священник Георгий Завершинский Скачать epub pdf Библиография ИСТОЧНИКИ 1. Афанасий Великий , архиепископ Александрийский. Творения. Ч. III. M.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903. [­ Афанасий. Творения] 2. Василий Великий , архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения, Ч. III. M.: типография Августа Семена, 1846. [­Василий. Творения] 3. Ветхозаветные апокрифы/Пер. Е. В. Витковского. M.: ACT; Харьков: Фолио, 2001. [­Ветхозаветные апокрифы] 4. Григорий Богослов , архиепископ Константинопольский. Творения. Т. I, II. СПб.: Изд-во Сойкина. [­Григорий. Творения, I, II] 5 . Григорий Палама , архиепископ Фессалоникийский. Триады в защиту священнобезмолвствующих/Пер., поел, и комм. В. Вениаминова. М.: Канон, 1995. [­Григорий Полома. Триады] 6. Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры /Пер. А. Бронзова . СПб., 1894. [­Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры ] 7. Иоанн Златоуст , архиепископ Константинопольский. Творения. Т. VIII. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. СПб., 1902. [­Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна] 8. Ириней Лионский , святитель. Творения/Изд. в рус. переводе прот. П. Преображенским , 1900. М.: Паломник, 1996. [­ Ириней Лионский . Творения] 9. Иустин (Попович) , архимандрит. Толкование на 1-е соборное послание святого апостола Иоанна Богослова. М., 1998. [­ Иустин (Попович) . Толкование на 1-е соборное послание святого апостола Иоанна Богослова] 10. Иустин Философ и Мученик. Сочинения/Пер., введ. и прим. прот. П. Преображенского . М., 1892. М.: Паломник, 1995. [­Иустин Философ. Сочинения] 11. Климент Александрийский . Педагог/Пер. с греч. Н. Н. Корсунского и свящ. Георгия Чистякова. М., 1996. [­Климент. Педагог] 12. Кирилл Александрийский , святитель. Творения. Книга вторая. М.: Паломник, 2001. [­ Кирилл Александрийский . Творения] 13. Писания мужей апостольских/Введ., пер. с греч. и прим. прот. П. Преображенского ; доп.: введ., пер. с греч и прим. свящ. В. Асмуса и А. Г. Дунаева. Рига: Латвийское библейское общество, 1994. [­Писания мужей апостольских. Рига]

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

Жизненный путь архимандрита Василия (Пронина) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 58, 2010 23 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 58, 2010 Бывают люди, которые своими делами, мыслями или же начинаниями как-то отстают от своей эпохи. Есть и такие, которые успевают жить в ногу со своей эпохой, и им там уютно. Но иногда Господь дарует жизнь людям, которые во всех сферах своей деятельности опережают свою эпоху во всём. Таким был известный исследователь, учёный, аскет и подвижник благочестия Православной Церкви в XX столетии в Закарпатье архимандрит Василий (Пронин) Каждый исследователь Православия за Карпатами в XX столетии в лице архимандрита Василия непременно увидит глубокий кладезь разносторонней мысли, аскетического опыта в Боге и непременно будет изучать его научное, богословское и историческое наследие. В жизни этого человека не было коллизий его интересов; они всегда рассматривались и подчинялись одному закону — Божьему. Множество ярких и известных церковных деятелей сопричастны к истории Православия в этом регионе в XX в. Каждый из них оставил свой отпечаток на формировании религиозной мысли и жизни. Достаточно вспомнить таких архипастырей, подвижников благочестия, философов и учёных, как митрополит Евлогий (Георгиевский), митрополит Вениамин (Федченков), митрополит Дорофей (Филип), архиепископ Аверкий (Таушев), ныне уже святые святитель Иоанн (Максимович), преподобный Иустин (Попович) 1 , преподобный Алексий (Кабалюк) 2 , преподобный Иов (Кундря) 3 , профессор Георгий Геровский, академик АН СССР М. Ф. Мурь­я­нов и другие. Каждый из них оставил неизгладимый след в истории этого края. Дух, которым дышали эти деятели, поддерживал, развивал и воплотил в своей жизни архимандрит Василий (Пронин). Его публикации и опыт заставляют задуматься над исторически прошлым и настоящим. Жизненный путь будущего духовника Мукачевского Свято-Николаевского монастыря архимандрита Василия (в миру Владимира Васильевича Пронина) начался в городе Киеве, где он родился 8 сентября 1911 года 4 . Он принадлежал к древнему дворянскому русскому роду Прониных 5 . Детство Владимира проходило в общей для его сверстников колее. Исключением в характере Владимира в те годы было какое-то уже взрослое послушание родителям, глубокое благочестие, любовь к храму Божию.

http://pravmir.ru/zhiznennyiy-put-arhima...

Что греха таить, водились в народе язвы и пороки, да и не вывелись, но и сотни веков спасительно светила и светит миру русская святость, запечатленная в церковных житиях и летописях, в средневековых повестях и русской народной устной поэзии, на вершины которой книжная русская поэзия взирала, яко на солнце. Даже глянув на духовно-нравственный облик народа в лихие девяностые и нулевые, даже ужаснувшись, надо помнить, что слезами горю не поможешь, а уж тем паче руганью. Да и грех винить лишь народ, на выю которого баре надели рабское ярмо, из церкви сманивая в кабак, а потом комиссары насильно обезбоживали, раскрестьянивали, и наконец, на перевале веков буржуи пытались обратить в быдло, жаждущее хлеба, зрелищ и блуда. Прости Господи, деятелей, что оплакивали и до срока хоронили русский народ, но те, что осмеивали, стали потешаться и над русской святостью. И здесь грех не вспомнить властных русофобов, что и в рабоче-крестьянской Красной Империи печатно и киношно высмеивали русскую святость, и мы, русские, либо терпели, либо посмеивались в лад насмешникам. О сем гениально поведал Василий Шукшин в повести «До третьих петухов»… И скажем, в журнале «Крокодил» ёрнически малевались святорусские богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович, где, помнится, Илья Муромец на богатырском коне замер у бел-горюч-камня и водит копьем, словно указкой, не по мифическим письменам, где запечатлелась русская судьба, а по шутовским словесам. Но советские шутки-прибаутки – цветочки, ядовитые волчьи ягоды вызрели в прошлом году, когда по интернет-каналам пошёл гулять русофобский сериал «Хитрый Илья», где холопы тьмы с дьявольской усладой поизмывались над русскими национальными святыми и святынями, где мерзкий, тщедушный лицедей… вылитый хозарин… издевательски изображает святорусского богатыря Илью Муромца, что по церковным сведеньям, будучи на голову выше выссоких, обладал воистину богатырской силою. Поминается Шукшинская повесть «До третьих петухов», когда смотришь сериал: черти захватили русский монастырь, облачились в монашеские рясы и, задирая подолы, стуча копытами, звеня рогами, похабно кривляются и поют страмные песни. В сериале не отышешь титров, словно то подпольная диверсия, и лишь сопровождает фильмы жалкая аннотация: «Ходоки …эдак паскудно о святых ангелах, что обратились в калик перехожих… ходоки пришли к Илье Муромцу просить помощи, спасти народ от печенегов. А хитрый Илья не хочет воевать. И всячески отлынивает от службы».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/13/po...

Закрыть itemscope itemtype="" > Витязи-поэты – вдохновители богатырей Бояны, барды и скальды готовили в сердцах народов почву для принятия христианства 20.06.2022 580 Время на чтение 8 минут Фото: «Баян», В. М. Васнецов, 1910/Википедия В контексте разговора о русском богатырстве, хотелось бы задать вопрос: «Кто вдохновлял воинов на их ратные подвиги?» Мы знаем имена древних богатырей – Василий Буслаев, Вольга Святославович, Добрыня Никитич, Микула Селянинович, Илья Муромец, Алеша Попович, но, нам неизвестны, или почти неизвестны имена тех, кто вдохновлял этих богатырей на ратные подвиги. Культурно образованные люди знают о находящейся ныне в Русском музее Санкт-Петербурга картине Васнецова «Баян». Фон картины – угрюмое предгрозовое небо, словно предрекающее скорые недобрые события. Центр композиции – высокий холм, на котором князь с дружинниками слушают играющего на гуслях баяна. Вид гусляра, под стать сумрачному небу, величественен и грозен. Действительность как если бы застыла, ни ветерка, но волосы баяна развеваются, как бы от дуновения сильного ветра. Из-за холма видны шлемы других дружинников. И, они тоже внимают грозной песне сказителя. Внимательный зритель здесь поймет без слов, что гусляр на картине не просто исполняет былину, но своим пением вдохновляет воинов на ратный подвиг. Зритель поймет также, что баян этот следовал на поле брани вместе с войском, и теперь, перед решающей битвой напоминает ратникам подвиги других богатырей. Такая традиция – вдохновления на подвиг, была характерна не только для древних славян, но и для кельтов, бретонцев, франков, германцев, англосаксов, скандинавов. Поэтому, зададим себе закономерный вопрос: кем же были носители этой старинной культурологической традиции?.. В контексте доклада, дабы более конкретизировать связь боянов, бардов и скальдов с воинским подвигом, приведем выдержки из реферата «Струна и голос» лауреата Международных конкурсов Дарьи Алексеевской. В этом реферате поставлен акцент на то, что такие инструменты, как лира, арфа и гусли имеют происхождение от боевого лука, тетива которого издает поющий звук после выстрела стрелой. Собственно, древние гусли были очень компактными, имели всего несколько струн, а потому свободно умещались в колчане для стрел. Первыми древними боянами и скальдами являлись сами дружинники князей, которые смогли овладеть поэтическим и музыкальным искусством.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/20/vi...

Закрыть itemscope itemtype="" > Трагедия Ильи Муромца На примере былины «Застава богатырская» 07.03.2024 254 Время на чтение 10 минут «Чем бы не козак был? – сказал Тарас, – и станом высокий, и чернобровый, и лицо как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!» (Н.Гоголь. Тарас Бульба) Не у всех Русских богатырей отношения с детьми складывались так, как у Данилы Игнатьевича и сына его Михайлы. Вообще Русский героический эпос потрясающе богат и на тематические сюжеты и на эффектные образы. Былина «Застава богатырская (Илья Муромец и Сокольник)» – очередной прекрасный пример концентрации смыслов и ярких картин. Причём текст настолько осязаемо передаёт ощущения от прочитанного, что хочется сказать «от увиденного». Теперь непосредственно перейдем к былине, которая начинается описанием Русской богатырской заставы. На этом сторожевом посту, под командованием Ильи Муромца, были собраны практически все выдающиеся богатыри Русской земли: Заместитель атамана – Крестный отец Ильи, Самсон Колыбанович, Добрыня Никитич и Алёша Попович, Василий Буслаев и Потаня Хроменький, а также целый ряд других знаменитых Русских воинов. Ранним утром на заставе, пробудившись ото сна и умывшись, Илья Муромец сотворил полную Иисусову молитву. После, обозревая окрестности, его внимание привлекает какое-то движение из «полуночной стороны». От чьей-то тяжёлой и быстрой поступи дрожит земля. И, наконец, в пределах видимости появляется некий всадник богатырь. Его выход на арену повествования обставлен очень эффектно. Могучего воина сопровождают звери и птицы. 1. «Попереди-то его да бежит серый волк». Волк один из самых крупных и опасных хищников. Синоним воли, мудрости, силы и мужества. Практически не поддающийся одомашниванию, а значит и дрессировке. Герой мифологии, сказок и литературных произведений многих народов мира. Вспоминается Акела Киплинга, Лобо Сетона-Томпсона, «Серый помещик» Пришвина. В русской народной «Сказке об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке», добровольно помогающий Ивану решать все его проблемы, волк фактически является главным героем.

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/07/...

Киноконтакт с небом Беседа с Василием Яцкиным, руководителем миссионерского кинопроекта «Под Солнцем» Василий Яцкин «Батюшка, помогите нашим милиционерам, освятите посты, а то они спиваются», – просит священника начальник управления одного районного ГИБДД. А батюшка отвечает: «Тут одним освящением не поможешь. Они у вас машины останавливают и взятки вымогают. Народ их повсюду проклинает. Думаете, они после этого будут живы-здоровы? Покаяние нужно». Это маленький фрагмент из выступления руководителя миссионерского проекта «Под Солнцем» Василия Леонидовича Яцкина у нас, в Академии управления МВД России. Как один из ведущих воспитательную работу в академии, я сразу заинтересовался таким методом подачи Православия: через видеосюжеты с комментарием раскрываются технологии информационной войны, в которой единственное условие выживания семьи, народа, страны – наша вера. Не часто видишь, как офицеры горячо обсуждают вопросы веры в Бога и будущее России. Так было после этого кинолектория. Семья, дети и заработок в разговорах чаще оказываются важнее. Оправданием, как правило, служит убеждение: «От нас все равно ничего не зависит». Как важно, когда люди понимают, что это не так. Когда есть, кому им это объяснить. Причем так, чтобы вызвать солидарность с православными у представителей других традиционных религий России. К примеру, в нашей академии немало мусульман. Мой друг Рашид, ингуш по национальности, проникся искренним интересом ко всему, что увидел и услышал. Недавно я узнал от наших коллег в Белоруссии (Академия МВД в Минске, где немало курсантов-католиков), что там кинолекторий «Под Солнцем» с успехом показали уже нескольким курсам. Та же реакция в учебных заведениях ФСБ. А как невоенная аудитория? Вскоре удалось посетить выступление Василия Яцкина перед старшеклассниками и учителями одной московской школы. Здесь была уже совершенно другая, причем не менее интересная, программа. Время от времени дети в классе то громко смеялись, то воцарялась трепетная тишина. Педагоги тоже открывали для себя духовный смысл давно известных сказок и былин. Кстати, фрагмент данного кинолекторияесть на сайте студии «Киноконтакт». Жаль только, что в этот презентационный ролик не вошел рассказ о русских былинах и богатырях. Дети узнают о православном наследии предков и насколько его искажают современные мультики типа «Алеша Попович и Тугарин Змий». В проекте «Под Солнцем» есть и другие кинолектории для разных возрастных и социальных групп. О наркомании и субкультурах, молодежном суициде и семейных ценностях, о подноготной «Дома-2», о глобализации и царской России, об Илье Муромце и святом князе Александре Невском, о современных христианских подвигах наших воинов в горячих точках…

http://pravoslavie.ru/32221.html

К 100-летию со дня рождения епископа Василия (Родзянко) 22 мая 2015 года исполняется 100 лет со дня рождения епископа Василия (Родзянко). В день его юбилея предлагаем вашему вниманию серию фильмов о его жизни. Епископ Василий (Родзянко) и фильм «Моя судьба» «Моя судьба» – это исповедь епископа Василия (Родзянко), жизнь которого охватывает практически весь ХХ век с его потрясениями и войнами. Внук последнего Председателя Государственной Думы предреволюционной России, владыка в 4 года был вывезен в эмиграцию, в Югославию. Его воспитателями и учителями были митрополит Антоний Храповицкий, глава Зарубежного синода, а также ныне причисленные к лику святых святитель Иоанн Максимович (Шанхайский и Сан-Францисский), сербские подвижники – святитель Николай Велимирович и архимандрит Иустин Попович. Во время учебы в русско-сербской гимназии, владыка Василий занимался в литературном кружке, был лично знаком с писателями Куприным, Мережковским, Чириковым и другими. Во время войны владыка Василий, будучи священником, участвовал в сербском сопротивлении, а после войны два года провел в коммунистических титовских лагерях. 26 лет вел религиозные передачи на Би-Би-Си для Советского Союза. Скончался 17 сентября 1999 года в Вашингтоне, будучи епископом Американской Афтокефальной церкви. Обо всех этих событиях Епископ Василий, рассказывает сам, размышляя о Промысле Божием в жизни человека и судьбе России, повергших человечество в ХХ веке в пучину войн, революций, жестокости. И лишь в последнем, 11-м фильме, который снимался у гроба владыки в Вашингтоне, о нем вспоминают те, кто его хорошо знал и любил. В сериале использованы многочисленные фотодокументы из личного архива епископа Василия, огромное количество кинохроники из жизни ХХ века. В фильме много эпизодов, снятых во время путешествий владыки Василия по памятным местам, связанных с его служением и жизнью его семьи: это Москва, Санкт-Петербург, Париж, Лондон, Царское Село, Валаамский монастырь. 1-я серия. О первых годах жизни Владыки Василия, которые совпали с революцией и гражданской войной. Всей семье Родзянко грозила смерть, им пришлось покинуть родину.

http://pravmir.ru/moya-sudba-serial-o-ep...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Баня-Лукская епархия [серб. enapxuja] Сербской Православной Церкви (СПЦ). В 1900 г. с центром в г. Баня-Лука была создана Баня-Лукско-Бихачская епархия из Дабро-Босанской митрополии. Епархия охватывала сев.-зап. часть Боснии, будучи самой крупной в Боснии и Герцеговине. Находилась в юрисдикции К-польской Патриархии. Первым архиереем образованной епархии стал митр. Евгений (Летица ; 1900-1907), затем кафедру занял митр. Василий (Попович ; 1908-1938). На территории епархии действовали свыше 200 церквей и часовен, мон-ри Гомионица , Моштаница , Липле и др. В 1925 г. Баня-Лукско-Бихачская епархия (перешедшая в юрисдикцию СПЦ) была разделена на Б.-Л. е. и Бихачскую епархию. Б.-Л. е. упоминается в новом уставе СПЦ от 3 сент. 1931 г. (вступил в силу 24 нояб. 1931). С 1939 г. кафедру возглавил сщмч. еп. Платон (Йованович) , замученный националистами-усташами хорват. По данным Церковного календаря Сербской Патриархии за 1941 г., в Б.-Л. е. накануне войны было 167 правосл. храмов, 103 церковные общины, 102 прихода и 2 действующих мон-ря (Гомионица и Моштаница). Численность епархиального духовенства составляла 34 протоиерея, 1 протосинкелл, 71 иерей, 6 иеромонахов. Правосл. паства насчитывала 424075 чел. После оккупации Югославии нем. войсками в 1940 г. Б.-Л. е. оказалась на территории образованного 12 апр. 1941 г. независимого гос-ва Хорватия, в к-ром СПЦ подвергалась жестоким гонениям. За время второй мировой войны в епархии разрушены 64 правосл. храма и 1 мон-рь, 34 приходских дома, уничтожено 94 церковных архива, серьезно повреждены 21 храм и 3 мон-ря. По данным Архиерейского Синода СПЦ на 1945 г., в епархии убито более 100 тыс. правосл. сербов, погибло 14 священников. После окончания второй мировой войны епархиальными епископами были: Василий (Костич ; 1947-1961), во время управления к-рого епархии передали, согласно решениям Архиерейского Собора (1948), неск. районов, входивших в Горнокарловацкую епархию; Андрей (Фрушич ; 1961-1980); Ефрем (Милутинович) . В результате военных действий 1991-1995 гг. в епархии уничтожено 2 правосл. храма, 3 повреждены, сожжено 2 приходских дома. По сведениям на 1997 г. было 7 наместничеств, 98 приходов, 78 священников, 5 мон-рей с 23 насельниками.

http://pravenc.ru/text/77502.html

Баня-Лука. Собор Троицы Живоначальной (утраченный). Троицкий собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 1925 и 1929. Год утраты:1941 (пострадал при немецкой бомбардировке и был разобран в том же году) Архитектор:Душан Живанович Адрес: 78000 Босния и Герцеговина, Республика Сербская, регион Баня-Лука, община Баня-Лука, г. Баня-Лука, пл. Сербских Правителей, 3 (Трг српских владара 3) Координаты: 44.772361, 17.191828 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. С момента основания Баня-Лука-Бихачской митрополии с резиденцией митрополита в Баня-Луке возродилось намерение сербов заменить свой ветхий временный храм монументальным. В 1912 году для этого был создан специальный комитет, но начавшиеся Балканские войны помешали осуществлению этой мечты. Затем началась Первая Мировая война, которая принесла большие страдания сербам в Боснии и Герцеговине, особенно в Баня-Луке. Лишь 13 июня 1921 года на внеочередном заседании Церковного муниципалитета был официально поднят вопрос о строительстве собора. По первоначальному замыслу, собор должен был быть построен на месте временной церкви Сошествия Святого Духа, недалеко от сегодняшнего баня-лукского кинотеатра Козара. В последний момент от этого отказались, и была принята идея протеже Душана Мачкича купить землю через дорогу от тогдашнего отеля «Балкан». Летописцы отмечают, что 27 сентября 1925 года при хорошей погоде вышла комиссия по установлению местонахождения и это считалось первым днем работ, хотя из-за дождя, выпавшего в последующие два дня, калькирование было выполнено только 30 сентября. 5 октября 1925 года митрополит Баня-Лука и Бихач Василий (Попович) совершил закладку храма. Вопрос был только в том, успеют ли строители уложиться в срок и построить за 600 дней храм с основанием 22,10х19,50 м, с колокольней высотой 46 м без креста и куполом диаметром 6 м на высоте 22,70 м. Как оказалось, работы были завершены раньше оговоренного срока. При строительстве собора в Баня-Луке было установлено, что для завершения работ не хватило трех миллионов динаров, и искали способ получить деньги. Церковная община также обратилась за помощью к королю Александру, который щедро восполнил её нужды. Этого тоже было недостаточно, поэтому церковная община поручила одному из своих членов, трактирщику Джордже Байичу, отправиться в Америку и собрать там пожертвования сербов на строительство храма.

http://sobory.ru/article/?object=57780

В Московской духовной академии состоится вечер памяти епископа Василия (Родзянко) 23 апреля, 2010. Редакция " Правмира " 26 апреля 2010 года в большом актовом зале Московской православной духовной академии по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоится вечер памяти епископа Василия (Родзянко) «Жизнь как проповедь», посвященный 95-ти летию со дня рождения владыки. 26 апреля 2010 года в большом актовом зале Московской православной духовной академии по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоится вечер памяти епископа Василия (Родзянко) «Жизнь как проповедь», посвященный 95-ти летию со дня рождения владыки. Епископ Василий (Родзянко Владимир Михайлович (1915-1999) – известный миссионер, внук председателя Государственной Думы М.В. Родзянко. В 1920 году семья была вынуждена эмигрировать в Югославию, где в 1937 году Владимир окончил богословский факультет Белградского университета. В 1941 году рукоположен в сан священника Сербской Православной Церкви. Во время Второй мировой войны отец Владимир был настоятелем сельского прихода. В 1949 году осужден на восемь лет за «превышение допустимой религиозной пропаганды». Его наставниками были митрополит Антоний (Храповицкий), святители Иоанн (Максимович) и Николай (Велимирович), преподобный Иустин (Попович). Будучи священником Сербского Патриархата в Англии, в 1953 году организовал и в течение нескольких десятилетий вел религиозные передачи на радио Би-Би-Си для слушателей в Советском Союзе. В 1978 году, после смерти матушки и пострижения в монашество, был рукоположен в сан епископа Вашингтонского, в том же году стал епископом Сан-Францисским и Западно-Американским. С 1988 года неоднократно приезжал в Россию. Одним из первых был награжден Святейшим Патриархом Алексием II орденом Святителя Иннокентия. В 1998 году стал деканом богословско-философского факультета Академии Натальи Нестеровой. Около полугода жил в Троице-Сергиевой лавре, читая лекции по апологетике в Московской духовной академии и работая в библиотеке. Автор книги «Теория распада Вселенной и вера Отцов» (1996) — о соотношении веры и научного знания. В один из приездов в Москву говорил: «Пока могу стоять перед престолом, служить литургию — буду жить, а иначе жить незачем».

http://pravmir.ru/v-moskovskoj-duxovnoj-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010