Истинно-религиозные воззрения (по обеим сопоставляемым главам) Дарий-Астиаг действительно подтверждает своим исповеданием после того, как убедился в спасении пророка из «уст львовых» промыслительною десницею Божией, говоря: «велик еси, Господи Боже Даниилов» (14:41), «яко Той есть Бог живый, и пребываяй во веки» (6:26). Общность содержания XIV и VI глав уясняется из характера отношения Дария-Астиага к Даниилу. Царь возвышает пророка, отличает его пред другими вельможами. Вследствие этого последние начинают завидовать Даниилу, и зависть переходит в ненависть. Сановники вавилонские делают свое дело: им хочется, во что бы то ни стало погубить Даниила. Нужно было только изыскать для этого средства, которые и не замедлили представиться. Зная, что пророк три раза в день, при открытых окнах своего жилища, преклоняет колена пред Богом, обратясь лицом к Иерусалиму, «князи» приступили к царю Дарию-Астиагу, налегая на него зело (14:30), и принудили его издать «устав», чтобы тот, кто попросит прошения от всякого бога и человека... разве точию от самого царя, ввержен был в ров левский (6:7). Следствием злобы врагов Данииловых было то, то пророка ввергоша в ров левск (6:16; 14:31). Но боящегося Господа не срящет зло; аще и в напасть впадет, паки измет его (Прем. Сир. 38:1 ). Господь Бог чудесным образом спас Даниила, и добычею львов сделались обвинители его (6:24; 14:42). Подражательный характер XIV главы виден из самого содержания ее. Повествования о Виле и драконе растянуты и, можно сказать, привнесены отвне в историю истинного происшествия из жизни пророка. Действия, изображаемые в XIV главе, иногда принимают игривый тон: «и бысть, егда идоша они, и царь постави брашно Вилу; и повеле Даниил отроком своим, и принесоша пепел, и посыпаша весь храм пред царем единым» (14 ст.) Те места Св. Писания, в которых упоминается о ввержении пророка Даниила в ров львиный, не дают, по нашему мнению, права заключать о том, что пророк дважды был, бросаем в ров на растерзание львам. Об упомянутом событии из жизни Даниила свидетельствуют книги Маккавейския (1 кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Velika...

V. Конец Оный есть: 1) живой веры, ничего, как только одного Бога за велико почитающей, и не только всю мира славу, но и самую жизнь из любви Божией за ничто вменяющей примеры, и как бы живое понятие нам представить. – 2) Ясными примерами доказать благость и промысл Божий особливо о благочестивых и тогда, когда они различными искушаются бедствиями. – 3) Показать частью историю, частью пророчество о царствах, как своего времени, между коими было Иудейское, так и в будущие времена имеющих возникнуть, и в них назнаменовать состояние Царства Христова и антихристова. – 4) Народов привести в познание Бога и Мессии. – 5) Церковь уведомить о времени пришествия Христова, и о бедностях, обещанное Царство Христово предварить имущих, и оную в вере живой утвердить. – 6) Изъявить как тесноты и бедности, коими Церковь имеет быть угнетаема, так и избавление, оной от Бога быть имеющее, и притом показать, что Церковь Божия хотя утесняется, но не утеснится и не истребится в конец, но печаль ее от Бога на радость и претерпение в славу обратится. VI. Пророчества о Иисусе Христе Дан.2:44; 7:13,14,27; 9:4 –27. VII. Разделение На две части сие пророчество разделяется. В первой части содержится история Даниила и сверстников его, при трех царях, Навуходоносоре, Валтасаре и Дарии, – гл. 1 до гл. 7 ( Дан.1–6 ), где: 1) Даниил и сверстники его, отведенные в Вавилон, воспитываются, обучаются и представляются царю. Дан.1 . 2) История тех же при Навуходоносоре последнем, – гл. 2 до гл. 5 ( Дан.2–4 ), где: а. Первый Навуходоносоров сон, которого Халдеи истолковать не могли, Даниил толкует и от царя почитается. Дан.2 . б. Ввержение в пещь огненную сверстников Данииловых за непоклонение кумиру. Дан.3 . в. Сон другой Навуходоносоров о древе великом, Даниилом истолкованный и вскоре исполнившийся. Дан.4 . 3) История Даниилова при Валтасаре, который во время пира видел руку, пишущую на стене; Даниил призванный толкует писание, почитается от царя; царь умерщвляется. Дан.5 . 4) История того же, при Дарии в ров левский вверженного и избавленного. Дан.6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Состав причта был не одинаков. Можно сказать, что штат его не установился и до ныне, так как и теперь в причте есть лица, занимающие места вопреки прямым и самым ясным указам епархиального начальства (наприм. второй диакон, как ниже увидим). На первую пору, по построении церкви, причт составляли: 2 священника, диакон, 2 дьячка и пономарь. В конце прошлого столетия появлялся иногда и третий священник, как видно, временно, и потом куда-то исчезал; в 1800–3 г. было только 2 священника. С 1809 г., по-видимому, окончательно устанавливается штат из 3 священников и диакона, но в числе причетников определенности тоже не заметно. В 1828 г. потребовались точные сведения о составе причта и в одной ведомости за тот год записано: «по штатному положению священников 3, диакон 1, дьячков 3 и пономарей 3; но против штатного положения с давних времен не имелось одного дьячка и одного пономаря и ни малейшей нужды в том не имеется». В 1832 г. является уже 4 священника, что, по-видимому, с тех пор стало уже непременным правилом: меньше 4 священников с 1832 г. не было. Но и на этом дело не остановилось: в Восточную войну 1853–56 г., за сокращением полков, оказалось много свободных полковых священников; один из них, армейского ведомства Аландского полка священник Александр Кулевский указом дух. консистории от 3 ноября 1854 г. определен был на время к здешней церкви, с правом на долю из кружки, равную с другими священниками. В следующем 1855 г. Ку- левский помер и на его место выпросился и определен другой, тоже из полковых, священник Николай Черновский, поменявшийся местом со свящ. К. Никольским , служившим при соборе св. Владимира, на Петербургской стороне. С тех пор причт составили: настоятель и четыре священника. Тоже нужно сказать и о диаконах. При Спасо-сенновской церкви всегда был и по штату должен бытъ один диакон, как и при всех других Петербургских приходских церквах. Но в 1849 г. указом дух. консистории от 18 января, прикомандировали сюда, на время, диакона Александра Васильева , которому нужно было дать какое-либо место потому, что место священника в Новой Деревне, назначенное Васильеву, по распоряжению Св. Синода было предоставлено другому искателю священства (о. Василию Флерову). Васильев, уже женившийся и посвященный, остался без места, и потому дали ему указ: «до времени священства послужить при Спасо-сенновской церкви с тем, чтобы это определение Васильева не давало другим права проситъ места второго диакона при показанной церкви по выбытии Васильева». Вышло однако же то, что и нередко бывает: Васильев так и прожил всю жизнь «в надежде священства». Когда он помер в сане диакона, то, вопреки указу 18 ноября 1849 г., дали другого диакона, почему и стало их в Спасо-сенновском причте двое. Разделение причетников на дьячков и пономарей мало-по-малу исчезло само-собою, и теперь в составе Спасо-сенновского причта находятся: 1 настоятель, 4 священника, 2 диакона и 5 псаломщиков. Очевидно, 1 священник, диакон и причетник существуют вопреки положению.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Как аргумент о существовании мон-ря в XV в. ранее приводили датировку 1490 г. на мраморной плите с образом свт. Николая, но недавно эта плита была датирована XVII в. В 1792 г. иером. Спиридон Габровец в «Истории во кратце о болгарском народе словенском» рассказал, что в XV в. при очередном нападении осман на Мыглиж благодаря чуду свт. Николая на врагов опустилась мгла и сбила их с дороги, что позволило местным жителям укрыться в безопасном месте. В эпоху болг. возрождения игум. Харитон (Халачев), управлявший М. м. в 1866-1870 гг., участвовал в национально-освободительном Апрельском восстании (1876); игумен Плаковского мон-ря Сергий скончался в М. м. от ран, полученных во время Велчова восстания (Велчова завера 1835); возможно, здесь укрывался и болг. революционер В. Левский . Между 1821 и 1831 гг., при игум. Феофане, в монастыре было открыто уч-ще для мальчиков и девочек, в 1870 г. оно было преобразовано в гимназию. В 1834 г., при иером. Пахомии, была построена Никольская однонефная церковь без купола с открытой галереей с западной стороны. В 1857 г. деятель болг. возрождения переводчик Захарий Княжески, принявший российское подданство, передал в М. м. часть книг, собранных в России для просвещения болгар, и создал здесь 1-ю в Болгарии общественную б-ку. М. м. упоминается в записках путешественников В. Г. Григоровича-Барского и австрийца Ф. Ф. Каница. Архим. Каллиник, к-рый был игуменом обители в 1873-1878 гг., стал свидетелем ее сожжения турками во время русско-тур. войны 1877-1878 гг. и уничтожения богатой б-ки: он начал ремонт М. м. и возведение жилищных и хозяйственных зданий. В жилых корпусах были устроены 2 часовни - во имя арх. Михаила и апостолов Петра и Павла. В 1922 г. мон-рь был преобразован в женский. Действовал на протяжении всего ХХ в. С 1956 г. в нем жила мон. Симфроза (Мечкова, † 1992), которая в нач. 50-х гг. ХХ в. была арестована за то, что кормила неимущих ( Валентина (Друмева), игум. Български свещеномъченици от най-ново време. София, 2007. Т. 1. С. 109-117). М. м. объявлен памятником культуры.

http://pravenc.ru/text/2564532.html

Еще ж не можешь ты и тем отговориться, что имение твое потребно тебе содержать для нужд твоих домашних; потому что Бог не для сего только тебе его дал. По ненависти Вавилонских вельможей ввержен был Даниил в ров левский. Шесть дней тому прошло, как он пищи там не вкушал, и Бог, имея о нем попечение, послал Ангела во Иудею ко Аввакуму, который нес на пашню свою хлебы ко обеду жнецам. Постой, Аввакум! сказал ему Ангел, повелевает тебе Бог отнести сей обед в ров Вавилонский, куда ввержен Даниил. С сим словом восхитил его Ангел за власы, и принесши в Вавилон, поставил его над рвом, где он и закричал: Даниил, раб Божий, приими сей обед, от Бога к тебе посланный: Данииле, рабе Божий, приими обед, егоже посла ти Господь 279 . Здесь Аввакум имел прямую отговорку сказать Ангелу так: у меня находятся работники, ожидающие обеда, а ты ли меня посылаешь для отнесения оного к Даниилу? Сии хлебы изготовлены про людей моих, кои мне работают; и чужему ль их отдать? а работники мои что будут есть? Нет, не сказал он так. Бог ему повелел идти накормить заключенного, голодного, что он и учинил без всякой отговорки. Ах! и сколько таких заключенных, сколько таких голодных, как Даниил? сколько таких, кои ни насущного почти хлеба не имеют? сколько мучатся за долг? сколько замерзают от наготы? Бог велит иметь тебе о них попечение и творить им вспоможение: тебе оставлен есть нищий, сиру ты буди помощник. И есть ли на сие отговорка? Всесильный Бог мог бы не допустить Даниила до впадения в такую нужду; мог бы и в такой нужде пропитать его пищею небесною и без Аввакумовых хлебов: но высочайшее Его промышление хощет из человеков одному в нужде быть, а другому ему помогать; в нужде быть убогому, а вспомогать ему тебе, богатому. А для какого конца? Для немалой выгоды и одному и другому; а именно, чтобы возъимел убогий венец терпения, а ты, богатый, мзду милостыни: да ты благости и верного строительства мзду восприимеши, той же великими подвиги терпения почтется; и посему должен ты творить подаяние. Но чтоб знал в даянии силу, то держись сего правила, кое я тебе теперь объявлю. Первое: давай, куда надобно. Другое давай, сколько надобно. Третие: давай как надобно. Четвертое: давай, когда надобно; то есть рассуждай и человека, и меру, и образ и время.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru 1 И бысть угодно пред царем, и постави во царстве князей сто и двадесять, еже быти им во всем царстве его, 2 а над ними трех князей, - из которых один был Даниил, - чтобы сатрапы давали им отчет и чтобы царю не было никакого обременения. 2 над ними же три чиновники, от нихже бе даниил един, дабы отдавали им князи слово, яко да царю не стужают. 3 Даниил превосходил прочих князей и сатрапов, потому что в нем был высокий дух, и царь помышлял уже поставить его над всем царством. 3 И бе даниил над ними, яко дух бяше преизобилен в нем, и царь постави его над всем царством своим. 4 Тогда князья и сатрапы начали искать предлога к обвинению Даниила по управлению царством; но никакого предлога и погрешностей не могли найти, потому что он был верен, и никакой погрешности или вины не оказывалось в нем. 4 Чиновницы же и князи искаху вины обрести на даниила: и всякия вины и соблазна и греха не обретоша на него, яко верен бяше. 5 И эти люди сказали: не найти нам предлога против Даниила, если мы не найдем его против него в законе Бога его. 5 И реша чиновницы не обрящем на даниила вины, аще не в законех Бога его. 6 Тогда эти князья и сатрапы приступили к царю и так сказали ему: царь Дарий! вовеки живи! 6 Тогда чиновницы и князи предсташа царю и реша ему: дарие царю, во веки живи: 7 Все князья царства, наместники, сатрапы, советники и военачальники согласились между собою, чтобы сделано было царское постановление и издано повеление, чтобы, кто в течение тридцати дней будет просить какого-либо бога или человека, кроме тебя, царь, того бросить в львиный ров. 7 совещаша вси иже во царстве твоем воеводы и князи, ипати и обладающии странами, еже уставити устав царский и укрепити предел, яко аще кто попросит прошения от всякаго бога и человека до дний тридесяти, разве точию от тебе, царю, да ввержен будет в ров левский:

http://drevo-info.ru/articles/10191.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВТОРОБРАЧИЕ [греч. διγαμα, δετερος γμος], или двубрачие, вступление в повторный (в строгом смысле термина - во 2-й) брак . Вступление в 3-й брак называют троебрачием (τριγαμα), в последующие браки - многобрачием (πολυγαμα). Церковь всегда считала осуществлением христ. нравственного идеала наряду с девством ради Христа только единственный брак. Именно поэтому церковные правила запрещают избрание церковно- и священнослужителей из людей, состоящих во В. или женатых на уже бывших замужем, и тем более вступление в повторный брак по принятии сана (1 Тим 3. 2; Апост. 17 и 18; Васил. 12; Неокес. 1; Трул. 3; в Номоканоне XIV титулов исключение делается для уже хиротонисанных чтецов и певцов, коим дозволяется вступление во 2-й брак в случае смерти супруги без права последующего рукоположения в высшие степени (9 титул, 29 гл.)). Тем не менее при определенных условиях Церковь, по слову ап. Павла, дозволяет В. как хотя и отчасти нарушающую заповеданный Христом идеал святости, но вынужденную уступку человеческой немощи: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не [могут] воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор 7. 8-9); «Желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию» (1 Тим 5. 14). Будучи отступлением от идеала, В. подвергается церковному наказанию, состоящему в отлучении второбрачных на нек-рое время от Причащения Св. Таин (на 1-2 года - Васил. 4; на «непродолжительное время» - Лаодик. 1). Гораздо строже церковные правила относятся к случаям троебрачия; так, свт. Василий Великий называет троебрачие «не более чем дозволенным блудом» и предписывает отлучать троебрачных на 5 лет, отмечая, что в практике его времени срок отлучения обычно составлял 3-4 года (Васил. 4 и 50). Последующие браки Церковь считает недопустимыми (Васил. 80). Подробным образом канонические вопросы, связанные со В., разобраны в «Алфавитной Синтагме» Матфея Властаря (Алф. Синт. С. 130-138). См. также ст. Брак .

http://pravenc.ru/text/155584.html

д) чтобы избежать искушений: бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Дух бодр; плоть же немощна ( Матф. 26, 41 ). – Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть ( 1Кор. 10, 12 ). е) чтобы не впасть в погибельный грех неверия: смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца неверного, дабы вам не отступить от Бога живого ( Евр. 3, 12 ). Мы, подобно Неемии, должны молиться всемогущему Богу о даровании нам сей добродетели духовного бодрствования: мы молились Богу нашему, и ставили против врагов стражу днем и ночью, для спасения от них ( Неем. 4, 9 ). – Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом; и старайтесь о сем самом со всяким постоянством ( Ефес. 6, 18 ). и благодарить Его Всеблагого за даруемую помощь: будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением ( Кол. 4, 2 ). Опасно для нас, христиан, оставаться без духовного бодрствования: если раб, будучи зол, скажет в сердце своем; не скоро приидет господин мой; и начнет бить товарищей своих, и есть и пить с пияницами: то приидет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает: и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плачь и скрежет зубов ( Матф. 24, 48 – 61 ). Напротив, блажен тот, кто бодрствует: Премудрость взывает: блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих, и стоя на страже у ворот моих! ( Прит. 8, 34 ). – Се иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим! ( Апок. 16, 15 ). 2. Святоотеческие свидетельства о необходимости для каждого христианина заботиться о душе своей I. Св. Василий Великий пишет: «сколько разности у неба с землею и у небесного с земным; столько же разности у души с телом. Душа – подобие неба, потому что в нем обитает Господь; а плоть из земли, на которой обитают смертные люди и бессловесные животные». (Васил. В. в р. пер. Т. V. 1847 г., стр. 60). – «Поэтому, не плоти внемли, пишет он в другом месте, не за плотскими благами гонись всеми мерами, т. е. за здравием, красотою, наслаждением, удовольствиями и долголетием; уважай не деньги, не славу, не владычество; не то почитай великим, что служит для временной жизни, и в попечении о сем не будь нерадив о преимущественной своей жизни. Но внемлы себе, т. е. душе своей: ее украшай, о ней заботься, чтобы своею внимательностию предотвратить всякую нечистоту, сообщаемую ей пороком, очистить ее от всякого греховного срама, украсить же ее и просветлить ее всякою красотою добродетели. Испытай самого себя, кто ты, познай свою природу, познай, что тело твое смертно, а душа бессмертна, что жизнь наша двояка; одна, свойственная плоти, скоро – преходяща, а другая, сродная душе, не допускает предела. Поэтому, внемли себе, не останавливайся на смертном, как на вечном, и не презирай вечного, как преходящего. Не радей о плоти, потому что она преходит, заботься о душе, существе бессмертном». (Васил. Велик. в р. пер. Т. IV. 1848 г., стр. 34).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОХУЛЬСТВО [богохуление], тяжкий грех и церковное преступление, подлежащее церковным прещениям; в широком смысле слова не только прямая хула на Бога, но и всякое преступление против веры. В ВЗ наказанием за хулу на Бога является смертная казнь: «...кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой; и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришелец ли, туземец ли станет хулить имя [Господне]...» (Лев 24. 15-16). В НЗ самым непростительным грехом Господь называет хулу на Св. Духа: «...всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф 12. 31-32). Хула на Св. Духа означает отвержение Божией благодати и тем самым сознательное принятие стороны демонических сил в их противлении Божественной воле и благодати, в то время как «слово на Сына Человеческого» означает непризнание Богосыновства Иисуса Христа, к-рое может происходить от неведения и потому не исключает внутренней перемены человека, покаяния и обращения к вере во Христа. В канонах правосл. Церкви Б. в собственном смысле слова не упоминается, хотя в них предусматриваются прещения по религ. преступлениям, к-рые могут рассматриваться как Б. в расширительном значении этого понятия, в частности произвольное отречение от Христа или отречение, вызванное мучениями или страхом предстоящих мучений. Такое отречение в эпоху гонений на Церковь в Римской империи часто предполагало также и публичное хуление Христа. Более прямое отношение к преступлению Б. имеет правило свт. Василия Великого , не содержащее в себе, однако, никакой санкции: «Если кто, приняв имя христианина, оскорбляет Христа, такому нет никакой пользы от наименования» (Васил. 45). Интерпретация содержания этого правила в смысле осуждения греха Б. не является общепринятой. Существует толкование, по к-рому свт. Василий Великий говорит здесь не о словесной хуле на Христа, а о несоблюдении крестившимися в своей жизни заповедей Божиих как хулении Бога (ср.: Basil. Magn. In Isaiam proph. I 31).

http://pravenc.ru/text/149597.html

Материал для этой статьи был взят из книги «Болгария: французская хроника 1876–1878 годов» (София, 1988, на болгарском языке). Автор – Васил Василев – пишет: «Он выглядел как святой… Во времена Нерона первые христиане, которых мучили, забивали до смерти, которым отрезали руки и ноги, были впоследствии прославлены за то, что отказались отречься от своей веры… Этот подвиг (Генри Аббота) не менее значим: ценой человеческой жизни молодая болгарка избежала насильственного обращения в мусульманство». Хотя Генри Аббот до сих пор так и не был официально канонизирован Церковью (как и многие другие мученики за православную веру), он достоин наших молитв и почитания, подобно миллионам других православных мучеников из числа многих народов, что пострадали «от язык безбожных, от отступник и от еретиков», как мы произносим каждое утро на молитве. Подвиг Генри Аббота напоминает нам о словах Господа из Евангелия от Иоанна: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (15: 13). Да вдохновят нас подвиг самоотверженной любви Генри Аббота и подвиг верности до конца святого новомученика Николая Джонсона на каждодневное исповедание православной веры! «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13: 7). И да будет их пример вдохновлять нас на то, чтобы с верой, подобной вере этих мучеников, встречать хитрые и зловещие выпады, угрожающие сегодня полноте и чистоте веры всего православного мира. Святые новомученики, молите Бога о нас! скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии ludmila toll 16 июня 2013, 04:57 Спаси Господи Дмитрий! Читала со слезами так много узнала из твоих работ ведь мы живем не ведая о новых и новых святых православных христианах по всей земле за Господа Иисуса Христа и за веру нашу православную пострадавших Святые новомученики Николай Джонсон Генри Аббот молите Бога о нас р Б Людмила Василий Украинец 14 июня 2013, 22:47 Низкий поклон автору статьи! Прочитал с огромным интересом - нигде не найдешь такой информации, а вот на http://www.pravoslavie.ru всегда есть уникальные сведения.

http://pravoslavie.ru/61769.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010