«Нерукотворный Спас» и арабские рукописи: гипотеза о происхождении Туринской Плащаницы 8. Джексон Джон, директор Центра Туринской Плащаницы (США) Научное, историческое и иконографическое сопоставление Туринской Плащаницы с Византийской Плащаницей из Константинополя 9. Джексон Ребекка, зам. директора Центра Туринской Плащаницы (США) Первый век и ранняя история Туринской Плащаницы 10. Маринелли Эмануэла, профессор университета Орвието (Италия) Исследование пыльцы и спор на Туринской Плащанице 11. Фесенко Анатолий Владимирович, директор Института криминалистики ФСБ, Тишкунов Юрий Николаевич, начальник отдела Института криминалистики ФСБ, Беляков Александр Васильевич, директор Российского Центра Туринской Плащаницы Новый взгляд на датировку Туринской Плащаницы 12. Иванов Андрей О датировке Туринской Плащаницы 13. Беляков Александр Васильевич, директор Российского Центра Туринской Плащаницы О загадке происхождения образа на Туринской Плащанице 28 января, пятница 1. Шутова Татьяна Алексеевна,  Флоренский Павел Васильевич, доктор геолого-минералогических наук, профессор Государственной Академии Нефти и газа им. Губкина Сокровенное чудо: святая тайна Лавры 2. Любомудров Алексей Маркович, кандидат филологических наук, научный сотрудник, Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН (Санкт-Петербург) Знамения от икон в конце двадцатого столетия. Предварительные итоги 3. Лисовой Николай Николаевич, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института России РАН, заместитель председателя Имперского Православного Палестинского Общества Благодатный огонь в русской исторической и богословской литературе 4. Диакон Георгий Завершинский, кандидат технических наук Онтология нетварного света в современном богословии 5. Губанов Владимир Алексеевич Богословие благодатного огня 6. Вигасина Александра Георгиевна Восприятие верующими чуда мироточения 7. Диакон Василий Костюк (Белоруссия) Явления Божией Благодати в Полесской  епархии (20-30 годы) 8. Сошинский Сергей Анатольевич, Московский Александр Викторович

http://pravoslavie.ru/sobytia/rc8/2.htm

ВЫСТАВКА И СИМПОЗИУМ«ТУРИНСКАЯ ПЛАЩАНИЦА» января 2003 8 марта 2003 года, в субботу, в Санкт-Петербурге в рамках празднования 300-летнего юбилея города прошла выставка и симпозиум под названием «Туринская Плащаница». На ней присутствовали представители основных христианских конфессий Санкт-Петербурга. От Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии в работе конференции приняли участие: Проректор по воспитательной работе иеромонах Дамиан (Залетов); Секретарь Ученого совета протоиерей Кирилл Копейкин; Декан Факультета иностранных студентов священник Владислав Анцибор; преподаватель СПбДАиС В. В. Василик, а также студенты СПбДАиС. 8 марта 2003 года, в субботу, в Санкт-Петербурге в рамках празднования 300-летнего юбилея города прошла выставка и симпозиум под названием " Туринская Плащаница " . На ней присутствовали представители основных христианских конфессий Санкт-Петербурга. От Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии в работе конференции приняли участие: Проректор по воспитательной работе иеромонах Дамиан (Залетов); Секретарь Ученого совета протоиерей Кирилл Копейкин; Декан Факультета иностранных студентов священник Владислав Анцибор; преподаватель СПбДАиС В. В. Василик, а также студенты СПбДАиС. На конференции прозвучали, в частности, доклады: " История Святой Плащаницы " , о. Мариано Седано, проф. истории; " Святая Плащаница - трёхмерная фотография " (с показом слайдов) Альдо Гуерески, официальный фотограф Святой Плащаницы; " Последние научные исследования о Святой Плащанице " , А. Беляков, инженер-физик, директор Центра Святой Плащаницы г. Москвы; " Святая Плащаница с медицинской точки зрения " , о. Пъер Дюмулен, проф. экзегезиса. А также были показаны слайды: " Святая Плащаница глазами разных наук " , Андрей Дьячков и Жан-Батист Ринодо, физик-атомщик, Национальный Центр научных исследований (Франция). Исторические упоминания о Святой Плащанице, предшествующие XIV веку, немногочисленны и часто содержат немало элементов легенды, но все же они подтверждают предание, уже известное по разным источникам, относительно сохранения погребальных покровов Господа нашего Иисуса Христа. И хотя нельзя установить совершенно ясных и строго научных связей между этими упоминаниями и Туринской плащаницей, их совпадение во многих пунктах подтверждают и дополняют многие из результатов научных исследований Плащаницы, проведенных в последние годы.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=173...

Это было последнее испытание для Отеческого сердца и для преданных ему душ. Он оставлял их без себя, зная, сколько должны они будут перенести скорбей, неприятностей, препятствий и затруднений при отправлении из Туринска, сколько трудностей и опасностей в дальнем путешествии из Туринска до Москвы, но иначе невозможно было ему поступить. Одно крепкое упование на Милосердный Промысл Божий и на покров Царицы Небесной одушевлял его, а он одушевлял и утешал учениц своих. Хотя нелегко было расставаться с Отцом и провожать его одного, но они радовались тому, что, наконец, увидели его свободным, ибо полтора года продолжалось сие дело, и он в течение сего времени был как бы подначальный, в скорбях, в унижении и неволе. И так Отец Зосима, оградив их всех присутствующих и отсутствующих благословением Божиим и молитвами и поручив их Богу и Матери Божией и снабдив их всеми нужными наставлениями и деньгами, 21 простился, отправился из Тобольска. Оставив все подробные описания многих тяжких огорчений, кои они должны были еще претерпеть, оставшись без Отца своего, прославим Господа, явившего над ними за молитвы Старца свое милосердное промышление. И так, наконец, в начале Декабря все единодушные и приверженные к Старцу сестры, соединясь вместе, отправились из Туринска в Москву. Три крестьянина, коих дочери были в числе сих сестер (один из них тот самый, который служил при смерти Старцу Василиску), решились проводить сестер до Москвы. Из Казани, где сестры остановились отдохнуть на неделю, ибо почти все весьма изнемогли от трудности пути, они писали к Отцу своему в Москву как всё у них кончилось и сколько их едет к нему. Отец же Зосима по благополучном прибытии в Москву, прежде всего, явился к Московскому Преосвященному Филарету, неизменному своему Покровителю. Боголюбивый и милосердный Архипастырь принял его Отечески и дал ему спокойное убежище в Чудове монастыре. Здесь получил он письмо от сестер из Казани и порадовался благополучному окончанию дела, а более с чувствительностью ценил усердие сестер, что ни увещания, ни угрозы, ни скорби, ни притеснения, кои они перенесли в Туринске, ни трудности дальнего пути, ни крайность и бледность, которую также испытали в дороге, ни неизвестность положения (ибо они сами не знали куда ехали, не имея в виду никакого пристанища) – ничто не отлучило их от него.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

В Великую Субботу мы вспоминаем смерть и погребение Господа Нашего Иисуса Христа и, соответственно, размышляем о реликвиях Его погребения и, прежде всего, о Плащанице, которую многие именуют «Пятым Евангелием».      В течение более чем столетия, с 1898 г., когда фотограф Секондо Пиа сделал первую фотографию Туринской плащаницы , она стала предметом научных исследований и споров . Один из дискуссионных моментов — недостаток источников, говорящих о судьбах Туринской Плащаницы в Ι тысячелетии и, в особенности, об Изображении на ней. Нам представляется, что путем герменевтического исследования уже известных нам византийских греческих источников, а также введения восточных источников, в том числе и литургических, можно восполнить этот пробел. В палестинской гимнографии существует ряд текстов, в которых содержится определенный намек на Изображенное на Плащанице. Прежде всего проанализируем первый тропарь пятой песни из канона Великой Субботы, написанного св. Космой Маиумским (вторая редакция): Νεοποιες τους γεγενες, Πλαστουργς χοικς χρηματσας, κα σινδν κα τφος πεμφανουσι τ συνν σου, Λγε, μυστριον. εσχμων γρ βουλευτς τν το Σε φσαντος βουλν σχηματζει ν Σοι μεγαλοπρεπς καινοποιοντς με . Новотвориши земныя, Содетелю, Перстен быв, и плащаница и гроб являют присущее Тебе, Слове, таинство. Благообразный бо советник Тебе Рождшаго совет прообразует, в Тебе велелепно новотворящаго мя. Этот текст может быть объяснен только идеей Предвечного Совета: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». Понимание отрывка из кн. Бытия 1:27 как βουλ или совета Троицы о сотворении человека существует в церковной традиции с четвертого века, если не ранее. Приведем пример из Псевдо-Василия: «Εν τ πρτ βουλ λεγων Θες Ποισωμεν νθρωπον κατ " εκνα κα καθ " μοωσιν προσθηκεν» «В первом совете Бог, говоря “сотворим человека по образу”, приложил и по подобию». Поэтому мы должны полагать, что новое творение, о котором идет речь в тропаре канона, также совершается по образу и подобию. Теперь следует рассмотреть символическое значение гроба и плащаницы. Как говорит св. Максим Исповедник в «Амбигвах», «гроб есть образ этого мира, плащаница — логосы чувственных вещей, или плоти» . Как мы видим из текста канона, св. Иосиф Аримафейский символизирует Отца («Тебе рождшаго»). Таким образом, у нас есть все данные для следующей экзегетической модели:

http://pravoslavie.ru/70097.html

В Киеве продолжаются выступления против кощунственной акции греко-католиков Киев, 20 января 2006 г . Союз православных граждан распространил заявление, в котором, в частности, говорится: " Союзу православных граждан Украины стало известно о намерениях униатов совершить кощунственные, с точки зрения православных, ритуалы в древней православной святыне, построенной святым благоверным князем, просветителем Руси, Ярославом Мудрым». Союз православных граждан считает, что католики привозят в Киев копию Туринской плащаницы «с целью сделать из своего кощунства массовую пиар-акцию», передает пресс-служба УПЦ. Авторы заявления предупреждают, что готовы начать немедленные акции протеста, на которых будет поднят вопрос о нарушении прав верующих страны. Противниками акции униатов выступили и украинские политики. «Я думаю, разумно бы было удержаться от любых провокационных действий, направляемых на дестабилизацию в обществе, – прокомментировал ситуацию вокруг униатских «инициатив» пронести копию Туринской Плащаницы в Софийский Собор народный депутат Украины Нестор Шуфрич, народный депутат, член фракции СДПУ(о). – Мы ныне являемся свидетелями многих инсинуаций и провокаций, и кому-то хочется, чтобы это коснулось и духовной стороны жизни наших граждан. Я призываю всех, кто ныне толкает людей на конфликты, удержаться, потому что последствия могут быть непредсказуемые, и во многих случаях непоправимые. В данном случае считаю, что это настоящая провокация». Рассуждая в интервью Пресс-службе УПЦ о перспективах преодоления парламентско-президентского кризиса, депутат добавил: «Ющенко, не принимая во внимание постановлений высшего законодательного органа страны по вопросу антиконституционной деятельности губернатора Ривненской области Василия Червония, притесняющего права православных верующих, показывает, что Президент игнорирует Верховную раду, чем еще более усугубляет парламентско-президентский кризис. Мы будем действовать адекватно». Комментируя ситуацию, сложившуюся вокруг попытки внесения в стены Софии Киевской белорусской копии Туринской плащаницы, народный депутат, член народного блока Василий Надрага сказал: «Какие бы не были межконфессиональные конфликты, они должны иметь теологический характер и обсуждаться специалистами. А если все это выходит за рамки богословского спора, в том плане, что, реализовывая свои интересы, греко-католики ставят всех перед фактом, то это – ненормально и несовместимо с понятиями веры. Мы уже не раз наблюдали, к чему это может привести. Религия — это вещь в первую очередь морального толка, и какие-то аморальные поступки даже в мелочах, в данном случае недопустимы».

http://pravoslavie.ru/15955.html

В Кузнецке Василиск и Зосима решили основать пустынное жилище и выбрали для своих двух келий поляну, окруженную пихтовым и кедровым лесом и озерами, богатыми рыбой. Старцы поселились здесь осенью 1799 года и прожили в этой пустыни более двадцати лет. Они жили в строгом уединении и часто по нескольку дней даже не видели друг друга. Старцы Зосима и Василиск являются основателями женского Туринского монастыря, где, среди прочих сестер, подвизались и племянницы старца Зосимы. Отцу Зосиме, попечителю и духовнику обители, пришлось претерпеть гонения и клевету, обвинения в расколе, неправильном употреблении монастырских денег, в притеснении сестер. Начался долгий процесс, закончившийся тем, что отец Зосима был уволен с должности попечителя и удален из Туринского монастыря. К этому времени старец Василиск уже умер. Получив свободу, отец Зосима хотел снова удалиться в пустынь, но вместе со старцем монастырь покинули двадцать сестер, которые из-за него претерпели столько скорбей и гонений. Чтобы устроить их и приготовить им какое-нибудь пристанище, старец решился отправиться в Москву. В Москве он явился к святителю Филарету, своему неизменному покровителю, и рассказал ему все свое горе. Святитель дал убежище старцу в Чудовом монастыре. Здесь, в Москве, вдова Бахметьева приняла сестер в своем пустующем доме, а затем предложила им для проживания свою загородную мызу. Получив благословение святителя Филарета, а от благодетелей материальную помощь, старец Зосима с согласия сестер приступил к устройству обители, которую назвал Одигитриевской в честь чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, особенно почитаемой на его родине. Неустанно трудясь над устроением новой обители, отец Зосима чувствовал, что силы его с каждым днем слабеют. Свои последние дни он хотел провести в уединении, в пустыни. После того, как старец принял великий ангельский образ (схиму), он стал еще более желать уединения и, несмотря на слабость, решил отправиться пешком в Соловецкий монастырь. Сестер старец просил не препятствовать этому и обещал возвратиться через год.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Надо сказать, что ни в одном из дореволюционных изданий, ни в одной из сохранившихся рукописей не проставлено имя автора Жития. Но как правильно заметила газета «Московские церковные ведомости», отзываясь о втором издании книги в 1889 году, «Жизнеописание это составлено одною из ближайших учениц о. Зосимы, которая имела полное право называть его «отцем своим» (с. 17, 28). Если не ошибаемся, автор этого Жизнеописания – та самая Вера (в миру Варвара Верховская), родная племянница о. Зосимы, которая была преемницею его по управлению обителью и первою игуменией» 548 . Сам старец Зосима оставил заметку о том, что именно Веру он учил записывать совершившиеся события, свои чувства и впечатления. В Житии старца Василиска, написанном о. Зосимой, есть такое место в рассказе о скорбях в Туринском монастыре: «Егда же сотворились крамоли и несогласие в монастыре, тогда он, старец Василиск, много увещевал крамолствующих и недоброжелательствующих, а мирствующих утверждал пребыти непоколебимыми в своих обетах. О происшествии же крамолы и о разлуке моей со старцем, о сем в точности описано в книжице, составленной от девицы Веры, именуемой Варвары Верховской» 549 . Читая Жизнеописание о. Зосимы, видно, что вся книга написана тем же слогом, что и главы о событиях в Туринском монастыре. Это косвенно свидетельствует о том, что Жизнеописание о. Зосимы принадлежит перу игумений Веры. Кроме того, в ответах автора Жизнеописания старца Зосимы на замечания рецензента находим, что «писавшая книгу старалась [а значит и могла] выдерживать собственные выражения старца» 550 , к тому же она прекрасно знала семью о. Зосимы. Издатели Жизнеописания старца Зосимы на английском языке решительно приписали авторство его племяннице и ученице – игумений Вере (Верховской) 551 . Книга о преподобном Зосиме, явившая миру образ великого пустынника и молитвенника, основателя двух женских монастырей, угодившего Богу своими подвигами, – достойная память матушке Вере, венок на могилу приснопамятной игумении. Как и подобает монахине, на страницах Жизнеописания она ни слова не сказала о бремени управления монастырем, которое несла с кротостью и любовью. Позже княжна Елена Горчакова в книге, посвященной Зосимовой пустыни, напишет о ее первой настоятельнице (лично ей незнакомой) кратко и лаконично: «Благодаря неусыпным заботам своей начальницы, матушки Веры, унаследовавшей от своего отца духовного и наставника кротость и мудрость в управлении, обитель при увеличении материальных средств могла приютить в своих стенах большее число сестер. Оно возрастало весьма быстро, и после кончины игумений Веры, при ее преемнице Афанасии, в Троице-Одигитриевском женском монастыре уже считалось более ста матерей и сестер» 552 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Скорбные происшествия при начале организации Туринского монастыря имели, безусловно, отголоски, выразившиеся в достаточно неточных интерпретациях различных фактов из жизни наших старцев. Приведем здесь запись из церковной летописи Кузнецкого Спасо-Преображенского собора, составленной в 1867 году (л. 23–24) [сообщил краевед из г. Новокузнецка В. П. Девятияров в 1994 году]: «В промежуток от 1797 по 1800 год пришли в Кузнецкий уезд из Московского Симонова монастыря два монаха Василиск и Зосима и, с разрешения Тобольского епископа Варлаама, поселились в 50 верстах от Кузнецка вниз по Томи на месте, известном под именем Три-Курье. Василиск – в миру Василий Гаврилов – происходил из экономических крестьян Тверской губернии, а Зосима – в миру Захарий Верховский – был из дворян, служил в военной службе и вышел в отставку с чином гвардии поручика. Пришельцы-монахи остановились в Трех-Курьях с намерением собрать здесь монастырское братство, почему среди окрестных обывателей начали искать лиц, сочувствующих иночеству и желающих иноческого жительства. Со времени своего прихода в отдаленную сторону до 1818 года они собрали к себе пять человек, из которых один умер в 1819 году. Зосима решил, кроме того, устроить в том же Кузнецком уезде еще женскую обитель. Он избрал для нее место в деревне Сидоровой и уговорил переселиться сюда из Кузнецка вдову надворного советника Васильеву с дочерью-девицей, к которым присоединилось затем еще шесть женщин. Недовольные малочисленностью в количестве собранных братий и сестер для задуманных обителей, Василиск и Зосима в 1821 году перенесли свою деятельность в Туринск, где им было дозволено воспользоваться зданиями запустевшего мужского Никольского монастыря, чтобы открыть здесь монастырь женский. За ними перешли в Туринск и те шесть женщин, которые собрались для иночества в Кузнецкой деревне Сидоровой, между тем мужчины, оставленные монахами в местечке Три-Курьи, разошлись по своим прежним родным дворам. Василиск умер в Туринске в 1823 году, и, вскоре после его смерти, Зосима должен был вернуться в Россию, где основал большой общежительный женский монастырь в Московской губернии, за Сергиевской Лаврой, в имении г. Бахметевой».

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

– Но эта южно-коптская четья-минея не есть простой перевод макарьевской, a самостоятельная редакция. Памяти св. Афу и св. Джиооре не только нет в синаксаре под указанными числами, но даже имена их ни в одном из известных арабских месяцесловов не встречаются 11 ; имя св. Птоломея под 11 хиак читается только в одном из них (порфириевском); тождество св. Ираиды с сестрою Абадира остается вопросом. В сравнении с ватиканской коллекцией туринская представляет достаточно разности, чтобы предполагать в ней самостоятельный агиологический памятник, о это конечно возвышает ее значение и говорит об ее относительной древности: литургическое разнообразие естественно предшествует строгому единству. Но когда Ревилью утверждает, что туринская коллекция восходит к первой половине V в. (к 444 г.), тο к его заверению нужно отнестись с большим скепсисом. а) Рассказ об Евдоксии представляет имп. Константина в. в живых спустя 6о лет после его смерти, – анахронизм невероятный в писателе V в. б) Обилие бесед св. Златоуста (и еще вопрос: каких? не подложных ли?) не совсем вероятно в четьи-минее 444 г. Кто не знает, как относился Феофил александрийский к св. Златоусту? Даже в 417 г. в Александрии отказались внести его имя в диптихи. Следовательно только после этого года беседы св. Златоуста распространились в Египте, нашли здесь глубоких почитателей, переведены на коптский язык и вошли в состав сборника. Процесс довольно быстрый! 12 . в) Особенно тяжело в нашем вопросе падает подложное (spuria) житие Афанасия в. Что это за произведение, конечно неизвестно; но можно догадываться, что оно сродно с арабским житием Афанасия в. 13 . A это последнее повествует, что архиепископ александрийский Александр († 17 апр. 328 г.) пережил имп. Константина в († 22 мая 337 г.); что царствовавший после него арианин Констант приказал посадить Афанасия в. в челнок без воды и хлеба и пустить по морю, a когда Бог спас его, то Констант замышлял умертвить и его, и двух других архиепископов – Либерия римского и Дионисия [sic] антиохийского; что по смерти Константа воцарился православный Констанций; что Афанасий в.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Жало же смерти – грех; а сила греха – закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом! Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом.» ( 1Кор.15 ) О новых изданиях По благословению Святейшего Патриарха Алексия в юбилейном 2000 г. издана книга «Туринская плащаница на заре новой эры». Издатель – Сретенский монастырь, автор – священник Вячеслав Синельников. Много веков в Туринском соборе хранится драгоценный плат – древняя льняная ткань с золотистыми следами. Ее называют — Туринская плащаница и тщательно оберегают, как полотно неизмеримой ценности. Сердца христиан ясно подсказывают – Кто и при каких обстоятельствах оставил на ней Свой неповторимый Образ. Научным исследованиям уникальной плащаницы более сотни лет. За это время изменились методы изучения, открыты подробности, немыслимые на закате девятнадцатого века, но главным, по-прежнему, остается следующее: является ли Туринская плащаница той истинной Плащаницей, которой Иосиф из Аримафеи обвил снятое с Креста пречистое Тело Богочеловека, и в которой Он Воскрес? Стремлением ответить на этот вопрос, стали многолетние исследования, рассказ о которых, Вы можете прочитать в книге «Туринская плащаница на заре новой эры». С благословения Святейшего Патриарха Алексия в юбилейном 2000 г. (вторым дополненным изданием) издана книга «Тайна Библии». Издатель – Сретенский монастырь, автор – священник Вячеслав Синельников. Эта работа посвящена откровению о великой тайне Боговоплощения, обнимающему собою два Завета – Ветхий и Новый. Таинственные седмины пророка Даниила и предсказания пророка Исаии о страдании Спасителя, древнейшие письменные свидетельства II–IV веков по Рождестве Христовом и современные научные исследования, памятники Святой Земли и церковное предание – все это свидетельства о пришествии в мир Спасителя, Его жизни, учения, крестной смерти и Воскресении. Помочь тем, кто ищет правду, кто хочет знать истину, – цель этой книги. Послесловие

http://azbyka.ru/turinskaya-plashhanica

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010