Да, братие, Лазарь был человек ветхозаветный. Но ведь и в ветхом Завете Божественное Откровение научало людей веровать в Бога, Творца мира и Промыслителя, признавать бытие ангелов святых и духов злобы, ожидать по смерти всеобщего воскресения и праведного воздаяния за дела. Был в ветхом Завете еще один важнейший предмет веры, вера в грядущего Мессию, Искупителя. Эта вера, была спасительна и для ветхозаветного человека. Ею ветхозаветные праведные люди «побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не принявши освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» ( Евр.11:33–38 ). Такова сила веры была и у ветхозаветных людей богоизбранного еврейского народа. Праведные мужи ею были сильны. Только укрепляемые верою, они с мужеством переносили озлобления, мучения, побиения и смерть. Приточный Лазарь, ею же воодушевленный, терпеливо сносил свое бедственное положение. Он чаял утехи в будущей жизни. Горька была судьбина его, рассуждая по разуму человека мира сего: терпел он бедность, болезнь тяжкую и голод. Был праведный Иов на земли. Господь Бог попустил ему терпеть бедствия и болезнь после многих лет благополучия и довольства. Вот что говорил он, находясь в крайне бедственном положении: аще благая прияхом от руки Господни, злых ли не стерпим, во всех сих приключившихся ему, ничимже согреши Иов устнама пред Богом ( Иов.2:10 ). И бедный Лазарь подобно Иову не даде безумия Богу, не роптал, не бранил счастливцев мира сего, не завидовал. А почему? потому, что верою ожидал за терпение воздаяния в будущей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Святой Апостол Петр так о сем пишет: «Если, избегши скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, (принявшие крещение) опять запутываются в них (грехах), и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели познавши возвратиться назад от преданной им святой заповеди» ( 2Пет.2:20–21 ). Ясно, братие, что нам остается делать, когда мы сознаем себя грешниками. Виновность наша пред Богом велика. Но милосердие Божие безмерно. Приидите, глаголет Господь, и истяжимся. И аще будут греси ваши, яко багряное, яко снег убелю; аще же будут яко червленое, яко волну убелю ( Ис.1:18 ). Багряный и червленый цвет берется как показатель тяжести грехов. И таковые-то грехи Бог обещает простить и душу убелить. Но помните, братие, что говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем вашим, в посте и плачи, и рыдании ( Иоил.2:12 ). Пост, плач и рыдания покажут степень сокрушения о грехах. Сердце сокрушенное приемлет Господь лучше жертв. Аще исповедаем грехи наша, верен есть и праведен, да оставит нам грехи наша и очистит нас от всякия неправды ( 1Ин.1:9 ). С сердечным сокрушением о том, что согрешил, беззакония творил, неправдовал, соедини исповедания грехов пред священником. Он Богом поставлен для совершения Божественных таинств. Если священник разрешит, то будешь ты чист от грехов своих. Тогда святая Церковь как бы вторично обрела тебя. Для нее будет радость, как для женщины, нашедшей потерянную драхму. Эта женщина, по притче, обретши созывает другини и соседи, глаголющи: радуйтеся со мною, яко обретох драхму погибшую ( Лк. 15:9 ). Таково уже свойство радости. Она спешит проявиться вовне и с великим удовольствием сообщает о причине своего появления. Обрадованная женщина поделяется своею радостью с соседками и подругами. Очевидно, эти последние были с нею в дружбе и сочувствовали ей, а иначе ведь нельзя было и пригласить их порадоваться. Благополучие ближнего в последнем случае доставило бы им только печаль, а не радость.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» ( Мф.5:17–18 ). Все вещания и пророчества ветхого Завета должны были исполниться на лице Спасителя. А в ветхом Завете от лица Мессии пророк Божий взывал: внемлите, люди мои, закону моему, приклоните ухо ваше во глаголы уст моих. Отверзу в притчах уста моя, провещаю ганания исперва ( Пс.77:1–2 ). Вот, по пророчеству, Мессия будет проповедовать в притчах. Приметьте это, люди Израиля. Внемлите! Эта приточная речь Мессии будет одним из признаков, по которым вы узнаете Его. И Евангелист Матфей, который более других Евангелистов имел в виду показать, что на лице Господа Иисуса исполнились все пророчества ветхого Завета, точно усматривает в приточной форме учения Спасителя исполнение пророчеств – да сбудется реченное пророком, глаголющим: отверзу в притчах уста моя... ( Мф.13:35 ). Но, с другой стороны, мы не можем не заметить, что Спаситель, говоря и поучая притчами, оказывал великое снисхождение в любовь к слушателям. Кто были в числе их? Большею частью люди простые, некнижные, не разумевшие поучений закона и пророков: земледельцы, виноградари, рыболовы, пастухи, мытари и др. «Этот народ невежда в законе, проклят он» ( Ин.7:49 ), говорили гордые Фарисеи книжники об этих людях. Но те, которых вожди и руководители народа отталкивали с презрением, как проклятых невежд, вызывали у Спасителя сострадание, милосердие и любовь. Им Он благовествует тайны царствия Божия. Но они косны и неподготовлены к усвоению того, что должны и действительно с любовью желали слушать. Как же им помощь оказать? Мудрый и опытный учитель всегда сочтет нужным, особенно в начале учения, снизойти до уровня способностей учащихся. Только в таком случае и можно будет ожидать успеха в учении. Большую пользу приносят при этом и пособия в виде картин, карт с обозначением местностей, событий и др. Вот и Господь Иисус, примечая косность слушателей, снисходит к ним. Как Божественный Учитель, испытующий сердца учеников, Он указует им предметы, близкие к ним, и берет примеры из жизни обыденной, всем знакомой.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Здесь же приписка: «Собственноручная запись письмоводительницы Елецкого женского монастыря, рясофорной инокини Юлии, сделана по моей просьбе в Самарканде, в июле 1935 г. Смиренный епископ Тихон”. От редакции. Следует отметить, что по свидетельству самого митрополита Крутицкого Петра [Полянского] епископ Василий не имел от него полномочий на свои действия – см. первое письмо Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра [Полянского] Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] от 12.1929 г. 188 Сноска неверна. Вероятно, имеются в виду следующие стихи: “Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил сына своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его” ( Деян.3:13 ). 192 Вероятно, имеется в виду указ митрополита Сергия от 8(21).10.1927 г. «О поминовении за богослужением предержащей власти и об отмене поминовения всех епархиальных архиереев. находящихся в ссылках». 197 «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, этого не принимайте в дом и не приветствуйте его». 198 Касательно зарождения и первоначальных проявлений деятельности «Ярославской оппозиции» приводим следующую выписку: «Нашумевший... откол от митрополита Сергия ярославских иерархов, возглавлявшихся... митрополитом Агафангелом, не имел в себе ничего принципиального, а всецело возник на личной почве по инициативе митрополита Иосифа, бывшего архиепископа Ростовского. Группу этих иерархов составляли: митрополит Агафангел [Преображенский], архиепископ Серафим [Самойлович] Угличский, викарий Ярославской епархии, бывший Заместитель Патриаршего Местоблюстителя, митрополит Иосиф [Петровых], третий из указанных Патриаршим Местоблюстителем Заместитель, архиепископ Варлаам [Ряшенцев], бывший Псковский, временно управляющий Любимским викариатством, смиренный Евгений [Кобранов], епископ Ростовский, викарий Ярославской епархии. Так они подписались под своим постановлением об отделении от митрополита Сергия. Историю этого откола митрополит Сергий мне выяснил в таком виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Каждый получит награду по мере того, как подвизался на земле в вере и благочестии. Но счастливы те, которые плодоносны для вечной блаженной жизни. Они разумеют волю Божию, понимают значение слова Господа, любят его и согласно с ним сообразуют и волю свою. Они суть истинные рабы Господа, творящие волю Его. Но, братие, Господь Бог всем желает спасения и готов прийти на помощь подвизающимся. Да люди то упорствуют в своих похотях. Земледелец, когда сеет семена, намеренно не станет бросать их на дорогу или в камни и терние. Однако же зерна падают и туда, куда сеятель и не хотел бросать. И семя слова Божия назначено всем людям во спасение. Но оно упадает и туда, где не приносит плода. Бог по Своему милосердию не хочет и грешников оставить в неведении о путях спасения. Всем Он дает и благодать предваряющую. Если же люди не разумеют сего и разуметь не хотят, то и Бог не может спасать против воли. Но нет у Бога предопределенных к вечной погибели. Если же Господь всем хочет прийти в познание истины и спастись, то какая радость в этом для нас грешных! Пусть никто не впадает в отчаяние. Ныне чувствуешь и сознаешь, что сердце твое подобно торной дороге, не медли взять заступ слова Божия и с Божией помощью возделать его в плодоносную ниву. Верь, что труд твой увенчается успехом. Доселе сатана владел твоим сердцем. Скажи господину сему: довольно, я хочу быть рабом Господа и творить волю Его. И Бог тебе на помощь в твоем спасительном начинании. Пусть трудится с надеждою и тот, у которого сердце наполнено камнями и терниями страстных навыков. Вспомни, как сладки и приятны для тебя были, хотя в некоторые моменты, слово Божие и дела благочестия. Поверь, что такова их приятность и сладость во всякое время. Ты не испытал, как радостно в терпении приносить плоды для вечной жизни. Спроси подвижника благочестия. Он как будто страдает, запрещая себе утехи мира сего. Но он знает, что внушает слово Божие: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих! Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» ( 2Кор.1:3–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Обольщение богатством – это такое терние, которое может заглушить росток семени Божественной истины. Мнози падоша злата ради, и бысть пагуба их прямо лицу их ( Сирах.31:6 ), сказал ветхозаветный мудрец. И Господь наш Иисус Христос изрек: удобее есть велбуду (верблюду) сквозе иглины уши пройти, неже богату в царствие Божие внити ( Мф.19:24 ). Но многие с обольщением богатством соединяют еще прочии похоти, т.е. желают богатства, чтобы проводить жизнь в удовольствиях, лености, неге и роскоши, к глубоко кроющемуся в сердце тернию богатства прибавляются еще терния греховных пожеланий и дел. Тут уже сердце заполняется совсем. Если и упадет в него семя слова Божия, оно на некоторое время найдет место в сердце и может упасть даже глубоко. И страстные люди по временам чувствуют раскаяние и намерение исправиться. Но по времени греховные помыслы, желания и наклонности берут верх и заглушают душеспасительные чувства. Так семя слова Божия остается бесплодным в сердцах людей, обольщенных богатством и другими похотями. А сеянное на добрей земли, се есть, слышай слово и разумевая: иже убо плод приносит, и творит ово сто, ово же шестьдесять, ово же тридесять ( Мф.13:23 ). А иже на добрей земли, сии суть, иже добрым сердцем и благим слышавше слово, держат, и плод творят в терпении ( Лк.8:15 ). «Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумевающего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во стократ, иной в шестьдесят, а иной в тридцать». «А упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце, и приносят плод в терпении». Евангелист Лука доброю землею именует в человеке сердце доброе и чистое. Таковое способно к плодородию. Но могут спросить, как человек сам своими только силами может сделать сердце свое добрым и чистым? Не слово ли Божие свидетельствует, что«никто не благ как только один Бог» ( Мф. 19:17 ), и что никто не чист от скверны? Да, братие, доброта или благость в совершеннейшей степени принадлежит только единому Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Посему-то взывай к Господу Богу: к Тебе, Господи, воздвигох душу мою, на Тя уповах, да не постыжуся во век, ниже да посмеются врази мои ( Пс.24:1 ). Ведай, что Господь не оставит тебя без защиты и скорой помощи. Он Сам обещает сделать это. На аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и (его): покрыю и (его), яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его: долготою дний исполню его и явлю ему спасение Мое ( Пс.90:13–16 ). Так говорит Господь. Но не забывай и того, что только ищущего спасения спасает Бог. Он видит и знает все не только дела, но и помышления наши. Если ты живешь для Господа, то и Он с тобою против врагов твоих. Но горе тебе, если у тебя есть кумир на земле. Сердце твое привязано к нему. Ты не обладаешь уже свободою. Лежит на тебе ярмо, положенное врагом твоего спасения. Это ярмо уже не дозволит никому приобрести духа самоотвержения. А без сего, как предупредил Спаситель, никто не может быть Его учеником. Тако убо всяк от вас, иже не отречется всего своего имения, не может быти Мой ученик ( Лк.14:33 ), оканчивает Спаситель притчу. Отречься от имения, это значит избрать нищету ради Господа. Много на земле людей бедных. Но все ли они нищие духом ради Господа? Далеко нет. Многие из бедняков живут порочно. И самая бедность то произошла от таковой жизни. Иные предаются зависти и ропщут. Только тому из бедняков вменяется подневольная нищета, как добровольно избранная, который смиренно несет свой крест, не ропщет и не завидует. Кто не имеет имущества, тому, конечно, нечего и отрекаться от него. Спаситель, очевидно, разумел людей с достатками. Их-то пленяет часто имение. По словам Господа, трудно богатому войти в Царство Небесное ( Мф. 19:23 ). Богатство стоит на пути к небу и преграждает вход в него. Так что же, неужели никто из богатых и не будет достоин жизни вечной со Христом? Спаситель не говорит сего. Разве богатый не может отречься от богатства? Конечно может. Кто не слышал жития преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Да, соблазнители царствия Божия не наследуют. Это должно помнить всем. О если бы, братие, мы это помнили, как боялись бы мы делать то, что соблазняет наших ближних! Не только греховное, даже позволенное должно делать осмотрительно. Если брат мой соблазняется этим, то не стану делать того, что мне даже позволено. Послушайте, вот как говорит об этом св. апостол Павел: «пища не приближает нас к Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.... А согрешая таким образом против братьев, и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» ( 1Кор.8:8–9; 12–13 ). Бывает впрочем, иногда и так что ближние соблазняются от добрых наших поступков. Ну, в таком случае мы не виновны пред Богом, и совесть наша должна быть покойною. Книжники и Фарисеи, например, соблазнялись учением и делами Спасителя и богохульствовали. Но в этом их вина, а потому и достойный восприяли они суд. Избави Бог от Фарисейского ослепления. Оно есть неисцеленный недуг души, склонной всем соблазняться на свою погибель. Да избавить нас Господь и от сего пагубного недуга, а мы со своей стороны постараемся не вводить ближних в соблазн. Если сделаем это, то и Господь исполнит наше прошение: не введи нас, Господи, во искушение! Иссушение смоковницы Если море с его обитателями повиновалось Господу нашему Иисусу Христу, как своему Владыке, то и предметы суши были покорны Его голосу. В Евангелии благовествуется только об одном чуде этого рода. Мы разумеем иссушение смоковницы ( Мф.21:18–22 ; Мк.11:12–26 ). После Своего торжественного входа в Иерусалим, Спаситель на ночь, не остался в городе. К вечеру Он с апостолами вышел по дороге к Вифании. Это было селение, недалекое от Иерусалима, при подошве горы Елеонской. Здесь Спаситель провел ночь. Поутру на другой день Он снова пожелал быть в городе Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Кто, братие, из нас не слышал глубоко поучительных слов св. апостола Павла о Господе нашем Иисусе Христе. Вот что говорит апостол о Нем: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам, и по виду став, как человек; смирил Себя, быв послушным до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:6–8 ). Воплотившись ради нашего спасения, Единородный Сын Божий благоволил уничижить Себя. Но и в этом смиренном образе человека, не преставая быть Богом, Он проявлял Божественное Свое могущество и силу. Ему повинуется земля. Покорно Ему море. Его слушают и ветер, и бури, и волны морские. В Евангелии вот что благовествуется об этом. Проповедуя о царствии Божием в городе Капернауме и его окрестностях, Спаситель, утомленный, пожелал отдохнуть в пустынном месте наедине со Своими учениками. Видев же Иисус многи народы окрест себе, повеле ученикам ити на он пол ( Мф.8:18 ). Народ не хотел уразуметь, что Спасителю требовался отдых и покой хотя бы на краткое время. Толпы людей постоянно окружали Его. И не было возможности укрыться от народа. Потому Иисус и пожелал отплыть на восточный берег Галилейского моря. Там было место менее населенное, гористое, а посему и удобное для отдыха. Двинулись к морскому берегу. На пути неожиданная задержка произошла: из толпы выдвинулся книжник и, обращаясь к Иисусу Христу, сказал: «Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел» ( Лук. 9:57 ср. Мф. 8:19 ). Книжники иудейские много о себе думали. Они были учителями народа. Простой народ действительно почитал их. И вот теперь один из таковых книжников-учителей просит Иисуса Христа взять его к Себе в число учеников. Книжник думал, что он будет желанным человеком в сонме Христовых учеников. Он уже мечтал о своем высоком положении среди них, о почете, славе и уважении. Но все это были праздные мечты. Господь ведь ученикам Своим обещал награды на небе, а на земле им предстояли только труды, лишения, скорби и мученическая смерть. Зная помышления книжника, Спаситель указал ему, что он не может быть в числе учеников Того, Кого теперь называет Учителем и Господом. «Лисицы имеют норы и птицы небесные гнезда; а Сын Человеческий не имеет где приклонить голову», сказал Спаситель книжнику. Нечего и думать о покое, почете и славе в таком бедном обществе, где и Глава его не имеет даже пристанища. Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет ( Мк.8:34 ; ср. Лк.14:26 ) – вот что предстоит ученикам Господа, а не покой и радости земные.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Он дал ответ, не подумав. «Да» сказал апостол. И затем он вошел в дом, где находился Иисус Христос. Увидев Своего ученика, Он спросил его: «как тебе кажется, Симон, цари земные с кого берут пошлины, или подати, с сынов своих или с посторонних?» ( Мф.17:25 ). Не доразумевая, Петр отвечает: «с посторонних». Спаситель на это заметил: «итак сыны свободны» ( Мф.17:26 ). Смысл этой беседы Спасителя с Петром такой: апостолы уже исповедали, что Учитель их, Иисус, есть Сын Бога живого. Подать священная собиралась на храм Бога. Спаситель есть Сын Его Единородный. Должно ли Ему платить подать Отцу? Конечно, нет. Апостол Петр напрасно утвердительный дал ответ сборщикам. Сын Царя свободен от подати, которою обязаны Ему подданные. Теперь, вероятно, и Петр понял, что необдуманно он обещал сборщикам уплату священного сбора на храм. Но человеколюбие Спасителя безгранично. Он хочет и ученика вывести из затруднения и сборщиков не соблазнить. «Чтобы нам не соблазнить их, сказал Спаситель апостолу Петру, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми; и открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя» ( Мф.17:27 ). Хотя и справедливо было бы Спасителю не заплатить на храм Отца Своего, но Он благоволил уплатить. Для чего же? «Чтобы нам не соблазнить их», сказал Он Петру, дабы они не впали в ложное мнение о Спасителе, как презрителе храма. Смотри, как бережет Он немощную совесть сборщиков. Но, добровольно подчинясь законному требований, Спаситель и уплатил подать чудесным образом. Как Господь всеведущий, Он знает, что в устах первой, пойманной Петром рыбы, окажется монета, достаточная для уплаты подати за двоих. Но если хочешь, предположи, что Он сотворил монету в устах рыбы. Тогда признай, что Иисус есть Бог, всемогущий. Итак это чудо свидетельствует о божественных свойствах Господа нашего Иисуса Христа. Для назидания, братие, обратим внимание на то, как Господь Иисус научает нас Своим примером не соблазнять ближних. Всякий знает, что такое соблазн.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010