Летописные и другие древние сказания о святом Благоверном Великом князе Данииле Александровиче, сыне святого Благоверного Великого князя Александра Невского, и о построенном им Даниловском за Москвою-рекою монастыре Источник Содержание Из Сборника 1702 года Моск. Синод. Библиотеки 607 Л. 116. Повесть о великом князе Данииле Александровиче Московском и всея России чудотворце О побеждении татар на Рязани. Глава 4 Л.120. О восприятии града Переяславля и о получении Л.120. О начале Даниловского монастыря и о пострижении и о преставлении блаженного великого князя Даниила. Глава 4 Л.120. О пренесении Даниловского монастыря во град Москву. Глава 5 О пренесении того же монастыря на новое. Глава 6. О явлении великого князя Даниила к юноше некоему. Глава 7 Чудо о князе Иоанне Шуйском. Глава 8 Л. 128 об. Чудо о купце. Глава 9 Л. 130. Об обновлении монастыря. Глава 10 Л. 131. О зачатии царствующего града Москвы, како исперва зачася. Глава 11 Служба святому благоверному великому князю Даниилу, составленная иноком Сергием и Симеоном Ольферьевым, неизданная нигде     " В лето 6780 1 (1272) 2 наста быти княжение Московское. Начал княжить на Москве князь Великий Данило Александрович Московский» (л. 24., Родословная, писан. в 1660 г., 583 Моск. Синод. Библ.). «В лето 6811 (1303) марта 4 преставился князь Данило Александрович Московский в черницах и схиме 3 ». (Летописн сбор. в Рус. музее XVII в. л. 255 об.). «В лето 6811 преставился великий князь Данило Александрович, (сын Александра) Невского Московский всея России. Животворящий крест, и порфиру, и виссон, и злату гривну, и венец Мономахов предаде четвертому своему сыну князю Иоанну Калите» (Лет. собр. Унд. в Рум. муз. 775. XVII в., л. 113). «В лето 6811 марта в 4 день преставился благоверный князь великий инок Даниил Александрович в память святого преподобного отца нашего Герасима иже на Иордани» (Надпись времен Грозного на том месте, где был гроб святого князя Даниила, переведенная на другую плиту, при возобновлении нижней церкви во имя св. пророка Даниила в 1867 году).

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Иван Иванович 53) заключил, в 1514 году, в Новгороде договор с ганзейскими послами. Тихомир Юрьевич, новгородский сын боярский, (в родословной не помещённый), убит при взятии Казани 2 октября 1552 года. Евстафий Михайлович 70) ездил послом к Королю Польскому Стефану Баторию в 1581 году; по возвращении, употреблён был для переговоров с папским послом, иезуитом Антонием Поссевином (назначение это доказывает, какое высокое мнение имел Царь Иоанн о познаниях и дипломатических способностах Ефстафия Михайловича); в 1592 году он же вёл переговоры с шведскими послами на реке Нарове, при Царе Годунове пожалован был думным дворянином, но вскоре назначен воеводою в Тобольск, где и умер. Из братьев его: Иван больший Михайлович был, при Царе Иоанне, ловчим (15741583), а при Царе Шуйском и в междуцарствие, думным дворянином; Никита Михайлович был воеводою в Вологде; потом, уже в преклонных летах, окольничим при Царе Михаиле Феодоровиче, a Леонтий Михайлович убит под Кромами (1605). Семь Пушкиных участвовали в избрании Царя Михаила Феодоровича: вышеупомянутый Никита Михайлович, брат его Иван меньший Михайлович; племянники их: Михайло Евстафьевич; Иван Григорьевич 76); Фёдор Семёнович 79); сын его Фёдор Фёдорович и племянник Фёдор Тимофеевич. Василий Никитич 91) был воеводою в Якутске; Гавриил Григрьевич 77) был сокольничим при Лже-Дмитрие; старший сын его Григорий Гаврилович ездил, при Царе Михайле Феодоровиче, послом к шведской Королеве Христине (1645); при Царе Алексее Михайловиче, был наместником нижегородским; ездил послом в Польшу (1650); потом находился боярином и оружейничим; и пользовался особенною благосклонностью Царя Алексея Михайловича, а младший, Степан Гаврилович, был окольничим. Сыновья сего последнего, Матвей Степанович и Яков Степанович находились боярами при Петре Великом; из них Матвей Степанович участвовал, вместе с сыном своим Фёдором Матвеевичем, в 1697 году, в стрелецком заговоре Цыклера и Соковнина; Фёдор Матвеевич был казнён, а Матвей Степанович, лишённый боярства, сослан в Енисейск, где и умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

3 июля 1606 года при новом царе Василии Шуйском митрополит Ермоген собором епископов был избран патриархом Московским и всея Руси. Митрополит Исидор вручил патриарху Ермогену посох святителя Петра, митрополита Московского , всея России чудотворца († 1326, память 24 августа/6 сентября, 5/18 октября и 21 декабря/3 января), а царь принес в дар новому патриарху панагию, украшенную драгоценными камнями, белый клобук и посох. По древнему чину Святейший патриарх Ермоген совершил шествие на осляти вокруг стен Кремля. Современники, знавшие его святую жизнь, говорили, что это был «непобедимый столп благочестия», «верховный в преподобии» и «предивный рачитель христианской веры», «непобедим и непреклонен» в вере. Патриаршество Ермогена проходило в трудные для России годы – в период Смуты. Но и в эти годы он заботился о строительстве храмов, о восстановлении древних служб, продолжал дело преподобного Максима Грека по исправлению богослужебных книг, уделял много внимания развитию книгопечатания в России. Одновременно он делал ревизии церквей, отмечал все недостатки и непорядки и обличал их в своих назидательных посланиях. Первосвятитель все свои силы посвятил служению Церкви и Отечеству. После низложения царя Василия Шуйского Россия находилась на грани потери своей государственной самостоятельности. В этот период и началось исключительное служение патриарха Ермогена своей Родине. Он проявил себя не только защитником Православия, но и истинным патриотом, сумевшим отстоять национальную независимость Русского государства. После свержения Шуйского правящая партия бояр склонна была отдать русский престол польскому королю Сигизмунду III. Патриарх выступил против этого. В этом подвиге патриарх Ермоген не был одинок: ему подражали и помогали самоотверженные русские люди. С особенным вдохновением противостоял Святейший патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество и искоренить Православие. Когда польские войска заняли Москву и уже хозяйничали в ней, святитель Ермоген энергично поддержал возникшие по всей стране национальные восстания против поляков. Своими грамотами, рассылавшимися по всем городам, патриарх призывал народ идти к Москве, чтобы очистить ее от польского поругания.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

А чтобы эта дурацкая затея выглядела как можно лучше, Шуйский приказал сделать новый гроб. Он приказал также убить одного девятилетнего поповича, надеть на него дорогие погребальные одежды, положить в этот гроб и отвезти в Москву. Сам же он вместе со своими князьями, боярами, монахами и попами выехал с крестами и хоругвями встретить тело царя, которое он велел пышной процессией внести в церковь усопших царей. По его повелению было всенародно объявлено, что князь Димитрий, невинно убиенный в юности, — большой святой у Бога, он, мол, пролежал в земле 17 лет, а его тело так же нетленно, как если бы он только вчера умер. И орехи, которые были у него в руке на площадке для игр, когда его убили, еще тоже не сгнили и не протухли, точно так же и гроб не попорчен землей и сохранился, как новый. Кто желает его видеть, пусть сходит в царскую церковь, где он поставлен; церковь всегда будет отперта, чтобы каждый мог туда пойти и поглядеть на него. Шуйский подкупил нескольких здоровых людей, которые должны были прикинуться больными. Одному велели на четвереньках ползти к телу св. Димитрия, другого повели туда под видом слепца, хотя у него были здоровые глаза и хорошее зрение. Они должны были молить Димитрия об исцелении. Оба, конечно, выздоровели, параличный встал и пошел, слепой прозрел, и они сказали, что им помог св. Димитрий. Этому поверило глупое простонародье, и такое неслыханное и страшное идолопоклонство началось перед телом, что Господь Бог разгневался и одного человека, представившегося слепым и хотевшего, чтобы св. Димитрий снова сделал его зрячим, там же в церкви лишил зрения. Другого, прикинувшегося больным и велевшего нести себя к Димитрию, чтобы найти там помощь, Бог наказал так, что в церкви он умер. Когда это кривляние привело к тому, что даже дети стали замечать, что это только чистый обман и подлог, Шуйский приказал закрыть церковь и никого больше в нее не пускать, объявив, что слишком много людей беспокоило св. Димитрия. Они его рассердили, нужно оставить его на некоторое время в покое и до той поры ему не досаждать, пока он не придет в хорошее расположение духа. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/439099/

Монастыри . Упраздненные: Макариевская Болдырева в честь Богоявления пуст. (мужская, близ г. Лух, основана в нач. XV в., упразднена после 1716); в честь Преображения Господня (мужской, в Кинешме, основан ранее 1452, упразднен в 1764); в честь Покрова Пресв. Богородицы (мужской, в Иванове, основан в 1579, упразднен в 1754); в честь Вознесения Господня (мужской, в г. Пучеж, основан в кон. XVI в., упразднен в 1764); в честь Богоявления (мужской, в Юрьевце, существовал в XVI в., упразднен предположительно на рубеже XVII и XVIII вв.); в честь Вознесения Господня (женский, в Кинешме, основан в 1609, упразднен в 1764, с 1869 община, с 1896 мон-рь, закрыт в 20-х гг. XX в.); Дорофеева в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. (мужская, близ Юрьевца, основана ранее 1613, в 1655 приписана к Саввину Сторожевскому в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырю , упразднена в 1708), Золотниковская в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни (мужская, в Тейковском р-не, основана в 1-й четв. XVII в., закрыта в 1924, восстанавливается с 2008 как подворье Успенского муж. мон-ря в с. Кузнецове); Кривоезерская во имя Св. Троицы пуст. (мужская, близ Юрьевца, основана ок. 1634-1641, закрыта в 20-х гг. XX в.); Борковская Троице-Николаевская пуст. (мужская, основана в 1650, упразднена в 1764, возобновлена в 1768, закрыта после 1917); Пищугова во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских, пуст. (мужская, в Шуйском р-не, основана ранее 1654, упразднена в 1764); Мячева в честь Тихвинской иконы Божией Матери пуст. (мужская, близ Юрьевца, основана ранее 1660, последнее упоминание в 1744); в честь Преображения Господня пуст. (мужская, в Плёсе, основана ранее 1689, упразднена в 1764); Сендегская в Подлесье во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских, пуст. (мужская, близ Кинешмы, основана в 1689 или ранее, упразднена в 1764); Рождественская на Нодоге пуст. (мужская, близ Кинешмы, основана ранее 1708, упразднена после 1735); Поволгский в честь Сретения Господня (женский, в Юрьевце, упом. в 1726 и 1740); Пупковский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (женский, близ Шуи, основан ранее 1733, упразднен в 1764); в честь Воздвижения Креста Господня (женский, в Иванове, упом. в XVIII в.); во имя Всех святых, единоверческий (женский, в Шуе, основан как община в 1871, преобразован в мон-рь в 1886, закрыт в 1918); в честь Успения Пресв. Богородицы (женский, в Кинешме, основан как община в 1868, преобразован в мон-рь в 1896, закрыт в 1924).

http://pravenc.ru/text/200499.html

В XVI, XVII и XVIII столетиях изменялась монетная единица в России. При Иоанне IV из одного фунта серебра чеканилось 6 рублей: при царе Василии Шуйском – 6 рублей 30 копеек, при царе Михаил Федоровиче – 877 копеек, при царе Алексее Михайловиче 921,67–1024 копейки (Заблоцкий о ценностях в древней Руси). Как видно, продолжает профессор, из расходной книги Патриарха Никона (1651–1652 г.), четверть ржи около половины XVII века стоила средним числом 40–50 копеек, эта же цена хлеба показана и в других памятниках того времени. В настоящее же время четверть ржи стоит около 8 рублей, т.е. в 15–20 раз дороже, если так можно выразиться, чем при патриархе Никоне . Умножая показания о ценах XVII века в 15–20 раз, мы получаем цифру, дающую понятие о настоящей цене предмета, выраженной нынешними деньгами. Касательно перевода к деньгам на октябрь 2022 года сделаем следующую грубую оценку. По реформе Витте 1897 года 1 рубль=0,774 гр. Au (1 гр. Au=3.375 руб.)=2612 рубль (2022). Тогда рубль XVII века=39–52 тыс. рублей 2022 при оценке через золото. Если же оценивать рубль через стоимость ржи, то цена ржи за 1 кг. В 2022 году около 9–13 руб.; четверть=210 л; плотность ржи 0,68 кг/л, и цена за рублей. Получаем 1 рубль XVII века=2400–4600 рубль 2022 год (прим. ред.) 10 Выдающие харчевые запасы. Сытники – «в походах царских носят суды с питьем», – по словам Котошихина (Словарь Даля). 11 В записи значится: «да Тверичем свечником Никифору Ларионову, да Федьке Спирову от трех пудов от сканья, от свеч восковых, что они скали в домовом воску, на домововой обиход двадцать шесть алтын (78 коп.) 12 Кроме меду и пива были изготовляемы для Патриарха, как предметы угощения, квасы малиновые, черемховые, вишневые (Акты Иверского монастыря 98). 14 В Тверском музее находится икона с изображением Креста Господня, того самого, который был устроен патриархом Никоном в 1656 г. и пожертвован в Крестный монастырь на о. Кие. В крест этот вложены многие мощи, и украшен он драгоценными камнями. На иконе Тверского музея, писанной на холсте по левкасу яичными красками, изображены по сторонам креста предстоящие, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/po...

Решено было передать её «в хранила царские к докончальным и утверженным грамотам» 1 . Грамота 1613 г., довольно обширная, после обычного «Богословия» излагает краткие сведения о русских государях, начиная с Рюрика, причём более подробно говорит о царях Иване IV и его сыне царе Фёдоре Ивановиче и о событиях, последовавших за смертью последнего: об избрании на московский царский престол Бориса Годунова и его правлении, появлении Лжедимитрия, царствовании Лжедимитрия и Василия Ив. Шуйского, об избрании на московский престол польского королевича Владислава, о хозяйничании поляков в Москве и их распоряжениях по Московскому государству, о деятельности патриарха Гермогена против поляков и последовавшем затем восстании русских под руководством кн. Д. Т. Трубецкого и кн. Д. М. Пожарского, об освобождении ими Москвы и избрании царём Михаила Фёдоровича Романова, об отправлении к последнему с известием о сём особого посольства в Кострому. Грамота приводит речь, которую оно должно было сказать царю при первой встрече, и затем влагает в уста и царю, и его матери, и посольству целый ряд речей при отказе Михаила Фёдоровича от царского престола. Она сообщает и о последовавших за согласием царя событиях в Москве и Костроме и затем данные, приведённые выше, касательно составления её самой. Текст этой грамоты был установлен не сразу. В Московском Главном Архиве Министерства Иностранных Дел, где сосредоточены документы касательно избрания на царство Михаила Фёдоровича, сохранился ещё, хотя и не в полном виде 2 , другой текст грамоты, который сперва предполагался. По этому проекту грамота начиналась тем же «Богословием», только несколько более подробным, чем в принятом Собором тексте, а вслед за ним приводились дословно те же самые сведения о русских государях, начиная с Рюрика, что и в грамоте 3 . Это тождество известий продолжается до рассказа о царствовании Ивана IV-ro включительно; далее уже проект и грамота расходятся: первоначальный проект грамоты излагал затем довольно любопытные, отчасти доселе неизвестные, сведения о царях Фёдоре, Борисе, Самозванце и Шуйском 4 , заслуживающие особого внимания, как показания современника.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Церковные ценности и помощь голодающим 13 марта в 11 часов утра в Воскресенский собор прибыла уездная комиссия по изъятию церковных ценностей. Когда комиссия зашла в храм, он был полон народа, оставшегося после службы. «Зачем пришли? Что вам надо, ведь Церковь отделена от государства!» – кричали люди. Один из певчих, Петр Языков, заметил, что члены комиссии пьяны: «Смотрите, эти лю­ди во­шли в цер­ковь пья­ны­ми – это оскорб­ле­ние ве­ру­ю­щих». Это всех еще больше возмутило. Глава комиссии большевик Александр Вицин (между прочим, сын иконописца) потребовал от настоятеля, чтобы тот «очистил собор». «Я не имею права выгонять молящихся из храма», – ответил священник. «Если вы сейчас не очистите храм, мы возьмем вас в заложники!» – заявил Вицин. Тогда отец Па­вел вы­шел на со­лею и об­ра­тился к на­ро­ду: «Пра­ви­тель­ствен­ная ко­мис­сия про­сит вас уда­лить­ся, вы ей ме­ша­е­те». Священник добавил, что своими руками он ничего отдавать не будет, но сопротивляться изъятию не нужно – «пусть сами берут, а когда они уйдут, мы снова храм освятим».   Однако люди расходиться отказались и буквально вытолкали из собора комиссию. На площади перед собором возмущенная толпа избила охранявших порядок милиционеров, зазвучали призывы «бить жидов» и «громить квартиры коммунистов». Верующие не отказывались помогать голодающим, но считали, что изъятие церковной утвари и святынь не лучший вариант. Газета «Рабочий край» писала, что на собрании прихожан Воскресенского храма «учитель Борисов предложил ходатайствовать перед Уисполкомом о замене ценностей продовольствием. За этим последовало выступление торговца Похлебкина, предложившего… ценностей не отдавать и если их все же потребуют, то сделать добровольные пожертвования, кто фунт муки, кто два, а ценности до голодающих не дойдут, хлеба на них не купят, они пойдут на жен коммунистов и жидов». В тот же вечер уездный исполком собрался на экстренное заседание и постановил, что ввиду произошедшего в Шуйском уезде вводится «военное положение». Изъятие ценностей из собора было отложено.

http://ruskline.ru/opp/2022/05/12/vse_ra...

Ш Шалацкая Успенская Гурьева пустынь Или Шалацкий мужской упразднённый монастырь находился в Новгородской Епархии в Устюженском уезде на устье реки Шалочи, впадающей в Мологу, расстоянием от города Устюжны к востоку в 35, от Новгорода в 435 вёрстах и именовался: домовой Патриарший Шалаческий монастырь Гурьевой пустыни (см. Гурьева Железнопольская пустынь). Был до Штатов 1764 года приписным к Череповскому монастырю. Настоятельство было Строительское; в 1690 году был Строитель Савватий, а в 1699 году Строитель Иона произведён в Игумена в Воскресенский Устюженский монастырь. Шаргородский Николаевский монастырь Училищный 1 класса мужской, Подольской Епархии, находится в Ямпольском повете в местечке Шаргороде на каменной горе, прилегающей к монастырю с северной стороны, близ речки Мурашки. Здания в монастыре сем каменные все в два этажа. В верхнем этаже живут Настоятель (он же и Ректор Семинарии), монашествующие и Семинарские учители; в нижнем этаже – небольшая церковь во имя Св. Николая Чудотворца, библиотека, классы, трапеза, зала для собрания училищного, жилые комнаты и службы. При конце училищной залы на западной стороне предположено было жившими здесь Базилианами Униатами устроить церковь , но оная не была совершенно окончена, а потому и доныне так остаётся. Ограда каменная же, на которой (вместо колокольни) повешены колокола. Настоятельство Архимандричье учреждено в 1795 году при обращении этого монастыря в православный, и определено быть в нём Подольской Епархиальной Семинарии, а Настоятелю оного – ректором. К этой обители принадлежит село Калиновка, находящееся в том же Ямпольском уезде, данное монастырю в 1719 году, Июля 13 дня, Шаргородским Помещиком Воеводой Сосновским, когда ещё обитель сия занимаема была Униатами. Крестьян по ревизии 1785 года было 201 душа. Шаровкин монастырь Мужской упразднённый, находился в Калужской Епархии в Перемышльском уезде и был приписан к Донскому Ставропигиальному монастырю. Шартомский или Шартоминский Николаевский монастырь Мужской третьеклассный, находится во Владимирской Губернии и Епархии, в Шуйском уезде при селе Никольском, от города Шуи в 13½ вёрстах. В этом монастыре три ЦЕРКВИ каменные:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Автор Хронографа 1617 года не стесняется приводить мнения, резко расходящиеся с его собственным. Он собирает все «за» и «против», подвергая их строгому разбору. Так, например, в Хронографе полностью переданы слова сторонников Тушинского вора о Василии Шуйском, которого автор Хронографа 1617 года в общем идеализирует. Эти «крамольницы» и «мятежницы» так отзывались о Шуйском: «...а нын его ради кровь проливается многая, потому что онъ человк глупъ и нечестивъ, пияница и блудник и всячествованиемъ неизтовенъ, царствования недостоинъ». В противовес этому мнению приводится и другое: «Сия же слышавше, и мнози от народа рекоша к ним: “Государь нашъ, царь и великий князь Василей Ивановичь, слъ на Московъское государьство не силно, выбрали его быти царем болшие боляре и вы, дворяня, и вс служивые люди, а пияньства и всякаго неизтовъства мы в немъ не вдаем. А коли бы таковому совту быти, ино бы тутъ были и болшие боляре, да и всяких чиновъ люди”». То же восприятие характера исторического лица через народную молву, слухи, иногда сплетни опять-таки встречается и во «Временнике» Ивана Тимофеева , и в «Словесех дней» Ивана Хворостинина. У Тимофеева окружена народной молвой смерть Грозного: «Глаголаху же нецыи, яко прежде времени той, яростнаго ради зельства, от своих раб подъя угашение своея жизни, якоже и чадом его по нем они сотвориша тожде. Смерти же его во странах языческих, яко о празднице светле, много сотворися радость и весело восплескаша руками». У Хворостинина в связи с народными толками дана характеристика Гермогена: «...якоже слышахом, стери глаголюще, яко соблазн и смущение патриарх той сотворил есть и возведе люди своя братися на враги, владуща нами...» Итак, характеры исторических героев не неизменны, они могут изменяться под влиянием других людей или с переменой обстоятельств. В них могут совмещаться и дурные, и хорошие качества. Человек по природе своей ни совершенно добр, ни совершенно зол. Беспорочных людей нет. Противоречивость, контрастность авторских характеристик исторических лиц служат как бы удостоверением объективности их изображения, так как только таким и может быть человек в представлениях первой половины XVII века. Характер человека преломляется в толках о нем. Историческое лицо оценивается в исторической перспективе, в его «социальной функции».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010