А. Л-в. «Душеполезное чтение», 1862 Находясь в темнице, Иоанн Креститель слышит от учеников своих о чудесных делах, совершаемых Иисусом Христом, и это дает ему повод послать к Иисусу Христу двух учеников с вопросом: «Ты ли еси грядый, или иного чаем», то есть ты ли обетованный Мессия, или Мессия еще не пришел, и нам нужно только ожидать Его? В то время, когда посланные пришли к Иисусу, Он совершал дела, которые по ветхозаветным пророчествам именно должен был совершать Мессия. И указанием на сии дела Спаситель отвечает на предложенный Ему вопрос. «Шедша, говорит Он, «возвестита Иоаннови, яже слышите и видите: слепии прозирают, и хромии ходят, прокажении очищаются и глусии слышат: мертвии восстают, и нищии благовествуют», и потом присовокупляет: «и блажен есть, иже аще не соблазнится о Мне». Буквальный смысл всех этих слов, в которых Евангелие повествует о посольстве Иоанна, сам собой ясен, и было бы напрасно распространяться в изъяснении их. Но что здесь собственно останавливает внимание и что служило и до сих пор служит предметом разноречия между толковниками, – это вопрос о внутреннем состоянии самого пославшего. Не будем разбирать всех мнений, которые породил этот вопрос и из которых многие до такой степени натянуты и произвольны, что решительно не заслуживают даже и опровержения. Мы остановимся только на двух мнениях. По одному, которое ведет свое начало от святого Иоанна Златоуста и кажется нам истинным, Иоанн отправляет посольство к Иисусу не для собственного удостоверения, а для удостоверения учеников своих. По другому же объяснению допускается, что Иоанн сам имел нужду в таком посольстве для рассеяния своих собственных недоумений. Это мнение идет также из древних времен христианства, в особенности усвоено и развито теперь западными учеными. Таково мнение одного из немецких ученых – Ольц-Гаузена. В словах же «мний же в Царствии Небеснем болий его есть» немецкий толковник думает видеть, наконец, и прямое свидетельство Самого Иисуса Христа, что Иоанн по своему разумению тайн Царствия Небесного был ниже самого последнего из новозаветных верующих и посему, естественно, должен был испытать некоторое сомнение касательно лица Мессии. Сделаем разбор этого мнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

л. 2. Скрижали духовныа, Иоан Иоаннови радоватися. л. 3 об. Пределовие слова, емуже именование Скрижали духовные. л. 4. Житие вькратце отця Иоана, игумена св. горы Синаскыа, нареченнаго Схоластика, в святых поистинне. Снисажеся житие се от Даниила, инока смиреннаго раифскаго. л. 8 об. Изображение 30 степеней Лествицы. л. 9. Заглавие Лествицы: Книга глаголемая Лествица, Слово постничьское отца Иоана, игумена иже в Синаи горе мнихом о твержени суетнаго житиа, еже и посла к отцю Иоану, игумену раифскому, понужден быв от него списати. л. 221 об. Слово к Пастырю отца Иоанна, игумена иже в Синайстей горе иноком. л. 240 об. Известие о св. Отцах, носивших имя Иоанн. (листы 242–244 порожние). л. 245. Поучения аввы Дорофея , сходны с. 163. С л. 425, следовавшего после 418, прибавлено: Тогоже отца нашего Василиа предисловие постническое. Нач. Посниичьское житие един разум имать спасение. См. 129 л. 67. Продолжение чит. 419 и далее. л. 421. Тогоже устави по широте. Там же л. 68. л. 427. Правило данное ангелом В. Пахомию и Чин, како подобает пети 12 псалмов. По окончании слова к Пастырю л. 240. внизу мельчайшим полууставом: Написана книга сиа в лето 6941 (1433), а окончена тогоже лета на память св. Максима исповедника (т. е. генваря 21). 169. (1676.) Иоанна Лествичника и аввы Дорофея книги с прибавлениями, полууст. напис. 1433 года, в четверть, 515 листов, заставки киноварные. Книга первого аввы сходна с предыд. книга второго, начин. с л. 258, с 163. Прибавления: л. 1 и 2. Слово полезно о иночском житии. Нач. Услишите, братиа моа възлюбленная, колико почтен бысть иночьскый чин. л. 425 об. Препод. отца нашего Зосимы беседы душеполезны о безлобии и о любви и еже удръжати ярость. Съписаны учеником его Калистом. См. 167 л. 433. л. 462. Иже в святых отца нашего Афанасиа Великаго , патр. александрийскаго, Слово оглавлено в сотницю едину к заповедем Божиим всем отвергшиим мира и хотящим спастися. См. 165 л. 268. л. 470. Св. Иоанна Златоустаг о Слово 86, о тръпении, о богопохвалении и да не тако плачемся о умерших. См. 145 л. 169.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Такое мнение о Нем, со слов наинских жителей, распространилось по всей окрестной стране и по всей Иудее. Посольство Иоанна Крестителя из темницы к Иисусу Христу Мф. 11, 2–15 ; Лк. 7, 18–28 Слух о чудесах Господа достиг и той мрачной темницы, где томился в заключении великий страдалец за истину – Иоанн Креститель. Ученики, не лишенные возможности сноситься со своим учителем, рассказали ему о всем, что делал Иисус Христос. Тогда Иоанн, призвав двух из них, послал к Иисусу спросить: Ты ли ecu грядый или иного чаем? Иоанн, как объясняет святитель Иоанн Златоуст , «посылал не по сомнению и спрашивал не по неведению», – посылал не для себя, а с тою целью, чтобы рассеять недоразумения своих учеников касательно Иисуса: «почитая Его простым человеком, а Иоанна более, нежели человеком, они неправо смотрели на то, что слава Иисусова возрастала, – и хотя Иоанн, доколе находился с ними, часто их вразумлял и учил, впрочем, и тем не убедил, когда же приближался к смерти, еще больше о том заботился, опасаясь, чтобы они не остались навсегда отлученными от Христа». Когда посланные пришли к Господу Иисусу, то Он, проникая мысль Иоаннову и не отвечая прямо на вопрос, предоставил им самим научиться из дел, ибо в то время, – повествует святой евангелист Лука, – исцели многи от недуг и ран и дух злых, и многим слепым дарова прозрение. Такие поразительные чудеса, по предсказанию пророка Исаии (35, 5–6; 61, 1), мог совершать только Мессия, а посему Господь, указывая на непререкаемое свидетельство Своих дел, сказал посланным: шедше возвестите Иоаннови, яже слышите и видите: слепии презирают и хромии ходят, прокаженнии очищаются и глусии слышат, мертвии востают и нищии благовествуют, – и блажен есть, иже аще не соблазнится о Мне! Этими последними словами, по выражению святителя Иоанна Златоуста , Он «указывал собственно на них», т. е. учеников Иоанна. Вопрос, с которым пришли к Иисусу Христу ученики Иоанновы, мог возбудить в слушателях относительно самого Иоанна много неуместных сомнений. Народ мог подумать, что он человек непостоянный, говоривший прежде одно, а теперь – другое, даже, быть может, ослабивший в заключении прежний строгий образ жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Матф. 11, 2–10 . Ср. Лук. 7, 18–35 . Матф. 11, 2–8 . Предтеча Христов Иоанн совершеннейшим образом разумел достоинство Того, на Кого видел он сходящим Святого Духа ( Иоан. 1, 32–34 ). Тем не менее он присылает двух учеников своих и говорит чрез них Иисусу: Ты ли грядый или иного чаем? По ев. Луке это посольство имело место после того, как ученики Иоанновы пришли к своему учителю с рассказом о делах Христовых (7, 18). Этот рассказ был конечно проникнут удивлением к великому Пророку из Назарета, но выражал и сильную неудовлетворенность в отношении того, что этот Пророк не объявляет себя Мессией, так что ученики Крестителя не знают, нужно ли после Иоанна присоединиться к Нему или ждать другого посланника Божия, который и объявит Себя Мессией. Никакие убеждения Иоанна не могли в сем случае успокоить его учеников; все доказательства божественности Господа Иисуса должны были только усиливать в них неудовольствие и недоумение, почему Он не объявляет Себя Христом. Св. Предтеча, желая передать своих учеников Тому, Кого сретить он их готовил, и сам разделяет их желание, чтобы Господь объявил им Себя обетованным Мессией. Для этого он и посылает учеников к Иисусу Христу с вопросом: ты ли еси грядый или иного чаем? – вызывая чрез это Христа провозгласить Себя тем, кем Он, по несомненному убеждению Иоанна, действительно быт, – провозгласить в слух Иоанновых учеников, без того не решающихся последовать Ему. Ст. 4. И отвещав Иисус, рече им: шедше возвестите Иоаннови, яже слышите и видите. Господь не дает прямого ответа на вопрос Иоанна, не объявляет Себя и теперь обетованным Мессией. Причина сего сокрыта от нас в тайне Богочеловеческого духа и можно только сказать, что Господь действовал в сем случае с полной противоположностию всем тем людям, какие обыкновенно привлекают к себе народ и им руководят. Они стараются сначала присвоить себе славное имя, а потом уже утвердить его за собою подвигами; напротив, Господь предпосылает имени Мессии дела любви и небесную чистоту учения. На звук этого имени живо отозвался бы весь иудейский народ; но, привлеченный только этим именем, с которым связаны были надежды на славу и величие, он остался бы глух к проповеди Христа о покаянии, самоотречении и духовном возрождении. Только тот, в ком душа была очищена учением Христовым, у кого и духовное око просветлело в созерцании жизни и деяний Спасителя, только тот мог и достоин был слышать и знать, что Иисус есть воистину Христос, Сын Бога живого: ибо только такой человек в единении с Господом не искал уже ничего суетного и земного, но лишь жизни святой и вечной. Посему и теперь, ответствуя ученикам Иоанновым, Христос призывает их к созерцанию дел Своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

И потому говорит: подойдите и скажите: Ты ли еси грядый, или иного чаем? Христос же, проникая в мысль Иоаннову, не сказал: точно, Я, потому что хотя и следовало так сказать, но это было бы опять неприятно для слушателей. Напротив, предоставляет самим заключить из дел. Евангелист говорит, что в то время, когда они пришли к Иисусу, Он исцелил многих. И какая тут была бы сообразность, когда спрашивают: Ты ли еси? ничего не сказать на это, а тотчас начать исцелять больных, если бы Христос не хотел этим внушить того, о чем я сказал? Свидетельство делами почиталось более убедительным и несомненным, чем свидетельство словами. Поэтому, как Бог, зная намерение, с каким Иоанн послал учеников, Христос в тот же час исцелил слепых, хромых и других многих — не с тем, чтобы, уверить Иоанна (на что было уверять уверенного?), но чтобы уверить сомневающихся учеников. И исцеливши, говорит: шедше возвестита Иоаннови, яже слышита и видита. Слепии прозирают, и хр о мии ходят, и прокаженнии очищаются, и глусии слышат, и мертвии возстают, и нищии благовеств у ют. И потом присовокупил: и блажен есть, иже аще не соблазнится о Мне (ст. 4-6), показав тем, что знает и тайные помышления их. Если бы Он сказал: точно, Я христос, — то, как заметил я, это могло быть для них неприятно и могло навести на мысль, хотя бы они и не высказали ее, подобно иудеям: Ты о себе сам свидетелствуеши (Иоан. VIII, 13). Вот потому сам Он и не говорит этого, а предоставляет им заключать обо всем из чудес, делая чрез то учение Свое неподозрительным и очевиднейшим. А вместе и их обличил тайным образом. Так как они соблазнялись о Нем, то обнаруживши их болезнь и предоставив все дело одной их совести, и никого не сделав свидетелем этого обличения кроме их самих, которые одни понимали это — тем больше привлек их к Себе, говоря: блажен есть, иже аще не соблазнится о Мне, — говоря это, Он разумел собственно их. Но не ограничимся только высказанными нами мыслями. Чтобы сделать для вас истину более ясною, путем сопоставления с другими мнениями, нам нужно сказать и об этих последних.

http://predanie.ru/book/68213-tolkovanie...

8; 45). 5) На жизнь Свою как вообще, на характер Свой, так и в частности на некоторые свойства и добрые качества; вообще Он говорил о Себе: «Аз же не ищу славы Моея» (Ин. 8; 50); в частности, указывал на свое самоотвержение, презрение честей и удовольствий. «Лиси», - говорил Он, - «язвины имут, и птицы небесныя гнезда: Сын же Человеческий не имать где главы подклонити» (Мф. 8; 20). Это - самые сильные нравственные доказательства. 6) Указывал также на действия Своего учения. Так отвечал Он посланным от Иоанна: «возвестита Иоаннови, яже слышита и видита» (Мф. 11; 4). 7) Доказывал собственным опытом каждого: " начните поступать так, как Я учу, и вы увидите истину Моих слов " . Это был у Него особенный способ убеждения. И неуспех Свой изъяснял из недостатка сего условия. Ибо споры Свои с иудеями большей частью оканчивал сим изречением: " слово Мое не вмещается в вас, ибо вы нравственно тесны, в сердце вашем нет места, к которому могло бы привиться Мое учение " . 8) Употреблял в доказательство свидетельство Иоанна: вы посласте, -говорил Он Иудеям, - «ко Иоанну, и свидетелствова о истине» (Ин. 5; 33). Конечно, Христос не имел нужды в свидетельстве Иоанна. Он ссылался на него только потому, что его свидетельство было важно в глазах иудеев, которые имели Иоанна как пророка. 9) Не раз употреблял в доказательство обстоятельства и положения вещей. Так он фарисеям и саддукеям говорил: «лице убо небесе умеете разсуждати, знамений же временем не можете (искусити)» (Мф. 16; 3), то есть как бы так сказал: вы видите, когда будет пасмурно и когда будет светло, а того, что уже настало время Мессии, не видите; не видите, что открылся новый порядок вещей. Также при входе в Иерусалим со слезами взывал к нему: о, если бы ты познал день своего спасения; но ты не видишь настоящего твоего положения, потому остаешься в пагубном неверии (Лк. 12; 42). Мудрость Иисуса Христа так видна в Его учении, что доказывать ее есть то же, ежели бы кто захотел доказывать, что солнце светит. Ей он мог научиться ни от кого, как только от Бога.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=124...

Когда был уже в темнице Иоанн и предвидел свой близкий конец, он слышит о делах Христовых и посылает к Нему двух учеников своих спросить Его: Ты ли еси грядый, или иного чаем? ( Мф.11:2,3 ; Лк.7:18,19 ). Нам кажется этот факт очень знаменательным. Благочестивое чувство объясняет этот вопрос Иоанна Спасителю тем, что он сделан был для убеждения учеников Иоанна и всего народа в божественном достоинстве Иисуса Христа. Но ни тексту Евангелия, ни благоговению к имени Иоанна Крестителя не противно и другое изъяснение, которое в ответе Иисуса Христа ученикам Иоанна видит последнее предсмертное откровение самому Иоанну. Личные желания Иоанна могли ожидать другого более решительного образа действий Мессии, другого более наглядного осуществления нового Царства Божия. Они могли в разные времена, под влиянием таких или других обстоятельств, нисколько не колебля его веры в божественное достоинство Иисуса Христа, тревожить спокойствие его ожидания. Читатель помнит ответ, данный Господом Иисусом Христом ученикам Иоанновым: шедше возвестите Иоаннови, яже слышите и видите. Слепии прозирают, и хромии ходят, прокаженнии очищаются, и глухие слышат, мертвии востают, и нищии благовествуют. И блажен есть, иже аще не соблазнится о Мне ( Мф.11:4–6 ). Ответ не прямой, но слишком многосодержательный для человека глубокой мысли. Он показывает необычайные действия, видимые вокруг Иисуса, но действия чисто-нравственные, состоящие в благотворениях страждущему человечеству. В этих действиях указывается недоступное для человека величие божественной силы, и в тоже время представляется духовный характер ее, чуждый всего внешнего и юридического. Царство небесное, по этим действиям, – царство великое, сильное и спасительное для человечества; но оно не похоже на видимые царства, опирающиеся на внешние учреждения, не стоит в параллели с ними и не имеет стремления стеснять и отменять их. Неся спасение человеку, оно не приидет с соблюдением, и не будет окружено внешним шумом. Такими указаниями Спаситель давал удовлетворение пламенным желаниям Иоанна, призывавшего скорейшее явление нового царства и как бы побуждавшего Иисуса Христа скорее объявить Себя Мессиею пред всем народом, и вместе с этим в этих указаниях сообщалась сила, направляющая эти желания к самой чистой высоте боговедения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Сам Иисус Христос указывал на чудеса Свои, как на ясные доказательства Божественности Своего учения: Та дела, яже аз творю, свидительствуют о мне, яко Отец мя посла, сказал Иисус Христос неверующим Иудеям ( Ин.5:36 ). Шедше возвестите Иоаннови, яже слышите и видите: слепии презирают, и хромии ходят, прокаженнии очищаются и глусии слышат, мертвии востают, и нищии благовествуют, ответствовал Он на вопрос Иоаннов: ты ли еси грядый, или иного чаем? ( Мф.11:4 ) Апостолы видели в чудесах своих знамения десницы Божией, содействующей им в проповеди Евангелия. Они же изшедше проповедаша всюду, говорит один из них, Господу поспешствующу и слово утвержающу последствующими знаменьми ( Мк.16:20 ). Знамениями Божественной силы были чудеса и для самых Иудеев. Вем, яко от Бога пришел еси Учитель; никтоже бо может знамений сих творити, яже ты твориши, аще не будет Бог с ним, говорит Никодим, один из членов верховного Иерусалимского совета и учитель Иудейский ( Ин.3:2 ). Пророк велий воста в нас ( Лк.7:16 ), свидетельствовали единогласно Иудеи, удивленные чудесами Иисуса Христа. Истина чудес, подтверждающих Божественное посланничество Иисуса Христа и Апостолов. §25 Истина чудес, подтверждающих Божественность учения Иисуса Христа и Апостолов, основывается на свидетельстве: а) Евангелистов, которые не могли а) сами быть обмануты, как очевидцы происшествий, о которых повествуют обстоятельно, указывая время и место, когда и где что случилось ( 1Ин.1:1 ), β) Не могли обманывать других, они повествовали о чудесах почти в то самое время, когда оные совершились, и если бы стали говорить ложь, то были бы обличены современниками; напротив, их повествование обращало слушателей ко Христу тысячами, в числе которых были и жесточайшие Его враги Иудеи, и просвещеннейшие из язычников γ) Проповедовать вымыслы они и побуждения не имели: 1) как мужи правдивые и беспристрастные; 2) как люди, отличающиеся высоким самоотвержением и бескорыстием, которые не искали ни славы, ни богатства, и истину своего свидетельства запечатлели смертию.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Большой Катехизис на вопрос: «Что есть Церковь Божия?» – отвечает: «Церковь Божия есть собрание всех верных Божиих...», чем мой совопросник и ограничился. Ниже сих слов только на три строчки Катехизис продолжает: «иже», то есть собрание верных Божиих, «суть достойни приимати святыя и Божественныя совершенныя тайны», которых по Евангелию и Катехизису седмь 18 , «и иже суть... под правлением совершеных святых», от Христа на это «поставленых» 19 . В Катехизисе, против приведенного свидетельства, на поле помечено: Послание Ефесянам, зачало 224е. Справляемся с этим зачалом, и оно говорит о «совершеных святых», для правления верным народом Божиим от Христа «поставленых», именно Бог поставил в Церкви «одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова...» ( Еф.4:1112 ). Следовательно, верный народ, пребывающий с Таинствами и законною иерархиею, составляет Христову Церковь , но не народ понетовского упования. Так же неточно приведено свидетельство моим собеседником и из Маргарита: « Церковь же, глаголю, верных весь народ...» 20 , «паче народом верных есть церкве» 21 . Житие Златоустого и вообще всякое творение нужно рассматривать в целости, и одно место нужно сличать, сравнивать с другим. Если в одних местах жития Златоустого говорится: « Церковь же, глаголю, верных весь народ...», зато в других местах, там же, читаем следующее: «...не бо мною начатся учительство, ни мною престанет. Еда не умре ли Моисей, то не обрете ли ся Исус Навин вместо его? Не умре ли Самуил, не бысть ли в него место помазаник Господень Давыд? Не отиде ли от сея жизни Иеремий, не оста ли ся Варух? Не взыде ли Илия, не прорица ли и Елисей? Не усекнуша ли Павла, не оста ли Тимофея, и Ополлоса, и инех несведомех?.. ...Комкайте, да не раскола сотворите в Церкви» 22 . «Но се есть о немже вы молю, не мозите никтоже вас отторзатися от Церкве, якоже вы есть обычай. И егоже аще поставят в Церкви по нужди или советом всех, то вы повинуйтеся ему, якоже Иоаннови.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Впредь же не волнуйтесь. Итак, Господь да дарует вам всецелую устойчивость в добрых обычаях, всякое благочестие, всякое разумение и знание, дабы непреткновенно представить Богу вашу жизнь как чистую жертву. Ему слава и держава во веки веков. Аминь. Оглашение 27 О том, что необходимо ежедневно иметь помышление о смерти Отцы мои, братия и чада. О чем, вы желаете, я должен сообщить вам? Посланным от Иоанна и вопросившим: Ты ли еси Грядый или иного чаем? ( Мф. 11:3 ), как было в нынешнем чтении, что сказал Господь? Шедше возвестите Иоаннови, яже слышите и видите. Слепии прозирают, и хромии ходят, прокаженнии очищаются, и глусии слышат, мертвии востают и нищии благовествуют. И блажен есть, иже аще не соблазнится о Мне ( Мф. 11:4–6 ). Вот и я говорю вам: пророки в своих предвозвещениях, отцы в своих наставлениях то повелевали, то угрожали, то указывали на то, чего следует избегать, то руководили ко спасению и изображали будущее. Поэтому блажен тот, кто будет не слышателем только, но и исполнителем закона ( Иак. 1:22 ). И Христос также говорит: аще сия весте, блажени есте, аще творите я ( Ин. 13:17 ). А если вы желаете, чтобы я сказал больше этого, то я ничего не имею, кроме моих грехов, потому что я тысячекратно падал, потому что я один только грешен и подлежу всякому наказанию. Насколько возможно, я представляю себе грозного и непостижимого Бога, а также и то, каков есть свет, освещающий всякий ум и всякую душу человека и всякое творение, невидимое и видимое, и так как я не исполняю заповедей Его, то и лишаюсь зрения для созерцания Того, Кого я после несчастного изменения моего тела вижу как пламенеющий огонь. Умственными своими очами я созерцаю красоты рая и неизъяснимую радость в них пребывающих, но, обкрадывая свою душу при помощи помыслов, я не имею возможности изречь слово благоразумного разбойника, распятого по правую сторону ( Лк. 23:42 ). Самоосуждение преп. Феодора Равным образом я созерцаю хоры святых Ангелов и неизреченные радости и торжества всех святых, но, лишенный всего того, чем они достигли такого состояния, я изгоняюсь вон и, будучи вне Царства Небесного, слышу: «Иди, обманщик, Я не знаю тебя» (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010