Успехи Христовой веры здесь были довольно значительны: она проникла к Татарам, Вогулам, Остякам, Тунгусам и Бурятам, привлекала магометан и язычников; проповедию о ней оглашались берега Оби, Енисея, Лены, Байкала и Амура с их притоками. Русские поселения и остроги, монастыри, церкви и часовни, приходское духовенство и изредка миссионеры служили рассадниками христианства здесь. По свидетельству сибирских историков, общим правилом русских поселенцев в Сибири было: «где зимовье ясашное, там и крест или впоследствии часовня; где водворение крепостное, там церковь и пушка; где город, там и управление воеводское, огнестрельный снаряд и монастырь, кроме церкви» 10 . В конце XVI века было таким образом построено множество монастырей и церквей в Западной Сибири: в Тобольске, Табарах, Енисейске, Пелыме, Тюмени, Верхотурьи, Туринске, Березове, Обдорске, Томске, с. Коде, Епанчине Юрте и др. Духовенство, богослужебные книги и церковная утварь нередко присылались сюда из Европейской России по распоряжению царя и патриарха. Успехи христианской веры между инородцами Западной Сибири обнаруживались уже и в это время. Например в царствование Феодора Ивановича крестились остяцкие князья – обдорский, названный в крещении Василием, и кодский Алачев (ок. 1590 г.); при Борисе Годунове приняли крещение кодский князь Игичей с женою (Анастасиею) и сыном (Петром) и пелымский Учот (ок. 1599 г.). В одной из царских грамот 1600 г. упоминаются 55 семей новокрещенных инородцев, поселенных в Епанчине Юрте, и в другой 1603 г.–новокрещены из чусовских Вогуличей, жившие в Верхотурском уезде. После 1620 года, когда в Сибири была учреждена Тобольская епархия, успехи христианской проповеди стали гораздо значительнее. При учреждении Тобольской кафедры имелось в виду дать Сибири, как недостающий там для устроения местных церквей «архипастырский жезл», так и «светильник» для просвещения инородцев. Поэтому назначенный на кафедру, хутынский архимандрит Киприан при своем рукоположении (8 сент. 1621 г.) получил от патр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Игумения Фаина (Кулешова): Пусть мы немощны, но должны стремиться к подвижническому идеалу старца Зосимы 5 апреля 2016 г. 17:55 Настоятельница Троице-Одигитриевского ставропигиального женского монастыря Зосимова пустынь игумения Фаина (Кулешова) дала интервью сайту Синодального отдела по монастырям и монашеству . 4 апреля 2016 года исполнилось160 лет с момента утверждения женского общежития в статусе монастыря, основанного преподобным Зосимой (Верховским). Также в текущем году будет отмечаться 175-летие со дня утверждения Троице-Одигитриевского общежития и 190-летие зарождения женской монашеской общины, из которой и вырос монастырь. Настоятельница и сестры вместе с их верными помощниками-мирянами восприняли такое «соединение» значимых дат как некое свидетельство Божиего благословения на свой труд по популяризации творений старца Зосимы и того аскетического опыта, носителем и распространителем которого он был. Эта тема стала главной в беседе с игуменией Фаиной (Кулешовой). — Житие старца Зосимы начинается словами: «По времени своей подвижнической жизни на земле преподобный Зосима Верховский (24 марта 1768 года — 24 октября 1833 года) являлся современником преподобного Серафима Саровского». И умерли они в один год. О батюшке Серафиме любого верующего (а то и далекого от веры человека) спроси — сразу ответит, что это особо почитаемый русский святой. А старец Зосима... Скажите, матушка, Вам приходилось сталкиваться с тем, что некоторые люди вообще ничего о нем не знают? — К сожалению, приходилось, и довольно часто. Мы скорбим по этому поводу. Ведь старца Зосиму с полным правом можно назвать ярким явлением в монашеской жизни России XIX века. Вспомним, что он, пустыннолюбец, вместе со своим сомолитвенником преподобным Василиском более 20 лет подвизался в глухих сибирских лесах, где подвижники изо дня в день переносили телесные мучения, но испытывали в безмолвии неизъяснимую духовную радость. Вспомним также, что старец написал серьезные духовные сочинения, которые получили широкое распространение и признание благодаря рукописным спискам, расходившимся от монастыря к монастырю. Теперь его труды издаются! И что особенно важно для развития монашества в ту эпоху и имеет непреходящую ценность сегодня: отец Зосима основал две женские обители — Николаевскую Туринскую в Сибири и Троице-Одигитриеву Зосимову пустынь, когда-то находившуюся среди лесов и болот Подмосковья, а недавно вошедшую в состав Новой Москвы. Однако некоторые паломники и туристы, приезжая к нам, спрашивают: «Кто такой Зосима? Что у него можно попросить? В чем он помогает?» Даже на Смоленщине, где старец родился, приходилось слышать подобные вопросы. Поэтому крепнет желание и в своей монашеской семье умом и сердцем погружаться в поучения старца и стараться раскрыть другим людям всю глубину личности и высоту молитвенного подвига святого, сумевшего полностью показать свою преданность Божией воле.

http://patriarchia.ru/db/text/4422247.ht...

Нередко приводит к путанице 8 схожесть в названии двух Зосимовых пустынь, посвященных Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрии». В старинных документах они всегда различались местоположением (названием уезда и губернии). В устной речи – уточнением «мужская» или «женская». Несомненно, каждая из этих обителей имеет для паломников свой неповторимый образ и духовную ценность. Господь уготовил возобновлению Троице-Одигитриевской женской Зосимовой пустыни и прославлению ее основателя преподобного Зосимы (Верховского) в лике местночтимых святых канун величайшего праздника для всего христианского мира – 2000-летие Рождества Христова. Новый XXI век ознаменовался для монастыря торжеством всецерковного 9 прославления преподобных Зосимы (Верховского) и Василиска Сибирского 4 октября 2004 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Прославлены также погибшие в ГУЛАГе последняя игумения Зосимовой пустыни Афанасия (Лепешкина) с послушницей Евдокией (Бученевой) и расстрелянные послушница Мария (Портнова) и священник Димитрий Ильич Розанов. Отметим, что многие архиереи и старцы, с которыми общались преподобный Зосима и сестры монастыря, ныне почитаются Церковью святыми: святитель Филарет, митрополит Московский, святитель Иннокентий, митрополит Московский, священномученик Владимир, митрополит Киевский, святитель Макарий (Невский) , преподобные старцы Оптинские – Антоний, Моисей, Макарий, Амвросий, преподобный Антоний Радонежский, преподобный Пимен Угрешский, священномученики Георгий Архангельский и Игнатий Лебедев. Предлагаемая книга оформилась в результате обработки архивного материала о женской Зосимовой пустыни, собранного в течение 1990-х годов, а также воспоминаний современников и впечатлений паломников, посетивших обитель. Неоценимую помощь в изучении собранных материалов оказала Ольга Игоревна Верховская. Пользуемся случаем поблагодарить всех, кто откликнулся на наши письма-запросы: благочинного Свято-Николаевского Туринского монастыря иеромонаха Серафима (Лукина), директора краеведческого музея в городе Туринске Зинаиду Федоровну Мачихину, директора госархива Иркутской области Татьяну Максимовну Душкину и исполнительницу нашего запроса О.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Иоанно-Введенский Междугорный женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Иоанно-Введенский женский монастырь (Ивановский монастырь) — православный женский монастырь, расположенный в поселке Прииртышский, в 5 километрах от города Тобольска. Содержание История [ править править код ] Иоанно-Введенский женский монастырь был основан 1653 году. Считается, что место основания обители указала сама Пресвятая Богородица через Свой рукотворный образ Знамение. Произошло это в 1638 году во время Крестного хода, тогда на месте будущего монастыря деревенский крестьянин Василий подвёл к иконе свою слепую от рождения дочь, которая неожиданно для всех окружающих исцелилась. Пораженный этим чудесным явлением архиепископ Сибирский и Тобольский Симеон дал своё Благословление на основание в этом месте иноческой обители. Положительную роль в выборе места будущей обители также сыграло и наличие в непосредственной близости архиерейской дачи, располагавшейся в этом месте с 1620 г. Основан монастырь был как мужской, но к середине XIX века монастырь почти запустел, хозяйство пришло в упадок. В связи с этим в 1854 году Тобольским Архиепископом Евлампием было направлено прошение в Священный Синод с просьбой перевести оставшихся двух монашествующих в соседний Абалакский монастырь, а Иоанновскую мужскую обитель преобразовать в женскую. После получения в 1864 году Высочайшего Утверждения Государя Императора, монастырь стал именоваться женским Иоанно-Введенским монастырем. На должность первой настоятельницы была выбрана монахиня Серафима из Туринского монастыря, однако в силу преклонного возраста, она вскоре пожелала возвратиться обратно. На должность настоятельницы прибыла монахиня Дорофея из Екатеринбургского Новотихвинского монастыря. С этого времени жизнь монастыря качественно изменилась: 1) практически сразу же в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы был освящен второй храм обители (до этого на территории обители действовал только один храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи);

http://azbyka.ru/palomnik/Иоанно-Введенс...

Василиск – пустынник Сибирский, † 29 декабря 1824. В мире Василий Гаврилович, из крестьян деревни Иваниш Калязинского уезда Тверской губернии. Три года жил в браке как вне брака, затем странствовал по монастырям, начал пустынножительствовать в Чувашских лесах. Некоторое время жил в Брянских лесах у иеромонаха Адриана, который постриг его с именем Василиска. Когда о. Адриана перевели на Коневец, через некоторое время за ним последовал и Василиск. С тех пор при нем находился неотлучно инок Зосима, из дворянского рода Верховских, впоследствии описавший его жизнь. После десятилетней жизни на Коневце они перешли в Сибирь и уединились сначала в лесу Тобольской епархии, а затем в лесах вблизи города Кузнецка. Здесь под руководством о. Зосимы образовалась женская община, впоследствии преобразованная в Свято-Николаевский монастырь в городе Туринске. В этом монастыре скончался и погребен старец Василиск, имея более 80 лет от роду. При жизни он считался образцом сурового подвижничества и высочайшего смирения. – 311. Веревкина Анна Михайловна – тетка старца Макария. – 9. Востоков Авдий (псевдоним) – Анатолий, архиепископ Могилевский. 1793 † 8 августа 1872. В мире Августин Васильевич Мартыновский. Родился в местечке Мясновка Подольской губернии, в семье униатского священника, перешедшего в Православие. Окончил Шаргородское духовное училище и Каменецкую семинарию, где впоследствии преподавал рисование. В 1817 г. женился и поступил священником в местечко Граново Гайсинского уезда. Через год овдовел и поселился в Каменец-Подольском монастыре. В 1821 г. преподавал в Каменецком духовном училище и семинарии. В 1822 г. принял монашество с именем Анатолия. В 1825 г. окончил Киевскую духовную академию. В 1829 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Курской семинарии и настоятелем Николаевского монастыря. В 1832 г. переведен ректором Новгородской семинарии и настоятелем Антониева монастыря. В 1840 г. назначен епископом Екатеринбургским, викарием Пермской епархии, через год переведен викарием на Волынь, в 1844 г. назначен епископом Могилевским, в 1853 г. возведен в сан архиепископа. В 1860 г. уволен на покой в Гербовецкий монастырь Кишиневской епархии, где и скончался. Высокопреосв. Анатолий был всесторонне образован и широко начитан, занимался иконописанием (в Гербовецком монастыре сам расписал иконостас в домовой церкви), был известен литературными трудами: «Слова и беседы» (в 5 частях), «Вера, надежда и любовь» (2 части, 2 издания), «Об отношении римской церкви к другим христианским церквам и ко всему человеческому роду» (под псевдонимом «Записки Авдия Востокова»), «Досуги архиепископа Анатолия», «Об иконописании» и др., и многочисленными статьями. – 263.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

114 Бумага белая, чернила коричневые бледные, формат в полдесть, сложенная пополам, изнутри листа вдоль сгиба просматривается буквенная филигрань ГП, ниже — 2. 118 Две дочери старушки Туголуковой, Стефанида и Агриппина, были ученицами старца с 1824 г. и последовали за ним в Москву. Они стали насельницами основанной им Троице-Одигитриевой пустыни и приняли монашеский постриг в 1857 г. Также насельницей пустыни стала Мария Хомутова. См.: Письмо сестры Стефаниды//Творения. С. 469–470; Зосимова пустынь. С. 247–248 (о сёстрах-сиби­рячках), 293, 393. Прим. 92. 119 Дата вписана рукой монахини Рахили (Васильевой) по левому полю письма сверху вниз. Далее, продолжая письмо дочери, следует приписка матери. 120 Речь идёт о крестьянине деревни Сидоровка Александре Паренове, почитателе старца Зосимы. Именно он в 1818 г. предоставил свой участок для устройства первой кельи Анисьи Конюховой, с которой началось общежитие преподобного Зосимы. См. Конюхов И. С. О монахах//Творения. С. 530; Зосимова пустынь. С. 64. 121 Позднее него написано только прошение Васильевых императору о возобновлении выплаты пенсии, но в нём мы не найдём свидетельств о внутренней жизни автора и Туринской обители. 122 Письмо князю П. С. Мещерскому архиепископа Тобольского Евгения//Творения. С. 524; Отношение из Святейшего Синода Императору Николаю Павловичу “Об учреждении игуменства в Туринском женском монастыре”. С. 525. 123 В мае 1840 г. монахиня Маргарита (Верховская) писала своей сестре, что “Анисья Ивановна безмолвствует совершенным безмолвием И покойна кажется и мирна ”. — Зосимова пустынь. С. 260. 124 Ср.: Письма сестёр сибирского и московского периода//Творения. С. 457–470; Житиё и подвиги… Ч. 1. С. 148–149. Ср. описание его собственных чувств к своему старцу, преподобному Василиску: Житиё монаха и пустынножителя Василиска, писанное учеником его Зосимою Верховским//Творения. С. 150. 125 Беглов А. “Вечностию неразрушимое содружество”. Страницы русского старчества XIX века: преподобный Зосима (Верховский) и его духовная семья в 1818–1825 гг.//Альфа и Омега. 2001. 3(29). С. 205–240; Письма епископа Иркутского Михаила//Творения. С. 449–456; Письмо архимандрита Паисия преподобному Зосиме. С. 471–473; Зосимова пустынь. С. 60, 151. Прим. 88.

http://pravmir.ru/turinskaya-tragediya/

Не может укрыться град, на верху горы стоящий. К отшельникам стали притекать христиане, ищущие пути ко спасению.По промыслу Божию монахом Зосимой при духовной поддержке Василиска был основан женский монастырь в городе Туринске. Этот уральский город и стал местом последнего земного пристанища старца Василиска. Жил он на заимке в восьми верстах от обители, на зиму же по старости и болезни переселялся в монастырь. Блаженная кончина старца Василиска последовала 29 декабря 1824 года. Время своего отхода он указал с точностью, накануне исповедался и приобщился Святых Христовых Таин. До последнего вздоха был отец Василиск в устной и сердечной молитве и со словами " Господи Иисусе Христе " испустил дух, словно уснул. Святой старец был погребен близ алтаря монастырского собора. Почитая праведника, в 1913 году жители Туринска возвели над его могилой часовню во имя мученика Василиска. В советское время храм и часовня были уничтожены.В 2000 году обретены святые мощи старца Василиска, которые ныне почивают в монастыре Всемилостивого Спаса города Екатеринбурга. Прославление преподобного Василиска Сибирского состоится на литургии в мужском монастыре Всемилостивого Спаса города Екатеринбурга. Начало богослужения в 9 часов утра. Все, кто придет на торжество прославления, смогут получить репродукции иконы нового святого и его полное житие. На чин прославления приглашены и собираются приехать: игумен Исидор, настоятель Рождество-Богородичного Коневского монастыря (Санкт-Петербургская епархия); игумен Тихон, настоятель Свято-Печерского Вознесенского монастыря (Нижегородская епархия); игумения Елена, настоятельница Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни (Московская епархия); монахиня Елисавета, настоятельница Туринского Свято-Николаевского монастыря (Екатеринбургская епархия); игумен Сергий, настоятель Спасо-Преображенского монастыря (Смоленская епархия), а также группа паломников из Новокузнецка. 5 января 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю:

http://pravoslavie.ru/8598.html

В южной украйне России вниз по Волге, по рекам Дону, Кубани, Медведице, за Астраханью, в глубокой степи, по рекам Сулаке и Куме, близ Черкасов, также близ Тамбова и Козлова распространяли раскол, увлекая за собою целые шайки беглых и вольниц, преимущественно два старца: Иов, шляхетского рода, которого вывез с собою из плена п. Филарет в качестве келейника и потом посвятил в иеромонахи и Досифей, Тихвинский игумен, с двумя священниками Пафнутием и Феодосием, пришедший из северного поморья. 327 В пределах калужских, в городе Боровске особенно деятельно и успешно распространял раскол священник Полиевкт. «Егда Никоновых нововведенных догматов, повествует поморский ритор с обычным напыщенным преувеличением, многосмущенный мятеж Российскую колебати нача церковь , и архиереи, и ереи преослабевше, трепетом объяти омрачишася: тогда дивный Божий священник стадо свое, яко добрый пастырь, всегдашними поученьми присно и всебодро утвержаше; да в древле-отеческом православии непоколебимо пребывают, да новопрозябших многосмущенных новин стрегутся. И не токмо до сих Полиевктова языка всекрасный умножается плод, но еще сугубо доброплодствует и по смерти яко розга процветает: по того бо блаж. скончании, того стадаовцы паки ревностью православия утвердившеся, познавше глас доброго пастыря, ко иным пастырем чуждая и новая учащим последовати или прибегнув весьма не восхотеша». 328 Были и многие другие расколоучители в калужских пределах, которые основали несколько скитов в калужских лесах. В пределах черниговских, около Стародубских казачьих слобод, распространил раскол поп Козма, бежавший (после собора 1667 г.) из московской церкви Всех Святых, что на Кулишах, с 20 человеками. 329 На востоке, в Сибири, распространяли учение старообрядства: Аввакум, во время проезда своего в заточение за Байкал; лжечернец Иосиф Истомин который, проезжая через сибирские города Верхотурье, Туринск и Тюмень, дорогою везде проповедовал свое ложное учение и везде успел увлечь многих простых людей и сеял раскол в продолжении 24 лет; поп Домитиан, увлекавший народ из городов и сел в тюменские леса и горы; Яков Лепехин, бывший в Верхотурье служилым атаманом и преимущественно распространявший раскол в верхотурском уезде и Василий Шапошников, сеявший плевелы раскола в тюменском уезде.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Из далекого Екатеринбурга монастырь посетили настоятельница Ново-Тихвинского монастыря монахиня Любовь и инокиня София. Основанный отцами Зосимой и Василиском женский монастырь в городе Туринске в настоящее время относится к Екатеринбургской епархии. Почитание старцев сделало наши монастыри родными. Матушка Любовь передала настоятельнице Зосимовой пустыни в дар икону, написанную сестрами Ново-Тихвинского монастыря, знаменующую духовное единение старцев Василиска и Зосимы в братском целовании. Еще более далеких по расстоянию от Московской епархии почитателей преподобных Зосимы и Василиска представляла монахиня Корнелия (Рис), насельница Калифорнийского скита Ксении Петербургской. Мать Корнелия уже не в первый раз в Зосимовой пустыни: в мае она посетила монастырь вместе с настоятельницей Калифорнийского скита матушкой Досифеей и группой паломниц – американок нерусского происхождения, исповедующих Православие. Связь Калифорнийского скита с нашей пустынью объясняется любовью к преподобным Зосиме и Василиску, которую насельницам скита передали их духовники иеромонах Серафим (Роуз) и игумен Герман (Подмошенский), в первый раз осуществившие перевод Жизнеописания старца Зосимы на английский язык еще в 1979 году. Очередной номер журнала «Русский паломник» 21–22 за 2000 год), подготавливавшийся в то время игуменом Германом с помощью своих сотрудников (в числе которых и монахиня Корнелия), был посвящен нашим старцам – новопрославленному Зосиме (Верховскому) и Василиску Сибирскому (прославление которого ожидалось). День прославления показал (и описанные выше паломничества подтвердили), что преподобные Зосима (Верховский) и Василиск Сибирский вскоре будут признаны не только местночтимыми святыми Московской и Екатеринбургской епархий, а святыми всей Православной Церкви. В августе 2000 года в Туринском монастыре было исследовано место захоронений под бывшей часовней мученика Василиска и поднято несколько останков. После тщательной экспертизы были выделены мощи преподобного Василиска, и 11 января 2004 года, в день памяти старца Василиска (29 декабря по ст. ст.), состоялся чин прославления преподобного Василиска в лике святых Екатеринбургской епархии. Прошло менее года, и несколько епархий в России (Смоленская, Санкт-Петербургская, Кемеровская, Екатеринбургская, Московская), а также Братство св. Германа Аляскинского (США) прислали свои ходатайства в Комиссию по канонизации святых о всецерковном прославлении преподобных Зосимы (Верховского) и Василиска Сибирского. О всецерковном прославлении преподобных старцев Зосимы и Василиска было принято Определение на заседании Синода 1 октября 2004 года, которое и утверждено очередным Архиерейским Собором Православной Церкви 4 октября 2004 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

3 Захар Смирягин, впоследствии архимандрит Зосима, ректор Псковской семинарии, где в этом сане и скончался. 4 Профессоры академии признавали Михаила Яковлевича первым магистром; но ректор поставил его десятым. 5 Впрочем покойный о. Макарий сам разсказывал бывшему библиотекарю Тобольской семинарии Ал. Ив. С., что ему предстояла женитьба, даже имелась в виду и невеста; но это намерение скоро оставлено им, потому что из гостей, где случались женщины и мирския увеселения, он каждый раз возвращался домой с пустотой в душе. 7 О. Макарий впоследствии часто вспоминал слова Филарета, что девственника от рождения матери слушается на земле вся природа, а недевственнику, хотя бы он был и выше девственника подвигами благочестия, природа не покаряется и не повинуется ему. 8 Составители проэкта были: ректор семинарии иеромонах Нифонт, иеромонах Палладий, учители: иеромонах Евфимий, иеромонах Даниил, Яков Ласточкин и Стефан Богородский. 9 О. Алексей Глухарев говорил мне, будто о. Макарий первоначально ехал в Иркутск для обрашения Бурят. Не знаю, что сказать об этом. Основания думать так есть и в письмах о. Макария. Кн. I, стр. 52 и 148. 10 Василий Попов 22 лет, высшого отделения семинарии, сын дьячка Успенского завода, Степана Попова; Алексей Волков 17 лет, низшого отделения семинарии, сын священника Туринского окр., Ворьинского села, Терентия Волкова. 11 Отказ последовал главным образомь от того, что Вельяминов получил от директора Азиатского департамента Родофиникина сведение о содержании просьб, вступивших от находившихся в С.-Петербурге Киргизских депутаций Каркаралинского и Кокчетавского внешних округов на Высочайшее имя. В этих просьбах они просили: в Кокчетавском округе укреплений и деревяных домов не строить, пашен не пахать, мечетей и школ не заводить, ахунов и указных мулл не определять и позволить детей своих не отдавать учиться в школы. Из архив. консист. 12 Предоставляю другим, хорошо знавшим о. Макария и дела его миссии, описать, все, что мною пропущено. «В подробном описании ея», говорит законоучитель Сибирского кадетского корпуса, А. И. С., «надобно бы означить сколько и в каком году окрещено о. Макарием; нужно бы сказать, кто были особенно полезные его сотрудники; какия употребляли они средства к обращению инородцев; как, чем и кто из лиц правительственных и частных помогал делу миссии; даже не худо бы разсказать и о самых замечательных в каком либо отношении обращениях инородцев. Правда, что тут труда не мало; но за то было бы хорошо, полезно, занимательно и назидательно».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010