Ибо, потеряв Бога, он – все!...» 1133 Святитель Василий Великий уверяет, что лишение общения с Троичным Богом – это самое невыносимое из всех зол. Ибо для испытавшего эту катастрофу отчуждение и отдаление от Бога более тяжко и невыносимо, чем ожидаемые наказания геенны, как лишение света для глаза, пусть даже пока это лишение не сопровождается болью. 1134 Так что не существует большего зла, «большего ужаса, чем вечность без Христа». «Я предпочел бы, – пишет Иустин Попович , – быть в аду со Христом (простите мне этот парадокс), чем в раю без Христа. Потому что там, где нет Христа, все превращается в проклятие, горечь, ужас». 1135 И значит, мы должны бояться даже не вечного ада, но лишения любви и общения с Триипостасным Богом, источником всякой жизни, сияния и красоты. Ад , отпадение от всеблагого Бога – это вершина зла, торжество греха, победа богоненавистника и человеконенавистника диавола над человеком! 2 . Страшная кара – и тот неописуемый стыд, который тогда испытают грешники. Ибо, как отмечает святитель Василий Великий , они увидят свой позор и печати, свидетельства грешных дел, так что стыд, который они испытают, будет ужаснее тьмы и вечного огня. С этим стыдом грешники будут жить вечно, чтобы всегда иметь перед глазами знаки греха, совершенного телом; эти знаки, как некая несмываемая краска, будут вечным укором их душам. И весь этот «стыд и вечное поругание», которое они испытают, когда Судия сядет на престоле и перед Ним задрожит все творение, представляют собой «наказание, горшее всех» 1136 , самое жестокое и невыносимое наказание из всех наказаний. Позор этот будет невыносим, ибо на этот ярком и открытом для всех зрелище будет явлено все, и наши знакомые и незнакомые увидят все наши грехи! Зрителями всего этого будут святые, которые светлее «и злата, и камней драгоценных, и лучей солнечных». За всем этим будут наблюдать и «еще более прославленные – Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства, Силы, Власти». 1137 Святитель Симеон Новый Богослов , размышляя о страхе, трепете и стыде, который испытает он сам и другие монахи, если не достигнут цели своей жизни, пишет: «О горе, какой страх, трепет и стыд тогда нас постигнет? Поверьте мне, братия, что этот стыд будет более ужасным адом, чем вечный ад для грешников, живших в миру (а не монахами в монастыре).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Иеромонах Алексий (Кабалюк) был осужден на четыре года и шесть месяцев тюрьмы и 100 крон штрафа; Николай Сабов – на три года и 400 крон штрафа; Дмитрий Петровций – на два года и шесть месяцев и 200 крон штрафа; Илья Пирчак – на два года и шесть месяцев и 300 крон штрафа; Михаил Палканинец – на два года и три месяца и 100 крон штрафа; Степан Кеминь – на два года и 200 крон штрафа; Степан Вакаров, Дмитрий Попович – на два года и 300 крон штрафа; Кирилл Прокоп – на год и восемь месяцев и 300 крон штрафа; Юрий Воробчук – на год и шесть месяцев и 100 крон штрафа; Юрий Чопик – на год и четыре месяца и 100 крон штрафа; Федор Мускур, Михаил Росоха, Василий Куцина, Георгий Варга – на год и 100 крон штрафа каждый; Юрий Угаль, Иван Газий – на десять месяцев и 100 крон штрафа; Дмитрий Рапинец, Юрий Тришинец, Василий Рубиш – на девять месяцев и 100 крон штрафа; Андрей Кеминь, Юрий Симулик, Илья Фейсак – на восемь месяцев и 100 крон штрафа; Юрий Незбайло – на восемь месяцев и 800 крон штрафа; супруга Федора Фицая, Михаил Думницкий, Иван Думницкий, Михаил Данко, Андрей Брод, Иван Ретий, Мария Сочка – на шесть месяцев тюрьмы и 50 крон штрафа каждый; Иван Балог – на пять месяцев и 50 крон штрафа . Периодические издания о судебном процессе в Мараморош-Сиготе В оценке Мараморош-Сиготского процесса венгерская общественность разделилась на два лагеря: либерально-протестанское направление осуждало процесс, католическо-консервативное его поддерживало. Венгерская оппозиционная газета «Будапешт» по поводу Мараморош-Сиготского процесса писала: «Этот процесс бессмысленный и несправедливый, это кровавая клевета» . Русская газета «Голос Москвы» 21 января 1914 года опубликовала интервью прежнего венгерского министра юстиции Г. Полони, который негативно оценивал судебный процесс: «Доказательства обвинения в основном отсутствуют, подсудимые – бесправные и несчастные люди, доведенные до нищенства. Дело идет не о политической агитации, а о религиозной пропаганде» . По поводу процесса чешский депутат Клофач подал 9 января 1914 года в австрийском парламенте протестующую интерпелляцию.

http://pravoslavie.ru/30790.html

Вот несколько цитат: " Учение телеологического эволюционизма Т. де Шардена о «претворении космогенеза в Христогенез» стало той духовной отравой, к которой приобщился епископ Василий. Ему стало представляться, будто учение эволюционизма исповедывали и Святые Отцы... Вот пример того, как просто интерпретировал епископ Василий мнение церковных авторитетов. Он записал себе в союзники сербского богослова преподобного Иустина (Поповича), сказавшего: «Мы верим в эволюцию человека на пути ко Христу» с. 83]. Но святой архимандрит Иустин имел в виду не теорию «Большого взрыва» и тем более не биологическую эволюцию от низших видов животных к высшим, а духовный рост человека... Архимандрит Иустин (Попович) никогда не поддерживал эволюционистского учения... Читая книгу епископа Василия, не перестаешь удивляться, насколько его собственные мысли идут вразрез с теми святоотеческими цитатами, которые он приводит... За епископом Василием, как и за всеми вообще «христианами-эволюционистами», можно сделать следующее верное наблюдение. Те священные тексты, которые Святые Отцы воспринимают по преимуществу буквально. Такие как библейские главы о Шестодневе или о родословии Адама после грехопадения он воспринимает аллегорически и символически, больше доверяя науке с ее теорией «Большого взрыва» и миллиардолетней эволюцией от элементарных частиц до разумной жизни. Те же тексты, которые Церковь традиционно воспринимает как символические, поэтические и аллегорические, такие как Акафист Пресвятой Богородице или заупокойные тропари по непорочных, он пытается трактовать буквально... Самым любопытным является то, что это свое оригинальное учение епископ Василий почему-то называет «каппадокийским», хотя ни одной убедительной цитаты из Святых Отцов в доказательство правомочности своих умозаключений он в книжке «Теория распада вселенной и вера Отцов» привести не смог. Непомнящих Игорь 1 октября 2009, 05:19 Юрию, честнее, конечно, указать страницу или признать, что писал " по памяти " . Юрий 29 сентября 2009, 17:35

http://pravoslavie.ru/31960.html

2. Лосский В. Н. «Мрак» и «свет» в познании Бога//Богословие и боговидение. М., 2000. С. 67–81. Рекомендуемая литература: 1. Corpus Areopagiticum. О Божественных именах. О мистическом богословии. СПб.: «Глаголъ», 1994. 370 с. 2. Апофатическое (отрицательное) богословие//Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 3. С. 134–140. 3. Бог//Православная энциклопедия. М., 2002. Т. 5. С. 387– 433. 4. Бог//Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1995. Т. 3 (приложение). С. 337–342. 5. Бирюков Д. С. Ареопагитский корпус: учение о Боге и о Божественных именах//Антология восточно–христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия: в 2–х тт. М., СПб., 2009. Т. 2. С. 7–18. 6. Бриллиантов А. И. Влияние восточного богословия в произведениях Иоанна Скота Эриугены. М.: «Мартис», 1998. 446 с. 7. Василий (Кривошеин) , архиеп. Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы //Богословские труды. Нижний Новгород, 1996. С. 114–208. 8. Василий (Кривошеин) , архиеп. Простота Божественной природы и различия в Боге по св. Григорию Нисскому //Богословские труды. Нижний Новгород, 2011. С. 614–643. 9. Григорий Палама , свт. Учение Дионисия Ареопагита о единении и различении. Гл. 85–95//Сто пятьдесят глав. Краснодар: «Текст», 2006. С. 146–158. 10. Иоанн Дамаскин , прп. Свойства Божеского естества// Точное изложение православной веры . Кн. I. Гл. XIV. 11. Иустин (Попович) , прп. §§ 15–20. О существе Божием и Его свойствах/Догматика Православной Церкви//Собрание творений прп. Иустина (Поповича) . М., 2006. Т. 2. С. 74–105. 12. Карфикова Ленка. Святитель Григорий Нисский . Бесконечность Бога и бесконечный путь к Нему человека. К.: «Дух i JIimepa», 2012. 336 с. 13.Лосский В.Н. Августин учитель. Элементы отрицательного богословия в мышлении блаженного Августина //Богословские труды. М., 1985. Сб. 26. С. 173–180. 14.Лосский В.Н. Апофаза и троическое богословие//Богословские труды. М., 1975. Сб. 14. С. 95–104. 15.Лосский В.Н. Апофатическое богословие в учении святого Дионисия Ареопагита //Богословские труды. М., 1985. С .163–172.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

А. И. Деникина, деятельность КДА была возобновлена. В янв.-февр. 1920 г., когда в Киеве вновь была установлена советская власть, еп. Василий (Богдашевский) и профессора КДА предприняли попытку преобразовать КДА в частное высшее учебное заведение, к-рое могло бы функционировать в соответствии с советским законодательством. 3 февр. 1920 г. Киевский губернский исполнительный комитет зарегистрировал Киевское православное богословское об-во. Его членами стали профессора и доценты КДА. При этом об-ве тогда же было создано частное высшее богословское учебное заведение под названием Киевская православная богословская академия (КПБА), к-рая считалась наследницей КДА. Хотя КПБА начала действовать уже в 1920 г., ее устав официально утвержден Синодом епископов Православной Церкви на Украине лишь 5 сент. 1921 г. До своего ареста весной 1923 г. ректором КПБА являлся еп. Василий (Богдашевский). После его ареста Совет академии избрал на должность ректора прот. А. Глаголева, к-рый, вероятно, и руководил КПБА до ее окончательного закрытия. Однако устав КПБА предполагал, что избранный Советом ректор должен утверждаться Синодом епископов Православной Церкви Украины по представлению Киевского митрополита. Видимо, это уставное требование соблюдено не было. В 1919-1923 гг. скончались 11 членов профессорско-преподавательской корпорации. С 1918 г. значительная часть профессоров КДА также работала в структурах УАН (с 1921 ВУАН). Так, Мищенко, Н. И. Петров, В. И. Барвинок, М. Ф. Оксиюк (впосл. митр. Макарий ) входили в состав Византологической комиссии ВУАН; прот. А. Глаголев, В. Ф. Иваницкий , Г. Г. Попович, В. П. Рыбинский - в состав Гебраистической комиссии ВУАН, что позволяло им продолжать научную деятельность и получать более или менее стабильный доход. Кроме того, нек-рые профессора, не имевшие священного сана, служили псаломщиками на приходах Киевской епархии. Устав КПБА предполагал преподавание в ней следующих дисциплин: Свящ. Писание Ветхого и Нового Завета, патрология «со специальным изучением по первоисточникам золотого века восточной и западной письменности», библейская история и археология, основное и нравственное богословие, христ.

http://pravenc.ru/text/1684525.html

Жизненный путь архимандрита Василия (Пронина) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 58, 2010 23 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 58, 2010 Бывают люди, которые своими делами, мыслями или же начинаниями как-то отстают от своей эпохи. Есть и такие, которые успевают жить в ногу со своей эпохой, и им там уютно. Но иногда Господь дарует жизнь людям, которые во всех сферах своей деятельности опережают свою эпоху во всём. Таким был известный исследователь, учёный, аскет и подвижник благочестия Православной Церкви в XX столетии в Закарпатье архимандрит Василий (Пронин) Каждый исследователь Православия за Карпатами в XX столетии в лице архимандрита Василия непременно увидит глубокий кладезь разносторонней мысли, аскетического опыта в Боге и непременно будет изучать его научное, богословское и историческое наследие. В жизни этого человека не было коллизий его интересов; они всегда рассматривались и подчинялись одному закону — Божьему. Множество ярких и известных церковных деятелей сопричастны к истории Православия в этом регионе в XX в. Каждый из них оставил свой отпечаток на формировании религиозной мысли и жизни. Достаточно вспомнить таких архипастырей, подвижников благочестия, философов и учёных, как митрополит Евлогий (Георгиевский), митрополит Вениамин (Федченков), митрополит Дорофей (Филип), архиепископ Аверкий (Таушев), ныне уже святые святитель Иоанн (Максимович), преподобный Иустин (Попович) 1 , преподобный Алексий (Кабалюк) 2 , преподобный Иов (Кундря) 3 , профессор Георгий Геровский, академик АН СССР М. Ф. Мурь­я­нов и другие. Каждый из них оставил неизгладимый след в истории этого края. Дух, которым дышали эти деятели, поддерживал, развивал и воплотил в своей жизни архимандрит Василий (Пронин). Его публикации и опыт заставляют задуматься над исторически прошлым и настоящим. Жизненный путь будущего духовника Мукачевского Свято-Николаевского монастыря архимандрита Василия (в миру Владимира Васильевича Пронина) начался в городе Киеве, где он родился 8 сентября 1911 года 4 . Он принадлежал к древнему дворянскому русскому роду Прониных 5 . Детство Владимира проходило в общей для его сверстников колее. Исключением в характере Владимира в те годы было какое-то уже взрослое послушание родителям, глубокое благочестие, любовь к храму Божию.

http://pravmir.ru/zhiznennyiy-put-arhima...

Г) ЦЕРКОВЬ — СОБОРНАЯ Экуменисты неправильно толкуют и соборность (вселен-скость) Христовой Церкви. Как уже было сказано, они недооценивают истину, исповедуемую в абсолютно неискаженном виде только в Православии, пренебрегают Богооткровенными догматами Церкви как существенным признаком ее вселенности и соборности, т. е. подлинной экуменичности, и выдвигают на первый план численность, дабы Церковь могла быть «влиятельной международной силой» 73 . С этой целью экуменисты предлагают объединиться всем «церквам», включая в их число и еретические общности, давно отсеченные от Христа (ср. Ин.15:6 ), но это внешнее безблагодатное объединение не может создать истинную вселенскую соборную Церковь Христову! Еще в IV веке св. Кирилл Иерусалимский прекрасно и полно объяснил то свойство Церкви, которое в Символе веры обозначено по-гречески словом καδολικ (кафолическая, а по-славянски — «соборная»). Он пишет в 18м огласительном слове, § 23: «Церковь называется соборною, потому что она в целой вселенной, от пределов земли до пределов ее, и потому что во всеобщности (καδολικς) и без всякого опущения преподает все, долженствующее входить в состав человеческого ведения, догматы о видимом и невидимом, о небесном и земном; еще потому, что подчиняет благочестию весь человеческий род..; и, наконец, потому, что повсеместно (καδολικς) врачует и исцеляет она всякого рода грехи, совершаемые душою и телом; и в ней же приобретается все именуемое добродетелью…— и в делах, и в словах, и во всяком духовном даровании» 74 . Анализируя это определение, архиепископ Брюссельский Василий подчеркивает, что Христова Церковь у св. Кирилла словом «кафолическая» 75 изображается: Подытоживая, архиепископ Василий заключает: «Мы видим, что… внешние признаки кафоличности здесь не отрицаются; но ударение ставится на качественных понятиях — всецелости в истине и благодати» 76 . Подобные мысли высказывает и архимандрит Иустин (Попович) . Он пишет: «Самое Богочеловеческое бытие Церкви всеохватное, вселенское, кафолическое, целостное, соборное.

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

Верхнее Водяное. Церковь Михаила Архангела. Михайловская церковь /// Епархия неизвестна Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Михаила Архангела Год постройки:1893. Адрес: Закарпатская обл., Раховский р-н, с. Верхнее Водяное Координаты: 48.00243, 23.95895 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:Храмовый комплекс стоит на возвышенности, на горе. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Село существовало уже в XIV веке. В 1751 году здесь была деревянная церковь Св. Арх. Михаила с башней, украшенная всеми образами. В 1893 году мастер Василий Тафий построил небольшую грациозную деревянную церковь. В 1924 году гонтовое покрытие ее крыш заменили на бляху. В 1978 году отштукатурили стены срубов, в 1983-1984 годах до главного фасада церкви пристроили односкатную крышу на двух металлических трубах, а на стройный шпиль посадили шарообразную главку. На протяжении 2009-2010 годов башня получила большой цибулястый луковичный купол, покрытый ослепительной «золотой» жестью, крыши покрасили в ядовито-синий цвет. Архитектурная характеристика Памятник Верхнего Водяного, деревянную часовню, сфотографировал Петер Балог в 1910 году, эта фотография хранится в фототеке Этнографического музея в Будапеште. Не удалось установить, где именно стояла часовня, происходившая, предположительно, из XIX в. Способ разрушения И часовня, очевидно, не существовала уже в 1920-х годах, поскольку не попала в объектив чешских исследователей. Памятниковедческий материал Петер Балог, 1910. Néprajzi múzeum (NM F331901); Попович Василий. Храмы Раховщины. Ужгород, 2013, с. 122-123. Источник: М. Сирохман " Утраченные церкви Закарпатья " ; Добавить комментарий Комментарии и обсуждение http://youtu.be/v0KfWANXf30 видео сюжет о церкви --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=59203

Ин.6:63). Без Него оно становится и навеки остается лишь теорией, абстракцией, схоластикой, сухим начетничеством, неосуществимым и неживым.    Учение Господа Иисуса Христа — вечно живое и животворящее только Им, ибо и Сам Он — вечно Живой и Животворящий. И действительно, Своим ученикам, Своим последователям, Своей Церкви Он оставляет Самого Себя, Свою Личность, а в Ней и через Нее — и Свое учение; с ними и в них Он — во все дни до скончания века (см. Мф.28:20, 10:40). В этом главное различие между Господом Иисусом Христом и всеми прочими основателями религий. Но так как Его учение неотделимо от Его Личности и спасительно только Его Личностью, то в первую очередь нужно решить вопрос о Личности Господа Иисуса и лишь после этого приступать к вопросу о совершенном Им спасении, так как решением вопроса о Его Личности обусловлено решение вопроса о спасении мира и человека от греха, зла и смерти.    Здесь прп. Иустин имеет в виду святоотеческое учение о λγοι (греч. «слова», «смыслы») (свв. Василий Великий, Максим Исповедник) или о нетварных энергиях Бога (свв. Василий Великий, Григорий Палама, Дионисий Ареопагит). Эти «слова» по учению Святых Отцов являются божественными идеями и «волениями» Бога о мире в целом и каждой его составляющей, основными началами или законами естества, целями и средствами Промысла и Суда. Они исходят из Бога Слова для образования мира и в нем снова объединяются в своем Источнике, благодаря чему Бог Слово является центром всего тварного бытия (ср. «И без Него не начало быть, что начало быть», Ин.1и «Имже вся быша» Символ веры Православной Кафолической Церкви). Эти «слова» (λγοι) образуют собой духовную умопостигаемую сторону тварного мира и могут открываться очищенному аскезой уму подвижника в так называемом «естественном созерцании» (φυσι Θεωρα) (см. «С. Л. Епифанович». Прп. Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1996. С. 64—68). — Примеч. ред.    У свт. Афанасия Великого в русск. пер.: «из естественного состояния» (греч. τν ατ φσιν — букв. «из того, что по природе»). Прп. Иустин Попович понимает под естественным состоянием (ατ φσιν) поврежденное состояние человеческой природы после грехопадения. — Примеч. ред.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Баня-Лукская епархия [серб. enapxuja] Сербской Православной Церкви (СПЦ). В 1900 г. с центром в г. Баня-Лука была создана Баня-Лукско-Бихачская епархия из Дабро-Босанской митрополии. Епархия охватывала сев.-зап. часть Боснии, будучи самой крупной в Боснии и Герцеговине. Находилась в юрисдикции К-польской Патриархии. Первым архиереем образованной епархии стал митр. Евгений (Летица ; 1900-1907), затем кафедру занял митр. Василий (Попович ; 1908-1938). На территории епархии действовали свыше 200 церквей и часовен, мон-ри Гомионица , Моштаница , Липле и др. В 1925 г. Баня-Лукско-Бихачская епархия (перешедшая в юрисдикцию СПЦ) была разделена на Б.-Л. е. и Бихачскую епархию. Б.-Л. е. упоминается в новом уставе СПЦ от 3 сент. 1931 г. (вступил в силу 24 нояб. 1931). С 1939 г. кафедру возглавил сщмч. еп. Платон (Йованович) , замученный националистами-усташами хорват. По данным Церковного календаря Сербской Патриархии за 1941 г., в Б.-Л. е. накануне войны было 167 правосл. храмов, 103 церковные общины, 102 прихода и 2 действующих мон-ря (Гомионица и Моштаница). Численность епархиального духовенства составляла 34 протоиерея, 1 протосинкелл, 71 иерей, 6 иеромонахов. Правосл. паства насчитывала 424075 чел. После оккупации Югославии нем. войсками в 1940 г. Б.-Л. е. оказалась на территории образованного 12 апр. 1941 г. независимого гос-ва Хорватия, в к-ром СПЦ подвергалась жестоким гонениям. За время второй мировой войны в епархии разрушены 64 правосл. храма и 1 мон-рь, 34 приходских дома, уничтожено 94 церковных архива, серьезно повреждены 21 храм и 3 мон-ря. По данным Архиерейского Синода СПЦ на 1945 г., в епархии убито более 100 тыс. правосл. сербов, погибло 14 священников. После окончания второй мировой войны епархиальными епископами были: Василий (Костич ; 1947-1961), во время управления к-рого епархии передали, согласно решениям Архиерейского Собора (1948), неск. районов, входивших в Горнокарловацкую епархию; Андрей (Фрушич ; 1961-1980); Ефрем (Милутинович) . В результате военных действий 1991-1995 гг. в епархии уничтожено 2 правосл. храма, 3 повреждены, сожжено 2 приходских дома. По сведениям на 1997 г. было 7 наместничеств, 98 приходов, 78 священников, 5 мон-рей с 23 насельниками.

http://pravenc.ru/text/77502.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010