Крест же возлагается на христианина для того, чтобы он непрестанно помнил о Спасителе своем Распятом и исполнял заповедь Его: аще кто хощет по мне идти, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по мне грядет ( Мф. 16:24 ). А хождением вокруг купели со светильником выражается духовная радость по поводу полученной благодати возрождения и духовного просвещения. Крещение, как духовное рождение, не повторяется, почему в Символе веры и сказано: исповедую едино крещение.Те, которые, приняв духовное возрождение и просвещение, снова впадают в грехи, являются уже более виновными в них, чем некрещенные: они ведь получили от Господа Бога благодатную помощь для делания добра, но отвергли её. Святой ап. Петр так о них пишет: христиане, «избегши скверн мира через познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, если опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели познавши возвратиться назад от преданной им святой заповеди» ( 2Пет. 2:20–21 ). Но согрешивший может получить прощение грехов своих в таинстве покаяния. О таинстве миропомазания. Миропомазание есть такое таинство, в котором верующий, принявший святое крещение, помазуется священным миром с произнесением слов: «печать дара духа Святаго», и получает благодать от Него, содействующую росту и укреплению в жизни духовной. О внутреннем действии таинства миропомазания говорят уже святые апостолы. Так Иоанн пишет к христианам: вы помазание имате от Святаго и весте вся ( 1Ин. 2:20 ). И ап. Павел заявляет: помазавый нас, Бог, Иже и запечатле нас и даде обучение Духа в сердца наша ( 2Кор. 1:21–22 ). Отсюда и заимствованы слова таинства: печать дара Духа Святаго. О внешнем действии миропомазания известно, что святые апостолы вначале употребляли руковозложение. Так в книге Деяний святых апостолов указано, что апостолы послали из Иерусалима в Самарию Петра и Иоанна для миропомазания самарян, крещенных диаконом Филиппом. Они пришли и чрез возложение рук сподобили их даров Святаго Духа ( Деян. 8:14–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Елижды бо аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дóндеже приидет ( 1Кор.11:26 ). Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотями ( Гал. 5:24 ). Распять плоть должно воздержанием от страстей и похотей и действиями им противными. Например, гнев побуждает нас злословить врага и делать ему зло. Мы противимся этому желанию. Вспоминая, как Господь наш Иисус Христос на кресте молился за Своих недругов, и мы начинаем молиться за своего и угашаем таким образом гнев. Вот это и значит, что мы распяли страсть гнева. Пятый член Символа веры Верую во единого Господа Иисуса Христа, воскресшаго в третий день по писанием, аминь. Господь наш Иисус Христос даровал нам доказательство того, что Его страдания и смерть спасительны для нас, в Своем славном воскресении. Святой ап. Павел пишет: ныне Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть. (Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших) ( 1Кор. 15:20 ). А о том, в каком состоянии находился Господь наш Иисус Христос от смерти Своей до воскресения, хорошо сказано в одном пасхальном и литургийном песнопении: Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный. Адом на греческом языке называется место, лишенное света. В христианском учении под ним разумеется духовная темница, т.е. состояние духов, грехом отчужденных от лицезрения Божия и соединеннаго с ним света и блаженства. А сходил в ад Спаситель наш с целью проповедывать там победу над смертию и избавить души, которые с верою ожидали Его пришествия. Так свидетельствует и слово Божие, говоря: Христос единою о гресех наших пострада, Праведник за неправедники, да приведет ны Богови: умершвлен убо быв плотию, ожив же духом, о немже и сущим в темнице духовом сошед проповеда ( 1Петр. 3:18–19 ). «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Благодатная сила невидима и, следовательно, представляет предмет для веры в Церковь . Это одно. А далее, верой принимается и та истина, что Церковь в земной половине своей видима и в небесной невидима. Та и другая половины суть только стороны единой церкви. К первой принадлежат все православные христиане, живущие на земле, а ко второй – все ангелы Божии и скончавшиеся в вере и святости христиане. Святый ап. Павел учит, что земная и небесная нераздельна, едина Церковь. Эту истину он уясняет в послании к евреям. Уверовавшим в Господа Иисуса Христа, он говорит: Вы приступите к Сионстей горе, и ко гробу Бога живаго, Иерусалиму небесному, и тьмам ангелов, торжеству, и церкви первородных на небесех написанных, и судии всех Богу, и духом праведник совершенных, и к Ходатаю завета нового Иисусу. «Вы приступили к горе Сиону, и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к душам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу» ( Евр. 12:22–24 ). А что в Христовой Церкви пребывает благодать Божия, это ясно из того, что глава её есть Господь Иисус Христос, исполненный благодати и истины ( Ин. 1:14–17 ). Так как Церковь есть духовное тело Его, то Он и наполняет её истиной и благодатью. Да Он и обещал Своим ученикам Святаго Духа, Который должен быть с ними вечно. Согласно этого обещания Святый Дух, пребывая всегда в церкви, поставляет для неё учителей, пастырей, совершателей святых таинств. Апостол Павел прямо говорит, что Церковь есть тело Христово: Бог Отец Того (Господа Иисуса Христа) даде главу выше всех Церкви, яже есть тело Его ( Еф. 1:22–23 ). Бог Отец «поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его». Тот же апостол пастырям ефесской церкви дает такое наставление: внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы, пасти церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею ( Деян. 20:28 ). «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею» .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Катехетическое учение предлагают для того, чтобы изучивший постарался приложить его к своему поведению. Аще сия весте, блажени есте, аще творите Я ( Ин. 13:17 ). Если христианин впадет в грех , то немедленно должен принести покаяние, решиться вперед не делать сего греха и постараться загладить произведенный им соблазн или вред противоположными сему добрыми делами. Так поступил мытарь Закхей, когда сказал Спасителю: се, полимения моего, Господи, дам нищим: и аще кого чим обидех, возвращу четверицею ( Лук. 19:8 ). Так как сердце наше одобряет нас, когда мы сделаем что-либо нравственно хорошее, то нужно иметь предосторожность, чтобы не впасть в самомнение и гордость. Спаситель предупредительно благоволил сказать: «Вы, когда исполните все, повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего нестоющие, потому что сделали, что должны были сделать» ( Лук. 17:10 ). 1 Св. ап. Павел ясно говорит, что крещение заменило обрезание. Так он пишет к христианам колосским, призванным из язычества: вы обрезании бысте обрезанием нерукотворенным, в совлечении тела греховного плоти, в обрезании Христове, спокребшеся ему крещением т.е.вы обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти обрезанием Христовым, бывши погребены с Ним, в Крещении ( Кол. 2:11–12 ). 2 При малом входе с Евангелием воспоминается явление Христа на проповедь ; Великий вход с Дарами означает шествие Иисуса Христа на вольное страдание, как жертвы на заклание, между тем как более двенадцати легионов ангелов готовы были охранять Его, как Царя своего Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися (Песнь на лит. В Вел. Субб.).Совершение таинства и причащение священно-служителей знаменуют тайную вечерю Спасителя с апостолами Его страдания, смерть и погребение. Явление Иисуса Христа по воскресении означается отнятием завесы, отверзением врат и приглашением приступить к приобщению. Последнее благословение святою чашею знаменует вознесение Спасителя на небо. 3 Святой ап. Павел так объясняет высокое значение христианской любви: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, я знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам, все имение мое, и отдам тело на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» ( 1Кор. 13:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

(А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оныя, дабы смертью лишить силы, имушего державу смерти, т.е. дьявола) ( Евр. 2:14–15 ). Каким образом крестная смерть Господа Иисуса Христа избавляет нас от греха, проклятия и смерти – это тайна для ума нашего. Но чтобы удобнее веровать этой тайне, Божие слово вразумляет нас, насколько можем воспринять, через сравнение Иисуса Христа с Адамом . Адам есть глава всего человеческого рода, по естественному происхождению от него всех людей. Господь Иисус Христос принял в единую свою Ипостась и человеческое естество и через это соделался новым родоначальником, главою людей, которых соединяет с Собой через веру. В Адаме мы все подпали греху, проклятью и смерти. Во Христе же мы все, если уверовали сердечно в Него, делаемся свободными от этих бед. Вольные страдания и смерть Господа Иисуса Христа, Богочеловека, имеют неоцененное достоинство. Они совершенно достаточны для удовлетворения правосудия Божия, по которому Бог осудил людей за грех на смерть. Они имеют значение и безмерной заслуги пред Богом. За них уже без оскорбления своего правосудия Господь Бог подает нам и прощение грехов и благодать, как необходимую силу, для победы над грехом и смертью. Святой ап. Павел пишет: Аще бо единаго прегрешением смерть царствова единем, множае паче избыток благоддати и дар правды приемлюще, в жизни воцарятся единым Иисус Христом. (Если преступлением одного смерть царствовала одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа) ( Рим.5:17 ). Господь наш Иисус Христос принес Себя в жертву Богу за всех людей и всем приобрел благодать и спасение. Пользоваться же этими благами могут только те, которые с своей стороны добровольно принимают участие в страданиях Его, сообразуяся смерти Его ( Флп. 3:10 ). Участвовать в страданиях и смерти Спасителя можно только посредством живой сердечной веры в Него, посредством святых Таинств, в которых сокрыта и запечатлена сила спасительных страданий и смерти Иисуса Христа и , наконец, посредством распинания плоти своей с ея страстями и похотями.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Им последуем и благополучно достигнем царства небесного, где вкупе с ними будем славить Отца и Сына и Святого Духа во веки веков. Преображение Господа нашего Иисуса Христа, как явление Его Божественной славы И по днех шестих поят Иисус Петра и Иакова, и Иоанна брата его, и возведе их на гору высоку едины ( Мф.17:1 ; ср. Мк.9:2 ). Откуда же евангелисты ведут точный счет дням, и какая важность в этом, когда в других случаях они не указывают точно времени событий? Что было за шесть дней до преображения Спасителя? В пустынной местности, недалеко от города Кесарии Филипповой, Иисус Христос спрашивал учеников Своих, за кого почитают Его люди, а затем за кого – и сами ученики? Апостол Петр исповедал Его от лица всех сотоварищей своих по апостольству Христом, Сыном Бога Живаго. Спаситель подтвердил эту истину и пророчески сказал, что на сей истине, как камне неподвижном Он оснует Церковь Свою и апостолов поставит пастырями. Но до времени Спаситель запретил разглашать, что Он есть Христос, Мессия, а ученикам Своим начал открывать, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть». Ученики не могли вместить в сердце своем этого откровения. Петр прекословит. Спаситель дает ему внушение не быть соблазном для Него. За сим следуют наставления о необходимости всем последователям Христа отвергнуться себя, взять крест свой и идти за Ним, если они желают получить награду во второе пришествие Его ( Мф.16:13–28 ). В этой беседе с учениками Своими Спаситель открыл две великие истины: о Своем Божестве и о вольных страданиях по плоти. Крестный путь к славе Иисуса для несовершенных еще апостолов казался несовместимым с Божественною славою Его. Милосердый Господь и в этом случае не хотел оставить Своих учеников в недоумении. Он благоволил действительно по всем Божественном величии показать им славу Свою и при сем отметить избранный Им свободно крестный путь вольных страданий за грешный род человеческий. Троих только учеников берет с Собою на гору Спаситель. Почему не всех? По немощи их. И более совершенные из них, Петр по вере, Иоанн по любви и Иаков по терпению едва могли вынести созерцания славы Его. Что же сказать об Иуде предателе? А не взять только его одного, значило дать ему повод к жалобе на несправедливость к нему, на унижение его. С избранными Спаситель идет на гору высокую. Евангелисты не называют ее по имени. Издревле идет предание, что Фавор был горою преображения Спасителя, «Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуются», вещал боговдохновенный пророк Давид. Много дивных Божиих знамений совершилось на этой горе еще во времена ветхого завета. Но все эти события были только предзнаменованием той славы, каковую Господь Иисус Христос доставил Фавору, избрав его местом Своего славного преображения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Из евангельских благовестий об исцелении Спасителем бесноватых ясно, что Господь наш Иисус Христос есть Победитель ада, Судья духов злобы. Одно имя Его было и есть страшно для демонов. Прежде еще Голгофской жертвы за грехи людей бесы трепетали. «Оставь, что Тебе до нас Иисус Назярянин? Ты пришел погубить нас!» ( Мк.1:24 ). Но суд с муками для духов лукавых еще впереди. Теперь пришел Спаситель избавить людей от власти их. И совершилось это дело любви Божией. Держава власти диавола разрушена. Князь мира сего изгнан вон. Настало Божие царство. В нем нет места сатане. Но сей исконный враг со стороны вторгается в Божие царство и посевает плевелы на ниве Христовой. Изгнанные вон, духи злобы издали высматривают, кого бы из членов Божия царства сделать жертвою своих нападений. Они коварствуют, внушают злые желания, худые мысли и усиливают прирожденные наклонности ко злу. Как удобоподвижные и невидимые, духи злобы нападают неожиданно. Тем и опасны эти враги. Что же, братие, нам делать против них? Вооружиться нужно. Мы ведь воины Христовы. У нас идет постоянная брань с диаволом и его поспешниками. Какая же может быть сила у безоружного воина? Так какие же это оружия, которыми нам должно вооружиться против духов злобы? Послушаем, что советует нам предпринять св. апостол Павел: «Братия мои, писал он к ефесским христианам, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его; облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальства, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего, приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолевши, устоять. Итак, станьте, препоясавши чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности и обувши ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможно угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите и меч духовный, который есть слово Божие: всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом» ( Ефес. 6:10–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Что Мя зовете Господи, Господи, и не творите, яже глаголю? ( Лк.6:46 ). Всякого слушающего слова Его и исполняющего Его заповеди, Он уподобляет «мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот; и он не упал, потому что основан был на камне» ( Мф.7:24–25 ). Слушающих слово Божие, учение и заповеди Господа Иисуса, и исполняющих их Он называет блаженными ( Лк.2:28 ). Мати Моя и братия Моя, говорил Спаситель, сии суть слышащие слово Божие и творящии ( Лк.8:21 ). Ясно, Господь требует от нас веры и послушания. Веруй и почитай Его, как исповедует святая Церковь и сохраняй заповеди Его. Это последнее значит, расположи волю свою так, чтобы она ни в чем не противоречила воле Господа. Вот тебе образец. Апостол Павел говорит о себе: «я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал. 2:19–20 ). Апостол так навык исполнять волю Господа Иисуса, что как бы лишился своей воли. Он чувствовал, мыслил и действовал по Христу. Посему он и сказал, что в нем живет Христос. О, какое великое это счастье и блаженство христианина в том, что ему дарована возможность жить во Христе! Не говори, что это трудно. Испытай и узнаешь, что жить во Христе душеспасительно, не только не тяжко, но и радостно. Человеку дарована свободная воля и непринужденный выбор деятельности. У падшего свобода повреждена и решительно склоняется ко злу. Предположи, что человек желает руководиться в жизни только своею волею, не сообразуясь с волею Божией. При ограниченности и слабости человека, воля не всегда следует и соглашается с доводами разума. Да и сей последний часто погрешает. Предпишет он правила жизни воле, а она заявит, что не в силах или не желает исполнять их. Вот и выйдет у человека тяжелый разлад между умом и волею. Если же разум падшего человека представит правила жизни, не согласные с достоинством человека, то воля, решившаяся исполнить их, приводит ко греху. Кто наблюдал за собою, тот легко приметил, что воля, склонная ко злу, побуждает и разум одобрять греховные деяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Учил Спаситель со властью. Все дивились этому новому, не слышанному доселе учения. Теперь понятно, почему и учение его было со властью. Сего Учителя и бесы слушаются, трепещут и по гласу его исходят из людей. Видимо, не обыкновенный и не простой Он Учитель. Кто же Он? Не знают и не решают пока слушатели этого вопроса. Но слух о чуде разнесся далеко по всем окрестностям Капернаума. А Господь Иисус Христос скоро засим совершил и другое чудо изгнания бесов, только на другой, восточной стороне Галилейского моря. Исцеление гадаринских бесноватых В один день к вечеру ( Лк.8:22 ) Иисус Христос с учениками Своими вошел в лодку. Он пожелал с западного берега Галилейского моря переправиться на восточный. Плавание в начале было неблагоприятно. От великой бури поднялось волнение. Волны заливали лодку. Господь словом одним «умолкни!» умирил волны. Ветер стих и пловцы благополучно прибыли на другой берег моря в страну Гадаринскую, лежавшую против Галилеи, иначе называемую и Горгесинскою по имени городов, расположенных невдалеке от берега. Лишь только вышел Спаситель с учениками Своими с лодки на берег, как повстречали Его два бесноватых человека. О них св. Евангелист Матфей замечает, что оба они были люти зело ( Лк.8:28 ). Но особенною свирепостью отличался один из них. Этот человек «одержим был бесами с давнего времени» ( Лк.8:27 ). Одежды он не носил никакой и в домах не жил. «Он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни» ( Мк.5:3–5 ). Дорога мимо жилища этих двух бесноватых была небезопасною, так что «никто не смел проходить тем путем» ( Мф.8:28 ). Вот как описывает Евангелист степень беснования и образ жизни бесноватых. Видимо, что степени болезни у них были различны. Один более свирепый руководил второго, а этот последний как-то стоял на заднем плане. Поэтому Евангелисты Марк и Лука даже не упоминают о нем, подробно описывая что говорил первый.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Но ведь придет же конец земному скитанию. Как ни любезен для души грешный мир с его утехами, а нужно будет расстаться с ним. Что же ожидает душу за гробом! О Боже! пощади прежде конца.       Избавленная от уз сатаны женщина прославляла Бога, и тут же нашлись люди завистливые. Не смея сказать что-либо Иисусу Христу, начальник синагоги обратился со своими замечаниями к народу. С видом негодования он сказал слушателям: «есть шесть дней, в которые должно делать: в те и приходите исцеляться, а не в день субботний» ( Лк.13:14 ). Суббота для иудея была днем праздничным. Работать в этот день запрещено было. Иудеи это хранили точно. Но вот начальник синагоги и такое дело Божественного милосердия, как исцеление от недуга, готов причислить к делам житейским. Едва ли он искренно так думал. У него затаенная была мысль. Народ в будничные дни занят работою. Следовательно, затруднительно бывает и больного привести к Чудотворцу, а слушать поучения Его многие и совсем не могут по недосугу. В праздник свободнее. Но по мысли начальника синагоги и в праздник нельзя приходить к Иисусу за исцелением. Так и выходит, что в будни работа и труды отвлекают от Христа, а в субботы праздничный покой не дозволяет ходить к Нему. Пусть и не ходят, думает начальник синагоги. Менее будет свидетелей чудес Иисуса, менее и верующих в Него. Господь Иисус Христос знал затаенную мысль начальника и потому не оставил его без обличения. «Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола, своего или осла от яслей в субботу, и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» ( Лк.13:15–16 ). Спаситель указывает на то, что в праздничные дни не только не воспрещается, но и должно делать дела добродетели. Если уже по отношению к скоту человек ради праздничного покоя не оставляет его без пищи и пития, то тем более прилично делать дела милости людям. Вот и нам указаны Спасителем нашим дела, которыми мы должны заниматься в праздничные дни. Необходимою обязанностью будет посещение храмов Божиих для участия в богослужении и слушания поучений. Оставшееся свободное время употребим на добрые дела в пользу нуждающихся ближних. Если в праздничный день считаем мы необходимым вызывать домашний скот, чтобы напоить и накормить, тем более поставим в обязанность себе освобождать своих ближних от уз бедности, болезней и неведения. А на развлечения и греховные удовольствия из праздничного дня не оставим ни одной минуты. Не для того праздники, чтобы бездельно и греховно проводить их.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010