Вопрос. Что такое первородный грех? Ответ. Первородный грех - это грех, которым согрешили Адам и Ева, преслушав Господа, нарушив Его заповедь не вкушать от древа познания добра и зла. То есть это грех преслушания прежде всего. Первородным он называется потому, что первые люди, которые родились от Адама и Евы, сотворенных Богом, - Каин, Авель, Сиф - уже имели его в себе. Или, может быть, первородный грех можно понимать еще в том смысле, что это вообще первый грех, первый родившийся грех. Вопрос. Бог никогда не был создан и никогда не будет иметь конца. Человек и ангелы имели начало. Но ведь и мы не будем иметь никогда конца. Это так странно, что мы бессмертны, как Бог. Что же мы будем делать в течение этой бесконечности? Ответ. В бесконечности мы будем наслаждаться общением с Богом. Если человек, в какой-то малой степени вкусив благодать, уже чувствует утешение, то что же будет, когда он приобщится к бесконечной славе Божией? Вы спрашиваете, что будет человек делать в бесконечности потому, что не знаете, какие ощущения испытывает подвижник, наслаждающийся общением с Богом. Известно, например, что подвизавшийся недалеко от нас, в Туринске, старец Василиск Сибирский по 5-6 часов предавался умному деланию. Человек с тоской покидает благодатное молитвенное состояние. Он не думает, что это долго длится. Все, в чем мы находим утешение в этой жизни, ничтожно и частично по сравнению с той полнотой, которая открывается человеку в общении с Богом. Поэтому вопрос этот - от духовной неопытности и, может быть, от недостаточной начитанности в святоотеческой литературе, недостаточного знания того, что испытывали подвижники благочестия при высших духовных состояниях. Вопрос. Часто встречаются слова " страсти " и " пристрастия " . Объясните, если можно на примере, чем отличается страсть от пристрастия? Ответ. Эти слова, грамматически имеющие один и тот же корень, на самом деле означают совершенно разные вещи. Страсть - это, собственно говоря, тот или иной порок, дурная наклонность, а пристрастие - это привязанность к чему-то или кому-то. Иногда пристрастие почти аналогично страсти. Допустим, пристрастие к вину - это все равно что страсть пьянства. А иногда пристрастие может быть сравнительно невинным. Например, у меня пристрастие к птичкам (Батюшка шутит). Держу я птичек, они чирикают - мне весело. Потом у меня птички умерли, и я расстроился. Из-за пристрастия. Поэтому иногда пристрастие отвлекает человека от духовной жизни. Человек начинает заботиться о какой-то мелочи. Здесь я имею в виду сравнительно невинные вещи: у меня - птички, у того - рыбки. Но на почве пристрастия может и страсть проявиться. То есть отличие такое: иногда они почти совпадают, иногда пристрастие может быть сравнительно невинным.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАСИЛИСК СИБИРСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Преподобный Василиск Сибирский Чудотворец Василиск Туринский, Сибирский (+ 1824 ), монах , преподобный Память 29 декабря , в Соборах Брянских , Екатеринбургских и Кузбасских святых В миру Гаврилов Василий Гаврилович, родился в середине XVIII века в Тверской губернии, в семье крестьянина. С детства познал труд и нужду: просил милостыню, был пастушком. С малых лет его отличали простота сердца, любовь к Богу и смиренный нрав. Не смея перечить отцу, вступил в брак, но вскоре, с согласия жены, оставил семью и начал вести монашеский образ жизни сначала в миру, а затем в различных монастырях. Жил отшельником в лесах Чувашии , потом среди брянских пустынников при известном старце Адриане, от которого и принял постриг в мантию с именем Василиск. Здесь он встретил своего будущего сомолитвенника и друга преподобного Зосиму (Верховского) . Трогательная духовная дружба связала их на всю жизнь. Около 10 лет Василиск и Зосима провели близ Коневской обители , возрастая духом в монашеских подвигах и в молитве Иисусовой. Подвижник стремился постоянно пребывать в молитве, не давал послабления своей плоти: берегся от насыщения, излишнего питья и особенно сна, все ночи под праздники проводил в бдении. Если же его начинал одолевать сон, он клал поклоны, колол дрова или пел духовные песни. Когда к нему заходили странники, он всех любезно встречал, но если кто-нибудь просился к нему жить, - отказывал, говоря, что грешен, пребывает в нерадении и вообще дал обет проводить жизнь уединенную. Когда же проситель настаивал, Василий отвечал ему с кротостью: " Вместе жить нам никак нельзя, но, если хочешь, оставайся в моей келье, а я пойду на другое место " . Его бесценный молитвенный опыт описан монахом Зосимой в рукописи " Повествование о действиях сердечной молитвы старца-пустынножителя Василиска " , которая представляет собой изложение откровений преподобного о необычайных плодах благодати, дарованных ему во время занятия умным деланием.

http://drevo-info.ru/articles/15746.html

Таким образом, отец Зосима, снабженный от Священного Синода надлежащими актами, отправился из Петербурга и благополучно прибыл в Тобольск, явился к преосвященному Амвросию 1-му, который принял старца с отеческим благоволением и, получив указ из Священного Синода об учреждении Туринского женского монастыря, предписал местному начальству сдать законным порядком Туринский монастырь старцу Зосиме. Отец Зосима, приняв его в свое распоряжение, очень утешился тем, что нашел несколько деревянных келий, хотя старых, но еще довольно крепких и с печами, удобных для помещения сестер, и некоторую часть каменной ограды, еще не развалившуюся, а церковь трехпрестольную, каменную, в хорошем порядке и исправности, а потому, не медля здесь, поспешил в город Кузнецк. После годовой разлуки с неизъяснимой радостью и благодарением ко Господу увиделись опять пустынные старцы. Радовались и сестры о возвращении своего отца и наставника и о благоволении Священного Синода. В это время один из вышеупомянутых старичков скончался, другой по болезни и дряхлости не мог более жить в лесу и возвратился в свое семейство, где и преставился через некоторое время. А Петр Мичурин (как описано в житии его), подвизавшийся только девять месяцев, быстро отлетел в вечность. Следовательно, неразлучные старцы наши, ничего не оставляя в сибирском лесу, кроме своих келий и своей пустынной жизни, вместе с сестрами, которых было двенадцать, оставили кузнецкие пределы и отправились в Туринск. Перед отъездом отец Зосима ездил прощаться в Иркутск к преосвященному Михаилу 7 , своему духовному отцу и благодетелю, с которым имел переписку до самой блаженной кончины святителя. Прибыв в Туринск в 1822 году, отец Зосима всех сестер поместил в келиях, хотя и тесных, но довольно удобных на первый случай, а для старца Василиска и для себя выстроил маленькую келейку в восьми верстах от монастыря, в уединенном месте. Отец Зосима большую часть времени находился в монастыре, занимаясь его внешним и внутренним устройством. Он написал сестрам устав, основанный на общежительных правилах св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

135 Беседа по освящении храма Пресвятый Троицы в Троице-Одигитриевском общежитии. Указ. соч. С. 330. 137 Портрет старца Василиска, написанный маслом, видел в монастыре в 1863 году сибирский краевед Н.А.Абрамов [Абрамов Н.А. Туринск. Николаевский девичий монастырь//Тобольские губернские ведомости. 1865. 45. С. 289–290]. 138 Туринский Николаевский женский монастырь//Тобольские епархиальные ведомости. 1890. N° 9–10. С. 215. 140 ТФ ГАТО. Ф. 156 (1825 г.), д. 405, л. 1–2. Прошение учесть примирение Васильевых с о. Зосимою. Но Синод отреагировал на прошение, подтверждающее примирение, так: «Оныя прошения не требуют никакого разсмотрения», в соответствии с Высочайше утвержденным положением Святейшаго Синода от 18 апреля 1801 года [ТФ ГАТО. Ф. 1560 (1825 г.), д. 415, л. 4 –5 ]. 141 Епископ Амвросий II (Рождественский-Вещезеров) получил указ о переводе его из Вятки 28 октября 1822 года [Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви/Сост. П. Строев. СПб., 1877. С. 319]. При переводе в более высшую против Вятской Тобольскую епархию владыка был пожалован в архиепископы. «По прибытии в Тобольск он посетил все тобольские приходские церкви, семинарию и духовные училища и обозрел их с особенною внимательностию и архипастырским назиданием начальствующим, учащим и учащимся» [Амвросий II Рождественский, архиепископ Тобольский и Сибирский (1822–1825). СПб., 1869. С. 4]. Портрет архиепископа Амвросия II помещен в альбоме «Тобольские архипастыри» [РГИА. Ф. 835, оп. 2, д. 237, л. 11об.] и воспроизведен вместе с биографией в кн. В. Софронова «Светочи земли Сибирской» (Екатеринбург, 1998. С. 139–141). 142 Амвросий II Рождественский, архиепископ Тобольский и Сибирский (1822–1825). СПб., 1869. С. 10, 6. 143 Протоиерей Петр Фелицын известен был своим красноречием: в 1812 году он «неоднократно обращался к народу с призывами о борьбе с врагом, за что и был возведен в сан протоиерея» [В. Софронов. Светочи земли Сибирской. Екатеринбург, 1998. С. 137]. Недоброжелательство его к отцам Зосиме и Василиску было предубеждением от Васильевых и, возможно, ревностью к непосвященным в сан, но уважаемым сестрами старцам (для протоиерея – пришлым монахам).

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Семь лет со дня обретения святых мощей преподобного Василиска Сибирского Екатеринбург, 1 августа 2007 г. 3 августа 2007 года исполняется семь лет со дня обретения святых мощей преподобного Василиска Сибирского. До недавнего времени об этом святом знали немногие. Его жизнь и подвиги стали известны благодаря исследовательской работе двух уральских монастырей. Мощи святого Василиска находятся в Спасском храме Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбурга.   Преподобный Василиск Сибирский – святой старец, живший в Сибири в начале ХΙХ века. Скончался он в городе Туринске и был похоронен в Николаевском Туринском монастыре. Любовь к Богу и ближнему, непрестанная молитва и глубокий духовный опыт привели его к святости. Преподобного Василиска можно поставить в один ряд с величайшими угодниками Божиими: преподобным Сергием Радонежским, преподобным Серафимом Саровским, святителем Николаем Чудотворцем. В XIX веке многие почитали святого Василиска, но в годы советской власти было сделано все для того, чтобы этот подвижник был забыт. Часовню над могилой святого старца разрушили, а на ее месте возвели гаражи. Семь лет назад Спасским мужским и Ново-Тихвинским женским монастырями г. Екатеринбурга были организованы поиски места захоронения старца Василиска. Эти поиски увенчались успехом: в 2000 году братией Спасского монастыря обретены мощи старца. Сестры Ново-Тихвинской обители подготовили документы и направили их в комиссию по канонизации, и преподобный Василиск Сибирский был прославлен в лике святых в 2004 году. День памяти преподобного Василиска Сибирского – 29 декабря/11 января. Сейчас его мощи находятся в Спасском храме Ново-Тихвинского монастыря – это единственные цельные мощи, пребывающие в Екатеринбурге. Все больше людей приходит поклониться святыне, и сестры надеются, что вскоре преподобный Василиск Сибирский – великий, но незаслуженно забытый святой – станет одним из наиболее почитаемых в Екатеринбурге угодников Божиих.   Пресс-служба Екатеринбургской епархии/Православие.Ru 1 августа 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/23369.html

Святейший Синод по представлению Тобольского Преосвященного Амвросия положил Туринский заштатный мужской монастырь обратить в женское общежитие и внес это положение при докладе Государю Императору Александру I. Доклад этот 13 февраля 1822 года удостоен высочайшего утверждения. Первой настоятельницей была рясофорная Александра (Настасья Николаевна Васильева). Жители Туринска для старца Василиска, не захотевшего жить в монастыре, вскоре после его учреждения построили особую келью в 7 верстах от монастыря, на монастырской земле (на пашнях). Но в 1824 году монахини его взяли оттуда в монастырь, где он 29 декабря скончался, имея от роду 80 лет, и погребен близ монастырского соборного алтаря на северо-восточной стороне. В 19 веке Туринский Свято-Николаевский женский монастырь был достаточно широко известен в Сибири. В городе Тобольске в доме сестры гениального химика Менделеева Аполлинарии останавливалась во время своих поездок матушка Игуменья. В 1920-1922 годы Туринский Свято-Николаевский женский монастырь был закрыт и разорен. Получив святительское благословение Преосвященного Никона (Миронов), епископа Екатеринбургского и Верхотурского к возрождению монашеской жизни, первые насельницы в количестве шести человек, 27 июля 1994 года прибыли в этот древний городок. После долгих десятилетий на Туринской земле вновь засветилась свеча монашеского делания. 1 марта 1996 года состоялся факт передачи в пользование комплекса зданий и территории Туринскому Свято-Николаевскому женскому монастырю. Состоялось общецерковное прославление двух сподвижников, великих делателей Иисусовой молитвы преподобных Василиска Туринского (2004 г.) и Зосимы Верховского(2000г.). Преподобные старцы Василиск и Зосима Верховский прославлены как святые Земли Российской. На территории монастыря новосооружен храм в деревянном исполнении в честь святаго преподобного старца Василиска Туринского, Сибирского чудотворца который освящен архиерейским чином 2 июня 2006 г, Викентием (Морарь) Архиепископом Верхотурским и Екатеринбургским. Святыни [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Туринский_Свят...

Радовались и сестры о возвращении Отца своего и Наставника; и о добром успехе его путешествия. В это время один из Вышеупомянутых Старичков скончался, другой по болезни и дряхлости не могши жить более в лесу возвратился в свое семейство, где, прожив, еще несколько времени скончался благочестивою и благонадежною кончиною. А Петр Мичурин (как описано в житии его) только 9-ть месяцев подвизавшийся, быстро отлетел в вечность; следовательно уже неразлучные Старцы наши, никого не оставляя в Сибирском лесу, кроме своих келий, и своей чрезвычайной пустынной жизни, вместе с сестрами, коих было уже 12-ть оставили Кузнецкие пределы и отправились в Туринск. Пред отъездом Отец Зосима ездил в Иркутск прощаться к Преосвященному Михаилу своему духовному Отцу и благодетелю, с коим имел утешительную переписку до самой блаженной кончины сего Святителя Боголюбивейшего. Прибывши благополучно в Туринск, Отец Зосима всех сестер поместил в кельях и, хотя тесных, но довольно удобных на первый случай. А для Старца своего и для себя выстроил маленькую келейку в 8-ми верстах от монастыря, в уединенном месте, где Отец Зосима, живя вместе с своим Старцем, большую часть времени находился в монастыре для его устройства внешнего и внутреннего. Он написал сестрам, особый устав основанный на общежительных правилах Св. Василия Великого, и имел все попечение о их душевном спасении и вообще о благоустройстве их. Глава III. Второе путешествие в С.-Петербург и посещение своей родины Прежде первого путешествия своего в С.-Петербург, еще из Кузнецка, Отец Зосима написал письмо к родным своим в Смоленск. Дети брата его Ильи, лишенные своего родителя в малолетстве, а в это самое время пред получением первого письма его, лишившиеся и матери, которая жила после супруга своего 7-мь лет, писали к нему, то есть старшая из сирот сестра, которой тогда было уже 17-ть лет, писала от всех них к нему, и очень естественно, что письмо ее было исполнено скорбию сиротства, и утешением, что он как бы воскрес для них, чтобы заменить потерю родителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Ища все большего удаления от мира, Василиск и Зосима избрали местом своего дальнейшего жительства сибирские леса. В 1798 году они поселились неподалеку от реки Томь в районе города Кузнецка (ныне Новокузнецк ). В пятидесяти верстах от Кузнецка пустынники нашли себе удобное место, с помощью благодетелей построили две кельи и стали вновь жить отшельнически. Ходить друг к другу воздерживались они до субботы, особенно в среду и пяток хранили уединение. А воскресение и праздники проводили вместе в чтении и духовных дружеских беседах, прогуливаясь по пустынным окрестностям. Весною же, когда травы еще не велики, недели по две не возвращаясь, ходили по разным лесным местам, по горам и долинам, взяв с собою огниво, котелок и сухарей. Добрые христолюбцы изредка посещали пустынных старцев, делая им приношения. Однако денег они решительно ни от кого не брали, а только - лишь самые простые и скудные пожертвования, необходимые для их пропитания и одеяния. Причем старались воздавать и за них своим рукоделием: отец Василиск делал посуду глиняную, а отец Зосима - деревянную. Так они прожили 24 года, думая, вероятно, и окончить там свои дни. Однако, " зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит она всем в доме " . Господу было угодно, чтобы стяжав высокие добродетели, они послужили теперь делу спасения ближних. Некая мещанка города Кузнецка, Анисья Котохова, пожелала начать иноческую жизнь. Поблизости монастырей не было, а в Россию ехать было далеко, и она решила прибегнуть к духовному руководству пустынников. Получив их согласие и доверив им свою волю, она поселилась в деревеньке на берегу реки Томи, к ней стали проситься в сомолитвенницы и другие девицы. Старец Василиск часто посещал их, окормляя и наставляя в иноческой жизни, иногда посылал к ним и отца Зосиму. Очень скоро стало очевидным неудобство монашеского жития среди мирян - надо было хлопотать о переводе инокинь в какой-нибудь упраздненный монастырь. Тобольский архиерей согласился отдать под их нужды опустевший монастырь в городе Туринске . Так был возрожден Свято-Николаевский монастырь , близ которого и провел в уединении последние свои годы преподобный Василиск. По старости лет нередко подолгу проживал он и в самой обители.

http://drevo-info.ru/articles/15746.html

Из учеников Адриановых особенно известны монахи: О. Иона, Василиск и Зосима Верховский . Иона в одно время с Адрианом полагал начало монашеской своей жизни в Площанской пустыни, и, сблизившись с ним там, навсегда остался его другом, сподвижником и верным учеником, и всюду следовал за Адрианом, куда он не переходил, так что совокупная жизнь их, начавшаяся в Площанской пустыни, продолжалась в Брянских и Рославльских лесах и в Коневской обители, и окончилась в Московском Симоновом монастыре. Здесь о. Иона, в сане иеромонаха и приняв схиму, скончался в 1821 и погребен рядом с своим старцем. Василиск, уроженец Тверской губернии, из крестьян, сперва подвизался с другими отшельниками в пустынных лесах близ Темниковской обители (Тамбовской епархии), потом поселился в Брянских лесах, где и подвизался лет десять, сперва при О. Адриане, а по переходе его в Коневскую обитель, года три в совершенном одиночестве; после того по благословению своего старца перешел в 1790 г. в Коневский Скит, где жил около десяти лет с другим учеником Адреановым О. Зосимою Верховским . О. Зосима еще в 1786 и 1787 г. посещал Брянские леса и проживал несколько времени сперва у О. Адриана потом, по переселении его в Коневец, у О. Василиска, а после находился в Коневской обители года три, под руководством О. Адриана; и наконец, когда о. Василиск поселился в Коневском Скиту, О. Зосима опять соединился с ним, и с тех пор остался навсегда его учеником и другом. Когда же О. Адриан сложил с себя настоятельство и пожелал поселиться на покой в Московском Симоновом монастыре, тогда, отъезжая из Коневца, дал благословение Василиску и Зосиме пойти в Сибирские пределы, что они и исполнили. В Сибири они подвизались 24 года; Василиск там и скончался 29 декабря 1824 года и погребен в Туринском Николаевском девичьем монастыре. Зосима же, потерпев в Сибири многие скорби и гонения, по кончине своего старца переселился в Москву и в маститой старости отошел в вечный покой 24 октября 1833 года, в основанной им пустынной Одигиеевской девичей общине, в 60 верстах от Москвы в Верейском уезде.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Из учеников Адриановых особенно известны монахи: О. Иона, Василиск и Зосима Верховский . Иона в одно время с Адрианом полагал начало монашеской своей жизни в Площанской пустыни, и, сблизившись с ним там, навсегда остался его другом, сподвижником и верным учеником, и всюду следовал за Адрианом, куда он не переходил, так что совокупная жизнь их, начавшая в Площанской пустыни, продолжалась в Брянских и Рославльских лесах и в Конвской обители, и окончилась в московском Симоновом монастыре. Здесь о. Иона, в сане иеромонаха и приняв схиму, скончался в 1821 и погребен с своим старцем. Василиск, уроженец Тверской губернии, из крестьян, сперва подвизался с другими отшельниками в пустынных лесах близ Темниковской обители (Тамбовской епархии), потом поселился в Брянских лесах, где и подвизался лет десять, сперва при о. Адриане, а по переходе его в Коневскую обитель, года три в совершенном одиночестве; после того по благословению своего старца перешел в 1790 г. в Коневский Скит, где жил около десяти лет с другим учеником Адриановым О. Зосимою Верховским . О. Зосима еще в 1786 и 1787 г. посещал Брянские леса и проживал несколько времени сперва у О. Адриана, потом, по переселении его в Коневец, у о. Василиска, а после находился в Коневской обители года три, под руководством о. Адриана; и наконец, когда о. Василиск поселился в Коневском Скиту, о. Зосима опять соединился с ним и с тех пор остался на всегда его учеником и другом. Когда же о. Адриан сложил с себя настоятельство и пожелал поселится на покой в московском Симоновом манастыре, тогда, отъезжая из Коневца, дал благословение Василиску и Зосиме пойти в Сибирские пределы, что они и исполнили. В Сибири они подвизались 24 года; Василиск там и скончался 29 декабря 1824 года и погребен в Туринском Николаевском девичьем монастыре. Зосима же, потерпев в Сибири многие скорби и гонения, по кончине своего старца переселился в Москву и в маститой старости отошел в вечный покой 24 октября 1833 года в основанный им пустынный Одигитриевской девичей общине, в 60 верстах от Москвы в Верейском уезде.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010