Скачать epub pdf Глава X. Мк.10:1–16 , Мк.10:17–31↓ Мк.10:32–45↓ Мк.10:46–52↓ В данном отрывке Евангелия Господь дает слушателям наставление относительно брака и прелюбодеяния. Поводом для этого наставления послужил коварный вопрос со стороны фарисеев: «позволительно ли разводиться мужу с женою?» Собственно говоря, не было никакой причины спрашивать об этом у Господа, ибо в пятой книге Закона Моисеева – во Второзаконии заключались определенные постановления относительно развода, и фарисеи, конечно, знали прекрасно эти правила. «Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, – гласил Ветхий Закон, – и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего» ( Втор.24:1 ). Так как закон не определял здесь точно поводов для развода, то эта неясность повела к страшным злоупотреблениям на практике, и еврейские истолкователи закона, книжники и законники, угодливо раздвинули рамки этого позволения развода до крайних пределов. Фактически муж мог прогнать свою жену без всякого основания. Пережаренное женой мясо или разбитый ею горшок уже давал ему право искать развода, процедура которого была чрезвычайно несложна. Надо было только при свидетелях вручить ей разводное письмо, и раз она брала его в руки, то развод считался состоявшимся фактом, и апеллировать к кому-нибудь уже не полагалось. Пока дух древнего благочестия еще держался в еврейском народе, а семейные устои стояли крепко, злоупотребления этим законом были сравнительно редки. Но ко времени Господа нравственная распущенность народа была так велика, что разводы случались постоянно по самым ничтожным поводам, и это грозило обществу и семье самыми серьезными последствиями. Коварство вопроса фарисеев и состояло в том, что они знали чистоту взглядов и нравственных правил Господа, знали, что Он не мог одобрить этой распущенности и своего рода узаконенного разврата, а между тем если б Он открыто выразил порицание закона, вызвавшего своею неопределенностью эти печальные явления жизни, то этим неизбежно поколебал бы Свой авторитет в глазах слушателей, и те же фарисеи обвинили бы Его в неуважении к закону Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Kinesh...

1. Притчи о старой одежде и новой заплате и о молодом вине в мехах новых (Мф.9:16–17; Мк.2:21–22 и Лк.5:36–39) Однажды приступили к Иисусу Христу фарисеи с учениками Иоанна Предтечи и Крестителя глаголюще: почто мы и фарисеи постимся много, ученицы же твои не постятся ( Мф.9:14 ; Мк.2:18 )? Вопрошавшие указывали на то, что они содержат посты. Ученики Иоанна подражали своему учителю, который был великим постником. Фарисеи соблюдали посты, которые наблюдались и всеми евреями. Кроме этого, они имели посты обетные. Фарисей, вошедший в храм с мытарем помолиться, указывал Богу на то, что он постится два раза в неделю ( Лк.18:12 ). Словом, вопрошавшие Спасителя говорили правду. Иное дело, каков по качеству был пост учеников Иоанновых и фарисеев? Первые постились так, как и словом и примером своей жизни научил их Креститель Господень. Он был назорей т.е. Богу посвященный. Он не пил вина и никакого опьяняющего напитка. Еще при благовестии о рождении, Ангел Божий сказал его отцу, священнику Захарии, что «он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера» ( Лк.1:15 ). Видно, братие, велика добродетель в очах Божиих трезвость. Блаженны те, которые трезвятся. Пьянство же есть величайшее зло и тяжкий грех пред Господом. Так и слово Божие говорит: «горе тем, которые храбры пить вино» ( Ис. 5:11,22 ), и в другом месте – «пьяницы царствия Божия не наследуют» ( 1Кор.6:10 ). С величайшею и самою строгою трезвостью Иоанн Предтеча соединял воздержание в пище. Он, как известно, жил в пустыне и питался акридами и диким медом, пищею бедняков. А одежду он имел из верблюжьего волоса. Кожаный пояс опоясывал чресла его. Так бедно и скромно жил великий Пророк, о котором сам Спаситель сказал: не восста в рожденных женами болий Иоанна Крестителя ( Мф.11:2 ). По учителю судите об учениках. Сам строгий постник, он учил посту и воздержанию и своих учеников. Может быть, они усилили обычный свой пост с того времени, когда Иоанн Креститель посажен был Иродом под стражу. Постились и фарисеи. Но как? Спаситель о посте их вот что говорил: «Они, постясь, принимают на себя, мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися» ( Мф.6:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

В притче действующей, лицом, выставляется женщина. В Церкви действует Святой Дух. Сопоставляя сих деятелей, мы можем без особенного труда понять, что Господь Иисус Христос под делом женщины разумел дело Святого Духа в Церкви, а именно освящение и оживотворение верующих людей. Женщина, по притче, положила закваску в муку. Не просто она положила, а скрыла внутрь, взяв закваску из другого теста. Закваска стала соединяться с мукою и производить на него известное благотворное действие. Тесто стало киснуть и таким образом изменять свои свойства. Господь наш Иисус Христос говорил: созижду Церковь Мою. И точно, Церковь Его открылась по сошествии Святого Духа на Апостолов. Действия Духа Божия на учеников Спасителя были подобны действию закваски на муку. Апостолы совершенно возродились благодатью Святого Духа. Сердце их исполнилось глубочайшей любви к Богу, вера окрепла, страх исчез, и грех был очищен. К сему приложилось дерзновение, дар языков, сила чудотворений, пророчеств и вдохновения. Такова сила благодати Святого Духа на Апостолов. Со дня же сошествия на них Духа Святого благодатное действие Его не прекращается. И ныне Дух Святой сообщается каждому верующему в таинстве крещения. При видимом погружении крещаемого в воду, человек умирает для жизни греховной и возрождается для жизни святой. Погружение в воду знаменует смерть ветхого человека, а возникновение из воды означает воскресение нового, обновленного по образу Создавшего человека, т. е. Бога. Так о сем учит св. Апостол Павел. «Неужели вы не знаете, вопрошает он членов Церкви, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его; то должны быть соединены и подобием воскресения, зная, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха» ( Рим.6:3–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Они соблазнились тем, что Господь Иисус Христос приближал к Себе мытарей и грешников и не препятствовал им слушать Его. Не раз один они высказывали Спасителю свое недоумение, как это Он позволяет Себе общение с людьми порочными? Когда Он вошел в дом мытаря Матфея, то многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Фарисеи в недоумении спрашивали учеников Спасителя: «для чего Учитель ваш есть и пьет с мытарями и грешниками?» Что же ответил на это Господь? Иисус же слышав рече им: не требуют здравии врача, но болящии... не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние ( Мф.9:10–13 ). Ясно ведь, почему Спаситель охотно имел общение с мытарями и грешниками. Они больны, а Он есть Врач. К здоровому врач не призывается, ибо недужные только имеют в нем нужду. Мытари и грешники признали себя больными. В лице Господа Иисуса они усмотрели Врача. Но фарисеи сами себя почитали за людей праведных. Они не хотели знать того, что это только самообольщение их. Но хотя и мнимые праведники, они на этом только основании считали за осквернение общение с грешниками в пищи и питии. Ответ Спасителя не вразумил фарисеев. Они опять соблазняются, видя Его окруженным мытарями и грешниками. И роптаху фарисее и книжницы, глаголюще, яко сей грешники приемлет и с ними яст ( Лк.15:2 ). Роптали фарисеи и пальцами показывали на то, что Спаситель по Своему Божественному милосердию принимал грешников и с ними вкушал пищу. Это соблазняло фарисеев и теперь. Они не вразумлялись ни словами закона о превосходстве милости над жертвами, ни указаниями Спасителя на то, что Он грешников пришел призвать на покаяние. Вот люди фарисейской партии соблазняются добрым делом. Можно ли было щадить их совесть? Соблазн, братие, великий есть грех . Сам Господь наш Иисус Христос соблазнителей сравнял с убийцами. Он возвещал горе тем, которые вносят соблазны ( Мф.18:7 ). «Горе тому, чрез кого они приходят: лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею, и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» ( Лк.17:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Когда же Господь Иисус Христос воцаряется в душе человека, тогда и открывается в ней Царство Божие. Посему это царство Господа есть внутреннее. Фарисеи однажды спрашивали Спасителя о времени открытия царствия Божия. Он сказал им: не придет царствие Божие с соблюдением: ниже рекут: се зде, или: онде, се бо царствие Божие внутрь вас есть ( Лк.17:20–21 ). Много раз Спаситель благовествовал о Царствии Божием. Фарисеи не верили Ему. Вопрос их о времени появления этого царства был более насмешлив, чем искренен. Но Спаситель ответил им, что они все могут телесными очами видеть открытие Царства Божия. Оно не походит на мирские царства. О нем, значит, нельзя сказать: вот оно, в таком-то месте появилось. Как не от мира сего, а Божие и небесное, оно духовно. Начало его в душе человека. Но не сам человек насаждает его в себе. «Царство Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю». Человек, бросающий семена в землю, есть сеятель. А сеющий слово Божие есть учитель веры. Первый и всемирный Божественный Учитель есть Господь наш Иисус Христос: Он Сеятель Божественного Откровения. И до Него святые Божии человеки, просвещаемые Духом Святым, возвещали волю Божию, но только по частям, не полно, а сколько Бог им давал. Спаситель же наш есть Сам Бог. Посему Он и мог даровать людям совершенное откровение, достаточное для спасения их. Земля – это люди. Господь Иисус Христос им преподавал свое Божественное учение. Он для того и пришел на землю чтобы свидетельствовать об истине. Много было слушателей у Него. Но не все слушают Его с одинаковым сердечным расположением, не все принимают и хранят в сердце своем слово жизни. Но что же именно Спаситель желал открыть слушателям, когда говорил притчу о растущем семени? Он только что возвестил, что благовествуемое слово Божие может упадать и в сердце, подобное торной дороге, или почве тернистой и каменистой. Но ведь оно падает и на добрую землю. Так как же произрастает оно и плоды приносит, будучи посеяно на хорошей почве? Слушают слово Господа нашего Иисуса Христа и такие, сердечно к нему расположенные люди, о которых Он Сам мог сказать: «кто от Бога, тот слушает слова Божии» ( Иоан. 8:47 ) и «всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» ( Ин.18:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Все они принимали от Бога только начатки Откровения. В полноте же совершенств принес его на землю воплотившийся Сын Божий, Господь наш Иисус Христос , и распространил его через своих учеников и апостолов и их преемников. Святой ап. Павел начинает свое послание к евреям такими словами: Многочастне и многообразнее древле Бог глаголавый Отцем во пророцех, в последок дний сих глагола нам в Сыне, Егоже положи наследника всем, Имже и веки сотвори. «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки створил». Бога никтоже виде нигдеже, Единородный Сын, Сый в лоне Отчеи, Той исповеда. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1:18 ). О священном Предании и Священном Писании, как способах сохранения и распространения между людьми Божественного Откровения Церковь распространяет хранимое ей Божественное Откровение двумя способами: Священным Преданием и Священным Писанием. Преданием называется такой способ, когда истинно верующие и почитающие господа Бога словом и примером своим передают один другому, старшие младшим, как, например, предки – потомкам, учение веры, закон Божий, таинства и священные обряды. Священным же писанием называются книги, написанные Господом Духом Святым через освященных от Бога людей, пророков и апостолов. В полном составе книги эти именуются Библией. С греческого языка слово Библия означает – книги. Таким наименованием (во множественном числе) выражается то, что священные книги, преимущественно перед всеми другими достойны внимания, как содержащие в себе самые важнейшие для человека истины. Древнейший и первоначальный способ распространения Откровения Божия есть Священное Предание. От Адама до Моисея не было священных книг. Да и после Моисея и после всех пророков Предание не теряло своего значения. Господь наш Иисус Христос Свое Божественное учение и установления передал ученикам Своим словом и примером, а не книгой.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Упасть в землю и умереть, лишиться жизни, – это ведь по человеческому суждению печальное явление. Однако Спаситель только от смерти зерна обещает плод. От смерти Своей Он производит обилие плодов. Вот послушайте: «Как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертию лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь были подвержены рабству». Слышите, для чего Господь наш Иисус Христос благоволил умереть? Чтобы лишить власти над родом человеческим диавола и избавить людей от рабства. Теперь и жало греха притуплено, ибо во Христе «мы имеем искупление Кровью Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам» ( Ефес.1:7–8 ) Да и смерть не может обладать нами, ибо пожерта бысть смерть победою. Где ти, смерте, жало; Где ти, аде, победа? восклицает св. Апостол Павел ( 1Кор.15:54–55 ). Мы уже и не под клятвою, ибо «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» ( Гал.3:13 ). Вот какие плоды принесла нам смерть Иисуса Христа. Мы избавились от греха, проклятия и смерти честною Кровью Его. Подлинно зерно, упавшее на землю, умерло, и плод принесло людям во спасение. Наши душевные недуги исцелились. Любовь Божия к нам возвращена. Смерть Спасителя воистину была и есть для нас целебный пластырь. Но кто из людей мог подумать, что таковы именно будут плоды смерти Спасителя нашего? Как мало указывала на них смерть Его на кресте! Не напоминает ли собою этого горчичное семя, только что посеянное в землю? Оно мало, невзрачно и красоты никакой не имеет. Но повремените. Вот оно умрет в земле. Тогда и посмотрите, что из него выйдет. Зерно дает росток, появится зелень. Она быстро возрастет, и плод принесет дорогой по своим свойствам. Когда появится дерево, оно доставит приют птицам. Выспеет зерно, тогда и оно с пользою будет употребляться и как лекарство от недугов и как приправа в кушаньях. Спаситель благоволил избрать образ горчичного семени для изображения плодов Своей смерти и для представления величия Своего дела, не смотря на более, чем скромное начало его.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Горчичное семя это начало царства Божия на земле. Да где же это начало? В лице Господа нашего Иисуса Христа. Вот почему мы и можем сказать, что под семенем разумеется Спаситель наш. Но разве так мал Творец всего? Не Божество Его умалилось, но Он Сам благоволил умалить Себя, приняв, зрак раба. «Он, говорит Апостол Павел, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:6–8 ). По-видимому, и успех служения Его был едва заметным. Казалось, смерть Спасителя на кресте была печальным концом всего дела Его. Но суд-то людской бывает слишком близорук. Не дано людям знание будущего. Зерно упало в землю. Всякий знает, что оно должно прорости. Но если зерно засохнет, то и роста не даст. И Спасителя унижали, бесславили, заушали и били, чтобы иссушить жизнь, чтобы она высохла и плодов не дала. Демонски злое дело делали люди. Вознесли на крест Того, Кто всем дарует жизнь. Но Жизнодавца не могли удержать во гробе ни камень, ни печати. Силою Божества Своего Он воздвиг и тело, воскрес из мертвых. Враги Спасителя опять принялись за свою работу иссушения жизни. И теперь дело Спасителя они хотят подавить насилиями, подкупом и обманами. Воскресение Его они объясняют по своему: ученики будто унесли из гроба тело Его, несмотря на стражу. И за сей обман, они платят стражникам. А Воскресший Спаситель многажды является Своим ученикам, глаголя им, яже о царствии Божии ( Деян. 1:3 ). Явившись в первый день по воскресении Своем, Господь Иисус Христос говорил им: мир вам: якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы. И сие рек, дуну и глагола им: приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся ( Ин.20:21–23 ). Спаситель посылает Своих учеников на дело проповедания Царства Божия людям. Но подготовлены ли к этому великому делу сии посланники Господа Иисуса Христа? Рассуждая по человечески, скудна их подготовка.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

О Царстве Божием на земле, об этом духовном пире, возвещалось с первых времен человечества. Патриархи, праотцы и пророки ветхого Завета часто в удивительно ярких чертах выставляли торжество в Божием Царстве, когда обещанный Жених явится на землю. Правда, во времена Завета ветхого только и был один избранный еврейский народ. К нему и обращался голос звавшего на пир чрез пророков. Но не было со стороны званных надлежащего послушания. Речи богоглаголивых мужей заглушались часто суетою житейскою или, что еще хуже, бубнами, трубами и литаврами пред идолами. Но вот уже близилось время явления Жениха. Пред Ним явился вестник. Это был Пророк, Предтеча и Креститель Иоанн. Он ясно свидетельствовал о Христе. «Не я Христос, говорил Божий Пророк, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених; а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться» ( Ин.3:28–30 ). Наконец, и Сам явившийся на землю небесный Жених объявлял в слух всех прежде званных о наступлении брачного пира. « Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», возвещал Он по городам и весям Палестины. Что же званные? не хотяху приити. Слышали они не раз один зов на пир, да по разным предлогам не обращали внимания на голос звавших. И теперь, когда уже так близко было время пиршества, отказались идти. Несомненно, царь должен был разгневаться на непослушных. Ведь они своим упорным отречением наносили ему оскорбление. Но милосердие царя и долготерпение изумительно. Он еще питает надежду, что званные, если снова будут оповещены, одумаются и прибудут на пир. Скажем без притчи. Немногие, слушавшие благовестие Господа Иисуса Христа, уверовали в Него. Эти веровавшие составляли сравнительно малое число, так что вообще говорят, что евреи отвергли Христа. Из Евангелия мы знаем, что вожди и руководители народа не уверовали в Него. Они даже как бы гордились этим. «Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?» самодовольно вопрошали они с надеждою получить отрицательный ответ ( Ин.8:48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Наоборот, можно поститься телесно и не иметь понятия о посте духовном. Это уже будет не пост, а только наружное подобие его. В таком роде держали пост и фарисеи. Господь Иисус Христос обличал их за лицемерное постничество. Но теперь, когда шел вопрос, почему ученики Спасителя не постятся, Он не обратился к вопрошавшим с обличением их. Ведь между вопрошавшими были и ученики Иоанна, истинного постника. Спаситель не порицает их поста. По-видимому, Он имеет в виду именно учеников Иоанновых. И рече им Иисус: еда могут сынове брачнии плакати, елико время с ними есть жених; Приидут же дние егда отъимется от них жених, и тогда постятся ( Мф.9:15 ). «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься». Ученики Иоанна усилили пост потому, что учитель их взят был под стражу и томился в тюрьме. Они переживали печальное время. Естественно, что они в знак скорби усилили пост. Но везде и во всем требуется благоразумие. Не хорошо и не благовременно плакать гостям на брачном пире. Спаситель Себя называет Женихом. Так о Нем говорил и Иоанн Креститель, называя себя другом Жениха. Ученики его слушали, что говорил учитель их: «вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним. Имевший невесту есть жених; а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия то радость моя исполнилась» ( Ин.3:28–30 ). Господь Иисус Христос есть Жених, а Невеста Его есть Святая Церковь . Ученики Его, находясь при Нем, суть друзья Жениха. Пока Он видимо с ними, неблаговременно предаваться печали. Настанет пора, когда Он отнимется от них и руками беззаконников будет предан на смерть. Тогда для них будет время печали и скорби. Тогда и станут они предаваться посту. Так Спаситель ученикам Иоанна напомнил о свидетельстве их учителя и защитил Своих учеников от нарекания и упреков в том, что они не содержат постов. Строго говоря, как Сам Спаситель, так и ученики Его жили просто, бедно, а притом и весьма воздержно в нище.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010