Бросается в глаза и заголовок Жития, данный Достоевским: «Из жития в Бозе преставившегося иеросхимонаха старца Зосимы, составленное с собственных слов его Алексием Федоровичем Карамазовым», похожий на названия книг о самом старце Зосиме (Верховском) и книги, написанной о. Зосимой (Верховским) о его духовном отце и спостнике «Жизнь монаха и пустынножителя Василиска (писанное учеником его Зосимою Верховским) ». Подтверждают существующее мнение сходство некоторых биографических данных и манера разговора старцев. Вот некоторые доводы, приведенные М. М. Громыко. Старец Зосима у Достоевского – тоже из дворян, служил в гвардейском полку в столице, прямо с военной службы ушел в монастырь. Рядом с ним старец Анфим, почитаемый о. Зосимой «простенький монашек, из беднейшего крестьянского звания... молчаливый и тихий, редко с кем говоривший, между самыми смиренными смирнейший. Этого как бы трепещущего человека старец Зосима любил и во всю жизнь относился к нему с необыкновенным уважением. Когда-то многие годы провел в странствиях с ним вдвоем по всей святой Руси». Перекликается художественный образ старца Зосимы со своим прототипом и повествованием о трогательной дружбе между старцем и о. Анфимом и отношении первого к последнему как ученика к учителю (вспомним братство пустынника Василиска и о. Зосимы). Когда в 1859 году газета «Тобольские губернские ведомости» опубликовала статью Г. А. Варлакова «Туринск» с изложением истории Зосимы Тобольского (Верховского), Достоевский был в Сибири. Многое об о. Зосиме Достоевский мог узнать от семипалатинского знакомого, сибирского краеведа Н. А. Абрамова, Историей Туринского женского монастыря Н. А. Абрамов занимался специально в течение нескольких лет, и главным в опубликованной им в 1865 году статье был образ о. Зосимы (Верховского) . Весь газетный материал указывал на то, что сведения для статьи известный краевед собирал в Туринске в 1863 году и видел тогда в монастыре портрет о. Василиска, писанный маслом 186 . К начальным сведениям об о. Зосиме, полученным Достоевским в Сибири, прибавились позднее впечатления от чтения Жития и отрывков из его сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Молитвенное преуспеяние старца Василиска было отмечено уже некоторыми его духоносными современниками. Например, святитель Игнатий (Брянчанинов) в одном из своих творений пишет, что в его столетие ему известны только двое подвижников, которые сподобились зреть душу свою исшедшей из тела во время молитвы 21 , и один из них – сибирский пустынник, монах Василиск. Другим подвижником, который весьма высоко ценил старца Василиска, был знаменитый в то время иеромонах Василий (Кишкин). Старцы Зосима и Василиск предприняли путешествие к нему в Белобережскую обитель в то время, когда проживали на Коневце. Отец Василий был знаком со многими подвижниками, некоторое время жил и в Нямецком монастыре старца Паисия (хотя уже и после смерти последнего), знал его учеников. Несомненно, влияние школы преподобного Паисия не могло не отразиться на его духовных взглядах, что очевидно из его молитвенного преуспеяния. Возможно, что с этим отцом старец Василиск впервые познакомился во время своих путешествий по российским обителям. Не исключено, что знал он и других последователей преподобного Паисия. Через десять лет старец Адриан перешел на жительство в Московский Симонов монастырь, а своих духовных чад, Василиска и Зосиму, благословил удалиться в места более пустынные и советовал им идти в Сибирь. Поселившись в пятидесяти верстах от города Кузнецка, они прожили здесь в безмолвии около двадцати лет. Затем под их руководством в 1822 году был устроен женский монастырь в городе Туринске. В нем старец Василиск и скончался в 1824 году. А отец Зосима и преданные ему ученицы из-за наветов нескольких неблагонамеренных сестер вынуждены были покинуть Туринск и переселиться в Подмосковье, где старец Зосима основал новую женскую обитель, получившую название Троице-Одигитриевой пустыни. Здесь же в 1833 году он и отошел ко Господу, будучи шестидесяти шести лет от роду. Таков жизненный путь этих великих подвижников. __________ Если говорить о старческом служении преподобных Василиска и Зосимы, то более успешным и способным к нему представляется последний.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Сколько тепла и радости было в душе! Господи, слава Тебе! Съездили на заимку Поповой дачи в восьми верстах от Туринска, где стояла келийка старцев и постоянно жил о. Василиск. Сейчас на этом месте растет красивая сосна, раздвоившаяся к небу двумя макушками. И это тоже – утешение, созданное Творцом, в воспоминание о соединенных в любви о Христе душах о. Василиска и о. Зосимы. Невдалеке поставлен памятный крест. Посетили мы и Ивановский монастырь под Тобольском (ныне женский), где преподобные Василиск и Зосима провели первую сибирскую зиму 1800–1801 года. Далее Новокузнецк и встреча не только теплая, но и более значимая, чем можно было представить. Завтрак у владыки Софрония, архиепископа Кемеровского и Новокузнецкого, благожелательно настроенного, и обсуждение, как не оставить в забвении святого места на озере Монашка, которое «открывается» ныне в епархии. Может быть, построить часовню? И конечно, следует продолжить поиск места погребения святого Петра Томского. Оказалось, что летом на берегу озера проведены некоторые раскопки и обнаружен погребок или келийка пустынников: на метровой глубине – остатки бревенчатого пола и множество осколков глиняной посуды. Один большой горшок даже неплохо сохранился, а на другом осколке ясно видна надпись «рыбная» (в конце слова вместо современной буквы «я» – старинная буква «юс малый»). Возможно, они сделаны самим старцем Василиском, который изготавливал глиняную посуду. Раскопками руководил настоятель Новокузнецкого храма в честь святого мученика Иоанна Воина священник Василий Лихван. В его храме есть икона преподобного Петра Томского, написанная специально для этой церкви. О его милосердной деятельности, оказании помощи больным и страждущим – особый разговор. Мы же бесконечно благодарны Господу за встречу с таким священнослужителем. Потом нас возили в Преображенский собор, в котором когда-то исповедовались и причащались пустынники, и в старинную Кузнецкую крепость, где, возможно, служил Петр Мичурин до своего ухода к монахам. Собор поражает своим величием.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

С постепенным завоеванием Сибирской области, умножались в ней и Русские пришельцы. Кроме Казаков и Стрельцов, она населялась разной вольницей: ибо Сибирь для внутренних Губерний сделалась символом богатства: пушные звери, большие пространства полей и лесов привлекали сюда многих из Каргополя, Сольвычегодска, Вятки, Устюга и других мест. По Царской грамоте 1590 года 3 мая, прислано по воде в Сибирь из Сольвычегодска тридцать семейств. Указом, изданным 1597 года, повелено было бежавшим за шесть и более лет, чьи бы они ни были, оставаться в своих убежищах. Заселение Сибири равномерно совершалось и в Христианском отношении чрез сооружение часовен, церквей и монастырей. Первыми церквами в Сибири были: в Тюмени, церковь Рождества Богородицы, летняя, и св. Николая, с приделом Феодора Стратилата, зимняя, основанные при заложении сего первого города в 1586 году. При умножении народонаселения и устройстве Тюмени означенные небольшие церкви уничтожены, и на место их в 1600 и 1601 годах построены пространные: Рождества Богородицы и Свв. Мучеников Бориса и Глеба 2 . При основании Тобольска в 1587 году, Письменным Головою Данилом Чулковым построена временная церковь во имя Св. Троицы, из леса тех лодок, на которых он сюда прибыл с 500 Казаков. В следующем году, вместо нее поставлена новая, того же имени, с приделом Св. Николая Чудотворца; в 1602 году – Никольская, близ Пермского (ныне Никольского) извоза 3 . Воеводой Князем Петром Горчаковым в 1595 году построены храмы в городах Пелыме и Тобарах, во имя Рождества Христова; в 1601 году, в Епанчине (Туринске), Головой Федором Яновым – церковь Свв. Мучеников Бориса и Глеба; в 1605 году Воеводой Никифором Проханиотовым, в Березове – Воскресенская. Обдорский Остяцкий Князь Василий, по принятии Св. крещения в Москве, возвратившись в свое жилище, в 1600 году построил в Обдорске церковь во имя Св. Василия Великого . В Остяцком Княжестве Коде на берегу Оби, тамошним Князем (Игичеем) Алачевым, в 1602 году, построена церковь во имя Свв. Зосимы и Савватия, Соловецких Чудотворцев, вскоре после того, как мать его и один из сыновей, а после и сам, быв в Москве, принял христианскую веру 4 . В 1603 году, в городе Мангазее, построена церковь Николаевская, в 1607 году, в Верхотурье – Воскресенская. Таким же образом, в период до учреждения в Сибири Епархии, построены были церкви при основании городов: Тары, Сургута, Нарыма, Кетска, Томска, Кузнецка и Енисейска.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А тот боголюбивый христианин, который служил старцу при кончине его, рассказывал, что во время болезни часто вспоминал старец о ученике своем, и до самого последнего издыхания был в сердечной и устной молитве, и с словами Господи Иисусе Христе, Сыне Божий испустил дух, как бы заснул. И по смерти еще долго сердце старца билось и трепетало 23 , что ощущал приложивши руку к сердцу старцеву и помянутый служивший ему христианин. Преставился старец Василиск, Тобольской губернии, в городе Туринске, в Никольском монастыре 24 , куда взяли его из пустыни незадолго пред кончиною, где и погребен близ алтаря. Скончался 1824-го года, декабря 29-го дня, в 5-м часу по полуночи. Примечание: Боголюбивое сердце старца и по смерти долго билось, как бы давая знак, что оно соответствует отрешившейся душе его, которая по соединении с Богом вошла в высшую степень молитвенного излияния! Поистине все сии описанные случли, бывшие в молитвенном состоянии старца Василиска, суть необыкновенное явление в нашем времени! Они суть назидательный урок нашему невниманию и открытие, чем может быть на земле и до какого развития духовных сил может доходить человек, еще и в облечении сею бренною плотию, а также и коль возвышенными способностями одарена даже и физическая натура человека! Они суть указание, каким образом верующий и ищущий Царствия Божия внутри своего сердца может вкушать начатки вечно блаженной райской жизни еще прежде расторжения уз плоти! Они при отрадном ободрении подвизающейся души суть видимый и как бы осязаемый залог веры... Дабы далее придержать внимание твое к сему созерцательному предмету, я намерен и еще предложить тебе подобное же описание случаев, бывших с учеником сего старца. Не с тем, который записывал вышеизложенные видения, а с другим внутренним же молитвенником – Петром, который, как плодоносный прививок к сему древу жизни, ознаменовал себя сладким и обильным плодом молитвы. Я начну с краткого очерка его жизни. У богоугодного старца и великого внутреннего молитвенника Василиска был духовный ученик, дворянин Томской губернии Петр Алексеевич Мичурин.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

1 Там же Там же, 45–46. о Там же, с 44. «Там же, с 36–37 Там же, 58 7 Подробиее о Зосиме Верховском см; Жизнь в Бозе почившего блаженного Старца схимонаха Зосимы. М., 1860. Кроме этого сведения о старце Василиске Туринском, Зосиме Верховском и их наставнике старце Адризие Площанском см.: Архимандрит Леонид Последние православные русские пустынножители (материалы для истории русского монашепства, 1745–1820 гг.)//Символ, 30, декабрь, 1903, с. 263–282. Ханыков Н. Описание Бухарского ханства. СПб, 1843, с, 201. ‘Житие преподобной матери нашей Марии, в мужеском образе преименованной Марином, и отца ее, Евгения преподобного (12 февраля)//Четьи-Минеи (Книга житий святых на дванадесять месяцев), М., 1782, 4-е изд, декабрь-февраль, л. 357–359 об. В житии священномученика Климента, папы Римского, упоминается, что брат его отца (который был «зол нравом и безстудный любодей»), чуязвися» на его мать, Матфидию, которая для избавления от посягательств, «не хотяше обличити брата» и не открывая истинную причину, решила оставить мужа и семью, объяснив, что видела сон, в котором ей было указано покинуть Рим на 10 лет, чтобы не погибнуть ужасной смертью (Житие и страдание святого священномученика Климента, папы Римского (25 ноября)//Четьи-Минеи (Книга житий святых па дванадесять месяцев), М., 1782, 4-е изд., сентябрь-ноябрь, л. 412 об.–417. " » источник сведений о некоем «великом старце», Ефреме и Аммоне не установлен. Рукописное жизнеописание старца Василия Кишкина смотри: «Житие преподобного неромонаха старца Василия, упокоившегося Орловской губернии в Площанской пустыне, бывшего прежде Строителя Белобережской пустыни и возобновителя» (ОРРГБ, ф 214, Печатное жизнеописание: Жизнь старца Василия Кишкина и ученика его монаха Арсения Белобережской обители Издание Брянской Белобережской обители. 1887, с 3122. В рукописном Житии указано, что старец Василий «присно молитве Иисусовой поучашеся, сию во дни и в нощи присно глаголя, насытитися невозможе, слезы непрестанно от очес точаше и когда глаголюще ему полезная, некия праздныя слова допускаше, старец показа себя болящим и дремлющим и отдаляшеся похвалы человеческия, тяжко себе вменяя и клятвою завеща не глаголати похвальнаго о нем ничесоже, бродягою себя называя, своего мнения весьма отрицашеся ( л. 22)»

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

Причем все это соблюдалось охотно, а не со строгостью и принуждением, ибо старец Зосима имел особенный дар собственным примером и отеческой любовью разгорячать сердца к подвигам и самолишению. После того как отцу Зосиме и его преданным ученицам пришлось покинуть Туринск и поселиться под Москвой, правила их жительства не изменились. Особенно усердно старец увещевал сестер сохранять молчание, любовь к уединению, простоту, смирение, взаимную любовь и послушание. Как и в Туринской обители, отец Зосима часто читал сестрам наставления святых отцов, а также произносил и записывал свои поучения, названия которых говорят сами за себя: «О иноческих добродетелях и о послушании и нестяжании», «О чистосердечном откровении», «О любви и единодушии духовном». ____________ Влияние этих двух великих угодников Божиих, старцев Василиска и Зосимы, на облик современного уральского монашества неоспоримо, хотя они и не оставили на Урале непосредственных учеников. Преподобного Василиска почитают в возрожденном Туринском монастыре. А в Свято-Косминской пустыни под Верхотурьем и в Екатеринбургском Ново-Тихвинском женском монастыре, наверное, не найдется насельника или насельницы, которые не были бы знакомы с жизнью старцев Зосимы и Василиска. В Ново-Тихвинском монастыре было составлено житие старца Василиска, осуществлен перевод «Повествования ученика Зосимы о старце Василиске, то есть о духовном его наставнике», собраны материалы для канонизации старца, к прославлению написана его икона. И именно в Екатеринбургской епархии 11 января 2004 года Василиск Сибирский был первоначально прославлен как местночтимый святой. Мощи его также пребывают в Екатеринбурге, в Спасском храме Ново-Тихвинского женского монастыря. Подвижники верхотурского края Традиция старчества в уральских монастырях складывалась непросто. Одним из старейших монастырей на Урале является Верхотурский Свято-Николаевский монастырь. Эта обитель была основана в 1604 году иеромонахом Ионой. Достоверных сведений о том, какие именно порядки изначально были заведены в монастыре, нет. Исходя из того, что устроителя монастыря называли «пошехонцем», М. Ю. Нечаева, автор нескольких книг по истории уральских монастырей, полагает, что он мог быть пострижеником Адриановой Успенской обители, расположенной в пяти верстах от Пошехонья 25 . Эту обитель основал преподобный Адриан, ученик преподобного Корнилия Комельского, который в свою очередь был последователем преподобного Нила Сорского . Возможно, у исследователя имелись какие-либо дополнительные основания для подобного предположения, но если опираться только на общеизвестные факты, то такая гипотеза представляется не вполне обоснованной.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

И вот благословил о. Иосиф рясофорному монаху Павлу для прочтения такую книгу: «Житие и подвиги в Бозе почившего блаженной памяти старца схимонаха Зосимы». В книге этой, вышедшей двумя изданиями в Москве (в 1860 и 1889 годах), рассказывается о двух подвижниках – схимонахе Зосиме, основателе женской Троице-Одигитриевской пустыни под Москвой, и о его духовном отце, сотаиннике, делившем с ним все перипетии трудной жизни в лесах, старце Василиске. Первый скончался в октябре 1838 года, а второй несколькими годами ранее, в лесу под сибирским городом Туринском. Это была жизнь людей столь приверженных Богу, переносивших ради Христа такие трудности, что каждый эпизод рассказа потрясал сердце читателя, тем более что написана была книга прекрасным языком, обнаруживающим руку духовно чуткого писателя. Отец Зосима, в молодости служивший в гвардии, положил начало своего иночества там же, где и основатели Оптинского Скита отцы Моисей и Антоний – в Брянских лесах среди пустынников. Там встретился он и с отцом Василиском. Отец Зосима был образованный человек, а старец Василиск – «простец», но дружба их была до кончины жизни. Зосима брал на прочтение духовные книги, прочитывал, делал выписки, а потом красиво переплетал и возвращал книгу владельцу... Впрочем, житие это надо читать (тем более что оно доступно, так как переиздано в 1994 году) 14 . Оптинский старец Иосиф Из этого жития о. Варсонофий в то время, то есть в середине 1890-х годов, сделал несколько выписок в свои «Келейные записки» на слова «Любовь Божия», «Помысл» и «Пустыня». В последнем отрывке – описание «внутренней пустыни», то есть одинокого лесного монашеского жития, совершенно во всем подобного житию древнеегипетских иноков: «Много вящше, уповаю, во успеяние приводит внутренняя пустыня, понеже в ней несть уже никоего утешения, еже имеется в мире сем, имже бы возмогла душа суетно заняться, зане рукоделие излишнее непотребно, раз тоже пойти для увеселения не к кому, разглагольствовать не с кем. Никто не посетит, не имать трапеза соутешающихся и утешающих брашен, разве единого твоего ученика и (странника) сурового и постного насыщения; ужас от бесов; скука и тоска от уединения всегдашнего и неисходного.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Можно было бы привести много других примеров – и древних и современных, – когда люди приобретали преуспеяние в Иисусовой молитве в условиях, казалось бы, совершенно не подвижнических, не будучи ни отшельниками, ни даже монахами, а живя в миру, имея семью, детей. Ничто не может помешать человеку молиться, еще раз говорю и настаиваю, кроме нечистой совести. Монашествующие, то есть отрекшиеся от мира, имеют более благоприятные условия, и с нас больший спрос, потому что мы более свободны для того, чтобы заниматься умным деланием. Но и мирянам не следует свое нерадение оправдывать объективными обстоятельствами, потому что заповеди нужно исполнять всем одинаково. А как исполнить заповедь без помощи Божией? Да и сама молитва Иисусова – это также заповедь. Почему же мы пренебрегаем ею? Поэтому, внимая всему тому, что я сейчас сказал, глядя на те примеры, которые я привел, руководствуясь святыми отцами, будем стараться упражняться в молитве Иисусовой. Как самое первое и необходимое руководство, хотя не единственное и не объемлющее всего учения, советую книгу «Ключ разумения. Беседы о молитве Иисусовой», недавно выпущенную совместно двумя издательствами, Московской Патриархии и Ново-Тихвинского монастыря 402 . В ней содержатся поучения русских подвижников благочестия: святителя Игнатия (Брянчанинова) , преподобных Нила Сорского и Василия Поляномерульского . Там есть и повествование о возвышенных молитвенных состояниях известного русского монаха-пустынника, подвизавшегося в наших краях, возле Туринска, преподобного Василиска Сибирского. Хотя, конечно, творения этих отцов адресованы преимущественно монахам, но многое из них с некоторой оговоркой могут принять к сведению и миряне и таким образом приступить к этому необходимому, важному для всякого христианина – подчеркиваю, для всякого христианина – деланию. Как бороться со сном во время совершения Иисусовой молитвы? Пока делаешь поклоны – худо-бедно молишься, а потом сон начинает так одолевать, что нет сил сопротивляться, не помогает даже холодная вода. Если молиться по времени раньше, то это уже не будет считаться молитвой перед сном. Как быть? У меня склонность к пониженному давлению, и мне кажется, что на второй сотне Иисусовых молитв мое давление резко падает. Может ли так быть или это искушение от врага? Что посоветуете?

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

     В Троице-Одигитриевском ставропигиальном женском монастыре Зосимова пустынь открылся музей обители, который можно назвать наглядным учебником монашества. На примере опыта преподобного Зосимы (Верховского) здесь рассмотрены все степени и этапы монашеского пути. Музейное пространство – несколько залов – выдержано в традиционном ключе: без тач-панелей и мультимедийных эффектов. Оно само словно предлагает современникам вернуться к реальности, оторвавшись от мерцающих экранов гаджетов, – сосредоточиться, задуматься. Здесь даже черепки, настил пола, утварь в инсталляции пустыньки преподобных Зосимы и Василиска в Туринских лесах – аутентичные, привезены с раскопок на месте подвига святых. Память о старцах в тех сибирских весях, где они двадцать лет подвизались, сохранилась и свято чтится. Озеро и протоки, на берегах которых жили преподобные Зосима и Василиск, местное население так и именует – «Монашки»; там служат молебны, устраивают регулярные крестные ходы.      Восстановление как самих мест подвигов святого, так и духовных связей со всеми, кому дорога память преподобного Зосимы, – сегодня одна из целей, поставленных для себя Зосимовой пустынью. Открытие музея – лишь этап в подготовке к празднованию 200-летия основания монастыря, которое должно состояться через пять лет. К этой дате планируется также начало работы духовно-просветительского центра при обители. Уже давно здесь проводят ежегодные конференции, посвященные Иисусовой молитве, издают книги, в том числе исследовательские, по наследию преподобного Зосимы и основанного им монастыря; за научные достижения в этой области присуждаются специально учрежденные премии. География подвигов святого Зосимы на территории нашей страны весьма обширна, а значит, и все эти места находятся под его молитвенным покровительством. Это не только его родина Смоленщина, где в Рославльских лесах он впервые приобщился к опыту отшельничества, и уже упомянутая Сибирь, где они подвизались с преподобным Василиском и где в Туринске отец Зосима основал первую женскую обитель, но и остров Коневец на Ладожском озере – там будущий преподобный сам проходил послушнический искус и принял постриг, и Соловки, куда, будучи пострижен в честь преподобного Зосимы Соловецкого, старец стремился в последние годы жизни. Это и Подмосковье, где в основанной им Троице-Одигитриевой пустыни, а точнее – в уединенной келье неподалеку от нее, приняв великую схиму, он оставался до самой кончины. Отчин колодец в трех километрах от обители – место подвига последних трех лет земной жизни преподобного Зосимы – сегодня воссоздан и тоже является местом паломничества.

http://pravoslavie.ru/142450.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010