Само собою разумеется, что в тогдашнем Требнике не могло находиться статей, появившихся уже после IX в. 3) Часослов вместе с Псалтирью – две книги, столько же необходимые для клирошан, сколько для священнослужителей Служебник и Требник. И без этих книг святые Кирилл и Мефодий никак не могли бы с учениками своими отправлять повседневных богослужений на славянском языке; следовательно, допустивши последнее, мы должны необходимо допустить и то, что Часослов и Псалтирь были уже тогда переведены. Это действительно и подтверждается свидетельствами. Составитель древнего жития Мефодиева преподобный Нестор и Диоклейский священник говорят ясно о переводе Псалтири 373 , а легенда о Людмиле – о переводе Часослова 374 . 4) Октоих, или осмогласник, – еще книга, необходимая для клироса и преимущественно для пения на клиросе, как Часослов и Псалтырь для чтения во время служб вседневных, книга песней, разделенных на восемь гласов, или отделов, из которых каждый имеет свой особый напев и подразделяется на семь частнейших восследований приспособительно к семи дням недели с канонами Божией Матери и Пресвятой Троице. Перевод Октоиха ясно приписывает солунским братьям наш преподобный летописец, хотя, без сомнения, это был Октоих греческий того времени и, следовательно, несравненно меньший нынешнего. Он заключал в себе одни сочинения Иоанна Дамаскина , или одни восследования воскресные, и притом неполные, в которых не могло, например, быть канонов Троичных, написанных уже в IX в. Смирнским митрополитом Митрофаном, стихир Евангельских, составленных императором Львом Премудрым (886–912), ексапостиларий, приписываемых императору Константину Багрянородному (X в.). Восследования же всех прочих дней недели, сочиненные писателями IX в. Иосифом и Феофаном и не вдруг, конечно, вошедшие во всеобщее употребление, в тогдашних греческих Октоихах вовсе не помещались. 5) Минея общая – книга, подобная Октоиху, только содержащая в себе не недельные восследования, но восследования праздникам Богородицы и Предтечи и, главное, восследования общие целым чинам святых, как-то: пророкам, апостолам, святителям, мученикам и проч., чем и отличается от Минеи месячной, или частной, в которой заключается особое восследование в частности каждому святому в продолжение всех двенадцати месяцев года. В древнейших наших изданиях общей Минеи (именно в издании 1599 г. при царе Борисе Феодоровиче и в издании 1609 г. при царе Василии Иоанновиче Шуйском) замечено в послесловии, что эта книга есть творение и собрание святаго отца Кирилла Философа, учителя словеном и булгаром 375 . Конечно, такому позднему свидетельству нельзя дать веры, тем более, что неизвестно, откуда оно заимствовано. Но во всяком случае необходимо, кажется, допустить, что, по крайней мере, некоторые из чинопоследований общей Минеи для совершения памяти угодников Божиих были переведены солунскими братьями, когда известно, например, что святой Мефодий творил память святого Димитрия Солунского 376 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Спустя немного времени после путешествия преподобного Иринарха в Москву и предсказания бедствий, явилась в русскую землю литва, злые и свирепые люди и немилостивые ругатели. Литвою звали тогда у нас всех подданных польско-литовского королевства: поляков или ляхов, собственно литовцев и русских из Белой и Малой Руси; в числе сих малоруссов было много казаков. По вере почти все враги наши были католики или униаты, не щадившие православных храмов и прочих святынь. Они стали пленить Русскую землю и избивать жителей, завоевали много городов, например, выжгли город Дмитров, оскверняли церкви Божии, ниспровергали престолы святые, снимали с них одежды, обдирали с икон оклады, а самые иконы бросали, грабили книги, часто самые церкви сжигали. Многие из русских, боясь посечения, признавали их власть, давали дань и кормы. Им покорилось много городов. В 1609 году был взят город Ростов Великий и выжжен; соборная церковь Успения Пресвятой Богородицы осквернена, раки великих чудотворцев Леонтия и Исайи и вся церковная утварь и казна были пограблены. Множество людей обоих полов и всяких возрастов было посечено. Много терпели тогда от тяжести налогов православные и, не предвидя облегчения, многие города стали от врагов запираться. Это было время, когда при царе Василии Иоанновиче Шуйском враги наши выставили второго Лжедмитрия и требовали покорности ему, или его покровителю, польскому королю. Имея целью овладеть Москвой и царским престолом, враги собрались около Москвы и оттуда производили набеги и опустошения в разные стороны. Второй самозванец устроил лагерь при деревне Тушине. Не оставили враги в покое и Борисоглебского монастыря, где подвизался Иринарх. Некто, неприятельский воевода Микулинский, повоевав город Ростов, пожегши посады под Ярославлем, разорив город Углич, пришел на Устье в монастырь к Борису и Глебу. Здесь он, со многими панами, вошел в келью старца и стал испытывать его веру: — В кого ты веруешь? — Я верую в Святую Троицу, Отца и Сына и святого Духа, — отвечал старец.

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

Чудеса преподобного Евфимия послужили основанием для местного почитания его. Обретение нетленных мощей в 1507 году было началом его церковного прославления. Во второй четверти XVI века инок Спасо-Евфимиева монастыря Григорий составил житие и службу преподобному. На Московском Соборе 1549 года это прославление угодника Божия было закреплено высшей церковной властью. В настоящее время празднование преподобному Евфимию Суздальскому общецерковное. Неложным оказалось слово святого Евфимия, что не оскудеет обитель его. Вот уже более пяти с половиной веков существует она. Прославленная еще при жизни своего основателя, по смерти его обитель стала глубоко чтимою святыней всего Суздальского края. Князья суздальские, их потомки, как и частные лица щедро одаряли ее вотчинами, вкладами и деньгами; московские государи покровительствовали ей. Обитель процветала и к концу XVI века была одним из богатейших русских монастырей. Выпадали на ее долю и невзгоды. В 1445 году у стен ее произошла битва русских с татарами, окончившаяся тяжким поражением русской рати и пленом великого князя Василия Васильевича Темного. Победители два дня пировали в монастыре и при уходе разграбили его. Еще больший разгром потерпела обитель в Смутное время, в начале XVII века. При царе Василии Иоанновиче Шуйском и втором самозванце Суздалем овладели польско-литовские отряды пана Лисовского, и Евфимиев монастырь был превращен паном Лисовским в укрепленный лагерь. Поляки и литовцы за время пребывания в Суздале не только опустошили монастырь, но разграбили и монастырские вотчины. С концом Смуты монастырь опять достигает благосостояния. Основанная в то время, когда Русь вела тяжкую борьбу с татарами за свое существование, и содействовавшая тогда молитвами своего святого основателя победе родины над ее врагами, обитель преподобного Евфимия оказала Русской земле духовную поддержку и в другую опасную для Русского государства пору. Это бы на исходе тех Смутных лет, в течение которых обитель пострадала от отряда Лисовского. Когда в 1612 году Нижегородское земское ополчение двигалось к Москве спасать столицу и родину от поляков и самозванцев, главный вождь этого ополчения, князь Димитрий Михайлович Пожарский, благоговевший к памяти святого Евфимия, возымел намерение помолиться у гроба преподобного. Во время переходов от Ярославля к Ростову Димитрий Михайлович, поручив временно войско князю Хованскому и Косме Минину, направился в Суздаль просить благословения и помощи у Бога и Его святого угодника на начатое им великое дело спасения отечества. Укрепленный молитвой и заступлением преподобного Евфимия, князь Пожарский вернулся к ополчению и продолжал поход, спасший Россию. Воистину святой Евфимий — «второй Сергий», как говорится в службе ему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

В ответных посланиях Лжедмитрий I уклонялся от определенных обещаний и высказываний на эту тему. 158 И тако злый убиенъ бысть и огнем сожженъ... – Лжедмитрий был убит 17 мая 1606 г. в ходе мятежа, поднятого против него Василием Шуйским; тело Самозванца после трехдневного надругательства над ним было сожжено в «аде», который он построил сам себе на потеху. Этот «ад» был «потешной» передвижной крепостью, которую Лжедмитрий хотел использовать в войне с татарами. 159 Царъствова же годищное время неполно... – Лжедмитрий царствовал с 21 июля 1605 г. по 17мая 1606 г. 160 ...боляринъ князъ Василей Иоаннович Шуйской и нареченъ быстъ царемъ... – Василий Иванович Шуйский был избран на царство 19 мая, а венчался на царство 25 мая 1606 г. 161 ...понеже мнози начаша называтися тм же царъскимъ именованиемъ... – Имеются в виду появившиеся после Лжедмитрия I многочисленные самозванцы: Лжедмитрий II (Тушинский вор), Лжедмитрий III (Матюшка), «царевич» Петр и др. 163 Патриарх Гермоген – Партриарх всея Руси Гермоген ( кир (греч.) – государь, господин ) родился около 1530 г. – умер 17 февраля 1612 г.; последние годы жизни (с конца 1610 г.) приобрел среди современников популярность главы («столпа») патриотического движения, хотя фактическим организатором его не являлся. Ставший патриархом при Василии Шуйском и преданно служивший царю до последнего часа его правления, Гермоген после свержения Шуйского первоначально выступил как сторонник русской кандидатуры на престол и даже установил молебны об избрании царя «от корене российского рода». Вынужденный под нажимом «Семибоярщины» признать кандидатуру польского королевича, настаивал на принятии Владиславом православия и добился включения в августовский договор 1610 г. обещания охраны православия. В конце 1610 г., после получения им тайных грамот от «Великого посольства» из-под Смоленска (посланных В. В. Голицыным и Филаретом 30 октября 1610 г.), в которых сообщалось о нарушении Сигизмундом III условий августовского договора и его собственных претензиях на русский престол, о возобновлении им осады Смоленской крепости и особенно после попытки 30 ноября 1610 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поляки, как уже известно, в период междуцарствия на Руси восхваляли москвичам свой западный вид монархии с политическими вольностями, с ограниченной властью короля-государя, не могшего решать государственных дел без сейма. На предложение поляков в лице Владислава получить царя с ограниченной властью русские представители указывали тогда, что россияне желают себе, по заветам своей истории, такого царя, который, как Бог , карает и милует, который не дает слабого в обиду сильным, и назвали польскую вольность своеволием, при которой трудно найти слабому правосудие над теми, кто в Польше творил бесчинства и всякое насилие над меньшими людьми. Значит, русский народ не хотел монархии по западным образцам. Отказавшись от польских вольностей Речи Посполитой или республики, как поляки называли свое государство, русский народ при воссоединении своего государства не думал и о вольностях новгородских, при которых власть государя по особым договорам была ограничена вечем или народным собранием с выборным посадником, тысяцким и старостами пяти новгородских концов. Русским было небезызвестно, какими буйными усобицами ознаменовала себя эта новгородская вольность. Равным образом при избрании государем Михаила Феодоровича Романова никто в великой общеземской думе не говорил, как и в самой дошедшей до нас избирательной грамоте ни слова не сказано, об ограничении его верховной власти думой боярской, как было при избранном боярами Василии Ивановиче Шуйском, которого народ поэтому называл только полуцарем и считал невольным и связанным в своих царских действиях. Народ русский, успевший уже настолько проникнуться монархическим началом, что без царя не мог себе представить никакого гражданского права, отнюдь не притязал, как на Западе, делить с государем верховную власть, вмешиваться в его государево дело, вообще не дерзал ограничивать царскую его власть. Русские люди, измученные бедствиями смуты и не любившие боярского многовластия, жаждали бесхитростного восстановления самодержавной царской власти и, нисколько не желая и думать об ограничении царской власти по своей твердой вере в спасительную силу самодержавия, восстановили государство в виде царства самодержавного, в том самом виде, в каком российская монархия создана была многовековым историческим трудом ко времени Uoahha III и в каком существовала при царях Иоанне Васильевиче IV и сыне его Феодоре Иоанновиче.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

«Повесть» эта открывает собой новый период древнерусской литературы, в котором события «Смуты» заняли центральное место. Пока события «Смуты» были еще в своем начальном периоде, пока народная память не была еще отягощена жгучими воспоминаниями о бесчисленных изменах и продажности руководителей, возникло произведение, героизировавшее одного из полководцев, очищавшего Русский Север от иностранных захватчиков – князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского. Память о Михаиле Васильевиче Скопине-Шуйском сохранилась и в литературе – двумя повестями о нем (одна о рождении его, другая – о смерти), – и в народной исторической песне. Народное воображение было потрясено его внезапной кончиной в мае 1610 года на пиру у князя Воротынского, и создалось представление о его сознательном отравлении боярами-изменниками. Личные свойства человека, его совесть, его честность и твердость стали осознаваться как решающие не только в его собственной жизни, но и в судьбах государства. Особенно показательны в этом отношении две повести о князе Михаиле Васильевиче Скопине-Шуйском. Наряду с книжными элементами в обеих повестях ярко прослеживается народно-песенная струя. Вот как, например, объясняется и оплакивается смерть Скопина: «И как будет после честного стола пир навесело, и диявольским омрачением злодеянница та княгиня Марья, кума подкрестная, подносила чару пития куму подкрестному и била челом, здоровала с крестником, Алексеем Ивановичем. И в той чаре питие уготовано лютое, питие смертное. И князь Михайло Васильевич выпивает ту чару досуха, а не ведает, что злое питие лютое смертное. И не в долг час у князя Михаила во утробе возмутилося, и не допировал пиру почестного, и поехал к своей матушке, княгине Елене Петровне. И как выходит в свои хоромы княженецкие, и усмотрила его мати, и возрила ему во ясные очи. И очи у него ярко возмутилися, а лице у него страшно кровию знаменуется, а власы у него на главе стоя колеблются». Здесь и изобразительность, и фольклорность, и лиричность. Таков же и плач матери по Скопине-Шуйском: «Чадо мое, сын, князь Михайло Васильевич. Для чего ты рано и борзо с честнаго пира отъехал? Любо тобе богоданый крестный сын принял крещение не в радости? Любо тобе в пиру место было не по отечеству?» Поразительно, как в этом плаче сочетается реальный пир, на котором он умер, с метафорой жизни как пира.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1917–1941: Документы и фотоматериалы/Отв. ред. Я.Н. Щапов, отв. сост. О.Ю. Васильева. М., 1996. С. 109 (далее – РПЦ); АК II. С. 231. 298 См. о шуйском судебном процессе: ГАРФ. Ф. 1005. Оп. 1 а. Д. 377 (шуйское судебно-следственное дело); Известия ВЦИК. 1922. 22 апр. 88); 23 апр. 89); 25 апр. 90); 26 апр. 91); 27 апр. 92); Правда. 1922. 22 апр. 88); 23 апр. 89); 25 апр. 90); 26 апр. 91); 27 апр. 92); АК II. С. 148–171, 190–191, 197–206, 232, 235, 236; а также: Баделин В.И. Золото Церкви. Исторические очерки и современность. Иваново, 1993. С. 164–191; Иеромонах Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1996. Кн. 2. С. 50–53; Кривова Н.А. Власть и Церковь ... С. 70–72; и др. Авторы двух последних работ, рассказывая о шуйском процессе, ошибочно идентифицировали председателя выездной сессии Верховного ревтрибунала в Иваново-Вознесенске А.В. Галкина с сотрудником VIII отдела НКЮ распопом М.В. Галкиным. 304 АПРФ. Ф. 3. Оп. 60. Д. 24. Л. 2; Документы Политбюро и Лубянки о борьбе с Церковью в 1922–1923 гг./Публикацию подготовил Н. Н. Покровский //Российский православный университет апостола Иоанна Богослова. Ученые записки. М., 1995. Вып. I. С. 143; АК I. С. 197. Н.А. Кривова, исходя из «этикетной» подписи-факсимиле Сталина на машинописном беловике, сделала вывод о том, что рукописный черновик этого документа является автографом генерального секретаря ЦК РКП(б). См.: Кривова Н.А. Власть и Церковь ... С. 71. 309 ГАРФ. Ф. 1235. Оп. 140. Д. 53. Л. 71; Ф. 1005. Оп. 1 а. Д. 377. Л. 111; АК II. С. 232. Следует заметить, что в протоколе 12 секретного заседания Президиума ВЦИК от 5 мая 1922 г. номер пункта 61 имеет не только шуйское постановление, но и постановление, предшествующее ему. 312 В историографии существует и другая точка зрения о количестве постановлений Политбюро, принятых по шуйскому судебному процессу. Так, в частности, Н.А. Кривова считает, что решение Политбюро о приговоре по шуйскому процессу утверждалось высшим органом партии три раза.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

858 Братанича царева – царского племянника. Тимофеев говорит здесь о Михаиле Васильевиче Скопине-Шуйском, племяннике царя Василия Шуйского, посланном им воеводой в Новгород с наказом собирать там ратных людей и войти в соглашение с Швецией. Тимофеев считает, что расправа новгородцев с Михаилом Татищевым произошла по повелению Скопина-Шуйского. О Татищеве и Скопине-Шуйском см. сноски 856 и 879. 861 Адам со Еввою – по библейской легенде, первые люди, созданные Богом. По верованиям церкви, грех Адама был причиной греховности всего человечества. Покаянием в своих грехах люди, по учению церкви, могут восстановить в себе первоначальную чистоту Адама – «обновить образ Адама». 863 Егда же к концу лета грядяху, т.е. когда кончилась седьмая тысяча лет; Тимофеев считает года от «сотворения мира» и думает, что с концом 7-й тысячи лет может наступить и конец мира. 866 Самовластие рабов – на языке Тимофеева – крупнейшая крестьянская война начала XVIIb., которую возглавил Иван Исаевич Болотников, бывший холоп князя Телятевского. Он бежал к казакам, был невольником в Турции, после освобождения из плена скитался по Западной Европе. Войска Болотникова начали свой поход на Москву из Путивля в 1606г. И.В.Сталин определил природу восстания Болотникова как «стихийного возмущения угнетенных классов, стихийного восстания крестьянства против феодального гнета» (И.В.Сталин. Беседа с немецким писателем Эмилем Людвигом. М., 1933, с.8, 9). «Главным лозунгом, под которым проходило восстание, являлось уничтожение крепостнических отношений, ликвидация феодального гнета» (И.И.Смирнов. Восстание Болотникова 1606–1607гг. Л., 1949, с.492–493). 867 Ту же мне, мухоподобному. Тимофеев говорит здесь о себе и о своем участии в происходивших событиях, считая себя ничтожной песчинкой перед лицом грандиозной исторической драмы. 868 Яко потопная... некогда, при Нои древле... вода. Нашествие поляков на Русское государство напоминает Тимофееву «всемирный потоп». 869 Но глагол аще и к верховному во апостолех бе, но обаче ко изнемогающему маловерием. «Верховный во апостолех», по учению церкви, – Петр, ученик Христа. В данном случае Тимофеев вспоминает евангельскую легенду о том, как Петр, выйдя из лодки, пошел к Христу, идущему по водам, но испугался, усомнившись, и стал тонуть. Христос в легенде называет Петра «маловерным».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

О целовании креста (на верность) царю Борису Федоровичу Об утверждении имени того же (Бориса) письменами О том же Борисе царе [IV]. Богом допущенное на Московское государство беззаконное царствование Расстриги Притча о сыне римского царя, который постригся (в монахи) и потом, расстригшись, иноческое звание унизил – захотел жениться [V]. Царствование царя и великого князя Василия Ивановича Шуйского О царе Василии Ивановиче и о таборах О князе Михаиле Васильевиче Скопине-Шуйском, как он в то время был в Новгороде Великом, и о его побеге из Новгорода Еще о князе Михаиле Шуйском О «пещном действе» и о крестных ходах О бегстве воров (врагов) из Хутынского монастыря и о приходе их (в Москву) О походе князя Михаила из Новгорода к Москве О патриархе Ермогене Летописец вкратце тех же преждеупомянутых царствований и о Великом Новгороде, и о том, что было во время каждого их царствования О целовании креста королевичу Владиславу Две притчи о вдовстве Московского государства По достоинству самодержавные царствования благочестивых (царей), которые царствовали над новым Израилем 615 – великой Россией – по милости (Божией) при нашем поколении, имея превосходство над всеми [I]. Царствование великого государя царя и великого князя Ивана Васильевича, всей Руси самодержца 616 , воистину превосходнейшего и славнейшего всех, (ранее) бывших; он был славим от края небес до края их, и (слава) о нем распространилась до таких мест, до каких возможно было во вселенной доходить слуху, потому что он имел на это обладающих (властью) сродников, как некогда царствовавший над вселенной (Александр) Македонский 617 . А говоря о нем по родству, – (он имел предком) бывшего «инорогом» 618 в битвах, а лучше в благочестивых делах превосходящего всех пресветлых, государя великого князя Ивана III 619 . В России после своих предков, присоединив их уделы, был он (Иван IV) по крещении данным новым царем, (происходя) от сына (Ивана III), обладающего всей великой Россией, государя Василия Ивановича 620 , великого князя и царя. (Как имеющий) власть по прямому родству и муж крепкий по своему происхождению от прародителей, он был помазан на царство, на его (Василия Ивановича) престол, и (этот род) не погиб до нынешних лет и не окончится от поколения в поколение. Постоянное благородство у него было от отца, он был как посланный неувядающий цветок, как от солнца восходящая утренняя заря. Ибо не только от Рюрика и благодаря ему они начали властвовать, но от самого римского кесаря Августа 621 , обладателя вселенной, тянулись их поколения до этого дня. Больше чем по родству, он (должен быть) причислен к прежде его бывшим благородным (князьям) по благочестию; благочестивейшие от благочестивых, сыновья от отцов, – они происходили законно и «святолепно» до нынешнего дня. Таков был издавна род самодержавных моих, они даже и Бога до конца не прогневали; их владения, утвердившиеся на все четыре стороны света, доныне остаются непоколебимыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

С 1875 г. на территории погоста существует церковно-приходская школа (капитал на ее содержание – 2496 р пожертвован уроженцем погоста архиепископом Волынским Агафангелом, который также пожертвовал церкви полное архиерейское облачение из золотой парчи). Это была пятая по счету церковно-приходская школа, открытая в Шуйском уезде и наиболее материально обеспеченная. Обучение 22 мальчиков проводила учительница под наблюдением священника. Школа находилась в церковном доме (стены здания сохранились) В сер. 19 в. шуйский историк В. Борисов описывал Ильинский погост как живописное место, расположенное на возвышенности и окруженное с востока рекой Тезой, с севера речкой Тюнехом, с юга – глубоким рвом, с запада - полем и лесом. Церковь окружали старинные вязы. Разрушение Ильинской церкви и усыпальницы Собакиных происходило относительно недавно – не в 1930-х гг., а уже в послевоенные. Причем кирпич, полученный после разрушения усыпальницы дворян Собакиных (1963 г.) был использован при строительстве одного из ближайших домов. Черниховский Д.М. Источники: Летопись об Ильинской церкви Шуйского уезда погоста Ильинского-Телешова//Историко-статистическое описание Владимирской Епархии. Владимирские епархиальные ведомости, 1881, 15, 21. Фирсов Б.М., Киселева И.Г. Быт великорусских крестьян-землепашцев. Описание материалов этнографического бюро князя В.Н. Тенишева. (На примере Владимирской губернии). СПб.: Изд-во Европейского Дома, 1993. – 472 с. Борисов В.А. Собрание трудов (материалов): в 3 т.: Т. 1/Редакторы-составители Е.Г. Вопилин, В.И. Баделин. – Иваново: МИК, 2001. – 428 с. В. Борисов Чтения Общества истории и древностей российских, 1847, 2, V. В. Борисов “Погост Телешово”/Владимирские губернские ведомости, 1847, 4. Черниховский Д.М. Чудеса земли Шуйской. Красницкая Т.А. Церковная школа в Шуйском уезде: как это было/Провинциальный анекдот: чтения по региональной казуальной истории. Вып. III. – Шуя, 2003. с. 6-10. Е. Правдин. Описание празднования 50-летнего юбилея священника Шуйского уезда погоста Ильинского (Телешова) Николая Михайловича Соловьева. Уфа, 1887.

http://sobory.ru/article/?object=06286

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010