Свидетельство делами почиталось более убедительным... чем свидетельство словами. Поэтому, как Бог, зная намерение, с каким Иоанн послал учеников, Христос в тот же час исцелил слепых, хромых и других многих – не с тем, чтобы уверить Иоанна (на что было уверять уверенного?); но чтобы уверить сомневающихся учеников. И исцеливши, говорит: шедше возвестите Иоаннови… и потом присовокупил: и блажен, иже аще не соблазнится о Мне ( Мф. 11:4–6 ), показав тем, что знает и тайные помышления их... их обличил тайным образом. Так как они соблазнялись о Нем, то, обнаруживши их болезнь и предоставив все одной их совести, и никого не сделав свидетелем этого обличения, кроме их самих, которые одни понимали это – тем больше привлек их к Себе, говоря: блажен, иже аще не соблазнится о Мне; говоря это, Он разумел собственно их» 228 . Так с гениальною простотою и естественностью, совершенно отвечающею действительности, представляет евангельское обстоятельство посольства Иоанном Крестителем двух своих учеников к Иисусу Христу истинный истолкователь Божественного Писания св. Иоанн Златоуст . Но совершенно по-иному смотрит на дело прот. Булгаков. Приведем его собственное толкование данного евангельского места в его подлинных словах. Исходя из вопроса Иоанна Предтечи ко Христу: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? 229 от. Булгаков говорит: «Повторяем, это есть самый трагический вопрос, который когда-либо прозвучал в человеческой душе. Его нужно честно, искренно расслышать, не закрывая свои уши разными апологетическими соображениями... И прежде всего, спасаются от вопроса соображениями, так сказать, педагогическими: вопрос был поставлен и ответ был нужен не для самого Иоанна, но для его учеников, которые все не хотели... освободиться от неуместной ревности к новому Учителю... Мнение, что Иоанн вопрошал ради учеников, издревле распространилось и в святоотеческой письменности 230 и у мирских писателей. И оно возникает вполне естественно и закономерно. Было бы странно даже, если бы оно не возникло, настолько оно, можно сказать, подсказывается контекстом евангельского рассказа. И в известном смысле оно может быть принято без затруднения».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Мф 10:32–33, 37–38; 19:27–30 Евангелие от Матфеа, зачало 38Б. Рече Господь Своим учеником: всяк убо иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, иже на Небесех, а иже отвержется мене пред человеки, отвергуся его и Аз пред Отцем Моим, иже на Небесех. Не мните, яко приидох воврещи мир на землю, не приидох воврещи мир, но мечь. Приидох бо разлучити человека на отца своего, и дщерь на матерь свою, и невесту на свекровь свою. И врази человеку домашнии его. И бысть, егда соверши Иисус заповедая обеманадесяте ученикома своима, прейде оттуду учити, и проповедати во градех их. Мф 10:32–36; 11:1 Евангелие от Матфеа, зачало 39. Рече Господь: иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин, и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин. И иже не приимет креста своего и вслед Мене грядет, несть Мене достоин. Обретый душу свою погубит ю, а иже погубит душу свою Мене ради, обрящет ю. Иже вас приемлет, Мене приемлет, и иже приемлет Мене, приемлет Пославшаго Мя. Приемляй пророка во имя пророчо, мзду пророчу приимет, и приемляй праведника во имя праведничо, мзду праведничу приимет. И иже аще напоит единаго от малых сих чашею студены воды токмо, во имя ученика, аминь глаголю вам, не погубит мзды своея. И бысть, егда соверши Иисус заповедая обеманадесяте ученикома Своима, прейде оттуду учити и проповедати во градех их. Мф 10:37–11:1 Евангелие от Матфеа, зачало 40. Во время оно, слышав Иоанн во узилищи дела Христова, посла два от ученик своих, рече Ему: Ты ли еси Грядый, или иного чаем? И отвещав Иисус рече има: шедша возвестита Иоаннови, яже слышита и видита. Слепии прозирают и хромии ходят, прокаженнии очищаются и глусии слышат, мертвии востают и нищии благовествуют. И блажен есть, иже аще не соблазнится о Мне. Тема же исходящема, начат Иисус народом глаголати о Иоанне: чесо изыдосте в пустыню видети? Трость ли ветром колеблему? Но чесо изыдосте видети? Человека ли в мягки ризы облеченна? Се, иже мягкая носящии, в домех царских суть. Но чесо изыдосте видети? Пророка ли? Ей, глаголю вам, и лишше пророка. Сей бо есть, о немже есть писано: се, Аз посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, иже уготовит путь Твой пред Тобою. Аминь глаголю вам, не воста в рожденных женами болий Иоанна Крестителя, мний же во Царствии Небеснем болий его есть. От дний же Иоанна Крестителя доселе Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е. Вси бо пророцы и закон до Иоанна прорекоша. И аще хощете прияти, той есть Илиа хотяй приити. Имеяй ушы слышати да слышит.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/cu/ot-mat...

Христос стоит с апостолами. Пред Ним Матфей преклонил колена; позади его видны сундуки, бумаги, чернильницы и весы. 30. Христос обедает с мытарями В доме за трапезою сидят Христос и мытари, одни в колпаках, другие в повязках из платков, иные с непокрытыми головами. Матфей и две женщины несут снеди. Юноша подносит гостям вино. А вне дома фарисеи разговаривают с апостолами, указывая на Христа. 31. Христос исцеляет жену кровоточивую Христос, остановившись, оглядывается назад на апостолов, а женщина, стоя на коленах и обхватив ногу Его, смотрит к небу. Христос благословляет ее. Вокруг видно множество народа. 32. Христос воскрешает дочь Иаира В доме отроковица сидит на позлащенном одре. Пред нею стоит Христос и правою рукою благословляет ее, а левою держит за руку. Позади Его стоят Петр, Иаков и Иоанн. По одну сторону одра виден человек престарелый, в шубе и повязке из платка, а по другую – жена его плачущая. Вне дома толпится народ. 33. Христос исцеляет двух слепых Христа сопровождают апостолы. Пред Ним стоят два слепца с посохами. Он руками прикасается к очам их. 34. Христос исцеляет бесноватого глухого Христос, сопровождаемый апостолами, влагает перст десной руки в ухо глухого, в присутствии книжников, фарисеев и многих других. 35. Христа вопрошают ученики Предтечи Христос, сопровождаемый учениками, благословляет и говорит на хартии: рцыте Иоаннови, яже слышите и видите и проч. Около Его толпятся слепые, немые, прокаженные и бесноватые; а напротив Его стоят ученики Иоанновы, держа хартию со словами: Ты ли еси грядый, или иного чаем? 36. Христос проходит посреди нив, и ученики Его исторгают колосья За укрепленным городом видны нивы с выколосившейся пшеницей. Тут апостолы, одни срывают колосья, другие растирают их, иные едят. На краю нивы стоит Христос, держа хартию со словами: Не весте ли, что сотвори Давид, егда взалка и проч. У ворот города фарисеи смотрят на Него; один из них держит хартию со словами: что творите, егоже недостоит творити в субботу. 37. Христос исцеляет сухорукого

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

Слово о службе (литургии) св. Нифонта, л. 999. об. О епископстве (видение св. Нифонта), л. 1031. Марта в 3-й и 28-й день мучение св. священномученика Феодорита пресвитера Антиохийского, вкратце, л. 1058. Нач. «Иулиан стрый злочестивого Иулиана и безбожного законопреступника, иже восточных чинов князь.» О блаженней супружнице Князя Андрея Константиновича Нижегородского, о Княгине Василисе, во инокинях Феодоре, л. 1062–1063 об. Нач. «Сия блаженная и памяти достойная княгиня Василиса, нареченная во иноческом чину Феодора.» В 29-й день. Мучение святых Ионы и Варахисия и дружины их, л. 1064–1081 об. Нач. «В лето осьмое-надесяте Князя и Царя Персидского Савория, гонение сотвори на церквы Христовы.» В 30-й день. Житие вкратце блаженного Иоанна игумена св. горы Синайския наречённого Схоластика во святых по истине, послежде же от списаны именующаяся Лествичника, написавшегося духовныя сия скрижали, сиречь святую лестницу; списажеся житие сие от Даниила инока смиренного Раифского суща, л. 1082–1095 об. Нач. «Иже убо кто приживый добляго сего и божественного, и воспитавый прежде постнаго страдального его жития.» Послание Преп. Иоанна игумена Раифы ко Иоанну досточудному игумену горы Синайской л. 1096 – 1098 об. Нач. «Вышеестественному и равноангельному отцу отцем и учителю преизящному грешный Иоанн Раифский игумен.» Воздание посланю сему. Послание св. Иоанна Лествичника , скрижали духовныя Иоанн Иоаннови радоватися, л. 1097 об. 1100 Нач. «Восприях яко подобающее честному твоему и бесстрастному житию.» Предисловие слова, ему же именование скрижали духовныя л. 1100. Нач. «Добродетелей приходы и восходы, якоже восходящии на лествицу первый степень прешед к горним поспешают.» Об Иоанне Лествичнике краткое сказание, л. 1100 – 1103. Нач. «Многажды Иоанна хвалима и блажима слышим.» От патерика Синайского об авве Мартирие и Иоанне Лествичнике , л. 1103–1105. Нач. «Авва Мартирие Иоанна Лествичника постриже шестинадесяти лет.» Повесть от патерика алфавитного о отце Георгие Арселанте брата Иоанна Лествичника , л. 1105 – 1109 об. Нач. «Поведаны нам о отце Георгии, нареченном Арселанте, иже бысть пустынное воспитание.»

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Спустя три дня Иоанн видит во сне диакона на амвоне, с Евангелием в руках, громко чтущего из Матфея о том, как на вопрос Иоанна Крестителя: Ты ли еси грядый, или иного чаем, Спаситель отвечал ученикам его: шедше возвестите Иоаннови, яже слышите и видите: слепии прозирают и хромии ходят, прокаженнии очищаются и глусии слышат ( Матф. 11, 4 ). При этих словах он пробудился и вот видит свет восходящего солнца и таким образом получил зрение, но того совершенного исцеления, какое имел сначала, не получил: на глазах его остался след его непризнательности, дабы и прочие, видя это, пребывали твердыми. Чудо 39 В имении Ираклия в 24 стадиях от храма 14 святых, жил Петр; он страдал разслаблением (от паралича). Во сне явились ему святые и обещали исцеление, если он омоет руки в Иордани (то-есть крещальне) и примет таинства Христовы, ибо он был монофизит, последователь Диоскора и Севера. Предубежденный против Халкидонского собора, отвергнувшего монофизитскую ересь, он не согласился на предложение святых. Они опять оставили его при прежних страданиях, которые пред этим успокоили. Больной опять стал призывать их, они опять явились и предлагали тоже. И это повторялось не дважды, трижды или четырежды, но много раз, ибо Египтяне – народ упорный, и на что однажды решатся, на доброе или на худое, то не легко уже отстают от того, и все они таковы. Наконец, побуждаемый страданиями, он стал призывать мучеников, обещая исполнить все, что ни прикажут сделать. Они явились, убеждали причаститься св. таин и говорили: «почему тебе, Петр, не веровать, как и мы веруем, и не присоединиться к нам в деле веры?» Он опять дерзнул им сказать: «ужели и вы, великие слуги Христовы, веруете в Халкидонский собор?» Они стали убеждать его, что вера, утвержденная этим собором, есть правая и боговдохновенная. Петр исполнил их повеление, присоединился к православной Церкви, получил здравие и после того уже остался твердым в православии до смерти. Мина, письмоводитель эконома Христофора, александриец и последователь тойже ереси, будучи явно наказан, присоединился к Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

Трактат Иосифа Владимирова являл собой трактат о новом благочестии, поскольку речь в нем шла, надо полагать, прежде всего о знаках нового обряда на моленных образах, что означало для массовой веры одну из самых трудных проблем. Как и приведенные нами выше сравнительные старообрядческие иконы-картины, трактат царского изографа, создававшийся в 1660–1666 гг., – типичный памятник барокко по организации своего текста, который подчинен законам риторики и нацелен на убеждение. Но если в сравнительных иконах амбивалентность символов представлена открыто и наглядно, то у Иосифа Владимирова она намеренно скрыта в противопоставлении подобия «хорошей» иконы подобию иконы «плохой»: имя иконы и крестное знамение намеренно нигде не упоминаются. «Зеркально» противопоставленные подобия обнаруживают как бы «завуалированную» идеологизацию. Хотя такие признаки «плохого» подобия, как «темновидность» (которой противопоставлен «свет»), «единообразие», «неподобность персонам святых», наконец, «любовь» народа к «плохим» старым иконам, сразу же заставляют подозревать, что речь идет о переименовании символов, то есть о самом типе иконы с определенной знаковой символикой. В первую очередь это подтверждается рассуждением о «ревности» патриарха Никона о «живописании святых икон», который «благолепием наипаче тщится святыя церкви украшати и художество живописания не проклинает, а грубых и неистовых иконописцев не токмо латинских, но и русских плохих не похваляет...» (Овчинникова, 1964, с. 55). А также высказываниями Иосифа Владимирова о московском предании – о бытовании «истинных» образов только на Московской Руси, что было вполне созвучно признанию сторонниками реформ «истинности» не только новогреческого обряда, но и новогреческих образов. Так, во второй части трактата («Ответ Иоаннови вредоумному») можно прочитать: «Речешь ли, только единым Русом дано писати иконы и тому единому русскому иконописанию покланятися, а от прочих земель икон святых не приимати, ни почитати сих» (Овчинникова, 1964, с. 45).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Самые чудеса Христовы, являя в Господе Иисусе, вообще Божественную всевластную десницу и служа общим основанием для веры ввериться Господу, куда бы Он ни повел ее (что было показано на своем месте), кроме этого общего и столь открытого значения имеют еще другое, более глубокое значение. Они именно принадлежат к тому Господню водительству веры, в котором, с одной стороны, разительно представляется перед ней славная видимость, особенно для ветхозаветных потребная 21 , а с другой – открывается чудодействующею сама, приемлемая через веру, благодать. Первое с особенной ясностью видно из слов Господа, сказанных в ответ на недоумение и затруднение веры, выраженное через учеников Иоанном Крестителем: шедше возвестите Иоаннови, яже слышити и видите. Слепые прозирают, и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвии восстают и нищие благовествуют ( Мф.11:5 ). Для полнейшего разумения этих слов надобно взять во внимание 1), что они сказаны по непосредственному поводу чудес и прямо на них указывают (как это особенно ясно в евангелии Луки: ( Лк.7:21–22 ); и 2) светлая картина чудотворений, в словах Спасителя, приметно взята с Исаиина торжественного изображения явления Благодати: тогда отверзутся очи слепых, и уши глухих услышат. Тогда скочит хромый, и ясен будет язык гугнивых  ( Ис.35:5–6 ; Ис.29:18–19 ). Судя по букве этого изображения пророческого, явившаяся Благодать сейчас же должна была дать совершенно новый, свойственный ее существу, вид всему видимому, или, что тоже, открыться вполне в самой блистательной видимости (см. продолжение у Исаии царства Благодати ст. 7–10). Такое представление Благодати и свойственно тем временам, когда она, в своих откровениях и учреждениях, не могла еще быть и не была совершенно разграничена от видимого. А в этом самом, как мы уже говорили, и состояло затруднение веры Крестителя. Теперь вполне понятен и смысл ответа Господня. Снисходя прямо к этому затруднению веры, Господь указывает ей на совершаемые Им чудеса и как бы так говорит: «твоей вере, не вступившей еще совершенно в дух и истину нового завета, хочется и требуется, согласно с ветхозаветными представлениями, созерцать действия и проявления Благодати в самой видимости: так что, при не останавливаемом ходе видимого порядка вещей, ты уже трепещешь за самое существо, тобою же признанной и засвидетельствованной, Благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

  . Записки для моей грешной, окаянной и слабой памяти 48   † Г[оспо]ди, благослови! Родители мои, Петр Иоаннови 49 и Мария Петровна 50 , по благочестивому христианскому закону бракосочетались в богоспасаемом граде Москве 1799 года, августа 26 числа, на память с[вя]тых мученик Адриана и Наталии, во храме Живоначальныя Троицы, что в Троицкой, близ архиерейского дома 51 . Во гресех моих роди мя мати моя [ Пс 50. 7 ] 1804 года от Р[ождества] Х[ристова], м[еся]ца февруариа 26 числа, в четыре часа пополуночи, иже бысть в течение Сырныя седмицы; и наречено ми бысть/окаянному/имя Валентин, святым же крещением просвещен 3 марта, на память с[вя]тых мученик: Евтропия, Клеоника и Василиска. 1816 года, м[еся]ца ноемвриа в 23 день, в 12 часов пополунощи преставилась родительница моя Мария; погребена 26 числа, в воскресение, на Ваганьковском погосте. Ч. к. Б. М. Лета Г[оспо]дня 1824, м[еся]ца декемвриа в 21 день, в 12 часов без 7 минут родитель мой Петр преставися к вечней жизни. Погребен 23 в субботу в материнской могиле. Егда же он умираше, аз, окаянный, чтох канон о исходе души. Тогожде лета после с[вя]тых Богоявлений поехал аз грешный на поклонение преподобному Сергию в лавру. И тако осиротех аз немощный! Покой их Г[оспо]ди во Царствии Твоем! Добрые были мне родители! Вечная память! Лета Г[оспо]дня 1825, м[еся]ца маиа, 14 числа, на память с[вя]того мученика Исидора, иже во острове Хиосе, вступил аз недостойный в Симонов монастырь, что на Москве. Г[оспо]ди, благослови начало! Тогожде лета, м[еся]ца ноемвриа в день, в утренний благовест преставилась двоюродная сестра моя девица Елисавета, 24 лет от рождения. Упокой, Г[оспо]ди, непорочную д[у]шу ее! Тогожде лета, м[еся]ца августа 1 числа, на праздник происхождения честных древ Кр[ес]та Г[оспо]дня по благословению настоятеля 52 облечен в ряску. Радуйся, д[у]ше моя, о Г[оспо]де!.. Тогожде лета, в м[еся]це декемврии написал историю нашего м[о]н[ас]т[ы]ря под руководством его преподобия отца духовника и ризничего г[осподи]на иеромонаха Илариона 53 , моего благодетеля, почтеннейшего старца и патрона. Да спасет его Б[о]г за его благочестие и доброту!..

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

Христа? Евангельская история поставляет нас в самое средоточие царства Божия, вводит нас во „Святая святых” всемирной истории, когда именно, с наступлением полноты времен, явился наконец в мире давно ожидаемый Искупитель человечества, явился с тем, чтобы, как Он Сам говорит словами пророка Исаии, – благовестити нищим, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати плененным отпущение и слепым прозрение… Проповедати лето Господне приятно ( Лук. 4:18–19 , ср. ст. 21). Все, что говорят нам Евангелия о чудесах Господа, и есть на самом деле не что иное, как ясное и выразительное подтверждение этого наступившего с Его пришествием лета Господня благоприятнаго. Такое значение дает им и Сам Господь в кратких, но многознаменательных словах: аще ли Аз о Дусе Божии изгоню бесы, убо постиже на вас царствие Божие ( Мф. 12:28 ) 19 . Рассматриваемые по отношению к Лицу Самого Господа и Спасителя вашего, чудеса суть дела которые, по Его собственным словам, пославший Его Отец Небесный дал Ему совершить ( Иоан. 5:36 ), дела Его царственной власти в открывшемся царстве Божием, – дела, последняя и высшая цель которых состояла именно в распространении и утверждении этого царства среди людей. В них Он самым делом и истиной свидетельствовал то, чему учил, за кого выдавал Себя, т. е. свидетельствовал о Себе, как истинном обетованном Мессии-Искупителе человечества от греха и всех соединенных с ним последствий: проклятия, бедствий, смерти. Так это ясно дает понять и Сам Господь в известном ответе своем двум ученикам Иоанна Крестителя, спрашивавшего чрез них: Ты ли еси грядый, или иного чаем? Шедше возвестите Иоаннови, отвечал Господь, – яже слышите и видите: слепии прозирают, и хромии ходят, прокаженнии очищаются, и глусии слышат, мертвии востают, и нищии благовествуют. И блажен, се прибавляет Он, – иже аще не соблазнится о мне (Мф. 11:3–6). Поэтому-то отделять чудеса И. Христа от Его учения в Евангелиях – невозможно; последнее теснейшим, внутреннейшим образом связано с первыми; без них оно было бы совершенно непонятным, если только не странным.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

За ним водится еще одна, такая же, которую также мы выставим на суд людей добросовестных. Она состоит в том, что он слегка скользит по подробностям или по фактам, не подлаживающимся под его гипотезы. За такую-то проделку он и берется, рассказывая о свидании Иисуса с двумя учениками Иоанна. Известно, что г-н Ренан не хочет, чтоб Иисус сразу верил в свое мессианское посланничество, что он приписывает такие же сомнения Иоанну. Оба эти положения противоречат всем историческим документам о жизни Иисуса. Иоанн послал к Иисусу двух своих учеников, для того, чтоб спросить у него, тот ли он самый, признанный им по откровению свыше за Мессию, когда он крестился от него в Иордане, а не для того чтоб узнать пришёл ли Мессия, ибо это было ему известно. Иисус, с своей стороны, никогда в себе не сомневался. Как только явился он в мир, с десятилетнего возраста, он объявляет о себе, что он истинный Сын Божий, посланный от Отца на великое дело. С самого начала своей проповеди, он преумножает чудеса в доказательство того, что говорит от имени Бога. Но г-н Э. Ренан не хочет, чтоб оно было так, и уверяет, что только после его свидания с двумя учениками Иоанна «он уже нисколько не колебался принят на себя роль Мессии» (стр. 196). Положительно не мог бы наш романист указать ни на один текст в подтверждение мнимых колебаний Иисуса. Значит, он сам их выдумал, и опирается на эту выдумку, как на факт. Он хочет дать заметить, что при самом свиданье Иисус все ещё несколько колебался, а уже после свидания не колебался нисколько. Посмотрим же, что говорит Евангелие. «Иоанн же слышав во узилищи дела Христова, посла два от ученик своих. Рече ему: ты ли оси грядый или иного чаем? И отвещав Иисус рече им: шедше возвестите Иоаннови, иже слышите и видите: слепии презирают, и хромие ходят, прокаженные очищаются, и глухие слышат, мертвые востают, и нищие благовествуют. И блажен есть, иже аще не соблазнится о мне» ( Мф.11:2–6 ). И так, Иисус творил чудеса; он приводил их в знамение того, что он был Христос Мессия, сам Бог облеченный в человечество. Он провозглашает блаженным того, кто не соблазнится признать в нем Мессию. А г-ну Ренан хочется, чтоб он сам еще тогда колебался! «Иисус, говорит он, с той поры уже нисколько не колебавшийся принять на себя роль Мессии, перечислил им дела, должные запечатлеть пришествие царствия божия, исцеление больных, благовестие близкого спасения, проповеданное нищим» (стр. 196).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010