Апостолы-свидетели исполнили заповедь Своего Учителя. И тии умолчаша, и никому же возвестиша в тыя дни ничесоже о тех, яже видеша ( Лк.9:36 ). Но по воскресении Спасителя из мертвых проповедь о преображении Его стала не только устно передаваться, но и записана в Евангелии. Апостол Петр в своих посланиях указывает на него, как на свидетельство о Божестве Господа нашего Иисуса Христа. «Мы возвестили вам, пишет он, силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но бывши очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе» ( 2Петр. 1:16–18 ). Мы слышали, увещает апостол, и вам поведаем. Для чего? Чтобы вы познали, что Иисус есть Христос, Сын Бога Живаго, уверовали в Него и чрез то душу спасли. Внушение апостола относится и к нам. Мы веруем и исповедуем, что Иисус Христос, будучи Сыном Бога Отца, стал и человеком нас ради и нашего ради спасения. Мы именуемся именем Его. Мы знаем, что нет иного имене под небесем, даннаго в человецех, о немже подобает спастися нам ( Деян.4:12 ). Посему, что читаем и слушаем о делах и событиях из жизни Господа нашего Иисуса Христа, из того хотим и поучаться. Так чему же поучает нас благовестие о преславном преображении Спасителя? Первее всего отрадно для нас слышать о силе молитвы. По молитве и во время молитвы Иисус Христос преобразился. Молитва производит поистине дивные преображения и в людях. Вспомни о древних молитвенниках. Вот праведный Энох за молитвы взят живым на небо. Моисей-пророк, верный Божий раб, за молитвы сподобился дара чудотворений и удостоился от собеседования с Богом получить чудесный отблеск Божественной славы на лице своем. Пророк Илия силою молитвы небо затворял и отворял и живым взят на небо. Не достало бы нам и времени указывать вам всех древних и позднейших молитвенников, в которых молитва производила дивные перемены, преображения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Откуда же это такая сила в платочках и опоясаниях ап. Павла? Источник чудотворной силы, конечно, в Боге. Бог один может творить чудеса. Но Он чудотворно действует и непосредственно и посредством людей, Ему угодных; и даже чрез предметы неодушевленные. Но заметить должно, предметы эти освящались принадлежностью святому человеку или хотя касались его как-нибудь. Вот тень проходящего только апостола Петра исцеляла больных ( Деян.5:15 ). В четвертой книге Царств повествуется; «И умер пророк Елисей, и похоронили его. И полчища моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои ( 4Цар.13:20–21 )». Вот кости пророка воскрешают мертвеца. Конечно, Бог воскресил мертвого чрез прикосновение к костям Елисея. Важно то, что кости эти были именно пророка Елисея, а не иного человека. Они освятились и стали чудотворными потому, что принадлежали святому мужу. Кто читал жития святых, тот много мог узнать о том, как Господь Бог чудодействует чрез посредство даже неодушевленных предметов, принадлежавших святым. Православная Церковь заповедуя нам служение духом и истиною Единому Богу, освятила и дозволила почитание и поклонение святым, их изображениям и мощам. Запомни, служение наше Единому Богу, в Троице славимому, а поклонение, как знак почтения, может относиться и к тварным веществам, на которых и чрез которых проявляется сила Божия. Так справедливо мы почитаем крест, чрез который Господь Иисус Христос доставил нам спасение от греха, проклятия и смерти. Почитаем мы и покланяемся честным иконам, вознося чрез них почтение первообразам. Покланяемся мы и мощам святых угодников Божиих, ибо они суть храмы Духа Святаго, обитавшего в святых. Достойны поклонения и другие предметы, получившие освящение чрез прикосновение к святым. Святая Церковь освятила нам это совершать. И не погрешила она в этом, как пустословят некоторые сектанты.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Исцеление слепца в Иерихоне . Святые евангелисты Матвей, Марк и Лука благовествуют нам еще об исцелении чудесном слепцов близ Иерихона ( Мф.20:29–34 ; Мк.10:46–52 ; Лк.18:35–43 ). Но вот вы читаете благовестие евангелиста Матвея. Что вы находите у него? Повествование об исцелении двоих слепцов ( Мф.20:30 ). Евангелист Марк написал об исцелении только одного слепца, которого он и называет по имени Вартимеем, сыном Тимофея (10:46). И Лука евангелист благовествует об исцелении одного слепого при выходе Спасителя из Иерихона ( Лк.18:35 ). Вам может прийти в голову мысль не о различных ли событиях повествуют святые евангелисты. Много творил Спаситель чудес. Много, очень много и не записано их в Евангелии ( Ин.21:25 ). Посему, быть может, евангелист Матфей благовествует о событии одном, а Марк с Лукою – о другом. И точно, даже ученые мужи иногда хотели так думать. Но порядок евангельских событий не благоприятствует таковому мнению. Евангелисты описывают уже события последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа. Вот Он, «отозвав двенадцать учеников Своих, сказал им: вот мы восходим в Иерусалим, и совершится все написанное чрез пророков о Сыне Человеческом, ибо предадут Его язычникам и поругаются над Ним, и оскорбят Его и оплюют Его, и будут бить и убьют Его; и в третий день воскреснет» ( Лк.18:31–33 ). При этом Спаситель дал несколько наставлений ученикам ( Мф.20:25–28 и Мк.10:42–45 ). Но если евангелисты благовествуют об одном и том же событии и согласно относительно места и других подробностей исцеления слепцов, то почему один насчитал двоих слепцов, а другие – только одного? Исцеление получили от Спасителя двое слепых и в одном месте, но один, – Вартимей был известен жителям Иерихона, а другой нет. Евангелист Марк знает этого слепца по имени. Исцеление его, хотя с ним исцелен был и другой, произвело сильное впечатление на народ, сопутствовавши Спасителю. Другой исцеленный, быть может, и не житель Иерихона, затерялся из виду у народа. Все говорили об Вартимее, как исцелился он.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

А потому в его предположении о цели повторения обстоятельств исцеления заключается явное осмеяние фарисеев. Это показалось обидным для них. С упреком они говорят исцеленному: ты ученик еси Того: мы же Моисеевы есмы ученицы. Мы вемы, яко Моисеови глагола Бог: Сего же не вемы, откуду есть ( Ин.9:28–29 ). Моисей был великий пророк. С ним беседовал Бог. Быть Моисеевым учеником для иудея было делом похвальным. Фарисеи называют себя учениками Моисея и думают, что под ними почва тверда. О Моисее свидетельствовал Бог. Но ты, бывший слепец, невежда в законе, ты – ученик Иисуса, нарушителя субботы, человека грешного. Быть учеником такого Учителя, думают фарисеи, непохвально и неразумно. Хотя исцеленный и не принадлежал к сонму учеников Спасителя, но фарисеи упрекают его как бы уже ученика. В этой укоризне есть высокая похвала исцеленному. Простым своим умом он понимает это и защищает своего Благодетеля. «Это и удивительно, говорит он фарисеям, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего» ( Ин.9:30–33 ). Вы, считающие себя учеными и сведущими в законе людьми, не знаете того, что известно всем простым евреям, что чудо исцеления слепорожденного грешник сотворить не мог. Вывод ясен,– Чудотворец есть Божий посланник. Значит Иисус, сотворивший от века неслыханно чудо, Богу угодный человек, а потому и слушает Его Бог. Против здравых доводов исцеленного уже спорить было нельзя. Фарисеи поняли это. Посему в сильном гневе они обращаются к исцеленному с такою речью: во гресех ты родился еси весь, и ты ли ны учиши; и изгнаша его вон ( Ин.9:34 ). Пристало ли тебе, кругом грешному, учить нас, чистых и верных хранителей и истолкователей закона? За таковую мнимую вину исцеленный подвергался изгнанию из частного собрания фарисеев и отлучению от синагоги. Но милосердый Господь Иисус Христос не оставил его без утешения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Так оно не свойственно, не сродно духу истинного христианина. Всепрощение, забвение обид кажется ему чем-то родным, близким сердцу. Да иначе быть не может. Спаситель наш простил и прощает нам бездну грехов, а мы разве уже не можем простить ближнему нашему малой вины его против нас? Представляй себе чаще это и приводи на память молитву распинаемого Христа за врагов Его. Знаю, что гнев иногда может наполнить сердце. Но подави в себе греховное чувство, и ты опытно узнаешь сладость мира и прощения. Скажу в утешение тебе большее. Лучше быть обиженным, чем обидеть кого-либо. Обидящий грех делает; за него он должен дать ответ Богу. Посему совесть его не может быть покойною. Ведь это в нас голос Божий; а когда сильно заговорит этот голос, так покоя нигде не найдешь. Вот подлинное мучение-то. Обиженный, напротив, чувствует себя пред Господом Богом невиновным; совесть его спокойна; оттого он и в беде и напасти может наслаждаться миром. Но христианину в обязанность поставлено не только терпеливо сносить обиды и самому пользоваться душевным миром, но мир иметь вокруг себя и вносить его в среду самих даже обидящих. Св. апостол Павел слишком хорошо знал душу человека. Вот что пишет он в назидание христианам: «Любовь да будет не притворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте, Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве; благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими; будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками. Если возможно, с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию, ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам», говорит Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут» ( Ин.18:4–8 ). Ободрились вооруженные слуги. Ничего грозного не произошло. За жизнь и здоровье им нечего опасаться. Вот Иисус, Которого они пришли взять, стоит пред ними. «Тогда они подошли и возложили руки на Иисуса» ( Мф.26:50 ). Ученики Его стоят в недоумении. Что же это будет с их возлюбленным Учителем? Видя, к чему идет дело, они сказали Ему: «Господи! не ударить ли нам мечем?» ( Лк.22:49 ). Пылкий Петр, не дожидаясь ответа, извлек меч и ударил им первосвященнического раба, по имени Малх. Раб получил удар в правое ухо, которое оказалось отсеченным. Иисус же рече: оставите до сего: и коснуся уха его, исцели его ( Лк.22:51 ). Вот образ беспримерного милосердия. Спаситель запрещает против насилия употреблять насилие. Он говорит Петру: «вложи меч в ножны» ( Ин.18:11 ), «ибо все, взявшие меч, мечем погибнут» ( Мф.26:52 ). Но этого еще мало. Он благотворит врагу, ибо раба, получившего рану, исцеляет прикосновением руки Своей. Видишь, Спаситель делом доказывает то, что исполнять заповедал всем Своим последователям. «Любите врагов ваших, говорит Он, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» ( Мф.5:44 ). Пригвождаемый к кресту, Спаситель молился за своих распинателей, говоря: Отче, отпусти им: не ведят бо что творят ( Лк.23:34 ). Так и словом и примером Господь наш Иисус Христос научает нас любить врагов наших и благотворить им. Не говори, что это невозможно. Господь не дал нам таковых заповедей, которых исполнить мы не можем. Да и сам рассуди хорошо и поймешь, что любить и благотворить врагам и от сердца прощать обиды не только должно и можно, но душеспасительно и нетрудно. Имей только в себе дух Христов. Конечно, человек мира сего, который только носит имя христианина, а живет по влечениям плоти, не способен к прощению обид, к любви и благотворению врагам. Месть, око за око и зуб за зуб, свойственна природе падшей, необлагодатствованной. Но кто Христов, тот и представить себе не может, как это чувство мести уживается в людях.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

«Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его, ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» ( Рим.12:9–21 ). Мы намеренно выписали так много из слов св. апостола Павла. Вникни в них и уразумей, как завещает апостол быть христианину настроенным. Любовь со смирением должны наполнять его душу; а с любовью вздумаешь ли мстить недругу? Не пожалеешь ли несчастного, который попал в сети врага и собирает себе гнев Божий из своих злых деяний? Пожалеешь, и благо сотворишь врагу, а сим и в нем гнев утишишь. Огонь не тушат маслом. Зло не одолеешь злом. Тебя, например, обидел кто-нибудь словом. Ты, оскорбленный, сам ответишь ему оскорблением. Противник твой не пожелает остаться в долгу у тебя, а предпочтет причинить тебе большее зло. Ты соберешься пересилить его, вот и пойдет зло разрастаться. Так-то от слов бранных переходят к драке и убийству. А лучше бы было, если бы терпеливо и без гнева перенес ты бранное слово злого человека. У него не было бы повода усиливать зло. Тогда оно ведь и не разрослось бы до размера драки, побоев и убийства. Видя твое незлобие, обидевший тебя устыдится своей злобы и сам станет просить у тебя прощения. Ты простишь от сердца, и приобретешь себе особенное Божие благоволение. Знаешь ведь, что сказано: блажени миротворцы: яко сынове Божии нарекутся ( Мф.5:9 ). Как велико и славно это звание сына Божия, и как легко его заслужить! Сам не подавай повода к ссоре ни словом, ни делом. Обидевшему тебя прости, а не отплати злом; увидишь ссорящихся, постарайся примирить их; если не можешь сего сделать, помолись за них Богу. Вот поистине дело, достойное христианина. Чадо Христово подражает своему Господу. Ведь и Сам Сын Божий, наш Спаситель, Господь Иисус Христос сошел на землю для того, чтобы примирить род человеческий с Богом. Это было главным делом Его; так служи же и ты, споспешествуй тому делу, которое совершил Иисус Христос. Мир Он принес на землю. Слава в вышних Богу и на земли мир, пели ангелы Божии, возвещая пастырям радостную весть о рождении Спасителя ( Лк.2:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Однако они вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что человек Тот грешник ( Ин.9:24 ). Под клятвою фарисеи хотят вынудить у исцеленного желательный для них ответ. Они сами и изрекают, какой им нужен ответ. Мы – люди сведущие, говорят фарисеи, и достоверно знаем, что Иисус грешный человек, ибо не хранит субботы. Как пред Богом, произнеси это и ты, слепец! И выйдет тогда, что чуда в твоем исцелении нет, ибо грешник как может чудо совершить? Но исцеленный уже исповедал Иисуса пророком. Теперь его заставляют отречься от этого исповедания. Что же он? Слепорожденный был человек простой, не книжный. Он это сознает и открыто заявляет. Но он имеет здравый смысл и теперь ясно понимает, что от него домогаются какой то неправды, прикрываясь знанием. «Мы знаем», говорят фарисеи, а исцеленный, как бы осмеивая их мнимое знание, говорит: «грешник ли Он,– не знаю». Нет, он достоверно знает, что Иисус не грешник, ибо Он чудо исцеления совершил, а говорит это в противность фарисеям. «Одно знаю, продолжает исцеленный, что я был слеп, а теперь вижу» ( Ин.9:25 ). Кто отверз мне очи, тот не может почитаться грешным. Чудо очевидное свидетельствует о Его угодности Богу и святости. Против этого спорить нельзя. Но фарисеи надеются как-нибудь спутать простого человека. Они просят исцеленного повторить обстоятельства исцеления его. Быть может, он переиначит что либо, вторично рассказывая о своем исцелении, думают фарисеи. Тогда они из этого взяли бы для себя предлог к отрицанию правдивости повествования исцеленного. Последний понимает умысел фарисеев. Видимо, он начинает сердиться, а потому и говорит резко и насмешливо: «я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?» ( Ин.9:27 ). Для какой цели вы, фарисеи, требуете, чтобы я повторил вам об обстоятельствах моего исцеления? Или вы не слышали первого сообщения? Или хотите насладиться слушанием повествования о чудесном событии, чтобы потом сделаться последователями Иисуса? Исцеленный знает определение синедриона об отлучении от синагоги всякого, кто осмелится признать Иисуса Христом; знает он и вражду фарисеев к Иисусу...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Св. евангелист объясняет значение этого еврейского слова: «Силоам» значит посланный, Богом дарованный, как особенное благодеяние. Хотя источник и колодцы считались священными, но чудотворной силы не имели. Посланный от Бога. Господь наш Иисус Христос, посылает слепорожденного к источнику, Богом ниспосланному. Не показывает ли Он этим самым, что священный Силоам был прообразом Его: Господь наш Иисус Христос есть истинный Силоам, т. е. Богом посланный источник благословения, освящения и просвещения всех людей. Слепец исполнил повеление Спасителя. Умывшись в Силоамском источнике, он прозрел ( Ин.9:7 ). Столь очевидное чудо не могло остаться незамеченным. Исцеленный возвратился к тому месту, где Иисус Христос помазал ему глаза брением. Соседи и многие другие, давно знавшие его, с удивлением видели его теперь зрячим. Это вызвало толки. Стали спрашивать: «не тот ли это, который сидел и просил милостыни?» ( Ин.9:8 ). Как же решается вопрос? Мнения были различны. «Иные говорили: это он, а иные: похож на него; он же говорил: это я» ( Ин.9:9 ). Нельзя было не поверить свидетельству самого исцеленного. Тогда стали допрашивать его, как он исцелился. «Как открылись у тебя глаза?» Ставили ему вопрос. Исцеленный сообщает: «Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои, и сказал мне: пойди на купальню Силоам, и умойся. Я пошел, умылся, и – прозрел». Слепец, теперь исцеленный, называет Спасителя нашего по имени – Иисусом и просто человеком. Он еще судит теперь о Нем неправильно. Уже несколько спустя понятия исцеленного возвышаются, и Самим Господом доводятся до веры в Него, как Сына Божия. Важно теперь то: бывший слепец говорит, что он исцелен Иисусом. Была суббота. По неправильным иудейским преданиям, в субботы не дозволялось врачевать. Исцеление приравнивали к врачеванию. Вот почему и стали спрашивать у слепорожденного: «где Он?» В то время, как слепой ходил в купальню Силоамскую, Спаситель удалился с того места, где Он помазал слепому глаза брением. Народ в постройках храмовых толпился.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010