— Качества Клириков. Непорочность, (Перв. 9) испытанная, Васил. 89. Клириками, или вообще в списке священного чина, не могут быть: 1) злоречивые пьяницы, склонные к ссорам, Васил. 89; 2) берущие лихву, рост и приобщающие к своему чужое, Григ. Нисс. 6; 3) впадшие в любодеяние, Феоф. 3. 6; 4) по Крещении двубрачные или наложницу имевшие, Апост. 17. Васил. 12; 5) имеющие вдову или отверженную от супружества, или блудницу, или позорищную, Апост. 18; 6) имевшие в супружестве, до обращения в христианство, двух сестер или племянницу, (Апост. 19), впрочем, если по Крещении не остаются в таковом супружестве, то могут быть терпимы в клире, Феоф. 5; 7) обладаемые демоном, Апост. 79; 8) муж жены прелюбодейцы; впрочем, если жена его впадет в грех после его рукоположения, то он должен развестись с нею, иначе не должен касаться порученного ему служения, Неок. 8; 9) сам себя оскопивший. Апост. 22; 10) раб, без согласия своего господина (Апост. 82); 11) падший в арианское нечестие и привлекший туда других. Афан. к Руфину. Не возбраняется быть принятым в клир: 1) против воли нечто идоложертвенное приявшим, Анк. 3; 2) прежде Крещения идоложертвовавшим (Анк. 12); 3) вступившему в незаконный брак до Крещения, если жена его умрет, или он разведется с ней (Феоф. 4); 4) тяжкими мучениями насильно привлеченным к нечистой жертве, Петр. Алекс. 14. — Подчиненность Епископу. Клирики и находящиеся при богадельнях, монастырях и храмах мученических должны быть под властью епископа (Четв. 8, Сард. 14). Они должны повиноваться ему, когда он, по нуждам Церкви, хочет возвести их на высшие степени, иначе они не должны служить и в той степени, из которой они не хотели возведения на высшую степень (Карф. 10). Досадившие епископу и строющие ковы ему, извергаются (Апост. 55, Четв. 18, Шест. 34). Никто из клира не должен оставлять своей церкви и переходить к другой, без увольнительной грамоты от своего епископа, Апост. 15. Шест. 17. Ант. 3. Сард. 16. Клир, не учащий людей покорности поставленному епископу, отлучается, Апост. 36.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2286...

Симония. Благодать Святого Духа не продаваема, Шест. 23. Поэтому 1) поставляющих и поставленных за деньги или за дары, равно и посредствующих в сем деле, должно низвергать со степени и должности, а мирян и монахов предавать анафеме, Апост. 29. Четв. 20, Шест. 22, Седм. 5, 19. Взять же за рукоположение, когда бы то ни было, прежде ли, после ли, во время ли рукоположения — все равно, Васил. 90, Геннад. Тарас. 2) кто из епископов или пресвитеров требует за преподание Святого Причастия денег или чего иного, тот должен быть извержен, Шест. 23. 3) кто за деньги принимает в монашество, тот также должен быть извержен, Седьм.19. Синагога. В иудейскую синагогу не должно ходить, ни носить туда елея, ни возжигать свеч в их праздники. Апост. 65, 71. Скверна. Оскверняет собственно душевная скверна, Апост. 77. Скопец. Скопчество. Кто сделался скопцом от человеческого насилия или во время гонения от варваров, или от врачей по болезни, или так родился, тот может быть в клире, и если достоин, даже — епископом, Апост. 21, Перв. 1. Но кто оскопил сам себя, тот если клирик — извергается, а если мирянин, не принимается в клир, и на три года отлучается от Таинств, Апост. 22, 23, 24; Перв. 1. Скопцы, ни из священного чина. ни миряне, не должны иметь при себе женщины или рабыни, кроме жены, матери, сестры, тетки и других лиц, чуждых подозрения, Перв. 3, Шест. 5. Оскопивший другого или своеручно, или посредством повеления, без побуждающей к этому болезни, если принадлежит к священному чину — извергается, а если мирянин — отлучается, Двукр. 8. Скотоложник принимается в общение после епитимии пятнадцатилетней, Васил. 7, 63. или более, Григ. Нисс. 4. а иногда только при исходе жизни, смотря но возрасту и другим обстоятельствам, Анк. 16. молится с обуреваемыми, Анк. 17. Славословие: со Святым Духом, принято от неписанных Апостольских преданий, Васил. 92. Слово Божие. Слушающие Слово Божие и не исполняющие его должны укорять себя, Тимоф. 17. Служитель. Низшему служителю не носить ораря и не оставлять двери церковной, Лаод. 22.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2286...

Епитимии или духовные запрещения, имеющие целью исправление недугующего, разделяются по степени своей важности на более тяжкие и более легкие. К тяжким епитимиям в правилах церковных относится отлучение кающегося от причащения Св. Таин, и отлучение от общения в молитве с верными, на более или менее продолжительное время. В правилах Церкви очень часто указываются самые грехи, за которые должно быть налагаемо отлучение от Св. Причастия и отлучение от общения духовного с верными, определяется и самое время – срок такого отлучения за те или другие грехи. Как видно из этих правил, грешники, смотря по роду грехов их, отлучались в древности от церковного общения иногда на целые десятки лет, даже на всю жизнь. Такая строгость в духовных наказаниях, по тогдашним обстоятельствам Церкви, была необходима и благотворна, потому что во времена языческих соблазнов и гонений, снисходительность могла бы подать повод к частым отпадениям от Церкви и другим грехопадениям, столь же вредным для ее блага и целости. Но эта строгость, определенная каноническими постановлениями, не была и не могла остаться неизменной во всех случаях и на все времена. Напротив, отцы Церкви и Соборы, хотя определенно указали виды епитимий и время выполнена их за те или другие грехи, но они же и сами приспособлялись и от других требовали приспособляться к нравственному состоянию кающихся (Григор. Нисск. пр. 1, 2, 3, 4, 5 и др.) и даже ко внешнему положению согрешающих (Васил. Велик, пр. 34), и к возрасту (Васил. Вел. пр. 62; Анкир. соб. пр. 16), принимали во внимание причины грехопадений, степень участия во грехах разума и свободной воли человека, готовность и искренность раскаяния согрешившего, а потому глубоко и искренно раскаивающемуся видоизменили (заменяли более строгую епитимью легкой) и сокращали время выполнения епитимий (Васил. Велик,пр. 2, 3, 54 74, 84; Грнгор. Нисск. пр. 4 и 5; Неокесар. ст. пр. 3; 1 Всел. Соб. пр. 12; VI Всел. Соб. пр. 102) и наоборот, упорному и коснеющему во грехах назначали более суровые и продолжительные епитимии (Там же); словом – в приложении епитимий они имели одну цель – спасение грешной души – уврачевание ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

2) Нерадение отцов о воспитании детей своих под предлогом занятия делами благочестия или мнимого отшельничества (Гангр. соб. пр. 15). с. Убийство. По церковному законодательству убийцей признается всякий нанесший ближнему смертельный удар: он ли первый нанес удар или отмщал (Свят. Васил. Велик. прав. 43). Из видов убийства правилами указываются следующие. α. Убийцами вольными признаются: 1) Во гневе на жену свою бросивший секиру и убивший (свят. Васил. Велик. прав. 8). 2) Употребивший против кого-либо меч, также бросивший в кого-либо секиру или подобное что и убивший (то же правило). 3) Убивающий на разбое и в неприятельских нашествиях (то же правило) 102 . 4) Напоивший кого-либо ядовитым питьём, хотя бы то было для иной цели, и убивший; таковы, например: а. жены, дающие врачебные составы для привлечения в любовь и умерщвляющие (свят. Вас. Велик. прав. 8); б. дающие и принимающие врачевство для умерщвления и извержения зачатого в утробе (свят. Вас. Велик. прав. 8; Анкир. соб. пр. 21); в. убийцей же почитается жена, родившая на пути и имевшая возможность сохранить рожденное, но пренебрегшая им с намерением скрыть (свят. Вас. Вел. прав. 8). β. Убийство близвольное, т. е. как бы среднее между вольным и невольным: 1) Когда кто-нибудь во гневе или страсти защищая себя в ссоре наносит своему противнику удар в опасное место (свят. Вас. Велик. прав. 8). 2) Когда кто наносит другому удар, желая причинить только боль, а между тем наносит смерть (св. Вас. Вел. пр. 8; сн. 11) 103 . γ. Убийство невольное есть то, когда кто убьет кого-либо случайно, имея совершенно иное намерение (св. Григ. Нисск. пр. 5). Так, например, когда кто бросит камень в пса или в дерево и умертвит человека, или, желая исправить кого-нибудь и ударивши ремнем или железом нетяжелым, ненамеренно умертвит (Васил. Велик. пр. 8. 57; Григ. Нисск. пр. 5; Анкир. соб. пр. 23). К невольным убийствам должно отнести и убиение разбойника при защите от его нападения (свят. Вас. Велик. прав. 55) 104 . Важнейшим последствием церковного суда за невольное убийство для члена церкви служит то, что виновный в нем теряет право на получение священнической благодати (Григ. Нисск. пр. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Поставивши для себя задачей – оправдать внутреннее достоинство человеческой природы против тех гностиков, которые в самом по себе плотском зачатии человека видели одно зло и неизбежный источник зол человеческих, он силился все нравственные несовершенства природы человеческой объяснить действием одной свободы, оставивши как бы в стороне влияние греховной наследственной порчи. Климент, впрочем, признает всеобщую греховность людей, а также господство над ними, вследствие грехопадения прародителей, проклятия и беспорядочной похоти, склоняющей людей ко греху (Strom, lib. III. с. 16 et 17), но только не говорит о внутренней зависимости всего этого от греха Адамова, объясняя его более из свободно-нравственных – личных влияний, чем из влияний физической наследственной порчи. Правда, он утверждает, что грешить всем от природы свойственно (Pedag. III, 12), но эту способность или расположенность человеческой природы ко греху, всегда переходящую в действительность, он опять изъясняет не из ее наследственной греховной порчи, а из действия другого рода причин, а именно свойственного ограниченной природе человеческой неведения и слабости, а также дурного воспитания и других подобных же внешних нравственных влияний (Strom, lib. II. с. 20). 812 Амвросий: Solus cnim per omnia ex natisde femina Sanctus Dominus Jesus, qui terrenae contagia corruptelae immaculati partus novitate non senserit et coelesti majestate depulerit (In Luc. lib. II. n. 56). Cp. Илар. Oper. incert. fragm. 8. 814 Григ. Наз. Carm. arcan. orat. 7. sub. fin. Васил. Вел. Бесед. во время голода. Тв. Св. Отц. VIII стр. 137. 821 Злат. In Genes. homil. 17. n. 2. Макар. Велик. Homil. XXV. n. 2; de libert. ment. n. 21. Амвр. Hexaem. lib. I. c. 8. n. 31. 823 Афанас. Contr. gent. c. 30. Лакт. Instit. lib. I. c. 2. Васил. Велик. Epist. 227. Григор. Наз. Orat. 28. n. 6. Григ. Hucc. De beatitud. orat. 6. 824 Амврос. De Jacob. et vit. beat. lib. II. n. 12. Кирилл. Иерус. Cathech. orat. 4. n. 21. Васил. Велик. Quod Deus non est auct.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Значит, сила церковного обычая зиждется на авторитете той же церковной власти, которой принадлежит и положительное церковное законодательство; отличие его от положительных правил церковных заключается лишь в форме происхождения, в том, что его происхождение не может быть сведено к прямому законодательному акту церковной власти. По этому признаку церковный обычай легко отличить от апостольского предания не смотря на сходство их внешней формы выражения. Предание основывается на авторитете предавшего, усвояется тому, кто предал известное правило, – именно апостолам, от которых ведет свое начало предание, (и потому оно относится к области положительного церковного законодательства). Церковный же обычай возводится не далее, как к древним отцам, без указания к каким именно. (Васил. в. 1. 4. 87). В силу тесной связи церковного обычая по его происхождению с положительным церковным правом, церковный обычай и по своему содержанию и характеру не должен противоречить заповедям Господним и апостольским и правилам соборным и отеческим; в случай возникновения подобный обычай, хотя бы он соблюдался в целой поместной церкви, подлежит прекращению по распоряжению подлежащей церковной власти (I. 15. 18. VI. 7. 12. 13. 28. 29. 32. 33. 45. 55. 56. 81. 82. VII. 7. 5. Киприан. Письмо 63 в Цецилию. По рус. пер. стр. 344. 347). Рав. обр. церковный обычай не должен противоречить духу христианского учения, существенным задачам церкви и основным нормам церковного устройства и порядка. Обычай без рассуждения, без разума, без истины, говорит Киприан, есть старое заблуждение, не более (Письмо 58 к Квинту, 60 к Юбаяну, 61 к Помпею, По рус. пер. стр. 279. 291. 308). Правда, бывают обычаи церковные, которые трудно оправдать с точки зрения церковного учения и церковной дисциплины, и они иногда долго держатся на практике (Васил. пр. 21), но они все-таки составляюсь исключение, допускаемое в виду обстоятельств времени. Законное место действию церковного обычая там, где нет положительного правила. Поэтому область его действия обратно пропорциональна области положительного права; чем менее развито положительное законодательство, тем шире применение церковного обычая, и на оборот, по мере развития первого последнее постепенно уступаете ему свою область действия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Отречение от Христа: Если которые из падших произведены в клир по неведению или со сведением произведших, это не ослабляет силы правила церковного. Ибо такие, по дознании, извергаются от священного чина. (I Всел., 10) Убийство, в том числе и невольное: Разбойников взаимно поражающие, если не суть в церковном служении, да будут отлучаемы от причастия Святых Таин, если же клирики, да низложатся со своей степени. Ибо речено: Все, взявшие меч, мечом погибнут ( Мф. 26, 52 ). (Васил., 55) Нанесший ближнему смертный удар есть убийца, он ли первый нанес удар или отмщал. (Васил., 43) Писание возбраняет не только легкую рану, но и всякое злоречие или хуление (см.: Кол. 3, 8 ) и все подобное, от раздражения происходящее, но они только против злодеяния убийства положили предохранение в епитимиях. Разделяется же это злодеяние по различию убийства вольного и невольного. Вольное убийство, вопервых, есть то, на которое с намерением дерзнул решившийся на это самое злодеяние, да совершит оное; вовторых, и то полагается между вольными убийствами, когда кто в сопротивоборстве, бия и будучи бием, наносит рукой удар в некое опасное место. Невольные же убийства имеют известные признаки, когда кто, имея в намерении нечто другое, случайно учинит тяжкое зло. Это сказал я, чтобы явным сотворить, что если кто, хотя невольно, будет осквернен убийством, такого, как уже сделавшегося нечистым через нечистое дело, правило признало недостойным священнической благодати. (Нисск., 5) 14 Воровство и вообще любое неправедное приобретение имущества: Другой же вид идолослужения, ибо так святой апостол нарицает любостяжание (см.: Кол. 3, 5 ), не знаю, как опустили отцы наши без указания врачевания. Это зло является, как думаю, болезнью души. Ибо божественный апостол признал оную не только идолослужением, но и корнем всех зол (см.: 1Тим. 6, 10 ). Но, однако, этот вид греха опущен без особого рассмотрения и врачевания, отчего недуг этот умножается в Церквах и никто не испытывает приемлемых в клир, не осквернились ли они этим видом идолослужения. Воровство, гробокопательство и святотатство почитаем тяжкой болезнью. И по Божественному Писанию к числу возбраненных дел принадлежат лихва и рост и приобщение к своему стяжанию чужого через некое преобладание, хотя бы то было под видом договора.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

За преступление против собственной природы (содомский грех) В. В. в правилах 7, 62, 63 предписывает такое же наказание, как за прелюбодеяние - 15-летнюю епитимию (ср.: Анкир. 16, 17; Григ. Нис. 4). О браке, его расторжении и отступлениях от христ. брака (в т. ч. прелюбодеяние) правила 4, 9, 21-23, 25-27, 30, 31, 34, 35, 38-42, 44, 46, 48, 49, 53, 58, 59, 67-69, 76-80, 87. 4-е прав. говорит о троебрачных и многобрачных; «преступившие предел второбрачия,- указывает В. В.,- уже не достойны нарицатися именами мужа и жены», «на троебрачие,- повторяет он,- нет закона» (прав. 50), «о многобрачии отцы умолчали, как о деле скотском» (прав. 80); т. о., законной гранью для вступления в брак В. В. считает 2-й брак («но всенародному осуждению оных (троебрачных.- Л. Л.) не подвергаем, как лучшия, нежели распутное любодеяние» - прав. 50), в то же время 2-й брак является препятствием к священству (Васил. 12; ср.: Ап. 17; Трулл. 3;). 27-е прав. В. В. целиком составило 26-е прав. Трулльского Собора, в нем подробно разъясняется, что может совершать пресвитер, вступивший в воспрещенный брак (см. ст. Брак ) по неведению, и чего он лишается как священник: он лишался права совершать священную службу, права благословлять - ему позволено лишь пользоваться именем священническим и честью седалища среди пресвитеров. О безбрачии и девстве - правила 19, 88; о порядке обета и ответственности давшего обет перед Богом - 20, 28; о клятвах вообще - 29: всякая клятва (не перед Богом) воспрещена и особенно осуждается та, что дается во зло. В. В. в своих монашеских правилах дал подробные установления относительно общего жития монахов, их облика, занятий, одежды и проч., к-рые отражены в последующих соборных правилах. В неск. правилах В. В. говорит о клятвах и обетах, данных клириками, монашествующими, посвященными Богу, и потом нарушенных (правила 6, 10, 17, 18, 19, 24, 60, 64; ср.: Анкир. 19) и о наказаниях за подобное отступление (прав. 32: «Те из клира, которые согрешили грехом смертным, со степени своего низводятся, но не лишаются причастия купно с мирянами. Ибо не отмстише за едино дважды», ср.: Ап. 25; Васил. 51, 64, 70, 82);

http://pravenc.ru/text/ВАСИЛИЙ ...

Хорошо, скажешь ты, учение сие, пусть так, что и произволение есть, и уста приобыкли к тому, чтобы совершенно удалиться клятв. Но когда и гражданские законы и судия понуждают делать клятву, что тогда делать должно? После учения такового премудрого и святейшего мужа, каков есть Златоуст, что могу я советовать? Толкователи Священных правил заметили (Васил. прав. 81. Соб. Трул. 64), во-первых, что правила запрещениям подвергают делающих языческие клятвы, и посмеяния достойные, или кои клятвы делают с тем, чтобы зло причинить, также и клятвы преступающих: на клянущихся же клятвою законною, истинною и праведною никакого запрещения не полагают (Васил. прав. 28 и 29). Во-вторых, что сие « не клятися всяко » ( Мф.5:34 ), есть сходственно и равную имеет силу с оными завещаниями, « продаждь имение твое и даждь нищим » ( Мф.19:21 ). И еще, « кто тя ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую » ( Мф.5:39 ). Поелику же таковые дела суть совершенных, то совершенства дело есть и сие, « не клятися всяко ». Почему как тот, который хранит оные завещания, восходит на высоту совершенства, а кто не хранит, тот остается несовершенным, но не подлежит однако же наказанию: так и никогда не клянущиеся достигают до совершенства добродетели, делающие же клятву законную, то есть истинную, рассудительную, праведную и непреступную, хотя не восходят на высокие степени совершенства, но не достойны осуждения: а в-третьих, что православные Цари не просто и не без причины узаконили производить клятву, но цель имея ту, чтобы воспрепятствовать неправде коварных и лживых людей. Сие заметив толкователи священных правил, произрекли: « не всякая клятва законная и беззаконная возбраненна есть, но беззаконная и безрассудная » (Валс. в 28 и 29 прав. Вас.). Отсюда следует, что достоблаженны те, кои никогда не клянутся именем Божиим, ни иною коею клятвою: а те извинительны, кои властем предержащим повинуясь, клянутся ( Рим.13:1 ), но во истине и в суде и в правде, и клятву хранят непреступно ( Иер.4:2 ), Всеокаянны же те, кои или по неразумию и злой привычке, или в делах пустых, или для причинения вреда ближнему клянутся именем Всевышнего Бога, нимало не помышляя о том, что когда они клянутся, то призывают во свидетеля и отмстителя произносимых ими слов Вседержителя и Всесильного Творца твари, коего ужасаются все небесные силы Ангелов, и трепещут все преисподние полчища демонов, и коему повинуются все видимые и невидимые твари.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Слово Святішого Патріарха Кирила після Божественної літургії в храмі Преображення Господнього в Тушино 22 липня 2012 р. 17:09 22 липня 2012 року, в неділю 7-у після П " ятидесятниці, Святіший Патріарх Московський і всієї Русі Кирилл очолив служіння Божественної літургії в храмі Преображення Господнього в московському районі Тушино. Після закінчення Літургії Предстоятель Руської Церкви звернувся до присутніх із Пер в освятительським словом. Ваші Високопреосвященства і Преосвященства! Високоповажний отче Васил ію !  Дорогі отці, браття й сестри! Я всіх вас сердечно вітаю з недільним днем і радію можливості відвідати Спасо-Преображенський храм у Тушино, куди, як ви тільки що чули зі слів настоятеля, давно намірився прибути. Тішуся з того, що ц я парафія посідає особливе місце в житті православної Москви. В она багато в чому являє приклад того, як потрібно будувати сучасн е парафіяльне життя. Тут відбувається благоліпне служіння в благоліпному храмі, прикрашеному з великим смаком, із залученням гідних майстрів, що дуже важливо, тому що сам вигляд храму допомагає людині налаштувати свою душу на спілкування з Богом. Бог є абсолютна краса, і всяке людське неподобство, всяк а відсутність гармонії і краси створює середостіння для людини в її устремлінні до Бога. В цій парафії відбуваються різноманітні служіння і освітня діяльність, і соціальна, яка включає в себе турботу про ув " язнени х , і роботу з молоддю. Все це приваблює людей, які свідомо приймають на себе християнські зобов " язання, які бажаю ть не за традицією, не за звичкою, а за переконанням бути православними людьми. Дай Бо же , отче Васил ію , щоб все те добре , що сьогодні є в парафії , успішно розвивалося, щоб якомога більше було активно ї , налаштованої на церковну роботу молоді, щоб люди середнього і старшого покоління також усвідомлювали свою необхідність для побудови церковної громади. Я згадував сьогодні покійного протоієрея отця Феодора Соколова, з яким був добре знайомий і життя якого трагічно обірвалося. Він багато сил, таланту вклав і в реставрацію цього храму, і в творення громади. Будемо його молитовно згадувати і просити, щоб Господь прийняв його в Свої небесні обителі.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2135283...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010