Временем между 15 октября ок. 1559 г. и 13 апреля 1560 г. датируется грамота Александрийского патриарха Иоакима Ивану Грозному (л. 164 об. –169). 864 «А се грамота с Васкою Позняковым Иоакима патриарха Александреискаго. Высочайшему, светлейшему, православнеишему, великолепному и боговенчаному царю и великому князю, богохранимому господину, господину Иоанну. Державному и самодержавному, православным повсюду, Великие России и Московскому, Казанскому, Астраханскому, Псковскому, Смоленскому, Перьмскому, Болгарскому, Ливонскому, Аламанскому, и прочих, Владимерскому, Новагорода Низовские земли, Черниговскому, Рязанскому, Волоцкому, Белскому, Белозерскому. Удорскому, и прочих, Киевскому и Северные страны, милостию божиего, и о святем Дусе сыне возлюбленне, иже нашего смирения». В августе-октябре 1560 г. была составлена грамота Антиохийского патриарха Иоакима IV (л. 169–173 об.). 865 «А се грамота ко царю и великому князю Антиохийского патриарха Иоакима с Васкою Поздяковым. Иоаким, милостию Божиего патриарх Божья града великия Антиохия и всея Анаталии, сиреч всей Восточные страны. Превысочаишему, светлейшему, славнейшему, благочестивейшему, богохранимому, Богом дарованному, еже преже рожения от Бога венчанному, боголепному, Богом дръжавному и Богом венчанному господину, господину Иоанну, самодержцу и великому князю православныя всея благочестивыя Великия Росии, Московскому, Владимерскому, Казанскому, Киевскому, Астороханскому, Ноугороцкому, Ливонскому и прочих мест державы твоей. И всея Восточныя Инаталийские страны, ежи ти от Бога даровано и покори под нозе твои. И паче повиновении благодать, милость, мир, благословление, здравие, радость, спасение безвредно, ко хвале очищение, в долготу дней здравие души и телу, победу на враги видимыя и невидимыя, и всякое ино благое и спасенное буди тебе от Бога Вседержителя. Молимся Господу нашему Иисусу Христу во едином существе, иже всех Богу, о благочестивой владычице и о царице госпоже, госпоже нашей Анастасии со богохранимыми и возлюбленными вашими чады, господином Иоанном и господином Феодором, их же вам Бог дарова, и со всеми твоими боляры и велможами, и со князми, и со всеми твоими оружники, и с рабы, и с царствия. Радость и милость, и благословение, благодать, здравием и спасения молис от Бога Вседержителя, аще и грешни есмя».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Был при Девальсе переводчик, знающий твердо французский язык, природою из причетников, уроженец подмосковный, бывший прежде при походной церкви одного посланника российского во Франции, Стахей Трофимов. Видя мое невинное оскорбление, сожалел и из того сожаления употреблял обо мне при случае в разговорах как о строгом меня содержании, так равно, что я, неоднократно нудясь от рук их высвободиться, объявляю интересное дело государево, но они-де, на то не смотря, усугубляют над ним свою строгость, каковой разговор о неосторожности свой, не знав в деле важности, употребил, будучи в провинциальной канцелярии, секретарю Ивану Гавриловичу Зарину, а, неподалеку сидя, прокурор Ларион Федорович Бибиков все то слышал, который, сочтя за важность, не приказал его из канцелярии выпускать, доколе он о том, что выговорил, не представит письменно доношением; итак он и не рад, да принужден, видя себя задержана, и потому-то я взят в провинциальную канцелярию присланным за мною сержантом Иваном Кузьминым. По приводе меня в судейскую, спрошен я воеводою при вышесказанном прокуроре, о чем я имею доносить, на что я ответствовал: о корчемстве. То велено мне написать доношение, причем воевода, генерал-майор Петр Лазаревич Позняков, знав прежнее мое состояние и замечая мою невинность по виду, казался обо мне сожалителен, а далее от часу становился переменен, угождая Девальсу; производил дело, наклоняя к моей повинности, будто я, сделавшись доносителем, и не доказал, подводя меня по тогдашнему узаконению во отдачу в солдаты, что мне в рассуждении избежания из рук Девальсовых и желательно было; с положенным же в указе 751 году декабря 25-го дня по 6му пункту совсем не согласно, ибо от управителей и приказчиков на представления о корчемниках никаких доказов и свидетелей требовать не поведено; однако ж, несмотря на то, дело ведено так, как просто о доносителе, чтоб ввергнуть в несчастие, и я был под следствием две недели, пользовался теплом и лучшею свободностию, даже и в баню отпущен был и железы с ног в ночное время всегда скидывал.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

А прошедшего Июня в 22 день 720 году в доношении моём в Правительствующий Сенат о взятье с помянутых неисповедавшихся штрафа с нижеобъявленных чинов писано, почему оный штраф имать с них повелено будет, понеже оных неисповедавшихся по поданным книгам от духовников 716-го, и 717-го, и 718-го годов явилось 26710 человек, и оные люди для правежа штрафа были сысканы, и штраф правлен, и из них многие явились сирые и скудные, а именно: солдаты (драгуны), ямщики и жёны их; зелейщики; каменщики; ученики латинской и математической школ; оружейники; столяры; сторожи церковные; звонари соборные; приказные сторожи и приставы; люди боярские и у тех боярских людей работники и работницы; сокольники и их работники и работницы; шляпного и суконного дворов ученики и работники; дому Государева нижних чинов дворовые люди; печатного двора батыйщики, и тередорщики, и работные люди; хлебники; калашники; пирожники; блинники; харчевники; масленники; кожевники; портные мастеры; сапожники; канатчики; свечники; денежного и монетного дворов мастеры и работники; плотники; извозчики; пивовары и богаделенные нищие мужеска и женска полу. И из оных чинов житие в Москве имеют бессъездно, а иные и временем, а по оным поданным книгам явились в штрафе, а того положенного штрафа платить за скудостию не могут, а облегчить без указу Великого Государя невозможно. По тем же поданным книгам показано: в разных приходах живущие своими домами в полномочстве и в торгах села Тойнинского, Покровского, Измайлова, Новодевича монастыря и других высочайших господ оброчные крестьяне и закладчики, и с таковых имать поселянский ли оклад или против купечества, а том во оном указе не расположено. И с вышепоказанных разночинцев скудных и бедных рублёвый ли штраф или за скудость по усмотрению и обыску умалять, и почему, такожде и с вышепоказанных оброчных крестьян и закладчиков, которые живут в Москве, а не в деревне, поселянский ли или противо купечества штраф имать. И о том из Правительствующего Сената требовал указу. А сего Марта 6-го дня в указе Великого Государя из Правительствующего Сената за подписанием обер-секретаря Ивана Познякова ко мне писано: прошедшего-де Февраля 10-го числа 720-го году по Его Великого Государя указу Правительствующий сенат, слушав выписки, приказали: в Москве в прошлых в 716-м, и в 717-м, и в 718-м годах по ведомостям с неисповедавшихся чинить по прежнему Его Царского Величества именному указу 718 году, и с живущих в Москве в разных приходах своими домами и в торгах с оброчных крестьян и с закладчиков имать штрафу против купечества вполы, а с разночинцев скудных и бедных против поселян вдвое, а с прочих чинить по вышеозначенному Его Царского Величества именному указу, и о том велено учинить по тому Его Великого Государя указу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

КОЛЕНО XI: Пётр Григорьевич Степан Игнатьевич Дмитрий Игнатьевич Матвей Игнатьевич Дмитрий Григорьевич Никон Богданович КОЛЕНО XII: Иван Дмитриевич † 1727; женат на княжне Анне Дмитриевне Морткиной Василий Дмитриевич, женат на Ирине Ивановне Вельяминовой-Зерновой Родион Дмитриевич Василий Дмитриевич КОЛЕНО XIII: Василий Иванович, бригадир, рождение 1675 † 1749; жентат на Матрёне Михайловне Гурьевой, рождение 1690 † 1766 Иван больший Васильевич, рождение 1678 † 1748; женат: 1) на Матрёне Ивановне Загряжской; 2) на Екатерине Ивановне Чичериной, рождение 1708 † 1750 Иван меньший Васильевич Яков Васильевич Дмитрий Васильевич † 1745, женат на Феодоре Васильевне Таракановой Пелагея Васильевна, за Кузминым-Караваевым Прасковья Васильевна, за статским советником Артемием Позняковым Андрей Родионович, женат: 1) на Колединской; 2) на Александре Степановне Пятовой; 3) на Татьяне Петровне Наумовой, рождённой Воейковой Екатерина Родионовна, за графом Фёдором Самуиловичем Скавронским КОЛЕНО XIV: Ефим Васильевич, рождение 1711 † 1755, женат на Елене Михайловне Трусовой Фёдор Васильевич, бригадир, рождение 1717 † 1790, женат: 1) на Прасковье Александровне Шидловской † 1739; 2) на Надежде Ивановне Камышиной, рождение 1725 † 1786 Василий Васильевич, женат на Екатерине Ивановне Ордыной-Нащокиной Анна Васильевна Иван Иванович, женат на Анне Михайловне Нащокиной Михайло Иванович, женат на Дарье Кузминишне Теремицкой Григорий Иванович, рождение 1732 † 1775 Мария Ивановна, рождение 1745 † 1768 Евдокия Ивановна, рождение 1747 † 1793 Иван Яковлевич † 1792, женат на Марие Тихоновне Тушиной Пётр Яковлевич † 1790, женат: 1) на Фёкле Степановне Оголиной; 2) на Анне Фёдоровне Шубиной Алексей Яковлевич, женат на Евдокие Григорьевич Трусовой Михайло Яковлевич † 1782, женат: 1) на Марие Лукинишне Галафеевой; 2) на Марие Ильиншне Беклемишевой Александр Яковлевич, женат на Екатерине Тихоновне Хметевской Юрий Яковлевич, женат на княжне Анне Васильевне Дуловой Андрей Яковлевич, статский советник † 1790, женат: 1) на Марие Ивановне Зубаревой; 2) на Степаниде Ивановне Ордыной-Нащокиной

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Автономия христ. общин была упразднена, христиан призывали в армию. Вскоре военные расходы подорвали состояние экономики Османской империи, в разных ее регионах начались голод и эпидемии. Осенью 1917 г., когда фронт приблизился к Иерусалиму, турки арестовали патриарха Дамиана и выслали его в Дамаск. В дек. 1917 г. англичане заняли Иерусалим, а осенью 1918 г. нанесли окончательное поражение османским войскам и оккупировали весь Ближ. Восток. В 1920 г. Палестина была передана под брит. мандатное управление. Ист.: Радзивил Н. Х. Путешествие ко Св. Местам и в Египет/Пер. с польск.: П. Богданович. СПб., 1787; Вольней К. Ф. Путешествие в Сирию и Египет, бывшее в 1783, 1784, 1785 гг.: Пер. с нем. М., 1793. Т. 2; Мелетий, иером. Путешествие во Иерусалим в 1793 и 1794 гг. М., 1798; Норов А. С. Путешествие по Святой Земле в 1835 г. СПб., 18442. Ч. 1-2; он же. Иерусалим и Синай: Записки второго путешествия на Восток. СПб., 1878; Муравьев А. Н. Письма с Востока в 1849-1850 гг. СПб., 1851. Ч. 1-2; он же. Путешествие к св. местам в 1830 г.//Святые места вблизи и издали: Путевые заметки рус. писателей 1-й пол. XIX в. М., 1995. С. 89-233; Мансуров Б. П. Православные поклонники в Палестине. СПб., 1858; Лукьянов И., свящ. Путешествие в Св. землю//РА. 1863. Вып. 1. С. 21-64; Вып. 2. С. 114-159; Вып. 3. С. 223-264; Вып. 4. С. 305-343; Вып. 5-6. С. 385-415; Порфирий (Успенский), еп. Послания иерусалимских патриархов в Грузию//ТКДА. 1866. Т. 2. С. 157-173; он же. Книга бытия моего. СПб., 1894-1902. Т. 1-8; Серапион, инок. Путник или путешествие во Св. Землю//Паломники-писатели петровского и послепетровского времени или путники во град Иерусалим/Примеч., предисл.: архим. Леонид (Кавелин)//ЧОИДР. 1873. Кн. 3. Отд. 5. С. 78-128 (отд. отт.: М., 1874); Хитрово В. Н. Православие в Святой земле. СПб., 1881. (ППС; Т. 1. Вып. 1(1)); Григорович-Барский В. Странствия по св. местам Востока с 1723 по 1747 г. СПб., 1885. Ч. 1; Позняков В. Хождение по св. местам Востока, 1558-1561 гг. СПб., 1887. (ППС; Т.

http://pravenc.ru/text/293788.html

Помета: 1711 г. марта в 20 день. Справиться о контракте, где надлежит. Лета 1711го марта в 23 день. По указу великого государя (п.) государственному канцлеру и тайному советнику и кавалеру графу Гаврилу Ивановичу Головкину да государственному подканцлеру барону Петру Павловичу Шафирову с товарищи. В приказе Книг печатного дела тайному советнику графу Ивану Алексеевичу Мусину Пушкину с товарищи немецкой школы учитель Яган Христян Битнер подал за рукою челобитную, а в челобитной ево написано: в прошлых годех по указу в. г. велено препозиту Глику ... (повторяется буквально челобитная его) ... И понеже полгода окончитца в нынешнем марте месяце, и чтоб великий государь пожаловал ево Ягана, велел из Московской гимназии отпустить во отечество ево и дать подводы и об отпуске определить ему проезжей пас. И великий государь (п.) указал вышеписанному иноземцу Ягану Христяну Битнеру по договорным контрактом во отечество ево об отпуске с Москвы и о подводах и о проезжем пасе указ учинить в государственном Посольском приказе тебе государственному канцлеру и тайному советнику графу Гаврилу Ивановичу Головкину да государственному подканцлеру барону Петру Павловичу Шафирову с товарищи. Подлинная память послана за рукою типографии справщика Феодора Поликарпова. В канцелярию правительствующего Сената из приказу Книг печатного дела взнесть доношения сего числа: греческой и розноязычных четырех школ учители и ученики из которого приказу в тот приказ и с каким окладом присланы. Справил Иван Позняков. Маия в 19 день 711 года. В нынешнем 1711-м году февраля в день по имянному великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, в. в. и м. и б. Р. с., указу велено в приказе Книг печатного дела ведать тайному советнику графу Ивану Алексеевичу Мусину Пушкину разноязычные немецкие 4 школы, которые ведомы были в Монастырском приказе, учители и ученики, и тем учителем и учеником имянные 16 списки с оклады и с кормовыми дачами из Монастырского приказу в приказ Книг печатного дела присланы. А по справочным памятен из Ижерской канцелярии в Монастырской приказ писано: в прошлых годех по 711 год немецкие те школы в ведении были в Ижерской канцелярии, а учителем и учеником по окладом их и кормовые деньги даваны по определенным их дачам и другим служителем и на всякие росходы в год в росходе было по 3000 рублев из сборов канцелярских доходов. А как определены губернии, и вышеписанное число на дачу школьным учителем и учеником и другим служителем написано в отсылку в Московскую губернию в Розряд. А в приказе Книг печатного дела те вышеписанные школы, учителей и учеников по ево великого государя указу велено ведать всяким управлением февраля с 28 числа нынешнего 711 году. А на те школы тем учителем по окладом и учеником кормовые деньги и другим служителем и на всякие росходы из которого приказу деньги брать к росходу в приказ Книг печатного дела, того не определено. И о том великий государь (п.) что укажет?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Одним из факторов упадка Е. в. м. стала португ. экспансия в Индийский океан нач. XVI в., нанесшая урон ближневост. экономике. Прервалась торговля пряностями через Красное м., куда неоднократно вторгался португ. флот. Пришел в упадок порт Эт-Тур, от к-рого зависело благосостояние Е. в. м. В 1503 г. мамлюкский султан в письме к папе Римскому угрожал в случае продолжения португальских нападений разрушить христ. святыни Ближ. Востока, в т. ч. Е. в. м. ( Eckenstein. 1921. P. 173). К кон. XV в. в Е. в. м. замерло книгописание. После 1470 г. надолго исчезли упоминания о Синайских епископах. Похоже, именно в это время произошла эллинизация мон-ря: из-за упадка (в т. ч. демографического) араб. правосл. общин прекратился приток в Е. в. м. араб. монахов, и их место заняли греки. Путешественники рубежа XV и XVI вв. однозначно называли синайских монахов греками (Посетитель и описатель Святых мест. 1794. С. 92; The Pilgrimage of Arnold von Harff. 1967. P. 140). Несмотря на присутствие в рядах синайской братии отдельных представителей др. правосл. народов, Е. в. м. в целом сохраняет греч. характер до наст. времени. Османская эпоха (1517-1798) I. Источники по истории Е. в. м. и паломничества. В Новое время возросло количество описаний Синая, составленных иностранными путешественниками, а также иных источников, касающихся Е. в. м. Поэтому история обители в османскую эпоху известна значительно подробнее, чем в средневековье. В Европе появился научный интерес к библейскому прошлому Синайского п-ова и книжному собранию мон-ря. Среди европейцев, посещавших обитель, наряду с клириками и миссионерами появились ученые и дипломаты. Наиболее известны описания Е. в. м., составленные французами Ж. де Тевено (1658), Ш. Понсе (1701), англ. еп. Ричардом Пококом (1743), дат. ориенталистом К. Нибуром (1762), франц. ученым К. де Вольнеем (1785), швейцар. путешественником И. Л. Буркхардтом (1816). В османскую эпоху Синай посещали мн. рус. паломники-писатели: Василий Позняков (1559), Василий Гагара (1636), иером. Ипполит (Вишенский) и А. Игнатьев (1708), В. Г. Григорович-Барский (1728), архим. Леонтий (1764). Известны описания Синая в греч. (Синайского архиеп. Иоанникия, 1686; Паисия Агиапостолита, 80-е гг. XVI в.; Александрийского патриарха Герасима II Паллады, рубеж XVII и XVIII вв.) и в арабо-христ. лит-ре (диак. Ефрем, Халиль Саббаг, 1753). Ученым синайским мон. Нектарием (впосл. Иерусалимский патриарх) была написана история Е. в. м.- труд, преследующий не в последнюю очередь пропагандистские цели прославления обители и оправдания ее претензий на автокефальность. В 1734 г. по воле Синайского архиеп. Никифора в мон-ре было устроено книгохранилище.

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

Очень жаль, что наш член-кореспондент Национальной Академии Наук Марзалюк И.А., похоже, не знаком с законами доказательств формальной логики да и юриспруденции – мнение человека не может быть доказательством! Мнение обязано подтверждаться фактами и документами. Где документы КГБ? А законов доказательств всего 4: это закон тождества; закон противоречия; закон исключенного третьего; закон достаточного основания. На помощь “тонущему” депутату бросился ректор Академии Управленя Данилович В.В.: “На памятном знаке в “Куропатах” имеется надпись жертвам политических репрессий 30-х - 40-х годов ХХ-го века. А это значит, что они включают и советские, и гитлеровские реперессии”. Студентка не согласилась и твердо заявила, что нельзя смешивать репрессии государства по суду с гитлеровским геноцидом поголовно всего народа. Возражение весьма существенное. А мы вправе сделать вывод, что Данилович В.В., к большлому сожалению, полностью разделяет позицию американской и западной пропаганды, в частности, Збигнева Бжезинского, первым обосновавшим тождество тоталитарных режимов фашистов и первой страны социализма - СССР. Это они виновны и в развязывании Второй мировой войны. А разве не Германия и Польша, первыми бросившиеся делить Чехословакию после “Мюнхенского сговора”? Слово не воробей, вылетело не поймаешь. “Не потому ли Институт истории АНБ, возглавляемый аккурат Даниловичем В.В., необоснованно и полностью поддержал позняковскую ложь и продолжает ее везде отстаивать. Не странно и не страшно ли слышать такое от ректора не какой-то “шарашки”, а самой настоящей Академии Управления при Президенте Белоруссии?” О том, что это ложь о “Куропатах” придумана Позняком З.С., вполне обоснованно за этим же столом утверждал и не один раз несколькими минутами раньше уважаемый спикер Гигин В.Ф. Этим полностью опровергал выводы прокуратуры БССР и Института истории НАН Беларуси. К большому сожалению спикер, видимо, не знаком с исследованием, изложенном в труде ”Куропаты: змеиный поцелуй Америки”, в котором доказано, что Позняк З.С., как агент ЦРУ США выполнял вместе с Василием Быковым и братьями Луцкевичами под прикрытием и с помощью агентов же ЦРУ Яковлева А.Н., Горбачева М.С. задание Америки по разрушению СССР. Специально для их поддержки в январе 1994 года Беларусь посетил Президент США Билл Клинтон, притащил в “Куропаты” на собственной спине и подарил от имени народа США бетонную скамейку. За успешное выполнение задания “Куропаты” Позняк З.С. получил гражданство США, жилье и пожизненную пенсию от ЦРУ-100 тысяч долларов в год. Об этом трубят везде его сторонники – “паплечники.” Не знаком спикер и с новым исследованием Плавинского А.С., которое доказывает наличие в могилах на холме за Зеленым Лугом останков детей и подростков. Это о чем говорит?

http://ruskline.ru/news_rl/2022/10/06/be...

Рудель, Рудлевы : Рудель, крестьянин, 1545 г., Новгород; Рудель Воронин [см. Ворона], землевладелец, середина XV в., Переяславль; Исаак и Карп Чурины (Чуровы) [см. Чура] дети Рудлевы, середина XVI в., Новгород Рудин Пятый, дозорщик, 1614 г., Тотьма [см. Архаровы, Караул] Рудневы , вторая половина XVI в. и позже, Тульский уезд; Кондрат Руднев, крестьянин, 1606 г., Белев; Рудневы, вторая половина XVI в. и позже, Тульский уезд Рудный : Андрей Акинфович Картамазов [см. Картамазов], третья четверть XV в., Москва; Федор Иванович Фомин, митрополичий слуга, убит в 1535 г. в Стародубе [см. Маракушев] Рудный – кровавый Ружевский Евстафий, помещик, 1580 г., Арзамас Руженинов Иван, помещик, 1608 г., Нижний Новгород Рукавичников Кузьма Иванов, 1608 г., Нижний Новгород Рукавовы Некрас [см. Некрас] и Михаил Васильевичи, помещики, 1495 г., Новгород; Рукавов Григорий, подьячий, 1611 г. [см. Непытай] Рукенев Борис Андреев, послух, вторая половина XV в., Кострома Рукин Петр Никонович, 1596 г., Можайск Румянец, Румянцевы : Румянец, боярин, князь, Нижний Новгород; Румянцевы, вотчинники, с начала XV в., Московский уезд [см. Копос, Сверчок] Ср. существующее селение Румянцево в бывшей волости Воре Румяный Алексей Михайлович, 1538 г., Тверь; Никита Румяного, митрополичий дьяк, 1572 г. Рунец Иванович Шишмарев [см. Шишмарев], помещик, 1550 г., Москва Руно Иван Дмитриевич, московский воевода в походе под Казань, 1469 г. Рунцов Матвей Позняков [см. Позняк], 1530 г., Дмитров Рупос, Рупосовы : Яков Рупос, крестьянин, 1498 г., Новгород; Рупосов Свойтин [см. Свойтин], городской голова, 1600 г., Москва; Яков Никифорович Рупосов, помещик, 1608 г., Новгород [см. Шелпяк] Рупос – полосовое железо Рупосниковы , солевары, XV–XVII вв., Соль Галицкая Русава Алена, холопка, 1603 г., Новгород Русава – русалка Русак Федорович Головцын, конец XVI в., Кострома Русалка Михаил Яковлевич Морозов [см. Мороз], боярин и дворецкий вел. кн. Ивана III, умер в конце XV в. Русанов Семен Васильевич, 1596 г., Одоев Русин, Русиновы : Осип Тимофеевич Русин Мошнин [см. Мошна], 1563 г.; Русин Степанович Муравьев [см. Муравей], 1571 г. [см. Айгустовы, Аталык, Белава, Вронский, Дурасов, Каверзин, Корин, Кривошея, Кроткий, Лучанин, Мещерин, Ножнев, Перша, Ратов, Сарыхозин, Хорошев, Черемисин, Шиловцев]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

432 См. напр. грамоту (дворецкого князя Федора Ивановича Хвороситнина), от 6 июля 1579 года на Углеч по поводу челобитья игумена Козмы о дворнике, порядившемся с Кириловым монастырем, но жевущем в дворникох Воскресенского монастыря (Рукоп. Акад. библ. А 1 / 17 , л. 475 об.). 433 Так, напр., из грамоты царя Ивана Васильевича, от 7091 года, видно, что игумен кирилловский Игнатий возбуждал ходатайство о том, чтобы с монастырского «двора на Белоозере», данного Живляковым, «который крестьянин монастырьской в дворникех на том дворе учнет вперед жити», «четвертных доходов с черными людьми имати не велети» и что просьба эта была удовлетворена. (Рукоп. Имп. Публ. Библ. Q, отд. IV, 113 а, стр. 313–312). 434 Так напр., вместе с доходами с двух мельниц (Куностской и Михалцовской) пред 1-м сентября 1628 года выручалось «с лавок полавошново и с онбаров анбарщины да з дву мельниц» – 110 рублей 10 алтын 5 денег. (Рукоп. Кир. библ. 74–1313, л. 642). 435 Владыка Симеон дал 20 рублей на больницы прислал с Мольяшком Васильем Позняковым (Рукоп. Кир. библ 78–1317 л. 62 об.) – Белозерец Федор Саунин дал за сына Никифора в больницу 5 рублей (Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 227 об., Никита Новгородец дал вкладу 5 рублей и за тот вклад пущен «в мирскую больницу на гору». Кондратий, прозвище Третьяк, дал 2 рубли и за то пущен в мирскую больницу на гору (Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 289 об.). 437 Московские колонизаторы, проникая в северную область, должны были селиться в большинства, случаев на участках, мало подготовленных к земледелии и не наследовавших от предков никакого искуственного удобрения, ибо еще «в XVI веке иностранцы, посещавшие Россию отзывались о северных жителях (инородцах), что они ни пашут, ни сеют, не употребляют хлеба, ни денег, питаются лесными зверями, пьют одну воду, живут в дремучих лесах, в шалашах из прутьев» (В. О. Ключевский, Сказание иностранцев о Москов. государстве, стр. 169–170). Предшествовавшая москвичам новгородская колонизация (невытесненная окончательно ими), также могла предоставить недостаточные для воных жильцов районы обработанной земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010