Так что же, неужели нет праведников на земле? Или их и не было? Как же Спаситель всем предлагает покаяние? Если бы были действительные, а не мнимые праведники, то в чем же им каяться? Во-первых, в ветхом Завете над всеми тяготело прародительское согрешение со всеми его следствиями. Самые праведные люди тогда, умирая, говорили, что они сходят во ад. Только Господь наш Иисус Христос избавил нас от греха, проклятия и смерти. Только чрез Него даруется нам праведность и оправдание пред Богом. «Правда Божия, говорит Ап. Павел, чрез веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия; потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в крови Его чрез веру, для показания правды Его в прощении грехов, содеянных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» ( Рим.3:22–26 ). Если же оправдание пред Богом, праведность наша, только чрез Иисуса Христа, по вере в Него, то какие праведники могли быть из числа слушателей благовестия Спасителя? Жертва Богу за род человеческий не была еще принесена тогда. Да и после того, как Господь Иисус Христос благоволил добровольно пострадать и умереть за нас на кресте, кто из людей осмелится сказать о себе, что он праведен пред Богом? Вот послушайте, как говорит о себе Апостол Павел: верно слово и всякого приятия достойно, яко Христос Иисус прииде в мир грешники спасти, от них же первый есмь аз ( 1Тим.1:15 ). Если Апостол себя именует первым из грешников, то кто осмелится считать себя праведным пред Богом? Смирение есть основа праведности, первая христианская добродетель. Спаситель именует ее нищетою духовною и ублажает нищих духом, обещая им царствие небесное ( Мф.5:3 ). Нищих у нас много, не духом, а телом. Питаются они от подаяний добрых людей. Своего у них нет ничего. Так рассуждай и о нищете духовной или смирении. Смиренный, сколько бы он ни делал добрых дел, всегда говорит, что он грешник и ничего не сделал, за что бы Бог помиловал его. Как неимущий земных благ справедливо утверждает, что он есть нищий, так и смиренный искренно готов плакать, что ничего не сделал угодного Богу. Итак, нищенствует духовно праведник, почитая себя грешником. Как же должно быть смиренным каждому из нас? Ведь воистину во грехах родились, греховно и живем. Погибаем от грехов. Господи! ими же веси судьбами спаси нас. Но, умоляя Господа о помиловании, будем приносить неусыпное покаяние. А иначе Господь не услышит прошения нашего и осудит за грехи. Аще не покаетеся, вси... погибнете, сказал Он и это подтвердил притчею.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Выходит, что Бог не предал их в руки Пилата и не погубил каким-нибудь другим образом по причине их добродетелей. Они ведь не как прочие грешники. Таково бывает у человека фарисейское самомнение, соединенное с осуждением ближнего. Грехи последнего так ясны, так наглядны, что приводят в изумление, как земля не поглотит его. А сам осуждающий? Чист и невинен. У него так и явствуют одни добродетели. И спешит благодарить Бога за них сущий грешник. А происходит это от любви наблюдать за ближним и зорко примечать его падения. Но как он встает после падений, как кается и просит у Бога прощения, то остается неизвестным. Напротив, что касается себя, так человек помнит всякое добро, сделанное им, и легко забывает свои неправды, грехи и беззакония. Они все кажутся ему столь ничтожными, что и грехами называть их нельзя. Так человек и записывает себя в разряд праведных, а ближнего причисляет к грешникам. Постигнет ли последнего какая либо беда, у мнимого праведника сейчас найдется и основание объяснить ее возмездием за грехи. Но вот послушайте, как Господь Иисус Христос разубеждает таковых, мнящих себя быти праведными. Иисус сказал им на это: «думаете ли вы, что эти галилеяне были грешнее всех галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете» ( Лк. 13:2–3 ). Спаситель требует покаяния от мнимых праведников. Значит, Он их почитает не праведными, а грешниками наравне с убитыми галилеянами. Да и наказание Он предвещает одинаковое. При сем Спаситель воспоминает о другом печальном событии, которое, быть может, истолковывалось подобным же образом. Когда-то в Иерусалиме обрушилась силоамская башня. Под своими развалинами она похоронила восемнадцать человек. Рабочие ли это были, или преступники, заключенные в ней, неизвестно. Воспоминая об этом событии, Спаситель и говорит: «Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Аскетический подвиг укрепляет духовное здоровье, и в этом его единственный смысл. Есть люди искренно религиозные и верующие, для которых само слово «подвиг» и мысль о подражании древним святым в суровости жизни имеют деятельную силу, и они готовы принять на себя любой подвиг ради самого подвига, совершенно не считаясь с тем, приблизит это или удалит их от главной цели христианской жизни – единения с Богом, ибо чрезмерный подвиг может быть даже духовно вреден. Для этих людей подвиг становится кумиром, заменяющим Бога. Для фарисеев таким кумиром, который заслонил от них идею чистого Богопочитания и обязательного подчинения единой воле Божией, было предание старцев и обряды. Всецело уйдя в эту сторону и слепо следуя за своими излюбленными преданиями, они нередко замечали, что эта ложная ревность ведет их к нарушению подлинной воли Божией, ясно выраженной в законе Моисеевом. Каким образом и от каких причин произошел этот неправильный сдвиг в религиозном мировоззрении, мы не будем здесь говорить. Господь в Своем ответе ревнителям преданий отмечает одну частность, где вся бессмыслица их неумеренной ревности выступает особенно ярко. На этих словах мы и остановимся. «И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное» ( Мк.7:9–13 ). Ясно и определенно Господь указывает на противоречие закону, в котором оказались фарисеи, на тот тупик, в который они зашли благодаря тому, что подменили волю Божию своими преданиями. Самый обыкновенный недостаток суетной религии и лицемерного благочестия состоит в злоупотреблении внешнею обрядностью, в этом и заключалось фарисейство, с которым Господь неустанно боролся. Человек прикрывает этой маской свои пороки; таково бывает самомнение этих фальшивых святош, что они жертвуют святым Божиим законом для жалкой обрядности своей благочестивой фантазии. Фарисей в силу обета посвящает весь свой избыток храму, на покупку жертв, соли и дров и оставляет умирать с голода отца или мать. Закон Моисея требовал полного послушания и почтения к родителям, и вместе с этим на детей возлагались, конечно, заботы о поддержке их существования. Но если сын тяготился этой обязанностью и хотел от нее отделаться, ему достаточно было сказать о средствах, идущих на содержание родителей: «Корван», то есть посвящается Богу, и он был свободен от своего сыновнего долга.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Kinesh...

Он, «будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти и смерти крестной» ( Фил.2:6–8 ). Так Господь Иисус Христос и в притче, назвав Бога Отца неким человеком, Себя Самого именует рабом. И посла раба своего в год вечери, рещи званным: грядите, яко уже готова суть вся ( Лк.14:17 ). Когда Он выступил на служение роду человеческому, в земле обетованной, то к народу избранному обратился со словами: покайтеся, приближися бо царство небесное ( Мф.4:17 ). Благовествие о Царстве небесном было одним из главных Его дел. Он и учеников Своих посылал возвещать всем сынам Израиля об этом Божием Царстве. Приготовлена была, таким образом, вечеря велия. Единородный Сын Божий приглашает прежде званных евреев. Что же? Откликнулись ли на зов Господа званные? И начата вкупе отрицатися вси ( Лк.14:18 ). Званными были из среды евреев, прежде всего книжники, законники, фарисеи, вожди народные. В руках их были книги закона и пророков. Они читали и толковали народу все те места Писания, в которых так ярко освещалось время велией вечери, время открытия благодатного царства Божия на земле. Простой народ еврейский коснел в невежестве. Книжники презирали его и честили позорным титлом проклятого ( Ин.8:49 ). Но мнившие себя быти мудрыми среди избранного народа, ослепли духовно и не хотели уразуметь времени царства Божия, явившегося в силе. От призыва принять участие в вечери они отказались под разными предлогами. Из званных первый рече ему, т.е. рабу, посланнику человека, уготовавшего велию вечерю, село купих, и имама нужду изыти, и видети ее: молютися, имей мя отречена ( Лк.14:18 ). Купил званный гость поле и имеет нужду осмотреть его. Нет досуга идти на вечерю. Посему он и просит уволить его от присутствия на ней. Поле, имение, состоящее из участка земли, для жителя Палестины представляло большую ценность. Там земли не много, почва плодородная, и урожаи бывают богатые.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Спаситель поручает им пока уловлять одних евреев. Их давно Бог приготовлял к новому Завету взамен ветхого. Им обещан был Мессия Господь. Это не означает того, что для одних только евреев уготовано было Царство небесное. Но им первым предложено было вступить во Святую Церковь чрез веру во Христа. Пока благовестие о новом Божием Царстве не стало известным по всем городам и селениям иудейским, Спаситель не хотел благовествовать язычникам. Он сожалел, что мало деятелей. Послав на проповедь двенадцать, Спаситель избрал еще «других семьдесят учеников и послал по два пред лицом Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. Идите! ( Лк. 10:1–3 ). Но и сии семьдесят учеников благовествовали только в еврейских городах и селениях. Однако Господь Иисус Христос ясно говорил, что Царство Небесное является и на земле не для одних евреев. Последние за свое неверие, за духовное ослепление, поскольку не изъявляли желания войти в него, будут изгнаны. Место их займут званные со всех стран света. Не положил Господь различия в Церкви Своей между знатными и незнатными, богатыми и бедными, обрезанными и необрезанными, еллинами и варварами. Мытари, грешники, презираемые в мире сем, все призываются в церковь Христову. И вот, явившись по воскресении Своем, Спаситель приветствует учеников и Апостолов миром и говорит им: якоже посла мя Отец и Аз посылаю вы. И сие рек, дуну и глагола им: приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи отпустятся им: и имже держите держатся ( Ин.20:21–23 ). Апостолы посылаются Христом, как Сам Он был послан Отцом. Им даруется Дух Святой для пастырского служения людям, призываемым в Церковь . Им указывается теперь ясно и определенно место их служения. «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф. 28:19–20 ). «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк. 16:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Она сама была только прообразом истинной Церкви Христовой, оживотворяемой Духом Святым. Потому-то Церковь подзаконная как бы на себя берет вину в потери драхмы, т. е. человечества. Она не называет ее своею, ибо точно она была Божия. Но как временная обладательница, она, вследствие своей немощи, затеряла то, что было вверено на сохранение. Не все десять драхм были утеряны. Этого и быть не могло. Небожители, как члены Церкви, устояли в добре и никогда уже не могли отпасть от Бога, исключая падших еще до создания человека ангелов. Затерялось только человечество. Церковь проявила себя и свое дело искания в избранном еврейском народе. Но и здесь дело ее было несовершенно, искание потерянного не увенчалось успехом. Почему же? Потому, что темно было во все времена ветхого Завета. Свет светил тускло. Хотя тьма его не объяла, но она сама не рассеялась от Него. Но приходило к концу Богом определенное время блуждания человечества. Издали еще пророк Божий уже вещал: «Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак – народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою. И придут народы к свету твоему, и цари к восходящему над тобою сиянию» ( Ис.20:1–3 ). О каком это свете говорит Пророк? Аз есмь свет миру ( Ин.8:12 ), сказал Господь наш Иисус Христос о Себе Самом. О сем Свете и Пророк возвещал. Истинным Светом называет Его и Апостол ( Ин.1:9 ), Светом от Света, Богом истинным от Бога истинного ( 1Ин.5:20 ). Для просвещения людей и явился Сей Свет. «Нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» ( Мф.18:14 ). Люди малы среди разумных творений Божиих. Но в них напечатлен образ Бога. Посему-то Он и не пожелал, чтобы вконец погиб род человеческий. А средством к спасению его Бог избрал одно, Ему угодное, – посольство в мир Единородного Сына Своего. Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в он, не погибнет, по имать живот вечный ( Ин.3:16 ). И вот Слово, Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко единородного от Отца, исполнь благодати и истины ( Ин.1:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Воплотившись нас ради человек и нашего ради спасения, Сын Божий полагает основание Церкви Своей. Будучи Сам Светом, Он дарует ей свет слова Божия и обещает Духа Святого, каковое обещание и исполняет по вознесении Своем на небо. «Возвеселись, взывает пророк Исаия, обращаясь к Церкви, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, немучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа, говорит Господь. Распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих; не стесняйся, пусти длиннее верви твои, и утверди колья твои. Ибо ты распространишься направо и налево, и потомство твое завладеет народами, и населит опустошенные города. Не бойся, ибо не будешь постыжена; не смущайся, ибо не будешь в поругании; ты забудешь посрамление юности твоей, и не будешь более воспоминать о бесславии вдовства твоего. Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф – имя Его, и Искупитель твой – Святой Израилев; Богом всея земли назовется Он» ( Ис.54:1–5 ). Для Церкви, невесты Христовой, наступили счастливые времена. Возглавляемая Самим Христом и руководимая Духом Святым, она высоко поднимает светильник слова Божия и таинств для искания потерянной монеты Божией, заблуждающегося человека. Как женщина со светильником, она начинает выметать сор из дома, т.е. человечества. А сором этим были многоразличные виды заблуждений и беззаконий людей. Церковь свята, и члены ее должны быть таковыми же. Но человек сам своими только силами сделаться святым не может. Никто не чист от скверны; хотя бы един день жития его был на земле. Посему святая Церковь сама на себя берет заботу очистить, омыть и возобновить печать Царя на найденной ею драхме, т.е. человеке, уразумевшем тяготу своего безблагодатного состояния, в удалении от источника блаженства, истинного Бога. Но как человек уразумеет бедственность свою? Как уверует, если не услышит проповедника? Господь Иисус Христос, посылая апостолов на проповедь ко всем народам, заповедал им прежде научить, а потом уже крестить. Научить чему? Истинам веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

«Мы, говорит он Нафанаилу, нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса сына Иосифова из Назарета». Нафанаил с недоверием относится к этому известию. Филипп предлагает ему пойти и посмотреть. Спаситель, завидев Нафанаила, говорит: «вот, подлинно, Израильтянин, в котором нет лукавства». Нафанаил говорит Ему: «почему Ты знаешь меня?» Иисус сказал ему в ответ: «прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя». Нафанаил отвечал Ему: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев» ( Ин.1:45–49 ). Нафанаил нашел драгоценный жемчуг, Господа Иисуса Христа, и, продав, т.е. оставив все, пошел вслед за Ним, сделавшись учеником Его и апостолом. Если мы обратимся к истории Церкви Христовой, то узнаем, что она представляет нам примеры многих искателей драгоценных жемчугов, истины, и нашедших ее в лице Господа Иисуса Христа, в вере Христовой, в Церкви. Июня 1-го мы воспоминаем память святого мученика Иустина. Прочитайте житие его. Вот любитель истины язычник хочет найти ее в тогдашней науке. Он изучает ее у учителей, переходя от одного к другому. Однако ни один из наставников не удовлетворяет его. Никто из них не обладал драгоценною жемчужиною истины. Однажды Иустин встретил на морском берегу благолепного старца. Старец сей вступил с ним в беседу. Речь зашла о том, как и где найти истину. Старец указал на священные книги христиан, как единственный источник, из которого почерпается истина. А средством к познанию ее служит молитва . «Молись Богу истинному, говорил старец Иустину, да отверзет Он для тебя двери света, ибо никто не в состоянии уразуметь Божественного, если Сам Бог не поможет ему; но Он являет истину всякому, кто ищет ее с молитвою, и кто с любовью прибегает к Нему». Иустин простился со старцем и никогда не видал его более. Но слова старца глубоко запали в сердце искателя истины. Иустин сам говорит: «в душе моей возгорелся огонь любви к пророкам и святым мужам, которые суть друзья Христовы. Размыслив о словах старца, я понял, что единая истинная мудрость есть та, о которой он говорил мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Апостолы были люди простые, некнижные. Как все евреи, они ожидали Мессию в образе царя завоевателя. Но вот неожиданно они обрели Его в лице Господа Иисуса Христа. Апостолы уверовали, что Он есть Сын Божий, о Котором провещали Моисей и пророки. От неожиданного обретения сердце их исполнилось величайшей радости. В сердце же своем они и скрыли до времени веру, чтобы не терять ее и в такие минуты, когда ей предстояли испытания. А нашедши такое неизреченное сокровище, как Господь Иисус Христос, Апостолы продали все, что имели т.е. оставили дома, семейства, имущество и занятия свои, чтобы непрестанно следовать за Христом. И что же получили они за свои лишения? Этот вопрос занимал и Апостолов. От лица их всех Симон Петр спрашивал Спасителя: «вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?» Спаситель ответил так на вопрос Апостолов: «Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, в пакибытие, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен израилевых. И всякий, кто оставит дома, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во стократ и наследует жизнь вечную» ( Мф.19:27–29 ). Не одни только Апостолы находили это великое сокровище, Господа Иисуса Христа, когда Он еще пребывал плотью на земле. Малосведующие в законе и презираемые книжниками и фарисеями, мытари и грешники, уразумевали в Нем Спасителя, Целителя душ и телес. Жена самарянская и многие из ее сограждан также неожиданно нашли Господа. Самарянка, женщина невысоких правил жизни, боясь и стыдясь людей, в полуденный час одиноко шла к колодцу за водой с водоносами. При колодце сидел незнакомец. Вид его обличал в нем иудея. Но не было в нем иудейской гордости и презрения к самарянам. Незнакомец просит одолжить ему воды для удовлетворения жажды. «Как ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки? ибо иудеи с самарянами не сообщаются» ( Ин.4:9 ). «Если бы ты знала дар Божий, и Кто говорит тебе: дай Мне пить: то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Иными словами, Господь наш Иисус Христос есть Пророк. Он именно Тот Самый Пророк, о Котором некогда провещал законодатель ветхого Завета, дивный Моисей. «И сказал мне Господь, так пророчествовал он, Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и он будет говорить им все, что Я повелю Ему: а кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу» ( Втор. 18:17–19 ). И вот егда прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего Единородного, рождаемого от жены ( Гал.4:4–5 ), на землю, к людям, чтобы просветить их светом истинной веры и открыть им правила жизни богоугодной. Возвещали о Боге, учили благочестию и пророки ветхого завета. Но ни один из них не имел полной меры боговедения. Пророки ветхого завета получали от Бога дары Духа Святого не во всей полноте, но в меру служения. Посему и то, что они открывали людям о Боге и Его святой воле, было не полно и не совершенно. Только Господь Иисус Христос есть Пророк, Помазанник паче причастник своих, только Ему одному сообщены дары Святого Духа без меры, сполна ( Ин.3:34 ). Сам Он в назаретской синагоге о Своем пророческом служении изрек словами Исаии пророка: Дух Господень на Мне: Его же ради помаза Мя благовестити нищим, посла Мя исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати плененным отпущение и слепым прозрение: отпустити сокрушенныя в отраду; проповедати лето Господне приятно ( Лк.4:18–19 ) В этих словах Божий пророк Исаия провещал о том счастливом времени, когда явится на землю Мессия Господь. Преизобильно на Нем почиет Дух Господень. Помазанный свыше, Он совершит беспримерное, никогда не бывшее прежде, служение роду человеческому. Он будет благовествовать людям, сидящим во тьме и сени смертной, радостную весть о наступившем времени духовного прозрения, введет их в новый союз с Богом и избавит от рабства диаволу. Теперь все мы вемы, яко Сын Божий прииде и дал есть нам свет и разум, да познаем Бога истиннаго и да будем во истинном Сыне Его Иисусе Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010