— Епитимия для блудников из духовенства. Священнослужители и причетники, обличенные в блудодеянии, извергаются из священного чина, Апост. 25, Васил. 3, 32, 51, 70; Неок. 1. Чтец, смесившийся прежде брака со своею обручницею, в высшие степени не производится, Васил. 69. — Епитимия для содержащих блудниц. Шест. 86. Богатство. Богатство, с правдой и благотворением соединенное, уничижать не должно, Гангр. 21. Богоявление. В навечерие Богоявления вечернее собрание бывает в девятый час. В сей день держится пост, который облегчается ради дня воскресного, Феоф. 1. Бог Отец. Един, Вседержитель, Творец всех видимых и невидимых, Свет, Бог истинный. Символ Никейск. Творец небу и земли. Симв. Конст. Больной Ногами. См. Телесный недостаток. Брак. Брачный Союз. — Святость Брачного Союза. Брак установлен Богом, Апост. 51. Брачное честное сожительство почтенно. Гангр. 21. Кто порицает и гнушается верной и благочестивой женой, как не могущей войти в Царствие Небесное, тот под клятвой, Гангр. 1. Кто девствует не по причине святыни девства, но гнушаясь брака, тот под клятвой, Гангр. 9. Если жена оставит мужа, гнушаясь брака, то она под клятвой, Гангр. 14. Кто из священного чина удаляется от брака, гнушаясь им, тот должен исправиться, или подлежит церковному наказанию. Так же и мирянин, Апост. 5, 51. Кто о пресвитере, вступившем в брак, думает, что не должно причащаться от него на Литургии, тот под клятвой, Гангр. 4. — Вступление в Брак. Незаконных браков венчать не должно, Феоф. 13. Вступающие в брак должны иметь согла сие на это от своих родителей (Вас. 38, 42), от своих господ, Васил. 40, 42. Вступление в брак запрещается: а) епископам (Шест. 12), монахам и монахиням, или девам, посвятившим себя Богу (Четв. 16. Васил. 6, 18), диакониссам, (Четв. 15), пресвитерам, диаконам и иподиаконам, если они уже вступили в свой сан, (Апост. 26. Шест. 3, 6), верным, особенно чтецам и певцам, с неверными, каковы иудеи и язычники, и с еретиками (Четв. 14. Шест. 72), разве только лицо сочетавающееся даст обещание перейти в православную веру: Четв. 14, Шест. 72, Лаод. 10, 31. мужу при живой жене, и жене при живом муже, Шест. 87, Васил. 77. б) Находящимся в духовном родстве. См.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2286...

Обида. Причиняющих другим обиды отлучать от Церкви, доколе не престанут, Феоф. 14. Обрученный. См. Брак. Дева. Жена. Прелюбодеяние. Общение. Общение с Церковью и с верными бывает несовершенное — только в молитвах, и совершенное — в причастии Святых Тайн, Анк. 5, 6, 7, 8, 9. Епископы и прочие клирики, находящиеся под судом, бывают вне общения, Карф. 90, 98, См. Суд. Обет. Должно воздерживаться от безрассудных обетов, каков обет не есть свиного мяса, Васил. 28. Обет признается действительным только тех, которые достигли совершенного разума, Васил. 18. Мужи и жены, давшие обет девства и нарушившие его, подлежат епитимии, Васил. 19, Анк. 19, Шест. 44, Васил. 18, 60. Оглашенный. Оглашенному потребно время, Перв. 2. между прочим для того, чтобы изучить веру. Лаод. 46. Об оглашенных должна быть молитва на Литургии, Лаод. 19. Все сделанное в житии оглашенных, прежде их оглашения, не подвергается истязанию, Васил. 20. но оглашенный, если согрешит, подвергается епитимии, Неок. 5, Перв. 14. Оглашенное отроча, или совершеннолетний, по неведению приобщившийся Святых Тайн, должен быть крещен, Тимоф. 1. Оглашенный, лишившись в болезни здравого ума, может быть окрещен, если не искушается от духа нечистого, Тимоф. 4. Жену, находящуюся в очищении, не должно крестить, доколе не очистится, Тим. 6. Оглашенный не должен есть от приношений для Бескровной Жертвы, Феоф. 8. Оглашенный, подвергнутый отлучению за грехопадения, в случае смерти должен быть удостоен Крещения и Причащения Святых Тайн, Кирил. 5. Одежда. Епископы и клирики не должны украшать себя пышными, светлыми и разноцветными одеждами, и воскрилиями иного цвета, Седьм. 16, Гангр. 21. Клирики не должны носить неприличную одежду, даже и в дороге, но определенную для клира, Шест. 27. Кто посмевается носящим простое и скромное одеяние, тот должен быть исправляем епи-тимиею, Седьм. 16. Суровой одежды не должно носить, ради мнимого подвижничества, ни осуждать тех, кои с благовением носят шелковое одеяние и общепринятую одежду, Гангр. 12. Мужчине не должно одеваться в женскую одежду, ни женщине в мужскую, Шест. 62. ниже ради подвижничества, Гангр. 13.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2286...

Четыренадесятидневники. Втор. 7, Шест. 95. Чин Церковный должно соблюдать, Карф. 2. Числогадатель. См. Волшебство. Чистота. Епископы, пресвитеры и диаконы чрез самое посвящение обязаны узами чистоты, Карф. 3. Чистый. Чистыми называли себя последователи Новата, Перв. 8, Феоф. 12, Шест. 95, Васил. 1. Чтец, Чтец, кроме пострижения, должен принять рукоположение. Седьм. 14. Чтецам не должно носить ораря. Лаод. 23. Чтецам, приходящим в совершенный возраст, должно или вступать в супружество. или принимать обет целомудрия, Карф. 20. Чтецы во время богослужения не должны кланяться народу, Карф. 23. Чтец, прежде брака смесившийся с своею обручницею, по отлучении на один год от служения, принимается в чтеца, но без производства в высшие степени, Васил. 69. Клирик, во время бытия чтецом, падший в блуд и потом рукоположенный низвергается с своей степени, Феоф. 1. Э Эконом. Эконом при архиерейском доме распоряжается церковным имуществом по воле своего епископа, Четв. 26. Таковой эконом должен быть при всяком епископе, Четв. 26, Седьм. 11, Феоф. 10. Доходы вдовствующей епископской церкви хранятся экономом, Четв. 25. Эпитимия (епитимия). — Определение епитимии и правила при её наложении. Епитимия есть наказание, определенное священными правилами, Двукр. 10. или духовное врачевство, приличное недугу, Шест. 102. Епитимиею не должно ввергать грешника в отчаяние, ни подавать повода к расслаблению жизни. Там же. Принявшие от Бога власть решить и вязать должны рассматривать качество греха и расположение согрешившего, и жизнь до греха и после, Шест. 102, Перв. 2, Анк. 5, Васил. 3, Карф. 52. достаточным к уврачеванию почитать не время, но произволение кающегося, Григ. Нисс. 8. Ревностному в исправлении можно сократить епитимию, Васил. 74, Григ. Нисс. 4, 5; Шест. 102, Пер. 12. Сам себя возбудивший к покаянию подлежит епитимий снисходительнейшей, а обличенный — продолжительнейшей, Григ. Нисс. 4, 5. С неприемлющими совершенства покаяния должно поступать по преданному уставу, Шест. 102, Васил. 3, Перв. 12. За одно преступление не должно налагать двух наказаний.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2286...

Мутафчиев – П. Никову, 10 апреля 1924 г., Научный архив Болгарской академии наук в Софии (далее: НА БАН). Ф. 143. Д. 240. Л. 13 об. Текст письма издан: Любенова Л. Кореспонденцията между проф. Петър Мутафчиев и проф. Петър Ников//Сборник в памет на професор Петър Мутафчиев. София, 1996. С. 186. 15 Филов Б. Първият международен конгрес по византология... С. 208; Филов Б. За конгреса по византология в Букурещ... С. 63–64. 17 Васил Николов Златарски (1866–1935) учился в Первой классической гимназии в Петербурге (1881–1887), а затем стал студентом историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета, где подготовил и защитил (1891) кандидатскую диссертацию под руководством В.И. Ламанского и В.Г. Васильевского . Вернувшись в Болгарию, он стал лектором (1895), доцентом (1897) профессором (1906) Софийского университета. Член (1900) и заместитель-председателя (1926–1935) Болгарской академии наук, действительный член РАИК (1899), член-корреспондент Императорской АН (1911). С русскими историкоми-славистами и византинистами, в том числе с В.Н. Бенешевичем , он был знаком еще со времени учебы в Петербурге; регулярную переписку со многими из них (например, о Ф.И. Успенским, с которым он, кроме того, трудился на раскопках Абобы-Плиски) он продолжал и в последующие годы (ом.: Златарска-Тодорова Б. Баща ми Васил Златарски. София,1976. С. 33–66; Поппеделев Т. Предговор//Лекционни курсове на проф. Васил Златарски. Т. 1. От праисторическо време до падането на Първото българско царство. София, 1999. С. 6–46). 18 НА БАН. Ф. 116. Д. 87. Лл. 42 об, 44: Протокол заседания Организационного комитета от На том же заседании было решено работу конгресса структурировать в 6 секций. 21 Actes du IVe Congrès International des Études Byzantines, Sofia, Septembre 1934/Publiés sous la redaction de B. Filov. Vol. (=Известия на Българския археологически институт, Т. Sofia, 1935. P. 5–6. 22 НА БАН. Ф. 116. Д. 87. Л. 13,16 (недатированный черновик письма председателя и генерального секретаря Оргкомитета министру иностранных дел и исповеданий Болгарии, в котором перечислены правительства 21 страны: Австрии, Англии, Бельгии, Германии, Греции, Дании, Египта, Испании, Италии, Норвегии, Польши, Румынии, США, Турции, Венгрии, Франции, Голландии, Чехословакии, Швейцарии, Швеции, Югославии).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Епитимии или духовные запрещения, имеющие целью исправление недугующего, разделяются по степени своей важности на более тяжкие и более легкие. К тяжким епитимиям в правилах церковных относится отлучение кающегося от причащения Св. Таин, и отлучение от общения в молитве с верными, на более или менее продолжительное время. В правилах Церкви очень часто указываются самые грехи, за которые должно быть налагаемо отлучение от Св. Причастия и отлучение от общения духовного с верными, определяется и самое время – срок такого отлучения за те или другие грехи. Как видно из этих правил, грешники, смотря по роду грехов их, отлучались в древности от церковного общения иногда на целые десятки лет, даже на всю жизнь. Такая строгость в духовных наказаниях, по тогдашним обстоятельствам Церкви, была необходима и благотворна, потому что во времена языческих соблазнов и гонений, снисходительность могла бы подать повод к частым отпадениям от Церкви и другим грехопадениям, столь же вредным для ее блага и целости. Но эта строгость, определенная каноническими постановлениями, не была и не могла остаться неизменной во всех случаях и на все времена. Напротив, отцы Церкви и Соборы, хотя определенно указали виды епитимий и время выполнена их за те или другие грехи, но они же и сами приспособлялись и от других требовали приспособляться к нравственному состоянию кающихся (Григор. Нисск. пр. 1, 2, 3, 4, 5 и др.) и даже ко внешнему положению согрешающих (Васил. Велик, пр. 34), и к возрасту (Васил. Вел. пр. 62; Анкир. соб. пр. 16), принимали во внимание причины грехопадений, степень участия во грехах разума и свободной воли человека, готовность и искренность раскаяния согрешившего, а потому глубоко и искренно раскаивающемуся видоизменили (заменяли более строгую епитимью легкой) и сокращали время выполнения епитимий (Васил. Велик,пр. 2, 3, 54 74, 84; Грнгор. Нисск. пр. 4 и 5; Неокесар. ст. пр. 3; 1 Всел. Соб. пр. 12; VI Всел. Соб. пр. 102) и наоборот, упорному и коснеющему во грехах назначали более суровые и продолжительные епитимии (Там же); словом – в приложении епитимий они имели одну цель – спасение грешной души – уврачевание ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Симония. Благодать Святого Духа не продаваема, Шест. 23. Поэтому 1) поставляющих и поставленных за деньги или за дары, равно и посредствующих в сем деле, должно низвергать со степени и должности, а мирян и монахов предавать анафеме, Апост. 29. Четв. 20, Шест. 22, Седм. 5, 19. Взять же за рукоположение, когда бы то ни было, прежде ли, после ли, во время ли рукоположения — все равно, Васил. 90, Геннад. Тарас. 2) кто из епископов или пресвитеров требует за преподание Святого Причастия денег или чего иного, тот должен быть извержен, Шест. 23. 3) кто за деньги принимает в монашество, тот также должен быть извержен, Седьм.19. Синагога. В иудейскую синагогу не должно ходить, ни носить туда елея, ни возжигать свеч в их праздники. Апост. 65, 71. Скверна. Оскверняет собственно душевная скверна, Апост. 77. Скопец. Скопчество. Кто сделался скопцом от человеческого насилия или во время гонения от варваров, или от врачей по болезни, или так родился, тот может быть в клире, и если достоин, даже — епископом, Апост. 21, Перв. 1. Но кто оскопил сам себя, тот если клирик — извергается, а если мирянин, не принимается в клир, и на три года отлучается от Таинств, Апост. 22, 23, 24; Перв. 1. Скопцы, ни из священного чина. ни миряне, не должны иметь при себе женщины или рабыни, кроме жены, матери, сестры, тетки и других лиц, чуждых подозрения, Перв. 3, Шест. 5. Оскопивший другого или своеручно, или посредством повеления, без побуждающей к этому болезни, если принадлежит к священному чину — извергается, а если мирянин — отлучается, Двукр. 8. Скотоложник принимается в общение после епитимии пятнадцатилетней, Васил. 7, 63. или более, Григ. Нисс. 4. а иногда только при исходе жизни, смотря но возрасту и другим обстоятельствам, Анк. 16. молится с обуреваемыми, Анк. 17. Славословие: со Святым Духом, принято от неписанных Апостольских преданий, Васил. 92. Слово Божие. Слушающие Слово Божие и не исполняющие его должны укорять себя, Тимоф. 17. Служитель. Низшему служителю не носить ораря и не оставлять двери церковной, Лаод. 22.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2286...

2) Нерадение отцов о воспитании детей своих под предлогом занятия делами благочестия или мнимого отшельничества (Гангр. соб. пр. 15). с. Убийство. По церковному законодательству убийцей признается всякий нанесший ближнему смертельный удар: он ли первый нанес удар или отмщал (Свят. Васил. Велик. прав. 43). Из видов убийства правилами указываются следующие. α. Убийцами вольными признаются: 1) Во гневе на жену свою бросивший секиру и убивший (свят. Васил. Велик. прав. 8). 2) Употребивший против кого-либо меч, также бросивший в кого-либо секиру или подобное что и убивший (то же правило). 3) Убивающий на разбое и в неприятельских нашествиях (то же правило) 102 . 4) Напоивший кого-либо ядовитым питьём, хотя бы то было для иной цели, и убивший; таковы, например: а. жены, дающие врачебные составы для привлечения в любовь и умерщвляющие (свят. Вас. Велик. прав. 8); б. дающие и принимающие врачевство для умерщвления и извержения зачатого в утробе (свят. Вас. Велик. прав. 8; Анкир. соб. пр. 21); в. убийцей же почитается жена, родившая на пути и имевшая возможность сохранить рожденное, но пренебрегшая им с намерением скрыть (свят. Вас. Вел. прав. 8). β. Убийство близвольное, т. е. как бы среднее между вольным и невольным: 1) Когда кто-нибудь во гневе или страсти защищая себя в ссоре наносит своему противнику удар в опасное место (свят. Вас. Велик. прав. 8). 2) Когда кто наносит другому удар, желая причинить только боль, а между тем наносит смерть (св. Вас. Вел. пр. 8; сн. 11) 103 . γ. Убийство невольное есть то, когда кто убьет кого-либо случайно, имея совершенно иное намерение (св. Григ. Нисск. пр. 5). Так, например, когда кто бросит камень в пса или в дерево и умертвит человека, или, желая исправить кого-нибудь и ударивши ремнем или железом нетяжелым, ненамеренно умертвит (Васил. Велик. пр. 8. 57; Григ. Нисск. пр. 5; Анкир. соб. пр. 23). К невольным убийствам должно отнести и убиение разбойника при защите от его нападения (свят. Вас. Велик. прав. 55) 104 . Важнейшим последствием церковного суда за невольное убийство для члена церкви служит то, что виновный в нем теряет право на получение священнической благодати (Григ. Нисск. пр. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Вел. пр. 9, 35. 48, 77, Карф. Соб. пр. 115: VI Всел. Соб. пр. 87), т. е. это новое супружество их, после незаконного и произвольного развода, отвергается как незаконное, и первый их брак считается существующим. Впрочем, лицу невиновному, произвольно оставленному другим или оскорбленному преступлением другого (наругаением супружеской верности) оказывалось снисхождение, – дозволялось вступать в новый брак (Васил. Вел. пр. 9, ст. 17, Всел. Соб. пр. 87). Но и в этих случаях привила церковные требовали: 1) исследовать законным порядком причину оставления жены мужем или мужа женой, и если причина была незаконная, т. е. не входила в разряд причин, требовавших развода, то супруги должны были примириться и оставаться в сожительстве по очищении совести виновных церковной епитимией (Васил. Велик. пр. 75); 2) даже если бы один из супругов действительно оказывался виновным в нарушении супружеской верности, то и тогда жена должна была оставаться с мужем, если он соглашался не отвергать ее, и мужа раскаявшегося жена не должна была отвергать, но обязана снова принять в сожитие (Васил. Вел. пр. 9:21); 3) только когда преступление явное было, доказано свидетелями и судом и не было согласия со стороны обиженного супруга после того жить вместе с виновным, то брак должен был расторгнут, и лицу невинному, оскорбленному должно быть оказано снисхождение – дозволено вступить в новый брак (Вас. Вел. пр. 21) 37 . Кроме доказанной неверности правилами Церкви не указываются другие причины к расторжению или разводу законных браков. Ни жестокое обращение одного супруга с другим, ни растрата имения, ни даже разноверие не признаются еще достаточными причинами к разводу (Вас. Вел. пр. 9, VI Всел. Соб. пр. 72). По установлению же христианских римских государей, разлучение супругов между собой могло быть допущено не только по супружеской неверности, но и по следующим уважительным причинам: 1) по злоумышлению одного из супругов на жизнь другого; 2) по неспособности к брачному сожитию, оказавшемуся в продолжении трех лет супружества; 3) по участию одного из супругов в тяжких уголовных преступлениях, подвергающих виновного ссылке или каторжной работе, 4) впоследствии к этим причинам была еще присоединена заразительная болезнь проказа (Justin.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

— Качества Клириков. Непорочность, (Перв. 9) испытанная, Васил. 89. Клириками, или вообще в списке священного чина, не могут быть: 1) злоречивые пьяницы, склонные к ссорам, Васил. 89; 2) берущие лихву, рост и приобщающие к своему чужое, Григ. Нисс. 6; 3) впадшие в любодеяние, Феоф. 3. 6; 4) по Крещении двубрачные или наложницу имевшие, Апост. 17. Васил. 12; 5) имеющие вдову или отверженную от супружества, или блудницу, или позорищную, Апост. 18; 6) имевшие в супружестве, до обращения в христианство, двух сестер или племянницу, (Апост. 19), впрочем, если по Крещении не остаются в таковом супружестве, то могут быть терпимы в клире, Феоф. 5; 7) обладаемые демоном, Апост. 79; 8) муж жены прелюбодейцы; впрочем, если жена его впадет в грех после его рукоположения, то он должен развестись с нею, иначе не должен касаться порученного ему служения, Неок. 8; 9) сам себя оскопивший. Апост. 22; 10) раб, без согласия своего господина (Апост. 82); 11) падший в арианское нечестие и привлекший туда других. Афан. к Руфину. Не возбраняется быть принятым в клир: 1) против воли нечто идоложертвенное приявшим, Анк. 3; 2) прежде Крещения идоложертвовавшим (Анк. 12); 3) вступившему в незаконный брак до Крещения, если жена его умрет, или он разведется с ней (Феоф. 4); 4) тяжкими мучениями насильно привлеченным к нечистой жертве, Петр. Алекс. 14. — Подчиненность Епископу. Клирики и находящиеся при богадельнях, монастырях и храмах мученических должны быть под властью епископа (Четв. 8, Сард. 14). Они должны повиноваться ему, когда он, по нуждам Церкви, хочет возвести их на высшие степени, иначе они не должны служить и в той степени, из которой они не хотели возведения на высшую степень (Карф. 10). Досадившие епископу и строющие ковы ему, извергаются (Апост. 55, Четв. 18, Шест. 34). Никто из клира не должен оставлять своей церкви и переходить к другой, без увольнительной грамоты от своего епископа, Апост. 15. Шест. 17. Ант. 3. Сард. 16. Клир, не учащий людей покорности поставленному епископу, отлучается, Апост. 36.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2286...

Поставивши для себя задачей – оправдать внутреннее достоинство человеческой природы против тех гностиков, которые в самом по себе плотском зачатии человека видели одно зло и неизбежный источник зол человеческих, он силился все нравственные несовершенства природы человеческой объяснить действием одной свободы, оставивши как бы в стороне влияние греховной наследственной порчи. Климент, впрочем, признает всеобщую греховность людей, а также господство над ними, вследствие грехопадения прародителей, проклятия и беспорядочной похоти, склоняющей людей ко греху (Strom, lib. III. с. 16 et 17), но только не говорит о внутренней зависимости всего этого от греха Адамова, объясняя его более из свободно-нравственных – личных влияний, чем из влияний физической наследственной порчи. Правда, он утверждает, что грешить всем от природы свойственно (Pedag. III, 12), но эту способность или расположенность человеческой природы ко греху, всегда переходящую в действительность, он опять изъясняет не из ее наследственной греховной порчи, а из действия другого рода причин, а именно свойственного ограниченной природе человеческой неведения и слабости, а также дурного воспитания и других подобных же внешних нравственных влияний (Strom, lib. II. с. 20). 812 Амвросий: Solus cnim per omnia ex natisde femina Sanctus Dominus Jesus, qui terrenae contagia corruptelae immaculati partus novitate non senserit et coelesti majestate depulerit (In Luc. lib. II. n. 56). Cp. Илар. Oper. incert. fragm. 8. 814 Григ. Наз. Carm. arcan. orat. 7. sub. fin. Васил. Вел. Бесед. во время голода. Тв. Св. Отц. VIII стр. 137. 821 Злат. In Genes. homil. 17. n. 2. Макар. Велик. Homil. XXV. n. 2; de libert. ment. n. 21. Амвр. Hexaem. lib. I. c. 8. n. 31. 823 Афанас. Contr. gent. c. 30. Лакт. Instit. lib. I. c. 2. Васил. Велик. Epist. 227. Григор. Наз. Orat. 28. n. 6. Григ. Hucc. De beatitud. orat. 6. 824 Амврос. De Jacob. et vit. beat. lib. II. n. 12. Кирилл. Иерус. Cathech. orat. 4. n. 21. Васил. Велик. Quod Deus non est auct.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010