Приписывать историческому персонажу свое новейшее отношение к давно ушедшим событиям и лицам ученым необходимо, чтобы скрыть нерешенность главной задачи исследования: выявления всей цепочки причин и следствий, системы отношений, объясняющих поведение исторических деятелей. Между тем и в отсутствии достоверных фактов есть своя прелесть, и нерешенные загадки — одна из обаятельных сторон подлинной истории. Важно только определиться, что тобой движет: искреннее любопытство или желание любой ценой оставить отпечаток, — увы, не непосредственно на скрижалях истории, но на страницах типографского текста (понимание этой разницы и делает историков столь раздражительными). Поставление Филарета Никитича в митрополиты Ростовские и Ярославские (третью церковную степень после патриарха и митрополита Новгородского) современники и ближайшие потомки относили ко времени после смерти царя Бориса (Палицын, Шаховской и др.), то есть, по предположению историков, к началу царствования Лжедмитрия, хотя речь могла идти и о более позднем времени, поскольку некоторые говорят о поставлении Филарета уже при Василии Шуйском. Попытки установить время поставления по лицу, посвятившему Филарета в сан, также упираются в разноречие источников. По «Хронографу Русскому», уговаривал Никитича освященный собор, что можно рассматривать как намек на время межпатриаршества: после низвержения Иова (фактически в начале июня 1605 г., формально 21-го) и до поставления Игнатия (избран 21-го, поставлен 24 июня). Однако «умолять» Филарета освященный собор мог и при патриархе, если это вообще не чисто риторическая фигура. Сообщение о посвящении Филарета митрополитом Новгородским Исидором, на первый взгляд, ведет нас к тому же межпатриаршеству, тогда как указание на патриарха Гермогена, очевидно, ложно — тот был поставлен на патриаршество уже после того, как митрополит Филарет официально действовал при царе Шуйском. Однако о каком межпатриаршестве речь: между Иовом и Игнатием или между Игнатием и Гермогеном (с 9 мая по 3 июля 1606 г.)?

http://sedmitza.ru/lib/text/439760/

Ежемесячные сочинения 1764 года, ч. I, стр. 407). Рождественский Томский монастырь Девичий, в 1764 году упразднённый. Находился в Тобольской Епархии в Губернском городе Томске. Рождественский Торопецкий монастырь Псковской Епархии заштатный девичий. Находится в уездном городе Торопце вне крепости на посаде. Здания в нём ныне имеются следующие: 1)  ЦЕРКОВЬ во имя Рождества Св. Иоанна Предтечи с приделом Рождества Христова и 2) КОЛОКОЛЬНЯ каменная, 3) КЕЛЬИ и ОГРАДА деревянные. До Штатов 1764 года принадлежал он к Синодальной области. Рождественский Устюженский монастырь Мужской, давно уже упразднённый, находился в Новгородской Епархии в уездном городе Устюжне, на том самом месте, где стоит ныне соборная городская церковь . Упоминается ещё до 7059/1551 года и после, в 1609 году, при Царе Василии Ивановиче Шуйском и при Новгородском Воеводе Михаиле Васильевиче Шуйском же, и в 1675 году при Митрополите Новгородском Корнилии. А после того нигде не упоминается. В этом монастыре находился образ чудотворный Божьей Матери Смоленской, который и доныне имеется в соборной церкви местным по левую сторону царских врат. Соборная сия церковь во имя Рождества Божьей Матери с 4 приделами: 1) во имя Благовещения Божьей Матери; 2) Св. Иоанна Милостивого; 3) великомученика Георгия и 4) Преп. Зосимы и Савватия Соловецких, и обнесена каменной оградой. При ней колокольня каменная же. Рождественский Уфимский монастырь Оренбургской Епархии 3 класса девичий. Находится в губернском городе Уфе. Рождественский Ярославский монастырь Девичий, упразднённый. Находился в губернском городе Ярославле. Рожковский или Рогожский Николаевский монастырь Мужской, упразднённый. Находился в Тверской Епархии в Осташковском уезде от Ниловой пустыни в 5 вёрстах к западу на высоком месте и упоминается в половине XVI столетия. См. Нилова пустынь. Церковь , оставшаяся от монастыря, обращена в приходскую села, именуемого исстари Рожок, а по оному, вероятно, и монастырь прозван Рожковский, а в просторечии Рогожский. При ней священник с причтом. РОЗВАЖСКИЙ Николаевский монастырь Розважский Николаевский или Николаевский Розважский монастырь . Мужской, упразднённый, находился в Великом Новгороде на левом берегу реки Волхова, от кремля вниз по течению реки в 90 саженях, подле малого земляного вала, отделяясь от него одним рвом. Построен он в 1552 году, и тогда же сооружены две церкви каменные:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Говоря об образовании в России, в целом в Российской школе, нельзя забывать того, что именно монастыри были центрами Российской культуры, книжности, письменности, вплоть до Петра I, запретившего монахам держать в кельях чернила и бумагу. И потому, если в западной Европе именно на базе монастырей и монашеских братств появились первые университеты, то в России этот процесс был искусственно прерван. Долгие годы Россия была практически единственной страной, которая вместо богословских факультетов имела в ВУЗах кафедры научного атеизма. Однако сейчас многое в российском обществе меняется, можно сказать это и об отношении Церкви к науке, в том числе и на территории Ивановской области. В Шуйском государственном педагогическом университете с 1998 года открыта кафедра теологии. ШГПУ уже не один год сотрудничает с Ивановской епархией. Еще с 1994 года священнослужители епархии читают студентам ВУЗа курс (Философско-богословское содержание основных сюжетов Священного Писания ). Широкий резонанс в стенах ШГПУ вызвали и первые философско-богословские чтения, состоявшиеся благодаря участию епархии и показавшие широкие перспективы сотрудничества ВУЗа с Православной Церковью. Кроме того, издательством ШГПУ выпущен в свет целый ряд книг и сборников, связанных с историей русского православия. Со стороны Ивановской епархии деятельность кафедры теологии ШГПУ курирует секретарь епархиального управления архимандрит Зосима (Шевчук), получивший в 1998 году ученое звание доцента этой кафедры. Звание почетного первого профессора кафедры теологии ШГПУ получил в 1997 году архиепископ Ивановский и Кинешемский Амвросий. А в 1998 году он стал действительным членом Международной Академии гуманизации образования, открывшей свой филиал в стенах ШГПУ 407 . В Шуйском педагогическом университете, наряду с курсом истории Священного Писания , читаются лекции по истории религии, история Русской Православной Церкви, основам Богословия, церковно – славянскому языку 408 . К концу 1998 года не менее тесное сотрудничество наладилось у епархии с Ивановским государственным университетом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

49. Слово при освящении собора в Шуйском единоверческом женском монастыре 9 сентября 1901 года Приветствую Вас, возлюбленные матери и сестры, с освящением величественного храма вашего, посвященного имени Пресвятой Владычицы нашей Богородицы! Совершилось дело великое, казавшееся несколько лет – невероятным, не посильным, не исполнимым. Совершилось дело святое, спасительное и небесное хотя и на земле. Утвержден и освящен новый Престол благодати Божией, создано новое святилище для приношения бескровной Жертвы о грехах ваших и всех православных христиан. В храме сем отверзлись врата небесные, чрез которые отныне будут восходить и нисходить св. Ангелы Божии, вознося молитвы ваши к престолу Божию на небе и принося оттуда благодать и милость. Юная и созданная, можно сказать, из ничего обитель ваша быстро распространилась и теперь возвеличилась громадным собором, могущим служить украшением столичного города. Не знаешь, чем больше восторгаться – наружными ли его очертаниями, или внутренним убранством, в особенности иконописью образов, живописью стен, величием иконостаса, или, что важнее, разумным сочетанием искусства с церковными требованиями. Воистину, храм сей есть венец св. обители Это драгоценный дар Божий, это благословение Божие обители благочестия! Пойте же Богу нашему, пойте; пойте Цареви нашему, поите! Да будут живущие и спасающиеся здесь непрестанно приносить славу, честь, благодарение и поклонение Господу Иисусу Христу и Его Пречистой Матери! Царица небесе и земли, отныне вселясь в Своем храме сем и, приняв вас под благодатный Свой покров, несомненно дарует вам все благопотребное, да тихое и безмолвное житие поживете во всяком благочестии и чистоте. Но с окончанием и освящением собора, не оканчивается дело, начатое вами, возлюбленные матери и сестры, для создания духовного храма в ваших сердцах. Это еще не конец, а только начало,ибо не весте ли, яко храм Божий есте и Дух Божий живет в вас ( 1Кор.3:16 ). Господь живет не в рукотворных храмах и если он благоволил устроить место селения славы Своей посреди нас, то, конечно, не для Себя, а для нас, чтобы мы знали, где находить Его беспредельного и неописанного, где призывать Его – невидимого и неисследимого, куда притекать к Нему для принятия от Него света и истины, духа и жизни, благодати и милости.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Буссов К. Московская хроника Главы IX и X. О князе Василии Шуйском и Димитрии втором, который хотел свергнуть Шуйского и выдавал себя за спасшегося Димитрия и т. д. Также о Сигизмунде III, короле польском и пр., как вмешался он, и о сыне его королевского величества господине Владиславе, как ему были предложены московская земля и престол К оглавлению   В том же 1606 г., 24 мая — это был 8-й день после измены и убийства — князь Василий Шуйский (тот, что прошлой осенью побывал в руках палача, был раздет его подручными и уже положил голову на плаху, ибо ему на месте публичных казней должны были топором запретить заниматься изменами) без ведома и согласия Земского собора, одною только волею жителей Москвы, столь же почтенных его сообщников в убийствах и предательствах, всех этих купцов, пирожников и сапожников и немногих находившихся там князей и бояр, был повенчан на царство патриархом, епископами и попами, и присягнул ему весь город, местные жители и иноземцы. Сразу после этого некоторые из находившихся в Москве вельмож и дьяков были отправлены по стране, чтобы привести к клятве и присяге весь простой народ и все дворянство, все города и общины. Став царем, Шуйский первым делом отправил посольство к польскому королю и обвинил его величество в том, что не было соблюдено заключенное в свое время перемирие, и присовокупил к этому просьбу прекратить нападения на рубежи и придерживаться добрососедских отношений. При этом он послал королю всевозможные великолепные подарки и подношения и, заметая за собой следы, сообщил его королевскому величеству, как его подданные, люди воеводы Сандомирского, издевались над жителями Москвы и тем вызвали мятеж, во время которого было убито столько поляков, но королевскому послу не было причинено никакого зла, ибо он, Шуйский, сам лично его охранял и в будущем отпустит обратно в полном здравии.

http://sedmitza.ru/lib/text/439099/

877 К Тройскому владычеству... сего сравниша. Под «Тройским владычеством» подразумевается город-государство Троя, некогда расположенное на малоазийском побережье. Легендарная война греков против Трои воспета Гомером в Илиаде и Виргилием в Энеиде. Рассказ о ней в древней Руси был известен из «Хронографа» и «Сказания о взятии Трои». С разорением Трои Тимофеев сравнивает разорение Русского государства. 878 Вемы, яко паче Египецких сокровищ быша. В древности Египет был одним из крупнейших государств и славился своими богатствами. Тимофеев мог знать о Египте из «Хронографа» и из Библии. 879 О князе Михаиле Васильевиче Шуйском-Скопине. Князь М.В.Скопин-Шуйский родился около 1585г. Выдвинулся во время царствования Лжедимитрия I, который возвел его в сан «великого мечника» (титул заимствован самозванцем из Польши). Его придворная карьера продолжалась и при царе Василии Шуйском, который был его дядей. Василий Шуйский отправил своего племянника воеводой в Новгород с наказом собирать там ратных людей и войти в соглашение со Швецией. Скопину-Шуйскому удалось собрать в Новгороде 3 тысячи ратников и договориться со шведским правительством о помощи. Вместе со шведским вспомогательным отрядом, под начальством Делагарди, талантливый воевода Скопин-Шуйский начал медленно, но успешно наступать на тушинцев и 12 марта 1610г. торжественно въехал в Москву. В апреле 1610г. Скопин-Шуйский внезапно заболел на пиру у князя Воротынского и через две недели скончался. Распространились слухи о его отравлении, причем в преступлении открыто обвиняли жену брата царя Василия, завистливого и бездарного Димитрия Ивановича Шуйского, который после смерти племянника стал во главе русско-шведских войск. (См. С.Ф.Платонов. Сказания и повести о Смутном времени как исторический источник. СПб., 1913, с.201). 880 От терния проникша смрадным скверны помазан, – Плескова глаголю и прочих, яже о нем. В связи с движением тушинцев к Новгороду отпали от Москвы Псков и его область. В сентябре 1608г., когда тушинцы подошли к Пскову, «некии безумнии человецы, без совету всех и без ведома» отворили им ворота. Из тюрьмы было выпущено 400 человек, а воевода Шереметев был сам посажен в тюрьму. Восстание в Пскове приняло затяжной характер. Позднее в Пскове появился свой самозванец Сидорка, о котором Тимофеев и говорит, что он «смрадным скверны помазан».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

943 ...но самоволне клятве издався... – Сторонники Шуйского в Боярской думе приехали в Кремль, нарекли там его царем, затем пошли в Успенский собор, где Василий Шуйский стал «целовать всей земле крест», обещая, что не будет злоупотреблять властью. 944 ...и суд истинный неб, и вся колюбочестие пресякну. – Целуя крест, Шуйский торжественно обещал народу праведный суд, уничтожение опал без вины и отмену клеветнических доносов. Однако своих обещаний он не сдержал и начал тут же расправляться со своими противниками. О том, что Шуйский «преступил свою клятву», говорит не только Хворостинин, но и другие писатели того времени. 945 И воста кождо от дому своего... быша от единоплеменных... – Здесь Хворостинин говорит о Крестьянской войне под руководством Ивана Болотникова. 946 ...юношеским обуяся житиемъ иподвиги.– Совершал «поцвиг»ирассеивал «многочисленно ополчение» не столько Василий, сколько его племянник, знаменитый полководец М. В. Скопин-Шуйский. 947 ...оскорбляя их православных сего ради, в тесноте живущих... – Хворостинин обвиняет Василия Шуйского в еретичестве, выставляя себя ревностным защитником православия. Не следует забывать, что именно при Шуйском Хворостинин был первый раз сослан в монастырь. 948 ...завистию и гнвом отлучашеот престола его. – 17 июля 1610 г. бояре и население Москвы выступили против Василия Шуйского. Несмотря на противодействие патриарха Гермогена, они стали просить Шуйского, чтобы тот «оставил царство». И. М. Воротынский, 3. Ляпунов, И. Н. Салтыков и Ф. Хомутов вывезли Шуйского из дворца на его старый боярский двор и арестовали его братьев. Правительство Шуйского пало. 949 В та же времена добре украшающа патриаршеский святый престол Ермоген... – Игнатий был смещен с патриаршеского престола сразу же после убийства Лжедмитрия I. Гермоген стал патриархом с июля 1606 г. 950 Иже благословение его стежавше по временехъ жития своего владыко ... – Речь идет о Василии Шуйском. 951 Аще и болши всхъ подъят от него гонение и грабление... – Автобиографические намеки. Хворостинин убеждает читателей, что сослан был Шуйским безвинно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

http://sch1.shuja.pri.iso.karelia.ru/zherkovi.htm Шуйский погост — один из древних погостов Олонецкого края. Свое название он получил или от реки Шуи, или от карельского и финского слова " Суо " — болото, так как Шуйская местность низкая и окружена болотами. Поэтому, по всей видимости, первые жители Шуйского прихода были карелы и финны, обращенные из язычества в христианство. Упоминается этот приход в писцовой книге Обонежской пятины Андрея Лихачева за 1563 год: " Погост Никольский на Шуе реце у Онега озера. На погосте церковь великий Никола да другая церковь теплая Рождества Иоанна Предтечи, а у церкви игумен Никифор да 9 старцев, да на погосте же 3 старицы. Здесь же на Шуйском погосте, сообщается в документе, приезжие новгородцы и тутошние жильцы торговали мягким товаром... хмелем, рыбой и солью " . В 1867 году в Шуйском приходе стояли две церкви, расположенные недалеко одна от другой и окруженные деревянной оградой в виде частокола. Обе — деревянные, одна из них во имя Рождества Пресвятой Богородицы, однопрестольная, теплая. Вторая — холодная, трехпрестольная. Первый престол в ней был освящен во имя Рождества Иоанна Предтечи, второй — в паперти на правой стороне во имя свмч. Павла Исповедника, Патриарха Цареградского. Третий в паперти же на левой стороне — во имя прп. Варлаама Хутынского. Деревянная колокольня стояла отдельно от церкви. Когда были построены церкви, неизвестно, поскольку никаких актов не сохранилось. " Обе церкви, хотя и сохраняют прежний вид, во многом имеют перемены. Они обшиты тесом, крыша на церкви Иоанна Предтечи покрыта черным железом, а главы — белым железом. Сверх того иконостас устроен новый резной, вызолоченный. Святые иконы старого [иконостаса] невысокой руки письма поновлены в прежнем виде... в 1837 году усердием шуйского уроженца Санкт-петербургского 1 гильдии купца, потомственного почетного гражданина Павла Прокопьевича Янкова, с благословения бывшего тогда Преосвященного Игнатия, архиепископа Олонецкого и Петрозаводского " . С благословения Владыки был устроен и придел во имя св. мч. Павла Исповедника.

http://sobory.ru/article/?object=56623

245. Триодь Постная , в четвертку, без конца, 580 д.л., полууставом XVI–XVII вв., в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–11 и 34 –46 приписки скорописью: 1) «Сия книга Триодь Спасова домовая что Верхосицкой пустыни»; 2) «Сия книга Менея Спаса Верхосицкой пустыни домовая а подписал сию книгу трудник Яков Фторушин». Рукопись оканчивается неполною службою в субботу 3 недели поста «вечер». 246. Триодь Постная , в четвертку, без начала, 475 л.л., полууставом XVI–XVII вв., в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы 474 и 475. На полях внизу листов 1–7 приписка скорописью: «Вологодского уезду от церкви Николая чудотворца что на Сорицах». Рукопись начинается службою в неделю мытаря и фарисея (1–10), а оканчивается службою в субботу третьей недели поста. 247. Триодь Постная , в лист, 507 л.л., полууставом XVII в., с черными заставками и разрисованными буквами (348 об., 360, 506), в кожаном переплете. 22 л. порван с ущербом для текста. Рукопись – список с печатного издания 1650 г., неизвестного до сих пор библиографии, отличного от 662 Каратаева. Оригинал начат писанием в 7157 г. августа 18, а кончен в 7158 г. апреля 25: «А писана сия святая книга глаголемая Триодь Постная в Шуйском городке от руки многогрешного и недостойяаго раба церковного дьячка Дмитрейка Васильева сына Палицына. Вы же отцы и братия учнете сию книгу прочитати или преписывати, и где описахся или недопис... Богу согрубих своим малоумием, и вы Бога ради исправляйте, якоже вас Бог вразумит, a мене не клените и прощению мя о Христе сподобите» (Послесловие на 506–507 листах). На полях внизу листов: 1, 7, 15, 23, 31, 39, 47, 55, 63, 71, 79, 87, 95, 103, 111, 119, 127, 135, 143, 151, 159, 167, 175, 183, 189 приписка скорописью: «Лета 7159 генваря во 2 день сию глаголемую книгу Триодь Постную положила в дом Живоначалной Троице и святителю Христову Николе в Шуйском городке на городовой стороне на площади Шуйского же городка вдова Улита Федорова дочь Мининская жена Куковера по душе своей и по своих родителех в вечный поминок а кто помыслит сию глаголемую книгу Триодь Постную от церквей Живоначалные Троицы и святителя Христова Николы вынести али какую хитрость учинить и того Бог судит во оном веце на праведанем своем суде а подписал по повеленью вдовы Улиты многогрешный раб Шуйского городка церковной дьячек Дмитрок Палицын».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В таких обстоятельствах Иоанну, который в продолжение своего служения тщетно убеждал учеников своих в том, что Иисус Христос есть Мессия, конечно, было очень прилично послать их к Самому Иисусу, чтобы, наконец, самое дело наглядно показало им все превосходство Иисуса пред Иоанном и таким образом сокрушилась бы самая главная преграда, какая была между ними и Иисусом. «Ученики Иоанна, – говорит Иоанн Златоуст , – почитая Иисуса простым человеком, а учителя своего более, нежели человеком, с досадою смотрели на то, что слава Иисусова возрастала, а Иоанн, как сам о себе говорил, приближался уже к концу. Все это препятствовало им прийти ко Иисусу, так как зависть преграждала доступ. И хотя Иоанн, доколе находился с ними, часто вразумлял их и учил; впрочем, и тем не убедил. Когда же приближался уже к смерти, еще более о том заботился, ибо опасался, чтобы не оставить им повода к превратному толку и чтобы они не были навсегда отлученными от Христа. Что же он делает? Выжидает случая от самих услышать, что Иисус творит чудеса; и тут сам не дает им советов, посылает не всех, но только двоих, о которых, быть может, знал, что они способнее прочих уверовать, дабы вопрос не был подозрителен и дабы они из самых дел увидели разность между ним и Иисусом». Несправедливо немецкий толковник ссылается в свою пользу на прямой, буквальный смысл евангельского повествования о посольстве Иоанна к Иисусу. Действительно, в этом повествовании ничего не говорится, чтобы Иоанн посылал с вопросом к Иисусу собственно для учеников, но не говорится и того, чтобы посылал для себя. Евангельское повествование хочет передать только то, что посольство было от Иоанна, а при этом, какая бы ни была цель посольства со стороны Иоанна, без сомнения, во всяком случае посланные могли выразиться так: «Иоанн Креститель посла нас к Тебе, глаголя: Ты ли еси грядый, или иного чаем?» ( Лк.7:20 ). Форма ответа Иисусова: «шедша возвестите Иоаннови»... очевидно, находится только в соответствии с формою вопроса, предложенного от лица Иоанна, и потому не показывает еще, чтобы этот ответ нужен был собственно для рассеяния недоумений самого Иоанна. Равно заключительный слова: «и блажен есть, иже не соблазнится о Мне», не относятся лично к Иоанну. а вообще к тому, кто недоумевал об Иисусе.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010