Но дьявольское «лицетворение» есть всегда отпетое лицедейство, лукавый театр, никогда не имеющий ничего общего ни со смиренным истощанием, предпринятым ради другого, ни со стремлением наделить кого-то не имеющимися у него высшими качествами, ни попыткой возводить человека к подвигу преодоления своей гордости. Это всегда гордое выпячивание своего «я», не гнушающееся для этого никакими средствами. Подлинное же, божественное «лице-деяние», всегда направлено на благо иных личностей, на их честь и славу, на их торжество в подлинном бытии. Использованная литература: 1 . Василий Великий , свт. Беседа 12. На начало Книги Притчей ( Притч 1. 1–5 )//Он же. Творения. Т. 1. С. 971–989. 2 . Василий Великий , свт. Толкование на пророка Исаию//Он же. Творения. В 2-х т. М.: Издательство Сибирская Благозвонница, 2008. Т. 1. С. 611–864. 3 . Гурьев В., прот., Пролог в поучениях на каждый день. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007. 4 . Дмитрий Ростовский , свт. Житие 815, святого Петра, прежде бывшего мытарем//Он же. Жития святых (Четьи минеи). В 4-х т. Издание Свято-Успенской Киево-Печерской лавры, 1764 (Издательство Аксион Эстин, 2009). Т. 1. Л. 110 об. –112. 5 . Игнатий (Брянчанинов) , еп. Отечник//Он же. Полное собрание сочинений. В 7-ми т. М.: Издательство Паломник, 2001–2007. Т. 6. 2004. 6 . Иоанн Дамаскин , преп. Точное изложение православной веры //Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина . В 12-ти т. СПб.: Издание СПб. Духовной Академии, 1913. Т. 1. С. 157–345. 7 . Иоанн (Маслов) , схиарх. Глинский патерик. М.: Издательство Самшит, 1997. 8 . Иустин (Попович) , прп. Догматика Православной Церкви. Сотериология//Он же. Собрание творений: в 4-х т./Пер. с серб. С. П. Фонова. М.: Издательство Паломник, 2004–2007. Т. III. 9 . Иустин (Попович) , преп. Толкование на Первое соборное послание Святого апостола Иоанна Богослова/Пер. с серб. М.: Издательство Московского подворья ТСЛ, 1998. 10 . Иустин (Попович) , преп. Философские пропасти. На водоразделе культур/Пер. с серб. М. Н. Ященко.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

   В молитвах по Святом Причащении молитва 1-я, «Благодарю Тя, Господи Боже мой».     Исаак Сирин, преподобный. Беседа 19, 9; 38, 5.    См. о вере как даре Божьем в: Иустин (Попович), преподобный. Экклесиология. С.91.     Харизма (χαρισμα — милость, дар) — особое свойство, дар, данный человеку Богом для выполнения его жизненного предназначения. — Ред.    Ирмос на 6-й песни, глас 6.    Вопрошания и ответы в Таинстве Крещения.     Иосиф Флавий. Иудейские древности. 10, 10, 2. Т. 2. С. 30—31.     Иосиф Флавий. Иудейские древности. 10, 10, 5, 10, 11, 1. Т. 2. С. 34—35.    Дарий I правил в 522—486 гг. до н. э. (Бикерман Э. Хронология древнего мира. С. 193).     Иосиф Флавий. Иудейские древности. 10, 11, 5. Т. 2. С. 39.     Иосиф Флавий. Иудейские древности. 10, 11, 6. Т. 2. С. 41.    Мидийский царь Астиаг правил в 585—550 гг. до н. э., Кир Великий — в 559—530 гг., из них в Вавилоне — с 539 г. (см.: Бикерман Э. Хронология древнего мира. С. 193).     Иосиф Флавий. Иудейские древности. 10, 11, 7. Т. 2. С. 43.     Василий Великий, святитель. Беседа 1. О посте. С. 9.     Феофилакт Болгарский на Лк. 9:57—62 (разрядка наша. — иг. Ф.).     Феофилакт Болгарский на Мф. 12:43—45 (разрядка наша. — иг. Ф.).    Ср.: Ин. 16:12 (ο δνασφε Βασταζειν); 21, 25 (). Это слово употребляет и Павел — см.: 2 Кор. 7:2: κωρσατε μς Первое значение этого глагола, по Вейсману, «освобождать место, уступать».    Первое значение, по Вейсману, — «страна, земля»; то пространство, которое прилежит городу, полису.     Василий Великий, святитель. Толкование на пророка Исаию, 6, 7. С. 203.     Иустин (Попович), преподобный. Догматика Православной Церкви/Иустин (Попович), преподобный. Собр. творений. Т. 2. М., 2006. С. 115—116.     Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Быт. XIV:2, 112. С. 110.     Феофилакт Болгарский на Лк. 4:1—12.    От устава святыя соборныя и апостольския Церкве, и от списания святых отец, о поклонех земных, иже бывают во святую великую четыредесятницу, сиречь во святый великий пост, и в прочия дни на литургиях/Псалтирь. М.: Тип. единоверцев, 1866. Л. 31. Зри.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

Разделы портала «Азбука веры» Каталог православного видео (6+) ( 28  голосов:  4.5 из  5) Предыдущий Следующий Епископ Василий (Родзянко). Моя судьба. Фильм 1. Прощание с Родиной Епископ Василий (Родзянко). Моя судьба. Фильм 2. На чужбине Епископ Василий (Родзянко). Моя судьба. Фильм 3. Судные дни Епископ Василий (Родзянко). Моя судьба. Фильм 4. Первая любовь Епископ Василий (Родзянко). Моя судьба. Фильм 5. Миротворец Епископ Василий (Родзянко). Моя судьба. Фильм 6. Выбор пути Епископ Василий (Родзянко). Моя судьба. Фильм 7. Пасха под бомбами Епископ Василий (Родзянко). Моя судьба. Фильм 8. В темнице Епископ Василий (Родзянко). Моя судьба. Фильм 9. Проповедь на всю Россию Епископ Василий (Родзянко). Моя судьба. Фильм 10. Возвращение домой Епископ Василий (Родзянко). Моя судьба. Фильм 11. Последний поклон «Моя судьба» – это исповедь епископа Василия (Родзянко) , жизнь которого охватывает практически весь ХХ век с его потрясениями и войнами. Внук последнего председателя Государственной Думы предреволюционной России, владыка в 4 года был вывезен в эмиграцию, в Югославию. Его воспитателями и учителями были митрополит Антоний Храповицкий , глава Зарубежного Синода, а также ныне причисленные к лику святых святитель Иоанн Максимович (Шанхайский и Сан-Францисский), сербские подвижники – святитель Николай Велимирович и архимандрит Иустин Попович . Во время учебы в русско-сербской гимназии, владыка Василий занимался в литературном кружке, был лично знаком с писателями Куприным, Мережковским, Чириковым и другими. Во время войны владыка Василий, будучи священником, участвовал в сербском сопротивлении, а после войны два года провел в коммунистических титовских лагерях. 26 лет вел религиозные передачи на Би-Би-Си для Советского Союза. Скончался 17 сентября 1999 года в Вашингтоне, будучи епископом Американской Афтокефальной церкви. Обо всех этих событиях епископ Василий, рассказывает сам, размышляя о Промысле Божием в жизни человека и судьбе России, повергших человечество в ХХ веке в пучину войн, революций, жестокости. И лишь в последнем, 11м фильме, который снимался у гроба владыки в Вашингтоне, о нем вспоминают те, кто его хорошо знал и любил. В сериале использованы многочисленные фотодокументы из личного архива епископа Василия, огромное количество кинохроники из жизни ХХ века. В фильме много эпизодов, снятых во время путешествий владыки Василия по памятным местам, связанных с его служением и жизнью его семьи: это Москва, Санкт-Петербург, Париж, Лондон, Царское Село, Валаамский монастырь. Рекомендуемые видео Самое популярное Сейчас в разделе 212  чел. Всего просмотров 14 млн. Всего записей 1398 поделиться: ©2024 Православное видео к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/video/episkop-vasilij-r...

Драгица Попович с ранней юности и вплоть до бомбардировок НАТО 1999 года часто посещала могилу святого мученика Василия Печского и молилась ему во всякой житейской нужде. Помощь святого, как она говорит, не заставляла себя долго ждать, и, всякий раз возвращаясь на могилу, она чувствовала облегчение и покой. Ее подруга Милка Джукич, с которой она часто посещала могилу святого Василия в середине 1960-х годов, убедилась на своем личном опыте, насколько святой Василий был скорым помощником. После нескольких лет брака ее семейная жизни расстроилась так, что муж развелся с ней. После этого бывший супруг уехал на работу за границу. Милка попросила помощи у святого Василия: она молилась, чтобы муж вернулся и не оставил ее одну с двумя сыновьями. Спустя три месяца муж действительно вернулся, а их восстановленный брак увенчался рождением еще одного ребенка – помимо двух сыновей у них появилась дочь. И сегодня Милка благодарит скорого помощника святого Василия. Однажды Драгица Попович (в 1960–х гг.) застала у могилы святого Василия молодую супружескую пару из Боснии. Они приехали, чтобы пожертвовать небольшую золотую цепочку в знак благодарности. Они были в браке четыре года и, не имея детей, особо молились святому Василию и получили сына. По свидетельству монахини Евфимии (Маркович), родом из села Накла (около Печа), женщины из этого и соседних сел имели обычай посещать святыню в воскресенье и пятницу при молодом месяце, когда, по местной традиции, совершалось водосвятие. Некоторые брали на себя и более строгие правила за своих родственников, служивших в армии, чтобы все живыми и здоровыми вернулись домой. Часто вместе с сербами и албанцы из Накла шли утром на могилу святого. Мученик Василий и преподобномученик Григорий Печские      Добрила Попович из Накла в детстве страдала сильными головными болями. Мать отвела ее на могилу святого Василия и помазала маслом из лампады. Головная боль прошла и с тех пор никогда не повторялась. Сейчас Добрила живет в Крагуеваце, ей 60 лет. Жители Накла также знали, что если какой-нибудь малыш никак не начинал ходить, то его надо было отнести к святому Василию. Трижды с ним обходили могилу, и ребенок сразу делал первые шаги. Известно несколько таких случаев.

http://pravoslavie.ru/114084.html

15 . S. Joannes Damascenus. De Imaginibus Oratio III//J.-P. Migne (ed.). Patrologia Graeca . Vol. 94: 1283–1420. 16 . Катасонов В. Н. Концепция актуальной бесконечности как место встречи богословия, философии и науки. Автореферат… на соискание степени доктора богословия. М., 2012. 17 . Гайденко П. П. Христианство и наука: к истории понятия бесконечности//Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2000. 3. С. 5–11. 18 . Карфикова Л. Святитель Григорий Нисский . Бесконечность Бога и бесконечный путь к Нему человека. Киев: Изд-во Дух и Литера (Bibliotheca Clementina), 2012. 19 . Sweeney L. Divine Infinity in Greek and Medieval Thought. New York: Peter Lang, 1992. 20 . Мефодий (Зинковский) , иером. Святоотеческие категории и богословие личности. СПб.: Изд-во О. Абышко, 2014. 21 . Василий Великий , свт. Творения. В 2-х т. М.: Изд-во Сибирская благозвонница, 2008–2009. Т. 1. 2008. С. 651 22 . S. Basilius Caesariensis. Commentarius in Isaiam prophetam//J.-P. Migne (ed.). Patrologia Graeca . Vol. 30: 117–668. 23 . S. Basilius Caesariensis. Homiliae et sermons//J.-P. Migne (ed.). Patrologia Graeca. Vol. 31: 163–618. 24 . Bennet B. The Person Speaking: Prosopopoeia as an Exegetical Device in Didymus the Blind’s Interpretation of Romans 7. Studia Patristica/J. Baun et al. (eds.) Leuven: Peeters, 2010. V. XLVII. P. 173–177. 25 . S. Joannes Damascenus. Expositio Fidei orthodoxae//J.-P. Migne (ed.). Patrologia Graeca. Vol. 94: 789–1228. 26 . Иустин (Попович) , преп. Догматика Православной Церкви. Сотериология.//Он же. Собрание творений. Т. III. 2006. 27 . Zhyrkova A. Jh. Damascene’s Conception of Individual: Hypostasis versus Person//Studia Patristica. Peeters, 2012. Vol. LII. P. 375–387. 28 . Staniloae D. Theology and the Church. Crestwood, New York: St. Vladimir’s Seminary Press, 1980. 29 . Иустин (Попович) , преп. Толкование на 1-е соборное Послание св. апостола Иоанна Богослова/Пер. с серб. М.: Изд-во Московского подворья ТСЛ, 1998. 30 . Иустин (Попович) , прп. Философские пропасти. На водоразделе культур/Пер. с серб. М. Н. Ященко. М.: Изд. совет РПЦ, 2004.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Москва, Государственная Третьяковская галерея. "/> Василий Перов. Портрет писателя Фёдора Михайловича Достоевского. 1872. Москва, Государственная Третьяковская галерея. Преодолевая «насущное видимо-текущее» - Татьяна Александровна, некоторые не любят романы Достоевского, считают его творчество чем-то болезненным. Как вы думаете, почему? - Неприятие Достоевского не связано с тем, религиозен человек или нет, не связано с конкретной религией или конфессией. Объяснить его можно только одним: человек не готов видеть что-то дальше «насущного видимо-текущего», по определению самого Достоевского; он очень удобно устроился в этом «насущном видимо-текущем» и ничего иного знать не желает. Кстати, именно такие читатели создали миф о «жестоком таланте», о Достоевском-истерике-параноике и прочее. И это началось еще при жизни писателя. Но заметим, что это, как правило, всё равно не равнодушные к Достоевскому люди. И даже очень не равнодушные! - Мне доводилось встречаться с потомками священномученика Философа (Орнатского). Они свидетельствовали, что отец Философ любил Достоевского. Другой святой ХХ века - преподобный Иустин (Попович) - даже написал книгу «Философия и религия Достоевского». Получается, святые что-то находили для себя в его сочинениях? - Не просто «что-то находили»: преподобный Иустин (Попович) , например, прямо называет писателя своим учителем. Так что Достоевский - учитель святых ХХ века. - Чему же Достоевский их учил? - Тому же, чему Достоевский учит любого читателя: Богообщению. Тому, чтобы мы в каждом человеке видели образ Божий, видели Христа, а если речь о женщине - то Божию Матерь. Тому, чтобы мы в каждой сиюминутной сцене различали ее евангельскую первооснову, библейскую первооснову. Библию писатель устами своего персонажа старца Зосимы назвал «изваянием мира и характеров человеческих». Вот представьте себе: стоит Библия в центре мироздания как некое изваяние, а вокруг нее то, что писатель называл «насущным видимо-текущим». Но тут можно поставить вопрос: чем такое мировидение отличается от языческого? Ведь любая языческая религия - это тоже «священная история», и каждый ее последователь в своей жизни осуществляет, оживляет и вновь дает быть сценам той, однажды бывшей «священной истории». А различие между тем радикальное.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

Таким образом, Василий Димитриевич московский несколько поограничил те права и льготы, какие предоставлялись ханскими ярлыками не только духовенству, но и церковным и митрополичьим людям, хотя эти ограничения были почти нечувствительны для самого митрополита и сделаны с его согласия. Во второй части грамоты относительно церковных даней постановлено: сборного для митрополита взимать с каждой церкви по шести алтын, да “заезда” при обозрении им епархии по три деньги, а больше того не брать ничего; десятиннику же, как сядет на десятину, взимать пошлины “за въездное, и за рожественное, и за петровское” по шести алтын, а больше не брать ничего 2549 ; взимать сборное для митрополита о Рождестве Христово, а десятиннику свои пошлины – о Петрове дне. Соборные церкви по городам, которые не давали сборного при митрополитах Феогносте и Алексии, не должны давать и теперь. Это становление, судя уже по тому, как оно выражено, по всей вероятности, было вызвано какими-либо злоупотреблениями. Наконец, в последней части грамоты великий князь говорит: “Слуг моих и моих данных людей в диаконы и в попы митрополиту не ставить. А если какой попович, хотя бы он был записан в мою службу, захочет ставиться в попы или диаконы, ино ему вольно ставиться. Тот попович, который живет у отца и ест отцов хлеб, есть митрополич; а который отделился от отца, живет собою и ест свой хлеб, тот мой – великого князя”. Такое разделение поповичей между ведомствами духовным и гражданским мы видели уже в ханских ярлыках. Остается заметить, что вся эта грамота, данная московским князем митрополиту, могла иметь полную силу только в областях великого княжения и простиралась лишь на те митрополичьи вотчины, которые находились в уездах Владимирском и Московском, но не могла простираться на вотчины митрополита, бывшие в пределах киевских или вообще юго-западных. Обе грамоты того же великого князя митрополиту Фотию имеют предметом своим исключительно владения митрополита. В первой из них (1421) князь дозволяет Фотию купить деревню Яновльскую, с тем чтобы деревня эта, доселе тянувшая судом и всеми пошлинами к волости Тальше, тянула впредь судом и всеми пошлинами к митрополиту, кроме дани княжеской (вероятно, ордынской) и яма.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В завершение вечера Татьяна Кириллина прочитала отрывок из одной из проповедей отца Василия, где он рассуждал о причинах революционных событий и Гражданской войны.  " Не повезло нам, россияне! Но это не просто невезение, а расплата за то, что предали веру отцов, отошли от вековых нравственных устоев. И пошли по России расстрелы да лагеря! В фольклоре России сохранилась забытая былина " Как перевелись богатыри на Святой Руси " : " Взмахнул мечом своим Илья Муромец - и вдруг окаменел; взмахнул мечом своим Добрыня Никитич - и окаменел; взмахнул мечом своим Алеша Попович - и окаменел... Так перевелись богатыри на Святой Руси " . Значит, не погибли вовсе, а, может, окаменели на время? И придет час - заиграет вновь кровь в жилах могучего Ильи, и вскочит на коня своего Добрыня Никитич, и возьмется за меч Алеша Попович?! Россия ждет своих богатырей, что помогут ей в трудных борениях со смутой и иноземщиной. Не пропадет народ. Невидимыми путями Бог ведет тебя, многострадальная Россия!.. "   Протоиерей Василий Ермаков (20 декабря 1927, Болхов, Орловская губерния - 3 февраля 2007, Санкт-Петербург) - один из самых авторитетных петербургских священников конца ХХ - начала XXI века, с 1981 года - настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище. С прощальной проповедью отец Василий обратился к пастве 15 января 2007 года, в день памяти преподобного Серафима Саровского. ИА " Вода живая " , 23.03.17 Поделиться Упоминания в новостях 4 ноября 2023 31 августа 2023 31 августа 2023 30 ноября 2022 31 марта 2022 10 декабря 2018 20 ноября 2018 23 октября 2018 26 сентября 2018 27 июля 2018 14 апреля 2024 12 апреля 2024 27 марта 2024 24 марта 2024 3 марта 2024 21 апреля 2024 21 апреля 2024 21 апреля 2024 18 апреля 2024 14 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

раз подтверждаем литовскими и польскими государями, по просьбе православных западнорусских митрополитов. Что же касается северо-восточной, Московской Руси, то здесь оставался в практическом употреблении один только устав св. Владимира, да и тот не вполне, а лишь настолько, насколько в нем определялось пространство общего суда церкви. В других же отношениях действие его было более или менее ограничено. Так через несколько месяцев после издания вышеупомянутой подтвердительной грамоты тот же великий князь Василий Дмитриевич, по совещанию с тем же м-том Киприаном, издает новую уставную грамоту, в которой старые привилегии митрополита, как духовного властителя и вотчинника, были уже значительно ограничены. Именно, вместо полной свободы митрополичьих людей и сел от государственных податей и повинностей, теперь митрополит обязывается: 1) вносить дань по княжей оброчной грамоте в те годы, когда самому великому князю придется платить «выход», т.е. дань в орду (значит, привилегия, какая давалась митрополитам самими ханами, теперь уничтожалась); 2) нести ямскую повинность в селах, принадлежащих митрополии; 3) выставлять «даточных», т.е. военных людей (когда сам вел. князь – сказано в грамоте – сядет на конь, за ним должны следовать бояре и слуги митрополита под воеводою митрополичьим, а под стягом великого князя). Далее, судные права митрополита над своими людьми ограничены в том отношении, что великий князь выговаривает себе право судить духовенство (конечно, не в духовных делах) в отсутствие митрополита; удерживает за собою исключительное право суда над митрополичьими наместниками, десятинниками и волостелями. Грамота установляет также норму податей, какие шли на митрополита и его чиновников (именно десятинников) с приходских церквей или, что тоже, с тяглого духовенства. Наконец, в последней части грамоты князь говорит: «слуг моих и моих данных (т.е. платящих дань) в диаконы и попы митрополиту не ставить. А если какой попович, хотя бы он был записан в мою службу, захочет ставиться в попы или диаконы, ино ему вольно ставиться. Тот попович, который живет у отца и ест отцов хлеб, есть

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

священник Георгий Завершинский Скачать epub pdf Библиография ИСТОЧНИКИ 1. Афанасий Великий , архиепископ Александрийский. Творения. Ч. III. M.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903. [­ Афанасий. Творения] 2. Василий Великий , архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения, Ч. III. M.: типография Августа Семена, 1846. [­Василий. Творения] 3. Ветхозаветные апокрифы/Пер. Е. В. Витковского. M.: ACT; Харьков: Фолио, 2001. [­Ветхозаветные апокрифы] 4. Григорий Богослов , архиепископ Константинопольский. Творения. Т. I, II. СПб.: Изд-во Сойкина. [­Григорий. Творения, I, II] 5 . Григорий Палама , архиепископ Фессалоникийский. Триады в защиту священнобезмолвствующих/Пер., поел, и комм. В. Вениаминова. М.: Канон, 1995. [­Григорий Полома. Триады] 6. Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры /Пер. А. Бронзова . СПб., 1894. [­Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры ] 7. Иоанн Златоуст , архиепископ Константинопольский. Творения. Т. VIII. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. СПб., 1902. [­Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна] 8. Ириней Лионский , святитель. Творения/Изд. в рус. переводе прот. П. Преображенским , 1900. М.: Паломник, 1996. [­ Ириней Лионский . Творения] 9. Иустин (Попович) , архимандрит. Толкование на 1-е соборное послание святого апостола Иоанна Богослова. М., 1998. [­ Иустин (Попович) . Толкование на 1-е соборное послание святого апостола Иоанна Богослова] 10. Иустин Философ и Мученик. Сочинения/Пер., введ. и прим. прот. П. Преображенского . М., 1892. М.: Паломник, 1995. [­Иустин Философ. Сочинения] 11. Климент Александрийский . Педагог/Пер. с греч. Н. Н. Корсунского и свящ. Георгия Чистякова. М., 1996. [­Климент. Педагог] 12. Кирилл Александрийский , святитель. Творения. Книга вторая. М.: Паломник, 2001. [­ Кирилл Александрийский . Творения] 13. Писания мужей апостольских/Введ., пер. с греч. и прим. прот. П. Преображенского ; доп.: введ., пер. с греч и прим. свящ. В. Асмуса и А. Г. Дунаева. Рига: Латвийское библейское общество, 1994. [­Писания мужей апостольских. Рига]

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010