По Феодор.: пред лицом Твоим. Во время лица Твоего, 10 – когда обратишь к нему милосердый взор Твой во время гнева. Феодор. Пс.21:30. Ядоша и поклонишася вси тучнии земли: пред ним припадут вси низходящии в землю: то есть и живые, и мертвые будут поклоняться Ему; и живыми, и мертвыми обладает. Пс.26:12. Солга неправда себе. Свидетели неправедные не устояли, и они обманулись, и во вред не мне, а во вред себе. Феод. Пс.28:5. Кедры Ливанские – высокие идолы. Васан древнее название Ливана – Феод. Может быть, сим означают рощи, в которых стояли идолы. Василий Вел. и Феодорит прямо указывают, как на образец, на тельца в Хориве. Пс.105:19 . Исх.32:20 . Ст.6. Возлюбленный яко Сын единорож. Вас. Вел. разумеет об Иисусе Христе; по его мнению, Он, когда приносится в жертву, именуется Агнцем и Овчатем, а когда низлагает владычество, превозмогши над родом человеческим зверонравную силу, тогда именует Себя сыном Единорога. Ст.7. Пресецающаго пламень огня. При изъяснении сего стиха Васил. Вел. указывает на историю трех отроков в печи вавилонской, а Афан. приводит пророчество: аще и сквозь огонь пройдеши, пламень не опалит тебя. Ис. 23:2 . Ст.8. Стрясающаго пустыню: приводит в движение гласом проповеди . По мнению Афан., Каддийская пустыня была особенно известна в народе. Ст.9. Открыет дубравы: непроходимые леса делает открытыми и удобообитаемыми. Ст.10. Потоп населяет: землю, наводненную беззакониями и опустошенную от добродетели, населяет новыми жителями, истинно благочестивыми. Пс.29:6. Гнев в ярости Его и живот в воли Его. Бог желает всем спастись, дать жизнь; это есть Его непреложная воля; а ежели когда наказывает – это производится не Его волею, а извлекается достойными казни грешниками. Вас. Вел. Ст.10. Кая польза в крови моей, еда исповестся тебе персть: то есть нет пользы в том, что меня предадут смерти; могу ли я тогда восхвалять Тебя? А теперь, когда Ты возвел меня во славу, я самую славу мою употреблю к прославлению Тебя – воспоет Тебе слава моя, 13. Я не буду более делать того, в чем бы должен был раскаиваться. Афан. Ал., Вас. Вел. Пс.30:13. Забвен бых, яко мертв от сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Ternovs...

е. анафоре) в начале литургии верных ( Iust. Martyr. I Apol. 65-67; Х. Матеос указывал также на вербальное сходство нек-рых выражений мч. Иустина Философа и прошений известных по позднейшим источникам Е.- см.: Mateos. Célébration. P. 165-166). К Е., открывавшей литургию верных (предположительно - уже со II в., достоверно - c IV в.), восходят совр. мирная и просительная Е. правосл. богослужения. Эта Е. в IV в. (а возможно, и ранее) читалась коленопреклонно (см.: Ibid. P. 163-165; именно к этой практике относятся канонические правила Петр. Ал. 15, I Всел. 20, Васил. 91, Трул. 90, запрещающие коленопреклонное моление в воскресные дни и в период Пятидесятницы), но со временем коленопреклонение во время Е. было оставлено (возможно, по причине распадения Е. в начале литургии верных на части и увеличения общего числа Е.); следом древней практики коленопреклонного чтения Е. в позднейшей традиции являются 3 особые Е. во время вечерни в день Пятидесятницы и коленопреклонные Е. и молитва в чине освящения храма . Малые Е., по предположению Матеоса, являются расширением краткого возгласа «Господу помолимся», предварявшего отдельные молитвы священника ( Mateos. Célébration. P. 31-33), и их прошения лишь постепенно были уподоблены прошениям мирной Е. Сугубая Е. визант. богослужения несомненно происходит из практики стационального богослужения - она возглашалась во время молитвенных шествий по городу (с этой т. зр. к сугубой Е. близки диаконские прошения, возглашаемые во время литии на всенощном бдении). Ок. VIII в. сугубая Е. была включена в состав к-польского чина Божественной литургии, встав на место исчезнувшей к этому времени проповеди после Евангелия (см.: Ibid. P. 148-156). В рукописях и первопечатных изданиях тексты Е. не вполне стабильны и могут различаться как составом прошений, так и текстами отдельных прошений. В печатных изданиях богослужебных книг Нового и Новейшего времени тексты Е. чаще имеют постоянный состав, хотя в различных изданиях также возможны разночтения (изменения могли быть в т.

http://pravenc.ru/text/189661.html

Темнеет небо – это тьма над бездною [Быт. 1, 2] – бездна землю отовсюду окружила [Васил. вел., Шест., бесед. 1] – это тёмная материя и темная энергия, из которых состоит наш тёмный мip, – говорят астрономы, – а мы видим лишь малую частичку светящейся тьмы, и Бога мы не видим в телескопы, так же как и в кинескопы. Едва слышны космические сигналы солнца, планет, небесных тел: радиоволны, световые сигналы преобразуются в звуковые волны, – и нам предлагают послушать гармонию сфер и вообразить космические струны. Но больше всех инфра-шумо-цвето-музык распространилась таперная музыка. И топорное ваяние объявилось: рабочие вынесли из зала бетонный постамент с торчащими из него пружинами – оказалось, по ошибке, это была скульптура. Так впервые в истории искусства стали не различимы скульптура и арматура. Появился театр абсурда: Бога нет, жизнь не имеет смысла; на сцене появились общественные уборные, в балете порнография, на телевидении мат, заглушаемый гудком, – потом появилось сквернословие даже на государственных телеканалах, – в телевизионных студиях скверно ругаются и дерутся «в прямом эфире», – так, с погаными эвфемизмами и грубыми словами сквернословие становится литературным языком. А на западе бывшие христиане и нехристи зарабатывают на половом разврате: показывают порнографию на платных телеканалах – плати за грех и греши. А у нас по телевидению порнография менее развратная, но бесплатная, только нужно поставить 18+, что означает: грех разрешен для взрослых. Изначально все скверные фильмы с гудком, заглушающим мат, иностранные, в большинстве из США. К примеру, в американском мультипликационном фильме сквернословие звучит даже из уст детского персонажа, третьеклассника, и сквернословие прописано и в анонсе, в котором, кроме скверного слова, заявлено: черный юмор, 18+. То есть, грех проповедуется открыто, без стыда. Грешное искусство серебряного века приближается к концу. Кто был творцом в веке том? – Человек серебряный, позолоченный, да сверху медью околоченный: чтоб не линял [Даль, ч. 2, 1865 г., с. 855].

http://ruskline.ru/analitika/2020/10/12/...

Братия и сестры, жаждущие вечного спасения души, желающие благоугодить Богу! Вам нужно будет постоянно бдеть на страже своего спасения. Пред вами лежит путь скорбей, трудов и лишений; вам ставятся отовсюду камни претыкания и соблазна; против вас собственная ваша плоть с ее похотями и немощами, и мир грешный и прелюбодейный с его обольщениями и гонениями. В особенности же невидимые враги, когда приметят, что вы, удаляясь от мира и презирая плоть, станете усиливаться проникнуть в область духовную, к общению с небесными силами и Самим Богом, тогда, чтобы воспрепятствовать вам, с неимоверною дерзостию устремятся на вас, так что не только издалека станут пускать в вас разженные стрелы противных помыслов, но и воспламенять ваше воображение и чувства, представят вам страшные образы и нелепыя мечтания. Несмотря на все это вы, подвижники благочестия, не падайте духом, дерзайте против врагов спасения, поражайте ратников темного царства именем Божиим и Христовым, знамением крестным, сосредоточенною молитвою и строгим постом. Не опасайтесь, чтобы дурные помыслы, приходящие в вашу душу против вашей воли, повредили чистоте ея. Возмущение дурными помыслами по свидетельству препод. Пимена (Учил. благ. т. II, стр. 162, 163), есть общая всем слабость; избавиться от них невозможно, но надобно бороться с ними; не должно слушать их и услаждаться ими, исполнять их, и они ничего не сделают вам, мало-по-малу исчезнут (Дост. сказ. о подвижн. св. и блажен. отц. стр. 231, 15, 20, 257, 123; 263, 154–282, 5–261, 146). Неприятны будут вашей прихотливой плоти продолжительные посты, труды, стояния на молитве, коленопреклонения и бдения: она станет изнемогать от них; но жалеть ее нечего: сколько отнимешь у тела, столько придашь силы душе (св. Васил. Велик.); по мере истощения тела будет укрепляться душа ваша. Будет вас манить в свое сообщество мир, суля вам сокровища земныя, почести и отличия света: но вы не прельщайтес ими; мирские блага непостоянны и кратковременны, часто сменяются внезапным разорением и уничижением, не последуют за вами далее гроба, помешают вам в парении к небу, оземлянят ваш дух, отвлекут от богомыслия и легко могут обратиться для вас в предмет идолослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

б) Соображения здравого разума говорят за ту же пользу. В настоящее время только самые темные люди относятся с предубеждением и недоверием к врачам; только самые упорные в своих наследственных заблуждениях не доверяют врачам и не хотят пользоваться предохранительными от болезни средствами. В самом деле, врачи, нарочито изучавшие врачебные науки и имевшие многочисленные случаи лечения всяких недугов, лучше, чем кто либо, могут оказать помощь заболевшему. Им известен и род болезни и средства, ее облегчающия. Совершенно неправильно поэтому поступают те люди, которые, держась мнения: чему быть – того не миновать, не хотят употреблять предписываемые сведущими людьми предосторожности от губительных болезней. Нет, здоровье – это первое наше благо на земле, и мы должны пользоваться им разумно и осторожно, должны заботиться о сохранении его сами, не рассчитывая всякий раз на чудесную помощь Божию, которой мы по грехам своим быть может и недостойны. Это было бы признаком духовной гордости, сколько греховной, столько же и гибельной. в) Подобным образом учат и свв. отцы церкви. «Так как всем возмущаемое тело наше, пишет св. Василий Великий , подвержено многоразличным повреждениям: и совне приключающимся, и зараждаемым внутри принятою пищею, и излишествами и недостатками ея: то распоряжающийся всею нашею жизнию Бог дозволил нам врачебное искусство, которое, в образец душевного врачевания, имеет целию избавлять от излишняго и восполнять недостаточное, ибо не сами собой прозябли травы, состоящия в свойстве с каждою из немощей, но, очевидно, по воле Создавшего произведены с целию служить к нашей пользе. Поэтому свойства, заключающияся в корнях, в цветах, в листьях, в плодах и в соках, и что в металлах и в море открыто годного к пользованию плоти, все это подобно изобретению принимаемого в пищу и питие. Скотское было бы несмыслие ожидать себе здоровья единственно от рук врача. Но и то будет упорством, если во всяком случае избегать пользования врачебным искусством. Напротив того, приемля дары от Бога, Который с благостию и премудростию устрояет жизнь нашу, будем просить у Него сперва познания тех причин, по которым поражает Он нас, а потом избавления от скорбей. И дарованную нам благодать исцеления приимем с благодарностию». (Васил. Вел. Прав. простр. излож. Отв. на вопрос 55-й).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Из этих слов видно, что Бог не творит зла, но посылает блага или беды людям в наказание или награду, или по Своему промыслу, что не является злом, а промыслом Божьим о спасении человека. Противоречия нет В истории древнего Израиля было время, когда народ потерпел сокрушительное поражение от завоевателей и был угнан в плен. В таких случаях язычники просто прекращали поклоняться своим богам - ведь они не смогли защитить свой народ - и начинали служить богам своих победителей - ведь они доказали свое превосходство. Но Израилю было открыто другое - Бог не потерпел поражения; напротив, Он есть абсолютный, непререкаемый Владыка истории. Он наказал Свой народ за грехи и неверность, но если люди покаются, то Он простит его и вернет в родную землю. В этом смысле речь и идет о том, что Бог " производит бедствия " - Он контролирует все происходящее. Он не является автором зла - но попускает злу (в смысле бедствия) совершиться, чтобы, в итоге, достигнуть Своих благих целей. Как говорит о языческом завоевателе библейский пророк,  " Но не Ты ли издревле Господь Бог мой, Святый мой? мы не умрем! Ты, Господи, только для суда попустил его. Скала моя! для наказания Ты назначил его " ( Авв.1:12 ) Формулировка вопроса некорректна: в приведенной цитате из книги Исаии не говорится, что Бог делает зло, а то, что Он - всемогущ. Все, что происходит в мире, все события как положительные ( " свет " , " мир " ), так и отрицательные " (тьма " , " бедствия " ) - все происходят по воле Бога. В то же время в приведенной евангельской цитате речь идет о том, что Бог - совершенен, в Нём нет недостатков Если же конкретно говорить о бедствиях, то их можно рассматривать как наказания или как инструмент вразумления. Здесь нужно различать два вида зла. Кратко церковное учение об этом вопросе излагается так: Злом же надобно почитать один грех; ибо в мире собственно нет никакого зла, кроме греха, который есть преступление Божественного закона и воли Божией (Дамаск. Тракт. о двух волях во Христе). А все прочее, чем Бог наказывает нас за грехи наши, как-то: моровыя язвы, войны, болезни и тому подобное, называется злом по отношению к нам (Васил. Велик. Беседа 9. О том, что Бог не есть виновник зла), поскольку эти несчастья причиняют нам скорби и страдания, которых мы отвращаемся. По отношению же к Богу не суть зло; ибо заключают в себе силу добра: поскольку Бог, наказывая нас ими, тем возбуждает к добру. Посему если Писание говорит: «или будет зло во граде, еже Господь не сотвори» ( Ам. 3:6 ), то здесь называет злом праведное наказание Божие.

http://azbyka.ru/vopros/proizvodit-li-bo...

Так было не всегда. Многие помнят «Алёшу» — сердечное народное имя памятника советскому воину-освободителю, заложенного 9 мая 1948 г. и открытого под Пловдивом 5 ноября 1957 г. на Холме Освободителей (Бунарджик) неподалёку от памятника героям Шипки — русским солдатам, павшим в русско-турецкой войне 1877—1878 гг. за независимость Болгарии. На том же холме находится памятник российскому императору Александру II — Александру-Освободителю, как его часто называют в Болгарии. Как гласит городская легенда, в 1945 г. в день народных гуляний по случаю Победы советский солдат Алексей Скурлатов посадил себе на плечи двух болгар и пустился плясать. И когда возникла идея создания памятника советскому воину-освободителю, у горожан в памяти возник образ атлетичного и жизнерадостного «руснака», запечатлённого на фотоснимках. Символически монумент был заложен в 1948 г. Поскольку инициатива создания памятника исходила от местных жителей, Общественный комитет строительства объявил конкурс проектов. Победил макет монумента «Красный богатырь», который создали скульптор Васил Радославов и его коллектив — Н. Марангозов, А. Занков, И. Цветанов, И. Топалов, Б. Марков, Г. Коцав. Алексей Скурлатов (1922— 2013) К «Алёше» ведёт гранитная стоступенчатая лестница. Почти двенадцатиметровая статуя на шестиметровом постаменте, видная из любой точки города, смотрит на восток. В руках советского солдата — опущенный автомат. Монумент изготовлен из железобетона, имеет гранитную и сиенитную облицовку и украшен барельефами с надписями «Советская Армия бьёт врага» и «Народ встречает советских воинов». Кто же стал прототипом каменного Алёши? И какова его судьба? Прообразом памятника является рядовой сводной роты 3-го Украинского фронта Алексей Иванович Скурлатов, бывший стрелок 10-го отдельного лыжного батальона 922-го стрелкового полка, после тяжёлого ранения переведённый в связисты. Алексей ушёл на фронт добровольцем. «На войну меня взяли в августе 1941 года, прямо с трактора, — вспоминал уроженец Алтая. — На дорожку мне мама узелок с нашими алтайскими яблоками дала, но я их не ел, аромат мне ещё долго дом напоминал».

http://ruskline.ru/opp/2024/04/27/soldat...

Соб. пр. 10; Васил. Вел. пр. 89; Феоф. Алекс. пр. 3 и 6) 2 . Мало того, если кто при испытании хотя бы и не оказался виновным, а уже после рукоположения обличен был (обвинен на суде, или сам признался) в каких-либо тяжких грехах, то такой должен быть удален от священнослужения. (I Всел. Соб. пр. 2 и 9; Неокес. Соб. пр. 9). В последнем случае, по выражению I Вселен. Собора, «Ни собственное раскаяние виновного, ни совершившееся над ним рукоположение, ни снисхождение власти не должно допускать нарушения правил» (9 пр.), т. е. ; несмотря ни на что, виновный должен быть удален от священнослужения 3 . Если же виновный не сознавался в тяжком грехе ? а равно преступление его не было явным и не могло быть доказано по недостатку свидетельств, «таковый, – по выражению Неокес. Собора, – властен сам в себе» – т. е. вся тяжесть преступления падает уже на него одного, на его совесть (пр. 9). II. О супружеской и семейной жизни пресвитеров От пресвитеров требуется не только личная нравственная чистота, но и чистота супружеской жизни. Пресвитерами могут быть лица и женатые, только вступившие в брак до рукоположения 4 . Лицам, занимающим иерархические степени (пресвитера и диакона), дозволяется вступать в брак до рукоположения не потому, чтобы брак был чем-то унижающим священство (сн. ап. пр. 5 и 51), но потому что связанному таинственными узами с Христом и Церковью чрез рукоположение было бы неприлично связывать себя еще узами плотскими с миром (ап. пр. 26; IV Всел. соб. пр. 6; Неок. Соб. пр. 1). Браки пресвитеров (и вообще клириков) должны быть законными – правильными. Основной закон христианский относительно брачной жизни – единобрачие. Этот закон в отношении к пресвитерам и другим иерархическим лицам должен быть понимаем в самом строгом смысле. Иерархические степени не могут быть занимаемы не только имеющими двух жен в одно и то же время, но и преемственно, одну после другой (ап. пр. 17; Вас. Вел. пр. 12) 5 . Это постановление церкви основывается на понятии о целомудренной жизни, требуемой святостью духовного сана 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

417 Хетум II князь. Княжил в 1110–1143 гг. Сын Ошина I, дед Нерсеса Ламбронаци. Оставил Ламброн своему старшему сыну Ошину II. 419 Имеется в виду первый крестовый поход, провозглашенный папой Урбаном II в 1095 г. В 1097 г. войска крестоносцев, соединившись в Константинополе, переправились в Малую Азию. На захваченных территориях крестоносцы создали ряд графств и княжеств – Эдесское графство (1098), Антиохийское княжество (1098) и др. В 1099 году был взят Иерусалим и создано Иерусалимское королевство, в вассальной зависимости от которого находились все остальные княжества. 422 У князя Хетума II было два сына – Ошин и Смбат и несколько дочерей, из которых известна лишь одна, вышедшая замуж за Васила, сына Апирата. Во время войны Византии с Торосом II в битве за Мсис погиб Смбат, сражавшийся в войсках византийцев против Тороса II, а Ошин был взят в плен. Он смог освободиться, лишь выплатив огромный выкуп и оставив в залог своего малолетнего сына Хетума (см.: Смбат Спарапет. История. М., 1856, с. 95–96). 424 Григорис, Нерсес Шнорали, Васил, Зоравар были сыновьями Апирата и внуками Григора Магистроса. 427 Рубениды отстаивали свою независимость в борьбе с Византией. В 1138 г. в войне с Византийской империей Левон I со своими двумя братьями, Торосом и Рубеном, попал в плен. В 1145 г. Торосу удалось бежать. Он поднял восстание в Киликии и восстановил армянское княжество. Однако и после этого Торосу и его братьям не раз приходилось отражать натиск византийских войск, вступавших часто в борьбу с Рубенидами в союзе с турками-сельджуками и опиравшихся в этой борьбе на Хетумидов, соперников Рубенидов. Здесь автор имеет в виду поход императора Мануила в 1159 г., завершившийся мирным договором, по которому Анарзаба и Маместия возвращались Византийской империи, а другие области Киликии должны были признать власть Византии. Император Мануил в свою очередь отказался от мысли завоевать эти земли. 428 Зоравар – внук Григора Магистроса, младший брат Васила, Григориса и Нерсеса. Он же Шаан, как об этом свидетельствуют памятные записи: имя его дочери – Шаандухт, что дословно означает «дочь Шаана».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010