готье, 1851. - 24 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

217 Савва Неманич. С. 3, 4, 17, 34, 37, 59; Агрефений. С. 274–275; Игнатий Смольнянин. С. 21–22; Зосима. С. 35–38; Даниил Эфесский. С. 54–58; Sharon M. T. 3. P. 48–54. 218 Савва Неманич. С. 3, 4, 35–36; Агрефений. С. 275–276; Зосима. С. 35, 36; Frenkel J. P. 114–115. 221 Исихазм – мистическое течение, культивировавшееся в православной монашеской традиции и ориентированное на приобщение к действующей в мире Божественной энергии (Фаворскому свету). В Византии XIV в. исихазм приобрел черты идейно-политического движения, игравшего видную роль в общественной жизни. 223 Савва Неманич. С. 36; Nasrallah J. HMLEM. T. 3 (2). P. 88–89; Цагарели А. С. 222; Peristeris А. P. 175–176. 224 Рукоп. Дамаск. 433; Краткий обзор собрания рукописей, принадлежавшего еп. Порфирию. Прил. II. С. 14. 229 Runciman S. The Historic Role of Christian Arabs. P. 12–13; Nasrallah J. HMLEM. T. 3 (2). P. 147. 235 Максим Симский. С. 34–35; Муравьев А.Н. История. Т. 2. С. 244–248; Nasrallah J. HMLEM. Т. 3(2). P. 68–69. 254 Матвеевский. С. 375–381; Лебедев А.П. Исторические очерки. С. 273–275; Nasrallah J. HMLEM. Т. 3 (2). P. 59–62. 257 Краткий обзор собрания рукописей, принадлежавшего еп. Порфирию. С. 138; Рукоп. Латакия. 28; Nasrallah J. HMLEM. Т. 3 (2). P 148–149. 259 Эта легенда, записанная по-арабски, предположительно, в первой половине XVI века, в 1688 г. была переведена на греческий и в XIX в. издана Порфирием Успенским . Существовал еще один, более поздний, вариант сказания, в котором были отсечены все побочные сюжеты и оставлен только центральный эпизод с питием яда. В этом повествовании заметны следы тщательной литературной обработки и влияние памятника антииудейской полемики IX в. «Житие и подвиги св. Иоанна, католикоса Урхайского». Эта версия сказания довольно рано попала на Русь (в наиболее полном варианте она содержится в «Хождении» Василия Познякова, 1559 г.) и получила там широкое распространение. ( Порфирий Успенский . Александрийская патриархия. С. 15–29; Позняков В. С. 1–31; Россия и Греческий мир в XVI веке. С. 258–261).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кстати, традиция восходить на святую гору и встречать на ней восход существует до сих пор, хотя с этим связано вдалбливаемое гидами поверье о том, что совершившим такое восхождение прощаются все грехи. Это, разумеется, вредоносная выдумка. К сожалению, приходится напоминать о том, что должен знать каждый православный христианин: грехи прощаются не тем, кто лезет до рассвета на Синайскую гору, и не тем, кто на Крещение ныряет в прорубь, да еще и в нетрезвом виде; это происходит только в Таинстве покаяния, «в котором,– согласно Катехизису Православной Церкви святителя Филарета (Дроздова) , – исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении [то есть волеизъявлении] прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом». Однако вернемся на Синай. Тяжелое состояние монастыря подвигло русского царя Ивана IV Грозного (1530–1584, правил как великий князь с 1533, как царь – с 1547) послать туда с московским купцом Трифоном Коробейниковым пожертвование в пятьсот рублей (для сведения: на Руси тогда за три рубля можно было построить добротный деревянный двухэтажный дом, за рубль – купить корову или лошадь; за копейку продавали три килограмма ржи, а за семь – топор). Помощь Синаю была на Руси многовековой традицией. Тот же Кирилло-белозерский летописный свод отмечает, что в 1376 году, то есть «в лето 6884», «прииде некоторый митрополит, именем Марко, от святыа Богородица из Синайскыя горы на Рускую землю милостыня ради». Новгородская первая летопись младшего извода конкретизирует, куда именно прибыл синайский гость: «В лето 6884... Той же весне прииде в Новъград митрополит Марк от Святей Богородици со Синайской горе, милостиня ради». При великом князе Василии III по запросу с Синая туда были высланы меха лисьи, собольи и беличьи, а также «рыбий зуб» – моржовые клыки – на сумму в шестьсот рублей золотом. Миссия Коробейникова поистине бесценна для истории, поскольку купец описал свое хождение на Синай, и в 1796 году это описание, основанное на заимствовании описания более раннего (1558–1561) путешествия купца Василия Познякова, было издано неким Иваном Михайловым в современном (для того времени) переводе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1123 Впервые с этим документом познакомил читателя Н.М. Карамзин (История Государства Российского. Т. 2. СПб., 1816; последнее академическое переизд.: Карамзин Н.М. История государства Российского. В 12–ти т./Под ред. А.Н. Сахарова. Т. Н–Ш. М., 1991), следом за ним – Н. Власов (Путешествия русских людей в чужие земли. Ч. 1. СПб., 1837) и И. Сахаров (Путешествие русских людей по Святой земле. Ч. 1. СПб., 1839). Издания см.: Путешествие игумена Даниила по Святой земле в начале 12 века/Изд. Археографич. комиссией под ред. А.С. Норова , с его критич. прим. СПб., 1864 (с этого издания выполнены франц.: СПб., 1864; греч.: СПб., 1867; и нем. пер.: Lpz., 1884); Лицевой список Хождения Даниила паломника/Вст. ст. М.А. Веневитинова. СПб., 1881; Житье и хожение Даниила, Русьскыя земли игумена: 1106–1107 гг./Правосл. Палестинск. сб. 1883. Т. 1. Вып. 3; 1885. Т. 3. Вып. 3; Веневитинов М.А. Хождение игумена Даниила в Святую землю в начале 12 века/Летопись занятий Археографической комиссии 1876–1877. Вып. 7. СПб, 1884; Хождение игумена Даниила/Подг. текста, пер. и комм. Г.М. Прохорова/Ред. Г.М. Прохоров. СПб., 2007. 1124 Следует указать хождения Антония Новгородского (в миру – Добрыни Ядрейковича; н. 13 в.), Стефана Новгородца, Игнатия Смольнянина (14 в.), иеродиакона Зосимы (15 в.), купца Василия Познякова, Трифона Коробейникова (16 в.; см.: Хожение купца Трифона Коробейникова по святым местам Востока/Записки русских путешественников 16–17 вв./Сост., подг. текстов, комм. Н.И. Прокофьева, Л.И. Алехиной. М., 1988), монахов Арсения Суханова (см.: Проскинитарий. Казань, 1870; Проскинитарий Арсения Суханова /Записки русских путешественников 16–17 вв. М., 1988), Ионы Маленького (17 в.), московского священника–старообрядца Ивана Лукьянова (1702; см.: Путешествие в Святую землю священника Лукьянова/Рус. архив. 1863. Вып. 1–5 изд.: 1866]; Путешествие в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1710–1711. М., 1864; Иоанн Лукьянов. Описание пути ко святому граду Иерусалиму/Журнал Моск. патриархии. 1992. 8; Понырко Н.В. Иоанн Лукьянов/ТОДРЛ. 1990. Т. 44; Травников Н. Житие и хождение Иоанна Лукьянова/Журнал Моск. патриархии. 1992. 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

951 Рук.: Опись дьяка Бориса Остолопова: РГЛДА. Ф. 1209 (Поместный приказ). Оп. 4. Д. 5092. Л. 207 (1685); РГБ ОР. Ф. 178 (Музейное собрание), 871. Л. 14 (список начала второй трети XIX века); сокращение Описи Остолопова: РГБ ОР. Ф. 310 (Собрание В. М. Ундольского), 1119. Л. 144об. –145 (список середины 20-х годов XVIII века); РГБ ОР. Ф. 299 (Собрание Н. С. Тихонравова), 488. Л. 133об, –134 (список 90-х годов XVIII века). Изд.: Леонид. архим. Описание Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря. М., 1870. С. 35–36 (гражданским шрифтом), в списке разночтений – архим. Леонид (а): Леонид, архим. Историческое описание...//ЧОИДР. Кн. 3. Июнь–сентябрь. С. 83 (по предыдущей публикации, с уточнениями), в списке разночтений – архим. Леонид (б); Леонид, архим. Краткое историческое сказание... С. 83 (по публикации 1874 года); Зеленская Г. М. «Каменный путеводитель» XVII века по Воскресенскому собору Ново-Иерусалимского монастыря//ИХМ. Вып. III. М., 1999. С. 161 (с разбивкой на строки, гражданским шрифтом, по собственной копии), в списке разночтений Г. М. Зеленская (а); Зеленская Г. М. Святыни... С. 153 (гражданским шрифтом), в списке разночтений – Г. М. Зеленская (б); Зеленская Г. М. Монументальные кресты... С. 191 (гражданским шрифтом), в списке разночтений Г. М. Зеленская (в); Авдеев А. Г. Елеонский крест... С. 240 (по Описи Остолопова), в списке разночтений – А. Г Авдеев. 1 Вургафт С. Г., Ушаков П. А. Старообрядчество. Лица. предметы, события и симво­лы. Опыт энциклопедического словаря. М., 1996. С. 240–241. В 2005 году испол­няется сто лет со дня распечатывания алтарей храмов Рогожского кладбища после императорского указа от 17 апреля 1905 года «Об укреплении веротерпимости». 953 Известие о рождении и воспитании и о житии святейшего Никона, патриарха Московского и всея России. М., 1997. С. 184. 956 Хождение на Восток гостя Василия Познякова с товарищи//БЛДР. Т. 9. Конец XV – начало XVI века. СПб., 2000. С. 70. 957 Пермиловская А. Б. Деревянные кресты Русского Севера//Ставрографический сборник. Кн. I. М., 2001. С. 259, 261.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Церковный ансамбль храма визуально делится на две части, построенные с разницей в 100 лет. Восьмерик на четверике конца XVII столетия декорирован деталями, свойственными архитектурной моде того времени: полуколоннами и наличниками с разорванными фронтонами. Ему противопоставлены классицистические трапезная и колокольня с двухколонными портиками тосканского ордера и пилястрами в верхнем ярусе. Высокая монументальная колокольня, стоящая на изгибе Большой Полянки, и сегодня остается главной вертикалью городского ансамбля в этой части Замоскворечья. Ограда храма появилась в конце XVIII века. Ее сохранили фрагментарно. В 1583 году в связи с расширением города ямщики, которые занимались извозом на дальние расстояния, перебрались в район нынешней улицы Зацепы. В XVII веке здесь поселились казаки — воины, сыгравшие важную роль в борьбе с польско-литовскими захватчиками во время Смуты. Помимо них, прихожанами Успенской церкви были представители московской знати. В 1697 году на деньги стольника Василия Полтева возвели новый каменный храм, сохранившийся до наших дней, характерный для эпохи барокко так называемый восьмерик на четверике. В это время церкви строили именно так: восьмигранник ставили на кубическое основание. Через 100 лет, когда казаков в приходе Успенского храма уже почти не осталось, на средства вдовы генерал-майора Пелагеи Позняковой построили трапезную с двумя приделами и двухъярусную колокольню, вынесенную на красную линию Большой Полянки. Новые классицистические формы сочетались с церковью XVII века не идеально: трапезная оказалась слишком массивной по отношению к четверику. Во время нашествия на Москву Наполеона Успенскую церковь разграбили. Деньги на восстановление в 1818 году выделил купец Никита Карпышев, староста храма. В 1930 году храм Успения в Казачьей слободе закрыли, он был на грани разрушения, но этого не произошло. До 1990 года в здании располагались различные организации, например, архив и типография. В 1994 году храм отреставрировали, в нем возобновились богослужения. 

http://sobory.ru/article/?object=02271

Старцы Синайские рассказывали чудную вещь о Патриархе Иоакиме: приходили Жиды в Александрию, к Паше Турецкому, клеветать на Патриарха и на всех Христиан, укоряя веру и закон Христов, и присудил им Паша искусить Патриарха смертоносным зелием. Святитель попросил у них сроку на одну неделю, и во все сии дни постился и молил Бога, со всем правоверным Собором, чтобы не дал православной веры на поругание неверным. В нареченный день облекся он в святительский сан, служил литургию и причастился святых таин, и в полном облачении пришел к Паше. Жидовин налил сосуд смертоносного яда, Патриарх же, приняв сосуд, воздел руки к небу и произнес: и сам Владыка пречистыми устами изрек «во имя мое аще что и смертное испиет, не вредить их» ( Мк. 16:18 ), и выпил сосуд; смертоносное зелие прошло по сторонам боку его и вышло из под его ребр, власы же брады его все выскочили и зубы все выпали, но кроме сего, по милости Божией, остался он невредим, и борода его выросла по прежнему, и во всем утвердился он силою и действием Св. Духа. Тогда Паша велел Патриарху налить сосуд с тем зелием и подать его Жидовину, но Патриарх отвечал: «Владыка Господь сказал: мне отмщение, аз воздам ( Рим. 12:19 ), буди воля его святая!» Он налил сосуд простою водою и подал Жидовину, но как только поднесь он к устам воду, расселся на части Жидовин. Весь народ, увидев сие чудо, прославил величие Божие; многие уверовали во Христа и крестились, а неверные были посрамлены. Святитель Божий, со всеми православными, воздал хвалу Богу и пречистой Богоматери, за то, что Божиим милосердием избавлен был от смерти. (Лист 135) Около сего времени, в Декабре 1558 года, дал Государь от себя две проезжие грамоты старцам Рыльского монастыря Св. Иоанна, для сбора милостыни по России, но просительной грамоты из обители, ни на нее ответа царского, не находится в делах Архива. Как видно, это было первое сношение сей знаменитой лавры Болгарской с Россиею. В Сентябре следующего 1559 года, послал Государь, по случаю сей Патриаршей грамоты, богатую милостыню на Восток, не к одному только Патриарху Александрийскому, но и к соименному ему Иоакиму, Патриарху Антиохийскому (который в последствии посетил Россию), и к Иерусалимскому Герману и на Синайскую гору, все это чрез Софийского архидиакона Геннадия и купца Василия Познякова, Смолянина. Он писал с ними грамоту Патриарху Константинопольскому Иоасафу, Королю Польскому и Воеводе Волошскому, и к самому Султану, для свободного пропуска послов.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Византийская империя прекратила свое существование с взятием турками-османами Константинополя в 1453 г. Константинополь. (Прим. П.Г.). Под Литвой подразумевается огромное Литовско-Русское государство, включавшее, кроме собственно Литвы, территории современной Белоруссии и большей части Украины. (Прим. П.Г.). Территория современной Румынии. (Прим. П.Г.). Комментарий к запискам «Хождение на Восток гостя Василия Познякова с товарищи» научного сотрудника Института русской литературы РАН О.А. Белобровой. — В кн.: Библиотека литературы Древней Руси. Т. 10: XVI век. СПб., 2000, с. 569. Путешествия в Святую Землю. Записки русских паломников и путешественников. М., 1995, с. 50. См.: Густерин П. Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской империи на территории современных арабских государств. http://ricolor.org/history/eng/vs/26_05_2013/ Муркос, Георгий Абрамович (1846–1911) — отечественный востоковед, арабо-сирийский церковный деятель (уроженец Дамаска). Обучался в Стамбуле, Эллинской школе Фанара, Петербургской духовной семинарии, на Факультете восточных языков Петербургского университета. Профессор арабской словесности Лазаревского института восточных языков. Автор работ по арабской литературе, вопросам ислама, переводов. За рамками статьи остались взаимоотношения с Константинопольским Патриархатом, которые целесообразно рассматривать в отдельном исследовании. В 2003 г. Александрийская Православная Церковь причислила Иоакима I к лику святых, и в том же году решением Священного Синода его имя было внесено в диптих святых Русской Православной Церкви (празднования памяти — 17 сентября по юлианскому календарю). http://www.patriarchia.ru/db/text/2025397.html Византийская империя прекратила свое существование с взятием турками-османами Константинополя в 1453 г. [iv] Константинополь. (Прим. П.Г.). [v] Под Литвой подразумевается огромное Литовско-Русское государство, включавшее, кроме собственно Литвы, территории современной Белоруссии и большей части Украины. (Прим. П.Г.).

http://radonezh.ru/analytics/o-mezhtserk...

Как и подавляющее большинство храмов, Рафаиловский монастырь был деревянным, а потому неоднократно горел. И в 1761 г. по инициативе купца Василия Познякова начинает строиться каменный монастырь. Василий Поздняков также построил кирпичный дом, который предназначался как для проживания купца с семьей, так и для размещения в нем лавки. Но по окончании стройки этот дом купец отдал под школу для детей церковнослужителей. Так в качестве школы просуществовало это здание до сороковых годов двадцатого века (это единственное здание монастыря, сохранившееся до настоящего времени; сейчас православная община села Рафайлова организовала в этом здании молельный дом в честь преподобного Андрея игумена Рафаиловского). В 1769 году в монастыре был построен величественный храм с четырьмя престолами: во имя Святой Троицы, в честь Усекновения главы Иоанна Крестителя, в честь Казанской иконы Божией Матери, в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1794 г. игуменом Тюменского Троицкого монастыря был назначен иеромонах Андрей, но он, прибыв в монастырь, отказался в нём остаться (по неизвестной причине). Но, побывав в Рафайловском монастыре, игумен Андрей испросил благословение - и остался в нём настоятелем. В 1804 г. Рафайловский монастырь был упразднен, а св. Андрей был переведен сначала в Иоанно-Введенский, а затем в Симонов монастырь, где и скончался в 1820 г. В 1645 г. на берегу Исети была основана пустынь. По преданию, её основатель старец Рафаил. В месте впадения в Исеть небольшой речки (Ялынка) лодка старца остановилась и, несмотря на усилия гребцов, не двигалась с места. Старец, воззрев на небо, стал возносить молитву и на высоком берегу увидел Царицу Небесную, которая приказала остановиться здесь и основать обитель. В 1657 г. пустынь переросла в большой мужской монастырь во имя Живоначальной Троицы. Знаменитая на всю округу красивая каменная церковь с четырьмя престолами имела звонницу в сорок саженей (85 метров), стояла на берегу реки, на пригорке. В 1740-х г. при монастыре была основана школа церковной грамотности митрополитом Антонием (Нарожницким), в которой в 1748 г. было семь учащихся. В школе преподавались чтение, письмо и катехизис.

http://sobory.ru/article/?object=58419

Первое документально подтвержденное свидетельство о контактах лавры св. Саввы с Россией (подобного рода архивные документы являются, кстати, главным источником по истории сербской общины в Палестине второй половины XVI – начала XVII века) – это послание игумена лавры Иоасафа к Ивану IV, датируемое концом 1550-х гг. Сам текст письма не сохранился, но содержание его кратко пересказано в ответной грамоте Иоасафу: «Писал еси к нам, что тебе в лавре церкви и келеи соградить нечем. А от аравлян вам обиды великие, потому что ограда монастырская обветшала, и нам бы вас пожаловать, прислати вам своя милостыня на согражение церкви и монастырю». 649 Милостыня в размере 200 руб. была отправлена в лавру с посольством Василия Познякова. Начиная с 1580-х гг. контакты сербских монастырей с Россией учащаются и посольства в Москву следуют одно за другим. В этот период в сербской иноческой общине выделяется фигура уроженца Македонии келаря Дамаскина, «великого старца», как называли его в русских источниках. Помимо московских архивов, его упоминает польский паломник Н.Х. Радзивил, который встречался с Дамаскином в лавре в 1583 г. и довольно продуктивно общался, благо Дамаскин понимал польскую речь, знакомую ему по долгим путешествиям через Речь Посполитую в Московию. Неоднократно бывая в России (до 1583, в 1586–8, 1590–91 и др. годах), Дамаскин вошел в особое доверие к Борису Годунову, получал от него богатые подарки не только для лавры, но и для себя лично. Многими историками описан эпизод, когда в 1591 г. Годунов передал Дамаскину значительную милостыню для сербских монастырей Палестины тайно от греческих иерархов, с которыми Дамаскин возвращался из Москвы. А.Н. Муравьев выдвинул романтическую версию, что эти средства предназначались на негласное поминовение души убиенного царевича Димитрия. Позднейшие авторы трактовали ситуацию более реалистично: Борис Годунов, зная через Дамаскина и других информаторов о греко-сербских трениях в Палестине, оказывал особое покровительство сербам, но секретно, дабы не вызывать недовольство греков. 650

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010