Судя по уцелевшим документам, нужно заключать, что здесь, еще с прошлого столетия, хоронились тела людей, имевших большое значение в государстве. На ряду с государственными деятелями хоронились именитые и состоятельные торговцы; в числе последних находилось семейство богатых купцов Никоновых. В 1812 г. настоятелем Большеохтинских церквей был деятельный протоиерей Андрей Иоаннович Журавлев, а начальником охтинской верфи капитан 1-го ранга Орловский, зять Никоновых. Может быть, личными беседами, а вернее всего, при участии капитана Орловского, протоиерей убедил Григория Никонова построить храм на Большеохтинском кладбище. Нужда в таком храме была обязательная, потому что в однопрестольном Георгиевском храме нельзя было совершать отдельных литургий. По указу духовной консистории от 23 августа 1812 г. с.-петербургский купец Григорий Никонов 24 числа того же месяца заложил на месте погребения своих родителей и на свои средства устроил небольшую каменную церковь, которая освящена 27 сентября 1814 г. во имя Святителя и Чудотворца Николая. Устроенная на средства частного лица означенная церковь хотя и передана была в ведение епархиальной власти, но долгое время поддерживалась и ремонтировалась на средства наследников строителя, частным образом; а потому в церковном архиве за прежнее время нет никаких документов касательно сего предмета. При описании Георгиевской церкви мы упомянули о рапорте благочинного Н. Парийского от 19 июля 1869 г., в котором к числу церквей, требующих ремонта, отнесена и церковь Никольская; сказали также, что по сему предмету представлены были причтом четыре сметы, из которых две не утверждены и возвращены для изыскания денежных средств. Одна из этих смет касалась именно поправки Никольской церкви. Средства на этот предмет скоро отыскались; явились усердные жертвователи, которые приняли на сбой счет ремонт означенной церкви: братья Елисеевы пожертвовали 1 400 рублей; почетный гражданин Алексей Васильевич Алферовский (зять Никоновых) 500 руб. и г. Синебрюхов 200 руб. На этот капитал произведены следующие работы: железная крыша переделана и выкрашена масляной зеленой краской; наружная штукатурка вся исправлена и окрашена; оконные рамы сделаны новые; вместо плитных холодных полов настланы деревянные; печи все перекладены; внутренняя штукатурка вся исправлена и окрашена; купол и своды расписаны орнаментами; в парусах изображены евангелисты. По благословению высокопреосвященнейшего митрополита Исидора возобновленная Никольская церковь освящена местным благочинным Н. Парийским 22 октября 1870 г.

http://sobory.ru/article/?object=01537

Владимирский собор построен в византийско-русском стиле. В основе плана лежит четырех-конечный крест; четыре внутренние зиждительные столба соединяются подпружными арками; пять куполов поставлены на высоких трибунах; западному выступу соответствуют три алтарных полукружия. Желая видеть собор оконченным при жизни, В.М. Бородавкин очень спешил с его постройкой. По окончании кладки стены снаружи и снутри он вскоре же оштукатурил, чтоб потом приняться за роспись внутренних стен собора живописью. Вследствие недостаточной просушки кирпичной кладки, или же по причине употребления в дело не вполне хорошо обожженного кирпича, наружная штукатурка по местам отваливается и крошится сам кирпич. Но достопочтенному храмоздателю не привел Бог видеть свое создание оконченным: 1892 г. 3-го Августа он скончался, прослужив в должности церковного старосты при соборе 11-ть лет. Продолжателем и завершителем его заветного дела явился зять его Иван Иванович Камкин, нынешний церковный староста соборов г. Красного Холма. Вступив на должность церковного старосты 12-го Октября 1892 года И.И. Камкин деятельно продолжал работы по отделке и украшению нового собора. Особенную примечательность Владимирского собора составляют его резные из липового дерева иконостасы очень сложной художественной работы, а также многочисленные резные же киоты для икон и хоры. По завещанию строителя В.М. Бородавкина иконостасы для сохранения своей непосредственной красоты и оригинальности не должны покрываться позолотой. Резную работу производил крестьянин Кашинского у. Твер. губ. Тиволинской вол. Степан Кузьмин с сыном в течение четырех лет, - два года при строителе В.М. Бородавкине и два при И.И. Камкине. Всю эту дорогую работу покойный строитель храма производил на свой счет, - платил и за работу и давал содержание мастерам, число которых одновременно доходило до 30 человек. И никому неизвестно, во что обошлось это дело. Одновременно с резными работами шли работы по росписи стен живописью и орнаментом. Стенную живопись писал Московский живописец Александр Никифоров Поляков, а орнамент - Московский живописец Димитрий Алексеев Клевцов. Живописные работы были окончены в Сентябре 1899 года. Оригиналами для Полякова служили картины профессоров: Маковского, Сведомского, Нестерова, В. Васнецова, Кошелева, Бронникова, Верещагина, Котарбинского и некоторых иностранных художников. 2-го Сентября 1901 года состоялось освящение главного престола новосозданного храма во имя Владимирской иконы Божией Матери, совершенное Тверским Архиепископом Димитрием в сослужении архимандрита Калязина монастыря Анатолия, настоятеля Красно-Холмского собора протоиерея Петра Знаменского и прочего духовенства. Освящение других двух престолов - правого во имя Донской иконы Божией Матери и левого - во имя преп. Василия Парийского и св. ап. и ев. Иоанна Богослова было совершено архим. Анатолием в сослужении местного духовенства 1903 года Сентября 21-22 дня.

http://sobory.ru/article/?object=51470

Поездку в Авдотьино можно назвать паломничеством еще и потому, что сегодня главный памятник просветителю – это церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Село Авдотьино-Тихвинское бывшего Бронницкого уезда принадлежало роду Новиковых на протяжении нескольких столетий, оно было главной вотчиной среди фамильных имений в других российских губерниях. Первая Тихвинская церковь в Авдотьино была деревянной, а в 1749-1753 годы владелец села статский советник Иван Васильевич Новиков – отец просветителя – возвел нынешний белокаменный храм. Колокольня была построена в 1789 году уже при сыне храмоздателя Николае Ивановиче Новикове. Изящная трехъярусная колокольня украшена карнизами, фронтонами и колоннами. На фасаде колокольни до революции было изображено «Явление Божией Матери пономарю Георгию». Этот сюжет связан с двумя чудотворными иконами Пресвятой Богородицы – Тихвинской и Беседной. В трапезной части церковь имеет приделы во имя Василия Парийского и Алексия Московского. Эти святые были небесными покровителями членов семьи вотчинника – брата и деда Н.И. Новикова. В Алексеевском приделе за правым клиросом до революции находилась местная святыня – точный список Тихвинской иконы Божией Матери, явленной в Новгородской губернии (ныне городе Тихвине Ленинградской области). Эта икона, по преданию, была перенесена в Авдотьино из другого родового имения, куда, в свою очередь, ее привез далекий предок Новикова из Греции. Авдотьинский образ в старину почитался жителями округи: в день празднования Тихвинской иконы 26 июня (по старому стилю) устраивались многолюдные крестные ходы, больные получали исцеление от недугов. До революции в Тихвинской церкви хранились еще два старинных образа Божией Матери: Владимирский и Беседный. Список Владимирской Богородицы, которому насчитывалось 400 лет, находился в приделе святителя Алексия Московского. Образ Беседной или «Николобеседской» Божией Матери стоял в местном ряду главного иконостаса слева от царских врат. Авдотьинский список Беседной Богоматери создал по заказу Новикова художник Дмитрий Иванович Антонелли – автор икон Благовещенской церкви Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

http://sobory.ru/article/?object=01031

Строительство храма велось в два этапа. В 1749-1753 гг. возводится основной объем по типу " восьмерик на четверике " в традициях барокко. Непосредственными строителями были крестьянин д.Николаевское Костромского уезда Емельян Иванович Крылов с сыном Иваном (по данным справочника В 1753 г. освящается северный придел св. Василия, епископа Парийского, главный престол Тихвинской иконы Божией Матери - в 1776 г. Второй этап - 1789 г. - строительство нарядной трехъярусной колокольни и освящение южного придела свт. Алексия, Митрополита Московского. По преданию, настенные росписи храма были выполнены по эскизам Н.И.Новикова. В 1843 г. живопись была заменена новой. Возле церкви сохранился надгробный памятник друга и сподвижника Н.И. Новикова, Семена Ивановича Гамалеи (1743-1822). Храм был закрыт в 1935 г., уничтожено внутреннее убранство,. В 1963 г. студентами МГУ производилась консервация здания, в 1975-1979 гг. косметический ремонт фасадов. В 1992 г. храм возвращен верующим, богослужения возобновлены в 1993 г. В церкви сохранилась храмовая икона Тихвинской Божией Матери. Источник: Словарь архитекторов и мастеров строительного дела XV-cepeдuhы XVIII века. - М., изд-во ЛКИ, 2008 г., с.357. Церковь Тихвинская в усадьбе " Авдотьино " по адресу: Ступинский район, с. Авдотьино, является объектом культурного наследия федерального значения (ранее памятник истории и культуры республиканского значения) (Постановление СМ РСФСР от 04.12.1974 г. 624). Кирилл Аминов, 22 апреля 2015 г. Была построена в XVIII столетии в имении, где родился, жил и скончался знаменитый русский просветитель и книгоиздатель Николай Иванович Новиков. Автор первого проекта московского Храма Христа Спасителя архитектор А.Л. Витберг так оценивал значение Н.И. Новикова в русской истории: «Новиков, положивший основание новой эре цивилизации России, начавший истинный ход литературы, деятель неутомимый, муж гениальный… всю жизнь воздвигал в ней храм иной, колоссальный и великий!» «Помимо общего и всем понятного стремления вырваться весеннею порой из города на широкий простор полей, с их нежною ярко-зеленою озимью, с неумолкаемой, журчащей песнью жаворонка, влекло и живое желание самому взглянуть на то место, где родился, жил и умер человек, далеко выдвинувшийся из ряда обыкновенных людей, – словом, хотелось совершить своего рода паломничество». Такими словами описывал посещение бывшей подмосковной вотчины Николая Ивановича Новикова библиограф и краевед Алексей Ярцев в 1894 году.

http://sobory.ru/article/?object=01031

Известно несколько икон этого столетия с изображениями покровителей великокняжеской семьи – мученицы Соломонии, Василия Парийского и Василия Великого. Это икона «Василий Великий и великий князь Василий», благодаря которой мы знаем, как выглядел муж Соломонии – он изображен в полный рост напротив святого. Это икона «Братья Маккавеи, учитель их Елеазар и их мать Соломония», которая является вкладом великокняжеского дома в один из монастырей. И, наконец, это образ «Богоматерь Владимирская с Василием Великим и Соломонией», который принадлежал роду Сабуровых. Что касается последней иконы, то эта копия знаменитой чудотворной иконы выполнена на высочайшем уровне, вероятно, царским иконописцем, который обращался непосредственно к иконе XII века (Владимирская икона Божией Матери вплоть до 1514 года сохранялась в первоначальном виде, без поновлений). В XVII веке в память о семейном союзе Василия и Соломонии на полях иконы были изображены святые Василий и Соломония, а в XIX веке на обороте образа была нанесена надпись: «1508 [года]. Из рода бояр великой княгини Соломонии перешла в род Денисовых, из рода Денисовых в род Кошутиных». Можно предположить, что речь идет не о Денисовых, а о Денисьевых (надпись, вероятно, нанесена представителем рода Кошутиных, который мог исказить фамилию) – известно два древних рода Денисьевых, один из которых происходит от Григория Михайловича Денисьева, упоминаемого на свадьбе сестры Василия III Феодосии и князя Василия Даниловича Холмского (1500). Вероятно, Сабуровы и Денисьевы также породнились через брак. Дело о разводе Великий князь Василий и великая княгиня Соломония прожили в браке 19 лет, но потомства у них не было. Это побуждало их к сугубой молитве о даровании потомства: так, на уже упоминавшейся пелене 1525 года «Явление Богоматери преподобному Сергию», подаренной четой в Троице-Сергиев монастырь, были вышиты изображения «Зачатие Пресвятой Богородицы» и «Зачатие Иоанна Предтечи» с надписью: «Помилуй Господи благовернаго великаго князя Василиа Ивановича Государя всеа Русии и его благоверную великую княгиню Соломонию и грады их, подай же им Господи плод чрева».

http://pravoslavie.ru/58468.html

Христос с Вами! Леонид Е. Дм. Марта 5-го, 1876 года». Спустя четыре дня мне дозволили выезжать: В первый раз я отправился в Кремль, в Успенский собор. Без затруднения простоял всю преждеосвященную литургию и после того служил молебен святителю Петру, митрополиту; проехал на Саввинское подворье и обедал у преосвященного Леонида. Всех операций было числом 12, но каждая совершалась в несколько приемов, так что иногда накладывали инструмент более 10 раз. Форма камня, как мне потом объясняли, была плоская, сердцевина, или ядро, кремнистого свойства, а оболочка песчанистая. Во все время, с 28 ноября и по 5 марта, извлечено всего крупного и мелкого камня, кроме распропавшего, как по взвешении оказалось, более 12 золотников. Когда все это оклеили и дали форму яйца, то величина оного равнялась куриному яйцу. В продолжение болезни преосвященный Леонид навещал меня по два и по три раза в неделю и сиживал подолгу. Каждое воскресенье и по праздникам ко мне приезжали от него с Саввинского подворья со Святыми Дарами, и хотя бы это было два дня сряду, я всегда исповедывался и сообщался Святых Христовых Таин. Всенощное бдение отправлял возле моей постели один из наших иеромонахов, живший со мной на подворье, а во время Четыредесятницы мне вычитывали все службы вполне, и это было для меня великой отрадой. Многие из Московского духовенства и из мирян меня нередко посещали, а некоторые заботились и о моей пище. В особенности обязан я этим по близости от подворья живущей хорошей моей знакомой Е.П. Милюковой, которая меня мало того что питала согласно предписанной мне диете, но еще и лакомила, изобретая разнообразные и вкусные яства. Да воздаст ей Господь и да вознаградит ее за ее родственное, могу сказать, расположение, за все ее заботы и сердоболие истинно христианское! Января 16 приезжал ко мне и прогостил у меня около 10 дней бывший наш Угрешский послушник, с которым мы вместе полагали начало, и расставшись не видались без малого 40 лет, отец игумен Николай, настоятель Новогородского Беседного Николаевского монастыря, что близ Тихвина.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Вторая версия, как уже говорилось, объясняет посвящение храма именинами его возможного основателя,  великого князя Василия III. Существует очень малораспространенное мнение, что эта церковь была первоначально освящена во имя св. Василия Парийского, так как именно этот святой мог быть небесным хранителем московского государя. А после смерти великого князя храм был переосвящен во имя более известного святого,   широко почитаемого святителя Василия Великого. Это возможное переосвящение относят  к концу  XVI – началу XVII в.в. когда в Васильевской церкви «переменился клир». Так или иначе, но именно по посвящению церкви считается, что Тверскую ямщицкую слободу основал Василий III, и что это произошло в начале XVI века. Первое документальное упоминание о слободе относится к 1566 году, то есть ко времени правления Ивана Грозного, а в 1581 году иностранные послы в Московии видели эту слободу уже заселенной и застроенной по улицам, параллельным главному Тверскому тракту,(2-я, 3-я, 4-я Тверские-Ямские ул.), как это было присуще московским ямским слободам. Центральной же была 1-я Тверская-Ямская. Судя по этому охвату, слобода была очень большая, а рядом еще  располагались «выпасы» и огороды для ямщицких семей: до самой Пресни с одной стороны, и до Миусской площади с другой, где были их пахотные земли. Ямщики обитали здесь очень долго, до середины XIX века, так как с петровских времен они обслуживали главный тракт между Москвой и новой северной столицей. Первая слободская церковь была деревянной, срубленная «клетски» наподобие русской избы. Впервые она упоминается в переписи 1620- 1621 г.г.  Однако древнейшее известие о церкви представлено в надписи на могильной плите, найденной под полом в Васильевской церкви при ремонте  во второй половине XIX века. Надпись датирована 1577 годом, то есть относится к концу  правления Ивана Грозного, при котором, следовательно, Васильевская церковь уже точно стояла. Уже в 1671 году Тверскую ямскую слободу уничтожил большой пожар, который и стал главной причиной последующей перестройки местной церкви. После этого бедствия  слободской храм стали в 1688 году восстанавливать каменным. Очень редко в исторической литературе  встречаются сведения о том, что до 1816 года Васильевская церковь якобы стояла близ нынешнего Телеграфа. Это странно тем, что ямская слобода безусловно существовала в  отдалении от центра, не в городе, а на его окраине. Известно, что утром 18 августа 1723 года при звоне всех московских колоколов у церкви Василия Кесарийского встречали с крестным ходом святые мощи благоверного князя Александра Невского, когда царь Петр, почитавшей его своим покровителем,  приказал перенести св. мощи из Владимира в Петербург. От Васильевской церкви шествие направилось к Кремлю, а оттуда в далекий Новгород. Вероятно, эта встреча действительно была у Васильевской церкви, только произошло это не у Кремля, а на Тверской заставе, где находился этот храм.

http://pravoslavie.ru/84.html

«Благословением архипастыря нашего ты уже пять с половиной лет управляешь обителью, а ныне восприял и имя, издревле усвоенное начальникам монахов. Но не имя только восприял ты, не высшую только степень сана настоятельского: тебе вместе с именем дарована сила благодатная. Помни, что имя оправдывается делами, что высшая ступень открывает людям прежде всего наши недостатки; что почетные имена и возвышенные степени поставляют нас под особую ответственность перед страшным судом Христовым. Поэтому кто стоит выше других, тот должен преимущественно помнить предостережение Спасителя: «Мняйся стояти да блюдется, да не падет». Мы пригласили тебя для поставления сюда, в обитель, где полагал ты начало монашеского жития с тем, чтобы благословение своего в монашестве учителя, честнейшего отца архимандрита Пимена и молитвы его и братии, издавна тебя знающей, помогли тебе; чтоб они утешились тобой, и чтобы ты с новой благодатной помощью проследил на месте твоего многолетнего пребывания всю жизнь твою и еще раз сам себе посоветовал, чего наиболее должен остерегаться, в чем утверждаться, как подвизаться. Ты воспитанник и начальник общежительства монашеского. Оно издавна было признаваемо за наилучший царственный путь монашества. В Русской Церкви насажден был сей прекрасный цвет христианского подвижничества в раннюю весну христианства в России и принялся под суровым северным небом, зацвел и заблагоухал по всему пространству Русской земли, от гор Киевских до островов Белого моря. Когда же монашество удалилось от первоначального благообразия общежительного, как в Новогородской архиепископии или еще не достигало его как в Московской, тогда архипастыри старались обновить или водворить его поощрением, содействием. С какой любовью Вселенский Патриарх Филофей советовал общежитие Преподобному Сергию, с какой заботой святый Алексий, митрополит, насаждал, утверждал его в Москве, а знаменитый первосвятитель XVI века, Макарий – в Новгороде! И в новое время как любил монашеское общежительство Платон, митрополит, как заботливо распространял его митрополит Филарет, как решительно предпочитает устав общежительный необщежительному обычаю нынешний наш архипастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

В 1850 г. от с.-петербургского мещанина Феофана Феофанова 200 руб. на поминовение. В 1851 г. от с.-петербургской купеческой вдовы Александры Андреевны Ивановой 200 руб. на поминовение. В 1852 г. капитал, оставшийся после смерти бывшего строителя этого монастыря иеромонаха Артемона, 3916 руб. 37 коп. В 1855 г. от почетного гражданина Дмитрия Гавриловича Теняева 300 руб. на поминовение. В 1857 г. от петрозаводского протоиерея Феодора Рождественского 300 руб. на поминовение. В 1860 г. от настоятеля Коневского Рождественского монастыря игумена Израиля 3000 руб. в пользу монастыря. В 1863 г. через священника Христо-Рождественской, что на Песках в С.-Петербурге, церкви Николая Парийского 250 руб. на поминовение. В 1866 г. от с.-петербургского купца Василия Дмитриевича Селецкого напрестольное Евангелие, стоящее 280 руб. Заключим сказание наше кратким взглядом на жизнь иноков этого монастыря. Богослужение в монастыре отправляется по уставу Православной церкви каждодневно, без поспешности, в той умилительной простоте, какая свойственна пустынножителям, свободным от забот и попечений житейских. Введенский монастырь, существуя на правах общежительных, всех живущих в нем довольствует простой, но здоровой пищей, преимущественно такой, которая получается от земли, возделанной собственными трудами иноков и рабочих людей, скромной одеждой, обувью, бельем и всеми принадлежностями келейной жизни в достаточном количестве, но без излишества, в возможной простоте и однообразии, без преимущества старшего братства пред младшим, дабы роскошью одежды не возмутить кроткого и смиренного настроения духа в братстве, а отличием ее не возбудить зависти и ропота в сердцах малодушного братства. В будничные дни, по своим силам и способностям, некоторые из братии несут общественные монастырские послушания, другие, как обязанные быть постоянно при церковных Богослужениях, исполняют послушание вне церкви только в свободное время. Многие из братии в келейной жизни, кроме усвоенных для них иноческих правил, часы свободы употребляют на чтение душеспасительных книг, на различные рукоделия, как то: вырезывание крестов, вытачивание из дерева ложек, подсвечников и тому подобного, писание полууставом молитв, шитье обуви и проч., и свои труды предоставляют от обители в благословение богомольцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Блаженный святитель недолго управлял Рязанскою паствою. Он, как видно, созрел в жизни духовной и до поступления на кафедру. Блаженная кончина его последовала 3 июля 1360 года 616 . Надгробная надпись давнего времени говорит: «перенесены мощи иже во святых отца нашего Василия, епископа Рязанского и Му­ромского чудотворца, из старого Острога, от церкви святых страстотерп­цев Бориса и Глеба, в новопостроенную церковь Успения Пресвятыя Богородицы, преосвященным Феодоритом, архиепископом Рязанским и Муромским» 617 . Это происходило 10 июня 1609 года. С того времени каж­дый год праздновали июня 10 память святителя Василия, епископа Ря­занского, как видно по записям кафедры; на водосвятной чаше 1653 года, устроенной архиепископом Мисаилом, упоминается «святитель Василий епископ Рязанский чудотворец» вместе с князьями Борисом и Глебом; а на серебряном кресте 1655 года святитель Василий изображен со свя­тителем Ионою митрополитом 618 . Указом Синода 1814 года дозволено праздновать апреля 12-го чудотворной иконе Муромской, прославившей невинность святителя, а его память – в неделю всех святых 619 . О нем же вспоминается мая 21 вместе с святым князем Константином Муромским 620 . Не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла ( Пс. 104, 15 ). Слушающий вас (иерархов) Меня слушает, и отвер­гающийся вас Меня отвергается ( Лк. 10, 16 ). Эти слова Господа сами собой становятся в заключение истории святителя Василия. Память святителя Василия Исповедника, епископа Парийского Епископ Пария (napiov) в Геллеспонте, близ Кизика; в царствова­ние Льва Армянина за несогласие с иконоборцами изгнан с престола и скрывался в разных местах, по смерти же его (826 г.) возвращен на ка­федру и мирно скончался (после 830 г., в котором посвятил Игнатия, будущего патриарха, в пресвитера). Преподобного Акакия Нового, Кавсокаливийского, подвизавше­гося на Афоне и многих напутствовавшего на мученический подвиг за исповедание веры Христовой; мирно преставился 12 апреля 1730 года 621 . День пятнадцатый.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010