42 . Собственное признание ответчика в нарушении святости брака прелюбодеянием не принимается в уважение, если оно не согласуется с обстоятельствами дела и не сопровождается доказательствами (Уст.Дух. Конс., ст.250), несомненно его подтверждающими (Т.Х ч.I, изд. 1900г., ст.47). 43 . Дела по жалобе одного из супругов на нарушение другим святости брака прелюбодеянием ведаются или а) уголовным судом (или военным, если виновный военнослужащий), когда оскорбленный супруг просит о наказании виновного по уголовным законам на основании 1585ст. Улож. о Наказ., или б) судом духовным, когда оскорбленный супруг просит о расторжении брака и о наказании виновного по правилам церковным (T.XVI ч.I, Уст.Угол. Суд., изд. 1892г., ст.1016 и Воен. Суд. Уст., изд. 1884г. ст.1168). Примечание: По точному смыслу приведенной статьи Уст.Угол. Суд. супруг, привлекший другого супруга к ответственности за нарушении святости брака прелюбодеянием в поряке суда уголовного по 1585ст. Улож. о Наказ. тем самым утрачивает право искать за тот же поступок в суде духовном, т.е. на основании приговора суда уголовного возбуждать иск о разводе, так как и по законам уголовным (T.XVI ч.I, Уст.Угол. Суд., изд. 1892г., ст.22) и по церковным правилам (Васил. Велик, правил. 3 и 32) лицо, виновное в каком-либо противозаконном деянии, не может быть за таковое наказуемо дважды. Если же ищущий развода, хотя и представляет приговор уголовного суда о виновности другого супруга в прелюбодеянии, но вместе с сим в исковом прошении указывает и на другие факты неверности последнего, бывшие уже после состоявшегося о нем по таковым же преступлениям приговора суда уголовного, то суд духовный должен принять к своему производству иск просителя и обосновать свое решение по делу исключительно на новых данных виновности ответчика, не бывших в рассмотрении суда уголовного. 44 . Иск о расторжении брака по прелюбодеянию одного из супругов может быть обоснован на приговоре суда уголовного о виновности супруга в кровосмешении, предусматриваемом 1593, 1594 и 1596 статьями Улож. о Наказ., по Прод. 1902г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/o-razv...

Мф.19:18-19. Глагола ему: кия? Иисус же рече: еже не убиеши, не прелюбы сотвориши, не украдеши, не лжесвидетельствуеши. Чти отца и матерь: и возлюбиши искренняго твоего яко сам себе.    Думал тот юноша, что иная добродетель, а не исполнение Божиих заповедей в законе Моисеевом, вводит человека в вечный живот; почему сперва спрашивал: «что благо сотворю, да имам живот вечный?» Потом паки вопрошал: какие же суть заповеди, вводящие в вечную жизнь? Господь же кратко предлагает ему те самые заповеди, которые в законе Моисеевом пространнее заключаются. Виждь же безмерную Господню премудрость: понеже исполнение блага предъидет воздержание от зол, по словам: «уклонися от зла и сотвори благо» (Пс.33:15), сверх же сего, легчае есть уклонение от зла, нежели исполнение блага; того для прежде предлагает те заповеди, которые научают уклоняться от грехов, говоря: не убий, не прелюбодействуй, не укради, не лжесвидетельствуй (Васил. в бесед.); потом и те, которые состоят в исполнении добродетели: «что отца своего и матерь, и возлюбиши ближняго твоего яко сам себе». Мф.19:20. Глагола ему юноша: вся сия сохраних от юности моея: что есмь еще не докончал?    Сие он сказал без притворства, ниже яко искушая Иисуса Христа. Если бы был он лицемер и лжец, не возлюбил бы его Христос. Воистину от юности своей сохранил заповеди Моисеева закона; однако, помышляя о величии воздаяний, малым и недостойным вечной жизни являлся ему о соблюдении заповедей предпринимаемый временный труд. Почему домышляясь, что нужду имеет и в других исполнениях, вопрошал, говоря: «что есмь еще не докончал?» Что мне остается еще, да достойным соделаюсь вечной жизни? Мф.19:21. Рече ему Иисус: аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небеси: и гряди в след Мене.    Спасает, без сомнения, верующего во Христа сохранение Божественных заповедей, сущих в законе Моисеевом, и вводит его в жизнь вечную, как явствует из сих Господних слов: «аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди»; но не может возвести до совершенства, показуемого в святом Евангелии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Как и в случае с причастиями в «Шестодневе» Иоанна Экзарха (Максимович 2006б), широкое использование participium conjunctum в ЗСО свидетельствует о системной ориентации ранних славянских переводчиков на собственные выразительные ресурсы славянского языка. Зависимость языка ЗСО от оригинала в отношении партиципиальных конструкций представляется пренебрежимо малой (не в последнюю очередь это обусловлено функциональными различиями а употреблении причастий в латинском языке по сравнению с греческим и славянским). Инфинитивные конструкции Инфинитивные конструкции в ЭСО (как и в латинском оригинале) практически отсутствуют. Можно упомянуть лишь один пример целевого инфинитива (только в SinEuch): 3СО 33 . Аще кто мъдж вьъметъ [SinEuch, вььмъ U] отъ кого постити с [ хот add. U] а нь. (143.10). В принципе допустимо полагать, что инфинитив поститис зависит от утраченного в SinEuch, но сохраненного в U причастия хот, тем более что это причастие сохранено в сербской версии ЗСО 33 в епитимийнике XIV в. Правила стхь ць по аповди стго и великаго Васил, ср.: Аще кт мьд вььмь ть кого поститисе а нь хоте (Jagi 1874, 137). Впрочем, текстологическая история сербского епитимийника пока не выяснена (см. ниже, IV.6,1) – возможно, она отражает опосредованное влияние редакции U. Падежный синтаксис Поскольку синтаксис ЭСО в целом весьма прост, не удивительно почти полное отсутствие в тексте памятника синтаксических конструкций, характеризующих специальное употребление падежных форм. В ЗСО нет случаев дательного самостоятельного, дательного направления, двойного объектного винительного и многих других падежных функций, интересных для ранней истории славянского книжного языка. Можно привести лишь один пример на дательный заинтересованного лица, ср. 3СО 42: Аще ком мьретъ дтищь некръщенъ ... (144.18), в латинском употреблен родительный принадлежности; Si cuius infans sine baptismo per negligentiam mortuus fuerit ... «Если дитя кого-либо по нерадению (родителей) умрет без крещения ...» (Суворов 1888, XIX).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/zapove...

величеству это угодно, но вверяюсь другу, распоряжайтесь этим проектом как угодно, я все подпишу; ваши выгоды – мои, я не знаю других. Природа наделила меня чувствительным и благодарным сердцем, я искренне тронут всем, что для меня сделано вашим импер. величеством. Я никогда не в состоянии заплатить за все, чем вам обязан. Отныне все, чем могу я вас обязать, все, что вам нравится, все, что от меня зависит, – все будет сделано, чтоб убедить ваше импер. величество в моей готовности предупреждать все ваши желания. Посылаю графа Шверина, я должен был бы присылать к вашему импер. величеству лиц высших чинов, но если б вы знали положение, в котором нахожусь я теперь, то увидали бы, что мне невозможно посылать таких лиц: их нет, все в деле. В течение этой войны я потерял 120 генералов, 14 в плену у австрийцев, наше истощение ужасно. Я отчаялся бы в своем положении, но в величайшем из государей Европы нахожу еще верного друга: расчетам политики он предпочитает чувство чести». 29 марта император сказал Гольцу, чтоб он переговаривал о мире с тайным секретарем Дмитр. Васил. Волковым, потому что канцлер был болен. За несколько дней перед тем Гольц писал Фридриху, что он употребит все усилия для удовлетворительного окончания дела, отстраняя по возможности препятствия, которые противная сторона все более и более старается ему ставить. Для пояснения этих последних слов может служить рассказ Волкова: «Император велел Гольцу, чтоб присланный к нему от короля мирный проект он мне подал, и сам час к тому назначил, сказав мне, чтоб я его дожидался. Господин Гольц, знавши, что я живу во дворце, поехал в Семеновский полк к Андр. Андр. Волкову и, не застав его дома, тотчас отрапортовал, что меня нигде найти не мог. Тут мой арест и совершенное несчастие были решены, но чудесным образом весь тот день прокурил у меня табак барон Унгарн, и так он меня оправдал, а дело обратилось в шутку над Андреем Андреевичем. Я с моей стороны, ведая, что война с Даниею всегда была решенным делом и противное тому упоминание могло бы стоить жизни, устремлялся к тому: 1) чтоб сию войну самыми к ней приготовлениями сколько можно вдаль протягивать; 2) между тем и Пруссию, и Померанию за нами удерживать и оными пользоваться, и притом 3) смотреть, не будет ли способа, хотя похлебствуя королю прусскому, вмешаться в примирение Европы и тем не так вечный свой стыд загладить, как паче обнадежиться, что по замирении Европы лучший наш друг и государь король прусский сам не допустит нас начать войну с Даниею.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Тогда и зло сначала «как бы утончается и разжижается», а под конец, как корень растения или источник, совершенно иссыхает. Совершается все это, при постоянном проявлении со стороны человека «произволения и доброго старания», понуждения себя даже против хотения к добру, «предуготовления себя, насколько возможно к добру», предначинательного стремления воли (сравн. св. И. Злат.), и тогда «сам Господь легко и без труда творит в нем все», а между тем «приписывает все дело нам». Завершением же всего процесса преспеяния христианина является восприятие в его душу всего Христа и всего Духа Св., полное соединение всей души со Христом и Духом, душа в душу, ипостась в ипостась, для чего Божество созывает неприступную свою славу, умаляет себя до соединения с ограниченною человеческою душою (пр. Мак. Егип.). Это есть то, «чрез преуспеяние в добрых делах, вселение Духа» и вхождение Христа Жениха в глубины души, во «внутренность» ее, во «все врата души», о которых говорил св. Григорий Нисский , и то сочетание с Духом Божественным, начинающееся с крещения и долженствующее продолжаться всю жизнь в виде тесного супружеского союза, о котором писал еще Тертуллиан . «Душа сочетавается с Духом Божественным и плоть следует за душою как данный в приданое пленник и уже не как служанка души, а Духа; о! блаженное супружество, если не допустит прелюбодеяния». Картина противоположного преспеянию состояния – обладания души грехом, господства в ней греха особенно яркими чертами изображается также в творениях пр. Макария Егип. Благодать из всех областей души вытесняется: грех овладевает всеми ее частями. «Весь источник делается мутным и душа, когда бывает возмущена, смешивается с пороком и сатана делается чем-то одним с душою», восседая на ней, как на своем престоле (Мак. Егип.). Впрочем, и тогда благодать Божья не совершенно оставляет душу: «Дух, хотя не имеет общения с недостойными, однако, по-видимому, сопребывает некоторым образом с однажды запечатленными, ожидая их спасения по обращении» (Васил.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Но у нас некоторые священнослужители не соблюдают и этого отеческого определения, и еретиков второго чина принимают без должного поста и молитвы, а некоторые, как говорят, третьим чином приобщают их, и присовокупляют свои слова к этому: так должно и быть 16 . А раздорники 17 , подлежащие третьему чину по 1-му пр. Васил. Велик. вступают в общение с нами без всякого должного чиноположения, что и странно есть и законопреступно, на претыкание и на соблазн многим любящим истинное благочестие. Девятое нарушение. Проклятый есть обычай, воеже со псами во единой храмине христианом жити и ясти всякую скверну, а особенно курить табак и питаться дымом на повреждение человеческое, что неестественно и странно вельми; и необычно сие дело и чуждо есть христианам, знающим Бога и Его закон, упражняться в этом нечестивом занятии, како позорном для всех христиан, за который от прежде бывших царей было страшное телесное наказание 18 ; а посему многие от сих ныне не ходят во св. храмы молиться Богу, потому что они без курения табака не могут пробыть и единого часа. А некоторые из причетников и дети наших некоторых пастырей занимаются этою мерзостью. Может быть поэтому они и небрегут ни о чем, и ускоряют службу церковную, и совершают ю безвременно, поют и читают небрежно, оставляют поучение, благословение хлебов и маслопомазание. Пастыри наши может быть по излишней своей доброте не наказывают никого за сие, а через это человекоугодие поощряются и распространяются такие нечестивые законопреступления. А затем и некоторые духовные отцы наши впали в сластолюбие и безвременное некоторых напитков употребление, а может быть чрез это они и не свободны заниматься поучением к своему народу во дни праздничные, как требуют от них закон и долг звания по правилам св. Апостол и св. соборов. Десятое нарушение. Правила 3 первого всел. соб. 18 и 9 (?) седьмого всел. соб. строго воспрещают епископу, презвитеру и диакону и всем инокам и причетникам, неимущим своих жен, иметь сожительствующих своих жен у себя в одном дому, а 25 пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

г) Лица православного исповедания, за вступление в четвертый брак, и за вступление в брак с нехристианами, если сии последние не обратятся в христианство , подвергаются: заключению в тюрьме на четыре месяца и, сверх того, предаются церковного покаянию по распоряжению духовного начальства (ст. 1564 Улож. о Наказ. изд. 1885 г.). Отделение 3. О браках лиц, состоящих в близком, т.е. в запрещенных церковными правилами степенях, кровном или духовном родстве, или свойстве. 29 . Законными и действительными не признаются: брачные сопряжения лиц, состоящих в близком, то есть в запрещенных церковными правилами степенях, кровном или духовном родстве, или свойстве 20 . (Ст. 205 п. 2 Уст. Дух. Кон. Ср. Т. 10, ч. 1, Св. Зак. Гражд. изд. 1887 г., ст. 37 п. 2). а) Запрещается вступать в брак в степенях родства и свойства, церковными законами возбраненных (ст. 23 Т. 10, ч. 1, изд. 1887 г. Ср. VI Всел. Соб. пр. 53, 54. Св. Васил. Вел. пр. 76, 78, 86 Инстр. Благоч. п. 18). б) Во всех вообще христианских исповеданиях запрещается совершать браки в степенях родства, возбраненных правилами той Церкви, к коей принадлежат сочетающиеся лица (ст. 64 Т. 10, ч. 1, изд. 1887 г.). в) Род есть связь всех членов семьи мужеского и женского пола, от одного общего родоначальника происходящих, хотя бы и не все из них носили его имя или прозвание (ст. 196 там же). Близость родства определяется линиями и степенями (ст. 197 там же). Связь одного лица с другим посредством рождения составляет степень, а связь степеней, непрерывно продолжающихся, составляет линию (ст. 198 там же). Степень, от коей происходит две или более линий, называется в отношении к ним коленом, а сии линии в отношении к своему колену отраслями или поколениями (ст. 199 там же). Линии суть трех родов: нисходящие, восходящие и боковые или побочные (ст. 200 там же). Нисходящая линия составляет из степеней или рождений, простирающихся от данного лица к его сыну, внуку, правнуку и т. д. к его потомству (ст. 201 там же). Линия восходящая составляется из степеней, идущих от данного лица к его отцу, деду, прадеду и т. д., к его предкам (ст. 202 там же).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sborni...

9 Необходимо заметить, что в приведенных местах из пророческих книг, пророки, отвергая от имени Иеговы многочисленные жертвы Ему от евреев и другие ревностно исполняемые ими обряды Моисея, как нечто неугодное Богу, порицали, однако, не саму обрядность Моисея, как будто она сама по себе была мерзостью пред Богом. Но св. Исаия, Амос, Осия и другие позднейшие пророки вооружались, собственно, и, главным образом, против превратного и грубого понимания этой обрядности евреями, будто бы в ней состоит сама сущность богопочтения, помимо добрых дел, не заботясь о которых евреи считали, однако, себя праведниками ( Uc. LIII гл.). Названные пророки не могли вооружаться вообще против необходимости обрядности в религии и, в частности, не могли называть мерзостью обряды Моисея сами по себе, потому что эти обряды, хотя и были несовершенны, однако были предписаны Самим Богом. Но когда же среди позднейших евреев развилось это мертвое, чисто механическое обрядовое благочестие, они естественно стали настойчиво говорить евреям о необходимости и сущностной важности более духовного служения Богу. В дополнение к закону Моисея подробнее и яснее стали раскрывать учение об этом служении и при этом указывали на относительную неважность обрядового закона Моисея, на несовершенство этого закона самого по себе и на будущую отмену его во Христе. 13 Творч. св. Кир.Алекс. ч. I, стр. 99; подобн. у св. Васил. Велик. «О Св. Духе», гл. 14, пер. 40 г. стр. 280–281. 24 Твор. св. Златоуста в русск. перев. 1830 г. т. III, стр. 533, Слово IV против иудеев. И по мнению других отцов ближайшим поводом к обрядовому законодательству было именно отлитие тельца при Синае. «Бог, говорит св. Ириней Лионский , сперва наставлял евреев через естественные заповеди, изначально насажденные в людях, т. е. через Десятословие, не исполняющий которого не имеет спасения, и ничего более не требовал от них. Так Моисей говорит во Второзаконии: «эти слова Господь изрек ко всему собранию сынов Израилевых на горе и ничего не прибавил, и написал на двух досках, и дал мне (V, 22)», дабы желающие следовать Ему, соблюдали заповеди. Но когда они решились сделать тельца и обратились сердцами опять в Египту, желая быть рабами вместо свободных, то получили прочее служение, сообразное с их желанием, хотя не отделявшее их от Бога, но державшее под игом рабства. Так и пророк Иезекииль, объясняя причину законодательства, говорит: вслед похотений сердца их были очи их, и Я дал им заповеди недобрые и оправдания, в которых они не будут жить (Иезек. XX, 24–25. Ириней. Против ересей, перев. 1871 г. стр. 450, кн. IV, гл. XV). То же говорит и блаж. Иероним (перев. Киевск. духов, акад. толкование Иеронима на Иерем. VII, 21–23).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mnenie-...

В 1664 году приехал в Москву знатный посол, Говарт граф Карлейль, и, небывалое дело, приехал с женою и сыном. В грамоте своей Карл II извинялся перед царем, что замедлил отправлением торжественного посольства, но выбор такого знатного человека, как родственник его граф Карлейль, должен показать особенное высокое почитание, которое он, король, питает к персоне царского величества. Бояре князь Ник. Ив. Одоевский и Юрий Алекс. Долгорукий да окольничий Васил. Сем. Волынский назначены были в ответ; велено быть им в золотах, с образцами низаными, в золотых цепях и черных шапках. Посол объявил наказ королевский: 1) известить великому государю, чтобы он изволил утвердить с королем прежнюю братскую дружбу и любовь: 2) просить возвращения привилегий английским купцам. На первую статью отвечали, что государь братской дружбы и любви с королем очень желает; а на вторую статью последовал отказ: «Торговали англичане в Московском государстве беспошлинно лет сто и нажились, а узорочных и других товаров, которые были годны в царскую казну, по своей заморской цене не давали: заповедные товары привозили и вывозили тайком; чужие товары провозили за свои, чтобы не платить пошлин: один из купцов Английской компании приезжал в Балтийское море на военном корабле и хотел грабить царских подданных, которые ездят в Швецию для торговли. Мы думаем, – говорили бояре, – что королю все это неизвестно: иначе он не стал бы просить о подтверждении прежних жалованных грамот». «Королю все известно, – отвечал посол, – но теперь он просит привилегий, потому что хочет пожаловать русскою торговлею людей себе верных, от которых никакой неправды в Московском государстве не будет: узорочные товары станут отдавать в царскую казну по заморской цене, товары станут привозить добрые, сукна нетянутые». Бояре: «Станут англичане торговать в Архангельске с пошлинами, и королевскому величеству убытка никакого не будет, а царские подданные начнут торговать в Англии, будут платить пошлины прямые, и от того обоим государствам будет прибыль; если же англичане будут торговать в Московском государстве беспошлинно, то царской казне будет большой убыток, а прибыли никакой».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

авва Исаия ) 67 и проч. В отношении к окружающим смиренномудрый «всех считает превосходнейшими себя» (св. Василий Великий ) 68 ... Вообще, смиренный человек – тот, кто «сокрушил своё самомнение..., сокрушил сердце», т. е., «истребил человеческие помыслы; кто презрел настоящее, предал себя слову Божию, и владычественное в себе предоставил помышлениям превыше – человеческим и божественным, тот будет иметь сокрушённое сердце и сделает его мёртвою, не уничижаемою от Господа; кто чужд всякого надмения, ничем человеческим не гордится, тот и сердцем сокрушён и духом смирен»... (св. Васил. В.) 69 . Такой человек на свои силы «не полагается, почитая себя чем-либо»...; «чем более обогащается духовно, тем сильнее как бы обнищает в собственном о себе мнении, по причине ненасытности духовного желания стремиться к небесному Жениху»... (пр. Макарий Египетский ) 70 . Смиренный «не воображает о себе ничего» даже и в том случае, «когда сознает за собою много важных» добродетелей и подобного рода деяний и проч. (св. И. Златоуст) 71 ... О наиболее высокой степени смирения и об условиях его «совершения» можно сказать, например, следующее. «Душевная раздражительность укрощается терпением, а по истреблении всякого высокомерия усовершается смирение; ведь трудно представить, чтобы человек, который не терпит быть ниже всех и последним, мог когда-нибудь, ими укоряемый, удержаться от гнева или во время скорби препобедить искушения долготерпением. А кто преуспел в высшем смирении», следуя в своей жизни начертанному выше пути, «тот, слыша укоризны, поскольку сам себя сознает ещё более достойным унижения, не смутится душою от того, что бесчестят его словами; но, если назовут его бедным, знает, что он действительно нищ во всем и скуден, и всякий день имеет нужду в подаянии от Господа; если назовут его человеком низкого происхождения и неизвестным в свете, у него давно напечатлено в сердце, что он создан из персти»... (св. Василий Вел.) 72 . Дела, в каких проявляется смирение, по указанию пр. аввы Исаии , таковы: «молчание, не мерение себя ни в чем, нелюбопрительность, повиновение, смотрение в землю, имение смерти пред очами, блюдение себя ото лжи, непозволение себе в беседах суесловий, противоречия старшему и настояния на своём слове, перенесение поношения, ненавидение покоя, нуждение себя на труд и никого неогорчение» 73 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010