На ней глубочайшую мудрость Спасителя грешного мира По силам своим восхвалю я, И скоро оттуда сойду, Потом я достигну покрова, Где Слову Христову внимали, Где неба Он тайны поведал Своим собеседникам верным. Затем чрез большие ворота Я вверх по ступеням взойду, Чтоб город святой созерцать При радужном свете заката. Как сладко, приятно о город святой, С Масличных высот любоваться тобой! Потом я направлюсь к гробнице, Где Лазарь чудесно ожил, И славить я буду Того, Кто жизнь возвратил ему словом. Любовью к святыням влекомый, Я далее путь свой продолжу, И скоро прийду в Вфелеем, Где в яслях Царь мира родился. А там я с благоговеньем Пройду в удивительный портик, В триконху – святые места, – И буду я в них ликовать. О, если б Христос, в Вифлееме рожденный, Дал зреть мне дела Вифлеема! Там дивное дело искусства!.. При виде блестящих колонн, Украшенных златом, камнями, Рассеется туча скорбей. Увижу там своды прекрасные, Увижу там и потолки, По блеску подобные небу, – Все верх совершенства, все дивно! Осмелюсь пройти и туда, Где Дева, Царица небесная, Спасителя нам родила – Христа – человека и Бога. К святому я камню тому, Что Богомладенца принял, Уста, глаза и главу приложу, Дабы осветились от места святаго. Подобно волхвам поклониться Я к яслям священным приду, Где свет воссиял давно жданный Откуда и я просвещенье принял. Затем я войду и в пещеру, Где трупы младенцев почили, Убитых неистовым Иродом, Встревоженным слухом о царском рождении. О, отче Василий, благоразумнейший, Как облобызал бы теперь я тебя! Увижу а там своего патриарха С народом и клиром священным, Увижу его окруженного Сонмом из лучших монахов. Тебе, дружелюбный Василий, Я предан всем сердцем своим, Как близкому родственнику, – Тебя, как святаго, я чту. Ты знаешь, блаженный, причину Моих обращений к тебе... Где там и тебя я найду, О, мудрый Софроний, – Души моей радость, Утеха родных моих? Увижу л твой образ, почтенный Софроний? По нем я тоскую и ночью и днем! Из глаз моих слезы горючие Ручьами обильными льются, И плачу я, громко рыдая, Когда о тебе вспоминаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

На надпорожнике двери из галереи в часовню сохранилась резная надпись: «Изволением Отца и поспешением с(ы)на и содействием Стого Духа создася храм сей стого Иоанна Рождество Хва Пртчи мца юня дня из года Божия АХЗА». Некоторые изменения внесены при ремонте 1715 г. Ремонтировалась в 1823 г. Стенопись церкви происходит из разных времен: в алтаре сохранилась роспись начала XVII в. кисти мастера Григория (?), часовня на эмпоре разрисована в 1672 г. на средства Ивана Кобриновича (надпись на западной стене церкви: «Рок Бож 1672 изображался храм сей святой старателем и тиражом славного господина Иоанна Кобрынового»), восточная стена нефа – в 1736 г. Несуществующий уже иконостас часовни рисовал в 1669 г. маляр - попович Стефан Медицкий. Отдельные иконы «Христа с апостолами» и «Богородицу» в 1694 г. нарисовал его сын – маляр Иван Медицкий. Алтарную икону «Св. Николая» в 1746 г. нарисовал А. Василий, а запрестольную «Христа-виноградаря» – Василий Глебкевич в 1753 г. Иконостас церкви двух периодов: наместные иконы первой половины XVII в., верхний с апостолами в 1780 г. нарисовал священник церкви св. Параскевы в Дрогобыче о. Петр Метельский. В 1961 г. церковь закрыта. Реставрирована в 1970-1971 г.г. (архитектор И. Могитич, художники А. Эрко, Н. Слипченко, П. Ленивский) и превращена в музейный объект. К северо-западу от неё расположена трёхъярусная Столбовая колокольня оборонительного типа, покрытая высокой палаткой. Литература: Драган М. «Украинские деревляные церкви». - Львов, 1937; Логвин Г.Н. «По Украине». Древние художественные памятники. - Киев, 1968; «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР». - Киев, 1985; Пастух Р., Савьяк П. «История города Дрогобыча». - Дрогобыч, 1991; «Копье Галицких парохий XII-XVI в.в.» Студии семинара для истории Востока в философическом выделении гр. кат. богословской академии во Львове. Под редакцией И. Крипякевича. - Львов, 1939. - Т. 1; Сулик Р. «Жемчужины деревянной архитектуры Бойковщины» (из альбомов М. Драгана) - Львов, 1995; Юрченко П. «Деревянная архитектура Украины». - Киев, 1970; Msciwujewski M. «Królewskie wolne miasto Drohobycz». – Drohobycz, 1929. Слободян В. «Церкви Украины: Перемышльская епархия». - Львов.: 1998 г., перевод с украинского.

http://sobory.ru/article/?object=30102

Андрей Кесарийский , св. Толкование на Апокалипсис. М., 2009. Афанасий Великий , свт. Против ариан слово первое//Его же. Творения. М., 2015. Т. 1. Василий Великий , свт. Беседа 3, на слова «Внемли себе» ( Втор. 15:9 )//Его же. Творения: В 2 т. М., 2008. Т. 1. Василий Великий , свт. О Святом Духе к святому Амфилохию, епископу Иконийскому//Его же. Творения: В 2 т. М., 2008. Т. 1. Григорий Богослов , свт. Слово 38, на Богоявление, или на Рождество Спасителя//Его же. Творения. М., 2007. Т. 1. Григорий Нисский , свт. Слово против Ария и Савеллия//Его же. Догматические сочинения. Краснодар, 2006. Т. 1. Игнатий (Брянчанинов) , свт. Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери//Его же. Полное собрание творений. М., 2014. Т. 3. Аскетическая проповедь . Игнатий (Брянчанинов) , свт. Слово о смерти//Его же. Полное собрание творений: В 8 тт. М., 2014. Т. 2. Иоанн Дамаскин , прп. Точное изложение православной веры//Его же. Источник знания. М., 2002. Иоанн Златоуст , свт. Толкование на Послание к Евреям//Его же. Творения. СПб., 1906. Т. 12. Кн. 1. Иоанн Златоуст , свт. Толкование на пророка Исаию//Его же. Творения. СПб., 1900. Т. 6. Кн. 1. Иустин (Попович) , прп. Догматика Православной Церкви. Части 1 и 2//Его же. Творения. М., 2006. Т. 2. Кирилл Иерусалимский , свт. Поучения огласительные//Его же. Поучения огласительные и тайноводственные. М., 2010. Лев Великий , свт. Слово 2 на Рождество Христово//URL: обращения: 04.02.2022). Максим Исповедник , прп. Вопросоответы к Фалассию//Его же. Творения. СПб., 1994. Т. 2. Симеон Новый Богослов , прп. Слово 37, 3//Его же. Слова и гимны. М., 2011. Т. 2. Феодорит Кирский, блж. Толкование на Послание к Римлянам//Его же. Творения. М., 2003. Феофан Затворник , свт. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. М., 2007. Афинагор Афинянин . Прошение о христианах//Сочинения древних христианских апологетов. СПб., 1999. Галли Н. Христос грядет. Заокский, 2006. Книги Ветхого Завета в переводе П.А. Юнгерова . Учительные книги. М., 2012.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

48 De provident. Orat. I, T. IV, p. 323. 324. 49 Orat. contra gent. n. 41, in Opp. T. I, p. 40, ed. Paris. 1698. 50 Мысль о совершенной бестелесности и духовности существа Божия весьма часто повторяется и в других чинопоследованиях церковных, например: “иже естеством невещественный Бог и невидимый”… (Октоих, ч. 1. лист. 163 на обор. М. 1838); или: “Тя, Троице, славим единого Бога: свят, свят, свят еси Отче, Сыне и Душе, простое существо, единице присно покланяемая” (Постн. Триод. л. 136 на обор. М. 1835). 51 Григорий Богослов. Пять слов о богословии. Слово 28, О богословии второе. 52 Игнатий Брянчанинов. Слово о смерти. 53 Игнатий Брянчанинов. Слово о смерти. 54 Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. 55 Moral. lib. II, с. 3 56 Игнатий Брянчанинов. Слово о смерти. 57 Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. 58 Кирилл Иерусалимский. Огласительные поучения VI, IV. 59 Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. 60 Дионисий Ареопагит. О Мистическом Богословии. 61 Григорий Богослов. Слово 41. На Святую Пятидесятницу. 62 Василий Великий. О Святом Духе. К Амфилохию, епископу иконийскому. 63 Иустин (Попович) . Православная Церковь и экуменизм. 64 Феодорит Кирский. Сокращенное изложение Божественных Догматов. 65 Иоанн Златоуст . Беседа о Святом Духе. 66 Василий Великий. Беседа на Псалом 32. 67 Игнатий Брянчанинов. О образе и подобии Божиих в человеке. 68 Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. 69 Никита Студийский. Третья сотница умозрительных глав сотница о любви и совершенстве жизни Добр. Т. 5. 70 PG 37,1325–1327=2.97 71 Максим Исповедник. Различные богословские и домостроительные главы. 72 Максим Исповедник. Толкование на молитву Господню. 73 Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. 74 Симеон Новый Богослов . Слова. Слово 30. 75 Григорий Палама. Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским, нравственным и относящимся к духовному деланию, а также предназначенных к очищению от варлаамитской пагубы. Рекомендуемые статьи

http://azbyka.ru/uchenie-o-svyatoj-troic...

Поэтому Церковь – верховный и непогрешимый судия в нашем земном мире и всюду, где обращается человеческое существо. Вот благовестие и Богочеловеческая истина, возвещенная Главою Церкви, всеблагим и всеистинным Владыкой Христом: Скажи Церкви; ее суждение – это непогрешимое Богочеловеческое определение во всех человеческих отношениях к Богу и ко всем прочим существам и тварям ( Мф.18:17 ). Не слушающий Церкви – язычник и мытарь, то есть закоренелый нераскаянный грешник. Ибо язычники и нераскаянные грешники – вне Церкви, вне ее Богочеловеческого существа. Эту святую Богочеловеческую истину и данность по-апостольски богомудро исповедует святой Феодор Студит : «Мы православны и питомцы Кафолической Церкви, отвергающие всякую ересь и принимающие все признанные Вселенские и Поместные Соборы, равно как и изреченные ими канонические постановления. Ибо не вполне, а наполовину православный тот, кто полагает, что содержит правую веру, но не руководствуется Божественными правилами». «Есть Божественные законы и правила, которые руководят каждым благочестивым, в которых нельзя ни прибавить, ни убавить что-нибудь». Защищая свою исповедническую борьбу, святой Феодор Студит пишет: «Мы... не отщепенцы от Церкви Божьей... Хотя мы и повинны во многих других грехах, однако составляем одно тело с ней, и вскормлены Божественными догматами, и правила ее и постановления стараемся соблюдать». «Мы... православны во всем, отвергаем всякую ересь и принимаем всякий признанный Собор, Вселенский и Поместный, а также и изреченные ими священные и канонические постановления твердо содержим. Ибо не совсем точно соблюдает слово истины тот, кто считается содержащим правую веру, а не руководствуется божественными правилами. Кроме того, мы принимаем и законную, по временам употребляемую святыми, икономию». Царь заключил незаконный, прелюбодейный брак. – «Не повинующиеся Господнему слову нечестивым языком своим назвали спасительной для Церкви икономией нарушение закона и Евангелия». Одобрять незаконный брак царя и это прелюбодеяние оправдывать икономией есть не что иное, как называть икономией извращение истины. Предпочитать волю царя воле Божией – значит нарушать Ветхий и Новый Завет. «И через это происходит разрушение всего, как во времена антихриста, и поэтому сатаной названное у них слово “икономия” справедливо будет назвать предтечей антихриста». Нет различия между Божественными правилами и Христовым Евангелием; они суть «одно и то же... Поэтому Василий [св. Василий Великий . – Преп. Иустин] и равные ему святые принимали эти правила как апостольские и следовали им, нисколько не изменяя их, но дополняя по необходимости». А преступники этих божественных правил считают их нарушение «Божией икономией, благой и спасительной для Церкви». «Не позволительно ни нашей [Поместной. – Преп. Иустин] церкви, ни другой делать что-либо вопреки постановленным законам и правилам».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Скажем, свт. Василий объяснял возможность первоначального появления из земли животных тем, что и сейчас сами собой появляются кузнечики, мыши, жабы и угри 6 . Вместе с тем, если убрать из текста беседы это ложное доказательство, то само догматическое утверждение о том, что земля по слову Божию извела из себя животных, останется неизменным. Решающим его основанием являются Писание и вера Церкви, которую свт. Василий видел в буквальном понимании Шестоднева. Поэтому естественнонаучные исследования для него представляются предметами пустыми и бесполезными, делом «объюродевшей мудрости». После перечисления разных гипотез он советует, «оставив все это, не доискиваться и того, на чем земля основана», и «положить пределы своей мысли» 7 . Отсюда повествование Моисея является для великого святителя непосредственным и совершенным откровением Божием, которое тот «слышал от Бога» и изложил в целях спасения поучаемых 8 . Возможность эволюционного прочтения святоотеческого Предания Церковь с самого начала считала сотворенный мир результатом действия всемогущего и премудрого Творца. Поэтому множество святых отцов, буквально толкуя Шестоднев, тем самым просто исключают эволюционное его понимание. Однако они редко прямо критикуют идею эволюционного развития мира, поскольку в древности эта идея почти не звучала и тем самым не представляла серьезного вызова церковной вере. Ситуация радикально изменилась после Дарвина, который дал решающий толчок для идеи биологической эволюции 9 , подтверждением которой он считал палеонтологическую летопись. Тем самым теория эволюции претендовала на новое описание событий, уже изображенных в Библии как акт сотворения мира всемогущим Творцом, и помимо узко научного, она приобрела и богословское звучание. Это вызвало активную реакцию в православной среде. О ней высказались, причем единогласно отрицательно, множество святых отцов, начиная со второй половины XIX в.: свв. Феофан Затворник , Иоанн Кронштадтский , Амвросий Оптинский , Паисий Святогорец , Иустин (Попович) , Макарий (Невский) , Нектарий Пентапольский и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Эфиопы, видя это, скрежетали зубами, потому что хотели похитить меня у Ангелов и отвести на дно ада. В это время неожиданно явился там же преподобный отец наш Василий и сказал святым Ангелам: “Господие мои, эта душа много служила мне, успокаивая мою старость, и я молился Богу, и Он отдал ее мне”. Сказав это, он вынул из-за пазухи золотой мешочек, весь полный, как я думала, чистым золотом, и отдал его святым Ангелам, сказав: “Когда будете проходить воздушными мытарствами и лукавые духи начнут истязывать эту душу, выкупайте ее этим из ее долгов; я по благодати Божией богат, потому что много сокровищ собрал себе своими трудами, и дарю этот мешочек душе, служившей мне”. Сказавши это, он скрылся. Лукавые бесы, видя это, находились в недоумении и, поднявши плачевные вопли, также скрылись. Тогда угодник Божий Василий пришел снова и принес много сосудов с чистым маслом, дорогим миром и, открывая один за другим каждый сосуд, вылил все на меня, и от меня разлилось благоухание. Тогда я поняла, что изменилась и стала особенно светла. Святой же опять обратился к Ангелам со следующими словами: “Господие мои, когда вы совершите все, что нужно для этой души, отведите ее в уготованный мне Господом Богом дом и поселите ее там”. Сказавши это, он сделался невидим, а святые Ангелы взяли меня, и мы по воздуху пошли на восток, подымаясь к небу. Мытарство первое. Когда мы восходили от земли на высоту небесную, сначала нас встретили воздушные духи первого мытарства, на котором испытываются грехи празднословия. Здесь мы остановились. Нам вынесли множество свитков, где были записаны все слова, какие только я говорила от юности моей, все, что было сказано мною необдуманного и, тем более, срамного. Тут же были записаны все кощунственные дела моей молодости, а также случаи праздного смеха, к которому так склонна юность. Я видела тут же скверные слова, которые я когда-либо говорила, бесстыдные мирские песни, и обличали меня духи, указывая время и место и лиц, с кем занималась я праздными беседами и, своими словами прогневляя Бога, нисколько не считала того за грех, а потому и не исповедовалась в том пред духовным отцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Иосиф, митрополит Молдавский и Сочавский Во главе этих славных поборников православия стоит великий святитель румынской земли Филарет Скрибан-Попеску (т. е. попович ), епископ ставропольский (номинальный). Этому герою-великану, спасителю румынской, православной церкви от угрожавшей ей страшной опасности даже самая краткая история церкви румынской должна уделить почётное место, ибо всем, что в настоящее время есть хорошего в румынской церковной жизни, она обязана Филарету Скрибану. Оценивая его значение, проф. Конст. Ербичану, говорит: «Если в настоящее время Румыния имеет своего защитника, своего апологета христианства, то это – он; если кто-либо у нас хвалится знанием христианства, то этим всецело обязан ему; если теперь ещё кое-где видны светильники в румынской церкви, то это его дети; если, наконец, существует ещё христианская жизнь между нами, то мы должны всецело быть благодарными за это Филарету». И эта характеристика нисколько не преувеличена. Действительно, появление Филарета Скрибана (равно как и брата его Неофита, который был ревностным помощником ему) на исторической арене того времени, когда православию угрожала весьма серьёзная опасность, есть событие величайшей церковно-исторической важности. С неё начинается в истории румынской церкви поворот к лучшему. Филарет Скрибан, епископ Ставропольский Неофит Скрибан, епископ Эдесский Филарет (в мире Василий) родился в 1811 году в местечке Бурдужени, что на границе Австрии, и своё первоначальное образование получил в доме родителей и у монахов греков, в Фёдоровском монастыре. Затем он отправился в Яссы, где блистательно окончил курс Ясской академии, причём, как выдающейся по успехам студент её, он был оставлен в ней в качестве профессора географии и французского языка. Серьёзный, вдумчивый, глубокий знаток румынской истории и румынского народа, в изучении которых помогли ему его поистине гениальные способности, частые поездки по Румынии и обращение с простым румынским народом, Филарет Скрибан в большей, нежели кто-либо другой, степени понимал смысл, цели и идеалы народные, чем и для чего билось и теперь бьётся сердце народа, и к чему стремится его душа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Начиная с четвертого века многочисленны святоотеческие свидетельства о благоговейном почитании святых икон. Вот некоторые из них. Святой Афанасий Великий пишет: «Мы, верные, поклоняемся иконам не как богам, а лишь выказываем свое расположение и любовь к лицу, изображенному на иконе. Посему нередко, когда лик на ней изгладится, мы сжигаем ее как непотребное древо... Кланяемся мы и целуем детей и родителей своих, то есть чтобы выразить им любовь нашей души. Так и иудеи поклонялись скрижалям завета и двум золотым херувимам, чествуя этим не камень и золото, а Господа, повелевшего их сделать». – Благоговейно почитая святые иконы, святой Василий Великий говорит, что они «переданы от святых Апостолов и изображаются во всех церквах». «Почитание образа (иконы) восходит к первообразу (=к первоиконе)». Святой Григорий Богослов пишет, что своды величественного храма в Назианзе были покрыты иконами и что иконы были в употреблении по домам. – Блаженный Феодорит и историк Филосторгий свидетельствуют о том, как христиане благоговейно чтили святые иконы, перед которыми кланялись, возжигали свечи и кадили. – О всеобщем распространении на Западе икон Спасителя, святых Апостолов, святых пророков и прочих святых свидетельствует блаженный Августин . – Из шестого века у нас есть свидетельство преподобного Анастасия Синаита , который пишет о чуде от иконы святого Феодора: «Сарацины ее осквернили – и тут же были поражены смертью». Во время иконоборчества догмат о благоговейном почитании святых икон запечатлен кровью многих святых мучеников и апостольским бесстрашием многих святых исповедников. В защиту этого догмата особенно много писали святой Герман, патриарх Цареградский, Григорий, папа Римский , а превыше всех – преподобный Иоанн Дамаскин . Собрав древнее Богооткровенное учение Священного Писания и Священного Предания о благоговейном почитании святых икон, святой Дамаскин написал три знаменитых «Слова» в защиту святых изображений. В них он богодухновенно благовествует: «Так как некоторые укоряют нас за то, что мы кланяемся и оказываем честь иконам Спасителя и Владычицы нашей Богородицы, а также и прочих святых Божиих угодников, то пусть услышат они, что Бог в начале сотворил человека по образу Своему (κατ εκνα). Ведь и мы не потому ли кланяемся друг другу, что созданы по образу Божию? Ведь честь, воздаваемая образу, переходит на первообраз. Первообраз есть то, что изображается, с чего живописуется образ. Сам Бог первым сделал икону, ибо сотворил первого человека по образу Божию».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Попович» найдены статьи: ВАСИЛИЙ (Попович; 1860-1938), митр. Баня-Лукский. ВИКЕНТИЙ (Попович, по прозвищу Хаджилавич; 2-я пол. XVII в. - 1725), митр. Карловацкий ДИОНИСИЙ (Попович Димитрий; † 1815), митр. Белградский ДИОНИСИЙ (Попович (Папазоглу, Пападопулос), 1750 - 1828), митр. Будимский ЕВФИМИЙ (Попович; нач. XVIII в.), митр. Будимский Сербской Православной Церкви ИУСТИН (Новый, Челийский) (Попович Благое; 1894 - 1979), архим., серб. богослов и проповедник, прп. (пам. 1 июня) НЕСТОР (Попович (иногда в литературе - Йованович) Никола; 1833-1884), еп. Нишский Сербской Православной Церкви Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Попович.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010