О любви 3 Как посеянное доброе семя приносит плод, так и правая вера во христианине приносит свой плод – любовь и сообразные с ней добрые дела. Святой ап. Павел прямо говорит: О Христе бо Иисусе ни обрезание что может, ни неорезание, но вера любовию поспешествуема ( Гал.5:6 ). Для спасения одной веры без любви и добрых дел недостаточно, потому что такая вера недействующая, мертвая: она не может привести к вечной жизни. Какая польза , братие моя, аще веру глаголет кто имети, дел же не имать? еда может вера спасти его? Якоже бо тело без духа мертво есть, тако и вера без дел мертва есть ( Иак.2:14,26 ). И одними добрыми делами, любовью без правой веры в Господа Бога, не спасешься. Нельзя любить Бога, не имея веры в Него. Притом человек, поврежденный грехом, не может творить истинно добрых дел, если не получит чрез веру в Господа Иисуса Христа духовной силы или благодати Божией. Без веры не возможно угодити Богу: веровати же подобает приходящему к Богу, яко есть, и взыскающим Его мздовоздатель бывает ( Евр. 11:6 ). Благодатию бе есте спасени чрез веру: и сие не от вас, Божий дар: не от дел, да никтоже похвалится ( Еф. 2:8–9 ). Любовь , которая проявляется только на словах, а не в делах, не может почитаться истинной любовью. Господь Иисус Христос благоволил сказать: имеяй заповеди моя, и соблюдаяй их, той есть любяй мя: аще кто любит мя, слово Мое соблюдет ( Ин. 14:21,23 ). И св. ап. Иоанн Богослов замечает: сия бо есть любы Божия, да заповеди Его соблюдаем ( 1Ин. 5:3 ). Человек может отличать добрые дела от злых. Для этого у него есть закон Божий внутренний, или свидетельство совести, и закон Божий внешний, или заповеди Божии. О совести, как законе Божием внутреннем, свидетельствует и Священное Писание . Так святой апостол Павел говорит о язычниках, что они являют дело законное написано в сердцах своих, спослушествующей им совести, и между собою помыслом осуждающим, или отвещающим. " Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающая одна другую» ( Рим.2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

В Символе веры Православная Церковь называется апостольскою. Конечно, потому именуется апостольскою, что она непрерывно и неизменно сохраняет от святых апостолов и учение, и преемство даров Святаго Духа через священное рукоположение. Где прерывалось священство на какое-либо время, там нет церкви. Не может быть названа апостольской и такая церковная община, которая не имеет священства. Будучи апостольской, истинная Христова Церковь именуется Православной и Правоверующей. Святой апостол Павел пишет к ефесянам, бывшим язычникам, что через веру в Господа Иисуса Христа они вступили в Церковь и уже не странни и пришелцы, но сожителе святым и приснии Богу, наздани бывше на основании апостол и пророк, сущу краеуголну самому Иисусу Христу ( Еф. 2:19–20 ). «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» . Именуя Церковь апостольской, мы тем самым отмечаем высокое значение её. Отсюда же душепагубно и неразумно было бы изменять православной Церкви и прилепляться к таким учениям и учителям, которые не утверждаются на учении апостолов. Ап. Павел убеждает верующих во Христа такими словами: темже убо, братие, стойте и держите предания, имже научитеся или словом, или посланием нашим ( 2Фес. 2:15 ). Преемство апостольское сохраняется в Церкви через иерархию, т.е. священноначалие. Сам Господь наш Иисус Христос даровал его Церкви Своей. Со дня сошествия Святаго Духа на апостолов оно непрерывно продолжается через преемственное рукоположение в таинстве священства. Что священноначалие установил Сам Господь Иисус Христос, об этом ап. Павел говорит так: Той дал есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители, к совершению святых, в дело служения, в создание тела Христова ( Еф. 4:11–12 ). «И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» . Священноначалие, простирающее свою власть на всю Церковь , есть Вселенский Собор. А главные части вселенской Церкви управляются патриархами и Святейшим синодом. Последний по правам и власти совершенно равен патриархам. Меньшие части церкви подчиняются митрополитам, архиепископам и епископам. Что должно исполнять верным чадам святой Церкви, то все указуется в книгах Священного Писания, в правилах святых апостолов, святых вселенских и поместных соборов и святых отцов и в церковных уставах. Десятый член Символа веры

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Сын Божий принял человеческое естество от Духа Святаго и Марии Девы. Евангелист Лука благовествует, что на недоумение Её, како будет сие,идеже мужа не знаю,Архангел сказал Ей: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: темже и рождаемое свято, наречется Сын Божий ( Лук. 1:34–35 ). Житие Пресвятой Девы Марии известно из Священного Предания. Родители Её, Иоаким и Анна, происходили из рода Авраама и дома Давидова, из племени которых, по обетованию Божию, надлежало произойти Спасителю мира. С трехлетнего возраста Дева Мария воспитывалась при храме. Здесь Она возросла и дала обет Богу пребывать всегда девою. Для Её охранения Она обручена была Иосифу, старцу из того же рода. Как давшая обет девства, Пресвятая Дева всегда и пребыла Девою и прежде рождения Спасителя, и во время рождения, и после рождения, так что справедливо называется Приснодевой.Кроме этого, святая Церковь именует Её и Богородицей. Основанием для такого наименования служат известные слова св. пророка Исайи: се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог ( Ис.7:14 ). И праведная Елисавета назвала Её Матерью Господа, что совершенно однозначуще со словом Богородица И откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне ( Лк. 1:43 ). Хотя Иисус Христос родился от Пресвятой Девы Марии не по Божеству Своему, а по человечеству, однако достойно и праведно именовать Её Богородицей, потому что Родившийся от Неё в самом зачатии и рождении от Неё был, как и всегда есть, истинный Бог . Как воистинну Богородица, Пресвятая Дева благодатью и приближением к Богу превосходит всякое сотворенное существо. Значит, правильно св. Церковь ублажает Её честнейшею Херувимов и славнейшею Серафимов, как стоящую по благодати превыше их. Рождение Пресвятой Девой Спасителя мира, Богочеловека, было свято и чуждо греха, следовательно, и безболезненно, хотя в числе наказаний за грех Господь Бог и определил Еве в болезнех родити чада. Приготовляя людей к принятию Спасителя рода человеческого, Господь Бог даровал им знаки, по которым они могли узнать Грядущего Избавителя, а именно: точные предсказания о различных обстоятельствах Его рождения и земной жизни. Из многих мы укажем некоторые: пророк Исайя пророчествовал, что Спаситель родится от Девы ( Ис.7:14 ). Пророк Михей провозвестил, что Он родится в Вифлееме иудейском («И ты, Вифлеем, земля иудина, ничем не меньше воеводств иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой Израиля»), и иудеи понимали это предсказание ранее, чем узнали о самом событии ( Мф.2:4–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Господь Бог сотворил человека с таким назначением, чтобы он познавал Бога, любил и прославлял Его и через это вечно блаженствовал. Назначение человека к вечному блаженству именуется предопределением Божиим.Так как Бог неизменяем, то и определение его о блаженстве человека осталось неизменным даже после падения человека. Господь по своему предведению и бесконечному милосердию предопределил открыть и падшему человеку новый путь к достижению блаженства через Единородного Сына Своего, Спасителя нашего. Избра нас в Нем прежде сложения мира ( Еф. 1:4 ), говорит слово Божие. Так как Господь Бог хочет, чтобы все люди спаслись, то он Предопределил даровать и действительно даровал решительно всем людям предваряющую благодать и верные средства к достижению блаженства. Но не все люди желают воспользоваться богодарованными средствами к спасению. Иные произвольно отвергают их. Разумеется, они и не получат того, к чему Бог предназначил их. Против воли никто не спасется. А тех, которые даруемую Господом Богом благодать добровольно принимают, пользуются и богодарованными средствами и идут указанным от Бога путем блаженства, собственно предопределил к блаженству. Ихже предуведе, тех и предустави,т.е. «кого Он предузнал, тем и предопределил» ( Рим. 8:29 ), говорит слово Божие. В изложении веры восточных патриархов сказано: «поскольку Бог предвидел, что одни хорошо будут пользоваться своей свободной волей, а другие худо: то посему одних предопределил к славе, а других осудил» (гл.2). Сотворивши мир и человека, Господь Бог не покинул его без Своего промысла, особого попечения. Промыслом Божиим именуется непрестанное действие Господа Бога, по которому Он Своей премудростью, всемогуществом и благостью сохраняет бытие и силы тварей, все направляет к благим целям, во всяком добром деле человека помощь оказывает, а зло или пресекает, или направляет к добрым последствиям (Потоп и Иосиф). В слове Божием весьма часто говорится о промысле Божием. Господь наш Иисус Христос благоволил сказать: Воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки ангела пред Бога». А о благотворных явлениях святых с неба благовествует евангелист Матфей. Он говорит, что по крестной смерти Спасителя «гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли; и вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим» ( Мф. 27:52–53 ). Конечно, явились они для того, чтобы возвестить о сошествии Иисуса Христа во ад и о победоносном воскресении Его, и этой проповедью споспешествовать родившимся в ветхозаветной Церкви перейти в открывавшуюся тогда новозаветную. В Священном Писании находятся указания и на то, что святые небожители чудодействуют и через некоторые посредства. В четвертой книге Царств повествуется, что от прикосновения к костям пророка Елисея воскрес мертвый ( 4Цар.13:21 ). Когда св. ап. Павел пребывал в Ефесе с благовестием о Христе, то совершал чудеса сам лично. Но и в отсутствии его чудодействовали принадлежавшие ему головные повязки и платки ( Деян. 19:12 ). В Иерусалиме тень ап. Петра исцеляла больных ( Деян. 5:15 ). Из этих примеров видно, что святые могут благотворно действовать и через земные посредства, получившие от них освящение. Особенно это нужно сказать о мощах святых. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «мощи святых, как спасительные источники даровал нам Владыка Христос; они источают нам многоразличные благодеяния». Церковь именуется святою, потому что она освящена Господом Иисусом Христом через Его учение, через Его молитву, через страдания Его и через таинства. Об этом ясно говорит св. ап. Павел: Христос возлюби Церковь и Себе предаде за ню, да освятит ю, очистив банею водною в глагол: да преставить ю Себе славну церковь , не имущу скверны или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна.«Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить её, очистив банею водной, посредством слова (Своего); чтобы представить её Себе славной Церковью , не имущей пятна, или порока, или чего подобного, но дабы она была свята и непорочна» ( Еф. 5: 25–27 ). Конечно, в Церкви всегда находятся и согрешающие члены её. Но если они приносят искреннее раскаяние, то тем самым не препятствуют Церкви быть святой. Нераскаянные же грешники, как еретики и богоотступники, отсекаются от Церкви наподобие мертвых членов тела, или судом самой Церкви, или невидимой силой Божией. Таким образом и с этой стороны Церковь остается святой. Господь Иисус Христос предоставил Церкви Своей право суда. Он Сам сказал: повеждь Церкви: аще же и церковь преслушает, буди тебе, якоже язычник и мытарь ( Мф.18:17 ). Св. ап. Павел пишет коринфянам: измите (извергните) злаго (развращенного) от вас самех ( 1Кор. 5:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Дары сии в это самое время прелагаются в истинное Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Словом прелагаются не объясняется образ, которым хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Спасителя, потому что этого, кроме Самого Бога, никто постигнуть не может, а показывается только то, что истинно, действительно и существенно хлеб становится Телом, а вино Кровью Господа Иисуса Христа. Причащающийся Тела и Крови Спасителя теснейшим образом соединяется с ним Самим и в Нем становится причастным вечной жизни. Сам Господь Иисус Христос благоволил сказать об этом: Ядый мою плоть и пияй мою кровь, во мне пребывает, и Аз в нем ( Ин. 6:56 ),Ядый мою плоть и пияй мою кровь имать живот вечный ( Ин.6:54 ). Но для того, чтобы сподобиться достойно причаститься св. Христовых Тайн и получить указанные блага, нужно к этому поготовиться. Надежными средствами к приготовлению служат: пост, молитва и очищение души от грехов в таинстве покаяния. Святой апостол Павел пишет: Да искушает человек себе, и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет: ядый бо и пияй недостоине, суд себе ест и пиет, не разсуждая тела Господня ( 1Кор. 11:28–29 ).«Да испытывает себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей, ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не разсуждая о Теле Господнем». Если приобщение Тела и Крови Спасителя дарует такие блага, то, конечно, христианин должен желать часто приобщаться. Древние христиане приступали к таинству в каждый воскресный день. Обыкновенно все, присутствовавшие на литургии, и удостоивались причащения. Позднейшие стали проявлять леность, да и часто неготовность к достойному причащению. Церковь , как любвеобильная мать, снисходит к немощам своих чад. Она заповедует исповедоваться пред духовным отцом и причащаться Тела и Крови Христовых не менее одного раза в год. Ревнующим о благочестии внушает она причащаться каждый месяц и чаще или четыре раза в год, т.е. в каждый пост. Не приступающие к причащению могут и должны участвовать в литургии молитвой, верой и особенно непрестанным воспоминанием Господа нашего Иисуса Христа, Который именно повелел сие творить в Его воспоминание ( Лук. 22:19 ) 2 . В православной Христовой Церкви Таинство святаго Причащения будет совершаться всегда до самого второго пришествия Христова. Елижды бо аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете дóндеже приидет. «Всякий раз, когда вы ядите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Отче наш , Иже еси на небесех! 1. Да святится имя Твое: 2. Да приидет Царствие Твое. 3. Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. 4. Хлеб наш насущный даждь нам днесь: 5. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. 6. И не введи нас во искушение: 7. Но избави нас от лукавого. Яко Твое есть царство, и сила, и слава во веки, аминь. ( Мф. 6:9–13 ). Для удобства изучения молитву Господню можно разделить: на призывание, семь прошений и славословие. В призывании мы именуем Господа Бога нашим Отцом. На такую близость к Богу мы получили право за веру в Господа Иисуса Христа и по благодати возрождения, дарованного нам в таинстве крещения. Святой евангелист Иоанн Богослов благовествует, что Господь Иисус Христос пришел к своим, и свои Его не приняли, елицы же прияша его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его,т.е. «тем, которые приняли Его верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» ( Ин. 1:11–12 ). Хотя бы православный христианин молился наедине, он непременно будет говорить: Отче наш,потому что он должен, по христианскому братолюбию, призывать Бога и просить от Него благ, сколько для себя, столько же и для всех ближних своих. Словами: Иже еси на небесех,напоминается нам о том, что, начиная молиться, мы должны оставить все земное и тленное и вознести ум и сердце к небесному, вечному и Божественному. 1. Да святится имя Твое.Имя Божие свято и само в себе. Пресвятая Дева Мария открыто это засвидетельствовала, сказав: Свято имя Его ( Лук. 1:49 ). Будучи святым, оно может проявлять себя, святиться в людях. Это бывает, когда мы, имея в мыслях и в сердце имя Божие, так живем, как требует того святость Господа, и таковою жизнью прославляем Его. Видящие же нас живущими свято начинают сами прославлять Бога, даровавшего миру святых. И опять имя Божие будет славиться в людях. Господь Иисус Христос именно дал такое повеление Своим последователям: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех ( Мф. 5:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

2. Да приидет Царствие Твое. Во втором прошении молитвы Господней говорится, во-первых, о царстве благодатном. «Царствие Божие, свидетельствует ап. Павел, есть праведность, и мир, и радость во Святом Духе» ( Рим. 14:17 ). Это царство для некоторых не пришло еще во всей силе, а для некоторых и совсем не пришло, если еще царствует грех в мертвеннем теле их ( Рим. 6:12 ). Оно и приходит-то сокровенно и внутренно. Спаситель Сам сказал: не приидет царствие Божие с соблюдением (приметным образом). Се бо, царствие Божие внутрь вас есть ( Лук. 17:20–21 ). Во-вторых, для христианина словами второго прошения может обозначаться и царство славы, т.е. будущее блаженство верующих, которое для него вожделенно. Святой ап. Павел говорит, что он имеет горячее желание разрешитися и со Христом быти ( Фил. 1:23 ). 3. Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.Признавая Господа Бога своим царем, мы выражаем желание исполнять благую и совершенную волю Его. Посему мы заявляем, что все, что делаем, и что бывает с нами, происходило бы не так, как мы того желаем, а как это угодно Господу. Мы сознаем, что в своих желаниях нередко погрешаем, а Господь наш, по всеведению Своему и по благости, и желает нам, и знает и готов даровать всякое благо, если только не препятствуют этому наше своеволие и упрямство. Св ап. Павел восторженно говорит: «Тому, т.е. Богу, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем промышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века» ( Еф. 3:20–21 ). О небеси упоминается потому, что там ангелы Божии и все без исключения святые всегда и во всем исполняют волю Божию. В четвертом прошении мы просим у Господа Бога насущного хлеба. Под ним же разумеется все, что необходимо для нашего существования на земле: пища, одежда и жилище. Дозволено нам просить и того, что служит не столько для нужды, сколько для удовольствия, но непременно с полной преданностью воле Божией: если получим, то станем Бога благодарить; если же не будет дано нам желаемое благо, не станем роптать. Но и необходимого-то хлеба заповедуется нам просить только на днесь, на нынешний день. Этим, конечно, повелевается не заботиться о будущем чрезмерно, а надеяться на Господа Бога, промышляющего о Своих рабах. Спаситель прямо сказал: не пецытеся убо на утрей, утрений бо собою печется: довлеет дневи злоба его(довольно для каждого дня своей заботы). ( Мф. 6:34 ). Так как человек состоит из тела и души, и душа-то у него важнее тела, то и для неё нужен насущный хлеб, без которого она умирает с голода. Пищей для души служат: слово Божие и Тело и Кровь нашего Спасителя. Он ведь сам благоволил привести слова Писания в ответ на искусительное предложение духа лукавого: не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем изо уст Божиих ( Мф. 4:4 ). А о св. Плоти и Крови Своей Спаситель сказал: плоть Моя истинно есть брашно (пища), и кровь Моя истинно есть пиво (питие) ( Ин. 6:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Девятая заповедь гласит: Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна,т.е. не заставляй выслушивать, значит, не говори ложного на ближнего твоего. Ложное свидетельство бывает на суде, судебное, когда на кого в суд свидетельствуют, доносят или жалуются лживо. Ложное свидетельство бывает и помимо суда, когда на кого клевещут заочно, или кого в лицо порицают несправедливо. Христианину Евангелие не дозволяет судить ближнего даже тогда, когда в нем действительно существуют недостатки и пороки. Не судите, да не судимы будете, сказал Господь. Но судить предоставлено свыше некоторым лицам. Если они не исполнят своей обязанности, то тяжко согрешат пред Богом. Значит, судить не позволено только тому, кто не призван к этому делу, а самочинно принимается за него. Христианину не позволяется совсем лгать, хотя бы от его лжи никому не было вреда. Лжец и отец лжи есть диавол. Кто из людей лжет, тот подражает лукавому духу. А нам всем повеление дано подражать Господу Богу. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный», сказал Господь Иисус Христос. Посему и св. ап. Павел заповедует верующим не лгать: темже отложше лжу, глаголите истину кийждо ко искреннему своему: зане есмы друг другу удове ( Еф. 4:25 ). Чтобы избежать грехов против девятой заповеди, нужно обуздывать язык, больше молчать и следить за собой. Хотяй бо живот любити и видети дни благи, да удержит язык свой от зла и устне свои еже не глаголати льсти. «Кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей» ( 1Пет. 3:10 ). Десятая заповедь читается так: Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего. Ясно, что десятою заповедию запрещаются желания, противные любви к ближнему, и, что неразлучно с желаниями, помыслы, не согласные с любовью к Богу и ближним, греховные. А запрещаются греховные помыслы и желания потому, что душа, если она обуревается ими, является нечистой перед Господом Богом. Мерзость Господеви помысл неправедный, говорит премудрый Соломон ( Притч. 15:26 ). Да и то нужно помнить, что греховные помыслы и желания суть семена для таковых дел. Не будет в сердце семян, не произрастут и плоды. От сердца бо исходят, говорит Спаситель, помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы ( Мф. 15:19 ). Итак, десятой заповедью запрещается зависть, частные помыслы и желания плотские, корыстолюбивые и властолюбивые. Запрещая же их, заповедь предписывает тем хранить чистоту сердца и быть довольным своим жребием. А для сердечной чистоты требуется частое и усердное призывание имени Господа нашего Иисуса Христа и усердное устремление к Нему ума и сердца. Заключение

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Апостол Павел, продолжая речь о повиновении предержащим властям пишет: воздадите всем должная: емуже убо урок, урок: а емуже дань, дань: а емуже страх, страх: и емуже честь, честь ( Рим. 13:7 ). Находящимся в услужении св. ап. Павел дает наставление такое: слуги, повинуйтеся во всяком страсе владыкам, не токмо благим и кротким, но и строптивым ( 1Пет. 2:18 ). Указывая обязанности младших по отношению к старшим, Священное Писание не оставляет без наставления и старших в их отношениях к младшим. Так, родителям оно дает такой совет: отцы, не раздражайте чад своих, но воспитовайте их в наказании и учении Господни( Еф.6:4 ).И пастырям оно предписывает: пасите еже в вас стадо Божие, посещающе не нуждею, но волею и по Бозе: ниже неправедными прибытки, но усердно: ни яко обладающе причту, но образи бывайте стаду. «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно (и богоугодно), не для гнусной корысти, но из усердия и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» ( 1Пет. 5:2–3 ). И господам в отношении их к слугам слово Божие говорит: господие, правду и уравнение рабом подавайте, ведяще, яко и вы имате Господа на небесех ( Кол. 4:1 ). Если родители от своих детей, или начальники от своих подчиненных потребуют того, что противно вере и закону Божию, дети и подчиненные не должны исполнять их требования. Святые апостолы дают нам пример непослушания начальникам иудейским, когда эти начальники потребовали, чтобы апостолы не проповедали о Христе. «Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога» ( Деян. 4:19 ), заявили они начальникам. Быть может за непослушание придется потерпеть неприятности. Будем готовы перенести их ради Господа. И апостолов били палками за неповиновение, а они только радовались тому, что безчестие это перенесли за Господа Иисуса Христа. Итак, пятая заповедь закона Божия учит послушанию, превеликой в очах Божиих добродетели. Шестая заповедь: не убий. Ей запрещается убийство или отнятие жизни у ближних и у себя самого каким бы то ни было образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010