Сей есть истинный Бог и живот вечный ( 1Ин.5:20 ). «Знаем мы, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем во истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная». Откуда же мы это узнали? От Матери нашей – Церкви Святой. Она научила нас веровать так. Иисус Христос, Сын Божий, Второе Лицо Святой Троицы, явившись на землю во плоти, ради нашего спасения, благоволил принять на Себя вместе с царским и первосвященническим служением и пророческое, учительское. И был Он и есть единственный Учитель, Просветитель мира. Сам Он сказал о Себе: един есть учитель ваш Христос ( Мф.23:20 ). Это и значит, что Он есть единственный и всемирный Учитель, Пророк. Как Бог , Он Учитель всеведущий. Как Господь всех, Он учит от Себя. Тако глаголет Господь, сия глаголет Господь, обыкновенно начинали свое учение от имени Бога ветхозаветные пророки. Аз же глаголю вам, говорил Господь Иисус Христос. Он учил не как уполномоченный только передать не Свое учение, а яко власть имея ( Мф.8:29 ), и со властью бе слово Его ( Лк.4:32 ). Чему же учил Господь наш Иисус Христос? Почитай святое Евангелие, послания святых апостолов, т.е. все книги Священные нового Завета, почитай творения св. отцов Церкви, определения соборов святых и правила церковные, и ты сполна узнаешь, чему Он учил. Все, что нужно нам знать для того, чтобы Богу угодить и душу спасти, обо всем этом благовествовал Господь Иисус. Святая Церковь кратко изложила учение Его в Никео-Царьградском символе веры , который мы читаем и поем ныне. В нем указаны все главнейшие предметы учения Спасителя о том, как всякому члену Церкви Христовой должно веровать. Но Спаситель ясно указал, что веры одной, хотя бы и правой недостаточно для спасения человека. Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в царствие небесное, но творяй волю Отца Моего, иже есть на небесех ( Мф.7:21 ). Воля Божия выражена была и в заповедях закона Моисеева. И Спаситель повелел исполнять их. Но Он сделал к ним дополнения и новые откровения воли Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Человек, по выражению Спасителя, не имеет в себе корня. Корнем же бывает вера в Господа Иисуса Христа, в будущую блаженную жизнь на небе со всеми, святыми. Это суть вечные, неизреченные блага. Если человек дорожит ими, то никакие искушения, даже самая смерть не соблазнят его. Человек, впадший во искушения, скажет с Апостолом: «кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно. Ибо знаем, что когда земной наш дом, эта хижина разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» ( 2Кор.4:17,18; 5:1 ). Сердце, так настроенное, плодоносно. Зной даже тяжелых бедствий, каковы гонения за веру, не колеблют его. В терпении оно находит усладу, ибо знает слова Господа: многими скорбми подобает нам внити в царствие Божие ( Деян. 14:22 ) и претерпевый до конца, тот спасется ( Мф. 24:13 ). В самых бедствиях человек, твердо верующий, усматривает не карающий только перст Господень, но и любящий, по реченному: «ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами» ( Евр.12:6–7 ). Как корень, глубоко укрепившийся в земле, невидим для зрения, а дает силу растению произрастать и плод приносить, так и вера, таясь в глубине сердца, дает силу и крепость к жизни благочестивой. Значит, таковая жизнь есть плод веры, сердечного корня. Но и для корня веры требуется почва. Да как же человек мог сам приготовить почву для веры? Для сего даны, были средства и ветхозаветному человеку: закон Божий внутренний и закон внешний. Последним обладали только евреи, а первым все люди. Подготовленные к слышанию, люди могли бы принять благовестников о царствии Божием. Вот раздается слово Господа Иисуса Христа. Толпятся слушатели вокруг Него. Радостно слушают. Новое, утешительное благовестие. Но у многих ли оно падает на добрую почву? Как только люди узнают, что Господь требует от Своих последователей крестоношения, самоотвержения, так и оставляют Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Но веровать в Него значит признавать, что Он есть Бог от Бога, Сын Божий, пришедший в мир грешников спасти, – всем сердцем принимать то, что Он открыл людям во спасение их, и исполнять все Его заповеди. Без исполнения заповедей Иисуса Христа вера в Него была бы мертвою, недейственною. Сам Христос об этом так поведал нам: «Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» ( Мф.7:21–23 ). Если услышите от какого-либо сектанта, что уверуй-де во Христа, и ты спасен, так скажите ему: да, буду спасен, если соблюду с верою и все заповеди Его. Да и как не творить повелений Того, о Ком живем, движемся и существуем ( Деян.17:28 ), Которым избавлены от рабства диаволу и получили несказанные блага всыновления Богу и наследия вечной жизни? Посудите сами, хорошо ли было бы устами чтить Господа Иисуса Христа, а делами творить свои похоти и тем оскорблять Его? Так истинно верующий в Господа Иисуса Христа и творящий волю Его в себе сознает Божию правду, т.е. оправдание пред Богом за веру во Христа. С правдою тесно связывается в душе и мир. Оправдившеся убо верою, мир имамы к Богу Господем нашим Иисусом Христом, Имже и приведение обретохом верою во благодать сию, в нейже стоим и хвалимся упованием славы Божья, т.е. «Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией» ( Рим.5:1–2 ). Иметь мир с Богом, какое это блаженство для человека! Но разве мог человек сам своими силами достигнуть сего мира с Богом? Грехом своим первый человек Адам навлек на себя гнев Божий. Он оскорбил Бога, за что и понес заслуженное наказание. Гнев Божий тяготел и над всеми потомками первых людей. И никаких средств не было для примирения с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Посеянное семя слова Божия, при действии благодати Божией, пускает в сердце росток, затем правильно произрастает до предела. А предел сей Самим Господом указан. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный», сказал Спаситель ( Мф.5:48 ). И не может человек знать этого роста. Кто поймет, как действует на сердце благодать Божия, как она перерождает духовно человека? «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким рожденным от Духа», говорил Спаситель Никодиму. Но что же означает слышание голоса? Чувствование действия. Царство Божие в сердце человека дает знать о себе. Царство Божие, говорит Апостол Павел, есть правда и мире и радость о Дусе Святе ( Рим.14:17 ). Это признаки, по которым человек может замечать действие Духа Божия, оживотворяющего семя слова Божия в сердце. Но что же есть правда? Господь ублажает алчущих и жаждущих правды. Всякое доброе дело, значит, добродетель есть вид правды. Все, что человек сделает согласно с волею Божией, есть правда, праведность пред Богом. Но не это разумеет св. Апостол Павел. Не о такой только правде и Господь говорил, ублажая алчущих и жаждущих ее. «Правда Божия, пишет Апостол Павел, чрез веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих: ибо нет различия; потому что все согрешили, и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в крови Его чрез веру, для показания правды Его в Прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» ( Рим.3:22–26 ). Оправдание пред Богом человека за веру его в Господа Иисуса Христа есть правда, праведность. Она даруется верующим даром за заслуги Христа. Он, Спас наш, принес Себя в жертву Богу Отцу за людей. Бог Отец принял жертву сию и тем, которые веруют в Господа Иисуса Христа, прощает грехи и считает их праведными. Верующие в Иисуса Христа облекаются в Его праведность.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Это сделалось известно всем живущим в Ефесе иудеям и эллинам, и напал страх на всех и величаемо было имя Господа Иисуса» ( Деян.19:11–17 ). И что же, приходило ли на мысль язычникам сомневаться в том, что совершилось на глазах их? Отрицали ли они, что некоторые из больных их были одержимы бесами? Нет. Многих таковых несчастных знали они, да своими средствами пособить им не могли; а когда апостолы именем Господа Иисуса изгоняли духов злобы, то и язычники признавали, что и бесы повинуются святым благовестникам. И после апостольского времени, во втором и третьем веках, были известны всюду бесноватые и многие из них получали исцеление от святых христианских мужей. Имя Господа Иисуса Христа всегда было страшным для духов злобы. На глазах всех верующие во Христа изгоняли бесов, многочисленные бывали свидетели их славных деяний. Не боялись христиане и говорить об этом пред сильными и властными людьми. «Демоны трепещут, говорил один ученый христианин того времени, пред почитателями истинного Бога, имя которого заставляет их выходить из людей. Поражаемые священными словами, они не только признают себя демонами, но еще сами объявляют свои имена, те самые имена, под которыми они почитаются в капищах, и они делают это чаще всего в присутствии своих почитателей. Иногда жалуются они с ужасающим воплем, что им тяжело, их жжет что-то и что они готовы выйти из одержимых ими людей» ( Лактанций ). А другой христианский учитель так пишет: «Приведите в судилище ваше, обращается он к язычникам, человека, о котором наверное известно, что он одержим бесом; и пусть христианин, кто бы он ни был, все равно, прикажет бесу говорить. Демон сознается, что он действительно демон и что в иных случаях ложно выдает себя за бога. Если же боги ваши не признают себя демонами, в таком случае пролейте тут же кровь этого дерзновенного христианина» ( Тертуллиан ). Довольно и этих свидетельств, хотя их можно бы привести и много. Что же из них ясно? Вот что: а) бытие бесов, духов злобы признавалось всеми – и христианами, и язычниками; б) бесы обладают людьми и эти несчастные называются бесноватыми; в) бесноватых во время земной жизни Иисуса Христа, при Апостолах и после них было сравнительно много и г) бесы изгонялись именем Господа нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Но мы то, сущие во грехах, как осмелимся приступить к нему? Кто может сказать, что он достоин? Аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас, т.е. если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя и истины нет в нас ( 1Ин.1:8 ). Но если на нас грехи тяготеют, то как может вселиться в нас Христос? Какое может быть общение света со тьмою? Или уже все мы причащаемся недостойно, в суд и осуждение себе? Ведь Ап. Павел прямо говорит: ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не рассуждая тела Господня ( 1Кор.11:29 ). А между тем Господь наш Иисус Христос призывает нас, православных чад Церкви Святой, приступать к животворящим тайнам Тела и Крови Его. Что же, неужели отважимся принять любвеобильный призыв и приступить к причащению недостойно? Да не будет. Но и то, братие, ведайте, что ни один человек сам себя не может соделать достойным своими только силами. Господь же даровал нам и все средства к тому, что мы могли причащаться Тела и Крови нашего Спасителя не в суд или осуждение. Он указал, что сокрушенное и смиренное сердце не презирается Им. Он же даровал нам и таинство покаяния для прощения грехов. Так восплачь же пред Господом о зле содеянном. Подобно мытарю из глубины души взывай: Боже, милостив буди мне грешному. Засим, поговев, исповедуйся пред отцом твоим духовным и получи от него разрешение. Разрешенное им разрешается Самим Богом. После этого с великим смирением и страхом приступай к приобщению Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Тогда причащение будет тебе в оставление грехов, в общение со Христом и в жизнь вечную. Однако, братие, со скорбью великою в душе мы должны поведать вам, что многие и из православных христиан осмеливаются недостойно, без страха и без благоговения приступать к чаше Господней. Иные приобщаются Тела и Крови Спасителя только потому, что по службе это требуется. Другие делают это по заведенному только обычаю, из боязни людской молвы. Горе этим недостойным причастникам. В суд и осуждение себе они принимают Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и таким образом приготовляют себе гнев Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Они постоянно постились, если хотите, да только не напоказ. Люди не видели их унылыми и мрачными, как фарисеев во время постов. Они не наблюдали за днями, как делали постившееся два раза в неделю. Да и не отказывались они от посещения домов, в которые их звали разделить трапезу. Фарисеев соблазняло то, что Спаситель с учениками Своими входил в дома мытарей и грешников и вкушал пищу у них. Только пред самым вопрошением, почему ученики Спасителя не постятся, фарисеи соблазнились тем, что Иисус Христос вошел в дом мытаря Матфея и «когда возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: «для чего Учитель ваш есть и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; пойдите научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» ( Мф.9:10–13 ). Фарисеи соблазнились тем, что Спаситель вошел в дом грешника. Они себя считали праведными людьми. Господь Иисус оставляет без возражения их самомнение. Оно, конечно, было весьма греховно, но не святы же были и мытари. Только и сами о себе они думали смиренно. Спаситель признает, что мытари и грешники больны душою. Но неужели врач оставит опасно больного, хотя бы последний издавал неприятный запах? Господь Иисус Христос есть Врач душ. Посему-то Он охотно посещает грешников, призывая их к покаянию. Посещение же больных есть дело милости. А таковые дела считаются выше и ценнее в очах Божиих, чем исполнение обрядов. Но если Ты, соглашаются фарисеи, как бы делая уступку Спасителю, Врач и посещаешь больных душою, то зачем ученики Твои входят к ним, и вкушают пищу, не наблюдая поста? Спаситель, уже указал на неблаговременность его для Своих учеников. Настанут дни, когда они и сами будут содержать пост и в Церкви Святой установят определенные времена и сроки для поста и воздержания. И точно, когда не стало с ними видимым образом Жениха, Господа Иисуса Христа, получив Духа Святого, и руководимые Им, Апостолы узаконили поститься два раза в неделю, но не по подражанию фарисейскому обычаю, а в воспоминание скорбных событий из последних дней жизни Спасителя на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

«Многое и другое сотворил Иисус», свидетельствует Евангелист Иоанн Богослов, «но если бы написать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» ( Ин.21:25 ). Может быть, придет кому-нибудь на мысль спросить, для чего Господь наш Иисус Христос во время земной жизни Своей совершал так много чудес? Чудеса Спасителя нужны были и для Него Самого и для людей. Они, во-первых, свидетельствовали о божестве Иисуса Христа и о том, что Он воистину послан Богом Отцом в мир. Иудеи, как известно, не имели веры к словам нашего Спасителя. Они часто требовали у Него знамений и посылали к крестителю Иоанну спросить о Нем. «Вы, говорил Иисус Христос иудеям, посылали к Иоанну, и он свидетельствовал о истине... Я же имею свидетельство, большее Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить (т. е. чудеса), самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня» ( Ин.5:33,36 ). Лучшие из иудеев сами убеждались, что Иисус есть Божий посланник, когда были свидетелями чудес Его. Так потаенный ученик Спасителя Никодим, когда пришел к Нему в первый раз, заявил: «Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога, ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» ( Ин.3:2 ). Видишь, Никодим узнает, что Иисус Христос от Бога послан, по чудесам. Так и другие многие убеждались в этом по этому же признаку. После чудесного насыщения пятью хлебами пяти тысяч человек люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно тот пророк, которому должно прийти в мир ( Ин.6:14 ), т. е. Мессия, предсказанный пророками. И Сам Спаситель считал непростительным неверие после того, как люди были свидетелями чудес Его. Аще не творю дела Отца Моею, не имите Ми веры: аще ли творю и Мне не веруете, делом Моим веруйте: да разумеете и веруете, яко во Мне Отец, и Аз в Нем ( Ин.10:37–38 ). Чудеса, во-вторых, нужны были для людей, с которыми обращался Спаситель: они содействовали зарождению и укреплению веры в Иисуса Христа. Но, кроме того, сколько через них благодеяний оказал Спаситель страждущим, немощным и одержимым от духов нечистых.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Шестой вселенский собор 49-м своим правилом постановил следующее относительно монашеских обителей: «Возобновляя и сие священное правило 27 , определяем, дабы единожды освященные, по изволению епископа, монастыри пребывали навсегда монастырями, и принадлежащее оным имение соблюдалось монастырю, и дабы оные уже не могли быть мирскими обиталищами, и никем не могли быть преданы мирским человекам. Аще же доныне сие и случалось с некими из оных, то определяем, да отнюдь не будут удерживаемы: дерзающие же от настоящего времени творить сие, да подлежат епитимии по правилам». Соборным правилом гарантируется монастырям неприкосновенность. Они не могут уже быть «мирскими обиталищами» и не могут быть переданы в мирские владения. Обитель остается свободною от всяких податей и повинностей. Иконоборческие императоры бесцеремонно нарушили это соборное правило. Лучшие Константинопольские монастыри были отобраны в казну и обращены в казармы для постоя войск. Но соборное правило осталось неотмененным, а конфискация обителей являлась только временным несчастием для них. Что же было следствием соборного определения? Богатые люди иногда принимали монашество. Во многих это неожиданное часто пострижение вызывало недоумение. А между тем дело объяснялось просто. Имущество богатого человека делалось собственностью монастыря, или уже существовавшего или вновь воздвигаемого, и таким образом навсегда освобождалось от повинностей и разных налогов. Преп. Феодор Студит в одном месте похвальной речи в честь игумена Платона о таковых скороспелых иноках говорить: «Они, не знаю каким образом, забыли Господа, говорящего: «кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» ( Лк. 14:33 ) и в другом месте повелевающего: «все, что имеешь, продай и раздай нищим и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» ( Лук. 18:22 ), воздвигают себе обиталища и монастыри, произносят обеты, начальствуют и господствуют над своими, захватывая с собою рабов и различные вещи, вчера еще не произнесшие обетов, ныне как старые игумены, вчера еще не знавшие, как разумно вести самих себя, ныне уже взявшиеся руководствовать других неопытных; не добродетель, а злоупотребление властью заставляло их принимать игуменство.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Углубись в историю, и ищи древность его происхождения. Пост – не новое изобретение, но драгоценность отцов. Всё отличающееся древностию почтенно. Уважь седину поста. Он современен человечеству. Пост узаконен в раю. Такую первую заповедь принял Адам: « А от дерева познания добра и зла не ешь от него ( Быт. 2, 17 ). А это « не ешь» есть узаконение поста и воздержания. Если бы постилась Ева , и не вкусила от древа, то и мы не имели бы теперь нужды в этом посте. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» ( Мф. 9, 12 ) . Мы повреждены грехом, уврачуемся покаянием, а покаяние без поста не действенно. «Проклята земля за тебя, тернии и волчцы произрастит она тебе» ( Быт. 3, 17, 18 ). Велено сокрушаться духом, а не предаваться роскоши. Постом оправдайся перед Богом. Но и само пребывание в раю есть образ поста, не потому только, что человек, ведя жизнь равноангельную, в уподоблении ангелам преуспевал тем, что довольствовался малым, но и потому, что жившим в раю не приходило на мысль, что впоследствии было изобретено человеческим разумом: ни употребление вина, ни заклание животных, ни всё, что делает мутным человеческий ум» (Святитель Василий Великий . Творения. Т. 2. О посте. Беседа 1. СПб.: Репринт, 1911. С. 77). 5 Фасмер М.. Этимологический словарь русского языка. Пост. Т. 3. М., 1987. С. 341. Некоторые филологи считают, что это заимствование могло произошло из готского языка на Балканском полуострове, где славяне соприкасались с готами (Преображенский А. Этимологический словарь русского языка. Пост. Т. 2. М., 1910–1914. С. 115). 6 Авва Дорофей (6 век по Р. Хр.) дает такое символическое толкование великого поста: «В Законе написано, что Бог повелел сынам Израилевым каждый год давать десятину из всего, что они приобрели во всех делах своих. Зная сие, святые апостолы установили и предали на помощь нам, и как благодеяние душам нашим, еще нечто большее и высочайшее, – чтобы мы отделяли десятину от самых дней жизни нашей и посвящали её Богу: чтобы и мы таким образом получили благословение на все дела наши, и ежегодно очищали грехи, сделанные нами в течение целого года.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010