22). В Библии прослеживается мысль о том, что жизнь человека начинается не с момента рождения, а с момента зачатия: «Так говорит Господь, искупивший тебя и образовавший тебя от утробы матерней...» (Ис 44. 2). «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен» (Пс 138. 13-14). Слово Господа к Иеремии : «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя...» (Иер 1. 5). В пророчестве Исаии : «Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое» (49. 1); «И ныне говорит Господь, образовавший меня от чрева в раба Себе...» (49. 5). Ангел возвещает об Иоанне Крестителе : «...и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей» (Лк 1. 15). Ап. Павел говорит: «Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею...» (Гал 1. 15). Исааку наречено имя прежде его зачатия (Быт 17. 19), Иоанну Крестителю было дано имя прежде рождения (Лк 1. 13). Церковь всегда осуждала А. как убийство. «Женам, от прелюбодеяния зачавшим и истребившим плод и занимающимся составлением детогубительных отрав, прежним определением возбранено было причащение Святых Таин до кончины и по сему и поступают. Изыскивая же нечто более снисходительное, мы определили таковым проходити десятилетнее время покаяния по степеням установленным» (Анкир. 21). «Жен, дающих врачевства, произодящие недоношение плода во чреве, и приемлющих отравы, плод умерщвляющие, подвергаем епитимии человекоубийцы» (VI Всел. 91). «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства. Тонкого различения плода образовавшегося или еще необразованного у нас несть. Ибо здесь полагается взыскание не токмо за имевшее родитися, но и за то, что наветовала самой себе: поелику жены от таковых покушений весьма часто умирают. С сим совокупляется и погубление плода, яко другое убийство, от дерзающих на сие умышленно. Впрочем, подобает не до кончины простирати покаяние их, но приимати их во общение по исполнении десяти лет: врачевание же измеряти не временем, но образом покаяния» (Васил.

http://pravenc.ru/text/62472.html

8 . И сонм людей обыдет Тя. «Так как Евреи, – говорит св. Злат., – воспевая хвалы Богу, совершали это хорами, становясь кругом во храме и святилище, и таким образом возносили благодарственные песнопения: то он (Давид) и выражает хвалу образом их состояния. А смысл слов его следующий: отомсти, помоги; – это и пред врагами возвысит Тебя, и народ Твой будет воссылать Тебе великие хвалы. И о том на высоту обратися – о сонме или для сего сонма взойди на высоту, сделай этот сонм славным и знаменитым, возврати ему прежнее благосостояние» (Злат.). «Попечительностию Своею об обижаемых покажи, кто Ты» (Бл. Феод.). По Васил. В. – «вознесись на высоту славы, какую имел прежде мира, за окружающий Тебя сонм верующих, коих приобрел благодатным снисхождением и домостроительством». С Еврейского: «Сонм людей станет вокруг Тебя; над ним поднимись на высоту». 9 . Суди ми Господи, по правде моей 45 , т.е. по моей справедливости в настоящем деле, по невинности в отношении ко врагам, которым не нанес никакой обиды (Бл. Феод.). «Праведностию здесь Давид называет, – говорит св. Злат., – то, что не простирал ни на что рук неправедно. То же выражает словами: по незлобе моей». Св. Вас. В. разумеет «праведность, какая удободостижима для людей и возможна для живущих во плоти, а под незлобием – простоту и неопытность в том, что полезно знать». С Евр.: «Господь судит народы. Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне». 10 . Да скончается 46 злоба грешных, и исправиши праведного. «Пошли наказание врагам и останови злобу их, и исправиши праведного; когда порочные наказываются, тогда праведные делаются более внимательными» (Злат.). «Положи предел и конец злобе грешных, чтобы преднамеренная правота и непревратность воли (праведника) были исправляемы под руководством Божиим, чтобы он даже по немощи не уклонялся никогда от правила истины» (Вас. В.). «Если злоба живущих порочно окажется суетною: то питомцы добродетели с большим усердием совершат предлежащий им путь» (Бл. Феодор.). Испытаяй сердца и утробы, Боже, праведно 47 . Т.е. наказывая нечестивцев, Ты исправишь или утвердишь чрез это и праведных, ибо Ты, Боже Праведный, точно знаешь сердца и самые глубокие сокровенные мысли людей. Или: Ты праведно окажешь мне помощь, ибо Ты ведаешь сердца и тайные помыслы и желания людей, т.е. видишь мою невинность в настоящем деле (Бл. Феод.). С Евр.: «Да прекратится злоба нечестивых, а праведника подкрепи; ибо Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

И Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои. Об этом Иасоне упоминается в Деяниях апостольских, как о подъявшем опасности весьма мужественно (Деян. 17:6). А сродники они апостола не только по плоти, но и, что гораздо важнее, по благочестию; ибо если бы они не были таковыми, то не упомянул бы о них. Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание. Великое дело — быть писцом Павла. А пишет это Тертий не для того, чтобы похвалить самого себя, но для того чтобы привлечь к себе большую любовь римлян, как послуживший в написании послания к ним. Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви. То есть принимавший меня у себя в доме. Далее, что Гаий принимал у себя всю Церковь и самого Павла, это великая похвала; ибо Павел не пошел бы к нему, если бы не нашел его достойным. Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт. То есть попечитель и казначей города Коринфа. Упоминает о нем, дабы ты узнал, что ни богатство, ни чин никому не служат препятствием в вере и правой жизни. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь. В основание или в начало своего послания положил там следующие слова: благодать вам и мир (Рим. 1:7). И теперь, полагая предел или конец посланию, заключает тем же, молясь, чтобы благодать Божия всегда пребывала со всеми римлянами. Это черта учителя — помогать ученикам не только словом, но и молитвой; почему и говорили апостолы: а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова (Деян. 6:4). Благодать же да сохранит и нас, не от дел надеющихся найти места спасения, но всецело уповающих на божественную благодать и милосердие, а посредством ее да станем выше сетей сатаны, сокрушив их под ногами своими во Христе Иисусе, Господе нашем. Которому слава во веки. Аминь. Примечания 1. Св. Васил. Вел. Правила, кратко изложенные: Твор., ч.5. стр.352-354, Москва, 1849. 2. Когда обличаю его (смотри выше — 14:10 и след.). 3. На это есть свидетельства и в Священном Писании, и у св. отцов Церкви. Так, Господь говорит: восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса (σημεα και τρατα), чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Предания установлены для нас писанием или без писания. Догм. Седьм. Вселен. Собора, Васил. 91. Преданные догматы имеют одинаковую силу с письменными, Васил. 91, 92. Предохранилища. См. Волшебство. Предстоятель Церкви. См. Епископ. Прелюбодеяние. — Означение Лиц, Считающихся Прелюбодеями. Прелюбодеем называется совокупляющийся с чужою женою, Васил. 18, Григ. Нисс. 4. К прелюбодеянию относятся скотоложство и мужеложство, Григ. Нисс. 4. Прелюбодействующими признаются: а) муж, оставляющий жену и поемлющий другую, Шест. 87, Апост. 48, Карф. 115, Васил. 9, 77. б) берущий в брачное сожитие обрученную другому, Шест. 98. в) взявший деву, посвятившую себя Господу, Васил. 18. г) вступивший в брак, по отнятию у него чужой жены, как виновный за первую, Васил. 37. д) жена, оставившая мужа и вышедшая за иного, Шест. 87, Карф. 115, Васил. 9. е) жена отлучившегося мужа, сожительствующая иному прежде удостоверения о смерти его, Шест. 93, Васил. 31. ж) жена воина, вступающая в брак во время безвестности о муже, Шест. 93, Васил. 37. з) дева, давшая обет чистоты Господу, и потом нарушившая оный, Васил. 18, 60. Оставленный женою без вины достоин общения с Церковью, а она — епитимий, Шест. 87, Васил. 35. Женам обычай повелевает удерживать своих мужей, и неверных, в супружестве. Муж, оставленный женой, достоин снисхождения, и сожительствующая с ним не осуждается. Васил. 9. — Епитимия для прелюбодеев. Прелюбодеи приемлются в общение через пятнадцать лет, Васил. 7, 58 и через семь лет, если со слезами покаются, Шест. 87, Васил. 77, Анк. 20. Пресвитер. — Поставление Пресвитера. Пресвитер поставляется от одного епископа, Апост. 2. не прежде тридцати лет, Неок. 11, Шест. 14, 15, не прежде, как сделает всех, находящихся в доме его, православными, Карф. 45, не вскоре по Крещению, Перв. 2, не поспешно, и по испытанию, Сард. 10, Перв. 9, Кирил. 4. См. Клир. Рукоположение. — Отношение пресвитера к епископу. Пресвитер не должен пренебрегать своим епископом, Двукр. 14. Без воли своего епископа он не должен делать ничего, Апост. 39, Лаод. 57. Пресвитер, оставивший свой предел без воли своего епископа и переместившийся в другой, отлучается от общения, если не возвратится, Апост. 15, Перв. 15, 16. А если он делает раскол, презрев своего епископа, отдельно делает собрания, водружает иной Алтарь, не обличив епископа ни в чем противном благочестию и правде, то низвергается, как любоначальный, Апост. 31, и предается анафеме, Карф. 10, 11; Гангр. 6, Двукр. 13. Пресвитер должен возносить имя своего епископа на молитвах, Двукр. 13. Он должен наблюдать за образом жизни служителей Церкви и доносить о них, Васил. 89.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2286...

Благовонные Масти. См. Масти благовонные. Благодать. Кто скажет, что оправдывающая о Иисусе Христе благодать Божия действительна только к отпущению грехов, уже содеянных, но не подает помощи, чтобы не делать иных грехов, анафема, Карф. 125. Благодать дает не только знание, что должно делать, но и любовь, чтобы можно было исполнить, что познаем. Там же. Кто говорит, что благодать Божия только открывает нам познание греха и того, что должно искать и от чего уклоняться, а силы к деланию того, что нам должно делать, не подает, — анафема, Карф. 126. Кто скажет, что благодать оправдания дана нам для того, чтобы через нее мы удобнее исполняли возможное к исполнению по свободному произволению, хотя с неудобством мы можем и без нее исполнить Божественные заповеди, — анафема, Карф. 127. Благословение. Благословение есть преподание освящения, Шест. 26, Васил. 27. Поэтому от еретиков не должно принимать благословения, Лаод. 32. Не должно благословлять другого тому, кто должен врачевать собственные язвы, Шест. 3, 26; Васил. 27. Благотворение. Благотворения, делаемые нищим посредством Церкви, похвальны, Гангр. 21. Блуд, Блудник, Блудница. — Определение блуда. Различение блуда и прелюбодеяния, Григ. Нисс. 4, Блудником признается муж, впадший в блуд со свободной от брака, Васил. 21. И блудницей — отроковица, вышедшая замуж, без соизволения отца, (Васил. 38. господина, Васил. 40), или вообще обладающего, но только до прощения и примирения, Васил. 42. — Епитимия для блудников мирян. Возбудивший сам себя к исповеданию грехов должен быть под епитимией более снисходительной, а уловленный во зле, или невольно обличенный, подвергается продолжительнейшему исправлению, Григ. Нисс. 4. Поэтому таковая епитимия простирается на девять (Григ. Нисс. 4) и на семь лет (Васил. 59), даже на четыре (Васил. 22) и на три года (Васил. 38). Как именно должно проходить эту епитимию? Григ. Нисс. 4, Васил. 22 и 59. Кто похитил и взял за себя обрученную другому или взял жену, по тайном или насильственном растлении ее: с такими как поступать? Васил. 22. Вышедшие замуж без согласия отца или господина, отлучаются на три года от причащения. Васил. 38.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2286...

Васил. 8. Епитимия за это пятилетняя и более, Васил. 57, Григ. Нисс. 5, Анк. 23. Продолжать или сократить епитимию за невольное убийство предоставлено благоразумию пастырей, Васил. 54. Невольный убийца не достоин священнической благодати, Григ. Нисс. 5. Убогий. Убогим, по удостоверению в их бедности, дозволяется ходить с мирными церковными письмами, а не с представительными грамотами, Четв. 11. Укорение. Укорять себя есть часть спасения, Тимоф. 17. Украшение. Украшение тела должно быть чуждо священнического чина, Седьм. 16. Умирающий. Отходящего от жития не должно лишать Святого Причащения, Перв. 13, Карф. 7. Учитель. Не испытанному не должно быть учителем других, Апост. 80. Ф Фуртунатиан, епископ Африканский, Карф. 109. Фотий, Патриарх Константинопольский. Премудр. 1. Фриги (еретики). См. Монтанисты. Фотиниане (еретики). Втор. 1. Θ Феодорит, епископ Кирский, Шест. 1. Феодор, епископ Памфилийский. Трет. послан. Феодор Мопсуестский, учитель Несториев, отвержен, Шест. 1. Феофил, Архиепископ Александрийский. Его правила приняты в Церковный закон, Шест. 2. Фракия. Епископы Фракийские должны иметь в своем ведении дела только Фракийской области, Втор. 2. X Харисий. Пресвитер, единомысленник Несториев. См. Несторий, Трет. 7. Хорепископ. Хорепископы должны быть поставляемы от епископа града, Ант. 10. Они могут служить и в городских церквах, Неок. 14. Они должны были, ограничивая свое попечение подчиненными им церквами, поставлять только чтецов, иподиаконов и заклинателей, а пресвитера или диакона только с воли своего епископа, Ант. 10, Анк. 13. впоследствии и чтецов, только с воли своего епископа, Седьм. 14. Хорепископы обязаны были: 1) принимать отзыв о служителях церковных от пресвитеров и диаконов и представлять оный епископам, Васил. 89. 2) иметь у себя список служителей церковных, кем кто определен и каково житие его, и представлять таковой же список епископам, Васил. 89. Хорепископы имели власть испытывать и принимать достойных в клир, но не числить в нем, прежде представления епархиальному архиерею, Васил.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2286...

Обида. Причиняющих другим обиды отлучать от Церкви, доколе не престанут, Феоф. 14. Обрученный. См. Брак. Дева. Жена. Прелюбодеяние. Общение. Общение с Церковью и с верными бывает несовершенное — только в молитвах, и совершенное — в причастии Святых Тайн, Анк. 5, 6, 7, 8, 9. Епископы и прочие клирики, находящиеся под судом, бывают вне общения, Карф. 90, 98, См. Суд. Обет. Должно воздерживаться от безрассудных обетов, каков обет не есть свиного мяса, Васил. 28. Обет признается действительным только тех, которые достигли совершенного разума, Васил. 18. Мужи и жены, давшие обет девства и нарушившие его, подлежат епитимии, Васил. 19, Анк. 19, Шест. 44, Васил. 18, 60. Оглашенный. Оглашенному потребно время, Перв. 2. между прочим для того, чтобы изучить веру. Лаод. 46. Об оглашенных должна быть молитва на Литургии, Лаод. 19. Все сделанное в житии оглашенных, прежде их оглашения, не подвергается истязанию, Васил. 20. но оглашенный, если согрешит, подвергается епитимии, Неок. 5, Перв. 14. Оглашенное отроча, или совершеннолетний, по неведению приобщившийся Святых Тайн, должен быть крещен, Тимоф. 1. Оглашенный, лишившись в болезни здравого ума, может быть окрещен, если не искушается от духа нечистого, Тимоф. 4. Жену, находящуюся в очищении, не должно крестить, доколе не очистится, Тим. 6. Оглашенный не должен есть от приношений для Бескровной Жертвы, Феоф. 8. Оглашенный, подвергнутый отлучению за грехопадения, в случае смерти должен быть удостоен Крещения и Причащения Святых Тайн, Кирил. 5. Одежда. Епископы и клирики не должны украшать себя пышными, светлыми и разноцветными одеждами, и воскрилиями иного цвета, Седьм. 16, Гангр. 21. Клирики не должны носить неприличную одежду, даже и в дороге, но определенную для клира, Шест. 27. Кто посмевается носящим простое и скромное одеяние, тот должен быть исправляем епи-тимиею, Седьм. 16. Суровой одежды не должно носить, ради мнимого подвижничества, ни осуждать тех, кои с благовением носят шелковое одеяние и общепринятую одежду, Гангр. 12. Мужчине не должно одеваться в женскую одежду, ни женщине в мужскую, Шест. 62. ниже ради подвижничества, Гангр. 13.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2286...

— Епитимия для блудников из духовенства. Священнослужители и причетники, обличенные в блудодеянии, извергаются из священного чина, Апост. 25, Васил. 3, 32, 51, 70; Неок. 1. Чтец, смесившийся прежде брака со своею обручницею, в высшие степени не производится, Васил. 69. — Епитимия для содержащих блудниц. Шест. 86. Богатство. Богатство, с правдой и благотворением соединенное, уничижать не должно, Гангр. 21. Богоявление. В навечерие Богоявления вечернее собрание бывает в девятый час. В сей день держится пост, который облегчается ради дня воскресного, Феоф. 1. Бог Отец. Един, Вседержитель, Творец всех видимых и невидимых, Свет, Бог истинный. Символ Никейск. Творец небу и земли. Симв. Конст. Больной Ногами. См. Телесный недостаток. Брак. Брачный Союз. — Святость Брачного Союза. Брак установлен Богом, Апост. 51. Брачное честное сожительство почтенно. Гангр. 21. Кто порицает и гнушается верной и благочестивой женой, как не могущей войти в Царствие Небесное, тот под клятвой, Гангр. 1. Кто девствует не по причине святыни девства, но гнушаясь брака, тот под клятвой, Гангр. 9. Если жена оставит мужа, гнушаясь брака, то она под клятвой, Гангр. 14. Кто из священного чина удаляется от брака, гнушаясь им, тот должен исправиться, или подлежит церковному наказанию. Так же и мирянин, Апост. 5, 51. Кто о пресвитере, вступившем в брак, думает, что не должно причащаться от него на Литургии, тот под клятвой, Гангр. 4. — Вступление в Брак. Незаконных браков венчать не должно, Феоф. 13. Вступающие в брак должны иметь согла сие на это от своих родителей (Вас. 38, 42), от своих господ, Васил. 40, 42. Вступление в брак запрещается: а) епископам (Шест. 12), монахам и монахиням, или девам, посвятившим себя Богу (Четв. 16. Васил. 6, 18), диакониссам, (Четв. 15), пресвитерам, диаконам и иподиаконам, если они уже вступили в свой сан, (Апост. 26. Шест. 3, 6), верным, особенно чтецам и певцам, с неверными, каковы иудеи и язычники, и с еретиками (Четв. 14. Шест. 72), разве только лицо сочетавающееся даст обещание перейти в православную веру: Четв. 14, Шест. 72, Лаод. 10, 31. мужу при живой жене, и жене при живом муже, Шест. 87, Васил. 77. б) Находящимся в духовном родстве. См.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2286...

Четыренадесятидневники. Втор. 7, Шест. 95. Чин Церковный должно соблюдать, Карф. 2. Числогадатель. См. Волшебство. Чистота. Епископы, пресвитеры и диаконы чрез самое посвящение обязаны узами чистоты, Карф. 3. Чистый. Чистыми называли себя последователи Новата, Перв. 8, Феоф. 12, Шест. 95, Васил. 1. Чтец, Чтец, кроме пострижения, должен принять рукоположение. Седьм. 14. Чтецам не должно носить ораря. Лаод. 23. Чтецам, приходящим в совершенный возраст, должно или вступать в супружество. или принимать обет целомудрия, Карф. 20. Чтецы во время богослужения не должны кланяться народу, Карф. 23. Чтец, прежде брака смесившийся с своею обручницею, по отлучении на один год от служения, принимается в чтеца, но без производства в высшие степени, Васил. 69. Клирик, во время бытия чтецом, падший в блуд и потом рукоположенный низвергается с своей степени, Феоф. 1. Э Эконом. Эконом при архиерейском доме распоряжается церковным имуществом по воле своего епископа, Четв. 26. Таковой эконом должен быть при всяком епископе, Четв. 26, Седьм. 11, Феоф. 10. Доходы вдовствующей епископской церкви хранятся экономом, Четв. 25. Эпитимия (епитимия). — Определение епитимии и правила при её наложении. Епитимия есть наказание, определенное священными правилами, Двукр. 10. или духовное врачевство, приличное недугу, Шест. 102. Епитимиею не должно ввергать грешника в отчаяние, ни подавать повода к расслаблению жизни. Там же. Принявшие от Бога власть решить и вязать должны рассматривать качество греха и расположение согрешившего, и жизнь до греха и после, Шест. 102, Перв. 2, Анк. 5, Васил. 3, Карф. 52. достаточным к уврачеванию почитать не время, но произволение кающегося, Григ. Нисс. 8. Ревностному в исправлении можно сократить епитимию, Васил. 74, Григ. Нисс. 4, 5; Шест. 102, Пер. 12. Сам себя возбудивший к покаянию подлежит епитимий снисходительнейшей, а обличенный — продолжительнейшей, Григ. Нисс. 4, 5. С неприемлющими совершенства покаяния должно поступать по преданному уставу, Шест. 102, Васил. 3, Перв. 12. За одно преступление не должно налагать двух наказаний.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2286...

Вел. пр. 9, 35. 48, 77, Карф. Соб. пр. 115: VI Всел. Соб. пр. 87), т. е. это новое супружество их, после незаконного и произвольного развода, отвергается как незаконное, и первый их брак считается существующим. Впрочем, лицу невиновному, произвольно оставленному другим или оскорбленному преступлением другого (наругаением супружеской верности) оказывалось снисхождение, – дозволялось вступать в новый брак (Васил. Вел. пр. 9, ст. 17, Всел. Соб. пр. 87). Но и в этих случаях привила церковные требовали: 1) исследовать законным порядком причину оставления жены мужем или мужа женой, и если причина была незаконная, т. е. не входила в разряд причин, требовавших развода, то супруги должны были примириться и оставаться в сожительстве по очищении совести виновных церковной епитимией (Васил. Велик. пр. 75); 2) даже если бы один из супругов действительно оказывался виновным в нарушении супружеской верности, то и тогда жена должна была оставаться с мужем, если он соглашался не отвергать ее, и мужа раскаявшегося жена не должна была отвергать, но обязана снова принять в сожитие (Васил. Вел. пр. 9:21); 3) только когда преступление явное было, доказано свидетелями и судом и не было согласия со стороны обиженного супруга после того жить вместе с виновным, то брак должен был расторгнут, и лицу невинному, оскорбленному должно быть оказано снисхождение – дозволено вступить в новый брак (Вас. Вел. пр. 21) 37 . Кроме доказанной неверности правилами Церкви не указываются другие причины к расторжению или разводу законных браков. Ни жестокое обращение одного супруга с другим, ни растрата имения, ни даже разноверие не признаются еще достаточными причинами к разводу (Вас. Вел. пр. 9, VI Всел. Соб. пр. 72). По установлению же христианских римских государей, разлучение супругов между собой могло быть допущено не только по супружеской неверности, но и по следующим уважительным причинам: 1) по злоумышлению одного из супругов на жизнь другого; 2) по неспособности к брачному сожитию, оказавшемуся в продолжении трех лет супружества; 3) по участию одного из супругов в тяжких уголовных преступлениях, подвергающих виновного ссылке или каторжной работе, 4) впоследствии к этим причинам была еще присоединена заразительная болезнь проказа (Justin.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010