А.А. Половцов Одоевский, Иван Никитич Большой Одоевский , князь Иван Никитич Большой, боярин и воевода, сын боярина князя Никиты Романовича Одоевского. Упоминается с 26 октября, 1588 года, когда во время торжественного царского обеда он, в чине стольника, «смотрел в большой государев стол», в 1590 году, когда началась война со Швецией, сопровождал царя Федора Иоанновича в походе в Финляндию в звании рынды при государевом саадаке. В том же году князь Иван Никитич был послан к Оке смотреть боярских детей в расположенных там войсках. В 1591 году он участвовал в отражении от Москвы крымских татар, отличился в этом походе и получил в награду золотой, затем все остальное время царствования Федора Иоанновича находился при дворе, исправляя обязанности рынды при приемах послов или, по званию стольника, участвуя в церемониях торжественных царских обедов. В 1598 году Одоевский был на соборе об избрании на царство Бориса Годунова, подписался под соборной грамотой и в этом же году участвовал в походе нового царя против крымских татар, сделавших в этом году набег под самую Москву; лотом в 1001 году он был послан осматривать войска, расположенные на южной окраине Московского Государства в защиту от внезапного нападения крымцев: в Туле осматривал большой полк, в Крапивне – правую руку, а в Дедилове передовой полк. После этого у нас не имеется известий об Одоевском до 1606 года, когда мы находим его в чине свадьбы Лжедимитрия. В этом же году он был пожалован самозванцем в бояре. В 1608 году Одоевский участвовал в чине свадьбы царя Василия Шуйского на княжне Буйносовой; в 1609 году, когда тушинские шайки подступили к Москве принимал участие в ее защите и был осадным воеводой для вылазок у Арбатских ворот. В 1610 году князь Иван Никитич был назначен воеводой в Новгород, где ему и пришлось играть видную роль во всей дальнейшей истории смутного времени. В 1610 году был низвержен царь Василий Шуйский, и Москва присягнула королевичу Владиславу. В Москве образовалось новое правительство, которое начало приводить к присяге королевичу и другие города Московского государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Шаховской, Григорий Петрович Шаховской, князь Григорий Петрович, московский дворянин, видный деятель в Смутное время. Впервые он упоминается в 1587 году, когда мы находим известие, что он был в Польше в плену, куда, по-видимому, попал еще при Иоанне Грозном. По возвращении из Польши он ревностно служил царю Федору Иоанновичу и Борису Годунову. В 1596 году был воеводой в Туле, потом воеводой сторожевого полка в Крапивне. В 1597 году он был воеводой в Новомонастырском остроге, в Черниговской области, в 1598 году находился в Москве и был приставом у датского посла. В 1600 году князь Григорий Петрович был объезжим головой в Москве, в 1601 году воеводой передового полка в Новосиле, в 1603 году первым воеводой в Белгороде и в 1605 году находился на воеводстве в Рыльске, где при появлении первого Лжедимитрия, передался на его сторону. Нам несколько неясны мотивы, по которым он сделал это, так как, не принадлежа по служебному положению своего рода к боярской партии, он не мог быть и политическим противником Годунова и желать его гибели. По-видимому, переход его на сторону первого Лжедимитрия обусловливался чисто личными расчетами. Примкнув к Лжедимитрию, он принял участие в борьбе его с московскими войсками, вступил с ним в Москву и здесь действительно начал играть при дворе нового государя видную роль. Возвышению его положила конец смерть Лжедимитрия. Царь Василий Шуйский, разгромивший весь двор свергнутого царя, не пощадил и Шаховского. Князь Григорий Петрович был сослан на воеводство в Путивль, причем, по некоторым известиям, захватил с собой и государственную печать, похищенную им из царского дворца в момент гибели Лжедимитрия. Разумеется, в отдаленном Путивле Шаховской не мог быть доволен своим положением; он скоро нашел выход из него. Пользуясь распространившимися в народе слухами, что царь Димитрий жив и лишь скрывается от своих врагов, он задумал создать новое правительство, при котором бы мог играть самостоятельную видную роль. Для этого он начал очень искусно пользоваться тем положением, в которое поставил его царь Василий Шуйский, сослав в Путивль, где находил себе опору первый самозванец и где еще сильны были воспоминания о нем и боялись возмездие от нового правительства за помощь ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Анкудинов, Тимошка, одиннадцатый самозванец Анкудинов , Тимошка, одиннадцатый самозванец, называвший себя то сыном, то внуком царя Василия Иоанновича Шуйского, князем Иваном Шуйским, род. в Вологде в 1617 г., четвертован в Москве, в 1653 г. Сын богатого стрельца, торговавшего холстами, Анкудинов получил по своему состоянию довольно тщательное воспитание и женился на внучке вологодского архиерея Варлаама. Ведя беспорядочную и разгульную жизнь и промотав все женино приданое, Анкудинов отправился искать счастья в Москву. Получив здесь место подьячего в Новой Чети, он подружился с одним из своих сослуживцев, тоже подьячим Константином Конюховым и продолжал прежний образ жизни. Наделав неоплатных долгов и предвидя неизбежное тюремное заключение с мучительным правежом, друзья, ограбив царскую казну на двести рублей, решили (в 1643 г.) искать спасения от суда и смертной казни в бегстве. В ночь пред этим Анкудинов поджег свой собственный дом, из которого предварительно «отвез на двор к Ивану Пескову» малолетних сына и дочь, но в котором оставил в жертву пламени свою жену. Задумав бежать в Литву, Анкудинов и Конюхов через Тулу направились в порубежные города. Достигнув проселочными дорогами Новгород-Северска, беглецы отсюда проникли в Краков, где Анкудинов был представлен польскому королю Владиславу под именем Ивана Каразейского, воеводы вологодского и наместника великопермского; Конюхов назвался его слугою, переделав свою фамилию на «Конюховский». Из Литвы самозванец со своим слугою отправились через Галицию, Молдавию и Валахию в Константинополь, где Анкудинов стал выдавать себя за «государского сына Шуйского» (1646 г.). В судьбе его на первых порах принял участие великий визирь, поверивший грамоте «вора Тимошки», в которой значилось, что он, будто бы, сын царя Василия, что царь Михаил Феодорович дал ему в удел Пермь Великую с пригородами, но что жить там ему наскучило и он приехал в Москву, где был посажен под стражу и освобожден только благодаря приверженцам царя Василия Шуйского; что молдавский воевода Василий ограбил его и хотел убить, и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Скачать epub pdf Романов, Иван Никитич Романов , Иван Никитич, боярин; ум. 18-го июля 1640 г; сын боярина Никиты Романовича и жены его Евдокии Александровны, урожденной княжны Горбатой-Шуйской; женат был на княжне Ульяне Феодоровне Литвиновой-Мосальской. В 1591 г., июля 10-го, был он прислан царем Феодором Иоанновичем в Серпухов, где тогда остановились большие бояре с войском, считая невозможным преследовать дальше Крымского хана Казы-Гирея, бежавшего из-под Москвы. Иван Никитич приехал от государя с жалованьем и с золотыми и о здоровье спрашивать. В 1597 г., мая 22-го, он присутствовал в Большой Грановитой Палате при приеме царем немецкого посла – бургграфа Авраама Донавского. В 1599 г., августа 19-го, в день приема Шведского королевича Густава, Р. был чашником у царя Бориса. В 1601 г., когда опала постигла Романовых и их родственников, Иван Никитич также был сослан, 30-го июня, в Пелым, под наблюдением стрелецкого головы Смирнова-Маматова, который повез его из Москвы уже в оковах не вследствие царского указа, а из опасения, чтобы он не бежал с дороги. 20-го ноября 1601 г. в Пелым был привезен его брат Василий Никитич, совершенно больной, вследствие изнурительного пути от Яренска до Пелыма. Три месяца прожили братья в одной избе, прикованные к стенам. К их счастью, с Иваном Никитичем поехал в ссылку его человек Сенька Иванов, по прозванию «Натирка»; он ухаживал сначала за Иваном Никитичем, который, судя по донесению Маматова, «болен старою болезнию, рукою не владеет, на ногу маленько приступает», а затем и за Василием Никитичем. Весьма возможно, что Маматов напрасно употребил выражение «старою болезнию», желая лишь сложить с себя ответственность. На содержание Ивана Никитича было выдано Маматову 90 руб. и велено приготовлять мясные и рыбные кушанья и печь белый хлеб. После смерти Василия Никитича (15-го февраля 1602 г.) участь Ивана Никитича была облегчена. В марте Маматов получил предписание ехать с ним в Уфу; в конце мая Ивану Никитичу и его племяннику князю Ивану Борисовичу Черкасскому дозволено было быть «на службе в Нижнем Новгороде, а осенью им обоим велено было ехать к Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЛМЫКИЯ субъект РФ в составе Южного федерального окр. Территория - 74 731 кв. км. Центр - Элиста. К. расположена на крайнем юго-востоке европ. части России, граничит на юге с Республикой Дагестан , на юго-западе со Ставропольским краем , на западе с Ростовской обл. , на северо-западе с Волгоградской обл. , на востоке с Астраханской обл. Регион расположен в зонах степей, полупустынь и пустынь. В сев.-вост. части К. протекает Волга, на юге расположено Чограйское водохранилище, юго-вост. часть территории омывается Каспийским м. Население - 289,4 тыс. чел. (2010). Национальный состав: калмыки - 57,4%, русские - 30,2, даргинцы - 2,7, казахи - 1,7, турки-месхетинцы - 1,3, чеченцы - 1,2% и др. История, административное устройство Предки калмыков - ойраты (зап. монголы), жившие в Центр. Азии (Джунгария и соседние регионы), в кон. XVI - нач. XVII в. разделились, часть ойратов переместилась через Юж. и Зап. Сибирь на Н. Волгу и в Сев. Прикаспий, где поселилась в 1-й трети XVII в., вытеснив оттуда ногайцев. В процессе переселения зап. монголы сформировались в отдельный этнос - калмыков. В сер. XVII в. калмыки окончательно утвердились на западе Великой степи, частью подчинив себе, частью вытеснив кочевья Больших и Малых ногаев в Крым и на Кавказ. Кочевья калм. племен на Н. Волге и в Сев. Прикаспии занимали территорию на юге до Терека, на севере до г. Самары, на западе до р. Дон и на востоке до р. Яик (Урал); позже ареал проживания уменьшился и примерно стал соответствовать границам совр. К. Первым правителем образовавшегося на Н. Волге Калмыцкого (Торгоутского) ханства (существовало в 1633-1771) был тайша Хо-Урлюк (1633-1644). Ханство делилось на улусы, управляемые нойонами, улусы состояли из аймаков и хотонов, подчинявшихся зайсангам. Расцвета ханство достигло в период правления Аюки (1672-1724). Калмыки оказались на территории Российского гос-ва в нач. XVII в. В 1608 г. царь Василий Иоаннович Шуйский принял одно из первых калм.

http://pravenc.ru/text/1320133.html

А.А. Половцов Скопин-Шуйский, Михаил Васильевич Скопин-Шуйский , князь Михаил Васильевич – род. в 1587 г. ум. в 1610 г., сын кн. Василия Феодоровича и жены его Елены Петровны, урожденной княжны Татевой. Кн. Михаилу Васильевичу было лет восемь, когда он лишился отца, а потому своим обучением и воспитанием он, по-видимому, обязан заботам матери. Современный ему биограф его (в «Хронографе» из рукописей Погодина, напеч. в «Изборнике» А. Н. Попова , М., 1869 г.) говорит, что он в молодости уже имел «многолетний» разум: не гордился, не возносился, своими родственными связями не тщеславился, не клеветал на близких людей, был тих и молчалив «и того ради в толикое страстивое и нужное время в тишине пребысть». Кн. С. еще в детстве, при царе Феодоре Иоанновиче, был записан в царские жильцы, а в 1604 г., в царствование Бориса Годунова, во время обеда в Грановитой палате кизильбашского посла, был стольником и «смотрел и сказывал в большой стол». Вскоре по прибытии в Москву первого Лжедимитрия, кн. С. был пожалован в «великие мечники» (новое придворное достоинство, учрежденное Лжедимитрием по образцу польскому), а вслед за тем послан в Выксинскую пустынь за царицей Марфой, которая должна была признать в Лжедимитрии своего сына, царевича Димитрия. В мае 1606 г., на свадьбе Лжедимитрия с Мариной Мнишек, кн. С. стоял с мечом, а мать его, кн. Елена Петр., была в сидячих боярынях за большим столом. Кн. С. был очевидно в милости у Лжедимитрия, так как он упомянут в числе лиц, которые должны были войти в состав Боярской Думы, имевшей быть преобразованной по образцу польского Сената; но близость к Лжедимитрию не повредила кн. С., когда на московский престол вступил кн. Вас. Ив. Шуйский, его правнучатый дядя. С осени 1606 г. начинаются успехи кн. С. на ратном поле: он дважды одержал победу над мятежниками, предводимыми Болотниковым, и вынудил его бежать из-под Москвы к Серпухову. Вскоре после того, в 1607 г., кн. С. возведен в сан боярина и вместе с братом царя, кн. Дм. Ив. Шуйским, получил волости Чаронду и Вагу, бывшие прежде во владении Бориса Годунова.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Иоанн IV Васильевич, Грозный, царь и великий князь всея Руси, старший сын великого князя Василия III Иоанновича и второй супруги его Елены Васильевны (Глинской), родился 25 августа 1530 г.; на десятый день после своего рождения крещен в Троице-Сергиевом монастыре игуменом Иоасафом (Скрипыцыным) при восприемниках – иноках: Кассиане Босом и (св.) Данииле Переяславском; вступил на великокняжеский престол 4 декабря 1533 г., венчан на царство 16 января 1547 г., умер 18 марта 1584 г. По смерти великого князя Василия Иоанновича († 4 декабря 1533 г.) за малолетством государя Иоанна фактически стала править государством мать его Елена с приближенными боярами. В 1534 г., при постройке в Москве Китай-городской стены, а в Новгороде – деревянной окружной стены на Софийской стороне, были привлечены к уплате своей части денег вместе с прочими гражданами и все духовные лица во главе с митрополитом Даниилом (1522–1539 г.) в Москве и архиепископом – в Новгороде. В 1535 г. через того же новгородского архиеп. Макария было собрано правительством с новгородских монастырей 700 р. для выкупа наших пленных; в следующем 1536 г. новгородские городские церкви и окологородние монастыри из собственников пожен, отписанных в казну, были сделаны их арендаторами. Митрополит Даниил в правление Елены пользовался некоторым авторитетом: он успел примирить великого князя и его матерь с младшим братом покойного государя Андреем (Акт. Истор. 1, 139; Полн. Собр. Рус. Лет. VIII, 288. 292). Но после смерти Елены († 3 апреля 1538 г.), присоединившись к сторонникам князя Ив. Фед. Бельского, Даниил противной партией Шуйских был согнан с кафедры 2 февраля 1539 г. и вынужден отречься от митрополии по «неспособности» к такому высокому служению (Полн. Собр. Рус. Лет. VIII, 295). Еще прежде отречения Даниила, собором епископов посредством жеребьевания из числа трех кандидатов был избран преемником ему известный нам игумен Троице-Сергиева монастыря Иоасаф и посвящен 9 февраля 1539. г. (Акт. Эксп. т. I, 184). В июле 1540 г. Иоасаф успешно ходатайствовал пред государем об освобождении И. Ф. Вельского и вместе с последним употребил свое влияние и власть для умиротворения отечества; в ночь на 3-е января 1542 г. во время переворота, произведенного сторонниками Шуйских, он едва спасся от смерти и был отправлен в заточение в Кириллов Белозерский монастырь. В своем учительном послании в этот монастырь сам Грозный впоследствии характеризует Иоасафа, как человека, любившего хорошо пожить (Акт. Истор. т. I, 204, стр. 383).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Лжедмитрий II. Гравюра. XIX в. († 11.12.1610, близ Калуги), самозванец, после смерти Лжедмитрия I (17.05.1606) выдавший себя за царевича св. Димитрия Иоанновича , сына царя Иоанна IV Васильевича (см. также ст. Смутное время ). По свидетельству Баркулабовской летописи и ряда др. источников, он был учителем в школе на территории Вост. Белоруссии (в Шклове или в окрестностях Могилёва). Был объявлен «царем Дмитрием» в июле 1607 г. В движении Л. объединились 2 силы - служилые люди окраин России (первоначально южных) и отряды вооруженной польско-литовской шляхты, оказавшиеся не у дел по окончании гражданской войны в Польско-Литовском гос-ве. Главными фигурами лагеря Л. на 1-м этапе его движения стали атаман И. М. Заруцкий и ротмистр Н. Меховецкий. Власть Л. распространилась на Северскую землю, осенью 1607 г. его войска захватили Брянск. Армия Л. постепенно пополнялась отрядами казаков, остатками сражавшейся в Туле армии И. И. Болотникова, новыми отрядами наемных войск из Речи Посполитой. Весной 1608 г. эти отряды возглавил видный представитель укр. знати кн. Р. К. Ружинский, который стал гетманом Л. В сражении под Болховом 30 апр.- 1 мая 1608 г. войска Л. разбили армию царя Василия Иоанновича Шуйского , потерявшего все запасы и артиллерию. После этого вооруженные силы Л. двинулись на Москву, к к-рой подошли в нач. лета 1608 г. Резиденцией Л. стало подмосковное с. Тушино. На р. Ходынке вблизи от Тушина 25 июня 1608 г. произошло сражение, в к-ром армия Василия Шуйского снова потерпела поражение. Теперь войска Л. прочно обосновались под Москвой и пытались блокировать столицу. Начались отъезды детей боярских из Москвы в Тушино. В июле-авг. 1608 г. на сторону Л. перешел ряд городов на северо-западе - Вел. Луки, Торопец, Белая, в сент. за ними последовал один из главных центров региона - Псков. Осенью 1608 г. в результате похода к Троице-Сергиеву мон-рю (см. Троице-Сергиева лавра ) одного из гетманов самозванца Я. П. Сапеги на сторону Л. перешли Переславский, Юрьевский, Суздальский уезды. Затем, после взятия отрядами Л. Ростова, приняло присягу население Владимира, Ярославля, Романова, Углича, Костромы, Вологды. Наконец, тогда же, осенью 1608 г., власть Л. признали Муром, Арзамас, Балахна, Гороховец, затем власть Л. распространилась на Ср. Поволжье; Н. Новгород оказался в блокаде. Достигнутые успехи лишь отчасти объяснялись хорошей боевой подготовкой наемного войска Л. Для мн. детей боярских не только окраин, но отчасти и центра России переход на сторону самозванца обещал приобретение как земельных владений, так и чинов, должностей, на к-рые они не могли рассчитывать при сохранении традиц. порядка. Отсюда массовый переход дворянства мн. регионов на сторону Л.

http://pravenc.ru/text/2463627.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ (сер. XVI в. (?) - 5.07. 1610, Пафнутиев Боровский мон-рь), сщмч. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), архим. И. принял монашеский постриг в Пафнутиевом Боровском в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре , где стал игуменом не позднее февр. 1592 г.: в это время он по повелению царя Феодора Иоанновича принимал в обители Тырновского митр. Дионисия , к-рый в мае 1591 г. доставил в Москву грамоту К-польского Собора о признании Патриаршества на Руси. Царь Феодор Иоаннович посещал мон-рь в 1591-1592 и в 1594-1595 гг. В эти годы в обители был построен и освящен собор в честь Рождества Пресв. Богородицы. В 90-х гг. XVI в. Боровский мон-рь получил ряд вкладов: неск. облачений от царя Феодора Иоанновича и царицы Ирины Феодоровны, богослужебную утварь, земельные владения. В 1598 г. И. участвовал в Земском соборе, избравшем на царский трон Бориса Феодоровича Годунова. В 1599 г. царь Борис и царевич Феодор ездили в Можайск «да х Пафнотию чюдотворцу в город Боровск» ( Белокуров С. А. Сношения России с Кавказом: Мат-лы, извлеч. из Моск. гл. архива МИД. М., 1889. Вып. 1: 1578-1613 гг. С. 317. (ЧОИДР. 1888; Кн. 3)). В 1601 г. Борис Феодорович вновь посетил Боровский мон-рь, куда была доставлена рака для мощей прп. Пафнутия . 18 марта 1605 г. И. стал настоятелем Троице-Сергиева мон-ря и был возведен в сан архимандрита (предыдущий настоятель архим. Кирилл (Завидов) был хиротонисан на митрополичью Ростовскую кафедру). В перечне троицких настоятелей об И. сказано: «...взят ис Пафнотьева монастыря, 5 лет неполны» (ВКТСМ. С. 15). Царь Василий Иоаннович Шуйский, занявший рус. престол в 1605 г., 8 авг. следующего года дал И. подтвердительную жалованную грамоту на рыбные ловли на Волге, в том же году решил в пользу обители спор из-за вотчины, пожалованной царем Феодором Иоанновичем, освободил мон-рь от пошлины на мед, собиравшийся в Юрьеве Польском; по просьбе И. царь повелел восстановить все грамоты на монастырские нижегородские вотчины (документы сгорели в авг. 1607 в Московском Кремле). В нояб. 1607 г. Василий Иоаннович посетил Троицкий монастырь, «принося благодарение за победу над мятежниками» (было подавлено восстание И. И. Болотникова). В 1609 г. царь пожаловал Троице-Сергиеву монастырю место «за Сретенскими вороты у Неглинной» для строительства подворья.

http://pravenc.ru/text/578048.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВРААМИЕВ ГОРОДЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ Авраамиев Городецкий монастырь Авраамиев Городецкий монастырь (Галичской и Макарьевской епархии), в с. Ножкине Чухломского р-на, основан в кон. XIV в. прп. Авраамием Галичским (Чухломским, Городецким) на месте заброшенного «городка» («городца»), на сев. берегу Чухломского оз. Уже при жизни прп. Авраамия в кон. XIV в. в мон-ре насчитывалось ок. 100 насельников. После кончины преподобного (20 июля 1375) обителью управлял игум. Иннокентий, ученик прп. Авраамия, поставленный им в настоятели. Из последующих настоятелей мон-ря выделяется игум. Протасий (сер. XVI в.), автор житий преподобных Павла Обнорского и Авраамия Галичского. В XIV-XV вв. строения обители были деревянными. В 1608 г. «по вере и обещанию» царя Василия Иоанновича Шуйского в мон-ре был заложен первый каменный пятиглавый двухстолпный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы с особым Ильинским приделом над гробницей прп. Авраамия (преставившегося в день прор. Илии). Из-за свержения в 1610 г. царя Василия Шуйского и событий Смутного времени строительство холодного Покровского собора было закончено лишь в 1631 г. В нач. 50-х гг. XVII в. над Св. вратами мон-ря был возведен одноглавый Никольский храм, а во 2-й пол. XVII в.- трехшатровый двухэтажный теплый собор Рождества Христова с приделом прп. Авраамия Галичского (разобран в 60-х гг. XIX в.). В 1764-1768 гг. построена каменная ограда с 4 небольшими башнями по углам. В 1857 г. Ильинский придел над гробницей преподобного был разобран и к Покровскому собору пристроен пятиглавый четырехстолпный собор в честь иконы Божией Матери «Умиление», освященный в 1867 г. В 1-й пол. 70-х гг. XIX в. возведена пятиярусная колокольня в эклектичном стиле. В ансамбль мон-ря вплоть до его закрытия входила деревянная надкладезная часовня на берегу Чухломского оз., поставленная на том месте, где первоначально поселился прп. Авраамий.

http://pravenc.ru/text/АВРААМИЕВ ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010