Мф.11:4—5.   И отвещав Иисус рече има: шедша возвестита Иоаннови, яже слышита и видита: слепии прозирают и хромии ходят, прокаженнии очищаются и глусии слышат, мертвии востают и нищии благовествуют» . И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; Смотри, как Он ответил не на придуманный вопрос их, а на действительную причину, по которой они были присланы. Благовествующими нищими назвал апостолов: ибо кто беднее рыбаря? Мф.11:6.   И блажен есть, иже аще не соблазнится о Мне . и блажен, кто не соблазнится о Мне. Это сказал в особенности ради учеников Иоанна, открывая им тайну их сердца и показывая, что не скрылось от Него и то, когда они соблазнялись тем, что Он ел с мытарями и грешниками (Мф. 9:14), и когда они открыто упрекали Его прежде в чревоугодии пред учениками Его, как сказано в девятой главе. Мф.11:7.   Тема же исходящема, начат Иисус народом глаголати о Иоанне . Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне:… Те, исправленные (в своем заблуждени11), ушли. Почему же Он не говорил об Иоанне в их присутствии? Дабы не показалось, что Он льстит Иоанну. Мф.11:7.   Чесо изыдосте в пустыню видети; трость ли ветром колеблему . что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?: Народ, услышав вопрос Иоанна и не зная его цели, был смущен: каким образом тот, который высказал столько, и столь великих, свидетельств о Христе, теперь сомневается; народ подозревал, что Иоанн переменился. Зная это, Христос врачует такое подозрение, показывая вместе с тем, что Он — сердцеведец. Желая пристыдить, Он говорит с упреком: «чесо изыдосте в пустыню видети; трость ли ветром колеблему?» т. е. легкомысленного ли и непостоянного человека и подобно тростнику колеблющуюся мысль, — как вы думаете теперь, — или скорее наоборот — постоянного и твердого более, чем скала, как свидетельствовало о том ваше внимание к нему тогда и стечение?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

л. 351 об. Молитва исповеданию. Нач. Господи Вседержителю великый, храняй завет Твой и милость свою любящим Тя. л. 356 об. Антиоха единика лавры отца Савы к Евстату игумену монастыря Атталины града Анкиры галатийскыя глав 100 и 30 и молитва исноведанию. Нач. Долг наш кончав, честьный отче Евстате, Пандекта богодъхновеннаго писания, пустих вашему боголюбию. В конце краткое известие об авторе. Прибавления: л. 357. Иже в святых отца нашего Василиа Великаго , архиеп. Кесариа кападокийскыа, похвала 40 мучеником. Нач. Мученик память котораа убо будет сытость мучениколюбцю. л. 369 об. От житиа св. отца нашего Спиридона чудотворца о исцелении благочестиваго царя Константина. Потом: О пришествии отца нашего Спиридона в град нарицаемый Кириней. л. 373. Беседы душеполезны отца Зосимы. Нач. Поведа нам ученнк отца Зосимы: некогда, рече, седящю ми с отцем моим Зосимою. л. 404. Плачеве и рыданиа инока грешна и странна, имиже спирашеся к души своей. От Зерцала св. книги. Нач. Како седиши, како беспечалуеши, како нерадиши душе моа! л. 413. Тогоже (?) Ефрема о суде и о покаании. Нач. Приидете вся братие, послушайте вси света моего грешнаго и ненаказаннаго Ефрема. См. 7 л. 138. л. 423. Тогоже Ефрема о покаании Слово, о любви же и о крещении и исповедании, и кресту похвала и о будущем суде. Там же л. 202 об. На конце разные выписки из творений св. Отцов. 155 (1672). Иоанна Лествичника Лествица, на бомбицине, полууст., XIV века, в четверть, 236 листов. л. 1. Посланье отца Иоана игумена раифска к Иоану досточудному игумену горы Синайскыя. л. 2. Скрижали духовные. Иоан Иоаннови радоватися. л. 3 об. Предсловье слова, емуже именованье Скрижали духовные. Окончания сей статьи и заглавия Лествицы, по причине утраты листов между 3 и 4-м, недостает. Слов или степеней 30. л. 219 об. Слово к Пастырю отца Иоана игумена иже в Синайстей горе иноком. Внизу первого листа небрежною скорописью: Книга Кержацкого монастыря, четия. 156. (1681). Иоанна Лествичника Лествица, с прибавлениями, полууст., напис. 1412 года, в четверть, 289 листов, заглавная заставка киноварная из перевитых кругов.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Вы есте свет мира 813 (относительно добродетельной жизни их.) Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех 814 . К тем же, кои учат и не делают, говорит Апостол: научая убо инаго, себе ли не учиши? проповедая не красти, крадеши: глаголяй не прелюбы творити, прелюбы твориши: гнушаяся идол, святая крадеши: иже в законе хвалишися, преступлением закона Бога безчествуеши 815 . Отсюда следует заключить, что те, кои учат других благочестиво жить, сами же жертвуют порокам, не что другое делают, как опорочивают благородство имени своего. Ибо из слушающих его, может кто-либо всякому из них сказать: от уст твоих сужду ти, лукавый рабе 816 . Пристойно убо о таковых, кои учат и не исполняют, сказать оные Христовы слова: связуют бремена тяжка и бедне носима, и возлагают на плеща человечески; перстом же своим не хотят двигнути их 817 . Тяжкое бо бывает иго, когда кто повелевает, но сам того не исполняет; подчиненный бо думает часто, что то есть неудобоносимо, чего учитель прежде всех не сделает. Следовательно, кто учит и не делает; двоякое иго налагает слушающим; одно – повеления, а другое – худого примера. Ибо, как всякая заповедь сама по себе тяжела есть, если не предшествует ей любовь от человека и благодать от Бога, посредством коих всякое иго легким бывает: так еще тяжелее делается также заповедь, когда ее не исполняют те, кои исполнять учат. По сему-то Христос, яко истинный Учитель, представляя себя в пример благодатного учения и Евангельского нравонаставления, сказал ученикам, присланным к Нему от Крестителя Иоанна: шедше возвестите Иоаннови, яже слышите и видите 818 . Повелевает Спаситель внимать Его учению и делам. И хотя в приведенных словах разумеются дела чудесные, и сие не противоборствует рассуждению сему, которое из изъясненной притчи выводится. Ибо как тогда ко умножению веры нужны были чудеса, так после нужны стали благие дела проповедников, к произведению деятельности, от веры происходящей. Сюда клонится оное Апостола Иакова слово: покажи ми веру твою от дел твоих 819 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Помысли, какое чудо! Вечный и живущий во славе, во свете неприступном, начинает жить между человеками, и долго остаётся в неизвестности, как сын Мариин, как сын Тектонов. Читаемые между тем Часы также не должны быть оставляемы без внимательного слушания: умилительные псалмы и молитвы возносят ум и сердце к горнему, и приготовляют их к созерцанию тайн, изображаемых последующими действиями Литургии. Когда священник возглашает: Благословено царство Отца и Сына и Святаго Духа... и ты будь свободен от всех земных помыслов и движений, чтобы чистым умом и сердцем прославлять царство Святой Троицы, и все твои мысли и чувства обращай к тому, что будет слышать твой слух, что будут видеть твои очи, И к чему может восходить твой дух по лествице видимого. Слышишь возглашения: миром (в мире) Господу помолимся..., О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся... О мире всего мира, благостоянии святых Божиих Церквей, и соединении всех, Господу помолимся... и другие прошения: не пропускай без внимания и без участия души твоей ни одного прошения. Помни, что во Христе все мы составляем одно семейство или одно тело, которого глава Христос. Высшие и низшие члены общества суть члены того же тела, подчинённые той же Главе. Потому все должны молиться друг за друга, или все за всех. Как все должны мы любить; всем по любви должны желать благопотребных благ для жизни настоящей и будущей: так и о всех должны молиться Богу, и просить у него милости всем и каждому по нужде его. Так заповедал апостол: молю прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения: за царя и за всех, иже во власти суть: да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте: сие бо добро и приятно пред Спасателем нашим Богом ( 1Тим.2:1–3 ). Малый вход или шествие с Евангелием, как сказано было в предыдущей беседе, изображает исшествие Спасителя на проповедь и хождение Его по градам и весям. Посему, видя шествие с Евангелием, вспомни и размысли, как Вездеприсущий и Всенаполняющий, облёкшись в естество человеческое, путешествовал с проповедью по разным странам Галилеи, Самарии и Иудеи; испытывал все немощи человеческого естества, кроме греха: утомлялся от пути, жаждал, алкал, не имел где главы подклонить, и в то же время повсюду разливал свет спасительного учения, повсюду чудесно благодетельствовал, как Сам говорил ученикам Иоанна Крестителя: шедше возвестита Иоаннови, яже видеста, и слышаста: слепии прозирают, хромии ходят, прокаженнии очищаются, глусии слышат, мертвии востают ( Лк.7:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2 . Иисус Христос и апостолы приводили ветхозаветные пророчества, как несомненные доказательства истины их учения. а) Иисус Христос, доказывая Своё Божественное посольство и вообще истину Своего учения, α) отсылал слушавших Его иудеев к ветхозаветным писаниям, и их неверие к Нему самому производил от неверия к Моисею. Обличая Иудеев, поверивших Его учению и превратно понимавших дела Его ( Ин.5:10, 16 ), говорил к ним: испытайте писаний, яко вы мните в них имети живот вечный: и та суть свидетельствующая о Мне ( Ин.5:39 ). Не мните, яко Аз на вы реку ко Отцу: есть, иже на вы глаголет, Моисей, нань же вы уповаете. Аще бо бысте веровали Моисеови, веровали бысте убо и Мне: о Мне бо той писа. Аще ли того писанием не веруете, како Моим глаголом веру имете ( Ин.5:45–47 )? ß) Иисус Христос сам свидетельствовал, что на Нём исполнились ветхозаветные предсказания. Так, когда жена самарянская говорила Ему: вем, яко Мессия приидет, глаголемый Христос: егда Той приидет, возвистит нам вся ( Ин.4:25 ), – Спаситель отвечал: Аз есмь, глаголяй с тобою ( Ин.4:26 ). Также, когда Иоанн Креститель послал двух учеников своих спросить Иисуса: Ты ли еси грядый, или иного чаем? – Иисус Христос не дал им прямого ответа, а повелел сказать Иоанну, что они сами могли видеть и слышать от других, и в чём ясно исполнилось Исаиино пророчество о Нём Отвещав Иисус рече им: шедше возвестите Иоаннови, яже слышите и видите. Слепии прозирают, и хромии ходят, прокаженнии очищаются, и глусии слышат: мертвии востают, и нищии благовествуют ( Мф.11:4–5 ; Слич. Ис.35:5, 61:1 ; Мф.26:63–64 ). γ) Иисус Христос ясно показывал, что между делами и обстоятельствами жизни Его и между пророчествами есть не случайное сходство, но предопределённое и точное соответствие: в пророчествах предсказано было, чему надлежало исполниться, – а в пришествие Иисуса Христа сии предсказания в точности исполнились. Так, когда апостол Пётр хотел защитить своего Учителя и Господа от воинов, пришедших взять Его, Спаситель говорил: или мнится ти, яко не могу ныне умолити Отца Моего, и представит Μи вящше, неже дванадесяти легеона Ангел? како убо сбудутся Писания, яко тако подобает быти ( Мф.26:53–54 )? По воскресении Своём, беседуя с двумя из учеников Своих, шедшими в Еммаус, говорил Он о Своих страданиях, смерти и воскресении: о несмысленная и косная сердцем, еже веровати о всех, яже глаголаша Пророцы! Не сия ли подобаше пострадати Христу, и внити а славу Свою? И начен от Моисея и от всех Пророк, сказаше има от всех, Писаний, яже о Нем ( Лк.24–27 ). Пред вознесением на небо Иисус Христос учил, что как всё бывшее с Ним совершилось по пророчествам, так в исполнение же пророчеств надлежит распространиться евангельской проповеди по всему миру. Тако писано есть, и тако подобаше пострадати Христу, и воскреснути от мертвых в третий день, и проповедатися во имя Его покаянию и отпущению грехов во всех языцех, наченше от Иерусалима ( Лк.24:46, 57 ; Слч. Мф.21:1 ; след. Ин.12:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В этих словах пророка прежде всего (5–6 а ст.) содержится пророчество о чудесах, совершенных Иисусом Христом. По крайней мере Он Сам так объяснил это пророчество. Когда Св. Иоанн Креститель, находясь в темнице, послал двух своих учеников к Иисусу Христу спросить Его: «Ты ли Тот, которого ожидали, или нам ждать другого?» – Тогда Иисус Христос сказал посланным от Иоанна: шедше возвестите Иоаннови, яже видите и слышите: слепии презирают и хромии ходят, прокаженнии очищаются, и глусии слышат, мертвии возстают и нищии благовествуют ( Мф. 11:4–5 ). Этот ответ Иисуса Христа имеет такой смысл, что Он именно есть Тот, Которого ожидали и о Котором пророчествовал Исаия. Затем (6 ст.) указывается ближайшая причина названных чудес – спасительная благодать, принесенная на землю Мессией изобильно, как вода: «потому что потоками потечет (проторжеся, русск. пробьются) вода в пустыне и в земле сухой появится долина». Здесь, очевидно, разумеется вода не простая, так как последняя не может быть причиною указанных выше явлений, но вода спасения, спасительная благодать, в изобилии принесенная Спасителем на землю (ср. выше Ис. 12:3 ), где прежде не было этой благодати и где следовательно была как бы пустыня. Вот почему пророк, говоря далее (7 ст.) о ближайших следствиях распространения на земле спасительной благодати, выражается так: «там безводная и следовательно бесплодная местность превратится в озера и на земле сухой появится источник воды (ср. источник спасения – Ис. 12:3 ): так что там будут веселиться птицы, там будет расти тростник (селитва трости), там будут луга» (лузи, τ λη, болота). А это значит, что где будет действовать благодать Христова, там появятся и соответствующие плоды христианской добродетели: до христианства все народы, как необлагодатствованные и следовательно предоставленные своим собственным силам, неспособны были к принесению плодов высоких христианских добродетелей; с принятием же христианства в помощь своим слабым силам они получат «благодать Божию, немощная врачующую и оскудевающая восполняющую» (молитва, произносимая епископом при рукоположении во диакона и священника), и чрез это сделаются вполне способными к христианскому плодоношению.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Словами сего пророчества Господь ответил ученикам Иоанновым, спрашивавшим у Него: Мессия ли Он? Шедше возвестите Иоаннови, яже видите и слышите: слепии прозирают и хромии ходят, прокаженнии очищаются и глусии слышат, мертвии возстают и нищии благовествуют (Мф. XI, 4–5; Лyk. VII, 22 ). Но исполнение пророчества Исаии о прекращении бедствий на земле простирается еще далее времени земной жизни Иисуса Христа. Оно относится ко временам вступления в Церковь язычников и иудеев. Соответственно этому под недугами и физическими недостатками разумеются недостатки духовные, которыми страдал весь род человеческий до пришествия Спасителя, представляя собою как бы сухую бесплодную землю. Отсюда под водою, которая потоками потечет по пустыне и превратит ее в цветущую местность, оживленную радостным пением птиц, следует разуметь всеоживляющую благодать Божию. Пророк предвозвещает, что благодать Св. Духа удовлетворит духовную жажду чающего спасения человечества ( Uoah. VII, 38–39 ) и соделает его способным творить дела, угодные Богу. 8 ст. С наступлением этих благодатных времен, откроется для людей истинный путь к Богу. Все вступившие в Церковь Христову будут освящены для новой жизни в Иисусе Христе и постепенно в ней будут утверждаться, достигнув таким образом самого непоколебимого и истинного состояния в источнике жизни – Боге ( Иоан. Х, 15 ). 9 ст. Под львом и лютыми зверями разумеются диавол и все враги Церкви Христовой ( 1Nemp. V, 8 ). 10 ст. «И собраннии Господом обратятся (возвратятся) и приидут в Сион с радостию, и радость вечная над главою их: над главою их хвала и веселие, и радость приимет я: отбеже болезнь и печаль и воздыхание» 83 . Пророк изображает ту духовную радость, которая будет уделом всех праведных людей в славном царстве Христовом. Причиною радования их будет избавление от греха и диавола, насыщение источником животворной воды – Христа чрез благодатные дары Св. Духа в таинствах и слово Евангелия и, наконец, предвкушение вечной блаженной жизни по смерти на небесах, вследствие непосредственного единения со Христом ( Ebp. XII, 12; XIII, 14–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Твоя же молитва услышана бысть, яже сотворил еси о себе и о людскых невежествиих. И якоже Аарон первый в сей службе бысть, тако и ты последний тоя будеши: уже бо закон, обетшавший, изнемогший, упокоити хощет, Иже закону Господь. И не токмо молитва твоя услышана бысть, но и жена твоя родит тебе чадо, изменится и неплодства печали и поношение, иже от неплодиа; не ктому сетован и поничущи на землю к храму приидеть явитися Господеви, но светла и хвалящеся о благочадии. И наречеши имя ему Иоанн, понеже не сени закона, якоже ты, но благодати Сына Божия служитель будеть... Будет, рече, велик пред Богом. О непостижимых Божиих судьбах! О крайняго человеколюбия! О величеству достоинства Иоаннова! Будет велик пред Богом. Ангели, служебнии дуси, но не велици пред Богом, тьмы бо ангел служат ему, яко же в Даниле пишется, и тысяща архангель. Но и серафими не велики пред Богом: являет же ся во Исаи лица и ноги закрывающе с толицем страхом, с толицем спрятанием стояще окресть престола оного царскаго и превознесеннаго. О Иоанне же ть самый Гавриил, иже ангелом начальник, будет, рече, велик пред Богом. И в лепоту такову достояше быта другу Женихову!.. Бысть, рече, яко услыша Елисавет целование Мариино, взыграся младенец, во чреве еа. Позна раб своего Владыку, виде воин своего Царя, в багряницу плоти облачащася, якоже в чертозе коем ложесн Марииных, и весь некако любо пряшеся ко исходу. Елма же сему время не у пришло бяше и язык не еще вещающь имяше. Играет убо во чреве, Тому кланяяся, матери же дает своего языка дар пророчествовати и почести Цареву Матерь пришедшую. Аще бо он не взыгрался бы, Елисавет не исполнитися хотяше Духа Свята. Темже яже от неа к Марии глаголи Иоаннови бяху. О чюдеси! Свершен пророк бяше, не еще чувства свершена имеяй младенец, ниже еще на воздух дхнув! Кто виде или кто слыша младенца-пророка не на руках, не в пеленах, не отдоена, но в чреве шестомесячна? Тогда бо и Духа Святаго исполнися, егда и возыграся, – а идеже Дух, вся совершена суть действом Его и недостаточная прелагаема на совершение».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Чудеса может творить только один Бог и никто ещё; следовательно, и дьявол своей собственной силой творить их не может – вот краткое учение по этому вопросу Священного Писания. Далее: по учению Священного Писания, Бог творит или Сам непосредственно, каковы, например, чудо смешения языков ( Быт.11 гл.), чудо горения неопалимой купины ( Исх.3 гл.), и все чудеса Христовы; или через посредство людей: в Ветхом Завете через посредство вождей и пророков, в новом – через апостолов, св. угодников Божиих и других лиц. Различия по существу во всех этих случаях нет, потому что в них всегда и неизменно действует одна и та же всемогущая сила Божия. Мысль псалма 71, 18 стиха, что чудеса может творить только один Бог, подтверждается еще целым рядом мест Священного Писания, где на чудеса указывается, как на несомненное и неоспоримое обнаружение силы Божией. Сам Иисус Христос неоднократно указывал на чудеса, как на ясное и несомненное свидетельство Его Божественного посланничества. На вопрос Крестителя: Он ли Мессия, Спаситель отвечает через его учеников: «Шедше возвестите Иоаннови, яже слышите и видите: слипии прозырают, и хромии ходят, прокаженнии очищаются, и глухие слышат, мёртвые восстают, и нишии благовествуют» ( Мф.11:3–5 ). В другом месте Он говорит: «Аз... имам свидетельство болие Иоаннова: дела бо, яже даде Мне Отец, да совершу Я, та дела, яже Аз творю, свидетельствуют о Мне, яко Отец Мя посла» ( Ин.5:36 ср. Ин.10:32 и др.), и еще решительнее: «Аще не творю дела Отца Моего, не имите Ми веры: аще ли творю, аще и Мне не веруете, делом Моим веруйте: да разумеете и веруете, яко во Мне Отец, и Аз в Нем» ( Ин.10:37–38 ). Подобно этому, и св. апостолы относят совершаемые ими чудеса к наиболее удостоверительным свидетельствам их апостольского достоинства и Божественного посланничества. Ап. Павел пишет коринфянам: «знамения... апостола содеяшася в вас (т. е. – признаки апостола оказались пред вами)... в знамениях и чудесах и силах» ( 2Кор.12:12 ), – что в другом месте он прямо называет силою Духа Божия ( Рим.15:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

„Истина“ сказанного о Лжедимитрии объявилась, по словам Гермогена, в обретении мощей царевича Димитрия, прославленных чудесами. Господь „вся ведый“, говорит патриарх, видя в Шуйском „твердую веру и мужество и крепость и розум, – возлюбил его и поставил царем над всей Русью“. Шуйский, выкрикнутый царем, более чем кто-либо нуждался в санкционировании власти в данное время, в виду движения, отрицающего его права на престол. Церковь и заявляет в этой грамоте, что он – действительный царь. Но „древний враг наш паки вооружился на крепкого пастыря веры крестьянския и паки собирает человеки, приемлющих соблазны его, воли же Божии не ведущих и глаголющих ложная: сказывают его злодея жива“. Далее грамота говорит о мужественном сопротивлении мятежникам Твери, благодаря увещанию архиепископа Феоктиста, а также и других городов, которые не преступили крестного целования, помня смертный час и страшный суд. Некоторые из городов, уже приставши к мятежникам, принесли повинную к царю и он с любовию принял их. Таково содержание грамоты, в которой мы видим голос церкви, борющейся с мятежным движением словом увещания во имя законного царя. Призыв её не остался бесследным. Жители Смоленска, услыхав, вероятно, из грамот патриарха, что воры хотят побить царя и воевод, единодушно двинулись к Москве и очистили Дорогобуж и Вязьму. „Гради же многие слышавше то (т. е. о движении Смольнян против мятежников) начали присылать с повинными к царю Василию 260 . Против засевших в Коломне царь выслал войско с князем Михаилом Скопиным-Шуйским. Чтобы укрепить дух войска, говорит Иловайский, по желанию царя, патриарх Гермоген соборно служил молебен у гробницы царевича Димитрия, освятил воду и окропил ей ратных людей; после чего взяли покров с гробницы и в торжественной процессии понесли его к Калужским воротам“ 261 . После битвы Истома Пашков отъехал в Москву с дворянами и детьми, а Болотников ушел с боярскими людьми в Калугу 262 . Эта победа была оглашена по всей России, как дело великое, как явление Божией благодати 263 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010