Иногда празднования в честь К. и Мефодия обостряли отношения с османскими властями (11 мая 1862 по приказу берковицкого паши Юсуфа ок. 120 участников праздничных мероприятий в Клисурском мон-ре , были избиты, а обитель разрушена (в 1867 ее восстановили и освятили во имя слав. первоучителей)) или с местным греч. духовенством, напр. в Пловдиве (1859), Силистрии (ныне Силистра, 1860), Тулче (1862), Неврокопе (ныне Гоце-Делчев, 1863), Малко-Тырнове (1870), Черна-Воде (1870). Во многих местах в торжествах участвовали и греки: в Шумене (1859), Смирне (ныне Измир, Турция, 1867), Неврокопе (1868). В городах со смешанным населением в праздниках иногда участвовали и жители др. национальностей: напр., в К-поле в 1867 г. в торжествах приняли участие бошнаки, турки, арабы, а в 1870 г.- и русские (в т. ч. рус. консул), хорваты, сербы, черногорцы и др. Слав. просветители стали символами болг. освободительного движения. Болгарский центральный революционный комитет опубликовал в 1871 г. прокламацию с призывом: «Братья болгары! Молитесь нашим святым, равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию, и готовьтесь к бою!» ( Страшимиров Д. Васил Левски. София, 1929. Т. 1. С. 503). Болг. революционер В. Левский переписал тропарь равноапостольным К. и Мефодию в рабочую тетрадь, а Г. С. Раковский и Л. Каравелов опубликовали несколько статей о слав. просветителях. Х. Ботев в статье писал о дне памяти К. и Мефодия: «...праздник нашего исторического возрождения, праздник народный, праздник, который нам напоминает наше прошлое и настоящее, и праздник, который должен нас воодушевить идеей полного духовного и политического освобождения» (Знамя. 1875. Бр. 15 от 9 мая; Колева. 2003. С. 276). В честь св. братьев болгары написали более 90 стихотворений, поэм и песен. Наиболее известны поэма И. Груева «И после тысячи лет» (И след тисяща годин), песни «Кириллу и Мефодию» Каравелова, «Да прославим память» Д. Войникова и всеучилищный гимн, написанный в 1882 г. учителем из г. Русе С. Михайловским, «Востань, народ возрожденный!» (Върви, народе възродени), в к-ром К. и Мефодий названы «отцами болгарского знания, творцами нашего любимого наречия» ( Петкова-Марчевска С. В прослава на св. Кирил и Методий: Сб. с песни и песнопения. Велико Търново, 2013).

http://pravenc.ru/text/1840253.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕВСКИЙ [Болг. Левски] Васил (наст. имя Кунчев Васил Иванов; 18.07.1837, Карлово - 6 (18), дата его смерти отмечается 19.02.1873, София), болг. революционер. Род. в многодетной семье, из-за смерти отца прервал обучение и начал работать. В 1855 г. стал послушником при своем дяде, архим. Василии (Караиванове), таксидиоте (духовнике) Хиландарского мон-ря. 2 года обучался в уч-ще в Стара-Загоре, год - в духовном уч-ще им. святых Кирилла и Мефодия в Пловдиве. 7 дек. 1858 г. по желанию дяди сделать его своим помощником пострижен в монашество с именем Игнатий в Сопотском мон-ре, в 1859 г. рукоположен во диакона и назначен в ц. Пресв. Богородицы в Карлове. В марте 1862 г. уехал в Сербию и поступил в Первый болг. легион Г. Раковского. За храбрость в борьбе с турками при освобождении Болгарии получил прозвище Левский (т. е. Львиный), одним из многочисленных его прозвищ также было Дьякон. На Пасху 1864 г. в Сопоте отказался от монашеских обетов и провозгласил себя «апостолом свободы». С апр. 1864 по март 1867 г. работал учителем в селах Войнягово близ Карлова, Эникё (ныне Рындуника, Румыния) и Конгаз (ныне Михаил-Когэлничану, Румыния). Формировал дружины для борьбы против турок. В 1867 г. вошел во Второй болг. легион, действовавший на территории Сербии. В авг. 1868 г. переехал в Бухарест и в 1869 г. вместе с Л. Каравеловым учредил Болгарский революционный центральный комитет, к-рый позже уже на территории Болгарии провозгласил себя подпольным Временным правительством Болгарии. Л. мечтал об освобождении Болгарии от турецкого рабства и о равенстве всех жителей страны независимо от их религиозной и этнической принадлежности. Участвовал в организации терактов против турок, обучал соратников по борьбе, среди которых было много болгарских священнослужителей, доставал для них оружие. В качестве центров повстанческой деятельности использовал мон-ри (напр., Драгалевский) и храмы. 27 дек. 1872 г. схвачен турками на территории Румынии и через месяц приговорен к повешению.

http://pravenc.ru/text/2463341.html

Облачения героя Болгарии иеродиакона Игнатия (Левского) выставлены в храме Святой Софии София, 18 января 2016 г.      Как сообщает сайт «Добротолюбие», богослужебные облачения, в которых служил (и, вероятно, был рукоположен) иеродиакон Игнатий (он же Васил Левский, революционер и национальный герой Болгарии) были выставлены 14 января 2016 года в столичном храме Святой Софии. Они пребудут там для поклонения до конца февраля. Облачения — диаконский стихарь и орарь — хранятся в Сопотском девичьем монастыре Святого Спаса, в котором принял монашеский постриг Васил Левский, он же Васил Иванов Кунчев. Облачения были изготовлены в первой половине XIX века в России и подарены монастырю русскими монахами и богомольцами, останавливавшимися в обители по пути на Святую Гору Афон. Монастырь был подожжен турками во время Освободительной войны, но алтарь, в котором находились облачения, уцелел. После восстановления монастырь стал девичьим, и монахини хранят облачения как реликвию. В храме Святой Софии, Премудрости Божией, находящемся в непосредственной близости от места казни иеродиакона Игнатия, по нему каждый год 19 февраля служится панихида и хранится прядь его волос. Русые волосы хранятся в рамке на черном фоне. Она подарены храму 21 февраля 1970 года первым внучатым племянником иеродиакона Игнатия, о чем свидетельствует следующая надпись: «Декларация. Я, нижеподписавшийся Бочо Христов Загорский, 90 лет, первый внук сестры диакона Игнатия — Васила Левского, заявляю, что лично подарил столичному храму Святой Софии прядь волос диакона Игнатия — Васила Левского. Проживаю в Пазарджике на ул. Иордана Ненова, д. 87, в Софии — на ул. Царя Бориса 1, д. 42, вход А». Достоверность дарения засвидетельствована подписями г-на Загорского и трех свидетелей: председателя церковного настоятельства храма, эконома П. Попалександрова и эконома Г. Попкрыстева. Рейтинг: 9.2 Голосов: 56 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/89749.html

Гложенский монастырь Георгия Победоносца Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Гложенский мужской монастырь (болг. Гложенският манастир „Свети Великомъченик Георги Победоносец“) был основан в XIII веке (около 1224 года) князем Георгием Гложем. Построен на вершине одной из Балканских гор и внешне напоминает средневековый замок. При монастыре есть гостиница для паломников. Содержание История [ править править код ] Согласно историческим документам, монастырь возведен в 13-ом веке князем Георгием Гложем (Georgii Glozh), бежавшим из Киевской Руси от нашествия татар и принятым болгарским царем Иваном Ассеном Вторым (Ivan Assen II). С украинской земли из Киевско-Печорской Лавры князь Глож вывез икону св. Георгия Победоносца, которая стала покровительницей монастыря. По легенде, икона неоднократно исчезала, и каждый раз ее находили в горах. Монахи интерпретировали это явление как знак Божий, и в конце 14-го века перенесли монастырь на новое место, где он сейчас находится. А в то время две обители, связанные подземным туннелем, существовали и функционировали параллельно. В 1928 году после землетрясения туннель засыпало, и он стал непроходим. Во времена турецкого владычества в монастыре не раз находил убежище Васил Левский (Vassil Levski), национальный герой Болгарии, один из ярчайших борцов за освобождение Болгарии от османского ига. В монастырских стенах сидел в заточении Митрополит Климент – Васил Друмев (Vassil Drumev). Яростный католик король Фердинанд после столкновения с Друмевым на религиозной почве сослал его в Гложенский монастырь. Друмев провел в заточении более 15 месяцев; в течение этого времени он питался только соленой рыбой и пресной водой, которые тайно передавали ему монахи через отверстие в потолке. После падения правительства Стамболова (Stambolov) Васил Друмев был освобожден. Когда-то монастырская церковь была расписана красивыми фресками. К сожалению, землетрясение 1913 года полностью ее разрушило. В 1951 году на месте старой построена новая церковь, представляющая собой относительно узкое, высокое здание. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Гложенский_мон...

26 февр. 1870 г. султан издал фирман, к-рым учреждался самостоятельный Болгарский Экзархат, глава к-рого должен был избираться болг. церковным Синодом и утверждаться К-польским Патриархом. К-польская Церковь отказалась признать Экзархат: на Соборе в Стамбуле 1872 г. болгары были объявлены схизматиками и отлучены от Церкви. Греко-болг. церковный раскол сохранялся до 1945 г. Несмотря на каноническую сомнительность самочинного учреждения Болгарского Экзархата, этот акт явился крупным шагом в борьбе за национальную независимость и вызвал ликование болг. общественности. Параллельно борьбе за церковную независимость в 50-70-х гг. XIX в. существовали и более радикальные формы освободительного движения. После Крымской войны в результате усиления проникновения в Османскую империю иностранного капитала началось массовое разорение болг. ремесленников и падение ряда отраслей торговли, что привело к росту недовольства широких слоев болг. населения. Усилилось гайдуцкое движение; вновь возникают орг-ции, действующие против тур. правительства. Еще в ходе Крымской войны были созданы ориентировавшиеся на Россию «Тайное общество» в Стамбуле, стремившееся оказывать помощь рус. разведывательной службе, и эмигрантские орг-ции - Одесское болгарское настоятельство, офиц. задачей к-рого был сбор пожертвований на нужды болг. храмов и школ, и Бухарестский комитет, реорганизованный в 1862 г. в об-во «Добродетельная дружина», ставшее крупнейшей орг-цией национально-освободительного движения болгар. Оформление организованного движения за свержение османского господства связано с именем Георги Раковского (1821-1867), одного из самых популярных в Б. борцов за национальное освобождение. Главную роль в этой борьбе он отводил сформированным на территории др. гос-в болг. вооруженным отрядам; их появление в землях, где преобладало болг. население, должно было, по убеждению Раковского, вызвать там массовые антиосманские выступления. Сформированный Раковским «1-й болгарский легион» (среди бойцов к-рого были соратники Раковского Васил Левский , Стефан Караджа, Васил Друмев (буд. митрополит Тырновский Климент )) участвовал в боях с тур. гарнизоном Белграда в 1862 г., но был распущен после того, как конфликт Сербии и Османской империи был урегулирован дипломатическими средствами. Общее восстание в болг. землях в 60-х гг. XIX в. поднять не удалось.

http://pravenc.ru/text/149669.html

Одновременно с церковной борьбой шла и борьба за национальное освобождение. С конца 60-х годов XIX в. она приняла характер подготовки ко всенародному восстанию через организацию революционных комитетов по всей стране, во всех городах и селах, предпринятой подвигом Апостола свободы иеродиаконом Игнатием (Васил Левский). Несмотря на провал организации и гибель В. Левского в 1873 г., его дело сохранилось и его личная саможертва оправдала себя. В 1876 г. вспыхнуло Апрельское восстание, которое турки жестоко подавили, учинив резню над болгарским населением. Экзархия в лице своих Архиереев не участвовала в восстании, но монашеский и священнический клир принял массовое участие в нем. После турецких зверств, Экзархия пришла на помощь страждущему болгарскому народу. В Пловдивской епархии Митрополит Панарет Пловдивский и его протосинкель Епископ Гервасий кроме организации помощи для пострадавших, собирали сведения о числе жертв резни. Сливенский Митроиолит Серафим повторил подвиг св. Льва, папы Римского перед Аттилой, пав перед Шевкетом пашой на колени и предложив себя как первую жертву для спасения города и тем спас гор. Сливен и свою паству от уничтожения. Софийский Митрополит Мелетий организовал укрытие четников воеводы Христо Ботева, которые успели добраться до гор. Софии после разгрома повстанческого отряда Христо Ботева, a тем, кто был схвачен турками, обеспечил адвокатскую защиту перед турецким судом. Экзарх Анфим, собрав через священнослужителей Экзархии достоверные сведения о числе болгар, погибших от турок, что турецкие власти скрывали, послал 3.VIII.1876 г. от имени Экзархии болгарскую депутацию к европейским правительствам с призывом о помощи болгарскому народу. Все великие силы уклонились от встречи с болгарскими депутатами. Только германский канцлер Бисмарк указал им на Санкт-Петербург. Со своей стороны Экзарх Анфим сам послал 11.VIII.1876 г. доверительное письмо Санкт-Петербургскому Митрополиту Исидору с настоятельной просьбой от имени законной институции, представляющей болгарский народ – Болгарской Экзархии, донести до знания Императора Александра Николаевича горячую просьбу Болгарской Православной Церкви о спасении болгарского народа от уничтожения (Освобождение Болгарии от турецкого ига, M., 1961, с. 336, 210). Взволнованный до глубины души Государь Император Александр II начертал собственноручно на письме Экзарха Анфима: «Быть по сему. Болгария должна быть свободной».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4600. ПАНКРАТИЙ, митр. Телеграмма Патриарху Московскому и всея Руси Пимену. (Благодарит за награду). – 1987, 7, 59. 4601. ВЫЛКОВ В. Новый митрополит Пловдивский Арсений. – 1987, 8, 59. 4602. ГАВРИИЛ, архим. Богослужение в Болгарском подворье. – 1987, 9, 61. 4603. ВЫЛКОВ В. Памяти митрополита Видинского Филарета. – 1987, 10, 58. 4604. А.К. Васил Левский – апостол свободы. – 1987, 11, 59. 4605. ЭКОНОМЦЕВ И., прот. “Золотой век” Симеона и древнерусская культура. (Доклад на международном научном симпозиуме на тему “Дело учеников и последователей святых братьев Кирилла и Мефодия в Болгарии и его отражение в других странах”, София, 24–28 ноября 1986 года). – 1988, 2, 54. 4606. А.К. Праздник в Болгарском подворье. – 1988, 3, 51. 4607. ГАВРИИЛ, архим. Памяти Святейшего Патриарха Алексия. – 1988, 4, 56. 4608. КЫРЛЕЖЕВ А. “ Богом благословенное Тысячелетие”. – 1988, 11, 55. 4609.ГАВРИИЛ, архим. 40– летие Болгарского подворья в Москве . – 1989, 3, 53. 4610. ЕГО ЖЕ. 110 лет со дня освобождения Болгарии от османского ига . – 1989, 3.57. 4611. ПОПИВАНОВА. Ц. Ставрофорный священноиконом Иоанн Недев. (Некролог). – 1989, 3, 57. 4612. НА МЕЖДУНАРОДНОМ съезде славистов. – 1989, 6.49. 4613. 250 ЛЕТ со дня рождения святителя Софрония Врачанского: 1. Послание Святейшего Патриарха Пимена Святейшему Патриарху Болгарскому Максиму. – 1989, 11.45. 2. Максим, патр., Члены Священного Синода. Послание по случаю 250-летие со дня рождения святителя Софрония Врачанского. – 1989, 11, 45. 3. Кырлежев А. Юбилейные торжества в Болгарской Православной Церкви. – 1989, 11, 48. 4. Стойков В., проф. прот. Церковно общественное значение трудов святителя Софрония Врачанского. – 1989, 11.50. 4614. ПИМЕН, патр. Приветственная телеграмма Патриарху Болгарскому Максиму. ( Поздравление с 75-летием ). – 1990 2, 3. 4615. ЕНЧЕВ К., ГРОЗЕВ Г., прот., ГАВРИИЛ, архим. 3 марта – возрожденный национальный праздник Болгарии. – 1990, 8, 59. 4616. МАКСИМ, патр. Поздравление ( с избранием на Патриарший престол) Святейшему Патриарху Алексию II. – 1990, 11, 3.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1811 г. происходили работы по обновлению иконостаса храма. Мастера — резчики по де реву Коста Колев и Коста Масиков работали над ним в течение десяти лет. На царских вратах мастера вырезали древний болгарский герб — льва со скипетром. Над северными вратами алтаря — пробуждающийся лев с секирой. Над южными, над Ватопедской иконой Божией Матери — лев, сокрушающий гроб и выводящий из него мертвеца. Иконы в иконостасе принадлежат кисти Христо Димитрова Самоковца и сыновей его Димитрия и Захарии Зографа. Над храмовым образом письма Захарни Зографа изображено возвращение соглядатаев из земли Обетованной, над чудотворным об разом Ватопедской Божией Матери — образ Богоматери «Ширшей небес». Под иконой Спасителя — изображение изгнания прародителей из рая, а под образом Предтечи и Крестителя Иоанна — усекновение главы его. Весь иконостас покрыт сплошной резьбой, в которой искусно переплетаются мотивы, заимствованные из растительного и животного мира. Из дальнейшей истории храма известно, что в нем служил иеродиакон Игнатий — Васил Левский, борец за освобождение болгарского народа от османского владычества. Будучи насельником обители св. Параскевы-Пятницы, отец Игнатий организовал там тайный народно-освободительный комитет. Во время воины за освобождение Болгарии на чердаке «женской церкви» храма (раньше в болгарских церквах были особые отделения для женщин) укрывалась женская часть населения города. Отсюда жительницы Станимаки следили за отступлением турецкого гарнизона и подходом русских войск к городу. Северный престол Успенского храма освящен во имя Святителя и Чудотворца Николая, южный — во имя св. великомученика Мины. Старый, освященный в 1766 г. епископом Каллиником антиминс главного — Успенского — престола заменен на новый в 1939 г. митрополитом Пловдивским Кириллом, впоследствии Патриархом Болгарским. Вскоре после своей патриаршей интронизации в 1953 г. Святейший Кирилл посетил храм. По его предложению в притворе храма был создан параклис (часовня) во имя всех святых Болгарских. Внутри храма есть и другой параклис — во имя Архангела Гавриила.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Струпецкий монастырь святого пророка Илии Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Струпецкий монастырь святого пророка Илии расположен в живописной местности вдоль правого берега реки Искыр, в 20 километрах южнее города Мездра. Он размещен на небольшом возвышении над деревней Струпец, по имени которой названа обитель. Монастырь также называют Торжищенским монастырем, так как недалеко отсюда раньше находилось большое торжище, которое возникло в эпоху Второго Болгарского царства. При обители действует гостиница для паломников. Содержание История [ править править код ] До сих пор доподлинно неизвестно время основания Струпецкого монастыря. Точно установлен факт, что во время завоевания этих территорий османами святая обитель подверглась почти полному сожжению, а старейшей сохранившейся постройкой монастыря является соборная церковь. По некоторым мнениям, храм был возведен в 16 веке, но некоторые исследователи настаивают на 14 веке. Однако фрески «Успение Богородицы», «Вход в Иерусалим» и другие относятся именно к 16 веку. В 1824 году было начато восстановление святой обители. Состоятельный горожанин из Врацы Димитраки Тошин, который ходил в святые места на поклонение, нанял мастеров, чтобы они по ночам чинили крышу монастыря. Вероятно, именно тогда восстановленное подворье было отдано Черепишскому монастырю. Местное население занялось сбором средств и в 1851 году здесь началось строительство. Возводилась новая жилая часть, в 1857 году трехэтажное здание 55-метровой длины было построено. Хозяйственные помещения находились в полуподвале, а на двух верхних этажах были устроены 18 монашеских келий, зимняя церковь и гостевые помещения. Около соборной церкви в 1862 появилось каменное строение, которое было покрыто плитами, изображающими различные фигуры, и имело четыре трубы для воды источника, специально сюда подведенной. Во время революционно-освободительной борьбы Струпецкий монастырь был духовным и просветительским центром. Здесь нашли приют национальные герои Никола Обретенов, Васил Левский и другие.

http://azbyka.ru/palomnik/Струпецкий_мон...

По преданию, основание мон-ря относится к эпохе Второго Болгарского Царства (к периоду правления династии Асеней (1187-1280)). После захвата османами Тырнова в 1393 г. А. м. был разрушен. Церковная жизнь была возобновлена лишь в 1680 г. Построенная в этот период ц. во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских, действовала как приходская. В 1798 г., во время нападения кирджалиев, церковь была разграблена и сожжена. Ок. 1808 г. восстановлена на пожертвования прихожан, тогда же были возобновлены богослужения. В 1833 г. по инициативе Зотика, игум. Преображенского мон-ря близ Тырново, и иером. Герасима (родом из Арбанаси) был основан жен. мон-рь. Первой игуменией стала мон. Феодора (Христова) (первая болг. учительница в Тырново), к-рая приняла деятельное участие в устройстве обители. Были построены келейные помещения, в 1837 г. монастырское водохранилище, параллельно велись строительные работы в храме. Богослужение стало совершаться на церковнослав. языке. При мон-ре открыли школу; А. м. принадлежали 13 полей, 2 луга, 1 виноградник, небольшое поголовье крупного и мелкого рогатого скота. К 1837 г. в мон-ре проживало 14 монахинь и 10 послушниц, к-рые в свободное от богослужений время ткали шаяк (грубое сукно), вязали рукавицы, пряли и т. д.; доход от продажи изделий поступал в казну мон-ря. Обитель дала приют таким деятелям болг. национального возрождения, как Васил Левский , о. Матфей (Преображенский), С. Стамболов, о. Харитон Халачев и др. Монахини вязали рукавицы для всех четников (членов четы, революционного отряда) Первого Тырновского революционного округа. После освобождения Болгарии мон-рь был коренным образом обновлен игум. Зиновией, уроженкой с. Арбанаси. При содействии главы Русского гражданского управления в Болгарии кн. А. М. Дондукова-Корсакова (1878-1879) игум. Зиновия посетила Россию и обитель получила значительную материальную помощь. В нач. XX в. (1903) в мон-ре были один священник, 19 монахинь, 3 послушницы. К 2001 г. здесь остались 1 монахиня, настоятельница обители игум. Агафия, духовник иером. Пахомий; существует мастерская «Арма», выпускающая погребальную утварь.

http://pravenc.ru/text/75844.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010