Да, язычники не думали о Боге истинном, дошли до потери веры всякой, работали греху и порокам. А Бог Сам благоволил открыть Себя им. Язычники нашли то, чего не искали. Дивное, чудное поле предлагалось им в обладание. Поле это есть Церковь Христова. В поле этом находятся изумительно дорогие сокровища: Христос, Истинный Бог, Глава, Домовладыка и Дух Святой, Истинный Бог, Животворящий раздаятель благ, слово Божие, живое и действенное, сила Божия во спасение верующему, закон Господень непорочный, обращаяй души, благодать спасительная всем человекам и рай, вечное блаженное жилище для праведных. Вот какие сокровища на поле, о котором услышали язычники из уст благовестников Христовой веры. Многие с радостью пожелали вступить в обладание этими сокровищами. Но как их приобрести? Нужно было оставить все, с чем сжились язычники, к чему привыкли и чем обладали в течение многих веков. И на это решались весьма многие. Они с апостолом Павлом, просветителем язычников, могли говорить: «что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего. Для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа» ( Флп. 3:7–8 ). Конечно, вы читали, или слышали жития и страдания святых мучеников. Многие из них и славны, и знатны и богаты были в мире языческом. И что же? Все презирали они ради Господа, и жизнь полагали за Него в страшных муках. Так высоко ценили они найденное ими сокровище на поле Христовом. Уже подлинно продавали они все земное, чтобы получить небесное, Божественное, вечное, столь блаженное, какового блаженства теперь человек и представить себе не может. Благодарение Господу, святая Церковь на Руси родной воспитала для себя многих великих, славных и святых людей. Вспомните хоть некоторых из них. Из времен древних, от первых веков существования Церкви на Руси, ярким светом светятся Антоний и Феодосий Печерские . Что мирское могло отвлечь их от того сокровища, которое нашли они в Христовой Церкви? Антоний покидает родную землю, дом и родных и уходит на гору Афонскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам, ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Ин.4:10,14 ). Какая чудная вода! Женщина: не понимает хорошо, о чем говорил незнакомец. Но она просит этой необыкновенной воды. Когда же говоривший с нею человек показал ей, что он знает всю ее жизнь, женщина воскликнула: Господи, вижу, яко пророк еси ты ( Ин.4:19 ). Нашла неожиданно женщина сокровище – пророка. Но не пророк только был пред нею и говорил с нею, а Господь Бог в образе человека. Это ей и было открыто. Вем, говорила самарянка, яко Мессия приидет, глаголемый Христос: егда той приидет, возвестит нам вся, что касается боговедения и богопочтения. На это ответил ей Господь Иисус Христос: Аз есмь, глаголяй с тобою ( Ин.4:25,26 ). Когда женщина возвестила в городе о своем обретении, то «многие самаряне из города того уверовали в Него, т.е. Господа Иисуса Христа, по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» ( Ин.4:39–42 ). Вот самаряне не искали, а неожиданно нашли сокровище, веру в Господа Иисуса Христа. С великою радостью они скрыли до времени это сокровище в сердце своем. А когда раздалось у них благовестие святых Апостолов о царстве Христовом, то самаряне с радостью покупали поле, в котором обреталось сокровище, т.е. вступали в Церковь чрез двери крещения ( Деян.8:5–25 ). Но вот приспела пора благовестия о Божием царстве и язычникам. Уже при Апостолах слово о Христе Спасителе разнеслось по разным местам языческого мира. Многие из обитателей их оставляли свои религиозные суеверия и принимали веру во Христа, крестились и становились членами духовного тела Христова, Церкви. Положим, что исполнялось с точностью провещание пророка Божия Исаии: «Я открылся, говорил Господь Бог, не вопрошавшим о Мне; Меня нашли не искавшее Меня: вот Я! вот Я! говорил Я народу, не именовавшемуся именем Моим» ( Ис.15:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

А если дети, то и наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Ибо, думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас». ( Рим.8:15–18 ). Святые желают прославиться со Христом. А для сего, самый надежный путь есть крестный, путь усеянный терниями, скорбный. Спаситель всем своим ученикам говорил: в мире скорбны будете ( Ин.16:33 ) и, побуждая их к терпению, заповедал: в терпении стяжите души ваша ( Лк.21:19 ). И Ап. Павел свидетельствует, яко многими скорбми подобает нам внити в царствие Божие ( Деян.14:22 ). Так ради вечного блаженного царствия праведный человек с радостью несет и скорби. Вот в этом и найди разгадку, насколько полезны беды и напасти даже для благочестивых людей. Они суть горнило, в котором очищается, тлеет ветхий человек, но обновляется новый внутренний. Они суть ограда, защищающая праведного от внутренних падений в гордость и самомнение. Для благочестивых людей напасти и скорби не наказания, а средства испытания их веры, твердости в терпении. Посему и нам, братия, как православным христианам, не подобает малодушествовать, роптать и впадать в отчаяние при разного рода напастях. Но мы, скажете вы, немощны, слабы. Мы сил не имеем, чтобы нам не только радоваться, но и спокойным быть в бедах. Так будем Господа просить, чтобы Он избавил нас от тяжелых и небезопасных для нас искушений. Но зато в радостях и благополучии будем вести себя, как подобает истинным христианам, чадам Отца небесного, а иначе, ведь скорби и напасти будут для нас необходимы, как средство для обращения нас к Богу, для плача и покаяния в грехах. Но в чем же заключалась беда Иаира? Была у него единственная дочь, лет двенадцати. Ее постиг тяжелый недуг. Казалось, что жизнь ее была в опасности. Сам отец заявлял, что пока он шел к Иисусу Христу, дочь его, быть может, уже скончалась. Можно понять горесть отца. С тяжелым чувством грусти повергается Иаир к ногам нашего Спасителя. Приметь, каково его смирение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

А речь о хлебе небесном, сшедшем с небес, который есть Господь наш Иисус Христос, соблазняет слушателей. После сей речи «многие из учеников Его отошли от Него, и уже не ходили с Ним» ( Ин.6:66 ). Видимо слово Господа падало на почву каменистую. Слушатели, сначала слушали с радостью. Слово производило благотворное действие. Но это продолжалось недолго. Не укоренилось оно в сердце слушателей, ибо там не было веры в Господа Иисуса. Когда же Спаситель обратился к Своим двенадцати ученикам и спросил их: «не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни. И мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго» ( Ин.6:67–69 ). Апостол Петр и прочие из двенадцати сердцем восприяли, что Иисус Христос есть Сын Бога живого, а потому имеет глаголы вечной жизни. Пусть слово Его пока остается невразумительными, но Он учит вечным, непререкаемым, Божественным истинам. Кто же мог бы заменить Его, и к кому они пойдут? Вот слово Божие упало на добрую почву и принесло плод. А те, которые ушли, говоря: жестоко есть слово сие (слово Господа Иисуса о таинстве причащения Тела и Крови Его) и кто может его послушати? ( Ин.6:60 ), и сами ответили, что слышать и воспринять слова этого они не могут, а потому и уходят. Слово Божие в этом случае пало на почву каменистую. Судя по началу, как будто можно было ожидать и доброго плода. Семя Божественного слова воспринималось слушателями. Но так как в сердцах их не оказалось корня веры, то оно и не могло укрепиться, произрасти и плода принести. Почитайте историю Церкви Христовой на земле в первые три века ее существования. Исповедников Христовой веры жестоко тогда преследовали. И что же? Одни из христиан терпели озлобления, биения, поношения, муки и смерть, радуясь о Господе. Другие, хотя добровольно принимали святое крещение по вере во Христа, однако во время испытаний кровавых, падали и отрекались от веры в Спасителя и будущую блаженную жизнь. У первых благовестие о Христе, упав на добрую почву сердца, принесло обильный плод для жизни вечной.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Но Божественная закваска начала производить свое действие и продолжает его. Когда будет конец, в какое время все человечество преобразится, то ведомо только Богу одному. Не можем мы о сем и гадать. Не открыл Господь сего времени, но повелел всем верующим в Него бодрствовать и жить так, как бы они уже на завтрашний день ожидали второго пришествия Его. То верно, что многие из людей не пожелают и слышать благовестие о Спасителе. Многие вооружались и вооружаются против благовестников Христовой веры. Да и из вступивших в число членов Христовой Церкви иные не захотят выполнить тех обетов, которые они давали при крещении. Падшие были и во дни гонений на Церковь . Будут таковые и без гонений. Ад не останется, к сожалению, без обитателей. Значит, день оный, день завершения возрождения людей, придет, когда некоторые еще останутся безучастными в дарах Святого Духа, следовательно, и не обновленными духовно, ветхими, тлеющими в похотех прелестных. Посему, говорит Спаситель верующим: «смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством, и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно. Ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному. Итак, бодрствуйте на всякое время, и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» ( Лк.21:34–36 ). А бедствия, о которых упоминает Спаситель, относятся к числу признаков Его второго пришествия. Они будут проявляться в междоусобных войнах, землетрясениях, голоде, моровых язвах и других бедствиях. В самих людях можно будет примечать в качестве признаков скорого пришествия Господа для суда: уменьшение веры и любви, умножение беззаконий и пороков и, наконец, появление антихриста. Однако никто не может и по этим признакам с точностью определить, когда придет Господь судить живых и мертвых. В символе веры мы ежедневно исповедуем Господа, паки грядущего со славою судить живых и мертвых. Если же мы в этом уверены, то будем бояться осуждения. Горе тем, которые услышат тогда страшный приговор: идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его ( Мф. 25:41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Вот что Сам Бог говорил об еврейских пастырях чрез пророка Иезекииля: «Сын человеческий! изреки пророчество на пастырей израилевых, изреки пророчество, и скажи им, пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям израилевым, которые пасли себя самих! Не стадо ли должны пасти пастыри? Вы ели тук, и волною одевались, откормленных овец заколали, а стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью» ( Иез.34:2–4 ). Что же удивляться тому, что евреи «все блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу» ( Ис.53:6 ). Но Господь Бог умилосердился над заблудшими овцами и послал к ним Пастыря Великого, Истинного и Благого. Раздался на земле Его голос. Те, которые еще способны были хотя сколько-нибудь слушать, откликнулись на призыв Пастыря, Господа нашего Иисуса Христа. Больные душою, мытари и грешники, теснятся близ Него в надежде получить уврачевание своих душевных недугов от Врача душ и телес. Воистину, Господь оставил как бы на небе праведных, которые в безопасности пребывают, и сошел на землю к заблудшим, больным и порочным. Он ищет их, ищет, не щадя Себя. Он утомляется, страдает, подвергается гонению, связывается, бичуется, по ланитам заушается и умирает на кресте. Так возлюбил Он заблудших овец, так желал обращения их и приведения к Отцу, к сонму святых Ангелов и праведных мужей. И как радовался Он, когда заблуждшие обретались, грешные приносили покаяние и порочные решались возненавидеть пути греховной жизни. Точно на рамена Свои возлагал Он заблудшее и горохищное овча и доставлял ее с радостью на небо, в истинное отечество людей. Но скорбь великую доставляли Спасителю нашему те, которые считали себя здоровыми и не имеющими нужды во Враче. Пусть даже между этими мнимыми праведниками, как книжники и фарисеи, не было злодеев и крайне порочных людей. Но праведность подзаконная не оправдывала человека пред Богом. Закон был только путеводителем ко Христу, единому Врачу душ.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Это самое Иисус Христос разъясняет в двух притчах. Он вопрошает: кто бо от вас, хотяй столп создати, не прежде ли седе разчтет имение, аще имать, еже есть на совершение; да не когда положит основание, и не возможет совершити, вси видящии начнут ругатися ему, глаголюще, яко сей человек начать здати, и не може совершити ( Лк.14:28–30 ). По русскому переводу: «кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить». Образ, притча или подобие, взят из жизни обыденной. Всякий человек, намереваясь строить большое здание, столп, не сочтет ли нужным сделать смету расходов и справиться, найдутся ли у него средства к совершению задуманного дела? Без средств не выстроишь палат. Ясное дело, нужны деньги. Да знать нужно, сколько потребуется их, хотя приблизительно. Так и в духовной жизни, крайне нужно самоиспытание. Требуется ведь овладеть небом, вечною блаженною жизнью. Это достигается только чрез веру во Христа и жизнь по Его заповедям в Церкви Православной. Предположите взрослого язычника. Он услышал благовестие о Христе. Прежде крещения ему должно научиться истинам веры и испытать себя тщательно, может ли он твердыми стопами следовать по пути заповедей Христовых. Без испытания возможны будут и отступства от веры, отречения от Христа. Это означало бы, что положено основание спасения, а затем, за неимением духа самоотвержения, созидание прекратилось. Мы, братие, с малолетства положили основание к спасению. Младенцами были, как нас сочетали со Христом и крестили во имя Отца и Сына и Святого Духа. И теперь нам уже взрослым даруются необходимейшие пособия к благосозиданию себя в духе Христа. Какие же пособия? Благодать Святого Духа, сообщаемая нам во святых таинствах Церкви. Эта благодать спасительна для всех, достойно воспринимающих ее. Но ведайте то, что благодать не спасает нас без нас самих. Иначе, нужны подвиги с нашей стороны. Несение креста, который Бог посылает, должно быть безропотно, борьба со грехом непрестанна, распятие плоти, т.е. укрощение страстных влечений неустанное. Если же сего не будем совершать, то посмеется над нами враг нашего спасения, диавол. Вот люди, которые положили с Божией помощью прекрасное начало спасения своего. Туне, даром давались им и пособия к достижению цели. Но у них не достало терпения. Посему они и не окончили начатого дела. И будет великая радость диаволу и его клевретам. Порадуется он нашей погибели и посмеется нам в лицо. Господи, избави нас от сей беды!

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Проходят столетия. Промысл Божий бдит над избранным родом Авраама. Особенно ясно проявилась десница Промыслителя Бога в жизни Иосифа, сына Иакова. Проданный в рабство, Иосиф был Самим Богом возвеличен, прославлен и стал спасителем от голодной смерти своего отца и братьев. Вот родные замыслили и сделали зло брату своему. Бог же обратил это зло во благо и самому Иосифу и тем, которые совершили зло. За сим следует долголетнее пребывание потомков Иакова в Египте, избавление их от рабства и выход из Египта в землю обетованную. Теперь-то Господь Бог почитает необходимым сохраннее благоустроить духовный виноградник Свой. Он оплотом огради его, т. е. обнес оградою. Изгородь вокруг садов защищает их от воров и животных. И любители чужой собственности, и незваные гости из мира животных могут произвести опустошения в садах. Домовитый хозяин принимает меры предосторожности, защищая сад. Так и Господь Бог поступает со Своим духовным виноградником, т.е. избранным еврейским народом. Вокруг него в земле обетованной живут идолопоклонники. Палестина служит дорогою из Египта в Сирию. По ней проходят люди, провозятся и товары. По ней проносятся и заблуждения людей, языческие разновидные служения бесам. Как было оставить избранный народ без ограды от сих добровольных и непроизвольных носителей тьмы языческого заблуждения? И вот Господь Бог дает ему закон, как ограду от них. «И изрек Бог к Моисею все слова сии, говоря: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им». Из огня и пламени, при громе и трубных звуках говорил Бог Господь слова сии. И пророк Божий Моисей пред смертью заповедал народу еврейскому точно исполнять закон. «Если не будешь стараться исполнять, говорил пророк Моисей, все слова закона сего, написанные в книге сей, и не будешь бояться сего славного и страшного имени Господа, Бога твоего, то Господь поразит тебя и потомство твое необычайными язвами» ( Втор. 28:58–59 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Но Господь по Своему милосердию не дал нам всем таковой заповеди, а совет Его богатому юноше держи на уме и говори, что ты человек немощный и совета Господа исполнить не можешь, хотя и возлюбил его. Но за сие не делай из богатства себе кумира, не служи ему всею душою. Ведь Господь же сказал: «никто не может служить двум господам; ибо, или одного будет он ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» ( Мф.6:24 ). Но если же ты, ради хозяйства или торговой прибыли, не находишь времени для исполнения важнейшего христианского долга, то ясно, что ты усердствуешь богатству более, чем Богу. Ты имеешь своего идола, которому служишь до забвения Господа. Теперь сам посуди, что может тебя ожидать в будущей жизни. Бойся услышать голос Праведного Судьи: «иди от Меня, проклятый, в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф.25:41 ). Одни из званных на брачный пир царского сына отказались от участия в нем по суете мирской, по пристрастию к наживе, а другие поступили еще хуже. Прочии же емше рабов его (царя), досадиша им, и убиша их ( Мф.22:6 ). Никакого зла рабы эти не сделали званным. Она были исполнителями воли пославшего их. Но Сам Пославший действовал по великой любви к званным. Много огорчений и обид причинили они царю. Пророков избили, вознесли на крест и единородного Сына Царя. А он еще любит злодеев и следующим послам, т.е. апостолам, велит идти снова звать уже прежде званных. Апостолы так и делают. По вознесении Спасителя на небо, они остаются в Иерусалиме. В день Пятидесятницы, по сошествии Святого Духа на них, они благовествуют о Христе иудеям. Успех проповеди возбуждает гнев в книжниках фарисеях и саддукеях. После чудесного исцеления хромого, апостолов Петра и Иоанна влекут в судилище для допроса, как будто они совершили какое преступление, и запрещают им проповедовать о Христе. Апостолы исполняли Божие повеление, а потому и властям заявили, что не могут слушаться их. Когда же они проповедовали безбоязненно и совершали великие чудеса, исцеляя больных, то «первосвященник и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти, и наложили руки свои на апостолов, и заключили их в народную темницу; а на другой день подвергли побоям» ( Деян.4:18, 5:17–18, 40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Но поверь, не найдешь и не трудись искать. Лучше со смирением исполняй все, что Бог чрез Церковь повелел. Если согрешил, так и говори, что согрешил; а не изобретай лукавых слов для извинения себя. Моли Господа, чтобы Он простил твой грех . Бог любит смиренных и кающихся. Но может быть кто-нибудь спросит, почему же Спаситель при жизни Своей на земле не распределил времени постов и не налагал их на Своих учеников? Распределить, конечно, Он не хотел, потому, что не совершились еще и самые события, в воспоминание которых установлены посты. А почему Он не заставлял учеников Своих поститься, то отчасти уже ясно из ответа Его вопрошавшим ученикам Иоанна и фарисеям. Но Спаситель пожелал указать и другую причину. Посему Он и сказал им следующую притчу: Никто бо приставляет приставления плата небелена ризе ветсе: возмет бо кончину свою от ризы, и горша дира будет. Ниже вливают вина нова в мехи ветхи: аще ли же ни, то просадятся меси, и вино пролиется, и меси погибнут: но вливают вино ново в мехи новы, и обое соблюдется ( Мф.9:16–17 ). И никтоже пив ветхое, абие хощет новаго: глаголет бо: ветхое лучше есть ( Лк.5:39 ). «Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленной ткани; ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают; но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое». «И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого; ибо говорит: старое лучше». Когда у тебя на одежде, еще годной к употреблению, появятся местами протертые места, дыры, ты, конечно, поспешишь заплату положить на них. Дело известное. Но благоразумно ли будет пришить твердую новую ткань? Она ведь будет сильно притягивать к себе при сшивании края протертого места, а эти последние слабо держатся сами и, уступив силе, оторвут часть старой одежды. Дыра будет еще больше. Так погибнет и часть новой, да и старая испортится. Пропадет труд твой, и убыток будет явный. Старая одежда это образ ветхого человека, не облагодатствованного.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010