Вместо ее, 21 Марта того же 1828 года, назначена Настоятельницею Белевской обители, жившая за болезнью на покое в Тульском Успенском монастыре, оного же монастыря бывшая Настоятельница Игуменья Епафродита, которая управляла сею обителью слишком 17 лет. В первый же год по ее вступлении в управление, 22 Сентября 1828, случилась в Белеве сильная буря с громом и молнией, от которой монастырская церковь и здания не мало повреждены. «Сего Сентября 22 числа», пишет Игуменья Епафродита в своем донесении Тульской Консистории, «пополудни в шестом часу, Богу угодно было ниспослать жестокую бурю с великими громовыми ударами и необыкновенным блистанием молнии, где между большим несчастием города Булева претерпеть и наш монастырь великий убыток, а именно: в настоящей церкви крест с цепями сорвало, глава на оной несколько покачнулась, стекол на оной перебито более 50, крышу несколько подняло, трапеза хотя и была уже раскрыта (по указному предписание Тульской Консистории), но стропила все сорвало, коими входную в монастырь с правой стороны паперть всю расшибло, на придельном храме Тихвинской Божией Матери крышу всю и со стропилами сорвало и крышу кидало за монастырь к реке, коей большой части не нашлось; на колокольне крышу с правой стороны сорвало, у святых врат крючья все и петли сломаны, в Настоятельской келии разбило 12 стекол, задние вороты с крючьев сорвало и все разломало, казенную ветхую келию сломало, близ оной у монахини Евстолии с келии заднюю половину крыши и со стропилами сорвало, и все оное стоит более 1000 рублей. Немедленное исправление всех этих повреждений было предметов особого попечения новой Настоятельницы, и при пособии благотворителей окончено с успехом. По исправлении сих повреждений в 1830 году Игуменья Епафродита вошла к Преосвященному Дамаскину с представлением, в котором изъясняла, «что с давнего времени имелся в трапезе при настоящей церкви сего монастыря, входя в оную по левую сторону, придел во имя Святителя и Чудотворца Николая, который за обветшалостью при Преосвященном Афанасие Епископе Коломенском и Шуйском (1761–1768), был упразднен; ныне, же желает оный придел вновь устроить на свой счет Белевский купец Андрей Михайлов сын Фролов, на том же самом месте, по имя Святого Андрея Христа ради юродивого, на что он Фролов и учинил контракт с Белевским мещанином Афанасием Матвеевым сыном Поповым на имя мое», и просила на сие дело Архипастырского благословения.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Оно меня очень встревожило сообщением о том, что Женя, отправив посылку мне, заболела гриппом. Как ее здоровье, почему вы ни слова не говорите об этом? Она, бедненькая, заботясь о нас, не жалеет своего здоровья. Да сохранит ее Господь ради нас. Напишите поскорей, как ее здоровье теперь. Рад, что тропарь и кондак в честь Ковровской святыни понравился вам, только насколько беспристрастен этот ваш отзыв?.. Покажите Ковровцам, если и там понравятся, тогда можно будет показать Вл[адыке] Онисиму. Может быть, он благословит их употреблять в нашем соборе. Есть ли у вас теперь знакомые в Шуе? Ведь наша Ковровская икона – уменьшенная копия Шуйско-Смоленской, и мне было бы очень отрадно, если бы эти тропарь и кондак полюбились и в Шуе. Помнится мне, когда я еще учился в Шуйском духов[ном] училище, я, не удовлетворяясь общим тропарем Богородице, пытался приспособить тропарь Владимирской. Помня об этом, я и теперь начало взял из того же тропаря Владимирской. Знаю я, что есть теперь особая служба в честь Шуйской иконы, составленная московским протоиереем Миловским 132 (родом из Шуи), есть там и особые тропарь и кондак. Но может быть, и мои могли бы употребляться хотя бы на молебнах? Не знаете ли вы, – еще при жизни мамы в Шуе была раба Божия Мариамна (не помню отчество ее ), – здравствует ли она теперь?.. Анну Антоновну буду поминать. Спасибо, что сообщаете о достойных памяти. Записывайте, пожалуйста, что удается вам узнать о таких незаметных, но достопамятных лицах. Не приходилось ли вам читать «Странички из современного патерика» архиеп[ископа] Никона? Вот такие «странички из современного мирского патерика», – очень назидательно было бы составить. Вот у вас: о. Исаакий 133 , м. иг[умения] Олимпиада, м. схиигум[ения] Варвара, Анна Антоновна, монах Серафим, инокиня Пелагия (Поля, что жила у Елис[аветы] Ив[ановны]), иером[онах] Павел (кажется), прот. Михаил Троицкий (в Дмитриевск[ом] м[онасты]ре), о. прот[оиерей] Ник[олай] Преображенский, мат[ушка] игум[ения] София, Мария Ивановна Виноградова...

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Он делал это по вечерам, когда останавливался на постоялых дворах для ночлега. Однажды ночью, проверяя вырученные деньги и наличный товар, он не досчитался 10 пудов пряжи на сумму около 1300 рублей ассигнациями. Это чрезвычайно встревожило его. Б это время ему нужно было возвратиться к своему хозяину в город Шую Владимирской губернии, Как человек весьма честный, совестливый и больше всего опасавшийся подозрения от своего хозяина в обмане или краже, Дурденевский не знал, что делать. Чем дальше он припоминал, куда девалась пряжа, и чем больше думал, как он объяснит хозяину свою потерю, тем больше смущался и находил свое положение безвыходным. В отчаянии он решил лишить себя жизни, – утопиться ночью в реке, которая была на пути в Шую. Поднявшись рано с постоялого двора в том же смятении духа, Дурденевский, не доезжая еще до реки, от изнеможения уснул в телеге. Во сне он видит старца, который говорит ему: «Что это ты хочешь делать? Ты забыл, что пряжу ты отпустил такому-то (при этом старец назвал и имя покупателя)». Дурденевский тотчас же проснулся и вспомнил, что действительно этому покупателю он отпустил в долг 10 пудов пряжи, по его мнению пропавшей. Придя в себя и осмотревшись, он заметил, что реку, в которой он хотел утопиться, он уже проехал и лошадь его сама собою остановилась против ворот Николо-Шахминского монастыря (в Шуйском уезде). На монастырских воротах он увидел икону святителя Николая Чудотворца, и вразумление, полученное им во сне, не мог приписать никому другому, кроме святителя Николая. С тех пор до конца своей жизни он с особенным благоговением чтил святителя Николая и ежегодно накануне праздников, установленных в честь этого святого, приглашал в свой дом священника для совершения всенощной, а также молебна угоднику Божию 4 . Если человек будет жить честно, благочестиво, по-христиански, он не только сам будет окружен благодатию Божиею, охраняющей людей от диавола, но и дети его вместе с ним получат эту охрану. Иначе не только сам он никогда не доведет себя до преступного конца, но и детей своих спасет от него.

http://azbyka.ru/grex-kotoryj-ne-budet-p...

Против Сигизмунда и поляков встала вся русская церковь . Глава её – патриарх вместе с прочим духовенством поняли, что оплотом в настоящей борьбе может быть сознание своего единства по вере и как результат этого сознания – победа эгоизма отдельных партий в разлагающемся государстве любовью друг ко другу, как брату о Христе. Современники понимали положение патриарха Гермогена в этой борьбе среди бояр – изменников в Москве. Они называют его столпом великим, который „един уединен стоит и всех держит и врагом сурово прет и иному некому пособити ни в слове, ни в деле“ 447 . Если в самой Москве все было закуплено и прельщено королем и таким образом бороться с поляками было здесь трудно, то в городах скоро нашлись люди, которые встали за одно с патриархом. Помощь Гермогену, говорит Платонов, могла идти только из-за московских стен, оттуда, где еще было цело и могло действовать привычное земское устройство, незадавленное польской властью. Служилые люди, державшиеся вокруг городских воевод, поставленных еще при Шуйском, да тяглый городской люд со своими выборными старостами, – вот те общественные силы, на которые мог рассчитывать Гермоген, задумывая борьбу с врагами. Необходимо было сплотить эти силы, сорганизовать их в видах борьбы за народную независимость и с помощью их решить неразрешенный боярством вопрос о восстановлении государственного порядка 448 . И вот первосвятитель взялся за это дело объединения народа на защиту отечества во имя веры православной. Обстоятельствами, способствовавшими началу этого великого дела, были следующие события. Польский гарнизон, стоявший в Москве под начальством Гонсевского, стал крайне теснить москвичей 449 . В это же время дошли до них вести и из Смоленска о приступе на него со стороны короля Сигизмунда. Об этом доносили послы в Москву из стана короля 450 . Они просили бояр посоветоваться с патриархом и всеми людьми и прислать им грамоты за патриаршей и прочими печатями в указание, что они должны делать в виду приступа короля к Смоленску.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тюрьмы: Ишимская, Омская, Московские: внутренняя, Лефортовская, Бутырская, Краснопресненская – ноябрь 1943 г. – июль 1944 г. Сибирские лагеря: полевые работы – август – сентябрь 1944 год. Ассенизатор сентябрь 1944 г. – август 1946 г. Арестован 30 августа 1946 г. Мариинский пересыльный пункт, Московские тюрьмы: внутренняя, Бутырская, Краснопресненская август – сентябрь 1946 г. Темниковские лагеря – плетение лаптей. Дубров, лаг. – инвалид безработ. В заключении по приговору – 9 января 1943 г. – 9 ноября 1951 г. Без приговора сверх срока: в лагерях 9 ноября 1951 г. – 18 мая 1954 г. В Зубово-Полянском доме инвалидов – 18 мая 1954 г. неизвестно до каких пор. Сверх срока в заключении 3 года 4 месяца 22 дня. 27 июня 1954 года исполнилось 33 года архиерейства. За это время: на епархиальном служении 33 месяца. На свободе не у дела 32 месяца. В изгнании 76 месяцев. В узах и горьких работах 254 месяца. Обычно, в жизни бывает: чем дольше разлука, тем больше ослабевают связи. Христианская любовь изменяет этот порядок. Мои добрые заботники, движимые христианской, а не мирской любовию, с каждым годом усиливают проявление своей заботы и попечения, с каждым годом умножают свою милостыню. Если в первые 2 года 4 месяца мне было прислано 72 посылки (по 30 посылок в год), то в последний 1954 год их было уже 200. Да не оставит Господь Своею милостию благодетелей моих. Верю: услышат они во оный день: «приидите, благословеннии Отца Моего... В темнице был Я и вы посетили Меня» ( Мф.25:34, 36 ). еп. Афанасий. ЕПИСКОП АФАНАСИЙ (НЕКРОЛОГ) Из «Журнала Московской Патриархии», No 12, 1962 г. 28 октября 1962 года в г. Петушки, Владимирской области, на 76-м году жизни скончался проживавший там на покое епископ Афанасий (бывший Ковровский), викарий Владимирской епархии. Епископ Афанасий (в мире Сергей Григорьевич Сахаров) родился 2 июля 1887 года в семье служащего. Рано лишившись отца, он остался на попечении своей матери, очень религиозной женщины. Чтение и прислуживание в храме являлись его любимым делом от самой юности. Поэтому мать решила дать сыну духовное образование. Сергей Сахаров прошел обычный путь этого образования: сначала в Шуйском духовном училище, затем во Владимирской духовной семинарии и, наконец, в Московской духовной академии, которую он окончил в 1912 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Еще ранее, в 1518 году, в ответ на обращение Великого князя, на Русь прибыл с Афона преподобный Максим Грек (†1556; пам. 21 янв.), который был поселен в Чудовом монастыре. Здесь ученый монах жил семь лет при архимандрите Ионе. «Деятельность Максима Грека с самого начала пребывания в Москве приобрела культурно-просветительскую направленность. Его келья стала центром, где наиболее образованные люди собирались для ученых диспутов и бесед для обсуждения злободневных политических и социальных проблем» 797 . Несомненно, преподобный Максим Грек бывал на монастырских богослужениях, которые совершал архимандрит Иона. В 1522 году в управлении Русской Церкви произошли важные изменения. Оставил кафедру Митрополит Варлаам 798 , и на его место был поставлен Митрополит Даниил (1522–1539; †1547). Еще при Митрополите Варлааме в Тверской епархии было совершено открытие мощей преподобного Макария Калязинского (†1485; пам. 17 марта), а в 1522 году по благословению Митрополита Даниила Чудовский архимандрит Иона участвовал в освидетельствовании святых мощей Преподобного 799 . В житии святого говорится, что перед возвращением в Москву «архимарит Иона взяша от князя Георгиа достойное поклонение к старейшему брату, великому князю Василию, и Святейшему Митрополиту Данилу такоже, таже поиде в пресловущий град Москву. Немнога же времени минувшу, се уже достигшу ему града Москвы, прииде к великому князю Василию Ивановичю и являет ему от брата князя Георгиа вышереченное поклонение, таже и ко Святейшему Митрополиту Данилу и сказывает им, яко виде святаго Макариа чюдно и преславно, паче ума человечя» 800 . Архимандрит Иона принимал участие в общественно- государственной жизни того времени. «Будучи архимандритом Чудова монастыря, он ручался вместе с прочими святителями в верности к государю: 1522 года по князе Василии Васильевиче Шуйском, в феврале 1525 по князе Иване Михайловиче Воротынском и 5 февраля 1531 года по князе Федоре Михайловиче Мстиславском » 801 . Историк А. А. Зимин называет Чудовского настоятеля «ближайшим сподвижником» Митрополита Даниила 802 . Действительно, он активно участвует в событиях церковной жизни того времени. Во время первосвятительства Митрополита Даниила проходили два церковных Собора, на которых был осужден преподобный Максим Грек . Архимандрит «Иона на Соборе против Максима Грека 1525 года был один из главных против его обличителей» 803 . Через шесть лет он принимал деятельное участие в соборном разбирательстве дела князя-инока Вассиана (Патрикеева). Во время суда Великий князь пригласил «на него свидетеля архимандрита Иону тоя ж обители» 804 , – говорится в позднем памятнике, в Выписи о втором браке князя Василия III. Таким образом, можно говорить, что архимандрит Иона был близок к государеву семейству. Когда в 1533 году скончался Великий князь Василий III, в иночестве Варлаам, то в его погребении, проходившем в Архангельском соборе, участвовал Чу довский настоятель 805 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

О. Серединский сам сознается, что литургии Златоустовой в седмичные дни поста по уставу не полагается. И что же? Чем он устраняет недоумение о совершении этой литургии при погребении усопшего? Опять только мнением о. Хойнацкого, «что-де практика более опытных священников и даже христолюбивых архиереев позволяет в седмичные дни поста при погребении совершать литургии Златоустого, и если-де кто не хочет (?) сделать этого исключения, тот может переносить заупокойную литургию на субботний или воскресный день». Если так легко и просто может решаться затронутый мною вопрос, то и толковать о нем нечего. И я говорил, что иногда бывают разрешения совершать литургию Златоустого; да суть вопроса в том: законны ли эти разрешения, когда они не имеют основания в Церковном Уставе? Не нам учить Церковь ; она лучше нас знает, что лучше когда совершать. Надобно с сыновним послушанием следовать её указанию, а не измышлять новые уставы. Впрочем, мне ещё понятна в разрешении сила архиерейской власти; но я не понимаю, как может отступать от принятого Уставом священнодействия и назначать другое, противоречащее Уставу, священник, совершающий святые таинства и службы, в зависимости от епископа? Скорее неопытными можно назвать тех священников, которые идут против ясных указаний Устава. Совершить вместо преждеосвященной – литургию Златоустого, дело очень немаловажное, когда сам Святейший Синод нашел нужным разрешить особым указом эту литургию в день восшествия на престол Государя Императора. Не имея в настоящем случае ни повода, ни нужды входить в оценку достоинств и недостатков сочинения о. Хойнацкого, на которого ссылается и Серединский, мы тем не менее позволим себе заметить, что практическое руководство о. Хойнацкого составлено более на основании священнической практики и притом в одной Малороссии. Например, о. Хойнацкий допускает вынимание частиц из приносимых просфор на жертвеннике и после великого входа (когда только священник найдёт свободное (?) время, даже в крайних случаях (?) и по освящении святых даров (см. Руководство, §135)). И действительно, я сам видел в Киеве и на Волыни – священники отходили от престола и вынимали на жертвеннике частицы из просфор и по освящении святых даров. Малороссы видят это и не смущаются; но сделай это священник, например, в Шуйском уезде (Владимирской губернии), где много старообрядцев, которые уверены, что священство наше поставлено на мзде, тогда какой-нибудь начетчик без церемонии заметит священнику: «Нехорошо, отец, оставлять тайную вечерю на престоле, переходить к жертвеннику за сребренниками».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Я знал покойного о. Михаила еще прежде, чем совершилось бракосочетание его дочери с моим двоюродным братом. Бывало, в Шуе, во вторничный день он идет по базару в своем суконном полукафтане (без рясы) кармазинного-красного цвета. и все отдают ему поклон, как человеку, пользовавшемуся общим уважением. При многочисленном семействе и при небольшом приходе он не обладал богатыми средствами, и потому соблюдал во всем крайнюю расчетливость. Когда его дети обучались в Шуйском училище, он придет, бывало, к ним на квартиру и даст на троих пять копеек, промолвивши при этом: «Алеша, Миша, Николаша – вот вам пять копеек, да смотрите – не лакомьтесь». Но я слишком уже уклонился от своего главного предмета. Возвращусь назад. После пиршества в доме о. Михаила, родителя невесты, мы отправились в тот же день для продолжения брачного пиршества, в дом родителей жениха, в село Горицы, отстоящее от Ильинского погоста верстах в 20-ти. Меня отправили на особой подводе, вперед с имуществом невесты. В Горицах пиршество продолжалось дня два или три. Семейная радость была неописанная; с утра до ночи гости пили, ели и веселились; не умолкало и пение, особенно часто повторялось: многая лета, так что у меня, в продолжение нескольких суток звучали эти слова в ушах. И вот, прямо с этого веселого пиршества, я должен был отправиться в дальний путь – в древний город Владимир, куда призывали меня новые учебные обязанности. Меня повез туда на своем коне, в простой русской телеге, зять мой, Василий Александрыч. Путь наш ко Владимиру лежал через большое село Лежнево, мимо Золотниковской пустыни, через город Суздаль и некоторые другие села. Скажу несколько слов о каждой из этих местностей. Село Лежнево, Ковровского уезда, расположено по обоим берегам р. Ухтомы и есть одно из древних таких селений. В XVI ст. оно отписано было за племянницей Ивана Грозного княжной Старицкой Марьей Владимировной, когда, она была выдана за Датского принца Магнуса, которого Грозный наименовал, «королем Ливонским». Эта королева основала в Лежневе Знаменско-Рождественский женский монастырь; монастырь этот в 1764 году упразднен и обращен в приходскую церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Выпись.., 1876, с. 2; Топография и статистика.., 1879, 20; Березин, Добронравов, 1898, с. 45-48; ГАИО. Ф. 31. Оп. 2. Д. 60. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3». с. 605-607 Архангельский погост (Красноармейское) находится в 11 верстах от уездного города Шуя и в 110 верстах от Владимира. Церковь в погосте в старинные времена существовала в честь Архангела Михаила, чем объясняется и самое название погоста. Архангельская церковь существовала уже в XVI ст. и упоминается в писцовых книгах 1629 г., составленных Афанасием Вековым: «в Шуйском уезде Борисоглебской волости погост Архангельский на реке Тезе, а на погосте церковь Собор Архангела Михаила да придел Николая Чудотворца деревянная… да на колокольнице три колокола да клепало, а в церкви образы и все в ней церковное строение мирское…» Из истории церкви XVIII ст. известно, что кроме Архангельской церкви в погосте существовала другая деревянная церковь с одним престолом в честь Святой Живоначальной Троицы. К концу XVIII ст. обе церкви-  Архангельская и Троицкая сильно обветшали и прихожане вместо них соорудили каменные церкви, которые существуют до настоящего времени. Колокольня и ограда при церкви каменные. Холодная церковь построена в 1797 г., пятиглавая. Престол в ней один – в честь Святой Живоначальной Троицы. Теплая церковь построена в 1784 г., престолов в ней два: в честь Архангела Михаила и в приделе – во имя св. и чудотв. Николая. Церковь именуется Троицкой. Церкви принадлежит деревянная, на каменном фундаменте сторожка, крытая железом, устроенная в 1889 г. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1801 г., исповедные росписи с 1829 г. Причта при церкви положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание причт получает 1131 руб. в год. Дома причт имеет собственные, на церковной земле. Приход состоит из погоста в 17 дворов и 16 деревень. Дворов в приходе 252, душ муж. пола 844 и жен. 930 душ. С 1882 г. в погосте существует земская народная школа.

http://sobory.ru/article/?object=06281

Из священных древних церковных принадлежностей заслуживают особенное внимание следующие: а) Св. иконы: древняя икона Св. Муч. Параскевы, нареченные Пятницы; древняя икона Скорбящей Божией Матери, древняя икона Спаса Нерукотворенного и древняя резная икона Св. Муч. Параскевы, нареченные Пятницы, находящаяся в приделанной к церковной ограде каменной часовне; б) Св. кресты: напрестольный сребропозлащенный крест с частицами мощей Св. Муч. Параскевы, с надписью: «мощи Святые Мученицы Параскевы нареченныя пятницы», и сребропозлащенный крест с частицами Св. мощей, с надписью: «Мощи Святых Отец»; в) древние деревянные брачные венцы, имеющие форму царской короны времен Иоанна Грозного; на мужском венце изображены: Спаситель на престоле, правая рука Его благословляет, а левая держит Евангелие, раскрытое на словах: «приидите ко Мне все труждающии и обременении», и предстоящие Ему: по одну сторону – Иоанн Предтеча, Архангел Гавриил и апостолы: Павел и Андрей; а на другой стороне венца: Божия Матерь, Архангел Михаил и апостолы: Петр и Иоанн Богослов; вокруг венца изображены мученики: Иоанн Воинственник, Дмитрий Солунский, Георгий и Никита; на женском венце: Божия Матерь на престоле с Предвечным Младенцем на руках, Ей предстоят – по одну сторону: царь Соломон и пророки: Захария и Иеремия, по другую: – царь Давид и пророки: Илия и Исаия; г) богослужебные книги: Евангелие печати 1677 года 1 сентября, с надписью: «Лета 7189 Иулиа в 1 день приложил сие Евангелие напрестольное в черном бархате дому святейшаго Патриарха крестовой иеродиакон Саватей Суждалец в Суждальской уезд в вотчину Николая Чудотворца Шартомского монастыря в село Пупок к церкви Святыя Великомученицы Параскевы нарицаемыя пятницы по обещанию своему свое келейное»; Евангелие печати 1694 г. августа 2 дня, с надписью: «В 1803 году Иеннуария в 17 день града Костромы Богоявленского монастыря смиренный Архимандрит дал сие священное Евангелие напрестольное в десть новоисправленной печати .... средина и Евангелисты серебряные резные и позлащенные по вере и по обещанию своему во Святую Божию церковь Святыя Великомученицы Параскевы нареченныя Пятницы Шуйского уезду, что у Николая Чудотворца на Шартме в подмонастырской слободе ради своего душевнаго спасения и прочих своих сродников и ради усопших родителей своих вечнаго поминовения при служителе тоя святыя церкви при иерее Симеоне Федорове и при диаконе Михаиле Петрове сыне и при старосте церковнем Димитрии Феодорове сыне»; служебник печати 1698 г., с надписью: «Лета 7207 месяца Иуния в 9 день дому великаго господина святейшаго Государя кириа Адриана Архиепископа царствующаго великаго града Москвы всея России и всех северных стран Патриарха иеродиакон Феофилакт дал сию Богодухновенную книгу служебник в церковь Святыя Мученицы Параскевы нарицаемыя пятницы что в Шуйском уезде у Николаевского Шартомского монастыря в селе Пупке в поминовение своих родителей вечно подписал я иеродиакон Феофилакт».

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010