Юрия Дмитровского, кн. Андрея Старицкого и его потомков). Уже в структуре некрополя 1507 г. было выделено место для погребения династии донатора собора вел. кн. Василия III - у алтарной преграды возле юж. стены положили его деда и отца (Василия II и Иоанна III). Здесь же в 1533 г. похоронили самого Василия III, в 1553 г. в его гробницу опустили тело его внука царевича Димитрия. В 60-х гг. XVI в. царь Иоанн IV устроил в юж. предалтарии новый придел, предназначенный для царской усыпальницы, выделив тем самым царский род из династии московских государей. В 1581 г. здесь похоронили царевича Иоанна Иоанновича, в 1584 г.- царя Иоанна Грозного, в 1598 г.- царя Феодора Иоанновича . В 1605 г. в приделе положили тело царя Бориса Феодоровича Годунова , но в том же году его прах был вынесен Лжедмитрием I в Вознесенский Варсонофьевский мон-рь. Св. блгв. кн. Александр Невский. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. Сер. XVII в. Св. блгв. кн. Александр Невский. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. Сер. XVII в. Развитие в XVI в. представлений о богоустановленности царской власти определило и отношение к крещеным татар. царям. В 1523 г. в А. с. был похоронен казанский царевич Петр Ибреимович (Куйдакул), муж сестры вел. кн. Василия III Евдокии, в 1566 г.- последний казанский царь Александр Сафа-Киреевич (Утемиш-Гирей). В 1610 г. при царе Василии Иоанновиче Шуйском была, видимо, сделана попытка устроить в А. с. особую усыпальницу новой династии: в приделе в честь Обретения главы Иоанна Предтечи покоятся останки близкого родственника царя полководца кн. М. В. Скопина-Шуйского, однако это единственное захоронение в приделе. Сам царь Василий Иоаннович, умерший в польск. плену в 1612 г., был похоронен в 1635 г. в сев.-зап. углу А. с., возле гробниц опальных князей Андрея Ивановича и Владимира Андреевича Старицких. Царей из рода Романовых хоронили уже в наосе у средних столпов собора. История некрополя закончилась в 1730 г., когда было совершено последнее захоронение,- у юж.

http://pravenc.ru/text/76446.html

Варналабовский Вознесенский монастырь . См. в своём месте Борколабовский Вознесенский. Варницкий Троицкий монастырь Заштатный мужской Ярославской Епархии, Ростовского уезда, находящийся от уездного города в 3 вёрстах при бывших тут соляных Варницах, почему и название своё имеет. Сначала кем именно и в котором году точно, по какому случаю, по чьему дозволению и чьим иждивением построен – неизвестно. А в жалованной грамоте, данной монастырю сему от Государя Царя Михаила Феодоровича в 7132/1624 году, значится, что он существовал и при Царе Иоанне Васильевиче и при отце Его, Великом Князе Василии Иоанновиче. Строения в нём ныне следующие: 1) СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ во имя святой Живоначальной Троицы, каменная, построенная в 1771 году Преосвященным Афанасием, Епископом Ростовским, по которой монастырь и Троицким именуется, с приделами: а) Пр. Сергия Радонежского; б) Святителей Афанасия и Кирилла Александрийских , расписана внутри стенным живописным письмом в каймах. Покрыта тёсом; 2) церковь ДЕРЕВЯННАЯ древняя и ветхая во имя св. Николая, Чудотворца; 3) КЕЛЬИ и 4) ОГРАДА около монастыря, в окружности 143 сажен, все деревянные. До учреждения Духовных Штатов было за монастырём сим 300 душ крестьян, а с того времени оставлен на своём содержании. Настоятельство в нём было прежде Игуменское, а ныне, с 1764 года, Строительское. Варсонофьевский монастырь Вовсе уничтоженный. Находился в Столичном городе Москве в III части города, именуемой Белый Город, в Сретенском Сороке между Рождественкой и Сретенкой, расстоянием от Кремля в 4 вёрстах. Ныне тут приходская каменная церковь во имя Вознесения Господня, двухэтажная: нижняя во имя Введения Божьей Матери, построена в 1663 году с приделом Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы, сооружённым в 1761 году купцом Яковом Маренцовым; верхняя церковь во имя Вознесения Господня, построена в 1730 году; колокольня и ограда каменные же. В монастыре сем, по повелению Дмитрия Самозванца Расстриги, погребены были тела: Царя Бориса Феодоровича Годунова, Супруги его Марии Григорьевны, фамилий Скуратовых и сына Царя Феодора Борисовича, а потом при Царе Василии Ивановиче Шуйском перенесены в Троицкую Сергиеву Лавру и положены в соборной Успенской церкви. Васильевослободский Архангельский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

– 2) Евангелие напрестольное, обложенное малиновым бархатом, с серебряными застёжками, печат. в Москве в 1606 году, при царе Василии Иоанновиче Шуйском и патриархе Гермогене. На сей книге собственноручная также надпись жертвователя следующего содержания: 1852 года, декабря 6 дня боярин Николай Гаврилович Головин дал сие священное Евангелие в отчину свою Микулин-Городок, в соборную церковь Архангела Михаила, в память по себе и рода своего с тем, чтобы оно хранимо было с величайшей бережливостью под ответственностью священника и причетников, в веки ве- —642— 1882 г. ков“. – 3) Крест напрестольный, восьмиконечный, обложенный серебром с позолотой и с украшениями из разноцветных недорогих камней. По всему кресту сбоку вырезана надпись: „ Господи помози раб своем борин Николаю Гаврилович Головин давшем кръ сей Архангел Михаил вМиклино“. Это – неудачная подделка под старину. 4) Брачные венцы, металлические, старинной формы, но также позднейшего происхождения. В двух верстах от Микулина-Городища, в нескольких саженях вправо от дороги, за лесом скрывается церковь села Нового. Это уже Тверской уезд. Церковь каменная, однопрестольная в честь Казанской иконы Божией Матери, построенная в 1820-м году иждивением помещицы Марии Андреевны Лопухиной. Церковь небольшая, но довольно благовидная. Ризницей не скудна, но священными утварями недостаточна: один только сосуд и дискос с принадлежностями. По выходе из алтаря, я увидел в церкви даму с детьми: это оказалась супруга владельца села Нового, князя Н. Н. Трубецкого, Елисавета Александровна, рождённая Безак. Она пригласила меня в дом, отстоящий в нескольких саженях от церкви, и радушно предложила мне кофе. По пути от Нового осмотрел я церкви в сёлах: Бели архиерейские, Каменки и Лебедеве, и в 8 ч. вечера благополучно возвратился в Тверь. Здесь нашёл я два письма: одно из Уфы, другое из Москвы. Из Уфы писал мне от 25-го мая Законоучитель гимназии E. Н. Соловьев: „Благодарю Ваше Высокопреосвященство за поздравление с наградой моего родителя. По вашему совету сам непременно еду лично поздравить его с наградой, весьма дорогой и приятной для него. Много лет он носил в сердце своём Иисуса Христа, а теперь будет видеть Его, хотя и вещественно, на груди своей и лобызать Его. От Высокопреосв. Мелетия получил целый ряд писем. Архиерейское облачение от нас получил он в Вел. Субботу и в 1-й день Св. Пасхи служил в нём в Софийском кафедр. соборе. Узнали о подарке князь Александр I-й и Экзарх и поздравили митрополита в тот же день. —643— 1882 г. Митрополит Софийский сообщает, что мы подарком своим придали ему сил и энергии, и он смело теперь выступил на борьбу с партией либералов. Сделаю я выписку из его письма.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Воскресенской церкви на Мячине колокол с надписью: «Лета 7177 (1669) года марта 12 дня выменен колокол в Великом Новгороде при благоверном государе царе и великом князе Алексее Михайловиче всея Руссии к Воскресению Христову». Здесь же сохранились два колокола с одинаковою вылитою надписью на латинском языке по верхней части их: «M. Kordt Kleiman me fesit». Другая одинаковая русская надпись на них вырезана внизу кругом: «Лета 7155 (1647) года марта 1 дня при благоверном государе царе и в. князе Алексее Михайловиче всея Великия и Малыя России самодержца дали сии три колокола Великаго Новгорода церкви Всемилостиваго Спаса Нерукотворенному образу у Новинских ворот... Бога молить, а по смерти за их души поминать, доколе сей св. церкви Бог благоволит по вере христиан стояти, а прием подписан в 1776 (1669) году мая 1 дня». В Перекомском монастыре колокол с надписью: «В лето 7189 (1681) году дал сей колокол в Новгородской уезд в Николаевской Перекомской монастырь Роман Федорович Боборыкин по себе и по родителех». В Никитинской церкви на пяти колоколах находится следующая одинаковая надпись: «Сей колокол дал к церкви Андрея Первозванного Щитной улицы торговой посадской человек Григорий Сильверстов лета 7206 (1698) апреля в день». На двух колоколах год вылит 7206, а на трех 7205 (1697) и месяца марта в 25 день. В Феодоровской церкви на двух колоколах одинаковая надпись: «71205 (1697) марта в 4 день вылит сей колокол в Великий Новград к церкви великомученику Феодору Стратилату на Торговую сторону, весу в нем 41 пуд 12 фунтов». На другом колоколе вес написан: «12 пуд. 9 фунт.». В Ильинской церкви, на трех колоколах одинаковая надпись: «Лета 7205 (1697) марта в 1 день, сей колокол В. Новаграда церкви св. Пророка Илии Славной улицы, а вылит после пожара из старых колоколов тояж церкви. Лил сей колокол мастер Иван Матвеев». К 17 веку относятся два колокола в Успенской Колмовской церкви, литые при царе Василии Иоанновиче Шуйском и Новгородском митрополите Исидоре (1606–1610). В Вяжицком монастыре большой колокол с надписью: «Божьей милостью, повелением благовернаго христолюбиваго государя царя и в. князя Михаила Феодоровича всея Руси, и по благословению отца его государева, великаго государя святейшаго патриарха Филарета Никитича Московскаго и всея Русии, слит сей колокол в Новгородской уезд в некончаемый дом великому чудотворцу Николе в Вяжицкой монастырь при игумене Варламе еже о Христе с братиею, лета 7135 (1627) года месяца мая в 22 день; мастер Дмитрий (правильно – Данила 277 ) Матвеев».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Деятельную помощь пермскому епископу оказали иноки Троицкой Печорской пустыни. Долгое время они выполняли обязанности приходских священников для христиан, живших по реке Печоре. В главном поселении Перми Чердыни епископ Иона основал монастырь во имя святого апостола Иоанна Богослова, на устройство которого, так же как и на строительство храмов, щедрые пожертвования делали жители Устюга и Новгорода. В 1468 году Пермские земли пострадали от набега казанских татар. Святитель Иона, не щадя своих сил, старался помочь пострадавшим. Успешная архипастырская деятельность святителя Ионы укрепила его авторитет среди иерархов Русской Православной Церкви. В 1459 году он был призван в Москву, где принял участие в Соборе, в частности, в составлении послания литовским епископам о хранении верности Православию. Об уважении и доверии, каким Пермский епископ пользовался у тезоименитого Митрополита Московского Ионы, свидетельствует прочтение духовного завещания почившего в 1461 году Первосвятителя собравшимся в Москве архиереям епископом Ионой. За несколько лет до блаженной кончины, предчувствуя ее близость, святитель Иона стремился побывать в каждом, даже самом отдаленном месте своей епархии, чтобы словом назидания укрепить новообращенных в христианской вере, предостеречь их от опасности возвращения к языческим привычкам и обычаям. Пятнадцать лет длилось святительское служение в Пермской земле. 6 июня 1470 года он мирно отошел ко Господу. По свидетельству летописца «положено бысть святое тело его на Усть-Выми, в своей его епископии, близ мощей святых в церкви (Благовещения Пресвятой Богородицы) по левую сторону Герасима и Питирима епископов, Устьвымских чудотворцев... ид еже все три вкупе почивают и чудеса творят и исцеления различные подают с верою приходящим ...» Общая память трем святителям (кроме памяти, совершаемой в день кончины каждого) установлена 29 января 1607 года Соборным определением при Святейшем Патриархе Гермогене и царе Василии Иоанновиче Шуйском. Преподобнаго Ионы Клименецкаго, Олонецкаго

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ефрема поставлена была часовня; а в 1545 году и самый гроб с мощами его перенесен был в новую обитель или монастырь, где и установлено, поэтому, праздновать память преподобного 16-го мая – в день перенесения таковой святыни. Мощи преподобного Ефрема почивают под спудом в Ефремовском приделе главного каменного храма Перекомского монастыря. Преподобный Сергий, по имеющейся при гробе его надписи, родился и воспитывался в городе Казани и в миру назывался Стефаном. Вместо молока матери, у которой он не брал сосцов, пил ячменное и не квасное сусло, в пищу же употреблял только сухой хлеб и суровое зелие, и при том только по дважды в неделю. Из Казани Стефан ходил в Палестину и Царьград, где пробыл три года, посещая св. место, изучая обычаи монастырские, пребывая в иноческом искусе и нося на себе власяную рясу. Из Палестины Стефан не постриженным пришел в великий Новгород, где посетил соборный храм Софии – Премудрости Божией и другие церкви и монастыри; из Новгорода ходил в Самояд Лопскую – к океану морю, потом в Соловецкую обитель препод. отец – Зосимы и Савватия, наконец, в 1603 году пришел в Шухтовскую волость уже в иноческом чине, который он принял в Череповском Воскресенском монастыре от архимандрита Исаии, с именем Сергия, о чем означено на иконе чудотворца Сергия, писанной вышеупомянутым архимандритом, который был искусный художник или живописец. В пустыне Шухтовской Серий проводил самую строгую жизнь, подвизаясь постоянно в молитве, коленопреклонениях и посте. Не имея постели, он пребывал почти совершенно без сна день и ночь, засыпая иногда несколько только на локтях и коленах. Поэтому, вероятно, и не долголетна была жизнь преп. Сергия. Он скончался, по исполнении 50-ти или 57 лет, проведенных им в мирском и иноческом звании, 1609 г. месяца мая 19 дня, на память священномученика Патрикия, епископа Прусского, при благоверном царе и великом князе Василии Иоанновиче Шуйском и при святейшем патриархе Гермогене. Трудолюбивое тело его было погребено в часовне у церкви св. Живоначальной Троицы и Покрова Пресвятой Богородицы, что на Шухтове, где в то время священником был Тимофей Алексеев сын Пелевин – возрастом преп. Сергий был мал, лицо у него было круглое и белое, волоса черные, кудреватые, бороды он не имел, мантия у него была длинная, ряса черная. Он имел дар пророчества и при жизни своей сотворил много чудес; пищу принимал не от всех. Сему угоднику издавна сочинены тропарь и кондак.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

князе едор Иванович всея Руси и при nampiapx Иов Великого Новаграда, при игумен Ioh, да въ тотъ колоколъ еодосей приказалъ по себ и по своихъ родителехъ. Лилъ мастеръ Тимоей новгородецъ». В Михайловской церкви на Торговой стороне колокол XVI века с надписью: «+ и христолюбиваго царя и государя великого князя едора Ивановича всея Руси и благоврной цариц и великой княгин Ирин». Из этой неполной надписи на колоколе видно, что вместе с ним лит был другой колокол, которого теперь нет. К колоколам XVI века можно отнести небольшую металлическую кандию, находящуюся в ризнице Соф. собора. Она устроена наподобие небольшой чаши; вокруг поддона её надпись 511 : «лта 779 (1571) г. поставилъ сию кандию въ домъ святому Николы на Боровно 512 старецъ Андрей». При кандии небольшой железный язычок для ударения, которое совершалось в старину, например, во время чтения евангелия в 1-й день пасхи. В письменном устав (XVII в.) Софийского собора на св. пасху сказано: «и на всяком возгласе протодиаконове евангелия ударяют в кутейник по единощи в кандею и в вестовой колоколец». К XVII веку относятся два колокола в Успенской Колмовской церкви, литые при царе Василии Иоанновиче Шуйском и новгородском митрополите Исидоре (1606–1610). В Вяжицком монастыре большой колокол с надписью: «Бoжieю мuлocmiю, nobeлehieм благовернаго христолюбиваго государя царя и в. князя Михаила еодоровича всея Руси, и по блarocлobehiю отца его государева, великого государя святйшаго патриарха Филарета Никитича московского и всея Pyciu, слитъ сей колоколъ въ новгородской уздъ въ некончаемый домъ великому чудотворцу Никол въ Вяжицкой монастырь при игумен Варлаам еже о Христ с бpamieю, лта 7136 (1627) года мсяца мaiя въ 22 день; мастеръ Дмитрий Матвевъ» 513 . На колокольне Соф. собора три колокола XVII века. На одном из них надпись: «лта 7145 (1637) февраля в 23 день дала си колоколъ гостя Ивана Офонасева сына Юдина жена Kcehiя едорова дочь о сын своемъ Гpuropi вобитель пречистыя Богородицы Beдehiю двичь монастыря на Тиину въ вечный поминокъ и по родителехъ; а тотъ колоколъ не продать, не заложить».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Наконец, в 1603 г. пришел в Шухтовскую волость уже в иноческом чине, который он принял в Череповском Воскресенском монастыре от архимандрита Исаии, с именем Сергия, о чем означено на иконе чудотворца Сергия, писанной вышеупомянутым архимандритом, который был искусный художник, или живописец. В пустыни Шухтовской Сергий проводил самую строгую жизнь, подвизаясь постоянно в молитве, коленопреклонениях и посте. Не имея постели, он пребывал почти совершенно без сна день и ночь, засыпая иногда несколько только на локтях и коленах. Поэтому, вероятно, и недолголетней была жизнь преподобного Сергия. Он скончался по исполнении 50-ти или 57 лет, проведенных им в мирском и иноческом звании, 1609 г, месяца мая 19 дня, на память священномученика Патрикия, епископа Прусского, при благоверном царе и великом князе Василии Иоанновиче Шуйском и при святейшем Патриархе Гермогене. Трудолюбивое тело его было погребено в часовне у церкви Святой Живоначальной Троицы и Покрова Пресвятой Богородицы, что на Шухтове, где в то время священником был Тимофей Алексеев, сын Пелевин. Ростом преподобный Сергий был мал, лицо у него было круглое и белое, волосы черные, кудреватые, бороды он не имел, мантия у него была длинная, ряса черная. Он имел дар пророчества и при жизни своей сотворил много чудес; пищу принимал не от всех. Сему угоднику издавна сочинены тропарь и кондак. Святые мощи преподобного Сергия Шухтовского почивают под спудом в бывшей монастырской, а ныне приходской, Покровской церкви, что в селе Шухтове. Тропарь, глас 8 Бденными молитвами и потоки слезными пустыню напоил еси и из глубины воздыханьми ю расплодил еси и бысть постнически равно Ангелом житие твое; страдальчески бореньми, яже от бесов и от ненаказанных человек, претерпел еси и Ангелом собеседник явися, Божественнаго винограда насеятель быв; и, оставив временное житие, преселился еси в жилище Небесное. Темже тя почитаем, преподобне отче наш Сергие, моли Христа Бога спастися душам нашим. Житие преподобного отца нашего Иосифа Заоникиевского 1 Память его празднуется месяца сентября в 21-й день † 1612 Преподобный Иосиф, по мирскому имени Иларион, происходил из крестьян деревни Обухово Кубенской волости, ныне принадлежащей к Вологодской губернии, и родился около 1530 г. В обычных заботах житейских и в земледельческих трудах проходила жизнь крестьянина Илариона. Прожив так полвека, он не скопил богатства, но не испытывал и бедности. И, вероятно, безвестным крестьянином Иларион кончил бы дни свои, если бы Промысел Божий не указал ему иного пути жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Общая память трем святителям (кроме памяти, совершаемой в день кончины каждого) установлена 29 января 1607 года Соборным определением при Святейшем Патриархе Гермогене и царе Василии Иоанновиче Шуйском. Паисий Угличский, преподобный Преподобный Паисий Угличский родился в селе Богородском, неподалеку от города Кашина, в Нерехотском стану. Его отец, Иоанн Гавренев, служил у князя угличского Андрея Васильевича, сына великого князя Василия Темного. Ксения, мать преподобного Паисия, была дочерью полководца Василия Ананьевича Кожи и родной сестрой преподобного Макария Калязинского († 1483; память 17/30 марта). Мальчик, названный в святом крещении Павлом, был рано обучен грамоте и уже в детстве много читал. Часто он бывал с родителями в Калязинском монастыре у своего дяди, где проникся любовью к иноческой жизни. В десятилетнем возрасте Павел осиротел и был взят на воспитание в Троицкую Калязинскую обитель. Вскоре настоятель обители преподобный Макарий, уступая настойчивым просьбам своего племянника, которому не исполнилось еще одиннадцати лет, постриг его в иночество с именем Паисий. Под руководством опытного дяди, в тишине обители юный инок рос по духу, не тревожимый опасными волнениями и советами мира; с юных лет научился он подвигам послушания, поста и молитвы. В монастыре ему было поручено переписывание священных книг. Известно, что в начале XX века в Калязинском Троицком монастыре хранились творения святителя Григория Богослова, переписанные иноком Паисием. Не засоряемый впечатлениями мирскими и очищаемый подвигами самоотречения, дух его стал способен и к созерцанию мира духовного. Раз во время ночной молитвы явился ему Ангел и сказал: «Ты должен быть наставником для многих; ты выйдешь отсюда и будешь жить там, где тебе велят: так надобно для славы Божией». Преподобный Паисий со страхом выслушал эту весть и пересказал наставнику своему прп. Макарию, но никому другому. Через некоторое время это чудесное предсказание осуществилось. В 1476 году князь угличский Андрей Васильевич, хорошо знавший родителей преподобного Паисия, обратился с просьбой к Калязинскому игумену — отпустить инока Паисия из обители для того, чтобы под его руководством основать новый монастырь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Преемник его, Царь Иоанн Васильевич, по благоговейному уважению к сей иконе, с той же целью предпринимал неоднократно путешествие в Тихвин. Желая оставить в сем месте памятник своего усердия к святыне, он, по совещанию с Митрополитом Макарием, вознамерился учредить обитель и поместить иноков при Церкви, сооруженной родителем его и состоявшей до того времени в ведении мирских священнослужителей. Вследствие сего в 1546 году его содействием и иждивением построен там общежительный мужской монастырь, известный и теперь под именем Тихвинского. Слава о чудесах, являемых от иконы Богоматери, вскоре привлекла туда многих пустынножителей и усердных поклонников, которые и доныне нередко посещают святую обитель Тихвинскую. Там недужные получали исцеление, слепые прозирали, одержимые духом нечистым освобождались от него; даже те, которые вне обители призывали в помощь небесную Хранительницу ее и давали благочестивые обеты, спасались от бед и напастей. В особенности должно приписать покровительству Тихвинской Божией Матери спасение сей обители во время владычества Шведов в Новгородской области при Царе Василии Иоанновиче Шуйском, а равно и чудесное избавление ее от сих врагов, многократно покушавшихся овладеть ей в царствование Михаила Феодоровича (Чет. Мин. 26 июня). В память явления иконы Богоматери в Тихвине Церковь ежегодно совершает празднество 26 июня. Прославляя чудотворный образ, который яко солнце пресветлое воссиял на воздухе, она от лица России молит Пресвятую Богородицу спасать в мире и благовременности верного Императора нашего и всех христиан. Можем ли, братие, мы извлечь для себя из сего повествования какой-либо урок? Да, можем, и именно тот, что мы должны помнить, что хорошо делают те, которые заботятся о построении и благоукрашении храмов Божиих, и что усердие и заботы храмоздателей угодны Господу, Царице Небесной и Святым и привлекают не только на самих храмоздателей, но и на построенные ими храмы и особое благоволение Божие. Замечаете ли, сколько милостей излил Господь на храм, построенный в честь Его Матери царем благочестивым? Там, как сейчас слышали, «недужные получали исцеление, слепые прозирали, одержимые духом нечистым освобождались от него; и даже те, которые вне обители призывали в помощь небесную Хранительницу ее и давали благочестивые обеты, и те спасались от бед и напастей».

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010