Обращаясь к современности,  нужно сказать о таких представителях направления витязей-поэтов, как Игорь Тальков, комбриг Алексей Мозговой, и кобзарь Триединой Руси Василий Жданкин. Да, их совсем немного, потому что культурологических водителей народа не может быть много. Возможно, также и по этому поводу сказано Апостолом: «Не многие делайтесь учителями» (Иак. 3:1). Но, они – Игорь Тальков, витязь-поэт Мозговой, и кобзарь Василий Жданкин, заслужили это звание – культурологические водители народа. А потому, как древние три богатыря – Илья Муромец, Добрыня Никитич, и Алеша Попович, они, находясь ныне на небесном дежурстве, непоколебимо стоят на страже таких важных основ в искусстве, как проповедь доблести, чести, отваги и верности. Непоколебимо стоят на страже таких основ благородного искусства, как подвиг и поэзия соединенные воедино. А, это есть главные основы любого искусства, потому что вспомним, Бог-Творец переводится на греческий как – Поэт, а один из титулов Христа звучит как – Подвигоположник. Именно потому, жанр рыцарского искусства, где поэзия и подвиг соединены воедино, должен получить положенное место в современной литературе. Ибо, еще с древних времен, проповедуя благородные принципы, бояны, барды и скальды готовили в сердцах народов почву для принятия христианства. Доклад, прочитанный на «Богатырском конгрессе» во Владимире, 18 июня 2022 г. Александр Степанович Сороковиков , писатель, общественный деятель, Владимирская область, г. Покров   Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/20/vi...

Положение купцов, среднее между боярами и людинами, сообщало большое значение в Новгородском миру и людинам, или черным людям, молодшим, меньшим. Главное отличие черных людей от бояр и купцов состояло в том, что они, за весьма немногими исключениями не имели своей поземельной собственности, а или владели по долям общинною землею, или селились общинами на землях частных владельцев – бояр и купцов по взаимным условиям. Городские людины по своим промыслам приближались к купцам; они занимались также торговлею, только не причислялись к купеческим общинам, или жили разными ремеслами и исправляли разные должности у купцов; сельские же людины, или крестьяне, занимались земледелием и частью другими сельскими промыслами – звероловством, рыболовством и подобн. В экономическом отношении черные люди, как большею частию бедные и слабые, более или менее находились в зависимости от бояр и купцов и как бы глядели из рук богатых; но эта зависимость в экономическом отношении не порабощала их первым двум классам, и по закону меньшие люди в Новгороде относительно участия в общественных делах имели одинаковые права с большими людьми. На вече голос меньших или черных людей имел такую же силу и значение, как и голос больших – бояр и купцов, и при несогласии меньших с большими вече распадалось, и составлялись два веча, и дела кончались или битвой на улицах, или умиротворительным вмешательством владыки (епископа) и духовенства; следовательно, в обоих случаях согласием больших с меньшими; но одни большие без меньших не могли держать веча и решать дел; большие ни на одном вече не могли провести закона, который бы уменьшил или уничтожил равноправность черных людей, напротив того, часть больших людей всегда переходила на сторону меньших и вместе с ними защищала права меньших. При таковом положении на вече меньшие или черные люди принимали одинаковое участие с большими людьми не только при защите Новгородской земли и в военных походах, но и в сношениях и переговорах с соседними государями, и чрез своих представителей участвовали в посольствах; договорные же грамоты Новгорода заключались всегда от имени больших и меньших, от всего господина Великого Новгорода. Например, в договорной грамоте Новгорода с великим князем Московским Дмитрием Ивановичем, заключенной в 1370 году, даже поименованы особые посланники от черных людей; грамота эта начинается так: «Се приехали ко мне к великому князю Дмитрию Ивановичу всея Руси, от отца моего от владыки Алексея и от посадника Юрия, и от тысяцкого Олисея, и от всего Новгорода, Иван посадник, Василий Федоров, Иван Борисов, а от черных людей Боислав попович, Василий Агафонов, кончал есми с своими мужи в одиначество и целовали есми крест».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/s...

Это очень живой, корректный и выдержанный, умный и эластичный, но в то же время страстный человек, безгранично и всецело преданный украинской идее. В нем как-то не ощущается солидности – и это очень ослабляет то в общем ценное впечатление, которое получаешь от беседы с Шульгиным. На самом деле, насколько я могу судить, это самый широкий и умный (хотя тоже не талантливый, как и Дорошенко) человек среди украинской политической интеллигенции. На нем легла печать столичного «лоска», в нем нет ни мужиковатой, но зато прямой, грубости Лотоцкого, нет приторности Дорошенко, у которого всегда ясно ощущаешь хитрого человека. Шульгин тоже своего заветного не выдает сразу, но у него есть политический темперамент, отсутствие которого так понижает все дела и выступления Дорошенко. У Шульгина не хватает ума, чтобы иметь продуманную и ясную систему политических идей, его защита тех или иных положений больше действует ее эмоциональной окраской, чем убедительностью аргументов. Шульгин был бы очень хорошим «вторым лицом» в какой-нибудь делегации, а для того, чтобы быть первым лицом, у него недостаточно данных. В Праге же я встречал и Швеца – одного из членов Директории, которого я знал по Украинскому Народ Университету. Это был типичный украинский попович, импонировавший своим огромным ростом, физической силой, какой-то стихийной силой, которую ему некуда было девать, в компании «добрый малый», решительный в словах и в действиях, но совершенно глупый во всех общих вопросах, необразованный и некультурный. Ему бы родиться в век Тараса Бульбы, а не быть специалистом по минералогии, каковым он по игре случая был. Каким образом он оказался в составе Директории при таком явном умственном ничтожестве, не берусь объяснить, вероятно, представлял свою партию (украинских с-р). Раз говорю я об украинских политических деятелях, вернусь еще раз в двум главным деятелям современного эмигрантского украинства – Скоропадскому и Дорошенко. Я называю их главными деятелями, хотя хорошо знаю, что на украинском Олимпе живет много отставных богов – как Прокопович, Левитский, Лотоцкий, Шульгин, Шаповал и tutti quanti.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

Закрыть Почему мы, русские, молчим?! Кинорусофобы с дьявольской усладой порочат русскую святость Анатолий Байбородин   05:30 13.01.2023 1796 Фото: из личного архива автора С дворянских времен и поныне безбожные литераторы и журналюги, не говоря о поганых басурманах и христопродавцах, навадились с бесовским азартом обличать либо оплакивать и заживо хоронить русский народ, видя в русских лишь язвы и пороки. Что греха таить, водились в народе язвы и пороки, да и не вывелись, но и сотни веков спасительно светила и светит миру русская святость, запечатленная в церковных житиях и летописях, в средневековых повестях и русской народной устной поэзии, на вершины которой книжная русская поэзия взирала, яко на солнце. Даже глянув на духовно-нравственный облик народа в лихие девяностые и нулевые, даже ужаснувшись, надо помнить, что слезами горю не поможешь, а уж тем паче руганью. Да и грех винить лишь народ, на выю которого баре надели рабское ярмо, из церкви сманивая в кабак, а потом комиссары насильно обезбоживали, раскрестьянивали, и наконец, на перевале веков буржуи пытались обратить в быдло, жаждущее хлеба, зрелищ и блуда. Прости Господи, деятелей, что оплакивали и до срока хоронили русский народ, но те, что осмеивали, стали потешаться и над русской святостью. И здесь грех не вспомнить властных русофобов, что и в рабоче-крестьянской Красной Империи печатно и киношно высмеивали русскую святость, и мы, русские, либо терпели, либо посмеивались в лад насмешникам. О сем гениально поведал Василий Шукшин в повести «До третьих петухов»… И скажем, в журнале «Крокодил» ёрнически малевались святорусские богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович, где, помнится, Илья Муромец на богатырском коне замер у бел-горюч-камня и водит копьем, словно указкой, не по мифическим письменам, где запечатлелась русская судьба, а по шутовским словесам. Но советские шутки-прибаутки – цветочки, ядовитые волчьи ягоды вызрели в прошлом году, когда по интернет-каналам пошёл гулять русофобский сериал «Хитрый Илья», где холопы тьмы с дьявольской усладой поизмывались над русскими национальными святыми и святынями, где мерзкий, тщедушный лицедей… вылитый хозарин… издевательски изображает святорусского богатыря Илью Муромца, что по церковным сведеньям, будучи на голову выше выссоких, обладал воистину богатырской силою.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/13/po...

В области библейского образования в КДА во 2-й пол. XIX - нач. ХХ в. имели место: а) опыты написания исагогических введений (еп. Филарет (Филаретов) и Сольский); б) поиски путей создания школьной (или популярной) Толковой Библии на основе общедоступного (синодального) текста (Олесницким, Покровским, Рыбинским); в) организация дискуссий о повышении уровня преподавания библейских знаний в правосл. духовных школах (1896-1897); г) обсуждения вопроса о более эффективном преподавании в правосл. духовных школах оригинальных библейских языков как базы для профессионального изучения Свящ. Писания (1889-1890). Вклад КДА в отечественную библеистику очевиден прежде всего в областях: а) переводов Свящ. Писания и святоотеческих библейских комментариев, а также сопутствующих им палеографических, текстологических и филологических исследований; б) различных библиологических дисциплин в связи с разработками программ их преподавания. Так, еще в 20-е гг. XIX в. А. А. Максимович и С. В. Гуляев по поручению Комиссии духовных уч-щ переводили кн. Левит; в тесной связи с преподаванием библейских языков и практикой переводов находились и научные работы С. Ф. Соловьёва, к-рый в 1827 г. составил арам. грамматику, заслужившую похвалу гебраиста проф. прот. Герасима Павского . И. П. Максимович и М. С. Гуляев принимали участие в подготовке рус. перевода Библии. Максимович выполнил переводы с древнееврейского первых 19 глав 1-й Книги Царств и Книги Екклесиаста (ТКДА. 1861; ХЧ. 1861. Т. 2. 4. С. 1-28). Гуляев перевел 4 Книги Царств, 2 книги Паралипоменон, Книги Ездры, Неемии, Есфири. Переводы сопровождались историческими и филологическими примечаниями (Исторические книги Свящ. Писания Ветхого Завета. К., 1866). Выдающиеся заслуги в этой области принадлежат Олесницкому: его переводы ветхозаветных книг пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила печатались в 1865-1873 гг. в Трудах КДА. Им написан ряд работ по библейской текстологии и ветхозаветной поэзии (Рифм и метр ветхозаветной поэзии//ТКДА. 1872. 10. С. 242-294; 11. С. 403-472; 12. С. 501-592; Тенденциозные корректуры иудейских книжников (соферимов) в чтении Ветхого Завета//Там же. 1879. 5. С. 3-54). В нач. ХХ в. в создании переводов зап. учителей Церкви принимали участие как профессора старшего поколения, так и молодые преподаватели. Напр., комментарии блж. Августина на НЗ переводил еп. Василий (Богдашевский), привлекались Смирнов и Бессарабов; комментарии блж. Августина на ВЗ переводили Рыбинский, Глаголев, Иваницкий, Попович (см.: Журнал от 26 янв. 1916 г.//Извлечения из Журналов Совета КДА за 1915-1916 уч. г. К., 1916).

http://pravenc.ru/text/1684525.html

Шуйский хотел воспользоваться победою и докончить дело; он сам лично осадил Тулу, куда скрылись Шаховской, Телятевский (?), Болотников и Лжепетр. Осажденные два раза отправляли гонца в Польшу, к друзьям Мнишка, чтобы те постарались немедленно выслать какого-нибудь Лжедимитрия, в отчаянии писали к ним: «От границы до Москвы все наше, придите и возьмите, только избавьте нас от Шуйского». Наконец самозванец отыскался; что это был за человек, никто не мог ничего сказать наверное; ходили разные слухи: одни говорили, что это был попов сын, Матвей Веревкин, родом из Северской страны; другие – что попович Дмитрий из Москвы, от церкви Знаменья на Арбате, которую построил князь Василий Мосальский, иные разглашали, что это был сын князя Курбского, иные – царский дьяк, иные – школьный учитель, по имени Иван, из города Сокола, иные – жид, иные – сын стародубского служилого человека. Подробнее других источников говорит о нем одна белорусская летопись: «Того же року 1607 месяца мая после самое суботы и шол со Шклова из Могилева на Попову Гору якийсь Дмитр Иванович, менил себе быти царем московским. Тот Дмитр Нагий был на первей у попа, Шкловского именем, дети грамоте учил, школу держал, также у священника Федора Сазоновича Никольского у села дети учил, а сам оный Дмитр Нагий имел господу у Могилеве у Терешка, который проскуры заведал при церкви св. Николы, и прихаживал до того Терешка час не малый, каждому забегаючи, послугуючи, и имел на себе плохой кожух бараний, в лете в том ходил». Верно только то, что этот второй Лжедимитрий вовсе не был похож наружностию на первого и что был человек грамотный, начетчик в священном писании; последнее обстоятельство и заставляло догадываться, что он был из духовного звания; так, летописец говорит: «Все воры, которые назывались царским именем, известны были многим людям, откуда который взялся; но этого вора, который назвался расстригиным именем, отнюдь никто не знал, не ведомо, откуда взялся; многие догадывались, что он был не из служилых людей, думали, что он или попов сын, или церковный дьячок, потому что знал весь круг церковный». Что же касается до его нравственного характера, то уже можно догадаться, каков мог быть человек, сознательно принявший на себя роль самозванца, и потому мы не имеем права предполагать сильное преувеличение в тех известиях чужеземных, следовательно, беспристрастных, которые называют его безбожным, грубым, жестоким, коварным, развратным, составленным из преступлений всякого рода, недостойным носить имя даже и ложного государя. Мы должны прибавить только, что, как видно из его поступков, это был человек, умевший освоиться с своим положением и пользоваться обстоятельствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Сдавать нельзя сдаваться: ЕГЭ становится обязательным. К единому обязательному госэкзамену, одновременно выпускному школьному и вступительному вузовскому, Минобразования шло 8 лет. Преподаватели школ и вузов клянут качество тестов: вопросы неглубокие, слишком частные, некорректно сформулированные. Гуманитарии возмущены нетворческим подходом, представители точных наук — западными стандартами, противоречащими «национальным традициям математического образования», ежегодные скандалы с утечкой заданий в сеть. Права на вступительные экзамены добились лишь 24 вуза, в том числе МГУ, СПбГУ и ВШЭ. Через три года их останется пять. - С. 78; Особый случай: в СИЗО умирает Магнитский. Сергей Магнитский был начальником отдела налогов и аудита консалтинговой компании Firestone Duncan, клиентом которой был британский инвестиционный фонд Hermitage Capital, некогда один из крупнейших в России. В 2005 году главе фонда Уильяму Браудеру запретили въезд в Россию, в 2007-м в Hermitage и Firestone прошли обыски и были поданы жалобы о хищении госсредств. Магнитского задерживают, но 16 ноября 2009 года он умирает в СИЗО. Глава московской службы исполнения наказаний и начальник изолятора отправлены в отставку. Через два года американский конгресс примет так называемый «Акт Магнитского», начавший практику введения персональных санкций против российских граждан, с точки зрения отдельных влиятельных конгрессменов нарушающих права человека. — С.78. Уходят из жизни : Архимандрит Матфей ( Мормыль ), заслуженный профессор Московской духовной академии, уставщик и старший регент легендарного в советские времена хора Троице-Сергиевой лавры; Майкл Джексон , мировая мега-звезда поп-музыки; Наталья Трауберг, российский эссеист, мемуарист, переводчик — в том числе книг Клайва С. Льюиса и Гилберта К. Честертона; Василий Аксенов , русский писатель, прозаик, драматург, сценарист; Савва Ямщиков , русский реставратор, историк искусства, публицист; Сергей Михалков , писатель, поэт, драматург, автор текста двух гимнов СССР и гимна Российской Федерации; Павел Попович , летчик-космонавт СССР, дважды герой Советского Союза (1962, 1974); Егор Гайдар , один из идеологов российских либеральных реформ, и. о. председателя правительства РСФСР и РФ (1991-1992). - С.78.

http://foma.ru/bibliografija-foma-5-217-...

— Это вы?  — Да. Это Кремлевский Дворец съездов, Всесоюзный смотр солистов художественной самодеятельности. У меня тогда — диплом первой степени. Да я и сейчас пою. Оперу? Пожалуйста. Спою, что хочешь, даже арию. Меня приметили, и даже в часть приезжали какие-то музыканты, уговаривали командующего отпустить меня, демобилизовать, говорили, что меня берут без экзаменов в минскую консерваторию. Но я выбрал авиацию. И правильно сделал. Закончил службу в звании подполковника. Что вам спеть? Ну, давайте нашу. Мы эту песню поем с моими «летчиками» в школе. Она стала нашим гимном. «Как же я люблю своих “летчиков”!» Пять лет назад Анатолий Байрошевский создал клуб юных авиаторов в Спас-Клепиках Рязанской области. Помогло командование 203-го гвардейско-авиационного полка самолетов-заправщиков города Рязани, который базируется в Дягилево. Именно оттуда летчик уволился в запас. Руководство школы и полк заключили соглашение о дружбе и сотрудничестве. Полк стал шефом ребят. На все патриотические праздники шефы — в гостях у ребят, а школьники с удовольствием ездят на базу полка на экскурсии, ребятам даже посчастливилось заниматься на тренажерах, за которыми тренируются летчики.  — Командир полка Михаил Борисович Максимов поддерживает нас во всем, на поездки детей в полк выделяются школьные автобусы. А у меня на общественных началах есть два часа в неделю в школе, я занимаюсь с ребятами, — радуется Анатолий Николаевич. — У нас в клубе ученики с пятого по седьмой классы. Хорошие ребята. Дисциплина клуба помогает им и в поведении подтянуться, и в учебе.   Ребята изучают историю авиации, Байрошевский знакомит их со своими друзьями. Контр-адмирал Василий Попович — писатель, академик — высылает детям литературу. Историк авиации Николай Якубович тоже на связи. Большой друг клуба — капитан 2-го ранга, писатель, сценарист Александр Покровский. У каждого юного летчика есть удостоверение с девизом, которым стали слова поэта Феликса Чуева: «Земля всегда считала цветом нации, кто был, кто есть, кто будет в авиации!» 

http://pravmir.ru/nam-na-posadku-idti-a-...

Гоголю вторит преподобный Иустин Попович в своем замечательном труде “Достоевский о Европе и славянстве”: “Национализм, освященный и просвещенный Богочеловеком Христом, становится евангельским мостом ко Христову всечеловечеству. Только освященное и просвещенное Христом, славянство обретает свое непреходящее значение в мировой истории и через всеславянство ведет к всечеловечеству. Все, что является православным, стремится к одной цели: к братскому объединению всех людей посредством евангельской любви и жертвенного служения всем людям”. Стать русскими… Это, наверное, еще осознание нами, сегодняшними, величия и мудрости государственного устроения той России, которую мы утратили. Взять, к примеру, тот же национальный вопрос: главным, определяющим считалось вероисповедание отдельно взятого гражданина империи. Еще менее ста лет тому назад народы, населяющие необозримые просторы Российской Империи, различались как православные, мусульмане и иудеи, а не как русские, башкиры или евреи. И это совершенно справедливо, чего не скажешь о нашем времени. Отчетливо это проиллюстрировала досадная ситуация, возникшая лично у меня во время последней переписи населения. Ранним утром к нам в квартиру пожаловали два счетчика (две милые смущенные девушки), которые предложили нам с женой заполнить анкеты. Изучив их, я, увы, не обнаружил графы “вероисповедание”, чем и поделился с гостьями, предложив дописать недостающую графу от руки. В ответ услышал, что анкета в таком виде будет считаться недействительной. Жаль. Надоело постоянное манипулирование средств массовой информации с численностью православных верующих в нынешней России, доходящее нередко до абсурда. А ведь, казалось бы, чего проще: внеси соответствующую графу в анкету переписи — и будет положен конец спекуляциям. Да одно это придало бы мероприятию общегосударственного масштаба высокий смысл. Спрашивается, зачем оно тогда вообще понадобилось, вобравшее в себя столько людских и финансовых ресурсов, а на деле обернувшееся актом малодушия властей?! А ведь нам пытались внушить важность переписи, говоря, что полученные в ее результате данные помогут, дескать, улучшить жизнь граждан нашей страны. В качестве конкретного примера звучали, в частности, обещания оптимизировать на основе полученной информации график работы городского транспорта. Между тем как толпился народ на транспортных стоянках, так толпится и поныне…

http://azbyka.ru/fiction/tajna-russkogo-...

Так, уже в описании битвы на Калке находим: «убиша Александра Поповича, а с ним богатырь 70», вместо обычного «храбрых 70»; с др. стороны, в Лаврентьевской, под 1263 – «зде же явишася 6 муж храбрых». Обозначая в своем восточном оригинале наездника, отличавшегося особенной неутомимостью, силой и храбростью и бывшего исполнителем ханских поручений, слово «богатырь» перенесло эти признаки вместе «с ароматом степи», в русские народные рассказы о подвигах их удальцов, «храбров». Ратные подвиги в чистом поле и исполнение возложенных кн. Владимиром поручений являются в былинах действительно основными чертами, определяющими лицо богатыря. Таковы особенно: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Поток Михайлович, Дунай Иванович, Данило Игнатьевич, Иван Годинович, Сухмантий Одихмантьевич, Еким Иванович, Михайло Казарянин, Василий Казимирович, Никита Залешанин; богатырями же называются и Святогор-Самсон, без определенной цели разъезжающий по степям, и Вольга, идущий походом на Турец-Сантала, и представители враждебной силы: Тугарин Змиевич, Идолище Поганое, Жидовин. Этот тип богатыря-наездника мог сложиться в эпосе русского населения, близкого к степям и условиям кочевников; к нему не подходят ни герои новгородских былин, в которых название «богатырь» почти не встречается, ни заезжие щеголи, как Соловей Будимирович, Дюк Степанович, Чурило Пленкович, ни такие «горожане», как Ставр Годинович, Хотен Блудович и т.д. По мнению В. Миллера, «под категорию «богатырь» не подводятся сказителями былин такие личности, которые не совершают подвигов в борьбе с басурманами и разными чудищами и не состоят на службе у князя». Эта точка зрения оправдывает деление былинного репертуара по характеру содержания на два отдела: а) былины богатырские и б) былины не-воинские, с событиями городской жизни на первом плане. Общие законы поэтизации, налагающие сходные идеальные черты, роднят, впрочем, между собою героев того и др. круга, и герои былин второго отдела весьма нередко носят то же название богатыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010