Монастырь Тврдош      «Из своей молитвенной кельи в монастыре, — пишет архимандрит Иустин (Попович), — он видел все несчастья и беды, которые переносил его народ, томясь в тяжелейшем агарянском рабстве, в нужде и нищете, в страхе от турецких насилий и беззаконий, в опасности от униатской пропаганды. И поэтому он непрестанно возносил к Богу теплые молитвы о спасении своего народа. Будучи уже в сане архимандрита, святой часто покидал стены обители и как духовник и пастырь с проповедью Христова Евангелия обходил села и дома родной Герцеговины. Посещая народ, подобно своему великому предшественнику святителю Савве, он совершал повсюду богослужения и Таинства, укреплял свою паству в вере и терпении, помогал несчастным и обездоленным». За такую любовь к своим единоверцам и соплеменникам даже турки называли святителя Василия «богомольцем райи». Апостольские труды святого Василия вызывали недовольство и озлобление местных потурченцев, они даже замышляли убить его Апостольские труды святого Василия вызывали недовольство и озлобление местных потурченцев, они даже замышляли убить его. Во избежание опасности и одновременно побуждаемый желанием еще больше помочь своему народу, святитель отправился в единоверную Россию, как это не раз делали духовные вожди сербского народа. Вернувшись на родину, он привез с собой богатые дары: церковную утварь, священнические облачения и богослужебные книги, а также деньги. Он снабжал всем этим бедные храмы Герцеговины, а также помогал узникам темниц и другим нуждающимся. Многие запустевшие и заброшенные храмы были восстановлены и обновлены, в самом Тврдоше и при других приходских храмах открывались народные школы. В просветительской и ктиторской деятельности святой Василий призывал на помощь братию Тврдоша и приходское духовенство. «Но лукавый враг рода человеческого, — пишет в житии святого архимандрит Иустин (Попович), — и на этот раз не оставил его в покое. Прежняя ненависть его врагов разгорелась с новой силой. С одной стороны, это были потурченцы, а с другой — агенты латинской унии. Его неустрашимая ревность и неутомимое апостольское пастырство только увеличивали ненависть и насилия богопротивников, так что святитель был вынужден снова покинуть этот край».

http://pravoslavie.ru/112833.html

Владимира, да и тот не вполне, а лишь настолько, насколько в нем определялось пространство общего суда церкви. В других же отношениях действие его было более или менее ограничено. Так, через несколько месяцев после издания вышеупомянутой подтвердительной грамоты тот же великий князь Василий Дмитриевич, по совещанию с тем же м-том Киприаном, издает новую уставную грамоту, в которой старые привилегии митрополита, как духовного властителя и вотчинника, были уже значительно ограничены. Именно, вместо полной свободы митрополичьих людей и сел от государственных податей и повинностей, теперь митрополит обязывается: 1) вносить дань по княжьей оброчной грамоте в те годы, когда самому великому князю придется платить «выход», т. е. дань в орду (значит, привилегия, какая давалась митрополитам самими ханами, теперь уничтожалась); 2) нести ямскую повинность в селах, принадлежащих митрополии; 3) выставлять «даточных», т. е. военных людей (когда сам вел. князь – сказано в грамоте – сядет на конь, за ним должны следовать бояре и слуги митрополита под воеводой митрополичьим, а под стягом великого князя). Далее, судные права митрополита над своими людьми ограничены в том отношении, что великий князь выговаривает себе право судить духовенство (конечно, не в духовных делах) в отсутствие митрополита; удерживает за собой исключительное право суда над митрополичьими наместниками, десятинниками и волостелями. Грамота установляет также норму податей, какие шли на митрополита и его чиновников (именно десятинников) с приходских церквей или, что тоже, с тяглого духовенства. Наконец, в последней части грамоты князь говорит: «слуг моих и моих данных (т. е. платящих дань) в диаконы и попы митрополиту не ставить. А если какой попович, хотя бы он был записан в мою службу, захочет ставиться в попы или диаконы, ино ему вольно ставиться. Тот попович, который живет у отца и ест отцов хлеб, есть митрополич; а который отделился от отца, живет собою и есть свой хлеб, тот мой, великого князя». Этим определением точнее, чем прежде, решен был вопрос, кто должен считаться человеком церковным и, кто – княжеским.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Для сей цели грамоты вручены были, пребывавшему тогда в Москве, российскому раскольничьему первоепископу Софронию Жирову, который должен был отправиться в куреневский монастырь и там вручить их протопопу Филиппу для дальнейшего препровождения по назначению. Филипп самолично поехал в Белую – Криницу и вручил грамоты, кому следовало. Надобно заметить, что «раздорники» в этом случае, как и во всех подобных, обратились главным образом не к самому Кириллу, которого презирают не меньше как и «окружники». Итак судьи Кирилла прибыли в Белую – Криницу не в очень добрую для них пору. Кирилл уже знал о цели их прибытия и, по смыслу недавно изданных им грамот, мог даже отказаться от всякого сообщения с ними как отлученными за ересь. Этого однако же не случилось. Кирилл по обычаю принял их так, как будто ничего особенного между ними не случилось, и вообще вел себя в отношении к ним довольно лукаво, чего даже нельзя было и ожидать от Бело – Криницкого владыки 7 . Заботу выпроводить непрошенных гостей принял на себя, вместо Кирилла, господствующий ныне в митрополии Акипф Васильев. Когда все прибывшее общество собралось в келлии митрополита Кирилла и рассевшись чинно по местам вело беседу о разных предметах, в намерении перейти к главному: в келлию вошли под предводительством Акипфа трое представителей бело-криницкого липованского общества: Иван Попович, состоящий в должности дворника (старосты), Дей Парамонов и Василий Перепелка. Все они были пьяны, ибо Акипф позаботился заблаговременно угостить их надлежащим образом. Попович, как почетная особа, пожелал иметь место среди заседающих, и так как места были все заняты, то без церемонии подвинул Кирилла и сел на одном с ним стуле. Затем эти пьяные мужики в самых дерзких и не приличных выражениях потребовали от бело-криницких гостей, чтоб они немедленно убирались вон, если не хотят быть представленными по начальству; при чем Акинф прибавил, что Форштеру уже дано знать об них. В монастырь набралось также не мало любопытных посмотреть что будет. Дело принимало дурной оборот, и не будь воинственного Осипа Семенова, епископам и прочим духовным особам не избежать бы неприятностей. Гончаров заставил молчать горланов, торжественно провозгласив, что если они позволят себе обидеть прибывших в митрополию епископов, то об этом узнает вся Европа и Белой – Кринице придется жестоко поплатиться за их вину. Однако же, не смотря на всю отвагу знаменитого некрасовца, бело – криницкие гости почли за лучшее поскорее выехать из австрийских владений. Пред отъездом они объявили Кириллу, что так как делом, ради которого приезжали в митрополию, им здесь не позволили заняться, то приглашают его самого приехать в ближайший к молдавской границе город Баташаны, что дело касается лично его митрополита и что если он не явится, то они будут вынуждены постановить решение в его отсутствие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Тайна предания столь же объемна, сколь и тайна богочеловеческого организма Церкви, объемлет собою все, что есть в Церкви, и остается неисследима, подобно самой Церкви. Сие предание есть апостольское наследие Церкви, воспринятое ею от преемников святых апостолов, и тождественно вере, догматам, жизни Церкви и всем тайнам ее. Так, например, святой Ипполит нас учит, что предание тождественно вере, говоря: «Итак, веруем, блаженные братия, по преданию апостолов, что Бог Слово сошел с небес в Пресвятую Деву Марию, дабы, воплотившись от Нея, спасти падшего человека» 16 . Следовательно, и сама вера в воплощение Бога Слова является верой по преданию, есть сие самое предание. Святитель Василий Великий в своем знаменитом сочинении о Святом Духе приводит многочисленные примеры неписаного предания, составляющие, по его толкованию, неотделимую часть самой записанной полноты апостольского предания, как-то: знаменование Честнаго Креста, обращение на восток во время молитвы, слова эпиклезы, благословение воды крещения и елея для помазывания, троекратное погружение и отречение от сатаны во время крещения и проч. 17 Также и по священномученику Иринею (как и вообще по всем святым отцам Церкви), «апостольское предание объемлет целокупную Церковь и все, что в Церкви: пресвитеров и епископов, истинную веру (Православие), дары Святаго Духа, церковный порядок и устройство, истинные церковные собрания, евхаристию, крещение, правую церковную жизнь и все другие составляющие, имеющиеся повсюду в Поместных Церквях и представляющие ипостась Церкви Божией в мире» 18 . Подобным же образом богословствует о Священном Предании и отец Иустин (Попович) , толкуя известное место из апостола Павла: «Темже убо, братие, стойте и держите предания, имже научистеся, или словом, или посланием нашим» ( 2Фес. 2: 15 ). На вопрос: «Что представляют собой предания наши?» он отвечает: «Все, чего Богочеловек Христос Сам и чрез Святаго Духа заповедал нам держаться и в согласии с чем жить; все, что передал Церкви святой, в коей пребывает присно Сам со Святым Духом Своим... Все, что передано апостолами от Христа Спасителя и Святаго Духа, составляет воистину предание, Священное Предание... Одним словом, Божественное и богочеловеческое предание есть преподание сквозь века и поколения Самого Господа Иисуса Христа вкупе со всеми божественными истинами и заповедями, всеми добродетелями и благодатью Его как живого Бога и Спасителя – в Церкви и как Церковь . Поистине и есть Церковь Христова как Богочеловеческое тело Его не что иное, как живое и длящееся во веки веков Священное Предание, вечно живой Богочеловек Христос и все, что Он имеет в Себе и несет с Собой» 19 . Или в другом месте, более сжато: «Личность Богочеловека Господа Иисуса Христа, преображенная в Церковь и в молитвенное, богослужебное безбрежное море благодати, вся присутствует в евхаристии и вся в Церкви – вот предание» 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Таким образом, Василий Димитриевич московский несколько поограничил те права и льготы, какие предоставлялись ханскими ярлыками не только духовенству, но и церковным и митрополичьим людям, хотя эти ограничения были почти нечувствительны для самого митрополита и сделаны с его согласия. Во второй части грамоты относительно церковных даней постановлено: сборного для митрополита взимать с каждой церкви по шести алтын, да «заезда» при обозрении им епархии по три деньги, а больше того не брать ничего; десятиннику же, как сядет на десятину, взимать пошлины «за въездное, и за рожественное, и за петровское» по шести алтын, а больше не брать ничего ; взимать сборное для митрополита о Рождестве Христове, а десятиннику свои пошлины — о Петрове дне. Соборные церкви по городам, которые не давали сборного при митрополитах Феогносте и Алексии, не должны давать и теперь. Это постановление, судя уже по тому, как оно выражено, по всей вероятности, было вызвано какими-либо злоупотреблениями. Наконец, в последней части грамоты великий князь говорит: «Слуг моих и моих данных людей в диаконы и в попы митрополиту не ставить. А если какой попович, хотя бы он был записан в мою службу, захочет ставиться в попы или диаконы, ино ему вольно ставиться. Тот попович, который живет у отца и ест отцов хлеб, есть митрополич; а который отделился от отца, живет собою и ест свой хлеб, тот мой — великого князя». Такое разделение поповичей между ведомствами духовным и гражданским мы видели уже в ханских ярлыках. Остается заметить, что вся эта грамота, данная московским князем митрополиту, могла иметь полную силу только в областях великого княжения и простиралась лишь на те митрополичьи вотчины, которые находились в уездах Владимирском и Московском, но не могла простираться на вотчины митрополита, бывшие в пределах киевских или вообще юго-западных. Обе грамоты того же великого князя митрополиту Фотию имеют предметом своим исключительно владения митрополита. В первой из них (1421) князь дозволяет Фотию купить деревню Яновльскую, с тем чтобы деревня эта, доселе тянувшая судом и всеми пошлинами к волости Тальше, тянула впредь судом и всеми пошлинами к митрополиту, кроме дани княжеской (вероятно, ордынской) и яма.

http://sedmitza.ru/lib/text/435918/

Разумеется, в XX столетии догматические учебники создавались и в других Поместных Православных Церквях. В Сербии интересный труд по догматическому богословию написал архимандрит Иустин (Попович) – «Догматика Православной Церкви». В плане аргументации он во многом основывался на работе митрополита Макария (Булгакова) , но по характеру изложения он более свободен и в последних разделах переходит к стилю богословских эссе. В Греции за прошлый век сумели создать целый ряд крупных догматических систем, которые, к сожалению, пока мало знакомы русским читателям. Упомяну следующих авторов: Зикос Росис, Христос Андруцос, Иоанн Кармирис, Панайотис Трембелас, Никос Мацукас. Двухтомная «Догматика» Никоса Мацукаса, изданная в 1985 году, на мой взгляд, заслуживает того, чтобы быть переведенной на русский язык. – Каких догматистов разных эпох вы можете выделить особо? – Это сложный вопрос. Все святые отцы свидетельствовали об истинах веры и словом, и делом, поэтому мы их воспринимаем как величайших учителей веры, а значит, и догматистов в высшем смысле слова. Однако среди них есть те, кто особо потрудился в изъяснении таинственных глубин учения Христова. Если брать IV век, это святитель Афанасий Александрийский и отцы-каппадокийцы ( Григорий Богослов , Василий Великий , Григорий Нисский ), в V веке – святые Кирилл Александрийский и Лев Великий . В последующие века отмечу преподобного Максима Исповедника , святителя Софрония Иерусалимского , преподобного Иоанна Дамаскина , святителя Григория Паламу . А далее уже нужно говорить о русских отцах – прежде всего, о святителе Филарете (Дроздове) , митрополите Макарии (Булгакове) и епископе Сильвестре (Малеванском) . XX век отмечен именами выдающихся богословов Владимира Лосского и протоиерея Георгия Флоровского . Надеюсь, российская догматика будет развиваться и в дальнейшем. Следует указать, что в XX столетии появились фундаментальные работы и в других Поместных Церквях. Назову здесь только некоторые имена: святитель Николай (Велимирович), митрополит Амфилохий (Радович) , епископ Афанасий (Евтич) , архимандрит Иустин (Попович) , митрополит Каллист (Уэр) , митрополит Иоанн (Зизиулас), митрополит Иерофей (Влахос) , протоиерей Иоанн Романидис, отец Димитру Станилое, Панайотис Неллас и многие другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/z...

Моя судьба. Серия фильмов Серия фильмов «Епископ Василий (Родзянко): Моя судьба» «Моя судьба» – это исповедь Епископа Василия (Родзянко), жизнь которого охватывает практически весь ХХ век с его потрясениями и войнами. Внук последнего Председателя Государственной Думы предреволюционной России, владыка в 4 года был вывезен в эмиграцию, в Югославию. Его воспитателями и учителями были митрополит Антоний Храповицкий, глава Зарубежного синода, а также ныне причисленные к лику святых святитель Иоанн Максимович (Шанхайский и Сан-Францисский), сербские подвижники – святитель Николай Велимирович и архимандрит Иустин Попович. Во время учебы в русско-сербской гимназии, владыка Василий занимался в литературном кружке, был лично знаком с писателями Куприным, Мережковским, Чириковым и другими. Во время войны владыка Василий, будучи священником, участвовал в сербском сопротивлении, а после войны два года провел в коммунистических титовских лагерях. 26 лет вел религиозные передачи на Би-Би-Си для Советского Союза. Скончался 17 сентября 1999 года в Вашингтоне, будучи епископом Американской Афтокефальной церкви. Обо всех этих событиях Епископ Василий, рассказывает сам, размышляя о Промысле Божием в жизни человека и судьбе России, повергших человечество в ХХ веке в пучину войн, революций, жестокости. И лишь в последнем, 11-м фильме, который снимался у гроба владыки в Вашингтоне, о нем вспоминают те, кто его хорошо знал и любил. В сериале использованы многочисленные фотодокументы из личного архива епископа Василия, огромное количество кинохроники из жизни ХХ века. В фильме много эпизодов, снятых во время путешествий владыки Василия по памятным местам, связанных с его служением и жизнью его семьи: это Москва, Санкт-Петербург, Париж, Лондон, Царское Село, Валаамский монастырь. Фильм 1й «Беженство» Скачать (FLV файл. Продолжительность 7 мин. Размер 19.2 Mb ) Повествует о первых годах жизни Владыки Василия, которые совпали с революцией, гражданской войной. Ленин приговорил к смерти все семейство Родзянок, поэтому они были вынуждены покинуть Родину. О горечи и трудностях беженства рассказывает Владыка.

http://pravoslavie.ru/31942.html

Свящ. Архангельский Иоанн Аскалонов Стефан Вознесенский Федор Франц. Волский Харлампий Свящ. Вышелесский Константин Добросердов Сергей Любимов Александр Никольский Григорий Петков Стоян, болг. ур. Пикунов Александр Успенский Владимир Цвинов Иван Б. Предметы второй группы (Библейскую историю, в связи с историей древнего мира, и Еврейский язык с библейской археологией): 1. Бажанов Василий Беляев Николай Франц. Введенский Михаил Иеродиак. Сергий (Дабич) Десятов Александр Крылов Григорий Никольский Леонид Петров Сергей Франц. Покровский Гавриил Франц. Покровский Сергей Постников Сергей (Самар.) Прытков Николай Сиков Максим Соколов Александр Франц. Соловьев Алексей Херсонский Василий Франц. Холмогоров Сергей Щукин Александр Б. Предметы третьей группы (Церковно-славянский и русский языки с палеографией и Историю русской литературы): 1. Арбеков Евгений Бельчиков Николай Франц. Вахаев Михаил Франц. Георгиевский Сергей Гераскевич Николай Франц. Голубцов Михаил Франц. Драчев Николай Загорский Александр Иванов Сергей Колосов Сергей Колчицкий Николай Куханов Александр Ленчинский Иван Матвеевич Виктор Мещерский Константин Орлов Александр Франц. Орлов Николай Постников Сергей (Твер.) Пясецкий Петр Садовский Евгений Франц. Сапожников Николай Б. Предмет четвертой группы (Историю и обличение западных исповеданий, в связи с историей западной церкви от 1054 года до настоящего времени): 1. Архиппов Петр Франц. Свящ. Делекторский Феодор Дюлгеров Дмитрий, болг. ур. Олейкин Михаил Орлов Антоний Свящ. Попович Димитрий, серб. ур. б) Из студентов II курса: А. Историю философии: 1. Богоявленский Николай. Василевский Иван. Введенский Пантелеимон. Вознесенский Александр. Глаголев Николай. Добров Георгий. Дьяков Святослав. Зыков Вячеслав. Ключарев Василий. Козырев Сергей. Лебедев Николай. Левковский Александр. Иером. Иоанн (Маргиев). Оглоблин Аркадий. Орлов Василий. Паргачевский Алексей. Плотников Александр. Иеродиак. Максим (Руберовский). Садковский Георгий. Смоленский Алексей. Соболев Василий. Струменский Михаил.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Епископ Василий Родзянко (1915–1999) Учение телеологического эволюционизма Т. де Шардена о «претворении космогенеза в Христогенез» стало той духовной отравой, к которой приобщился епископ Василий. Ему стало представляться, будто учение эволюционизма исповедовали и Святые Отцы, такие как святители Василий Великий , Григорий Богослов , Григорий Нисский . «Эти три православных светила четвёртого века, предваряя прозрение де Шардена о «высшей точке достижения человечества во Христе» – «точке Омега», писали об эволюции как развитии человека – от грехопадения до Богочеловека Христа – Высшей точки человеческого развития» 1181 . На самом деле, конечно, никто из Святых Отцов подобных эволюционистских идей не выражал и не разделял. Приняв эту ложную философию, еп. Василий (Родзянко) пытался выискивать её в Православном Предании, приписывая своё мнение церковным авторам. Вот пример того, как просто интерпретировал еп. Василий мнение церковных авторитетов. Он записал себе в союзники сербского богослова преподобного Иустина (Поповича) , сказавшего: «Мы верим в эволюцию человека на пути ко Христу» 1182 . Но святой архимандрит Иустин имел в виду не теорию «Большого взрыва» и тем более не биологическую эволюцию от низших видов животных к высшим, а духовный рост человека, в соответствии с евангельским призывом: Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть ( Мф.5:48 ). Иначе не писал бы он о еретиках: «Сласти их в заботе о плоти, в грабеже чужого, в похищении у малых и слабых, в умножении земных благ и расширении своего господства и власти, в вероломном завоевании чужого отечества, в веселии и танцах, в отвержении всякой веры как суеверия, в отрицании Бога, в полностью биологической (скотоподобной) жизни, в назывании обезьяны своим предком, в растворении антропологии в зоологии " 1183 . Архимандрит Иустин (Попович) никогда не поддерживал эволюционистского учения. Следует согласиться с еп. Василием лишь в том, что Тейяр де Шарден и все вообще «христианские эволюционисты» черпают свои идеи не из богословской, а из естественно-научной сферы. «Зная как учёный прошлое земли и человека, всё его долгое развитие, изучив в палеонтологических исследованиях раздробленность и человека, Тейяр увидел эволюционное преодоление этой раздробленности в особого рода мутации (! – прот. К.Б.) человека – повороте эволюции от развития организма особи, животного в древнейшем человеке к развитию общечеловеческого мышления, духа человека в целом, всё большего возрастания «Всечеловеческого ума " " 1184 . Так что наука в эволюционизме получается первична, а богословие выполняет лишь функцию спекулятивного обоснования естественных гипотез. Поэтому практически все ссылки на Святых Отцов оказываются у еп. Василия искусственными и неубедительными. 1. Эволюция – оружие победы Бога над диаволом

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Похоронив мужа, из-за преследований со стороны турок, княгиня Елена вскоре бежала «на немецкие земли», но, узнав, что мощи блаженного Стефана обретены нетленными (произошло это около 1544 г.) вернулась и прибыла в монастырь Шишатовац для поклонения им. Испытав при этом сильное духовное потрясение, она принимает монашеский постриг с именем Елисавета и три года затем живет в одном из женских монастырей близ Шишатоваца, вероятно, в Петковице. Кстати, основание этой обители предание приписывает самой княгине. Но в монастыре, проводя дни и ночи в непрестанной молитве и посте, княгиня прожила недолго: 3 года спустя, в 1546 г., она мирно отошла ко Господу. Была похоронена святая Елисавета не в своей обители, а в монастыре Шишатовац в притворе храма близ местоположения мощей своего супруга. 26 мая 1780 г. епископ Вршацский Викентий (Попович) обернул мощи княгини Елисаветы в покрывало и вместе с мощами святого Стефана положил их в новый ковчег. Совместное почитание обоих супругов распространилось вначале в областях Срем, Баранья и Славония. В повести патриарх Паисий именует святую Елисавету «блаженной», а в службе святому князю Стефану, составленной в 1675 г. в монастыре Хопово неким монахом Петронием по просьбе монаха же Ефрема из монастыря Шишатовац, Елисавета прославляется как «благоверная супружница, которая увидела славу своего супруга и ему поклонилась». Святым супругам посвящен храм в с. Каранац близ г. Осиек (Хорватия), построенный в 1991 г. Праведные Василий и Ирина Кашинские и их сын, преподобный Макарий Калязинский О жизни святых Василия и Ирины Кашинских известно очень мало, гораздо больше мы знаем об их сыне – преподобном Макарии Калязинском. В роду Кожиных – Кашиных вообще было много монахов и святых. Святой Василий (Кожин Василий Ананьевич) принадлежал к тверскому боярскому роду. Ссылаясь на преподобного Иосифа Волоцкого , Досифей (Топорков) в составленном им Волоколамском Патерике именует преподобного Макария «большим боляром тверьским» и называет тверского боярина Захарию Бороздина родственником святого Макария. А историк С. Б. Веселовский относил род Кожиных к землевладельцам средней руки.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010