В исследовательской лит-ре существует мнение, что Б. почитается католич. Церковью под именем св. кор. Тривелия (в монашестве Феоктиста). В пользу отождествления свидетельствуют совпадения фактов биографии князя и жития католич. святого (пам. 13 марта): добровольный уход в мон-рь после обращения страны в христианство, возрождение язычества при наследнике-отступнике, возвращение старого правителя из мон-ря, свержение с престола и ослепление старшего сына, возведение на трон младшего сына и окончательный уход в мон-рь ( Dujcev I. Slavische Heilige in der byzantinischen Hagiographie. Vol. 2. P. 211). В историографии болг. национального Возрождения, начиная с «Истории славяно-болгарской» св. Паисия Хиландарского, Тривелий не отождествлен с Б. и включен в перечень болг. святых как самостоятельное лицо. В Минее, используемой ныне в РПЦ, 2 мая помещена полиелейная служба и молитва Б. (Минея (МП). Май. Ч. 1. С. 81-95). Служба включает, в частности, тропарь 6-го гласа «Исполнен страха Божия и Крещением святым просвещен», используемый и в Болгарской Церкви (Пространен православен месецослов. София, 2002), и канон 8-го гласа (ирм.:        ; нач.: Царским путем неуклонно шествуя) со слав. акростихом «Царство оставив Борис, Царство получи». Лит.: Гюзелев В. Княз Борис Първи. София, 1969; он же. Борис I//KME. София, 1985. Т. 1. С. 222-233; Dujcev I. Slavische Heilige in der byzantinischen Hagiographie// Idem. Medioevo byzantino-slavo. R., 1968; Златарски В. История на българската държава през средните векове. София, 19712. Т. 1. Ч. 2. С. 1-279; он же. Легенда за откриване мощите на тевериуполските мъченици// Златарски В. Избр. произв. София, 1972. Т. 1. С. 190-205; он же. Посланието на цариградския патр. Фотий до българския княз Борис в славянски прево//Там же. С. 206-229; Драгова Н. Фрагменти от старобългарското Житие на свети княз Борис в балкански средновековни творби//Литературознание и фолклористика: В чест на акад. П. Динеков. София, 1983. С. 93-100; она же. Българската тема в расказите с чудеса на свети Георги в славяне-византийската традиция (IX-XI в.)//ГСУ, 1991. Т. 1: (1987). С. 229-248; Wasilewski T. Bizancium i Slowiane w IX w. Warsz., 1972. S. 131-230; Принятие христианства народами Центр. и Юго-Вост. Европы и крещение Руси. М., 1988. С. 40-67; Георгиева Н. Към въпроса за почитанието на княз Борис I като светец//КМС. 1991. Кн. 8. С. 178-188; Чешмеджиев Д. Към въпроса за култа на Архангел Михаил в средновековната България//Palaeobulgarica. 1996. 1. С. 52-61; Турилов А. А. Две забытые даты болгарской церковно-политической истории IX в.//Там же. 1999. 1. С. 19-23; Podskalsky G. Theologische Literatur des Mittelalters in Bulgarien und Serbien, 865-1459. Münch., 2000. S. 48-67.

http://pravenc.ru/text/153131.html

Гонения на христиан в Болгарии до крещения равноапостольного Бориса История Европы дохристианской и христианской Протоиерей Владислав Цыпин Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Сщмчч. Мануил, Георгий, Петр, Лев епп., Парод пресв., мчч. Иоанн, Лев, Любомир, Хотомир, Купергос, Асфир, Сионий и Гавриил Адрианопольские Предыдущие фрагменты: Славяне, поселившиеся в VI веке на территории современной Болгарии (в ту пору Дакии, Мезии и Фракии) ассимилировали местное эллинизированное или романизованное население, по преимуществу с фракийскими корнями, и это были христиане. В стране проживало немалое число не подвергшихся языковой ассимиляции романоязычных валахов и аромун, сохранивших христианское исповедание своих предков. Сопротивление перемене религии шло не от славянского населения страны, а от правящей протоболгарской знати Из источников VI–VIII столетий ничего неизвестно о кровавых гонениях на местных христиан со стороны язычников-славян и новых завоевателей тюркоязычных болгар, которых в научной литературе принято называть протоболгарами, чтобы отличить их от славяноязычного народа, также усвоившего себе со временем болгарское имя. Отдельные случаи притеснений, дискриминации или даже убийств за исповедание Христа могли и не попасть в анналы, но, если бы гонения приобретали масштабный размах, они бы не могли остаться вне поля зрения византийских историков. Во всяком случае впоследствии сопротивление перемене религии шло не от славянского населения страны, а от правящей протоболгарской знати. Характеризуя религиозную политику болгарских властей до принятия ими христианской веры, В. Гюзелев писал: «Исторические источники показывают, что в языческой Болгарии существовала относительная религиозная толерантность… Преследования христиан были редким явлением и были связаны, прежде всего, с конфликтными ситуациями с Византийской империей. С правом можно говорить о том, что как славянское, так и часть протоболгарского населения, постепенно приобщались к христианству» .

http://pravoslavie.ru/151160.html

T. 2. P. 182-185; см.: Златарски. 1927. С. 122-152; Neil. 2006. P. 28-32). Папа Адриан II и его преемник Иоанн VIII не признали переход Болгарской Церкви в юрисдикцию патриарха К-польского и неоднократно призывали как болгарские, так и византийские власти восстановить юрисдикцию Папского престола над Болгарией (см., напр.: ЛИБИ. Т. 2. С. 129-131, 136-181). Из-за противоречий между Римом и К-полем события, связанные с болг. миссией, получили тенденциозное освещение в Liber Pontificalis. В жизнеописании Н. умалчивается о том, что болгары обращались к Людовику Немецкому и что кн. Борис принял крещение от визант. проповедников. Впосл. Анастасий Библиотекарь утверждал, что болгары якобы «приняли веру Христову благодаря римлянину, некоему пресвитеру по имени Павел» (MGH. Epp. T. 7. P. 411). Крещение Болгарии сразу же привлекло внимание европ. авторов. Так, Гинкмар Реймсский описывал языческое восстание против кн. Бориса, болг. посольства к папе Римскому и к Людовику Немецкому (Annales Bertiniani. 1883. P. 85-86; ср.: Reginonis Chronicon. 1890. P. 95-96). Согласно Ксантенским анналам, болгары были крещены «мужами апостольскими», к-рых послал к ним Н. (Annales Xantenses. Annales Vedastini/Rec. B. de Simson. Hannover; Lpz., 1909. P. 25. (MGH. Script. Rer. Germ.; 12)). В кон. IX в. итал. историк Андрей из Бергамо утверждал, что «король болгар» лично прибыл в Рим и принял крещение от Н. (MGH. Scr. Lang. P. 227). Флодоард Реймсский также считал христианизацию болгар заслугой Н. (PL. 135. Col. 822; ср.: ЛИБИ. Т. 2. С. 279-281). Роль папы Римского в крещении Болгарии подчеркивалась и в более поздних лат. сочинениях (см., напр.: Гюзелев. 2006. С. 184-207). Незадолго до кончины Н. проявил интерес к деятельности византийских миссионеров равноапостольных Кирилла и Мефодия , которые с 864 г. трудились в Вел. Моравии. Зимой 866/7 г. Константин-Кирилл и Мефодий прибыли в Венецию, чтобы их ученики получили священный сан, вероятно от патриарха Градо. Согласно Житию Константина, деятельность братьев по переводу богослужебных текстов на слав.

http://pravenc.ru/text/2566078.html

29 марта 866 г. в Рим прибыли болгарские послы с письмом к папе Николаю от Царя Бориса с вопросами, уточняющими до мельчайших подробностей христианскую веру и христианский образ жизни, ровно как и с просьбой об учреждении Болгарской Церкви с достоинством Патриархии. В сентябре 866 г. папа Николай ответил на вопросы болгарского Царя (Responsa рарае Nicolai ad consulta bulgarorum). Зимой 866/7 гг. греческое духовенство было изгнано из Болгарии. На его место прибыло латинское духовенство, которое вместо греческого языка начало служить и проповедовать на и вовсе непонятном народу латинском языке. Царь Борис настойчиво требовал учреждения Болгарской Церкви, однако личная неприязнь римских пап к понравившимся Царю Борису клирикам и Епископам Римской Церкви, которых они подозревали в притязании на папский престол, как и нежелание пап учредить Болгарскую Церковь , в конце концов, вывело из терпения болгарского Царя. В феврале 868 г. в Рим прибыло новое болгарское посольство с очередной настойчивой просьбой об учреждении Болгарской Архиепископии. Одновременно с ним в Рим прибыли Святые братья Кирилл и Мефодий со своими учениками из Моравии для рассмотрения деятельности их миссии в Моравии перед судом римского папы. Вполне вероятно, что болгарские послы в Риме узнали о деле Святых братьев и по возвращении в Болгарию сообщили Царю о существовании христианства и христианского богослужения на болгарском языке (Ал. Чучулайн, Св. Борис, княз български, C., 1914, т. II, с. 91 и дальше; В. Гюзелев, Княз Борис I, C., 1969). В то же время папа Адриан отказал Царю Борису рукоположить его избранника – диакона Марина болгарским Архиепископом и послать его в Болгарию, а вместо него послал ему другого Епископа. Раздраженный Царь Борис возвратил папских послов обратно в Рим, настаивая на диаконе Марине. В Болгарии царил полный религиозный хаос. Никто не знал ни как верить в Бога, ни как молиться Ему. В создавшемся неопределенном положении в Болгарии появились исламские и еврейские проповедники. Армянские павликиане тоже намеревались послать в 868 г. своих проповедников в Болгарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННИКИЙ II [болг. Йоаникий] († ок. 1375), патриарх Тырновский. Дата его рождения и обстоятельства жизни неизвестны. Упоминается в Синодике Болгарской Церкви между Тырновскими патриархами Феодосием II и свт. Евфимием , следов., он был избран на Тырновскую кафедру в нач. 60-х гг. XIV в. В Патриаршество И. произошел ряд трагических для Болгарии и Болгарской Православной Церкви событий, но ему удалось сохранить единство и авторитет Церкви в условиях двойного натиска - со стороны Запада и османов. В 1365 г. Сев.-Зап. Болгария с центром в Бдине (совр. Видин) была оккупирована венграми, часть населения была насильственно обращена в католичество при поддержке папы Римского Урбана V (1362-1370), поставившего Бдинского и Преславского лат. епископов. Посетивший в 1366 г. Венгрию визант. имп. Иоанн V Палеолог одобрил действия Рима, заявив, что болгары не следовали «ни греческой, ни римской форме веры». Стремясь получить на Западе военную помощь для противостояния османскому продвижению на Балканы, имп. Иоанн V согласился на созыв православно-католич. Собора, а К-польский патриарх Филофей Коккин пригласил болг. представителей принять в нем участие. Когда в 1366 г. в Тырново для подготовки Собора прибыл папский легат Павел (титулярный патриарх К-польский), патриарх Филофей отправил И. разъяснения, что готовящийся Собор не должен обсуждать догматические вопросы. Но Болгария не поддержала идею сближения Рима и К-поля, и представители Болгарской Православной Церкви не приняли участия в Соборе. В 1371 г., после разгрома османами объединенных сил южнослав. государей в Марицкой битве и после смерти болг. царя Иоанна Александра , Болгария была вынуждена стать союзницей османского султана Мурада I. Под покровительством И. развивалась тырновская книжная школа, к-рой руководил буд. патриарх Евфимий. В Похвальном слове последнему, написанном митр. Киевским Григорием Цамблаком, упоминается, что через неск. лет после возвращения Евфимия в Болгарию (ок. 1375) И. «пастырь людей достиг своей блаженной и достойной святых кончины». Лит.: Кой кой е в средновек. България: Ист. справ./Сост.: Й. Андреев и др. София, 1994. С. 186; Гюзелев В. Папство и българите през Средновековието. Пловдив, 2009. С. 166. Д. И. Полывянный Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/578004.html

Судя по сохранившимся грамотам, И. А. оказывал существенную поддержку мн. мон-рям: наряду с обителями в Парории и Килифареве он богато одаривал мон-ри Зограф на Афоне, Драгалевский, Бачковский, скальный мон-рь близ Иванова, а также обители Пресв. Богородицы и свт. Николая в Месемврии (ныне Несебыр) и др. В правление И. А. достигла расцвета тырновская книжная и живописная школа, он был ктитором (при этом сам иногда решал, переводы каких книг необходимо сделать) ряда дошедших до нас рукописей - Псалтири (Кукленская Песнивца, 1337 г.; Б-ка Болг. АН (София). 2); Сборника попа Филиппа (1345; ГИМ. Син. 38); т. н. Ватиканского кодекса (1343-1345; Vat. slav. 2), в к-рых содержатся списки слав. перевода хроники Константина Манассии; Лаврентьевского сборника (см. Иоанна-Александра сборник ; 1348; РНБ. F. I. 376), Лондонского Евангелия (1355-1356; Lond. Brit. Mus. Add. 39672). С его скрипторием также связывают т. н. Псалтирь Томича (1360-1363; ГИМ. 2752), Четвероевангелие (XIV в.; Ath. Zogr. N 24), Лествицу (XIV в.; РНБ. Погод. 1054), 2 Четвероевангелия (XIV в.; РГБ. Ф. 242. 31; Ф. 256. 122). Ктиторские портреты И. А. сохранились в миниатюрах Ватиканского кодекса и Лондонского Четвероевангелия, а также в крипте (костнице) Бачковского мон-ря и в росписях скальной церкви близ с. Иванова. Лит.: Радченко К. Ф. Религиозное и литературное движение в Болгарии в эпоху перед турецким завоеванием. К., 1898; Сырку П. А. К истории исправления книг в Болгарии в XIV в. СПб., 1898. Т. 1. Вып. 1: Время и жизнь патр. Евфимия Терновского; PLP, N 500; Tachiaos A.-E. Sur les traces d " un acte du tzar Ivan Alexandre//Cyrillomethodianum. Thessal., 1975. T. 3. P. 183-189; Мечев К. Покровител на книжнината. София, 1977; Куев К. Иван Александровият сборник от 1348 г. София, 1981; Ангелов Д. С. Временна политическа стабилизация: Цар Иван Александър (1331-1371)//История на България. София, 1982. Т. 3. С. 334-351; он же. Българо-визант. отношения при царуването на Иван Александър// о н же. Из средновековното ни минало: Държава, народност, култура. София, 1990. С. 418-485; Ангелов П. Българо-сръбските политически отношения при царуването на Иван Александър (1331-1371) и Стефан Душан (1331-1355)//ГСУ, ИФФ. 1982. Год. 72. С. 95-118; Николова Б. Григорий Цамблак за ереста на Варлаам в средновек. България//Търновска книжовна школа. София, 1984. Т. 3: Григорий Цамблак: Живот и дейност. С. 112-118; Божилов И. Фамилията на Асеневци (1186-1460): Генеалогия и просопография. София, 1985, 19952. С. 149-178; он же. Политическо безсилие и културен блясък: Иван Александър Асен (1331-1371)//История на България: В 3 т. София, 1999. Т. 1: Божилов И., Гюзелев В. История на Средновековна България VII-XIV вв. С. 582-646; Андреев Й., Лазаров И., Павлов П. Кой кой е в средновек. България: Ист. справ. София, 1994. С. 128-134.

http://pravenc.ru/text/469796.html

124 Ключевский В. О. Отзывы и ответы. Третий сб. статей Пгр., 1918, с. 9–10. Откликом на начало издания Великих Четьих-Миней является также статья Шишова А. «Всероссийский митрополит Макарий и его заслуги для Русской Церкви» в журнале «Странник», 1869, 12, с. 75– 106. 125 См. о нем: Славяноведение в дореволюционной России, с. 256– 259, Воронов А. С. Палаузов С. Н. – Русская старина, 1872, 10, с. 471 – 473; Гюзелев В., Коларов Х. Список на трудовете на Спиридон. Н. Палаузов – Известия на българското историческо дружество, София, 1974, кн. 29, с. 159. 126 Ровнякова Л. И., С. Н. Палаузов – деятель болгарского просвещения – Русская литература, 1972, 2, с. 175, ЛЗА, 1871, вып. 5, отд. 4, с. 41 42. 127 Последний выпуск вышел либо во время революции, либо сразу после нее (См: Дробленкова Н. Ф. Библиография советских русских работ по литературе XI–XVII вв. за 1917–1957 гг. М. – Л., 1961, c.32). 129 Там же, 1871, Вып. 5, отд. 4, с. 47. Подробное освещение вопроса о издании Макарьевских Миней было бы отклонением от главной нашей темы, но вопрос этот может явиться темой специальной разработки. Библиографию изданий Миней как Археографической комиссией, так и старообрядцами см в приложении. 130 Литературное наследство. Неизданный Достоевский Записные книжки и тетради 1860–1861 гг, М., 1971, с. 317. 132 Васенко Н. «Книга Степенная царского родословия» и ее значение в древнерусской исторической письменности». СПб, 1904, с. 185 см. также: Серебрянский Н. Очерки монастырской жизни во Пскове – ЧОИДР, 1908, кн. 4, с. 279. 133 Гаврюшин Н. Что читал Андрей Рублев – Советская Россия, 4. XII, 1983, с. 4. См. также: Лихачев Д. Мост в будущее – в кн.: Альманах библиофила Вып. М., 1981, с. 15; Буганов В. И., Зимин А. А о некоторых задачах специальных исторических дисциплин в изучении и издании письменных источников по истории русского Средневековья. – История СССР, 1980, 1, с. 121. 134 Попов Н. П. О возникновении Московской Синодальной (Патриаршей) библиотеки – В кн. Сборник статей к сорокалетию ученой деятельности академика A. С. Орлова Л., 1934, с. 34.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В научном наследии З., главное сочинение к-рого - незавершенная «История Болгарского государства в средние века» (София, 1918-1940. Т. 1-3) и сохранившиеся материалы к ней, освещается проблематика, связанная с Крещением Болгарии, с деятельностью учеников св. равноапостольных Кирилла и Мефодия, с организацией и развитием Болгарской Православной Церкви в средние века, с политикой К-польской Патриархии и Охридской архиепископии в Болгарии IX-XII вв., с визант. и болг. церковно-историческими и житийными произведениями средних веков и раннего Нового времени. З. издал Жития св. Наума Охридского (Словенското житие на св. Наум от XVI в.//Списания на Българска акад. на науките. София, 1925. Кн. 30. С. 1-28), св. Иоанна Рильского (Георги Скилица и написаното от него житие на св. Иван Рилски//ИБИД. 1933. Кн. 13. С. 49-80), св. Феодосия Тырновского (Житие и жизнь прп. Феодосия//СбНУНК. 1904. Кн. 20. С. 1-41) и др. В своих трудах З. исходил из приоритета государственности в деле исторического развития нации. Ему принадлежит обоснование периодизации болг. истории как последовательной смены «царств», разделенных большими периодами визант. и османского владычества. Он подчеркивал ведущую роль Церкви в сохранении самобытности болгар, находившихся под властью османов, исследовав труды и деятельность выдающихся представителей Болгарской Церкви свт. Евфимия, патриарха Тырновского, архим. Паисия Хиландарского, иером. Спиридона и свт. Софрония, еп. Врачанского. З. много сделал для создания болг. университетской медиевистики и византинистики, научной школы Софийского ун-та и академического сообщества болг. историков, профессиональной исторической и археологической периодики. Соч.: Избрани произведения. София, 1972-1984. Т. 1-2; История на българската държава през средните векове. София, 1918. Т. 1. Ч. 1; 1927. Т. 1. Ч. 2; 1934. Т. 2; 1940. Т. 3. Лит.: Сб. в чест на В. Н. Златарски. София, 1925. С. 5-14; Ников П. В. Н. Златарски//ИБИД. 1936/1937. Т. 14/15. С. 1-27; Ангелов Д. Златарски В.//КМЕ. Т. 1. С. 722-726; Гюзелев В. Българската медиевистика// Он же. Апология на Средновековието. София, 2004. С. 110-125.

http://pravenc.ru/text/199899.html

В Софии открылся XXII международный конгресс " Византия без границ " София, 24 августа 2011 г. 22 августа в Софии открылся XXII международный конгресс " Византия без границ " , сообщает официальный сайт Болгарской Православной Церкви. На конгрессе планируется обсуждение роли тысячелетней Византийской империи в средневековой и современной истории мира, в том числе и влияние византийского Православия. Главными темами конгресса заявлены " Воспоминания и память о Византии " , " Роль Афона и Синая в духовном развитии Византии и средневекового мира " , " Свобода и ограничения в Византии " , " Город и городское пространство в Византии " , " Святость в изобразительном искусстве и богословии " . В конгрессе планируется участие около 1200 исследователей из 46 стран. Более 60% участников - это молодые исследователи, участие которых доказывает необходимость и перспективность византологических исследований. Из всемирно известных ученых в конгрессе примут участие В. Гюзелев, А. Джурова, В. Тыпкова-Заимова (Болгария), П. Шрайнер и Х. Миклас (Австрия), С. Манго (Великобритания), Е. Хрисос (Греция) и многие другие. Под эгидой конгресса, который продлится до 27 августа, пройдут круглые столы и пленарные заседания, а также организованы 14 выставок на различных площадках в Софии: " Сияние Византии. Иллюминированные греческие рукописи Балкан VI-XVIII в. " (Галерея иностранного искусства), " Средневековое православное искусство из коллекций болгарских музеев и частных коллекций " (Крипта храма-памятника св. Александра Невского), " ANTHIVOLA. The Holy Cartoons from Chioniades " (Крипта храма-памятника св. Александра Невского), " Византия и Болгария - христианская цивилизация " (музей Национальный археологический институт Болгарской академии наук), и т.д. 24 августа 2011 г. Рейтинг: 6 Голосов: 2 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/48251.html

Георгий Сириец – логофет геникона 121 Герман – византийский полководец 76–78 Германарих – король остготов (I в.) 72 Геродот – греческий историк (V в. до н. э.) 9, 42, 68, 87, 88, 93, 208, 213, 257 Гиаци – архонт пачинакитов (печенегов) 170 Гильельм (Вильгельм) – король Сицилии (1154–1189) 263, 264 Гифард – военачальник, возглавивший скифский отряд 259 Гияс ад-Дин Кай-Хосров II – см. Ятатин Гоар – аланский вождь в 410–412 гг. 60 Гогенштауфены – см Штауфены Годила – византийский полководец 110 Голубовский П. В. 255 Гонорий – римский император (395–423) 58–61, 63, 109 Горда – царь крымских гуннов 110 Грациан – римский император (375–383) 61 Грациан – консул 39 Греку В. 148 Григорий – священник 146 Григорий Назианзин – святитель, отец и учитель Церкви, архиепископ Константинопольский (IV в.) 36,141 Григорий Просветитель – архиепископ Великой Армении 80 Грот К. Я. 270, 271 Гудуин – ипостратиг 105 Гундикарий (Гунтиарий) – король бургундов (436–423) 60 Гюзелев В. 152 Гюрята Семкович – киевский посол 266 Далмаций – трибун 110 Даниил – евнух 48 Данишмендийя – см. Шаме ад-Дин Тавташ Дардан – префект претория Галлии 61 Дексипп – византийский историк 19, 27 Деций – римский император (249–251) 19 Димитрий Солунский – святой, великомученик 304 Диоклетиан – римский император (284–305) 107 Дионис – древнегреческий бог 33 Дир – легендарный киевский князь (864–882) 159 Дитен Й., ван 267 Донат – предводитель одного из гуннских племен 61 Дувий – гот, приближенный Атаульфа 62 Евгений – узурпатор 61 Евдокия Макремволитисса – византийская императрица (1021–1096) 245 Евдоксия – византийская императрица, супруга императора Аркадия 26 Евнапий Сардский – византийский историк (ум. ок. 420) 26–28, 32, 36, 139 Евномий – еретик, приверженец радикального направления арианства (IV в.) 21 Евплутий – магистриан 63 Евпсихий Тианский – епископ, участник I Вселенского Собора 17 Еврипид – греческий трагик (480–406 до н. э.) 275, 282 Евсевий Кесарийский – первый историк Церкви (260-е–339) 13–16, 18, 20, 23, 36

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010