Как и в случае с причастиями в «Шестодневе» Иоанна Экзарха (Максимович 2006б), широкое использование participium conjunctum в ЗСО свидетельствует о системной ориентации ранних славянских переводчиков на собственные выразительные ресурсы славянского языка. Зависимость языка ЗСО от оригинала в отношении партиципиальных конструкций представляется пренебрежимо малой (не в последнюю очередь это обусловлено функциональными различиями а употреблении причастий в латинском языке по сравнению с греческим и славянским). Инфинитивные конструкции Инфинитивные конструкции в ЭСО (как и в латинском оригинале) практически отсутствуют. Можно упомянуть лишь один пример целевого инфинитива (только в SinEuch): 3СО 33 . Аще кто мъдж вьъметъ [SinEuch, вььмъ U] отъ кого постити с [ хот add. U] а нь. (143.10). В принципе допустимо полагать, что инфинитив поститис зависит от утраченного в SinEuch, но сохраненного в U причастия хот, тем более что это причастие сохранено в сербской версии ЗСО 33 в епитимийнике XIV в. Правила стхь ць по аповди стго и великаго Васил, ср.: Аще кт мьд вььмь ть кого поститисе а нь хоте (Jagi 1874, 137). Впрочем, текстологическая история сербского епитимийника пока не выяснена (см. ниже, IV.6,1) – возможно, она отражает опосредованное влияние редакции U. Падежный синтаксис Поскольку синтаксис ЭСО в целом весьма прост, не удивительно почти полное отсутствие в тексте памятника синтаксических конструкций, характеризующих специальное употребление падежных форм. В ЗСО нет случаев дательного самостоятельного, дательного направления, двойного объектного винительного и многих других падежных функций, интересных для ранней истории славянского книжного языка. Можно привести лишь один пример на дательный заинтересованного лица, ср. 3СО 42: Аще ком мьретъ дтищь некръщенъ ... (144.18), в латинском употреблен родительный принадлежности; Si cuius infans sine baptismo per negligentiam mortuus fuerit ... «Если дитя кого-либо по нерадению (родителей) умрет без крещения ...» (Суворов 1888, XIX).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/zapove...

Синкопа из словесности, из болезни головы перекочевала в музыку: появилась музыка электронная, атональная, музыка обрубленная (резко синкопированная), музыка рваная горизонтально и вертикально (рваная мелодия и рваная гармония), музыка конкретная (с природными и белыми шумами и непонятными звуками, записанными на магнитофон), музыка-строение шумов, музыка без нот, музыка тишины, предлагают послушать несколько минут тишины. И еще: музыка рок-реп-кувырок – с плясом и криком, и всяким срамом, телесным и словесным. Появилась цветомузыка, предлагают поглядеть. Эстрадные песни не поют, их кричат под фонограмму, певцы мимикою изображают слова и звуки, даже нечеловеческие, песни танцуют, акробатируют – пение соединяют с гимнастикою: подпрыгивают и в прыжке открывают рты, якобы поют, и кувыркаются, хлопают в ладоши, чтобы зрителей зажечь. Музыкальные орудия не звучат, а стонут, воют, квакают, рычат. Музыка достигла пределов звука: на краю инфразвука слышны глухие стоны ползающих и издыхающих динозавров. Стереозвук, с несколькими аудиодинамиками, создал звуковую голограмму: развел животных по сторонам и они, рыча и топая друг на друга, бросаются в схватку. Темнеет небо – это тьма над бездною [Быт. 1, 2] – бездна землю отовсюду окружила [Васил. вел., Шест., бесед. 1] – это тёмная материя и темная энергия, из которых состоит наш тёмный мip, – говорят астрономы, – а мы видим лишь малую частичку светящейся тьмы, и Бога мы не видим в телескопы, так же как и в кинескопы. Едва слышны космические сигналы солнца, планет, небесных тел: радиоволны, световые сигналы преобразуются в звуковые волны, – и нам предлагают послушать гармонию сфер и вообразить космические струны. Но больше всех инфра-шумо-цвето-музык распространилась таперная музыка. И топорное ваяние объявилось: рабочие вынесли из зала бетонный постамент с торчащими из него пружинами – оказалось, по ошибке, это была скульптура. Так впервые в истории искусства стали не различимы скульптура и арматура. Появился театр абсурда: Бога нет, жизнь не имеет смысла; на сцене появились общественные уборные, в балете порнография, на телевидении мат, заглушаемый гудком, – потом появилось сквернословие даже на государственных телеканалах, – в телевизионных студиях скверно ругаются и дерутся «в прямом эфире», – так, с погаными эвфемизмами и грубыми словами сквернословие становится литературным языком.

http://ruskline.ru/analitika/2020/10/12/...

1838 г. Дело об убийстве свящ.Сченсновича). 485 Вызов священников из других епархий в Полоцкую начался в 1833 г. Пр.Смарагд прежде всего обратился к Могилевскому первосвященному с просьбой прислать кандидатов для замещения священнических мест в Полоцке. Из Могилева прибыло только 4 окончивших курс семинарии. Их оказалось мало. Смарагд тогда отнесся к Смоленскому и Псковскому епархиальным начальствам с приглашением окончивших курс в семинариях на службу в Полоцкую епархии, но там никто не откликнулся. Положение было критическое. В сентябре чувствовался большой недостаток в священниках, диаконах, причетниках, – в это время в епархии недоставало 10 священников, 16 диаконов и 75 причетников. Между тем, имелись в виду еще новые присоединения униатских приходов, следовательно, новые свободные священнические места, а замещать их было некем. Поэтому пр.Смарагд просил Синод выслать ему из других епархий 15 священников и 50 причетников, а также 5 священников, известных своей ученостью, которых бы можно было командировать в приходы для принятия в православие униатов. Синод поручил пр.Смарагду обратиться к Подольскому и Волынскому преосвященным, не пожелает ли кто из духовенства их епархий перейти на службу в Полоцкую епархию, а владыке Петербургскому, Московскому и Тверскому предписал предложить образованным священникам своих епархий, не откликнется ли кто-либо на зов пр.Смарагда. Хотя вызываемым предлагались большие льготы и выгоды: 1) сверх своих доходов от занимаемых мест и штатного жалования, если такое было, назначалось на время служения особое жалованье по 300 руб. в год; 2) прогоны на 3 лошади, 2 р. в сутки на содержание в пути и 500 р. на первоначальное обзаведение, – вызов не имел успеха. Только в Московской епархии (из трех епархий) один священник, Ив.Антонов, дал согласие, но епархиальное начальство не согласилось командировать его, так как он состоял под следствием и был запрещен от священнослужения. Предложение было сделано и окончившим курс С.-Петербургской духовной академии, но из них только один Пав.Весин, кандидат X курса, (впоследствии протоиерей, настоят.Екатерининской, что на Васил.острове, в СПб.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Октября 22, 31). б) В Кормчей книге (ч. гл. 50) велено священникам прежде всего спрашивать брачущихся о их добровольном согласии на это. 9 Указом Св. Син. от 5 Августа 1775 г. предписано священникам останавливать венчание браков, если бы даже во время совершения их открылся недостаток взаимного согласия сочетающихся. Такая же приостановка венчания должна последовать и в том случае, если правильное препятствие к браку откроется: по соглашению, обыску, или же во время самого венчания (Т. 10 ч. 1 ст. 29). Родителям и опекунам запрещается принуждать своих детей ко вступлению в брак против их желания (Там. ст. 12–28). Запрещается вступать в брак без дозволения родителей, опекунов или попечителей. 10 (38 пр. Св. Васил. Вел., кн. о долж. пресв. прих. § 123, Т. 10, ч. 1, изд. 1887 г., ст. 6) 11 . в) За вступление в брак, явно или тайно, против решительного запрещения родителей или без испрошения согласия их, виновные, по принесенной на сие от родителей жалоб подвергаются: наказаниям, определенным в статье 1549 12 за похищение незамужней женщины, учиненное с согласия самой похищенной, и, сверх того, лишаются права наследовать по закону в имении того из родителей, которого они оскорбили своим неповиновением. Родителям, однако же, предоставляется впоследствии, по усмотрению своему, в духовном завещании или другом законно составленном акте, или же в просьбе или иной бумаге на имя какого-либо судебного или правительственного места, или лица, объявить, что они прощают виновных и восстанавливают права их на наследование их имением вполне или частью. (Ст. 1566 Улож. о Нак. изд. 1885 г.). г) Кто, вопреки общих или особых по сему предмету постановлений, вступит в брак, не испросив надлежащим образом дозволения своих опекунов, тот за сие, по принесенной ими на то жалобе, подвергается: аресту на время от трех недель до трех месяцев. (Ст. 1567 там же). д) За несправедливое показание выступающих в брак, о дозволении на оный их начальства, или родителей, или опекунов, виновные подвергаются: аресту на время от трех недель до трех месяцев, но буде для сего были составлены или заведомо употреблены ими подложные какого-либо рода письменные акты, или иные бумаги, то за сие они приговариваются:

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sborni...

9 Необходимо заметить, что в приведенных местах из пророческих книг, пророки, отвергая от имени Иеговы многочисленные жертвы Ему от евреев и другие ревностно исполняемые ими обряды Моисея, как нечто неугодное Богу, порицали, однако, не саму обрядность Моисея, как будто она сама по себе была мерзостью пред Богом. Но св. Исаия, Амос, Осия и другие позднейшие пророки вооружались, собственно, и, главным образом, против превратного и грубого понимания этой обрядности евреями, будто бы в ней состоит сама сущность богопочтения, помимо добрых дел, не заботясь о которых евреи считали, однако, себя праведниками ( Uc. LIII гл.). Названные пророки не могли вооружаться вообще против необходимости обрядности в религии и, в частности, не могли называть мерзостью обряды Моисея сами по себе, потому что эти обряды, хотя и были несовершенны, однако были предписаны Самим Богом. Но когда же среди позднейших евреев развилось это мертвое, чисто механическое обрядовое благочестие, они естественно стали настойчиво говорить евреям о необходимости и сущностной важности более духовного служения Богу. В дополнение к закону Моисея подробнее и яснее стали раскрывать учение об этом служении и при этом указывали на относительную неважность обрядового закона Моисея, на несовершенство этого закона самого по себе и на будущую отмену его во Христе. 13 Творч. св. Кир.Алекс. ч. I, стр. 99; подобн. у св. Васил. Велик. «О Св. Духе», гл. 14, пер. 40 г. стр. 280–281. 24 Твор. св. Златоуста в русск. перев. 1830 г. т. III, стр. 533, Слово IV против иудеев. И по мнению других отцов ближайшим поводом к обрядовому законодательству было именно отлитие тельца при Синае. «Бог, говорит св. Ириней Лионский , сперва наставлял евреев через естественные заповеди, изначально насажденные в людях, т. е. через Десятословие, не исполняющий которого не имеет спасения, и ничего более не требовал от них. Так Моисей говорит во Второзаконии: «эти слова Господь изрек ко всему собранию сынов Израилевых на горе и ничего не прибавил, и написал на двух досках, и дал мне (V, 22)», дабы желающие следовать Ему, соблюдали заповеди. Но когда они решились сделать тельца и обратились сердцами опять в Египту, желая быть рабами вместо свободных, то получили прочее служение, сообразное с их желанием, хотя не отделявшее их от Бога, но державшее под игом рабства. Так и пророк Иезекииль, объясняя причину законодательства, говорит: вслед похотений сердца их были очи их, и Я дал им заповеди недобрые и оправдания, в которых они не будут жить (Иезек. XX, 24–25. Ириней. Против ересей, перев. 1871 г. стр. 450, кн. IV, гл. XV). То же говорит и блаж. Иероним (перев. Киевск. духов, акад. толкование Иеронима на Иерем. VII, 21–23).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mnenie-...

626 Св. И Златоуст видит в этих словах ту мысль, что человек, дела которого сгорят (не выдержать испытания), не погибнет, т. е. не обратится в ничто, но останется в огне. На 1 Кор. Бес. IX, 3. 627 Верование в загробные чистилищные наказания можно находить в религии браминов, буддистов, египтян, в парсизме, греческой и римской, у иудевв – талмудистов и в магометанстве. Древние религии и самым странствованиям и переселениям душ усвояли значение очистительного процесса. См. об этом у проф. Беляева. Р.-кат. уч. об удовлетворении. 57–88 стр. 629 Ориг. О началах, III, 6; II, 10; Прот. Цельса V, 14–15; на Иерем. Бес. XI, 3; на Исх. Бес. VI; на Лев. Бес. VIII; на Числ. Бес. XXV. 631 Представления Григория В. о различных областях в загробной жизни, и в частности о среднем состоянии, по замечанию проф. Троицкого, близко напоминают талмудическое учение о трех разрядах людей: праведных. средних и грешных и соответственно этому – их различной участи за гробом. (Талмуд, учение и пр. 328 стр.). В талмуде и мидрашах действительно учение о среднем классе людей и очищении их посредством мучения в загробной жизни выражено ясно (там же, §§ 10 и 62). 632 См. указ. ст. проф. Чусееа Пр. Соб. 1872 г. II т. 231 стр и след., и проф. Беляева. 118 стр. и след. 635 Васил. В. Прот. Евномия, IV кн. (III т. 135 стр. изд. 1891 г.). Св. Злат. На Матф. Бес. LXXVII, 2. 638 Нельзя думать, что здесь разумеется территория собственно римского государства, потому что, как замечает Кремер, «не римское государство λη οκουμμη, но именно вся вселенная мыслилась как римское государство и вся обитаемая земля обозначалась как одной повелевающей державе, именно римской, подчиненный город». Хотя и не правильно такое римское воззрение, но оно существовало, и это делает еще достовернее понимание выражения по всей вселенной в смысле всей земли, всех населенных стран. Сн. Савинского. Эсхатол беседа. 236 стр. 641 Блаж. Августин, имея в виду Мф. 24, 14, писал еп. Исихию, спрашивавшему его о кончине мира: «тогда придет.... что означает, как не то, что не придет прежде. Но когда придет после – неизвестно для нас. Посему, хотя бы нам и известно было, что проповедуется евангелие среди всех народов, однако не можем сказать, сколько времени осталось до конца». Epist. CXIV, 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

195 Ирин. Advers. haeres. lib. II. с. 2. n. 3 et 4. Евсев. Кес. Demonstr. evang. IV. с. I. Васил. Велик. De spirit. ad Amphiloch. c. 16. Амврос. In Hexaemer. 1. c. 3 et 4. Златоуст. De incomprehens. advers. anom. orat. 2. In epist. ad Colos. homil. 3. n. 2. Феодорит. In Genes. quaest. 2. Дамаск. De fid. orthodox. lib. II. c. 2. 202 Οδηγο с. 4. То же мнение разделяли Кассиан (Collat. 8. с. 7), Юнилий Африканский (De part. divin. leg. lib. II. c. 2), и другие. 206 Встречались, впрочем, между верующими в древней Церкви и другого рода мнения относительно времени создания ангелов. Так, например, по мнению Геннадия Массалийского. Бог создал ангелов в промежуток времени между созданием первоначального мирового первовещества и образованием из него стройного мира (De eccles. dogmat. с. 10. in Patr. curs. compl. latin. T. 68. col. 983). Другие думали, что ангелы созданы были в первый день вместе со светом (См. Епифан. Haeres. 65. n. 4 et 5. Август. De civit. lib. XI. с. 7. 9). Некоторые даже предполагали, что они созданы после человека (См. Август. De civit. lib. XI. с. 2). Но все эти мнения, так нелегко миримые с библейским учением о миротворении, не нашли себе в древней Церкви последователей и оставлены были в ней без внимания. 207 Фот. Biblioth. cod. 473. Димитр. Рост. Летоп. отд. 1. стр. 10. Правосл. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 18. 208 Простран. хр. катихиз. чл. 1-й. отв. на вопр.: что прежде сотворено, видимое или невидимое? Изд. 1877 г. стр. 31. 210 Некоторые же находились под влиянием того неверного об ангелах представления, какое могло возникать на основании буквального понимания 2-го стиха 6-ой главы Бытия по переводу 70-ти, где читалось, что ангелы Божии (вместо – сыны Божии, т. е. сифиты) пояли себе в жены дочерей человеческих (т. е. дочерей от каинитов). 222 По Августину, разумные природы называются телесными потому, что они описываются местом, подобно душе человеческой, заключенной в теле (De Spirit. et anim. c. 18). Впрочем, сам Августин колеблется в решении вопроса о бестелесности ангелов. Он то по-видимому приписывает им эфирную и действительную телесность, то вопрос этот считает неразрешимым (De civit. lid. XV. c. 23. Epist. 157).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

9, 10 . И цену избавления души своея: и утрудися в век. С Евр.: «Дорога цена искупления души их, и не будет того во век». Слова: и цену избавления души своея – должно отнести к предыдущим. Никто не может дать от себя выкупа или равноценного за свою душу, чтобы спастись; ибо цена души выше даже целого мира ( Мф. 16:18 . Злат.). Т.е. напрасно люди мира надеются на свое богатство и силу; все это не спасет души в день суда, ибо нельзя дать выкупа, никакой цены для избавления или искупления души. И утрудися во век, и жив будет до конца. Симмах перевел: «успокоившись в веке сем, будет жить во век». По толкованию св. Злат., Афан., Васил. В. и бл. Феод. – эти слова имеют такой смысл: напротив, человек, потрудившийся для добродетели до конца жизни, «успокоится во век, будет жить победителем» (Афан.). «Кто потрудился в веке сем, жив будет до конца» (Вас. В.). Не узрит пагубы, или могилы. Т.е. не может быть, чтобы человек миновал могилы. С Евр.: «Чтобы остался кто жить навсегда, и не увидел могилы», т.е. не будет того во век, ст. 9. Но Отцы видят здесь другой смысл. Слово пагуба значит – истребление, уничтожение 318 . Т.е. потрудившийся для добродетели, «руководящийся надеждою будущего, и самую смерть не будет считать смертию, но видя пред глазами своими лежащего мертвеца, не предается скорби, представляя венцы, награды» – в будущей жизни (Злат.). «Так далеко будут благочестивые от нечестивых (мнимых мудрецов), что даже и не приблизятся к их пагубе» (Св. Афан.). «Кто путь тесный и многотрудный предпочел пути гладкому и покойному, тот, во время Божия посещения, когда не уверовавшие словесам Божиим и ходившие по желаниям суетного своего сердца (мнимые мудрецы) отведены будут на вечную казнь, не узрит вечной пагубы, непрекращающегося злострадания» (Вас. В.). 11 . Егда увидит премудрыя умирающыя, вкупе безумен и несмыслен погибнут. Т.е. не узрит пагубы безумных мудрецов мира, которые также погибают, как и невежды или порочные (Бл. Феод.). «Здесь, мне кажется, – говорит св. Злат., – пророк говорит о людях нечестивых, привязанных к благам настоящим и нисколько не думающих о будущем». С Евр.: «Каждый видит, что и мудрые умирают, равно как и невежды и бессмысленные погибают, и оставляют имущество свое другим».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

После кончины Императрицы распоряжения правительства были более благоприятны по отношению к духовному сословию. Так, уже в правление бывшего герцога Курляндского встречаются постановления о сбавке подушных денег – 3595, о возвращении по-прежнему к церквам церковников и священнослужительских детей – 3597, о точном определении, с каких лет следует приводить к присяге – 3600 и др. В правление принцессы Анны Брауншвейг-Люнебургской таких распоряжений было ещё больше: отменён проект конских заводов при монастырях и архиерейских домах – 3609, возвращены из военной службы церковники и монастырские слуги – 3613 и 3663, кончено дело о небытии у присяг – 3621, разрешён постриг в монашество всем желающим и достойным 3625 и др.) с шестимесячным вместо трёхлетнего искусом – 3682; возвращён сан лицам духовного звания, впавшим в вины – 3617 и др.; дети духовенства выключены из подушного оклада, цехов и рассыльщиков – 3581; освобождено духовенство от хождения к рогаткам на караулы и на пожары – 3690; возвращены архиерейским домам и монастырям вотчины – 3693 и 3713; дома духовенства освобождены от военного постоя – 3691 и др. К числу выдающихся распоряжений рассматриваемого времени могут быть отнесены ещё следующие постановления: утверждение за приходом права выбора священника – 3558 (хотя с некоторыми ограничениями); учреждение института обучения ставленников – 3295; утверждение инструкции Троице-Сергиеву монастырю относительно ведения монастырского хозяйства, устройства сиропитательного дома и проч. – 3296 и др.; урегулирование дела ведения исповедных ведомостей – 3647 и др.; устройство миссионерских дел в Казани, Сибири, у калмыков и др. – 3590 и мн. др.; о С.-Петербургских кладбищах – 3302 и др.; о запрещении возить умерших мимо Дворца – 3542; об учреждении должности благочинных – 3711; о постройке некоторых церквей на Васил. острове и др. – 3302 и др.; утверждение штата Св. Синода и подведомых ему учреждений – 3545 и др., а равно и Новгородского архиерейского дома – 3559, Ал.-Невского и Троице-Сергиева монастырей – 3683; собирание сведений для монастырского и ружного штатов – 3683 и др.; об упорядочении дел в Московской Синодальной Типографии – 3650 и др.; наконец, распоряжения об учреждении во всех епархиях низших школ – 3238 и семинарий для приготовления кандидатов в священники – 3342 и приведение в исполнение этого распоряжения во многих городах (см. по Указателю).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Почему Господь и приемлет всех кающихся и обращающихся от зла к добру. Ибо для спасения грешников Он низшел с неба и сказал: «Не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние» (Мф 9. 13). И так епископ или пресвитер, не приемлющий обращающихся таким образом, но, подобно Новату, гнушающийся ими, должен быть извержен, ибо противится воле Бога». При этом древние каноны требуют от раскаявшегося, чтобы покаяние его было очевидным, нелицемерным, и всецелым. Большая часть правил, устанавливающих разные сроки отлучения от причастия, составлена свт. Василием Великим . Согласно Васил. 73, произвольное отречение от христ. веры наказывается пожизненным лишением Св. Таин, а отречение по страху мучений - О. на 8-9 лет (Васил. 81). Намеренное убийство влечет за собой О. от Св. Таин на 20 лет (Васил. 56), невольное (нечаянное) - на 10 лет (Васил. 57), прелюбодеяние, равно как и блуд монаха, наказывается 15-летним О. (Васил. 60), блуд мирянина - 7-летним (Васил. 59), мужеложство и скотоложство - 15-летним (Васил. 7) и кровосмешение - 20-летним О. (Васил. 67); убийство плода во чреве влечет за собой 10-летнее О. (Васил. 8). В V и VI вв., когда уже большая часть населения Римской империи стала исповедовать христ. веру, древняя практика покаяния подверглась существенным изменениям: публичное покаяние вышло из употребления и сроки О. от причастия были существенно сокращены, но от кающегося грешника требовали совершать дела благочестия - усиленный пост (сухоядение), земные поклоны, благотворительство. Иногда кающихся отправляли в мон-ри, где они должны были помимо молитв, поста и поклонов совершать и монастырские работы. Все это стало называться епитимией, хотя первоначально слово «епитимия» (запрещение) обозначало О. от причастия. Дисциплина церковных наказаний, в т. ч. и О., великого и малого, а также анафематствования пришла на Русь из Византии. До Петра I О. вплоть до анафемы налагалось правящими архиереями. Особенность практики анафематствования в Русской Церкви заключалась в том, что в отличие от Византии анафеме часто подвергали политических преступников, а не только еретиков.

http://pravenc.ru/text/2581713.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010