Среди полемических произведений прп. Максима Грека (против латинян, протестантов, мусульман, иудеев и др.) имеется и «Слово против армянского зловерия» (написанное, вероятно, между 1518–1525 гг.) . Согласно прп. Максиму, «Армянское зловерие, составившееся из различных ересей, заключает в себе три главнейшие и более других нечестивейшие и мерзкие ереси»: Следствием этого учения, согласно прп. Максиму, является то, что «злочестивый Севир, мудрствуя о Божестве Христовом, что оно подлежало страданию, и желая утвердить эту ересь, преподал своим последователям петь Трисвятое с приложением таким образом: “Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, пострадавый за нас, помилуй нас”» . Следует отметить, что монофизитское прибавление к Трисвятой песни слов «Распныйся за ны» (или «пострадавый за нас») сделал Антиохийский патриарх Петр Гнафей (485–489 гг.), а не Севир Антиохийский (512–518 гг.), который, хотя и использовал со своими последователями эту прибавку к Трисвятому, однако был автором другого такого же антихалкидонского учения о единой сложной природе Христа. Также отметим, что, используя прибавление к Трисвятой песни слов: «Распныйся за ны», Армянская Церковь относит его не ко всей Троице, а ко второму Лицу — воплотившемуся Господу Иисусу Христу. Прп. Максим Грек приводит различные аргументы из Священного Писания и Предания Вселенской Церкви против указанных главных «ересей», которым подвержены «Диоскор же и Севир и их последователи» . 8. Отношение к армянскому вероучению при царе Иване IV Грозном Иоанн IV Васильевич Грозный (1530–1584 гг.) был великим князем Владимирским, Московским и всея Руси, первым русским царем (с 16 января 1547 г.). В отношении к теме нашей работы большой интерес представляет такой письменный источник той эпохи, как «Послание царя Ивана Васильевича к Александрийскому патриарху Иоакиму с купцом Василием Позняковым» и «Хождение купца Познякова в Иерусалим и по иным святым местам 1558 года» . По сравнению с широко известными «Хождениями» игумена Даниила, Трифона Коробейникова и многих других русских паломников, записки купца Василия Познякова менее известны, хотя позднее многие его описания легли в основу «Хождения» Трифона Коробейникова 1584 г. (который местами чуть ли не буквально повторяет текст «Хождения», созданный Позняковым) .

http://bogoslov.ru/article/6192778

4)     Гиббенет Н. Историческое исследование дела патриарха Никона. В 2-х чч. СПб., 1882–1884. 5)     «Послание царя Ивана Васильевича к Александрийскому Патриарху Иоакиму с купцом Василием Позняковым» и «Хождение купца Познякова в Иерусалим и по иным Святым Местам 1558 года»./С предисл. И.Е. Забелина. М., 1884. 6)     Хожение купца Василия Познякова по Святым Местам Востока. — В кн.: Православный палестинский сборник. Т. 6, вып. 3. СПб., 1887. 7)     Каптерев Н.Ф. Сношения иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством (1669–1707). М., 1891. 8)     Каптерев Н.Ф. Сношения иерусалимских патриархов с русским правительством. В 2-х чч. СПб., 1895–1898. 9)     Лебедев А.П. История греко-восточной церкви под властью турок. От падения Константинополя до настоящего времени. В 2-х тт. Сергиев Посад, 1896–1901. 10)     Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Москву в середине XVII. СПб., 1898. 11)     Каптерев Н.Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях. Сергиев Посад, 1914. 12)     Хождения в Святую Землю и путешествия вообще. — В кн.: Перетц В.Н. Из лекций по методологии истории русской литературы. Киев, 1914. 13)     Адрианова-Перетц В.П. Путешествия. Т. I, гл. VIII. М.—Л., 1941. 14)     Крачковский И.Ю. Описание путешествия Макария Антиохийского как памятник арабской географической литературы и как источник по истории России в XVII в. — В кн.: Академик И.Ю. Крачковский. Избранный сочинения. Т. I. М.—Л., 1955. 15)     Прокофьев Н.И. «Хождения» как жанр в древнерусской литературе//Ученые записки Московского государственного педагогического института. 228. Вопросы русской литературы. М., 1960. 16)     Путешествие антиохийского патриарха Макария в Москву в середине XVII. СПб., 1898. 17)     Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. Выпуск 1 (От Алеппо до земли казаков)//Чтения в обществе истории и древностей российских. Книга 4 (179). 1896. 18)     Русские хождения XII–XV вв.//Ученые записки Московского государственного педагогического института. 362. Литература Древней Руси и XVIII век. М., 1970.

http://bogoslov.ru/article/3557868

Нельзя не учитывать, что Иван IV, короновавшийся в 1547 г. на царство, то есть став равным сошедшим с исторической сцены византийским кесарям-императорам , добивался утверждения своего авторитета в православном мире. Для этого была организована миссия во главе с купцом Василием Позняковым на Ближний Восток, где он сделал огромные, но сугубо целевые пожертвования. Во время своей поездки Поздняков встретился со св. Иоакимом и с Патриархом Иерусалимским Германом I. В связи с этим визит Митрополита Вифлеемского Иоакима ко двору Ивана IV в 1582–1584 гг. можно рассматривать как ответный визит от Иерусалимского Патриархата. «Василий Позняков — участник посольства, отправленного царем Иваном IV Грозным в 1558 г. из Москвы в Царьград [iv] , Александрию, Синай, Иерусалим для оказания материальной помощи («милостыни») Синайскому монастырю св. Екатерины, пострадавшему от турок. За этой помощью к московскому царю и митрополиту обратился в 1556 г. с официальной грамотой александрийский патриарх Иоаким. Посольство из Москвы на Восток (через Смоленск, Литву [v] , Волошские земли [vi] ), длившееся более двух с половиной лет, встретилось с трудностями и испытаниями: еще в Литве у него были отняты ценные меха и 300 рублей денег; в Царьграде скончался архидиакон Геннадий. В составе посольства остались светские лица: смоленский купец Василий Позняков с сыном, пскович Козьма Салтанов, смолянин Дорофей и другие. Кто из них вел записи и составил затем описание хождения к христианским святыням Востока, точно неизвестно. Еще в конце XVI в. оно было положено в основу Хождения Трифона Коробейникова, надолго вытеснившего память о действительном путешествии Познякова, сведения о котором сохраняются в Новгородской Второй летописи. Ценность Хождения Василия Познякова заключается в насыщенности известиями и легендами, услышанными путниками при посещении монастырей и храмов христианского Востока. Некоторые легенды восходят к библейским сюжетам, например о пророке Илье, о деяниях пророка Моисея и др.; немало упоминается новозаветных лиц и событий. Значительное место в Хождении занимают апокрифические рассказы. Один из сюжетов — чудо с александрийским патриархом Иоакимом — вошел в качестве самостоятельного рассказа в состав русского Хронографа и в древнерусские сборники XVII–XVIII вв.» [vii] .

http://bogoslov.ru/article/3557868

Он молился в храме Гроба Господня в Иерусалиме, стоял у Мамврийского дуба, бродил по Гефсиманскому саду и взбирался на Елеонскую гору с храмом Вознесения Христова, ко входу в который вели 19 ступенек. Кстати, число ступеней купец-путешественник из Руси считал повсюду, стремясь, быть может, удостоверить факт личного посещения святых мест. В его сочинении, как и в «Хожении» Афанасия Никитина, все даты приводятся по церковному календарю. По определению митрополита Макария (Булгакова), лаконичное описание путешествия Василия-гостя «отзывается всею детскою простотою веры» . В нем нет компилятивных вставок и следов редакторской правки. Примечательно, что «Хожение гостя Василия» подобно «Хожению за три моря» Афанасия Никитина (но в отличие от других хождений того времени) начинается с молитвы: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Се аз раб Божии многогрешныи Василей, и подвизахся видети святых мест и градов, и сподоби мя Бог видети и поклонихся святым местом, за молитв святых отець наших Господи Исусе Христе Сыне Божий помилуй нас, аминь». А завершается оно словами: «Богу нашему слава во веки, аминь» . И молитва, и подобная концовка отсутствуют в других купеческих хождениях XVI–XVII вв.: Василия Познякова, Трифона Коробейникова, Федота Котова, Василия Гагары. Нет их и в средневековых описаниях паломничеств лиц из среды духовенства. Паломники подвергались нападениям лихих кочевников (татар - в причерноморских степях и арабов - в Палестине и на Синае) и морских пиратов (особенно в Средиземном море), их подстерегали бури и штормы, нехватка пресной воды, непривычная пища. И далеко не всем из них посчастливилось вернуться домой или хотя бы добраться до заветной цели. Так, татарская сабля либо стрела сразила одного из сыновей гостя и боярина В. Г. Ховрина, казначея московского великого князя Ивана III, отправи вшегося поклониться Гробу Господню. Горькая участь ждала и православных купцов, попавших в плен к крымским татарам во время путешествия в южные страны. Не дождавшись выкупа, крымчаки обычно продавали их в рабство.

http://sedmitza.ru/lib/text/6251265/

Его научно–паломническое дело продолжали: архимандрит Агрефений, дошедший в 14 в. из Москвы до Синая (см.: Хождение архимандрита Агрефенья обители Пресвятыя Богородицы/Под ред. архим. Леонида/Правосл. Палестин. сб. 1896. Т. 16. Вып. 3); иеромонах Варсонофий [Хождение священноинока Варсонофия ко св. граду Иерусалиму в 1456 и 1461–1462 гг./Под ред. С.О. Долгова/Правосл. Палестин. сб. 1896. Т. 15. Вып. 3 (45)], Василий Позняков [также: Поздняков; см.: Хождение купца Василия Познякова по святым местам Востока 1558–1561 гг./Чт. Моек, об-ва истории и древностей Российских. 1884. Т. 1 (изд. И.Е. Забелина); Хождение купца Василия Познякова по святым местам Востока/Ред., предисл. Х.М. Лопарева /Правосл. Палестин. сб. 1887. Т. 4. Вып. 3 (18) (по другому списку)], московские купцы Трифон Коробейников (ум. после 1594) и Юрий Греков (Хождение Трифона Коробейникова 1593–1594 гг./Изд. и предисл. Х.М. Лопарева /Правосл. Палестин. сб. 1888. Т. 9. Вып. 27. Коробейников, как указывает И.Е. Забелин, практически полностью заимствовал «Хождение» Познякова), купец из Казани Василий Яковлевич Гагара [Житие и хождение в Иерусалим и Египет казанца Василия Яковлевича Гагары в 1634–1637 гг./Ред., предисл. С.О. Долгова/Правосл. Палестин. сб. 1891. Т. 11. Вып. 3 (33); Хожение Василия Гагары в Иерусалим и Египет/Записки русских путешественников XVI-XVII вв. М., 1988], «черный диакон» Иона Маленький из Троице–Сергиева монастыря [Повесть и сказание о похождении во Иерусалим и во Царьград Троицкого Сергиева монастыря черного диакона Ионы, по реклому Маленького: 1649–1652/Ред. С.О. Долгова/Правосл. Палестин. сб. 1895. Т. 14. Вып. 3 (42)], иеромонах Ипполит Вишенский (ум. после 1709) [Пелгримация, или Путешественник честного иеромонаха Ипполита Вишенского, постриженца святых страстотерпец Бориса и Глеба катедри архиепископии Чернеговской во святый град Иерусалим (1707–1709 гг.)/[Предисл.: архим. Леонид]. М., 1877 (из «Чт. в Имп. Об–ве истории и древностей рос. при Моск. ун–те». 1876. Кн. 4; новое изд.: Правосл. Палестин. сб. 1914. Вып. 61), священник Андрей Игнатьев с братом (Путешествие из Константинополя в Иерусалим и Синайскую гору находившегося при российском посланнике графе Петре Андреевиче Толстом священника Андрея Игнатьева и брата его Стефана в 1707 г./ЧОИДР. 1872. Кн. 4), иеромонахи Спасского монастыря в Новгороде–Северском Макарий и Селиверст (Путь нам иеромонахам Макарию и Селиверсту из монастыря Всемилостивого Спаса Новгородка Северского до Святого града Иерусалима поклонитися Гробу Господню 1704 г./Чт. в Об–ве истории и древностей рос. 1873. Кн. 3. Отд. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Богородицы» (XXV в.); 3) «Хождение Игнатия Смолянина» (XIV в.); 4) «Хождение инока Зосимы» (XV в.); 5) «Хождение священноинока Варсонофия ко св. граду Иерусалиму» (XV в.); 6) «Сказание Епифания мниха о пути к Иерусалиму» (XV в.); 7) «Хождение гостя Василия» (XV в.); 8) «Хождение купца Василия Познякова» (XVI в.); 9) «Хождение Трифона Коробейникова» (XVI в.); 10) «Житие и хождение в Иерусалим и Египет казанца Василия Яковлева» (XVII в.; 11) «Проскинитарий Арсения Суханова » (XVII в.); 12) «Повесть и сказание о похождение в Иерусалим и в Царь-Град черного Диакона Ионы Маленького» (XVII в.); 13) «Описание путешествия отца Игнатия в Царь-Град, Афонскую гору, Св. Землю и Египет» (XVIII в.); 14) «Странствование Василия Григоровича-Барского» (XVIII в.). – Протоиерей А. П. Попов издал сведения о новооткрытом, многотомном, путешествии Младшего Григоровича (подражавшего Василию Григоровичу – Барскому). См. « Попов А. П., прот. Младший Григорович. Новооткрытый паломник по святым местам, XVIII в. Кронштадт. 1911. 2 «Путевые записки во св. град Иерусалим и в окрестности оного, Калужской губ. дворян Вешняковых и мядынского купца Новикова, в 1804 и 1805 годах». 3 Бакшиш, перс., подарок, деньги на чай, обычная взятка чиновникам в Турции и Персии. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона 5 Сарацины (греч. Σαρακηνς – «восточные люди») – народ, упоминаемый древнеримскими историками IV века Аммианом Марцеллином и Птоломеем. Кочующее разбойническое племя, бедуины, жившие вдоль границ Сирии. Со времени крестовых походов европейские авторы стали называть сарацинами всех мусульман, часто используя в качестве синонима термин «мавры». В настоящее время термин используется историками по отношению к населению Арабского халифата в период до завоевания халифата Аббасидов Хулагу, в результате ближневосточного похода монголов. (VII век – XIII век). По материалам Википедии. 6 Паша (тур. paa, осм. – paa) – высокий титул в политической системе Османской империи. Представляет собой сокращённую форму титула падишах, использовавшегося османскими султанами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Основными направлениями деятельности Юбилейного комитета на 2017 год определены следующие: во-первых, исследование архивных и иных источников, посвященных восточному путешествию Цесаревича, их комментирование и подготовка к печати; во-вторых , взаимодействие со средствами массовой информации для ознакомления как можно большей читательской и зрительской аудитории с путешествием на Восток Великого Князя Николая Александровича, создание и продвижение собственного интернет-ресурса; в-третьих, реализация программы «Мемориальная память» по установке вещественных знаков в местах, где побывал Августейший путешественник. После своего вступления Е.Ю. Студнева предоставила слово председателю Юбилейного комитета, писателю А.Ю. Хвалину, который выступил с сообщением «Египет глазами Наследника Цесаревича, Великого Князя Николая Александровича». Выступавший, в частности, сказал: «Взаимная любовь России и Египта длится века. Она длится дольше, чем Династия Романовых управляла Россией. Ведущие российские египтологи А.М. Васильев, М.А. Коростовцев, Г.В. Горячкин, В.В. Беляков и др. относят начало нашего межцивилизационного диалога к Средним векам (См., напр.: Коростовцев М.А. Становление египтологии в России//Изучение Африки в России. М., 1977. С. 5-15; Беляков В.В. Русский Египет. М., 2008; Горячкин Г.В. Русская Александрия: Судьбы эмиграции в Египте. М., 2010 и др.). Для сознания древнерусского человека Египет - это, в первую очередь, Южная Фиваида, где в Фиванской и Нитрийской пустынях зародилось христианское монашество в III-IV веках по Р.Х. Восприяв христианство из Византии, Святая Русь с XIV века благоукрашается множеством северных монастырей, и, по аналогии с Южной, это явление получает наименование Северной Фиваиды. История «хождений» русских паломников к святым местам Синая находит отражение в памятниках древнерусской словесности, например: «Путешествие Аграфения из Смоленска в Египет», «Путешествие в Египет казначея великого князя Ивана III Михаила Григорьева», «Путешествие Василия Познякова на Ближний Восток», «Путешествие в Египет Василия Яковлева по прозвищу Гагара» и др.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/03/29/eg...

СПб., 1794; Путешествие к Святым местам, находящимся в Европе, Азии и Африке, совершенное в 1820 и 1821 гг. села Павлова жителем Киром Бронниковым. М., 1824; Хожение Трифона Коробейникова в Иерусалим, Египет и на Синайскую гору//Сказания рус. народа/Собр.: И. П. Сахаров. СПб., 18493. Т. 2. Кн. 8. С. 135-158; Уманец А. А. Поездка на Синай с приобщением отрывков о Египте и Святой Земле. СПб., 1850. 2 ч.; Порфирий (Успенский), архим. Первое путешествие в Синайский мон-рь в 1845 г. СПб., 1856; он же. Второе путешествие в Синайский мон-рь в 1850 г. СПб., 1856; Каминский В. К. Воспоминания поклонника Св. Гроба. СПб., 1859; Дневные заметки во время путешествия по святым местам Востока Киево-Печерской Лавры иером. Иерофея в 1857 и 1858 гг. К., 1863; Логвинович В. И. Путешествие во Святую землю и др. места Востока. К., 1873; Паломники-писатели петровскаго и послепетровскаго времени или путники во град Иерусалим/Ред.: архим. Леонид (Кавелин)//ЧОИДР. 1873. Кн. 3. С. 27-54 (отд. паг.); Смышляев Д. Д. Синай и Палестина: Из путевых заметок 1865 г. Пермь, 1877; Норов А. С. Иерусалим и Синай: Зап. 2-го путешествия на Восток. СПб., 1878; Кондаков Н. П. Путешествие на Синай в 1881 г. Од., 1882. (ЗИНУ; 33) (рец.: Стасов В. В.//ЖМНП. 1883. Апр. отд. 2. С. 325-346); Путешествие св. Саввы, архиеп. Сербского, 1225-1237 гг.//ППС. 1884. Т. 2. Вып. 2(5); Записки Саратовского Спасо-Преображенского мон-ря иером. Паисия, путешествовавшего в Иерусалим, на Синай и Афонскую гору в 1841 г.//ЧОЛДП. 1887. 8. Отд. 3. С. 59-76; Хождение купца Василия Познякова по святым местам Востока, 1558-1561 гг.//ППС. 1887. Т. 6. Вып. 3(18); Князев А. Странствования русского слепца-паломника: Памяти слепца Г. И. Ширяева//Странник. 1889. 3. С. 482-505; 4. С. 705-727; 5. С. 96-119; Описание Турецкой империи, сост. русским, бывшим в плену у турок во 2-й пол. XVII в./Ред.: П. А. Сырку//ППС. 1890. Т. 10. Вып. 3(30). Прил. 1: Челобитная В. Полозова; Житие и хождение в Иерусалим и Египет казанца Василия Яковлева Гагары в 1634-1637 гг.//Там же.

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

В избытке своей милости не забыл он и лавры Св. Саввы освященного, в плачевной юдоли, и писал ее Игумену Иоасафу в ответ на его письмо (которое однако не сохранилось): что так как известился, какую напасть терпит его лавра от Аравлян, потому что обветшала ограда и нечем соорудить церкви и келлии, то он посылает ему на монастырское строение двести рублей денег; а в лавру Хиландарскую, Архимандриту Прохору, послал при грамоте своей милостыни триста рублей. (Лис. 142) В грамоте к Султану, после обычных титулов, скромно говорит Иоанн: что приходили к нему бить челом из его державы, убогие калугеры из Иерусалима просить милостыни гробу Господа нашего Иисуса Христа, и он послал Христову гробу свою милостыню, с калугерами Иерусалимскими, а с ними своей земли калугера Геннадия и купца Василия посмотреть, чтобы милостыню ту донесли сполна Христову гробу. Посему просил Султана пропустить их в Иерусалим, без всякого задержания и пошлин и без всякой обиды, из любви к нему, ибо так от начала поведение его было с отцем Государевым, и как с обеих сторон, о дружбе и братстве, о приходе и отходе между обоих государств грамоты были написаны и клятвами утверждены, так бы и в их времена оставалось все неподвижно. Грамота сия писана в Ноябре 1559 года. (Лис. 152) Два года продолжалось путешествие Василия Познякова по святым местам Востока; архидиакон же Геннадий умер в Царе-граде. Василий привез ответные грамоты от Патриархов Государю и обратно ту, которая была писана от Государя к Султану, за смертию архидиакона. Грамота Патриарха Константинопольского не заключает в себе ничего замечательного; он только извещает о смерти Геннадия, и что посланные его имели, во время пути, убытка на триста рублей. Грамоты же прочих трех Патриархов более пространны и заключают в себе некоторые замечательные выражения. Герман Иерусалимский так описывал Царю вверенную ему святыню: «Господу небеса преклонишася и снизшел Господь в Иерусалим. Все, что внутри его, есть стяжание нашему спасению, ибо страшное в нем совершилось таинство, воскресение и божественное вознесение, пришедшаго к нам на вольную, пречистую и ужасную страсть; тут живоносный гроб его и Голгофа, с прочими святыми местами; тут же и пречистая стопа его ноги, где он ступил, и камень, на который благоутробно положен был снятый со креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Традиционное для Древней Руси именование паломнического произведения «Хождением» к началу XIX века вышло из употребления. В Новое время подобные описания стали именоваться «Путевыми заметками» или «Путешествиями», но это не мешало их читателям и авторам осознавать прямую связь «Путешествий» со средневековыми «Хождениями», такими как Хождения игумена Даниила, Василия Позднякова, Трифона Коробейникова и др. Из столетия в столетие русские паломники одними и теми же путями шли в Святую Землю, описывали одни и те же места, встречавшиеся на их пути, рассказывали о связанных с событиями Нового Завета и ветхозаветной истории святынях, которые им удалось посетить. В XIX веке маршрут русских паломников на Святую землю был традиционен: через Черное море в Константинополь (именуемый паломниками, как и столетия назад, Царьградом), далее морским путем через острова Родос и Кипр до Яффы, оттуда сухопутным маршрутом – до Иерусалима. Паломнический маршрут по Иерусалиму и его окрестностям тоже диктовался многовековой практикой богомолья на Святой земле: помимо Иерусалима совершались паломничества в Гефсиманию, на Елеон, Иордан, в Вифлеем, на Мертвое море. Центром описания Иерусалима был рассказ о храме Гроба Господня. Точно так же как и древнерусских паломников, богомольцев XIX века поражал обычай местных христиан-арабов буйными воплями и плясками встречать в Великую субботу извещение о сошествии благодатного огня на Гроб Господень. Первым из русских паломников сообщение о сошествии благодатного огня оставил в XII веке игумен Даниил. В XV веке о благодатном огне писал иеродиакон Тронце-Сергиева монастыря Зосима, упомянувший при этом об обычае палестинских арабов встречать благодатный огонь громко и восторженно. В Хождениях Василия Познякова и Трифона Коробейникова (XVI в.) это действо было подробно описано как обычай «беснующихся в церкви еретиков». Своими впечатлениями от этого обычая, не понимая его природы, делились и многие богомольцы XIX века. Отозвались на него и Илья Сысоев, и его современники Яким Васильев и Анна Алексеевна.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010