Одна принадлежала Симону, прозванному впоследствии Петром, и Зеведею, отцу Иакова и Иоанна. Владельцы лодок сидели на берегу и вымывали сети. Всю ночь они трудились и не поймали ни одной рыбы. Усталые, они готовы были уже собрать сети и идти домой. Но вот известный уже им Учитель входит в лодку, которая принадлежала Симону, и просит его отплыть несколько от берега. Слушатели оставались на берегу. Поместившись на краю, Спаситель продолжал Свои поучения. Евангелисты умалчивают о том, долго ли на сей раз учил Иисус Христос. Но, окончив учение, Он велел Симону войти в лодку. «Отплыви на глубину», сказал ему Спаситель «и закиньте сети свои для лова». Сети «суть малое орудие для ловли рыбы». Обыкновенно ими ловили на мелких местах близ берегов. На глубинах они негодны. Симон издавна был рыболовом. Он это знал. Но он уже был свидетелем чудес Спасителя. Невозможное для человека – возможно для Бога. Вот почему Симон выражает готовность повиноваться своему Учителю «Наставник! мы трудились всю ночь, и ничего не поймали», сообщает он Спасителю и не для того, конечно, чтобы заявить Ему о бесполезности новой попытки. Как опытный рыболов, он, правда, знает, что ночная пора есть самое удобное время для ловли рыб. Но ночь уже прошла, и труды потеряны. Тем более этого нужно ожидать от попытки поймать рыбу днем. Но с ними Учитель. Он Чудотворец. Разве теперь благовременно колебание и недоверие? По глаголу Твоему ввергу мрежу, заявляет Симон. И точно, слово свое он быстро привел в исполнение. Пригласив сотоварищей, Симон закинул сети. И что же? И се сотворше, яша множество рыб много: протерзашеся же мрежа их, т. е. поймали такое множество рыб, что сети не выдерживали. Тогда «они дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть». Вот как Спаситель вознаградил послушание. Там, где по человеческому расчету, нечего было и думать об успехе, там труд принес обильный плод. Подлинно Господь благословил дело. Это было чудо и великое чудо.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Подлинно, это были прекрасные листья, которыми украшалось и величалось еврейское древо. Оставалось ему только бы плоды приносить. Но этого-то именно еврейскому народу и недоставало. Вместо истинной плодоносной праведности, вожди народа выдвинули на первый план внешность. Наряду с божественным законом нагромоздили они тысячи правил внешнего поведения. На этой почве возродились и возросли лицемерие и ханжество. И пороки эти так окрепли и укоренились, что иссушили все живительные соки еврейского народа. Он стал бесплодным. Пророк Божий Иоанн уже возвещал: «не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» ( Мф.3:9–10 ). И Спаситель на примере иссушенной смоковницы показал, что ожидает еврейский народ. Все то, братие, в точности и исполнилось. Но бесплодная, иссушенная Спасителем смоковница останется навсегда образом лицемерной жизни и в христианстве. Что пользы в том, что кто либо носит имя христианина, принадлежит к Церкви Православной, а плодов истинной праведности не приносит? Воистину таковой бесплоден и, как бесполезный для царства Божия, погибнет. Суд и осуждение ожидают и тех, которые надевают на себя личину жизни истинно христианской, а в действительности не имеют ее качеств. Они совне показывают себя добрыми христианами, строго для виду исполняют требования правил и уставов, но для чего? Чтобы люди видели их и прославляли. Пусть знают таковые, что в прославлении людей и вся их награда. От Бога уже им нечего ожидать. Они для Него не трудятся, не любят Его. А кто не в Бога богатеет ( Лк.12:21 ), того и Бог отвергнет. Боже сохрани от лицемерия и ханжества: тяжкие и мерзкие это грехи, – они показывают в конец испорченное сердце человека. Апостолы слышали, какой приговор произнес Спаситель над смоковницей. На другой день опять им приходилось проходить тою же дорогою. Они увидели засохшую смоковницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Его отвергли вожди иудейского народа. Но Он Себя Самого положил в основание Церкви. Он стал Главою ее. И основания инаго никто же может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос ( 1Кор.3:11 ). На сем единственном основании и стоит Церковь Христова. Как Краеугольный Камень, Господь Иисус Христос соединил в Себе некогда разрозненных язычников и иудеев. «Вы, говорит Апостол Павел уверовавшим во Христа язычникам, вы были в то время (до обращения к вере) без Христа, отчуждены от общества Израильского, заветов обетования, не имели надежды и были безбожниками в мире; а теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровью Христовою. Ибо он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотью Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством Креста, убив вражду на нем, и пришед благовествовать мир вам, дальним и близким, потому что чрез Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном духе» ( Ефес.2:12–18 ). Но зиждущии, т.е. книжники фарисеи, ленивые и нерадивые, порочные деятели в Божием винограднике, читавшие пророков и закон, не приняли во внимание голоса Псалмопевца. Намеренно смежили они глаза, чтобы не видеть, и заслонили уши, чтобы не слышать, – отолсте бо сердце людей сих. Камень Христос был ими отвергнут. Но на Нем основывается новое Царствие Божие. Виноградник передается новым виноградарям. Старые деятели изгоняются, ибо они сами не хотят войти в этот обновленный виноградник. По этой то причине, сего ради глаголю вам, продолжал Спаситель Свое слово к слушателям притчи, яко отъимется от вас Царствие Божие, и дастся языку, творящему плоды его ( Мф.21:43 ). Царствие Божие или Церковь Христова, основанная на Камне Христе, дастся, по словам Спасителя, иному языку, другому народу. Какому же это? В Церкви Христовой несть еллин, ни иудей, обрезание и не обрезание, варвар и скиф, раб и свобод, но всяческая и во всех Христос ( Кол.3:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

И емше делателе рабов его, оваго убо биша, оваго же убиша, оваго же камением побиша ( Мф.21:35 ). Разгневанные нерадивые делатели в винограднике Божием прибегли к насилиям, чтобы заглушить голос посланников Божиих. Иным из них они наносили оскорбления побоями, других убивали и камнями побивали. Но Господь Бог долготерпит. Не обнаруживает Он намерения уничтожить создание рук Своих. Виноградник запущенный и не плодоносный остается целым. Даже деятели в нем те же. Значит, Господь ожидает еще раскаяния и исправления сих злых виноградарей. Он паки посла иные рабы множайша первых ( Мф. 21:36 ). Св. Евангелисты Марк и Лука отмечают троекратное посольство слуг ( Мк.12:2–5 ; Лк 20:12 ). Сущность смысла притчи от сего не изменяется. Не два, не три, а многочастне и многообразне Бог говорил евреям чрез пророков ( Евр.1:1 ). Сам Бог чрез пророка Иеремию говорил им: «С того дня как отцы вышли из земли Египетской, до сего дня Я посылал к вам всех рабов Моих пророков, посылал всякий день с раннего утра» ( Иер.7:25 ). Как же принимали евреи сих посланников Божиих? Они не желали слушать их. Господь Бог говорит чрез пророка Иеремию: «Они не слушали Меня и не преклоняли уха своего, а ожесточили волю свою, поступили хуже отцов своих» ( Иер. 7:25 ср. Иер.44:4–5 ). И сотвориша им такоже. С новыми послами домохозяина, поступили так же, как и с первыми: иных оскорбили поруганиями и побоями, других умертвили, а иных каменьями побили. Св. Ап. Павел, воспоминая о провозвестниках воли Божией в ветхом Завете, говорит о кончине их так: «иные замучены были... другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» ( Евр.11:35–38 ). «Кого из пророков не гнали отцы ваши?» вопрошал св. архиадиакон Стефан в своей речи членов синедриона ( Деян. 7:52 ). Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Господа Иисуса Христа. И Спаситель в Своей обличительной речи указывает на то, что говорили сами руководители народа, книжники фарисеи: «если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков ( Мф.23:30 ). Да, отцы их много пролили крови слуг Божиих. Они знают это и сами свидетельствуют о сем. О, преславное Божие милосердие! Люди забыли Бога, жили греховно, озлобляли праведников, а Промыслитель Господь бережет еще Свой виноградник, несмотря на злобное настроение делателей в нем, на их леность и нерадение к делу Божиему.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Издавна было так, что все сектанты желали подкреплять свое ложное учение словами священного Писания. Для сего они брали и берут из него отдельные речения и стихи, без связи с другими. Известное дело, если злоупотреблять словами свящ. Писания, то можно, пожалуй, всякую ересь оправдать. Вот богомерзкое дело скопцов, и то они сами обосновывают его на словах Писания. А пашковцы, молоканы и штундисты всюду выставляют напоказ, что они твердо стоят на почве священных книг. Они отрицают Церковь, священство, таинства и обряды и одно твердят, веруй только и спасешься. Так будто учит и слово Божие. При этом они показывают, обыкновенно Новый Завет , в котором по местам строки подчеркнуты Красными чернилами. Но вы, православные, говорите сектантам: кто вам сказал, что Библия есть священная книга, содержащая в себе Божественное откровение? Откуда вы узнали, что напр., первое Евангелие написал св. Ап. Матфей, второе – Марк и т. д.? Ведь это нам поведала св. Церковь, которая, по Апостолу, есть столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ). А сектанты наши вышли из церкви. Они не признают ее прав на учение и не верят ей ни в чем. Так пусть же не доверяют свидетельству ее и о достоинствах Библии . А это кто им поведал, что будто только стоит уверовать во Христа, и уже спасен человек. Не слово ли Божие говорит: Кая польза, братие моя, аще веру глаголет кто имети, дел же не имать; еда может вера спасти его; вера, аще дел не имать, мертва есть о себе... Ты веруеши, яко Бог един есть: добре твориши: и беси веруют, и трепещут. Хощеши ли рузумети, о человече суетне, яко вера без дел мертва есть. На русском языке прочитайте им это же: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?.. Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе... Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» ( Иак.2:14–20 ). Так пусть не говорят сектанты, что уверуй, и ты уже спасен.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Господь наш Иисус Христос есть Единородный Сын Божий и по человечеству наследник всего Божьего достояния. Он Сам говорит: вся мне предана суть Отцом Моим ( Мф.11:27 ), а посему Ап. Павел и прямо именует Его Наследником, имже Бог Отец и веки сотвори ( Евр.1:2 ). Но будучи сиянием славы Отчей и образом Ипостаси Его и держа все словом силы Своей ( Евр.1:3 ), Единородный Сын Божий явился на землю в образе человека. Слово, Второе Лицо Пресвятой Троицы, стало плотью ( Ин.1:14 ). Оно благоволило принять в единство Божественного лица человеческое естество. Явился на земле Богочеловек. Он во своя прииде, пришел к своим ( Ин.1:11 ), в свой собственный виноградник. Тридцать лет прожил Он от Своего рождения в безвестности. Только немногие избранные знали о Нем. Но после крещения от Иоанна Богочеловек выступил на общественное служение. Божественное учение Его и чудеса обратили на Него внимание. Но делатели злые виноградника, т.е. народные руководители из партии фарисеев книжников и саддукеев совет сотворили погубить Иисуса. За что? Они сами не находят вины. После воскрешения Лазаря «многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него. А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус. Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: «что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставить Его так, то все уверуют в Него» ( Ин.11:45–48 ). Что же будет, если все уверуют? На совете члены его умолчали о том, что действительно будет, и указали на мнимую опасность от римлян. Но ведь ясно им было, что Иисус, Наследник достояния Божия, неисправных делателей в винограднике подвергнет взысканию и заслуженному ими наказанию. Все в Него уверуют, и Он будет Главою нового виноградника, а нерадивые виноградари изгнаны будут вон. Понимают это первосвященники и фарисеи. И вот «один из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им (членам совета): вы ничего не знаете и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» ( Ин.11:49–50 ). Как этот голос напоминает совещание виноградарей: приидите, убием его! Нам лучше будет, мечтают они. Мы удержим достояние его. Мы останемся деятелями в Божием винограднике, церкви ветхозаветной. И все у нас пойдет по-прежнему. Ни откуда опасности не будет. Господство останется в наших руках.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Да, подтвердил Спаситель ответ книжников, приидет и погубит делатели сия и вдаст виноград инем ( Лк.20:16 ). Это исполнится и так скоро, как того не ожидают вожди народа иудейского. Некоторые догадывались, что притча к ним относится. Значит, и приговор, произнесенный книжниками и подтвержденный Спасителем, исполнится над ними самими. Слышавше же этот приговор, рекоша: да не будет, избави Бог ! Страшно и подумать о бедствии. А им угрожает Учитель. Да и правильно. Так рассудили и книжники, хотя приговор более всего их касается. Они хотели завладеть виноградником, а вместо того сами будут изгнаны из него, и он будет передан другим. Спаситель, взглянув на них, сказал: несте ли или николиже в писаниях: камень, егоже не в ряду сотвориша зиждущии, сей бысть во главу угла. От Господа бысть сие, и есть дивно во очию вашею ( Мф.21:42 ). Да, в псалме Боговдохновенный Песнопевец взывал: «вот врата Господа; праведные войдут в них. Славлю Тебя, что Ты услышал меня и соделался моим спасением. Камень, который отвергли строители, соделался главою угла. Это от Господа, и есть дивно в очах наших» ( Пс.117:20–23 ). Псалмопевец вещал о новозаветных временах. Какая это будет счастливая пора! Вот явятся Врата или Дверь с неба. Аз есмь дверь овцам ( Ин.10:9 ), сказал о Себе Господь наш Иисус Христос. В Нем наше спасение, надежда и отрада, буду петь и славить Его. Он есть Камень, соделавшийся главою угла. Его отвергли строители ветхозаветной церкви: законоучители, книжники и фарисеи. Но что сделают люди против Божьего дела? Камень сей Христос от Господа. Посему-то Он и мог стать Главою угла. Отверженный иудеями, Он оказался столь многоценным и твердым, что не только вошел наряду с другими камнями в состав здания, но стал угольным, соединившим собою две стены, т.е. уверовавших из иудеев и язычников. Пророк говорит, что от Господа это было. Ни человек, ни ангел не мог составить такого угла. В глазах наших, по нашему мнению, дивно это. Дивен союз двух народов в деле веры и благочестия. Ясно, что Божий пророк вещал о Мессии, Господе Иисусе Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Третья заповедь блаженства читается так: Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. Кротостию именуется такое состояние духа, которое соединено с осторожностию никого не раздражать и ничем не раздражаться, не роптать не только на Господа Бога, но и на людей и, если происходит что-либо противное нашим желаниям, не предаваться гневу и не превозноситься. Кротким Господь дает такое утешительное обетование, что они наследят землю. Если вспомнить из церковной истории о распространении веры Христовой, то это обетование уже исполнилось буквально. Кроткие христиане первых трех веков не истреблены были гонителями язычниками, но наследовали вселенную, которою обладали прежде почитатели ложных богов. Дальнейшее же значение этого обетования относительно христиан вообще и каждого из нас порознь состоит в том, что мы все, если пребудем кроткими, получим наследие, как выражается св. царь и пророк Давид, на земли живых,где нет смерти, т.е. в царстве славы, вечном и блаженном. Четвертая заповедь блаженства: Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. Под именем правды должно разуметь всякое богоугодное дело, всякую добродетель, желательные христианину как пища и питие, но по преимуществу, должно разуметь оправдание человека, повинного пред Богом, посредством благодати и веры в Господа Иисуса Христа. Об этой правде св. ап. Павел говорит так: Правда Божия верою Иисус Христовою во всех и на всех верующих: несть бо разнствия, вси бо согрешиша, и лишени суть славы Божия, оправдаеми туне благодатию его, избавлением, еже о Христе Иисусе, Егоже предположи Бог очищение верою в крови Его, в явление правды Своея, за отпущение прежде бывших грехов. " Правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением, во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, содеянных прежде». ( Рим. 3:22–25 ). Алчущими и жаждущими правды называются те последователи Господа Иисуса Христа, которые любят делать добро, а не почитают себя праведными. Считая же себя за грешников, во всем повинных пред Господом Богом, они алчут и жаждут оправдания через веру в Господа Иисуса Христа как духовной пищи и пития и желают насытиться молитвою и подвигами веры. Обетование же насыщения нужно понимать так: как насыщение телесное приносит а) прекращение голода и жажды, б) подкрепление тела пищей, так и духовное насыщение означает: а) внутреннее успокоение помилованного грешника и б) приобретение силы к деланию добра благодатью оправдывающей. Совершенное насыщение души, сотворенной Господом Богом для наслаждения бесконечным благом, последует в жизни вечной, как говорит св. псалмопевец: насыщуся, внегда явитимися славе Твоей ( Пс. 16:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

О почитании Государя и предержащей власти Священное Писание свидетельствует не раз один. Святой ап. Павел пишет к христианам римским: Всяка душа властем предержащим да повинуется: несть бо власть аще не от Бога, сушыя же власти от Бога учинены суть.Темже противляяйся власти Божию повелению противляется: противляющиися же себе грех приемлют ( Римл. 13:1–2 ). Спаситель заповедует воздавать кесарева кесареви, и Божия Богови ( Мф. 22:21 ). Св. ап. Петр внушает христианам: Бога бойтеся, Царя чтите ( 1Пет. 2:17 ), а ап. Павел умоляет молиться за Царя, и за всех, иже во власти суть ( 1Тим. 2:2 ). Предел, до которого должна простираться любовь к Императору, указует нам Сам Спаситель, говоря так: «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин. 15:13 ), тем более за Отца отечества, т.е. Государя Императора. Священное Писание ясно свидетельствует о том, что мы должны воздавать почтение пастырям и учителям духовным. Апостол Павел пишет: Повинуйтеся наставником вашим и покоряйтеся: тии бо бдят о душах ваших, яко слово воздати хотяще: да с радостию сие творят, а не воздыхающе, несть бо полезно вам сие. «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет, чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас не полезно» ( Евр. 13:17 ). Точно так же в слове Божием указывается и обязанность почитать старших. Еще в ветхом завете Господь поведал: перед лицем ведаго востани, и почти лице старчо, и да убоишися Господа Бога твоего ( Лев. 19:32 ). И ап. Павел своему ученику Тимофею пишет: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякой чистотой» ( 1Тим. 5:1–2 ). А о почитании благодетелей учит пример Самого Господа Иисуса Христа, Который повиновался Иосифу, не взирая на то, что Иосиф не был Его родитель, а только питатель ( Лук. 2:51 ). Начальствующие, которым должно воздавать почтение суть: начальствующие в училищах и наставники, которые вместо родителей пекутся о нашем обучении и воспитании; начальники гражданские, которые охраняют нас от беспорядков и неустройства в обществе; судии, которые защищают нас от обид силой законов; начальники военные, которым Государь вверяет охранение и защищение общественной безопасности от врагов; господа, в отношении тех, которые им служат.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

В этом самочинном способе решения является уже противление законной власти. Седьмая заповедь гласить: Не прелюбы сотвори. Ей запрещается вредить чистоте нравов людских; значит, повелевается человеку беречь в чистоте душевной и телесной, как себя, так и своих ближних. Сам Спаситель поучает, до какой степени должна простираться забота о чистоте душевной и телесной. Вот что благоволил Он сказать нам: Аз глаголю вам, чко всяк, иже воззрит на жену ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем. " Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем«( Мф. 5:28 ). Чтобы не впасть в грех помысла плотского, нужно убегать всего, что может возбудить в сердце нечистые чувствования, как-то: песней, соблазнительных плясок, сквернословия, игр и шуток нескромных, зрелищ таковых же, чтения книг, в которых описывается нечистая любовь. Спаситель советует и не смотреть на то, что соблазняет: аще око твое десное соблазняет тя, изми е и верзи от себе: уне бо ти есть, да погибнет един от уд твоих, а не все тело твое ввержено будет в геенну огненную. » Если правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» ( Мф. 5:29 ). Вырвать глаз –значит твердо решиться и не смотреть на то, что соблазняет. Как добродетели, противоположные плотским грехам, седьмой заповедью предписывается: супружеская любовь и верность, а для тех, которые могут, чистое безбрачие. Слово Божие ясно говорит об этом. Мужи, любите своя жены, якоже и Христос возлюби Церковь и Себе предаде за ню ( Еф. 5:25 ).Жены, своим мужем повинуйтеся, якоже Господу, зане муж глава есть жены, якоже и Христос глава Церкве, и Той есть Спаситель тела ( Еф. 5:22–23 ). Побуждение, в силу которого заповедуется избегать плотских грехов, указуется в Священном Писании. Святый ап. Павел вопрошает христиан: «Разве вы не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?.. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете от Бога?.. Бегайте блуда; всякий грех , какой делает человек, есть вне тела; а блудник грешит против собственного тела» ( 1Кор. 6:15–19 ), растлевает его, нередко заражает болезнями и повреждает даже душевные способности, как-то: воображение и память.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010