1787 г. августа 11 Отец Адриан перебрался из Рославльских лесов на Коневец (упоминается поздняя осень) 1788 г. осень 1788 г. декабрь Захария продал все свое недвижимое имение 1789 г. Захария упоминается отставным поручиком 1789 г. весна Захария пришел к Рославльским пустынникам, желая остаться с ними навсегда (и не застал там о. Адриана) 1789 г. Захария уехал на Коневец и прибыл к о. Адриану (до его назначения в строители) Отец Адриан назначен строителем Коневского монастыря 1790 г. 1791 – 1792 Захария пострижен с именем Зосима в Коневском монастыре 1792 – 1793 Старец Василиск переехал на Коневец Освящен храм в скиту на Святой горе (построенном о. Адрианом на Коневце) 1796 г. июня 13 Строитель Адриан сдал Коневский монастырь и уехал в Симонов монастырь 1798 г. На Коневец пришел новый настоятель о. Варфоломей 1798/1799 гг. 1799 г. О. Зосима пишет последнее письмо с Коневца к о. Досифею в Рославльские кущи Попытки о. Зосимы и о. Василиска попасть на Афон лето – осень Зимовка в Киевской Лавре 1799/1800 1800 г. Путешествие о. Зосимы и о. Василиска по югу России весна – осень 1800 г. осень Старцы прибыли в Тобольск «поздней осенью» зима 1800/1801 Зимовка в Ивановском монастыре под Тобольском 1801 г. Отцы Василиск и Зосима получили от владыки Варлаама дозволение жить в Тобольской епархии Первая зимовка в сибирском лесу 1801/1802 Смерть архиепископа Тобольского Варлаама 1802 г. декабря 2 ранняя осень 1802 г. Отцы Василиск и Зосима устроили келий в лесу под Кузнецком за проливами Трикурьи (где прожили 20 лет) 1806 г. Письмо о. Зосимы к монаху Павлу июля 23 Годы проживания Петра Мичурина в пустыньке у старцев ноябрь 1818 – июль 1819 1818 г. Отец Зосима принял под свое духовное руководство вдову Анисью Конюхову и двух девиц (основание женской общины в дер. Сидоровке) 1821 г. Первая поездка о. Зосимы в Петербург с прошениями об устройстве женской обители 1822 г. Указ Св. Синода о передаче Туринского монастыря в ведение о. Зосимы и его общины февраля 13 1822 г. Отец Зосима принял Туринский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Через некоторое время старец Адриан следовал в Смоленскую губернию, взяв с собой Зосиму. Они побывали и в Брянских лесах, где произошла горячая встреча их с Василиском и другими пустынниками. Зосима очень обрадовался этой встрече, а о. Адриан просил Василиска перейти к нему в Коневский монастырь, где обещал поселить на безмолвие в пустынном лесу. Василиск переселяется вместе с Зосимой в выстроенные для них кельи, вскоре к ним на безмолвие присоединяется и о. Сильвестр. Здесь Василиск знакомится с деланием Иисусовой молитвы, и вскоре преуспевает в этом подвиге, и тем самым пользуется глубоким уважением других подвижников. Василиск и Зосима просили старца Адриана отпустить их на Афон или в Молдавию, но он не давал им на это своего благословения. Через некоторое время он оставляет настоятельство в Коневской обители и переселяется в Москву в Симонов монастырь, напоследок предложив им удалиться в Сибирь, где есть множество диких необитаемых пустынь. После удаления старца Адриана в Москву братия обступила Зосиму и просила его принять священство и настоятельство над ними. Много слез и прошений понадобилось Василиску и Зосиме, чтобы братия освободила их от этого избрания, уважив их безмолвие. Прожив 10 лет в Коневском монастыре, пустынники после тщетных попыток попасть на Афон, удаляются в Сибирские земли, о чем было изложено выше, где пребывали в безмолвном пустынножительстве и непрестанной молитве. Организовав Туринский девичий монастырь, о. Зосима перенес много гонений и унижений. Впоследствии он был отстранен от Туринского монастыря и с несколькими преданными сестрами навсегда оставил Сибирь, перед этим похоронив старца Василиска 255 . Прибыв в Москву, о. Зосима является к своему покровителю Преосвященному архиепископу Филарету, который дает им убежище в Чудовом монастыре. А в 1826 г. о. Зосима с 20 сестрами переселяется к богатой вдове Бахметьевой, которая как мать родная успокоила их в своем доме. Прозимовав у нее, о. Зосима с сестрами переселяется за 60 верст от Москвы на земли вдовы Бахметьевой, где старец Зосима основал женскую обитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Троице-Одигитриевская Зосимова Пустынь. Угловая башня и колокольня. Двадцать лет прожили пустынники в своих лесных келейках посреди дикого сибирского леса, восходя постепенно от силы в силу. Наконец пришло время воли Божией поставить светильники сии на свешники, да светят многим.  К концу 1810-х гг. стали притекать под окормление старцев Василиска и Зосимы также и женщины. Не посмели отцы отказать страждущим душами. Так в близлежащей д. Сидоровка получила свое начало женская общежительная община. Вскоре о.Зосиме удалось исхлопотать в Св.Синоде пустующий Свято-Николаевский монастырь в г. Туринске. здесь в 1822г. возникла первая женская обитель, устроенная с.Зосимой по благословению старца Василиска и при содействии Святителя Филарета Московского. Старец Зосима имел особенный дар не строгостью и принуждением, но отеческой любовью и собственным примером разогревать сердца к подвигам монашеским. Сюда о.Зосима привез и своих осиротевших племянниц Варвару и Матрону, получивших в постриге имена Вера и Маргарита; им суждено было стать его верными духовными дочерьми, сумевшими продолжить монашеское делание и управление будущей подмосковной обителью. Вскоре, однако, в Туринском монастыре начались нестроения из-за страсти любоначалия, овладевшей некоторыми её насельницами. Осенью 1825 г. старец Зосима приехал в Москву и нашел теплый прием у святителя Филарета. Зимой прибыли те 22 сестры, которые не захотели оставаться без руководства старца. Поначалу это стадо Христово приютила у себя в доме Мария Семеновна Бахметева. А затем отдала в их распоряжение часть земли на своей даче в Верейском уезде . Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы сестры встретили молитвой во вновь отстроенных келейках. Новая обитель, названная старцем Одигитриевской, стала впоследствии Троице-Одигитриевским монастырем. А датой основания её можно считать 21 нояб. (4 дек н.ст.) 1826 г. Троице-Одигитриевская Зосимова Пустынь. Литография XIX века. Позднее г. Бахметева призналась о.Зосиме, что незадолго до его приезда из Сибири она по необъяснимым причинам приобрела и благоустроила совершенно не нужный ей участок земли, где и расположилась община. Лишь теперь стало ясно действие Промысла Божия, сподвигнувшего благочестивую женщину на приобретение участка. А старожилы расположенного неподалеку с. Рыжкова припомнили, что в 1812г., когда они прятали в здешних лесах от поругания чудотворную икону Божией Матери Одигитрии, то однажды какой-то седой старичок, проходя мимо них , сказал: «Матерь Божия прославит здесь имя своё.» Они тогда еще удивились, откуда взялся и куда пропал этот старичок, т.к. место это непроходимое, лесное и болотистое?

http://pravoslavie.ru/1893.html

Также были найдены предметы быта святых, по преданию изготовленные их руками. 1 августа. ПРАВМИР. В Новокузнецком районе студенты-археологи исторического факультета Кузбасской государственной педагогической академии обнаружили землянку, в которой жили святой праведный Петр Томский, святой Василиск Сибирский  и преподобный Зосима (Верховский). Об этом сообщает  пресс-служба Кузбасской митрополии . Находка сделана в процессе работы по поиску мощей святого Петра Томского в деревне Увал, где согласно историческим документам он жил и был захоронен. Раскопки производились на месте бывшей деревянной келии, которую святым в свое время пожертвовали местные благотворители. В результате удалось обнаружить фрагменты сруба, а также землянки, где святые проживали до появления келии. Также были найдены предметы быта святых: подсвечник, сковорода, грузило, гвозди и осколки керамики (по преданию, глиняную посуду изготавливал сам святой Василиск). Следующая экспедиция по поиску мощей святого Петра Томского запланирована на лето будущего года. Святой праведный Петр Томский жил в XIX веке недалеко от Кузнецка (нынешний Новокузнецк). Спасаясь от мирской суеты, он примкнул к проживавшим в тех местах старцам Зосиме и Василиску, которые затем перебрались в город Туринск Екатеринбургской епархии и основали там женский монастырь. Петр же, прожив в землянке еще около восьми месяцев, скончался и был погребен неподалеку от места своего жительства. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 13 марта, 2024 20 февраля, 2024 19 октября, 2023 29 мая, 2023 22 мая, 2023 6 июня, 2022 1 июня, 2022 6 мая, 2022 27 марта, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-sibiri-arxeologi-obn...

Десять лет назад обретены нетленные мощи преподобного Василиска Сибирского 2 августа, 2010. Редакция " Правмира " 3 августа отмечается 10 лет со дня обретения нетленных мощей одного из великих уральских святых — преподобного Василиска Сибирского. 3 августа отмечается 10 лет со дня обретения нетленных мощей одного из великих уральских святых — преподобного Василиска Сибирского. Преподобный Василиск жил в XIX веке. Будучи родом из Центральной России, он удалился в Сибирь, чтобы там в уединении совершать непрестанную молитву. Святой жил 24 года в сибирских лесах и достиг высокого духовного состояния, обладал даром прозорливости, мог предсказывать будущее. Скончавшийся в 1824 году старец Василиск был похоронен в Туринске на кладбище Свято-Николаевского монастыря. В XIX веке преподобного Василиска очень почитали на Урале. В годы советской власти святой был забыт, его могила оказалась под асфальтом, так как на месте монастырского кладбища были устроены гаражи. В конце 1990-х годов монахи одного из уральских монастырей, почитавшие преподобного Василиска, предприняли попытку найти его мощи. В июле 2000 года они отправились в Туринск и с помощью археологов 3 августа обрели святые мощи, которые затем были перенесены в Екатеринбург, в храм Всемилостивого Спаса (пос. Елизавет). В этом храме они находятся и теперь. — Сегодня возрождается почитание святого Василиска, — говорит священник храма Всемилостивого Спаса, отец Михаил Кудрин, — и уже известны случаи чудесных исцелений, совершившихся по его молитвам. Например, одна из наших прихожанок получила исцеление от злокачественной опухоли. Святого Василиска почитают в разных уголках России, пишут нам письма; как-то приезжала паломница из Москвы поблагодарить святого за исцеление. Частицы его мощей находятся в разных храмах, причем не только в России. Думаю, со временем этот великий святой, которого по преуспеянию можно сравнить с преподобным Серафимом Саровским, станет широко известным во всей России. Источник: Ново-Тихвинский монастырь

http://pravmir.ru/desyat-let-nazad-obret...

1824 – назначение следствия и комиссии по этому делу; удаление старца из монастыря 74 1824, ноябрь – переезд преподобного Зосимы с племянницами в Тюмень 75 1824, 29 декабря – кончина преподобного Василиска 76 1825, 3 января – возвращение старца Зосимы в Туринск 1825, 4 января – погребение старца Василиска 77 1825, вторая половина января – приезд в Тобольск и свидание с архиепископом Амвросием (Рождественским) 78 1825, 14 февраля – кончина архиепископа Амвросия; новая волна притеснений 79 1825, осень (?) – отъезд преподобного Зосимы из Тобольска в Москву 80 . Конец сибирского периода его жизни 1825, конец ноября–начало декабря – отъезд из Туринска преданных преподобному Зосиме сестер 81 . Приложение. Патерик новоканонизированных святых От редакции. В этом выпуске “Патерика” мы продолжаем публикацию материалов, посвященных новомученикам и исповедникам Российским, прославленным как на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г., так и последующими деяниями Священного Синода Русской Православной Церкви, и материалов о местночтимых святых Русской Православной Церкви, прославленных в период после Собора 1917–1918 гг. и по наши дни. Поскольку сбор материалов по этим разделам “Патерика” представляет известные затруднения, порядок публикации вынужденным образом произволен: материалы публикуются в том по рядке, в каком поступают в редакцию. Общее руководство подготовкой материалов осуществляет архимандрит Макарий (Веретенников) . В работе над текстами этого выпуска принимали участие священники Афанасий Гумеров, Дионисий Поздняев и Михаил Исаев. Деяние о канонизации преподобного Зосимы (Верховского; 1767–1833) Местночтимого святого Московской Епархии Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Непреложно слово Господне: се Аз с вами есмь во вся дни, до скончания века ( Мф 28:20 ). Дух Святой, незримо действуя в этом мире, приносит зримые плоды праведности в верных учениках Христовых, которые, питая душу свою чистой пищей святоотеческих учений, восходят от силы в силу и, будучи поставлены высоко на свещнице церковной, светят всем жаждущим благочестивой жизни и спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Всячески поддерживал Патриарх митрополита Казанского Гермогена, боровшегося против ухода новокрещеных татар от христианской веры. 18 июля издан был строгий Царский указ, повелевавший казанским воеводам обратиться с увещанием к новообращенным и поселить их в особую слободу между русскими и вдали от остальных татар. Запрещалось татарам и немцам принимать к себе на службу русских людей. В то же время развивалось и укреплялось христианство в Сибири, о чем проявлял много заботливости Борис Годунов, сначала Правитель, потом Царь. Строились с благословения Патриарха церкви в Тобольске, Табарах, Енисейске, Тюмени, Туринске и других местах. В с. Коде, вотчине Сибирских князей Алачевых, повелено было воеводе выстроить церковь , о чем просили новокрещеные Царица Анастасия и сын ее Петр. Сибирские храмы снабжались книгами. После удачной войны со Швецией, когда выступил лично Царь Феодор, восстанавливалось Православие в возвращенной Карелии. Патриарх повествует, что Царь повелел «тамо капища еллинская разорити и идолы сокрушити, и святые церкви воздвизати, пречистыя великия обители устрояти... и, по его благому изволению, вся сия «совершишася». При Царе Борисе учреждена в 1598 г. Карельская кафедра. Патриарх придавал большое значение открытию при монастырях школ грамоты, при более крупных – школ подготовки священников, что предусмотрено было еще Стоглавым Собором. Отрицательно относился он к посылке молодых русских в Западную Европу, где они иногда заражались насмешливым отношением к религии. Под непосредственным руководством Святейшего Иова изданы впервые в России: обе Триоди, Октоих, Архиерейский Чиновник, Общая Минея и Служебник. Отсутствие справщиков, знавших греческий язык, заставило при пересмотре рукописей довольствоваться добросовестным сличением их с древними списками. В первое издание Служебника, по указанию Иова, включены были последование таинств крещения и бракосочетания, последования водоосвящения, причащения болящих и другие молитвы. Патриарх принимал большое участие в государственных делах, как по своему высокому положению, так и вследствие почитания его Царями, начиная с Иоанна Грозного. В вину Патриарху некоторые историки ставят большую близость с Борисом Годуновым. Он упрекается в признании им «углицкого обыска», произведенного, после гибели Царевича Димитрия, следственной комиссией во главе с князем Василием Шуйским и с участием митрополита Геласия. Тем самым отвергалась виновность Бориса Годунова. Но до настоящего времени идут споры. С. Ф. Платонов, знаток Смутного времени, отвергает его виновность. Обвиняется Патриарх Иов в способствовании избрания Бориса на Престол. Но блестящая его деятельность как Правителя при болезненном Царе Феодоре, ревностное отношение к нуждам церковным давали основание Патриарху сочувствовать его воцарению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

В 1586 г. был заложен первый русский город Тюмень с храмами свт. Николая и Рождества Пресвятой Богородицы, а в 1587 г. близ разоренной столицы Искер — г. Тобольск, «укрепленный церковью во имя Нерукотворного Образа Всемилостивого Спаса и святителя Николая Чудотворца» С. 462]. Затем последовал царский указ, поощряющий переселение русских в Сибирь. Каждому переселенцу давались три коня, три коровы, три свиньи, пять овец, два гуся «да на год хлеба, да соха со всем для пашни, да телега, да раз по двадцать пять рублев деньгами» С. 462]. Одновременно из Сибири пошли караваны с драгоценной пушниной. К 1607 г. там возникло еще двенадцать городов. Духовное попечение о Сибири первоначально было возложено на архиепископа Вологодского и Великопермского. Первые группы священников для Сибири были посланы из Вологды и Великого Устюга. Православие мирно укоренялось в Сибири вместе с государственной властью. Жившие по Оби остяки к 1600 г. начали массово принимать православие во главе с князем обдорским Андой, который крестился с именем Василий и построил у себя храм во имя своего святого покровителя Василия Великого. Через два года крестился остяцкий князь Игичей и построил храм во имя святых Зосимы и Савватия. Появились и первые сибирские монастыри: в 1601 г. — в Тобольске во имя святых Зосимы и Савватия, в 1604 г. — во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Епанчине (Туринске) и в 1616 г. — Преображенский в Тюмени. Наконец, в 1620 г. государь Михаил Феодорович с Патриархом Филаретом учредили для Сибири святительскую кафедру в г. Тобольске. Первый тобольский архиеп. Киприан (Старорусенков) (1620—1624) С. 236] за три года своего святительства основал несколько монастырей, церквей, упорядочил жизнь обителей и приходов, пресек бесчинства и своеволие сибирского воеводы и других правителей. При нем была составлена Первая сибирская летопись с именами Ермака и первых русских героев-сибиряков. Было установлено особое их поминовение в Неделю Православия. Однако случалось, что деятельность нового архиерея была не по душе местным чиновникам и другим служилым людям, о чем свидетельствует царская грамота: «Ведомо нам учинилось, что в Сибирских городех служилые и всяких чинов люди в духовных делех, богомолца нашего Архиепископа Кипреяна и его десятилников слушати и под суд к нему ходити не хотят, и научают меж себя на Архиепископа служилых и всяких чинов людей во всех Сибирских городех шуметь, а вы воеводы им в том потакаете…» С. 166—167].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

106 Петр Мичурин к настоящему времени прославлен в Соборе святых, в земле Сибирской просиявших, под именем праведного Петра Томского (по названию реки, на берегах которой свершился его богоугодный подвиг). 107 Записки о жизни и подвигах Петра Алексеевича Мичурина, монаха и пустынножителя Василиска. М., 1849. С. 11 – 12. 109 Конюхов И. С. Указ. соч. С. 49. Анисья Ивановна Конюхова была женой умершего брата автора Летописи и приходилась невесткой жившему у пустынников Семену Дмитриевичу Конюхову. 111 Ответ владыки Михаила на письма о. Зосимы от 27 июля и 17 октября 1818 года//Альфа и Омега. 2001. 3(29). С. 217. 116 Архиепископ Амвросий (Келембет) управлял Тобольской епархией с 1806 по 1822 годы: переведен на эту кафедру из Оренбурга 25 мая 1806 г., уволен на покой 28 октября 1822 г.; скончался 4 июля 1825 г. в Лубенском Полтавском монастыре [Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви/Сост. П. Строев. СПб., 1877. С. 319]. 119 Монастырским хозяйством в начале 1820-х годов распоряжался иеромонах Савватий, и известен еще послушник Егор Волков, перешедший в Абалакский монастырь под Тобольском в связи с «обращением Николаевского Туринского монастыря в женское общежитие» [ТФ ГАТО. Ф. 156 (1824 г.), д. 1062, л. 1 – 14 и 1825 г., д. 31]. 120 РГИА. Ф. 797, оп. 2 ,д. 7918, л. 1 –2 4 ; Ф. 796, оп. 103(1822 г.), д. 175. Об обращении Туринского мужского Николаевского монастыря, в Тобольской епархии состоящего, в женское общежитие. 121 Известны имена некоторых из девиц, пришедших под окормление старца Зосимы в 1822 году: мещанская дочь Зиновия Андреева Шабалина (в монашестве Илария, впоследствии с 1839 г. игумения Туринского монастыря), солдатская дочь Елена Петрова Кораблева (в монашестве Евсевия), Настасия Костромина, дочь титулярного советника Любовь Пушкарева, крестьянская дочь Пелагия Антонова Малышева [ТФ ГАТО. Ф. 156(1825 г.), д. 407, л. 12–13; оп. 25, д. 2, л. 33–34]. 122 Туринский Николаевский женский монастырь//Тобольские епархиальные ведомости. 1890. 9–10. С. 210–211.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

К тому же Господь в нас насажден и соединен с нами в Таинстве Святого Крещения, и потому каждый христианин является нерукотворенным, богосозданным храмом Божиим. Если бы мы верили в это и не поддавались маловерию, говоря, что мы не имеем возможности физически поклониться Спасителю, тогда мы, нисколько не задумываясь, поняли бы, что в этом отношении совершенно ничем не отличаемся от исцеленного самарянина и можем так же возблагодарить Бога, приблизиться к Нему, соединиться с Ним, припасть к Его ногам, то есть духом припасть к Его Божественному естеству со смирением, что и обозначает преклонение колен. Для нас это так же возможно и реально, как это было реально для самарянина, ничто нам не мешает. Мы знаем многих подвижников благочестия, достигших такого состояния и имевших великую благодать, равную даже благодати апостолов: например, преподобный Симеон Новый Богослов, живший в Х—начале XI веков по Рождестве Христовом; преподобные Серафим Саровский и Сергий Радонежский; может быть, не столь известный, ныне забытый, но, тем не менее, великий подвижник конца XVIII—haчaлa XIX века Василиск Сибирский, подвизавшийся в лесах возле Туринска; можно перечислить и много других имен. Угодники Божий, совершив духовное поклонение Спасителю, соединились с Ним. Они исполнили то, что велела им совесть: возвратились к Господу, даровавшему им исцеление, и возблагодарили Его тем единственным благодарением, которое одно Ему угодно, благодарением духовным — молитвой, потому что Бог ни в чем не нуждается и только хочет обрести нас самих, ведь разве слова самарянина, которыми он благодарил Бога, и припадание к ногам Спасителя — это не молитва? Припадая к ногам Господа, может быть, лобызая их и прикасаясь к ним руками, он и своим духом прикоснулся к Божественному естеству, и потому, по сути, нет никакого различия между духовным поклонением, которое необходимо совершать нам, и буквальным, телесным, которое совершил самарянин. Если бы поклонение самарянина было только внешним, телесным, лишенным внутреннего духовного чувства, то оно было бы лицемерным.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010