1 . Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста и на седалищи губителей не седе. «Что значит основание в доме, – говорит св. Василий В., – подводная часть в корабле и сердце в теле животного, такую же силу, кажется мне, имеет и это краткое предисловие в отношении к целому составу псалмов». Блажен. Псалмопевец начинает речь свою о блаженстве. Это потому, что, «с продолжением слова, он намерен увещевать ко многому такому, что трудно и исполнено бесчисленных подвигов и усилий, потому подвижникам благочестия предварительно указывает на блаженный конец, чтобы мы, в чаянии уготованных нам благ, беспечально переносили скорби настоящей жизни» (Вас. В.). Блажен муж. Псалмопевец, упомянув о муже, умолчал о жене; потому что, при единстве естества, считал достаточным, для обозначения целого, указать на преимуществующее в роде». Иже не иде. «Не сказал, – продолжает св. Василий В., – не ходит; но иже не иде. Кто еще в живых, того нельзя назвать блаженным, по неизвестности окончания жизни; но кто исполнил возложенные на него обязанности и заключил жизнь неукоризненным концом, того безопасно можно назвать блаженным» (Вас. В.). На совет нечестивых. «Советом нечестивых, – говорит св. Афан., – можно назвать собрание и сходбище людей лукавых». По св. Вас. В., совет нечестивых – нечестивые помыслы, с которых начинается нечестивое дело. На пути грешных не ста, т.е. не остановился, не утвердился, «не закоснел, но благим разумом востек в жизнь благочестивую» (Вас. В.). И на седалище губителей 19 не седе. «Седалище губителей, – говорит св. Афан., – есть учение лукавых». По св. Васил. В. – под седалищем разумеется «продолжительное пребывание во зле, а под губителями разумеются те, которые стараются собственный порок передать всем, и усиливаются многих сделать себе подобными, чтобы избежать поношения, когда пороки будут общими». «Не просто же Давид, – говорит бл. Феод., – упомянул сперва о пути, потом о стоянии, и наконец о седении, а напротив того в точности зная, что помысл, будет ли он худой или добрый, сперва приходит в движение, а потом устанавливается, и после сего принимает некое непоколебимое постоянство». И так блажен, кто не разделяет мыслей и чувств нечестивых и соблюдает чистоту помыслов, а если и увлечен в зло, не стоит в нем, не закосневает; блажен, кто не участвует в собраниях губителей веры и нравственности. «Псалмопевец, – говорит св. Вас. В., – называет блаженным не преуспевающего в добродетели, но не соделавшего греха – потому, что начинает с низшего, меньшего, и потому, что начало к усвоению доброго есть удаление от злого» ( Псал. 36:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

в) Мысли о довольстве своим состоянием при нищете и низком звании. I. Не бедным быть худо, но худо недовольным быть своею бедностию, и жаловаться на нее, как на своего врага, – худо завидовать богатым, и желать себе богатства. (Духов. цв.). II. Не одни богатые веселятся, и бедные не лишены своих удовольствий. И – они веселятся, и, кажется, чаще и полнее, нежели богачи. (Духов. цв.). III. Иной богат, а скорбит, другой и беден, а весел. «Мало нужды до того, пью ли я из золотой чаши или из горсти», выразился один мудрец. (Д. цв.). IV. Хижина, в которой живут радость и веселие, лучше великолепных чертогов, в которых плачут и унывают. (Духов. цв.). V. У тебя нет того, что ближний твой имеет: за то у него нет того, что у тебя есть. (Духов, цв.). VI. Бедному незнакомы многие радости шумного света. Но к чему жалеть о них, когда они так пусты? И о, если бы были они только пусты! (Филарета, арх. черн.). VII. Если бедность лишает многих земных выгод, за то она ведет по пути свободному от многих опасностей. (Он же). VIII. Счастлива бедность: она незнакома с гибильными пороками и преступными страстями, которые так часто терзают душу роскошного богача. (Филарета, архиеп. черниг.). IX. Лучше в нищете жить, нежели в богатстве неправедном. (Св. Тихон задон.). X. Лучше печаль того, кто неправедно терпит, нежели радость того, кто неправедно наслаждается. (Духов. цв.). XI. Как черви заводятся в плодах, менее твердых; так скорби зарождаются в людях более изнеженного нрава. (Св. Васил. Велик.). XII. Много ли нужно для жизни? Святые Божии довольствовались очень немногим. То малое, что дано нам, составляет роскошь, изобилие излишнее, в сравнении с тем, чем жили святые. Устыдимся же преступного неразумия своего, (Филарета, архиеп. черн.). IX. Нам часто кажется, что, но пословице, там хорошо, где нас нет. (Филарета, митр. моск.). XIV. Не тот богат, кто имеет много, но тот, кто и немногим бывает доволен. (Духов. цв.). XV. Человек с неограниченным желанием беден среди богатства, а умереший богат от малого. (Дух. цв.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Мф.19:17 .  Он же рече ему: что Мя глаголеши блага? никтоже благ, токмо един Бог. Аще ли хощеши внити в живот, соблюди заповеди. Если бы юноша веровал, что Иисус Христос есть Бог, то не сказал бы ему Иисус сего: «что Мя глаголеши блага?» Сказал же сие, аки бы так говоря: «ты, не веруя, что Я есмь Бог, почему Меня называешь благим? Не точию человек, но ниже Ангел естественно есть благ; ибо и люди, и Ангелы имеют благость не от естества, но по благодати, ниже пресовершеннейшую, но несовершенную в сравнении с благостию Божиею. Един же точию Бог имеет по естеству пресовершеннейшую и неизменяемую благость, Сый благости источник и всякой благостыни податель.» Сие убо учительне, купно и обличительне сказав ему Иисус, ответствует потом на его вопрос, глаголя: если хочешь внити в вечный живот, соблюди заповеди. Из чего научаемся мы, во-первых, что ко спасению необходимо нужно есть человеческое хотение, хотение же самопроизвольное, а не принужденное: «аще ли хощеши». Второе, что единое человеческое хотение к тому не есть довольно, но нужно и сохранение заповедей Божиих: «соблюди заповеди». Третье, что кто хочет спасения своего и сохранит заповеди Божии, тот без сомнения спасется: «аще ли хощеши внити в живот, соблюди заповеди». Что же на сие ответствовал юноша? Мф.19:18–19 .  Глагола ему: кия? Иисус же рече: еже не убиеши, не прелюбы сотвориши, не украдеши, не лжесвидетельствуеши. Чти отца и матерь: и возлюбиши искренняго твоего яко сам себе. Думал тот юноша, что иная добродетель, а не исполнение Божиих заповедей в законе Моисеевом, вводит человека в вечный живот; почему сперва спрашивал: «что благо сотворю, да имам живот вечный?» Потом паки вопрошал: какие же суть заповеди, вводящие в вечную жизнь? Господь же кратко предлагает ему те самые заповеди, которые в законе Моисеевом пространнее заключаются. Виждь же безмерную Господню премудрость: понеже исполнение блага предъидет воздержание от зол, по словам: «уклонися от зла и сотвори благо» ( Пс.33:15 ), сверх же сего, легчае есть уклонение от зла, нежели исполнение блага; того для прежде предлагает те заповеди, которые научают уклоняться от грехов, говоря: не убий, не прелюбодействуй, не укради, не лжесвидетельствуй (Васил. в бесед.); потом и те, которые состоят в исполнении добродетели: «чти отца своего и матерь, и возлюбиши ближняго твоего яко сам себе».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Указания на те или иные сроки Д. содержатся также в законодательных актах церковного брачного права (см. ст. Брак ), к-рое на протяжении веков в Византии, в России и в западноевроп. странах полностью регламентировало брачные отношения, находившиеся в исключительной юрисдикции Церкви. Так, в соответствии с визант. и российским правом неспособность к супружескому сожитию, приобретенная до вступления в брак, могла служить законным основанием для признания брака недействительным с самого начала, но ходатайствовать об этом супруга или супруг могли лишь спустя 2 года с момента заключения брака. В 117-й новелле имп. св. Юстиниана сформулированы правовые нормы, регулирующие расторжение брака. Положения этой новеллы включены в «Номоканон XIV титулов». В ней среди оснований для признания брака прекратившимся фигурирует безвестное отсутствие одного из супругов, при этом точно устанавливается продолжительность отсутствия: 5 лет для лиц гражданских и 10 - для воинов. В соответствии с правосл. брачным правом препятствием к вступлению в брак является виновность в расторжении предыдущего брака. По действовавшим в Русской Церкви до 1904 г. положениям, виновный в расторжении брака осуждался на пожизненное безбрачие. Указом Святейшего Синода от 14 июля 1904 г. было разрешено таковым лицам просить правящего архиерея о дозволении на вступление в новый брак, при этом он мог вступить в него только после канонически предусмотренной за прелюбодеяние 7-летней епитимии (Трул. 87; Анкир. 20; Васил. 77). Но епархиальному архиерею предоставлено было право сократить этот срок по своему усмотрению, однако не более чем до 2 лет. В то же время в правосл. брачном праве нет срока Д. для признания фактически существующего и даже венчанного брака, если выясняются обстоятельства, содержащие в себе непреодолимое препятствие для этого брака, т. н. расторгающее препятствие, напр. кровное родство между супругами в степенях до 4-й включительно, выявленный факт наличия у одного из супругов 3 предыдущих законных браков и т. д.

http://pravenc.ru/text/168596.html

На диспуте приятно было вновь увидеть старых учителей, актовую залу, послушать умную речь Кояловича, взглянуть на молодежь. Защищался магистрант очень плохо; впрочем, провозгласили магистром. Выходя, у крыльца встретился с графом Путятиным. Встретился точно с отцом родным. Граф зашел ко мне, обещал все содействие; но у него на руках теперь еще дело об Иерусалимской Миссии. Что за возмутительное! Хотят закрыть духовную Миссию, – чем в корень было бы подрезано все православие в Палестине. Авось, граф отстоит ее. Звал к себе в Гатчину; обещался приехать в четверг. Еще когда граф сидел у меня, пришел барон Ф. Р. Остен-Сакен; тоже принимает горячее участие в Миссии, выражается, что это дело мировое. Дал мне благую мысль прямо обратиться к Министру Финансов Грейгу; кажется, так и сделаю, приготовив записку. Зашел к эконому Лавры, который очень любезно обещал, когда я буду опаздывать из города, свободный пропуск в ворота Лавры, – а также предложил пользоваться монастырской лошадью и экипажем для выезда в город, что будет значительным пожертвованием для Миссии, так как расход на извозчиков огромный. Гулял в Митрополичьем саду, о чем мечтал еще в Японии, так как не знаю более поэтического места для прогулок. 17 сентября 1879. Понедельник Утром, в лаврской пролетке, отправился на Васил. [Васильевский] остров, к М. Ф. Цивилькову; чрезвычайно приятно было увидеться с старыми Хакодатскими друзьями. Взяв от него сведения, когда и с кем увидеться в Министерстве ин. [иностранных] дел, заехал к Ив. Ив. Демкину и, не застав его дома, нашел записку с адресами; по указанию записки отправился к Ив. Ив. Суздальцеву. Что за милое семейство! Обласкали точно родного и оставили завтракать, после чего отправился на квартиру к Мих. Ник. [Михаилу Николаевичу] Никонову поблагодарить его за выдачу мне курьерских из Японии, – болен он; я оставил карточку. Отсюда заехал в Азиатский департамент и явился Вице-директору Мельникову, он представлен Управляющим за министра Жомини; отсюда поднялся в Департамент личного состава и увидался с Алферьевым, который доложил обо мне Гамбургеру и ввел к нему; повидался с Крушевским; сделал визит барону Остен-Сакену, директору Депар. [Департамента] внутренних сношений. Все принимают дело Миссии очень сочувственно, особенно Мельников и барон О. Сакен; только все говорят, что деньгами Министерство помочь не может, а нужно просить из Государств. казначейства, причем барон Сакен выражается, что «деньги должны найтись – миллионы тратятся на пустое, а на это дело „мировое” (как он выражается), как не найтись!» Гамбургер настаивал, «чтобы рельефно представлена была польза от связи с Японией; тогда Государст. Совет не постоит».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Благословение (освящение) нового креста. Гравюра. Нач. XIX в. Благословение (освящение) нового креста. Гравюра. Нач. XIX в. Хотя все христиане - «царственное священство» (1 Петр 2. 9), однако уже в «Апостольских постановлениях» (ок. 380) Б. рассматривается как исключительная обязанность священников (II. 57; III. 20; VIII. 28), мирянам же и низшим клирикам (чтецам, певцам, привратникам и проч.) благословлять запрещается (III. 3. 10), поскольку это апостольский дар, к-рый передается только епископам и пресвитерам через возложение рук (Деян 8. 16-20). Неправильно рукоположенные или запрещенные в служении иереи также не могут и благословлять (27-е прав. Васил.- Ep. 199//PG. 32. Col. 723D). Тем более запрещено принимать Б. от еретиков, не имеющих апостольского преемства (32-е прав. Лаодик.), а «благословлять языческими богами - все равно, что проклинать Именем Божиим» ( Tertull. De idololatr. 22//PL. 1. Col. 693). Кроме Б. в составе служб в церковной практике широко распространены Б. верующих по их просьбе священниками и епископами, а также Б. родителями своих детей. На Руси издавна существовал благочестивый обычай передавать Б. потомкам через родовые святыни (обычно кресты и иконы); такое Б. обычно преподается при вступлении детей в брак или на смертном одре. На Западе термин «Б.» применяется в том же смысле, что и на Востоке, но здесь также существует целый ряд чинопоследований Б. различных предметов (напр., церковных сосудов, новых строений и т. п.) либо к.-л. начинаний людей (путешествия, начала нового дела и т. п.) (см. Сакраменталии ). Католич. богословие противопоставляет такое Б. (benedictio) освящению (consecratio), к-рое употребляется только по отношению к важнейшим священнодействиям - Евхаристии, рукоположениям и проч. Кроме того, католич. богословы различают Б. конститутивные, влекущие за собой изменение в отношениях вещи или человека с окружающим миром (напр., освящение евхаристических сосудов или принесение монашеских обетов), и инвокативные (Б. пищи, больных и т. п.), действие к-рых ограничено временем и пространством (CIC. Canon 1148. 2; см.: Darragon. P. 642-643; Кунцлер. Т. 1. С. 284). Особым обрядом считается торжественное епископское Б. во время службы, преподаваемое в определенные дни; впервые оно появилось в галликанском обряде . Одним из проявлений важной для католич. духовности практики поклонения (adoratio) Св. Тайнам вне мессы является Б. Св. Дарами.

http://pravenc.ru/text/149325.html

Притом они (как и книги о ней) тоже не дают ответа на самый важный вопрос, каков источник “дарований” петричской гадалки, а только констатируют, что “пророчества Ванги сбываются”. Будит тревогу и факт нарастающего числа экстрасенсов, которые один за другим объявляют себя наследниками Ванги и которые создают ложное впечатление, что деятельность петричской гадалки представляет собой какое-то положительное духовное явление, заслуживающее уважения, признания и подражания. Таково и есть в целом направление и интеллектуальный настрой, с которым работает большая часть болгарских журналистов. Как светлые лучи среди этого оккультного мрака иногда появляются (к сожалению, довольно редко) и некоторые краткие, но содержательные и обоснованно критические статьи о Ванге, написанные духовниками, богословами и журналистами как архим. д-р Павел Стефанов, свящ. Добромир Димитров, доц. д-р Д. Попмаринов , Н. Фенерский, П. Марчев и др. Их критические статьи и исследования помогут проведению более полного и углубленного анализа “феномена” Ванга. 1. Краткая биография Ванги (1911–1996). Появление “дарования” “ Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них ” ( Лев.19:31 ). Вангелия (Ванга) родилась 31 января 1911 года в городе Струмица, в теперешней Македонии. Ее родители, отец Панде Сурчев и мать Параскева, были мелкими земледельцами. Ванге было только 3 года, когда в 1914 году, при рождении второго ребенка, умерла ее мать. По причине трудных времен и обстоятельств, еще с раннего детства Ванга была научена трудолюбию, которое она сохранила до самой своей смерти . После окончания Первой мировой войны, около 1919 г., ее отец Панде женился второй раз, на Танке Георгиевой, от которой у него родились еще трое детей (Васил, Томе и Любка). При рождении четвертого ребенка в 1928 г. умерла и Танка, его вторая супруга. Когда Ванге было 12 лет, в 1923 году, с ней случилось событие, изменившее всю ее дальнейшую жизнь. Когда она, вместе с двумя двоюродными сестрами, возвращалась в деревню с поля, ураган страшной силы поднял ее в воздух и унес далеко в поле .

http://sueverie.net/vanga-portret-sovrem...

Политические средства и средства государственной мощи в нашей стране в настоящее время уже в значительной степени парализованы. Правые силы создали благоприятные условия для контрреволюционного переворота. В такой сложной обстановке обращаемся к вам, советские коммунисты, руководящие представители КПСС и СССР, с просьбой оказать нам действенную поддержку и помощь всеми средствами, которые у вас имеются. Только с вашей помощью можно вырвать ЧССР из грозной опасности контрреволюции. Мы сознаём, что для КПСС и СССР этот последний шаг для защиты социализма в ЧССР бы не был лёгким. Поэтому мы будем изо всех своих сил бороться собственными средствами. Но в случае, если бы наши силы и возможности были исчерпаны или если бы не принесли политических результатов, то считайте это наше заявление за настойчивую просьбу и требование ваших действий и всесторонней помощи. В связи со сложностью и опасностью развития обстановки в нашей стране, просим вас максимальное засекречивание этого нашего заявления, по этой причине пишем его прямо лично для Вас на русском языке 298 . Сегодня имена «подписантов» хорошо известны – Алоис Индра, Драгомир Колдер, Антонин Калек, Олдржих Швестка и Васил Биляк. После того, как Вацлав Гавел передал фотокопию оригинала письма генеральному прокурору ЧСФР, репортёры разыскали Басила Биляка. Василу Биляку, единственному здравствовавшему автору письма, которое дало в 1968 г. повод для оккупации Чехословакии войсками Варшавского Договора, грозил судебный процесс. «Ничего не подписывал, ничего не знаю, подпись – подделка», – заявил он журналистам. Конверт передавал, но что в нём было, не ведал. Биляку грозил 10-летний срок тюрьмы за «преступление против мира»: авторы письма могли спровоцировать широкомасштабную войну. Тогдашний прокурор генеральной прокуратуры ЧСФР Владимир Неханицкий считал, что Биляку не избежать возмездия. Правда, следствию предстояло доказать подлинность подписи. Состояние здоровья 75-летнего Биляка могло стать препятствием для привлечения его к суду 299 . Такова была расплата за интервенцию...

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

8, VI всел. 43, 102, Вас. Вел. 74). О таинстве священства говорится в 68 ап. пр. 68 ап. прав, запрещает священнослужителю принимать от кого-либо второе рукоположение: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, приимет от кого-либо второе рукоположение, да будет извержен от священного чина, и он и рукоположивый: разве аще достоверно известно будет, что от еретиков имеет рукоположение. Ибо крещенным, или рукоположенным от таковых, ни верными, ни служителями церкви быти невозможно.» Священство, как по самому существу таинства, заключающего в себе нераскаянное дарование и звание Божие, так и по высшему первообразу своему, священству Христову, есть само в себе едино и неповторяемо, если только совершено правильно. Это означает с одной стороны, что акт правительственной власти, запечатлевающий избрание и назначение на службу церкви в том или другом звании, признается вполне достаточным для своей цели, так что повторение его означало бы или сомнение в правах власти и силе действия, ею совершаемого, по невежеству или безрассудству, или равнялось бы переходу из церковного общества в другое, не признающее церковно-иерархических прав совершаемых, и потому совершающее их вновь для той же цели, надеясь во второй раз приять некую большую благодать Духа и освящение (у донатистов и ариан было так ). С другой стороны, в не повторяемости хиротонии выражается то коренное правило иерархического устройства церкви, что сан и степень, раз утраченные по суду церкви за какие-либо преступления, или сложенные по собственному желанию, уже не могут быть возвращены новым рукоположением в ту же степень, как, может быть, желал бы иногда бывший священнослужитель, преступный, ожесточенный душою. Иное дело рукоположение, неправильно совершенное (например, у некоторых еретиков), которое силы не имеет, и потому может быть заменено новым, законным рукоположением, если кто из обратившихся к православию будет того достоин (I вселен. 19, II всел. 4 и другие, Васил. Вел. 1). О таинстве брака говорится в 67 и 48 ап. пр. 67 ап. прав, требует, чтобы виновные в насилии девиц необрученных женились на них и в тоже время отлучались бы от общения церковного; а правило 48-е подвергает отлучению того мирянина, который, изгнавши свою жену, возьмет другую, или иным отринутую, и таким образом допустит самовольный развод с женою. Эти правила читаются так: «Аще кто деву необрученную насиловав имеет: да будет отлучен от общения церковного. Не позволити же ему брать иную: но должен удержат ту, которую избрал, аще бы и убога была» (67 ап. пр.). «Аще который мирянин, изгнав свою жену, поймет иную, или иным отринутую: да будет отлучен» (48 ап. пр.).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/iz-...

Можем ли мы сами сохранить себя и друг друга от несчастья, которым Господь, положил наказать нас? Не можем. Никакая сила человеческая не поможет нам. Что же в таком случае делать, когда думается, что наказание от Бога положено – и потому неизбежно? Беспокоиться? – Нет, а молиться, просить Бога, чтобы Он не наказывал. Беспокоиться бесполезно, а просить Бога полезно, потому что Он отложить положенное наказание. Да Бог отложит наказывать нас, если мы только попросим Его, ибо предельно милосерд. А если Бог так положил наказать, что отложить наказание не захочет никак, ни за какие молитвы? Все же лучше просить, молиться, чем беспокоиться, тревожиться, думать – мучиться, как бы избавиться от неизбежного несчастья. Беспокойством своим ни себя, ни других не избавить от несчастья, а молитвою своею успокоишь себя и других. Встретить наказание Божие лучше с молитвою, чем с беспокойством ни для кого неполезным. Впрочем, мы должны употреблять для избавления себя от несчастья хотя и знаем, что Бог положил нас наказать за наши грехи, всеми силами стараться сохранять себя от Божия наказания, но с молитвою, а не с беспокойством. 12. Утро. Прекрасная погода, не жарко, и не холодно, тепло. Нет, нельзя никак. – После вечерни. Можно, теперь можно. Известие о приезде Владыки оказалось ложным. 13. После обедни 2-й. По утру, в 9-м часу, помер после продолжительной болезни, городничий, здешний, Василий Васил. Ридигер, мною исповеданный. Добрый для меня он был человек. Да воздаст Господь ему за его доброту Своею милостию. Добродушный, не хитрый, не лукавый был он человек. 14. Утро. Я отдыхаю. Получено известие о Владыке, что он завтра приедет. 16. Утро. До утрени. Во рту скверно: думаю, от того что вечером закусил селедки. После утрени. Во рту стало лучше, как искупался в ванне. Точно из бани я вышел: и тепло мне, и легко. А погода странная; небо покрылось облаками точно осенью, а дождя нет, и не тепло. А утро было хорошее. С 1-го часу дул сильный ветер, порывистый, часу до 12-го шел небольшой дождь, и после сделалось то, что теперь, теперь 9-й час.

http://azbyka.ru/otechnik/Rodion_Putyati...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010